• Несомненно, к категории «смысловой доминанты» от- контрастом с лирической песней Манрико (доносящейся из-за
носится и факт интерпретации Дебюсси гармонии не столько стен монастыря) - напомним также смысловую эволюцию всем
в виде функциональной вертикали, сколько в качестве особой известного приема — «прерванн°го оборота», например от Баха
краски «мягкой и очень пластичной» [7 с 252] До романтиков. В первом слУчае роль Vі ступени была только
• Укажем на необычное сочетание вокального монолога чисто Фамматической (см. Сонаты для скрипки соло), во вто-
и оркестра в опере Верди «Трубадур»: в сцене у стен монасты- ром (Вебер, Шуберт и др)
ря монолог сопрано (Леонора) сопровождается мощными аккор-
Примеры подобного рода можно продолжить. Но совершен-
^ но очевидно, что именно они, как и многие другие, дают нам подами tutti всего оркестра с суровым тембром тромбонов в осно- ___________________________________________ __ к,
м г г ’г гг нимание известной парадоксальности, нелинеиности бытия
ве, и этот прием подчеркивает не только драматизм ситуации, и развития семантических объектов в стилевом поле произведено и придает сцене трагическии смысл, которыи усиливается ния или целой эпохи, рассматриваемой в историческом аспекте. Библиографический список
1. Martinssen-Lohmann, С. Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schopferischen Klangwillens. - Leipzig, 1930.
2. Лихачев, Д. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.
3. Верман, К. История искусства всех времен и народов: в 3 т. - СПб., 1903-1909. - Т. Ill.
4. Мазель, Л. Вопросы анализа музыки. - М., 1991.
5. Орлов, Г. Семантика музыки. Проблемы музыкальной науки. - М., 1973. - Вып. 2.
6. Онеггер, А. О музыкальном искусстве /пер. с французского. - М.; Л., 1979.
7. Денисов, Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Вопросы музыкальной формы. - М., 1977. - Вып. 2.
8. Brockhaus, Riemann. Musik l.exicon. ln 2 Banden. В.2. В. Scnott's Sohne. - Mainz, 1979.
Bibliography
1. Martinssen-Lohmann, S. Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schopferischen Klangwillens. - Leipzig, 1930.
2. Likhachev, D. Poehtika drevnerusskoyj literaturih. - M., 1979.
Z. Verman, K. lstoriya iskusstva vsekh vremen i narodov: v 3 t. - SPb., 1903-1909. - T. lll.
4. Mazelj, L. Voprosih analiza muzihki. - M., 1991.
5. Orlov, G. Semantika muzihki. Problemih muzihkaljnoyj nauki. - M., 1973. - Vihp. 2.
6. Onegger, A. O muzihkaljnom iskusstve /per. s francuzskogo. - M.; L., 1979.
7. Denisov, Eh. O nekotorihkh osobennostyakh kompozicionnoyj tekhniki Kloda Debyussi // Voprosih muzihkaljnoyj formih. - M., 1977. - Vihp. 2.
8. Brockhaus, Riemann. Musik l.exicon. ln 2 Banden. V.2. V. Scnott's Sohne. - Mainz, 1979.
Статья поступила в редакцию 10.01.12
УДК 7
Chernjaeva I. К ART INTERNET AUCTIONS AS A WAY OF THE DECISION OF PROBLEMS OF THE TRADITIONAL ART MARKET. ln article the author considers sale of works of art by means of auctions. Historical stages of development of auctions and kinds of the auction auctions are is short stated. lnternet auctions and possibilities of electronic commerce, as way of the decision of problems of the traditional art market are separately presented.
Key words: auction, the auctioneer, the virtual art market, the Internet, electronic commerce, the auction house.
И.В. Черняева, ст. преп. каф. истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: gurkina-22@mail.ru
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОНЫ КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРАДИЦИОННОГО АРТ-РЫНКА
В статье автор рассматривает продажу произведений искусства посредством аукционов. Кратко изложены исторические этапы развития аукционов и виды аукционных торгов. Отдельно представлены интернет-аукционы и возможности электронной коммерции, как способа решения проблем традиционного арт-рынка.
Ключевые слова: аукцион, аукционист, виртуальный арт-рынок, интернет, электронная коммерция, аукционный дом.
Аукционы (от лат. аuctio - публичные торги; англ. аuction, public sale), - продажа с публичных торгов, при которой товар или имущество приобретаются лицом, предложившим за них самую высокую цену [1, с. 227]. Аукцион - способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в т.ч. произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинниками. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится человек, предложивший наибольшую цену Торговый механизм такого вида явился наилучшим для продажи предметов искусства. Аукцион позволяет определить реальную стоимость произведения искусства на текущий момент. Он формирует котировки и рейтинг художника.
В античные времена аукционы появляются как форма торговли произведениями искусства. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в 13 веке во Франции. С середины XVll века они появились в Голландии, а затем - в Англии, Франции и других странах континента. Обращались к ней в исключительных случаях, когда из-за долгов или раздела наследства нужно было быстрым способом реализовать семейные собрания. XVlll век подарил художественному
рынку аукционные дома. Некоторые из них существующие по сегодняшний день. В 1707 году в качестве государственного ломбарда австрийским императором Иосифом I был основан «Доротеум». Предметы, заложенные и невыкупленные в установленный срок владельцем, продавались на аукционах. К ним добавлялись аукционы, осуществлявшиеся во исполнение закона или судебного решения. В начале XX века стали проводиться «добровольные» аукционы, основанные на соглашении между продавцом и аукционным домом. В 1744 году в Лондоне Сэмюэл Бейкер, начинавший свою карьеру с книжной торговли, провел первые торги под собственным именем. Приобретение книг и составление библиотек было тогда в большой моде. На книжных аукционах Бейкер быстро заработал приличное состояние. Спустя некоторое время он принялся за торговлю гравюрами, монетами и прочим антиквариатом. После смерти Бейкера фирму унаследовал его племянник Джон Сотбис, и с 1778 года, фирма стала называться его именем. В 1766 году у фирмы Бейкера появился конкурент - аукционным делом занялся в Лондоне Джеймс Кристис. Аукционная форма торговли начала набирать обороты, и к концу века к Сотбис и Кристис, прибавились другие аукционисты, но им не удалось догнать по значи-
мости и обороту капитала эти аукционные дома. Кроме двух крупных интернациональных аукционных домов есть менее крупные национальные: во Франции - «Друо», в Германии - «Хуго Рюф», «Вайнер», «Ноймай-стер», в Швейцарии - «Габсбург», «Габю», в Скандинавии - «Буковски», в Австрии - «Доротеум» [1, с. 228].
Приобретать произведения искусства на аукционе безопасно. Авторитет аукционного дома основывается на экспертизе всех лотов (предметов или их групп, выставляемых на торги). Покупатель получает документ (сертификат), подтверждающий авторство; вероятность продажи подделки сведена к минимуму.
На рубеже XX-XXl веков интенсивно развивается новая форма проведения аукционов - интернет-аукционы. Интернет-аукцион (он же «онлайновый аукцион») - аукцион, проводящийся посредством интернета. В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся на расстоянии (дистанционно) и в них можно участвовать, не находясь в определённом месте проведения, делая ставки через Интернет-сайт или компьютерную программу аукциона. Момент окончания интернет-аукциона, в отличие от традиционных аукционов, заранее назначается самим продавцом при постановке товара на торги. В обычных же аукционах борьба идет до тех пор, пока повышаются аукционные ставки. По окончании интернет-аукциона покупатель должен перевести деньги продавцу по безналичному расчёту (реже - наличными, например - при получении товара лично), а продавец обязан выслать товар покупателю по почте, нередко в любую точку страны проведения аукциона или всего мира. Границы возможной пересылки товара указываются самим продавцом заранее.
В мировой практике интернет-аукционы стали вполне привычным явлением. Есть три основных вида таких аукционов: стандартный, голландский и “по фиксированной цене”. Аукцион «по фиксированной цене» появился несколько позже других. Он более доступен для понимания: выставил товар, покупатель пришел и сразу его купил. Стандартный аукцион - это обычный аукцион на повышение: кто дал большую цену, тот и победил. Голландский вид аукциона - торги идут втемную, покупатели не видят ставок конкурентов, ставка принимается только одна. Кто выставил большую цену, тот и побеждает.
В России существует множество интернет-аукционов. Наиболее популярные из них www.molotok.ru,www.stavka.ru, www.meshok.ru, www.torg.alkar.net, www.auctions.org.ru и т.д. В данные ресурсы подключаются дополнительные решения электронной коммерции. В аукционные системы добавляются платёжные системы и решения по авторизации пользователей. В поле интернет - аукционов России не так давно начали появляться “Скандинавские аукционы” - это он-лайн аукционы предлагающие покупателям товары по низким ценам (10-20% их реальной рыночной стоимости). На рынке России такие аукционы, явление достаточно новое, в отличие от Европы. В Великобритании большой популярность пользуется аукцион Swoopo.co.uk. В Финляндии популярен аукцион Fiksuhuuto.fi, в Эстонии Sendioksjon.ee [2, с. 192].
Колоссальные информационные ресурсы и огромный потенциал для коммерческой деятельности - это главные характеристики Интернета. Конец XX века стал революционным для мирового арт-рынка, причем многие связывают это именно с активным освоением Сети крупнейшими аукционными домами. Произошедший альянс старейшего аукционного дома Сотби с электронной компанией Amazon и аукциона Butterfield & Butterfied с компанией eBay стали индикаторами доверия традиционного арт-рынка возможностям электронной арт-коммер-ции, невероятно расширяющей круг потребителей искусства. Стремительный отход от принципа торговли “из рук в руки” (Ebay и аукционы Yahoo и Microsoft) к тактике “бизнес потребителю” (EBay Great Collections), где во главу угла ставится корпоративная ответственность, говорит о цивилизованных основаниях нового электронного арт-рынка [3, с. 3].
Библиографический список
Количество сайтов по искусству сегодня велико, поэтому появляются оболочки, объединяющие различные проекты и облегчающие поиск в Сети. Обширнейшие результаты приносит поиск сайтов по искусству на Yahoo, Google, Nigma, Yandex. Активно посещаемые рускоязычные сайты по искусству - аtrus, аrtlife, а^Ь^^у, auction.magazin-kartin, sovcom, rusiskusstvo, artprojekt, iskusstvu, museum, artwin, gelos. Специфика российских ресурсов по искусству - в разделении коммерческих и актуальных проектов, последние обычно ориентированы на узкий круг профессионального сообщества. Существуют вспомогательные профессиональные ресурсы - Mei-Moses All Art lndex, Gabrius Art lndex, Artprice, Zurich Art and Antiques lndex, Art Sales lndex, gelos.ru (многочисленные индексы доходности искусства), tfaoi.com, group-esi.com, europages.com.ru (страховка, перевозка), apprisals.com, antiquary.eu, art-con.ru (атрибуция, оценка). Залог коммерческого успеха в Сети - в максимально широком использовании всех возможностей Интернета. Помогает при выборе картин нестандартная организация произведений в банке данных, например, в “галереи” по жанру, стилю, сюжету и даже по доминирующему цвету (PaintingsDirect.com, Artlife.ru), электронный журнал по искусству (Connoisseur на Gavelnet.com), новостные ленты (Artumbrella.com).
Официальные сайты имеют художественные галереи Алтайского края: выставочный зал «Турина гора» (turinagora.ru), галерея «Кармин» (gallery-carmin.ru), Арт-галерея Щетининых (shetinin-art.ru), выставочный зал «Союз художников России» (altaikraiart.ru). Деятельность галереи современного искусства «Универсум» представлена на официальном сайте Алтайского государственного университета (asu.ru). Некоторые галереи создают свои страницы в социальных сетях. Арт-галерея «Бандероль», галерея «Кармин», павильон современного искусства «Открытое небо» информируют посетителей об открытии новых выставок, о планируемых мероприятиях на страницах социальной сети «В Контакте».
С появлением нового коммуникационного пространства возникает вопрос о возможности виртуального пространства решить проблемы традиционного арт-рынка. Благодаря техническим преимуществам Сети для музеев и галерей Интернет - это реклама, архив, каталог и помощник, держащий галерею открытой 24 часа в сутки и принимающий сообщения. Будучи идеальной формой репрезентации при минимуме затрат и максимуме охвата, корпоративные сайты уже есть у многих художественных организаций - от Лувра и Эрмитажа до небольших районных музеев и актуальных картинных галерей. Интернет позволяет привлечь большую аудиторию потенциальных покупателей -людей, которые раньше никогда бы не купили произведения искусства из-за массы причин (нехватки времени, отсутствия галереи поблизости, дискомфорта в среде профессионалов). На некоторых сайтах художники бесплатно (artnow.ru, artwin.ru) или за определенную плату могут выставлять на продажу свои произведения, находясь при этом в любой точке мира. Здесь же художники и покупатели могут общаться между собой на тематических форумах, что особенно актуально для творческих людей из отделенных уголков России. Электронные платежи и доставка - преимущества, которые редко предоставляют ныне действующие субъекты арт-бизнеса. Складывающийся принципиально новый рынок искусства (новые потребители и механизмы ценообразования) в перспективе даже отменит некоторые законы рынка традиционного. С другой стороны, демократичность виртуального арт-рынка приводит к заполнению Сети “второсортным” искусством, дезориентирующим покупателя (например, на Молоток.ру), поэтому огромное значение имеет появление профессиональных ресурсов, которые учитывают специфику продажи произведений искусства и применяют особые механизмы распространения информации, гарантии, оценки, презентации произведений.
1. Большая энциклопедия: в 62 т. - М., 2006 - Т. 4.
2. Байков, В.Д. Как научиться работать на Интернет-аукционе eBay / В.Д. Байков, Д.В. Байков // ДМК-Пресс. - 2007.
3. Лазарева, Е. Реальное искусство из виртуального пространства // “Артхроника”. - 2000. - № 3-4.
4. Степанская, Т.М. Свободный художественный рынок и развитие изобразительного искусства в России // Культурное наследие Сибири. - Барнаул, 2005.
Bibliography
1. Kommentariyj k Ugolovnomu kodeksu Rossiyjskoyj Federacii / pod red. Yu.l. Skuratova, V.M. Lebedeva. - M., 1996.
2. Volzhenkin, B.V. Korrupciya. - SPb., 1998.
3. Ponomorev, P.G. Ugolovno-pravovihe problemih protivostoyaniya korrupcii. - M., 2011.
4. Sostoyanie i tendencii prestupnosti v Rossiyjskoyj Federacii: kriminologicheskiyj i ugolovno-pravovoyj spravochnik / pod obth. red. A.Ya. Sukhareva, S.l. Girjko. - M., 2007.
5. Sostoyanie prestupnosti v Sibirskom federaljnom okruge: analiticheskiyj obzor i prognoz / otv. red. D.D. Nevirko. - Krasnoyarsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 31.01.12
УДК 755.522 (878)
Khazbulatov A.R. JEWELRY ON THE “GOLDEN MAN'S” COSTUME -MASTERPIECES OF WORLD SIGNIFICANCE. ln «jewelry on the “golden man’s” costume - Masterpieces of world significance» the materials telling about the discovery of the “Golden Man” from the lssyk barrow, opened in 1969, K. Akishev with a list of people involved in the excavation, and various exhibitions on the findings.
lssyk burial finds of preservation, which allowed to reproduce with a possible complete picture of the funeral rites, to reconstruct the exact format ceremonial headgear, clothing and footwear and the location of the system for them many ornaments on high technology manufacture of art objects and the number of gold objects found are unique.
Key words: conservation of cultural heritage, restoration, preservation, reconstruction, Saka art, animal style, Golden Man, Altyn Adam, mound Issyk, Kazakhstan.
А.Р. Хазбулатов, докторант PhD, магистр искусств, преподаватель каф. «Декоративно-прикладного искусства» Казахской Национальной Академии Искусств им. Т.Жургенова, г. Алматы,
E-mail: xazbulatov@mail.ru
ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ НА КОСТЮМЕ «ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА» -ШЕДЕВРЫ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ
В работе «Ювелирные украшения на костюме «Золотого человека» - шедевры мирового значения»
представлены материалы повествующие о находке «Золотого человека» из кургана Иссык, открытого в 1969 году К.А. Акишевым, с перечислением людей участвующих в раскопках и различных выставок, посвященных находкам. Иссыкские находки по сохранности захоронения, позволившей воспроизвести с возможной полнотой картину погребального обряда, реконструировать относительно точно форму парадного головного убора, одежды и обуви и систему расположения на них многочисленных украшений, по высокой технике изготовления предметов искусства и по количеству найденных золотых изделий являются уникальными.
Ключевые слова: сохранение культурного наследия, реставрация, консервация, реконструкция, сакское искусство, звериный стиль, Золотой человек, Алтын адам, курган Иссык, Казахстан.
The Scytho-Saka people's contribution to the Eurasia continent's history was very great. Under the latest data the Scythians have played their part in the ethnogenesis of the Slaves and the Saks, in the ethnogenesis of the Kazakhs, Kirghizes, and maybe of the Oguzes, Turkmens, Yakuts, Tadzhiks and Afghans. Saka components' importance in all ethnocultural processes that accompanied coming into being such states as Media, the Greek-Bactria Kingdom, was rather noticeable.
Scytho-Siberian “animal” style, in which the formation of a dominant role had played Saka tribes, became the most brilliant event in human art history. This style is characterized by depicting animals in certain canonical poses and by special methods of an artistic execution.
In this article we will turn to the history of a find from kurgan Issyk that has acquired a world-wide fame under the name of “Golden Man” or “Altyn Adam”. The Issyk Kurgan is a compact historical collection comprising jewelry art items (more than four thousand pieces of jewelry), a literary text (inscription on a silver cup), weapons, household articles, and fragments of clothes, head-dress and footwear [1, c. 5].
Issyk Saka “animal” styled art is a syncretic art; a fusion of two components, original and adopted. But within the art, as well as in many ancient arts of the other peoples, it is difficult to draw a clear-cut boundary between its components, as they are closely intertwined and flowed together. The Issyk art makes an impression of a completely formed, entire, and in contradistinction to Scythian art, a less eclectic art.
The great complex of brilliant specimens of Saka “animal” styled art from the Issyk kurgan is an undoubted contribution in world culture treasury.
An interred man is considered to belong to Saka art of the fourth to second centuries B.C. On his clothes dwcor we will try to reveal semantic and artistic images of jewelry art. We will also try to reveal uniqueness of the find. The report has a scientific, art-history, historical and popularization significance.
In 1969-1970, archaeologists of the Academy of Sciences of the KazSSR excavated the Issyk kurgan with a rich burial of a notable warrior, leader of the nomad Saks inhabiting in the territory of modern
Kazakhstan 2200-2300 years ago. The burial showed what clothes the Saks leaders wore in that time.
In a two-year excavation of the Issyk kurgan, besides archaeologist K.A. Akishev who led the work, took part an archaeologist B.N. Nurmukhanbetov who conducted an archaeological supervision cutting off the mounds embankment with a bulldozer. Clearing an interred mans remains, a field conservation of some articles, drawing and a photofixation of the finds were executed by the engineering and technical workers: an engineer-restorer V.I. Sadomskov, painter T.V. Vorobjeva, photographer O.V. Medvedev, laboratory assistant A.S. Zagorodniy and practicing student A.K. Akishev.
The Issyk leader was interred in the rectangular timber chamber under the burial mound in a diameter of sixty meters and height of six meters. By its size the burial mound is attributed to the “royal” one; the scale of the mound conformed to the interred mans rank. The size of the burial mound is 8600 cubic meters. It is supposed that three or four thousand man days were needed for manual erecting of the mound. The chamber by its sides was strictly oriented toward the cardinal points of the world.
The interred man lay clothed in a ceremonial or ritual dress, sewed on by hundreds of gold plaques, at the northern wall, on his back, with his head to the west, on a spread raincoat. The man was dressed in a silk shirt over which was a short camisole imitating a protecting cataphract [2, c. 8]. The camisole was entirely sewed on with golden plaques, stamped in the form of a trefoil and a tigers head. The man was belted with a heavy composed belt consisting of cast plaques representing a fantasy horse-deer-gryphon and elks heads.
The “cataphract” was, most likely, symbolic; although the gold trefoil-shaped plaques had a bronze warp, they did not have protection purposes. Zoomorphic ornaments and solar gold served as a magic protection from any and all sides. The mans clothes showed his belonging to the Warriors-horsemen, among whom the ancient Indo-Iranians, including the Saks, elected their chieftains. On his head there was a high conic Kulah with a neck-flap covering his neck and with cheek-blades.