Научная статья на тему 'Художественное воспитание студентов колледжа в процессе обучения основам вокального искусства'

Художественное воспитание студентов колледжа в процессе обучения основам вокального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART EDUCATION / MODEL / MODELING METHOD / PROJECT ACTIVITY / ARTISTIC BEHAVIOR / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОДЕЛЬ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баев А.Ю., Маврин С.А.

В статье рассмотрены основные проблемы художественного воспитания, предложены пути их решения на примере конкретного учебного заведения. Описан метод моделирования как один из способов достижения цели в процессе обучения основам вокального искусства. Определены организационно-педагогические условия, которые будут способствовать результативности совместной деятельности направленной на решение проблемы и достижение цели исследования. Необходима опытная проверка предположения о том, что художественная деятельность, организуемая и осуществляемая воспитательным отделом, преподавательским составом и студенческим коллективом в колледже культуры в соответствии с данной моделью, позволит достичь большей результативности процесса формирования художественного поведения у студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC EDUCATION OF COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING OF THE VOCAL ART BASICS

The main problems of the artistic education are considered in the article. The ways to solve them are suggested using the example of a particular educational institution. The method of modeling is described as one of the ways to achieve the goal in the process of teaching the basics of vocal art. The organizational and pedagogical conditions that will contribute to the effectiveness of joint activities aimed at solving the problem and achieving the goal of the study are determined. It is necessary to test the assumption that the artistic activity organized and carried out by the educational department, teaching staff and students in a college of culture in accordance with this model will allow achieving greater efficiency of the process of formation of artistic behavior among students.

Текст научной работы на тему «Художественное воспитание студентов колледжа в процессе обучения основам вокального искусства»

4. Sergeeva N.Yu. Artpedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj podgotovki buduschego uchitelya. Formirovanie lichnosti buduschego specialista v sovremennyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Cheboksary, ChGPU, 2009: 25 - 33.

5. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie dlya magistrov, aspirantov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki, obuchayuschihsya po dopolnitel'noj programme dlya polucheniya kvalifikacii "Prepodavatel' vysshej shkoly". Rostov-na-Donu, 2011. Ser. Seriya "Vysshee obrazovanie".

6. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

Статья поступила в редакцию 15.04.19

УДК 37.03

Baev A.Yu., postgraduate, teacher, Omsk Regional College of Culture and Art (Omsk, Russia), E-mail: buy_ck@mail.ru

Mavrin S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: social@omgpu.ru

ARTISTIC EDUCATION OF COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING OF THE VOCAL ART BASICS. The main problems of the artistic education are considered in the article. The ways to solve them are suggested using the example of a particular educational institution. The method of modeling is described as one of the ways to achieve the goal in the process of teaching the basics of vocal art. The organizational and pedagogical conditions that will contribute to the effectiveness of joint activities aimed at solving the problem and achieving the goal of the study are determined. It is necessary to test the assumption that the artistic activity organized and carried out by the educational department, teaching staff and students in a college of culture in accordance with this model will allow achieving greater efficiency of the process of formation of artistic behavior among students.

Key words: art education, model, modeling method, project activity, artistic behavior.

А.Ю. Баев, аспирант, преподаватель, Омский областной колледж культуры и искусства, г. Омск, E-mail: buy_ck@mail.ru

С.А. Маврин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет,

г. Омск, E-mail: buy_ck@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассмотрены основные проблемы художественного воспитания, предложены пути их решения на примере конкретного учебного заведения. Описан метод моделирования как один из способов достижения цели в процессе обучения основам вокального искусства. Определены организационно-педагогические условия, которые будут способствовать результативности совместной деятельности направленной на решение проблемы и достижение цели исследования. Необходима опытная проверка предположения о том, что художественная деятельность, организуемая и осуществляемая воспитательным отделом, преподавательским составом и студенческим коллективом в колледже культуры в соответствии с данной моделью, позволит достичь большей результативности процесса формирования художественного поведения у студенческой молодежи.

Ключевые слова: художественное воспитание, модель, метод моделирования, проектная деятельность, художественное поведение.

Анализ научной литературы по проблеме художественного образования позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день изучение подобного вопроса характеризуется достаточно глубоким анализом факторов, влияющих на наличие пробелов в изучаемой области. Актуальность таких исследований обусловлена тем, что в современных условиях социально-экономических реформ наблюдается устойчивое снижение художественного образования. Такая ситуация требует поиска новых моделей, форм и методов, организации деятельности по формированию художественного образования. Эти обстоятельства подчёркивают настоятельную необходимость углубленного изучения проблемы формирования художественного поведения студентов.

Важной принципиальной позицией в концепции решения проблемы художественного образования является акцент вокального искусства с молодежью в педагогических условиях. Неоднократные попытки ранее сформировать художественное образование методами традиционной практики, внеучебной работы не решали проблему на высоком уровне. Это означает, что практика подобного образования должна быть ориентирована на сферу воспитательной жизни молодежи и осуществляться с помощью методов вокального творчества [1].

В Омском колледже культуры и искусства работает воспитательный отдел, который является необходимым компонентом системы образования, обеспечивающим социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Его деятельность заключается в основном в особом виде помощи студентам в обеспечении их личностного развития, социализации, сохранении и укреплении здоровья, защите прав в образовательном процессе; кроме того, социальный педагог и психолог при необходимости осуществляют коррекцию поведения студентов с нарушениями и профилактику правонарушений [2].

Как описывает Т.А. Черникова, эффективная совместная деятельность воспитательного отдела колледжа совместно с преподавателями в организации художественного образования способствует развитию творческой деятельности молодёжи, важным фактором которой является реализация воспитательной функции образовательной деятельности. Подобная функция направлена на:

- формирование художественных положительных качеств личности;

- создание условий для развития художественного опыта студентов;

- мотивацию художественной деятельности.

Чтобы лучше понять суть совместной деятельности воспитательного отдела и педагогических кадров в области художественного образования, его основные функции и направления, необходимо построить его модель.

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования носит интегративный характер, позволяет сочетать эмпирическое и теоретическое в педагогическом

исследовании, т. е. совмещать эксперимент с построением логических структур и научных абстракций при изучении педагогического объекта.

В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах РА. Ата-ханова, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, А.Н. Дахина, В.И. Загвязинского, И.П. Лебедева и др. Наиболее полным, на наш взгляд, является определение моделирования ГВ. Суходольского, который рассматривает его «как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами».

Главным определением метода моделирования является понятие «модель». Модель - это искусственно сформированный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, отражает и воссоздает в наиболее элементарном и общем виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта, отмечает автор. А.Н. Дахин. Практическая значимость модели в любом педагогическом исследовании во многом обусловливается её адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько хорошо учитываются ключевые основы моделирования на этапах построения модели - наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют, как возможности и тип модели, так и её функции в педагогическом исследовании.

Результативность моделирования зависит от исходных теорий и гипотез, указывающих пределы возможные при моделировании упрощений, не следует забывать и о проблеме адекватности модели. Этому аспекту все исследователи, использующие метод моделирования, придают особое значение. В этой связи существует важное методологическое положение.

Австрийский логик К. Гедель доказал две знаменитые теоремы о неполноте и непротиворечивости формальных систем. Первый утверждает, что в логико-математических системах невозможно формализовать всю содержательную часть, т. е. любая система аксиом является неполной. Во второй говорится о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой системы. Теоремы Геделя получили и общенаучную интерпретацию, согласно которой для дедуктивного построения модели, точно описывающей «поведение» системы любой природы, не существует полного и конечного набора сведений о ней [3].

Для описания эффективности моделирования в педагогику было введено специальное понятие «педагогическая валидность», которое близко по смыслу к понятиям «надежность», «адекватность», но не идентично им. Педагогическую валидность обосновывают комплексно: понятийно, критериально и количественно, так как моделируется, как правило, многофакторное явление. Споры вокруг возможности моделирования сложных явлений социальной сферы продолжаются и сейчас, вероятно, никогда не прекратится. Это связано с фундаментальной

проблемой полноты каждой построенной модели. Надо учитывать тот факт, что ни одна модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собственном пространстве. При построении моделей исследователи балансируют на грани их полноты и достоверности.

Исходя из вышесказанного, при моделировании мы в первую очередь опирались на принципы как методологическую основу педагогического моделирования:

- принцип целостности отображения процесса, предоставляющий возможность увидеть не только его элементы, но и связи между ними;

- принцип возможности изучения процесса до его реализации;

- принцип саморазвития, ориентированный на создание таких педагогических моделей, которые были бы динамичными, варьирующийся в зависимости от конкретной образовательной и социальной ситуации;

- принцип реальности, который требует воспроизводимости разработанной педагогической модели на практике в близких образовательных условиях [4].

Важным шагом стал выбор типа модели. Известно, что модели могут существовать в системе, комбинироваться, при этом каждая модель может существовать независимо.

Различают следующие типы моделей:

1. Функциональная модель предназначена для изучения особенностей работы (функционирования) и её цели по отношению к внутренним и внешним элементам.

2. Модель принципа действия (принципиальная модель, концептуальная модель) характеризует самые существенные (принципиальные) связи и свойства реальной системы.

3. Структурная модель подразумевает:

- блок-схему, представляющую собой упрощенное графическое представление устройства моделируемого объекта, дающее общее представление о форме, расположении и количестве наиболее важных его частей и их взаимоотношений;

- топологическую модель, которая отражает взаимные связи между объектами, не зависящие от их геометрических свойств [3].

Для моделирования выбрана структурная модель, характеризующая последовательность и состав этапов и стадий моделируемого процесса, комплекс процедур и привлеченных технических средств, совместную деятельность его участников [4]. Структурная модель - наиболее распространенный тип моделей в педагогике; в её основе лежат сущностные отношения и взаимосвязи между компонентами моделируемой системы (в нашем случае, процесса как системы). Состав (от лат. структура) - расположение элементов в системе. Структура системы состоит из компонентов, выбранных принятым критерием, а также связей между ними, описывающих логику их взаимодействия и взаимозависимости. Понимание связей является очень важным моментом, ведь только зная, что и как связано в педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения её качества.

В целом структура модели может быть представлена следующими компонентами: целевой, предметный, мотивационный, организационно-методологический, содержательный, процедурный (деятельностный), оценочно-результативный.

В модели необходимо обозначить:

- факторы влияния на деятельность объединения: положительные (существующий опыт) и отрицательные (наличие проблемы), актуализирующие потребность в художественном образовании;

- наличие общественного заказа на осуществление художественного образования.

Целевая составляющая принципиально важна, потому что она в модели воплощена в виде целеполагания, и в то же время модель является инструментом реализации поставленных целей. Цель формирование художественного образования.

Достижение этой цели связано со следующими задачами:

1. Включение студентов в художественную и личностно значимую деятельность.

2. Создание условий для развития художественной деятельности, формирования стиля жизни и художественного поведения учащихся.

3. Активизация ресурсов образовательного учреждения, необходимых для реализации художественного образования в современной социально-экономической ситуации.

Разрешение выявленных противоречий между требованиями цели и конкретными возможностями учеников является способом достижения этой цели. Цель формирования художественного образования студентов колледжа не может быть жестко определена конечным результатом. Поэтому этот процесс должен быть направлен на раскрытие потенциала личности, что в будущем повлечет за собой процесс саморазвития личности как художественно образованного члена общества [5].

Главными субъектами деятельности по организации художественного образования (предметная составляющая) являются преподаватели колледжа, специалисты воспитательного отдела учреждения, а также ближайшего социального окружения (студенты). Все мероприятия, организуемые согласно этой

модели, регулируются заместителем директора по воспитательной работе образовательного учреждения.

Наличие общего и специфического в деятельности различных субъектов в организации креативного образования определяет наличие в его характеристике двух сторон - дифференциации и интеграции.

Дифференциация требует четкого определения специфических функций и сфер художественного воздействия каждого отдельного субъекта.

Интеграция предполагает:

а) совместную деятельность в различных формах;

б) наличие духа коллегиальности и взаимопонимания, сформированного всеми участниками взаимодействия в процессе взаимозависимых отношений и связей;

б) ориентацию интеграционного (управляющего) органа на координацию усилий взаимодействующих субъектов.

Взаимодействие - это контролируемый процесс, он «запускается» за счет создания различных связей между предметами, которые в совокупности обеспечивают реализацию целей и задач педагогического коллектива в целом.

Совместная деятельность, это деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет отличительную функцию, от других.

В то время, когда субъекты организации художественного образования в каждом конкретном случае могут быть отдельные личности, педагоги, непосредственное социальное окружение и т. д., эффект от этой деятельности во многом зависит от степени их вовлеченности в поиск путей решения проблем, степени активности взаимодействия с профессионалами. Также существенной является помощь администрации учебного заведения.

В основе взаимодействия должны находиться субъект-субъектные отношения между участниками, другими студентами, стимулирующие их собственную деятельность и каждого человека в целом, обеспечивающие возможность самостоятельно принимать решения по своим художественным, творческим проблемам; создание адаптивной среды, позволяющей реализовать наиболее значимые потребности и отношения, открывающие возможности для личностного роста и самореализации.

Специфические характеристики деятельности и взаимодействия субъектов как активных, социально здоровых членов общества способствуют тесной взаимосвязи субъективного и мотивационного компонентов построения модели.

Мотивационный компонент модели подразумевает развитие стабильной мотивации студентов к художественному поведение, постоянное личное самосовершенствование как основы самореализации в обществе; наличие активной жизненной позиции по отношению к формированию художественного поведения среди молодежи. Важно понимать значимость сформировавшихся у студенческой молодежи личностных качеств, знаний и умений для их полноценной реализации в жизни.

Мотивирующее воздействие, в свою очередь, что весьма немаловажно, в процессе формирования художественного поведения студентов приобрели опыт социального поведения, образующего устойчивые привычки социальной творческой индивидуальности.

Осуществление мотивационного компонента будет эффективным при использовании методов и форм воспитательной работы, субъектно-субъектного взаимодействия, при которых возможно эффективное мотивирование студентов к поддержанию художественного образа жизни, формированию художественной социальной среды на уровне непосредственного окружения [5].

Организационно-методическая составляющая устанавливает возможность реализации и совершенствования системы мероприятий по организации искусства через:

- использование педагогических технологий, интерактивных форм и методов, обеспечивающих формирование художественного поведения студентов, стимулирующих социальную активность и самостоятельность молодежи-мероприятия, тренинги, встречи, консультации, круглые столы и др.;

- разработку и реализацию проектов и программ по организации художественного образования в колледже.

В качестве педагогической технологии, обеспечивающей достижение поставленной цели, мы выбрали технологию проектирования. Проектирование (проектная деятельность) является объединяющим элементом в совместной деятельности отделов, преподавателей и студентов.

Теоретические основы технологии проектирования были проанализированы в работах Н.А. Аитова, ГА. Антонюка, В.П. Бедерханова, И.В. Бестужева-Лады, И.В. Вагнера, Л.И. Гурье, Ю.В. Иванова, Н.А. Лапина, ГА. Лебедева, Ю.Г Татур, И.Т. Тощенко и др. Проектирование - это деятельность, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социально-педагогической деятельности по преодолению различных социальных проблем.

Специфика технологии проектирования в настоящее время определяется тем, что она является алгоритмом действий и может тиражироваться (размножаться), а также использоваться для решения аналогичных социальных проблем и задач. В связи с этим использование технологии проектирования является актуальным при реализации в колледже культуры, так как вовлечение студентов в проектную деятельность способствует формированию у них навыков про-

дуктивной деятельности в области «человек-человек», что важно для студентов [2].

Проектная деятельность как деятельность творческая, инициативно-креативная, коллективная по своей сути наиболее соответствует специфике деятельности по организации художественного образования. В технологии проектирования применяются определенные основы, которые являются общенаучными, но в частной сфере приобретают специфическое содержание. Эффективность методов проектирования, основанных на системе когнитивной деятельности, согласно регуляторным принципам, определяется наличием следующих свойств:

1) ясность - понятность, способствующая однозначному признанию методов;

2) детерминированность - отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих этим методам;

3) направленность - определенное подчинение целям, задачам;

4) результативность - способность обеспечить помимо запланированных другие не менее важные результаты;

5) надежность - возможность с большей вероятностью обеспечить начальный результат;

6) экономичность - способность давать результаты с наименьшими затратами времени и денег [5].

В рамках проектов и программ мероприятий по организации художественного образования могут быть реализованы такие интерактивные формы и методы работы, как информационно-мотивационные встречи на базе образовательного учреждения, а кроме того в организациях, осуществляющих подобную деятельность; мероприятия; круглые столы с преподавателями в области художественного образования; тренинги; показ видеороликов с дальнейшим обсуждением; создание художественных видеороликов; брифинги и др.

Анализ программ деятельности по организации художественного образования, дает возможность отметит несколько правил, которых следует придерживаться при их реализации:

1. Каждая деятельность в сфере художественного образования должна проводиться специально подготовленными сотрудниками образовательного учреждения в рамках комплексных программ на основе утвержденной концепции деятельности по организации художественного образования на протяжении всего периода обучения.

2. Программы должны обеспечивать чёткую, актуальную и достаточную информацию о художественном образовании и его влияние на общественное и финансовое благосостояние человека.

3. Информация должна предоставляться с учетом отличительных черт аудитории (возраст, пол, убеждения) [5].

Содержательная составляющая модели определяет направленный, стабильный, логический характер процесса формирования художественного поведения учащихся. Его первоосновным содержанием считается комплекс знаний, умений, отношений, личностных качеств, которые формируются у студента в процессе формирования художественного поведения, определяющие повышение жизнедеятельности, вовлечение в общественно и личностно значимую деятельность.

Художественное поведение - комплекс поведенческих процессов человека, направленных на развитие социокультурных навыков, образующихся как стабильная позиция личности в обществе.

Построение содержательного компонента с учётом положений личностно-о-риентированной парадигмы образования (И.А. Зимняя, В.Ю. Иванов, Л.Г Ильина, А.Т. Куракин, А.А. Разживин, Н.Ю. Семыкина, А.О. Ушмудина, Н.П. Фе-тискин и др.) подразумевает центрирование содержания планируемой деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, возможностей, приоритетов и ценностей обучающегося.

Данный компонент отображает смысловое содержание не только общей цели, но и каждой конкретной задачи.

Задачи организации художественного образования находят решение при осуществлении следующих общих мероприятий:

1. Развитие навыков и привычек художественного поведения.

2. Информационное обеспечение деятельности.

Осуществление подобного компонента строящейся модели в условиях колледжа культуры имеет собственные отличительные черты, определяемые спецификой профессиональной подготовки будущих специалистов и образовательного процесса колледжа культуры.

Главной идеей и базисным убеждением в работе над этой моделью является создание положительной социокультурной сферы, в которой организуется художественная деятельность, которая в совокупности составляет организацию художественного образования [4].

Анализ эффективности хода и итогов работы, реализации обратной определяется оценочно-результативным компонентом, содержащим: постоянное наблюдение и оценку успешности процесса формирования художественного поведения студентов; определение критериев и показателей оценки уровня сфор-мированности художественного поведения; сравнительный анализ соответствия целей и задач достигаемого результата; регуляцию содержания компонентов модели и коррекцию нежелательных проявлений.

Как отмечает Т.А. Черникова, степень сформированности художественного поведения студентов может быть определён на основе комплексной качественной оценки, которая может быть включена в содержание деятельности по формированию художественного поведения. Кроме того, педагогическая диагностика ориентирована на установление условий и обстоятельств, в которых протекает процесс формирования художественного поведения, получение четкого представления о причинах, которые будут способствовать или препятствовать достижению запланированных результатов.

Говоря о потребности диагностики степени сформированности художественного поведения, необходимо выделить значимость данной процедуры для оценки успешности применения общественно-положительных умений, всеми студентами, участвующими в формировании художественного поведения. Чёткое представление о ценностном потенциале своей личности, в свою очередь, позволит студенту определить оптимальное направление и степень активности в процессе саморазвития, соответствующие его личностным характеристикам. Отражение студентами собственного формирующегося художественного поведения создает стимулирующие условия для проявления личных стараний по коррекции процесса их развития. Результатом процесса является формирование художественного поведения у студентов [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ достигнутых результатов ведётся с целью, чтобы в дальнейшем не повторять ошибок в организации деятельности объединения, принимать во внимание безрезультатные факты в проектной деятельности, осознавать причины погрешностей, неполного соответствия курса и результатов социально-педагогического процесса (взаимодействие руководителя объединения, её участников и других студентов) первоначальному плану. Обобщение итогов деятельности дает возможность сформировать общее представление о динамике процесса формирования художественного поведения студентов.

Представленная структурная модель отображает закономерные взаимосвязи и взаимодействие её компонентов, их сущность. Связь понимается нами как такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов [4]. Среди связей между компонентами особенную значимость имеют организационное, коммуникативное и управление, проявляющееся в ходе социально-педагогического взаимодействия. Интеграция и обеспечение системного взаимодействия компонентов модели даст возможность, по нашему мнению, регулировать процесс формирования художественного поведения в рамках образовательного процесса колледжа.

При этом следует принимать во внимание, что успешное развитие художественного поведения зависит от влияния определенных условий. Их выявление и изучение их влияния на процесс даст возможность быстро найти необходимые социально-педагогические решения для достижения поставленной цели.

Подбор организационно-педагогических условий обусловливается, с одной стороны, необходимостью координации усилий различных муниципальных и социальных структур, занятых работой с молодыми людьми; с другой стороны, необходимостью обеспечения преемственности в использовании положительного опыта совместной деятельности воспитательного отдела, преподавательского состава и студенческого коллектива.

По нашему мнению, осуществление следующих организационно-педагогических условий будет способствовать повышению эффективности совместной деятельности:

1. Развитие социально-педагогического партнерства и результативного взаимодействия образовательных структур с другими, компетентными в сфере подобной деятельности.

Деятельность по организации формирования художественного образования может осуществляться с такими партнерами, как:

- художественные центры и объединения городских центров;

- региональные органы образования и молодежной политики, Департамент культуры;

- художественные школы, детские дома искусств.

В современных обстоятельствах для преподавательского состава образовательного учреждения немаловажно обеспечить всестороннюю и целенаправленную совместную деятельность со всеми, кто принимает участие в организации деятельности по формированию художественного образования. Совместная деятельность на основе общих и специфических в деятельности её субъектов является результатом целенаправленных усилий всех компетентных структур территории [2].

Обеспечение указанного условия подразумевает установление тесного взаимодействия специалистов образовательных учреждений (предполагает взаимное информирование специалистов, работающих со студентами, их совместную деятельность на интегративной основе).

При анализе опыта взаимодействия субъектов подобной деятельности выделяются следующие виды отношений:

- взаимная информация;

- координация, совместное проектирование путей, форм воздействия на студентов, поиск наиболее эффективных мер воздействия, исходящих от разных субъектов;

- совместная деятельность с четким определением функций каждого участника;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.