Научная статья на тему 'Художественное воплощение урбанизации в башкирской прозе'

Художественное воплощение урбанизации в башкирской прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
387
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗМ / ГЕРОЙ-МАРГИНАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мараканова Л. И.

В статье исследуются сущность и специфика проблемы урбанизации в башкирской прозе, одной из самых актуальных проблем в современном литературоведении. Автор приходит к выводу, что в литературе город рассматривается, во-первых, как итог развития цивилизации, конечный продукт процесса урбанизации, место самореализации, социального, экономического роста личности, средоточие власти, духа уверенности, знания, богатств, во-вторых, как источник зла и разврата, нравственного разложения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное воплощение урбанизации в башкирской прозе»

УДК 821.512. 141.09

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ УРБАНИЗАЦИИ В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ

© Л. И. Мараканова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 252 39 99.

E-mail: marakanovalejsan@mail.ru

В статье исследуются сущность и специфика проблемы урбанизации в башкирской прозе, одной из самых актуальных проблем в современном литературоведении. Автор приходит к выводу, что в литературе город рассматривается, во-первых, как итог развития цивилизации, конечный продукт процесса урбанизации, место самореализации, социального, экономического роста личности, средоточие власти, духа уверенности, знания, богатств, во-вторых, как источник зла и разврата, нравственного разложения личности.

Ключевые слова: урбанизм, герой-маргинал, производственный конфликт, городская культура.

В башкирской литературе, так же, как и в литературе других народов России, на рубеже пятидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века возникло явление, названное «рабочей темой». Впоследствии этот термин заменялся другими -«бытовая литература», «литература сорокалетних», «городская литература». Несмотря на многообразие, все термены обозначали тему урбанизма в литературе.

Часто тему урбанизации в литературе трактуют как литературу о городе и горожанах. Однако процесс урбанизации шире границ города, «... урбанизация - это уже не просто процесс, посредством которого происходит привлечение людей в город. Это также кумулятивный процесс, ведущий к преобладанию тех характеристик, которые отличают связанный с ростом городов образ жизни», - отмечает в своих трудах

М. Д. Киекбаев [1, с. 6]. Если социологическая наука рассматривает город и связанный с ним комплекс городской культуры как социальный организм, этнология изучает феномен этничности и пути его сохранения в условиях этого исторического процесса, литературоведение рассматривает проблему урбанизма в литературе как художественную систему, выражающую специфику отражения действительности.

Если в русском литературоведении интерес к проблеме отражения города в литературе возник в XIX веке, то в башкирской литературе острые дискуссии в литературных журналах на эту тему стали появляться лишь в восьмидесятых годах двадцатого столетия. (Р. Баимов «Конь творчества на перепутье» [2], «Кто он, наш литературный герой?» [3], А. Вахитов «Люди романтического труда» [4] и т.д.). Авторы подобных статей

утверждали, что тема урбанизации в башкирской литературе как художественное воплощение действительности существует.

Развитие темы урбанизации в башкирской литературе очень противоречиво и имеет специфический характер. Если рассматривать урбанистическую литературу как сословную, то есть литературу,

созданную горожанами о городе, то это стало бы лишь формальным подходом к раскрытию этой темы. Особенности отражения процесса урбанизации в башкирской литературе объясняются и тем, что практически вся местная творческая интеллигенция, и прежде всего башкирские поэты и писатели, имеет деревенские корни. Это люди, перебравшиеся в города с целью получения образования, развития и реализации личности и в силу других подобных причин, но все еще сохранившие психологию деревенского жителя. Если башкирскую урбанистическую литературу рассматривать как результат отражения в произведениях этих писателей процесса урбанизации бывших жителей деревни, то можно сказать, что город воспринимается как фон, а горожане как маргиналы, которые не живут, а существуют в борьбе с силами зла, обитающими в грешном городе.

Истоки данной темы прослеживаются в произведениях М. Г афури, А. Т агирова, Г. Хайри и т.д. В их произведениях, которые относятся к 20-30 гг. прошлого столетия, город предстает как нечто чуждое человеческой природе, как существо, пожирающее внутренние силы человека и его тягу к жизни. Город - это хаос, подвергающий человека в пучину смерти и лишений. Судьбы искалеченных суровой действительностью города людей, которые не могут и не хотят противостоять реалиям жизни, трагичны. Например, в произведении М. Гафури «Бедняки» [5] повествуется о судьбе башкирской женщины в городе, которая осталась без средств к существованию: муж бросил свою беременную жену на произвол судьбы, а родственники не догадываются о бедственном положении Джамили. Женщину, которая ждет ребенка, не берут на работу или оплачивают ее труд грошами. В этих ранних произведениях башкирских писателей о городе и городской жизни создается символический, отрицательный образ иного, противоестественного, отличного от привычного для деревенского человека порядка жизни.

В пятидесятые-семидесятые годы XX века в башкирской литературе намечается наибольший подьем урбанистической темы в прозе. Это обьясняется тем, что в это время по всей стране начинается бурный рост городов, возрастают темпы индустриализации, развивается помышленность, в частности, нефтедобывающая отрасль. Эти явления не могли не повлиять на экономическую, социальную, демографическую, культурную стороны жизни. В произведениях этого времени город рассматривается через призму производства, отношений рабочих, в силу этого широкое распространение получили такие понятия, как литература цеха, рабочая тема, производственный конфликт и т. д. В качестве примера можно назвать такие произведения, как «Ивы у реки Буй» Ш. Янбаева [6], «Теплый дождь» Р. Султангареева [7], т и. д. В них изображается если не сам город, то его праобраз, который синтезирует общие черты города и деревни, предвосхищается возникновение будущих мегаполисов, класса горожан-переселен-цев, которые тянутся из своих сел в строящиеся города. Люди, уже не являющиеся деревенскими, но сохранившие деревенскую психологию, еще не горожане, которым присущи определенные специфические черты, находятся в промежуточном состоянии своего мироощущения. Авторы сумели достаточно убедительно изобразить психологическое состояние перехода от деревенского уклада жизни к городскому. Например, в повести Р. Султангареева «Теплый дождь» изображаются люди нового промышленного города. Они формально считаются городскими, но, не сумев распрощаться с психологией селян, так и остались деревенскими жителями. Их можно назвать неогорожанами, то есть сельскими людьми,

начинающими жить в городских условиях. Именно в это время в башкирской урбанистической литературе мы обнаруживаем появление мотива ностальгии - герой живет в городе, но всю жизнь тоскует по своей родной деревне, которая

отождествляется с символическим понятием

«родной дом». То же явление прослеживается в произведении более современного автора Х. Тапакова «Подснежник - цветок весны» [8]. У молодого, переспективного хирурга Сабира все в порядке - у него хорошая работа, достойная невеста, квартира. Но нет покоя у него на душе - душа рвется от опостылевшего города в родные просторы. Подобных примеров в башкирской литературе множество, и их объединяет одно: герой-маргинал, который не находит себе места в городе.

В восьмидесятые годы двадцатого столетия в урбанистической прозе доминировал производственный конфликт: неизменно изображались два лагеря, которые были непримиримы в тех или иных вопросах, касающихся производственных проблем. Обычно производственный конфликт благополучно

разрешался в пользу прогрессивно рассуждающих рабочих. Во многих случаях сюжетные линии этих произведений схожи. Например, в произведении М. Буракаевой «Родник» [9] повествуется о двояком отношении людей к природе. Острый конфликт происходит между профессором Нуром

Талмазовым и директором ГРЭС Сыртлановым. Профессор протестует против действий директора, желающего побить рекорды и перевыполнить все существующие планы за счет загрязнения

окружающей среды. Подобных сюжетных линий в башкирской прозе этого времени очень много. Эти писатели, освещая тему производства, рабочих,

жизнь и быт новых горожан, прежде всего старались раскрыть психологию, меняющееся сознание вчерашних селян, их душевные метания. С другой стороны, авторы этих произведений словно предчувствовали события начала 90-х XX столетия. Аварии на заводах и фабриках

символизируют медленное разложение и распад старой системы, давно изжившей себя.

С начала 90-х годов двадцатого века урбанистическая литература претерпевает большие изменения. Во-первых, изменилась сама трактовка символа города. Это уже не арена для

благословенного, романтического труда, а порождение зла и разврата, где человеческая воля бессильна перед «ужасным» и «кровавым» городом. Например, в произведениях город и горожане предстают перед читателями в новом обличье. Город как обьект художественного видения изображается сквозь призму исторических событий (смена привычного образа жизни, формаций, дезориентированного мировосприятия современника, всеобщего психологического надлома и т.д.). В этих произведениях «ужасный город» противопоставляется «желанной деревне». Здесь уже можно говорить не только о противопоставлении города и деревни, это уже конфликт двух непримиримых миров, двух различных культур. Отражение урбанистической среды в башкирской литературе всегда сопровождалось противопоставлением города и деревни как двух нетождественных миров. В повести Х. Тапакова «Подснежник - цветок весны» вследствие урбанистического развития общества человек теряет корни, традиции и черты, присущие его народу, в произведении Яр. Валиева «Орлы не покидают гнезд» [10] человек, даже прожив вдали от своей малой Родины не один десяток лет, в пожилом возрасте все равно возвращается домой. В данных произведениях неизменно подчеркивается, что город - сегодняшнее, преходящее, а деревня -это вчерашнее, волнующее, неизменное. Р. Султангареев в своем рассказе «Возвращение домой» сопоставляет горожанина и селянина с точки зрения столкновения двух культур. Житель города Эрнест свысока относится к своему соседу по гостиничному номеру скотнику Ахметзаки.

Но по стечению обстоятельств они меняются ролями: в деревне уже Эрнест, а не Ахметзаки, чувствует себя чужим в неизвестном для него мире. Они часто не понимают друг друга, так как говорят на разных языках о разных понятиях. В повести М. Карима «Долгое-долгое детство» [11] также город и деревня изображаются как два мира, которые не имеют ничего общего. В произведении дан небольшой эпизод, описывающий путешествие деревенских мальчишек в город, где якобы раздают бесплатный белый хлеб. Вместо ожидаемого красочного, веселого праздника в честь белого хлеба мальчиков ждет разочарование - в городе человек ценится не трудолюбием и честностью, как в деревне, а количеством денег в кошельке. Опозоренные, потерянные в результате нового жизненного опыта дети возвращаются в деревню и совершают своеобразный акт мщения - осыпают город проклятиями. Гордые деревенские мальчишки не сумели постигнуть природу города и не приняли ее.

Утерянная эмоциональная связь с малой родиной негативно сказывается на связи поколений, деформируется патриархальность института семьи. Эти явления в той или иной мере выражены в произведениях А. Аминева «Китайгород», «Танкист» [12] и т.д. Молодое поколение пытается забыть или уже забыло прошлое, желает жить только будущим и не хочет обременять себя заботой о старшем поколении. «Несмотря на

сохраняющиеся в городских условиях представлениях о родственных узах, эти узы становятся все слабее, легко рвутся, что находит свое отражение не только в чувстве одиночества и покинутости, но и в городской практике распада семей, легкости развода, необременительных связях, безответственности перед детьми и стариками. В городе легко покинуть детей, оставить без призрения стариков. Брак перестает быть ценностью»,- отмечает в своем труде Юлия Тыхеева [13, с. 195]. Эта суровая действительность отражена в повести А. Аминева «Китайгород»: целая деревня, позарившись на

квартиры в городе, оставляет свои земли иностранцу и перебирается в мегаполис. Бывший председатель колхоза Файзрахман знает, что это приведет к трагедии, но не может противостоять желанию молодого поколения жить в городе. Таким образом, обрываются связи с предками, все больше и больше непонимания между отцами и детьми. В перспективе - забывающий свою историю, язык и духовность целостный, имеющий богатую культуру народ готов превратиться в серую массу - толпу маргиналов. «Разрыву между поколениями, потере традиций, забыванию корней во многом способствует город» [14, с. 25]. Повесть А. Аминева «Танкист» описывает судьбу старого солдата,

воина-победителя, из деревни переехавшего по настоянию дочери в город. Родная дочь, продав отцовский дом и выручив за это деньги, не стесняется поведения сына и мужа, издевающихся над стариком. Оскорбленный старик покидает дом дочери и погибает в мире каменных джунглей. Утраченная эмоциональная связь между поколениями - отца с дочерью, деда с внуками -приводит к неминуемому трагическому финалу.

«Как ни странно, город изменяет даже понимание различия между мужчиной и женщиной, которые кажутся неподвластными социальной маркировке и полностью находятся во власти биологической природы человека»,- пишет Ю. Ц. Тыхеева [13, с. 156]. Прошедшая испытания веками патриархальная семья вследствие влияний города и нового времени претерпевает гендерные изменения, и на смену приходят совершенно другие отношения мужчин и женщин. Изменяются также и социальные роли внутри семьи. Описанные явления нашли отражение в произведениях Т. Сагитова «Иман» [15]. Жена, обретя экономическую

независимость, начинает пренебрегать своими обязанностями жены и матери: дочери не знают материнской ласки, дом утратил уют и порядок. Уже не жена, а муж, не умеющий достойно зарабатывать и ловко взбираться по карьерной лестнице, должен заниматься домом и один воспитывать дочерей. Назревший конфликт между супругами разрешает развод по инициативе жены. В произведении демонстрируется, с одной стороны, высокое положение женщины в нашем обществе, реализация всех ее гражданских прав. С другой стороны, женщина в погоне за деньгами и высоким положением забыла свое истинное предназначение хранительницы очага. Смена социальных ролей, несостоятельность мужчин, излишняя активность женщин привели не только к неизбежному отчуждению обоих полов, но и деформированию института традиционной семьи в нашем урбанизированом обществе.

Город - это итог развития цивилизации, конечный продукт процесса урбанизации, место самореализации, социального, экономического роста личности, средоточие власти, духа уверенности, знания, богатств. То, что важно для мира, важно и для города. Недаром, желая высказать что-то для общего сведения, римляне обращались: «ИгЫ й огЫ», то есть «городу и миру». С другой строны, это источник зла и разврата, нравственного разложения личности. Изучение города и городской культуры в зеркале урбанизации важно и значимо не только для историков, демографов, социологов, философов, но и для литературоведов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киекбаев М. Д. Башкиры в городах Башкортостана: история и современность. Уфа: Нур-Полиграфиздат, 1998. -212 с.

2. Байымов Р. Н. // Агизел. 1972. №1. Б. 99-105.

3. Байымов Р. Н. // Агизел. 1972. №5. Б. 106-108.

4. Вэхитов О. Х. // Агизел. 1975. №4. Б. 117-121.

5. Гафури М. Н. ©с повесть. @фо: Башкортостан китап нэшриэте. 1976. -319 б.

6. Янбаев Ш. М. Беуэ буйтсайзары hары тал. ©фо: Китап, 1989. -432 б.

7. Солтангэрэев Р. Г. Йылы ямгыр. ©фо: Башкортостан китап нэшриэте, 1975. -384 б.

8. Тапа^ов Х. Н. // Шоцкар. 2000. №2. Б. 48-55.

9. Буратаева М. С. Повестар. @фо: Китап, 1993. -352 б.

10. Вэлиев Я. Н. Боркоттэр оя ташламай. @фо: Башкортостан китап нэшриэте, 1978. -315 б.

11. Кэрим М. С. Озон-оза7 бала са7. @фо: Китап, 1981. -180 б.

12. Оминев О. М. ?апка. @фо: Китап, 2003. -208 б.

13. Тыхеева Ю. Ц. Человек в городском пространстве: философско-антропологические основания урбанологии: дисс. ... докт. филос. наук. СПб., 2003. -335 с.

14. Ивлева Р. В. Монгольская проза 1985-2000 гг.: дисс. ... канд. филол. наук. СПб. 2004. -181 с.

15. Сэгитов Т. Н. Иман. @фо: Полиграфия комбинаты нэшриэте, 1996. -382 б.

Поступила в редакцию 01.06.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.