4. РГАНИ (Рос. гос. арх. новейш. истории). - Ф. 5. - Оп. 32. - Д. 82. - Л. 28.
5. ЦГА РМ (Центр. гос. арх. Республики Мордовия). - Ф. 269-п. - Оп. 6. - Д. 591. - Л. 123.
6. ЦГА РМ. - Ф. 269-П. - Оп. 6. - Д. 494. - Л. 76.
7. ЦГА РМ. - Ф. Р-1439. - Оп. 1. - Д. 844. - Л. 9.
Поступила в редакцию 20 мая 2013 г
Сведения об авторе
Щербакова татьяна Нвановна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов - проблемы новейшей истории РФ и РМ. Автор более 50 научных и учебно-методических работ, в том числе 3 монографий. тел.: 8 927 180-21-42 E-mail: [email protected]
УДК 821(=511.152) ББК Т3(2Рос.Мор)
В. и. Демин
художественное воплощение деяний исторических личностей мордовского народа в литературе
Ключевые слова: художественная литература, личность, мордовский народ, история, писатели.
V. I. Demin
the artistic embodiment of acts of historical personalities of mordovian people in literature
Keywords: the narrative literature, personality, the Mordovian people, history, writers.
Начиная со второй половины 1980-х гг., от писателя люди всегда ждут ответа на пере-в мордовской литературе происходит деми- мены во времени, именно его слово, траги-фологизация советских мифов и ремифо- ческое мироощущение при всем жизнелю-логизация язычески-архаических пластов бии может, по их представлениям, потрясти миропонимания. При этом наблюдается та- и обновить мир и душу. Это актуально еще кая тенденция: если еще сравнительно не- и потому, что в силу различных обстоя-давно писатели Мордовии акцентировали тельств почти миллионный народ, давший внимание преимущественно на историко- миру десятки талантливых личностей, обла-революционных вопросах, то теперь их дающий ни с чем не сравнимой сокровищ-взгляд направлен и в более отдаленное про- ницей словесно-художественного искусства, шлое своего народа. Появляются произ- из года в год интенсивно сокращается. Обведения, в которых отчетливо говорится об ращаясь к корневым истокам своих этно-исторических судьбах эрзян и мокшан. Ху- сов, писатели стремятся вызвать в сердцах дожники слова заставляют задуматься: кто соплеменников надежду на национальное и мы? откуда мы? зачем мы? с чем пришли на духовное возрождение, пробудить их нацио-эту грешную землю? Тем более что именно нальное сознание. Примечательной особен-
ностью данного процесса является то, что он происходит в различных жанрах и жанровых формах литературного творчества. При этом центром своих произведений писатели нередко выбирают лучших представителей своего народа как олицетворения его таланта, способностей и жизнестойкости, оставивших наиболее яркий след в его истории, начиная с самых далеких предков.
Убедительным свидетельством этого являются романы народных писателей Мордовии Кузьмы Григорьевича Абрамова (19142008) «Пургаз» (1988), «Олячинть кисэ» («За волю», 1989) и Александра Макаровича Доронина (1947) «Баягань сулейть» («Тени колоколов», 1996) и «Кузьма Алексеев» (2001).
Произведение К. Абрамова «Пургаз» повествует о жизни мордвы конца XII - начала XIII в. во времена так называемой «Пургасо-вой Руси». Автор показывает предводителя своего этноса князя Пургаза и близких ему людей в разных временных ракурсах, создает картины жизни древних соплеменников, раздробленных на множество родов, нередко враждующих между собой и уже не способных защитить себя от разрушительных набегов степняков. Через все произведение писатель проводит мысль о том, что только объединение могло спасти их от физического уничтожения и сохранить духовные ценности. К. Абрамов художественно убедительно воскресил и поднял из давних веков картины далекой действительности, поведал о волнующих событиях, связанных с историей родного народа во главе с князем Пургазом.
Не менее интересен в этом плане и другой роман К. Абрамова - «Олячинть кисэ» («За волю», 1989), посвященнный крестьянской войне XVII в. под предводительством Степана Разина. Внимание писателя привлек последний этап крестьянского движения, местом действия которого было Поволжье, а главными действующими лицами являются представители разных народов региона: эрзя, мокша, марийцы, татары, чуваши, русские. Повествование ведется в рамках строгой хронологии. Последовательность событий в романе соответствует последовательности событий, произошедших в XVII в., что позволяет проследить за ходом восстания на территории Поволжья и за ходом его угасания. Писателем упомянуты все крепости, все города
и деревни, где происходили сражения между повстанцами и царскими войсками, подробно, с деталями рассмотрен весь ход этих сражений и их последствия. Почти все персонажи романа, за исключением нескольких, -реальные лица, жившие в тот период времени и исполнявшие определенные обязательства.
В этом смысле особый интерес для нас вызывают образы представителей нашего народа - Акая Боляева и Алены Арзамасской. Они показаны в романе всесторонне, в различных проявлениях своих действий, поступков, мыслей и чувств.
Акай Боляев К. Абрамова - один из руководителей повстанцев - есть человек, который руководствуется самыми высокими моральными принципами. В любых случаях он остается самим собой, избегающим лицемерия и предательства, независимым и свободным, гордым и мудрым в словах и поступках, что вызывает уважение не только со стороны товарищей, но и противников. Мурза Акайка ясно понимает цель начатой борьбы, которая заключается в желании сделать людей свободными, и это стало смыслом его жизни. Уже будучи раненым, почти беспомощным человеком, он не счел нужным скрываться, считая, что поступит как предатель и трус, который обречет на смерть других людей. При встрече с карателями князя Барятинского, посланными на его поимку, а также в сцене казни через четвертование, поражающей бессмысленной жестокостью и заставляющее содрогнуться от ужаса, Акай показывает неимоверную силу человеческой воли и духа. Можно сказать так: в романе К. Абрамова нет той масштабности происходящего, как, например, у А. Чапыгина, зато К. Абрамову удалось показать масштабность личности в происходящем.
Как цельная и сильная натура, абсолютно отвергающая ложь и бесчестие, изображена К. Абрамовым и старица Алена. Мы видим в произведении не только красивую женщину и искусную целительницу, но и верного товарища, борца против жестокости и несправедливости, мудрого военачальника. И во всех ипостасях Алена - лицо замечательное, необыкновенное, притягательное. Став членом отряда, она приобретает среди мужчин огромный авторитет, и они выбирают ее своим руководителем, которая заставляет их быть более упорными и целеустремленными в борьбе
с царскими воеводами. Обладая необыкновенным человеческим потенциалом, Алена поражает соратников по борьбе силой ума, умением найти точные, единственно верные слова для определения того или иного явления, обстоятельства, факта. Для поддержания духа в повстанцах она рассказывает им о тех, кто сумел с достоинством перенести все превратности судьбы и не склонил голову перед врагами, называя при этом и имя патриарха Никона, образ которого также находит место в современной мордовской литературе, о чем мы скажем немного ниже. Алена ценит в людях умение держаться до конца и завершать начатое дело. Поэтому так строго она судит Степана Разина, покинувшего Симбирск и оставившего им же самим взбаламученных крестьян. В то же время, когда сама Алена поняла, что предана, светлая и благородная натура не позволила ей бросить товарищей, прежде всего раненых, находившихся на ее попечении, хотя возможность скрыться у нее была. Будучи преданной, она не могла предать сама.
при этом нетрудно заметить, что в своем романе К. Абрамов создает не столько образ атаманши, воительницы, сколько образ женщины. Женщины умной, сильной, доброй, красивой и непокорной. Даже в последний, трагический, момент своей жизни, несмотря на унижения и пытки, она предстает перед народом такой же сильной и мужественной. Сцену казни Алены писатель заканчивает очень символично: поднялся ветер и разметал во все стороны золу костра, словно подарил частичку этой женщины всему миру, каждому человеку.
Конечно, нельзя не отметить еще один роман Кузьмы Григорьевича об исторических личностях своего этноса - трилогию «Степан Эрьзя». Созданное еще в 1970-е гг., произведение посвящено скульптору, который своим именем и творчеством на весь мир прославил свой древний народ, его художественный талант и мастерство.
К несомненным удачам мордовской прозы новейшего периода следует отнести и роман А. Доронина «Тени колоколов», удостоенный Государственной премии Республики Мордовия. Преемственно продолжая лучшие традиции отечественного и национального литературного историзма, выразившиеся, прежде всего, в произведениях А. Толсто-
го, Вс. Иванова, А. Чапыгина, С. Злобина, М. Филиппова, В. Бахревского, В. Шишкова, В. Костылева, К. Абрамова и др., он, несомненно, явился новым словом в художественном исследовании переломных моментов в жизни страны, утверждающем силу и красоту народа, величие и исторический смысл деяний лучших его представителей.
Это объемное, многоплановое произведение, посвященное к событиям российской истории XVII в., связанным с реформой русской православной церкви. Хотя непосредственное время действия занимает в нем сравнительно недолгий отрезок, обозначенный двумя вехами - от посвящения архиепископа Никона в сан митрополита и до его смерти, -события, изображенные автором, развертываются на эпически широких временных и географических пространствах от эпохи Ивана Грозного до эпохи Алексея Михайловича Романова. Все это требовало от автора огромной глубины историко-теологической подготовки и особого чутья к противоречивым явлениям средневековой России. Трудность состояла еще в том, что впервые в отечественной литературе писатель попытался показать Никона не только реформатором Церкви и выдающимся государственным деятелем, но и представителем народа, который в те времена еще недостаточно познал Христа и активно отстаивал право молиться собственным богам, в том числе и ценой неимоверных жертв.
Год за годом (не редко называются и конкретные дни) в строгой хронологической последовательности, с некоторыми отступлениями автор воспроизвел события и факты, связанные с государственно-церковным обустройством России. Следует сказать, что эти события и факты в целом осмыслены исторически верно и художественно убедительно.
Перед нашим взором проходят десятки персонажей - конкретно-исторических и вымышленных, которые обусловлены соображениями сюжетостроения, а также задачами создания национального эрзянского быта и особенностей национального миропонимания и мироощущения. Однако в соответствии с общим замыслом большого исторического повествования в центре внимания писателя находится гигантская фигура Никона.
Шаг за шагом в нашем сознании вырисовывается образ выдающегося государствен-
ного деятеля и церковного реформатора, для которого характерны любовь и преданность родной земле, глубокое понимание назревших исторических задач, целеустремленность в достижении поставленных целей. Наряду с этим, это противоречивая и трагическая натура, в котором милосердие соседствует с жестокостью, упрямство - с высокомерием.
В романе обоснованно утверждается мысль, что никоновская реформа была продиктована не только чисто церковными, но и государственными соображениями, а именно: без этой реформы идеи централизации России повисли бы в воздухе. В то же время утверждения о том, что, мол, из-за своей полной нацеленности на Русь и русское государственное дело Никон, если и не отказался от своего эрзянского начала, то уж, во всяком случае, так настойчиво не размышлял о своих корневых истоках, не совсем, на наш взгляд, убедительны. Никон-христианин, Никон-патриарх не мог не думать об этом хотя бы потому, что его подвижническая деятельность постоянно была направлена на христианизацию «инородцев», искоренение язычества, и, возможно, поэтому он не остался в глубокой памяти своего народа. Это можно сказать и о протопопе Аввакуме - еще об одном персонаже романа, земляке и сородиче Никона, непримиримое противостояние которого с патриархом (и наоборот) на многие годы вперед определило общественно-духовную жизнь страны. Тем ценнее, мы считаем, книга Александра Доронина.
Не только художественно-эстетической, но и исторической ценностью обладает и другое крупное произведение А. Доронина -роман «Кузьма Алексеев».
Действие произведения происходит в начале XIX в. в Терюшевской волости Нижегородской губернии. Известно, что в те времена в этих местах начиная примерно с XVI в., происходили большие волнения, связанные с закрепощением ранее свободных крестьян, их насильственной христианизацией. Крещение с самого начала вылилось в своеобразную форму национального, экономического и социально-политического угнетения мордовского крестьянства. Одновременно с попами и иконами в мордовские деревни пришли помещики и представители самодержавно-крепостнической власти. Стали расти обезземеливание, налоги,
усилилось духовное и административное угнетение, как само собой разумеющееся утверждались разнообразные поборы, взяточничество и грубый произвол, и выступления эрзян и мокшан являлись закономерной реакцией против всего этого.
Наибольших хлопот же и страха помещикам, чиновникам и церковникам доставляло компактное эрзянское население вышеназванной волости. Из романа А. Доронина перед нами предстает народ, который, несмотря на все усилия и ухищрения господ и священнослужителей, сохраняет гордый и независимый дух, национальное самосознание и стремление к социальной и духовной свободе. Он стойко держится своих традиций, религиозных обрядов, полон достоинств в отношениях с дворянами и духовенством.
В то же время автор не ограничивается узковременным и узкогеографическим материалом. Используя прием ретроспекции, его взгляд постоянно обращается в еще более отдаленное прошлое своего народа и страны, в том числе во времена атамана Разина и патриарха Никона; вместе с ним мы «проходим» по городам и весям России, знакомимся с жизнью и бытом тогдашних Арзамаса, Нижнего, а также санкт-петербургских кварталов. Перед нами проходит вереница разнообразных типов - вымышленных, которые обусловлены соображениями сюжетного строения, задачами воссоздания национального эрзянского быта и особенностями национального миропонимания и мироошу-щения, а также конкретно-исторических, живших в то время и исполнявших определенные обязанности. Имена князя Егора Грузинского - обрусевшего потомка царя Бакара Вахтанговича, которому принадлежала значительная часть крестьян волости; управляющего терюшевскими имениями госпожи С. А. Сент-Приест Г. М. Козлова; министра иностранных дел Российской империи князя А. Б. Куракина; нижегородского губернатора А. М. Руновского; председателя Нижегородской палаты уголовного суда К. Ре-биндера; архиепископа Вениамина; представителя одного из самых знатных родов России князя П. С. Трубецкого - отца декабриста С. П. Трубецкого; командира карательного батальона Р. П. Хвалынского; графа А. А. Аракчеева; обер-прокурора князя
А. Н. Голицына; императора Александра I; многих крестьян волости и других - имена действительно существовавших в прошлом людей. Иными словами, роман А. Доронина «Кузьма Алексеев» есть художественное произведение, в котором талантливо изображены исторические события и исторические лица.
Однако в соответствии с общим замыслом произведения, как и требовалось, в центре внимания писателя находится значительная фигура предводителя восстания Кузьмы Алексеева. Автор представляет его личностью, для которой характерны глубокая любовь и верность традициям своего народа, ум, порядочность, вера в собственное предназначение и прекрасные ораторские способности. Именно это помогает ему повести людей за собой к восстановлению былой свободной жизни, которая сменилась крепостной зависимостью вместе со сменой религии.
Сильное впечатление производят последние страницы романа. Плененный и закованный в кандалы, несмотря на всевозможные издевательства и пытки, льстивые увещевания и обещания, Кузьма сохранил непреклонность и величие духа, великую веру в свою религию. Такими показаны в произведении и многие его последователи. Им свойственны стремление к социальной свободе, верность своим богам, отсутствие страха как перед угнетателями, что внушало тем наибольший трепет, так и перед жизненными невзгодами, в том числе и в характере женских образов.
Примечательной особенностью романа является утверждение, что нижегородские терюхане, располагавшиеся на подступах к Нижнему Новгороду - главному форпосту колонизаторской политики царизма в Поволжье и всегда одними из первых принимавшие удары административного и церковного аппарата, деятельной и упорной борьбой за национальную и духовную свободу не толь-
ко спасли от ассимиляции значительную часть соплеменников, но и ослабили натиск царизма на другие, так называемые инородческие, народы Поволжского региона.
Из произведений других жанровых форм на историческую тематику, посвященных деяниям лучших представителей мордовского народа, можно назвать повести: «Генералдо повесть» («Повесть о генерале») П. В. Прохорова - о генерале М. А. Пуркаеве; «Морыцянть од поразо» («Молодость певца») В. В. Горбунова - о певце И. М. Яушеве; «Ради братий своих» М. И. Бры-жинского - об Алене Арзамасской; «Васенце теште» («Первая звезда») П. К. Любаева - о первом Герое Советского Союза из Мордовии И. А. Пожарском; «Командир подземного гарнизона» А. А. Соболевского - о защитнике Аджимушкайских каменоломен в Керчи полковнике И. М. Ягунове; «Побег из ада» и «Полет к солнцу» - о побеге Героя Советского Союза летчика М. П. Девятаева с товарищами из фашистского плена на немецком самолете; «Три Ивана» Т. Тимина - о военачальниках И. С. Кутякове, И. А. Ласкине и И. В. Болдине; очерки, среди авторов которых и наши известные историки и краеведы: В. К. Абрамов, Н. Ф. Мокшин, В. А. Юрченков, О. М. Савин и др. Среди героев мордовских очеркистов - патриарх Никон, протопоп Аввакум, член первой Государственной думы царской России писатель С. В. Аникин, архитектор академик М. П. Коринфский, всемирно известный ученый-мерзловед М. И. Сумгин, легендарный комдив В. И. Чапаев, актриса Большого театра Е. И. Грибова, певица Л. И. Русланова и многие другие.
К этому необходимо добавить, что мордовскими писателями не обойдены вниманием и те известные исторические личности России, жизнь которых была тесно связана с мордовским краем и народом. Но это уже тема другого разговора.
По ступила в редакцию 20 мая 2013 г.
Сведения об авторе
Демин Василий Иванович - доктор филологических наук, профессор кафедры теории и практики региональной журналистики филологического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: проблемы истории развития русской и зарубежной литературы; история культуры; эстетика; современные процессы развития мордовской и русскоязычной литературы Мордовии. Автор более 200 научных и учебно-методических работ.
Тел.: (8342) 47-60-87