SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 7 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА ЗАПИСОК В ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ. «ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО» Н.В. ГОГОЛЯ
Р. Б. Шайхисламова
Студентка ЧГПУ
АННОТАЦИЯ
Данная статья нацелена на выявление духовного, нравственного, философского миров в жизни Николая Гоголя и их влияние на его творчество, его «демоническое» мировоззрение
Ключевые слова: Литература, творчество, мир, проза, письмо, новаторство
"Записки сумасшедшего" - новаторское явление в литературном процессе 1830-х годов. Небольшая по объему книга становится своеобразной семиосферой безумия, состоящей из нескольких слоев и рисующей собственную картину мира. Гоголь раскрывал разные грани русской жизни: департамент, дом "его превосходительства", квартиру чиновника, сумасшедший дом - и на всех этих уровнях он открывал абсурд. Безумие и абсурд становятся ключевыми понятиями произведения, необходимыми для создания абсурдной картины мира. Тема безумия приобретает в гоголевском контексте мировоззренческий смысл. Состоящая из разнородных образований (жанровые характеристики, испанские темы, особенности повествования), семиосфера безумия организует структуру произведения, являясь в то же время частью семиосферы Петербурга, включающей в себя весь цикл "петербургских рассказов". Если рассматривать произведение в контексте "Арабесок", то через свое безумие Поприщин связан с мировой историей, культурой и искусством, размышлениям о которых посвящен сборник.
Впервые рассказ был опубликован с подзаголовком "Обрывки из записок сумасшедшего" в сборнике "Арабески. Различные произведения Н. В. Гоголя" в 1835 году. Цензурное разрешение сборника в печати было подписано 10 ноября 1834 года, а опубликован он был в первой половине января 1835 года. Произведения, вошедшие в сборник, были написаны Гоголем в 1830-1834 гг. В. В. Каллаш считает, что идея "Записок" восходит к 1833 г. Гоголь начал "Записки" в этом году, ссылаясь на тогдашнюю" Пчелу", на которую Поприщин ссылается не раз, но затем в 1834 году, обрабатывая рассказ для печати, добавил несколько новых фактов, перепутав таким образом хронологию. В 1833 году 4 октября была среда, что также отмечено в "Записках". 6 ноября - "Филатка и Мирошка -соперники", драма "Великодушие" и комедия "Ф. Г. Волков", 7 ноября- "Горе от
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 7 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
ума" и "Подмосковные шалости". "Испанские дела" перечислены в "Пчеле" 1833 и 1834 годов. Описание курского шара не нашлось в "Пчеле". Возможно, Гоголь имел в виду описание Юхновского бала ("Северная пчела", 1834, № 225), над которым неудобно было смеяться ввиду его официального и патриотического характера. Известие о говорящей рыбе и коровах, просящих фунт чая в лавке, по -видимому, пародия на сенсационные сообщения "Пчелы" о всяких диковинках и чудесах. Сквозь призму бреда сумасшедшего отчетливо видна авторская насмешка над Булгариным и его газетой.
Процесс формирования идеи повести был достаточно сложным и проходил несколько этапов: от героя с романтическим типом сознания, творца-до простого обывателя, чиновника, постепенно обретающего самосознание. Место произведения в контексте творчества Гоголя также изменилось: впервые опубликованные в "Арабесках" и первоначально задуманные как рассказ о безумном музыканте, " Записки "в 1842 году вошли в третий том" Собрания сочинений", где они вписались в контекст" петербургских рассказов", став частью" петербургского текста " Гоголя.
Первоначально "Записки сумасшедшего" не должны были входить в сборник в его первоначальном варианте, возможно, потому, что Гоголь только формировал идею повести. На это указывает пассаж "Дождь", который, по мнению Г. М. Фридлендера, был зародышем "Невского проспекта" и "Записок сумасшедшего".
Жанровые характеристики, особенности повествования, проблема героя, испанская тема, собачий сюжет-уровни, составляющие ядро семиосферы, взаимодействуя с различными смыслами, возникающими на периферии, создают образ абсурдной, безумной России, "палаты № 6", где любое желание расширить свои пределы, обрести самосознание считается безумием.
Записки не предполагают точной датировки описываемого, в то время как Поприщин датирует свои записки. В связи с этим можно сделать вывод, что, несмотря на небольшой объем, рассказ многозначен и невозможно точно определить жанр, к которому он принадлежит. Это и записка, и дневник, и исповедь, и проповедь, и своего рода "путешествие души". Следующие особенности указывают на дневниковость формы. Дневник предполагает периодичность ведения записей, их связь с текущими событиями и датировками, спонтанность записей, литературную сырость, отсутствие адресности и интимность описываемого. Все эти характеристики содержатся в "Записках сумасшедшего". Поприщин периодически, с интервалом в несколько дней, записывает происходящие события, и эти записи действительно спонтанны, которые потом постепенно меняются. Первые записки почти лишены рефлексии,
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 7 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
Поприщин лишь фиксирует происходящие события и рассказывает о своем отношении к начальнику отдела, казначею, "его превосходительству" и его дочери Софье. Но постепенно ноты все больше и больше наполняются размышлениями и внутренним содержанием. Поприщин, совершив такие «великие географические открытия», как «Китай и Испания совершенно одна и та же земля», «луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается», не мог не записать их вместе с остальными рассуждениями.
По мере того как герой пишет записки, ему постепенно начинает открываться его предназначение, ведь до этого его жизнь, не выраженная в слове, не имела смысла. Но, обретя свое выражение в слове и одновременно смысл, жизнь героя в конце повести все же утрачивает его, и последняя запись, дающая надежду на спасение, в то же время утрачивает смысл из-за безумной датировки и заключительной фразы Поприщина. Слова, написанные героем, теряются за общей бессмыслицей. Утрачивая смысл, слово теряет свою внутреннюю сущность, одну из главных составляющих. Таково слово Меджи: ее рассуждения о папа, Софи и Теплове не лишены смысла, но «тотчас видно, что не человек писал. Начнет так, как следует, а кончит собачиною»
Гоголевские "Записки" становятся актом самосознания и самопознания героя. Близкие к дневниковой прозе, они приобретают статус автобиографического документа. Делая вымышленного персонажа для своих героев, Гоголь полностью отдает повествование в его руки, доверяя ему описать процесс своего прозрения. Записки становятся историей души Поприщина, которую он переживает, отражает и фиксирует на бумаге. Впервые Гоголь не только дал герою "ген рефлексии" (как это было в других "петербургских повестях"), но и позволил ему стать творцом своей биографии. Репрезентативной для этой цели является форма "записки", которая становится многожанровым образованием и позволяет наиболее точно и полно передать отражение главного героя
В произведение включена и эпистолярная форма - письма собак, после прочтения которых Поприщин восклицает: "И как можно заполнять письма такой ерундой". Его дневник принимает исповедальное начало, погружает читателя в глубины души героя и фиксирует только те факты, которые значимы для прозрения, а затем и окончательного безумия героя.
Литература
1. Белинский В.Г. О Гоголе: Статьи, рецензии, письма / Ред., вступит. ст. и комм. С. Машинского. — М.: Проф-пресс, 2019. — 512 с.
2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. - М.: Наука, 2017. - 261 с.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 7 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
3. Воропаев В.А. Н.В гоголь и святоотеческое наследие. // Новый филологический вестник. - №2 (53) - 2017. - С, 131-142.
4. Гиппиус В. Гоголь // Гиппиус В. Гоголь; Зеньковский В. Н.В. Гоголь. —СПб.: Logos, 2018. - 261 с.
5. Гольденберг А.Х. Н. В. Гоголь и русская духовная культура: опыт осмысления // Новый филологический вестник. - №2 (53) - 2020. - С, 365-341.