Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ РАСУЛА ГАМЗАТОВА «ГОРЯНКА»'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ РАСУЛА ГАМЗАТОВА «ГОРЯНКА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
798
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЬЕСА / ГЕРОИНЯ / КОНФЛИКТ / ХАРАКТЕР / СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муртазалиев Ахмед Магомедович, Баширова Роза Саадулаевна, Набигулаева Маржанат Набигулаевна

В данной статье рассматривается художественное своеобразие пьесы народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Горянка». Цель исследования заключается в выявлении своеобразия характеров и обстоятельств, различных видов конфликтов: бытового, внутрисемейного, межличностного, психологического. В пьесе в реалистических тонах передана повесть о молодой горянке. Вступив в конфликт с миром, в котором доминируют многовековые консервативные традиции и порядки, в итоге она выходит победительницей в этой неравной борьбе. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней расширено представление о многожанровом творчестве Р. Гамзатова, в частности известный поэт показан как талантливый драматург, мастер создания психологических портретов, раскрытия характеров людей и их взаимоотношений, проникновения в их внутренний мир. Полученные результаты показали характер художественно-эстетического богатства и изобразительных возможностей пьесы «Горянка», раскрыли особенности конфликта и характера, а также индивидуального художественного почерка автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC ORIGINALITY OF RASUL GAMZATOV’S PLAY “THE MOUNTAIN GIRL”

The article considers artistic originality of the play “The Mountain Girl” by the national poet of Dagestan Rasul Gamzatov. The study aims to reveal originality of characters and circumstances, various types of conflicts: domestic, interfamilial, interpersonal, psychological. The play tells the story of a young mountain woman in a realistic manner. Entering into a conflict with the world dominated by centuries-old conservative traditions and practices, the young woman emerges victorious from this unequal struggle. Scientific novelty of the work lies in the fact that it expands understanding of R. Gamzatov’s multi-genre creative work, in particular, the famous poet is portrayed as a talented dramatist, he is skilful in creating psychological portraits, depicting people’s characters and relationships, penetrating into their inner world. The attained results have shown the nature of the artistic and aesthetic richness and depictive potential of the play “The Mountain Girl”, shed light on peculiarities of the conflict and character, as well as on the author’s individual artistic style.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ РАСУЛА ГАМЗАТОВА «ГОРЯНКА»»

гроплото Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2021. Том 14. Выпуск 4. С. 1014-1020 | 2021. Volume 14. Issue 4. P. 1014-1020

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Художественное своеобразие пьесы Расула Гамзатова «Горянка»

Муртазалиев А. М., Баширова Р. С., Набигулаева М. Н.

Аннотация. В данной статье рассматривается художественное своеобразие пьесы народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Горянка». Цель исследования заключается в выявлении своеобразия характеров и обстоятельств, различных видов конфликтов: бытового, внутрисемейного, межличностного, психологического. В пьесе в реалистических тонах передана повесть о молодой горянке. Вступив в конфликт с миром, в котором доминируют многовековые консервативные традиции и порядки, в итоге она выходит победительницей в этой неравной борьбе. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней расширено представление о многожанровом творчестве Р. Гамзатова, в частности известный поэт показан как талантливый драматург, мастер создания психологических портретов, раскрытия характеров людей и их взаимоотношений, проникновения в их внутренний мир. Полученные результаты показали характер художественно-эстетического богатства и изобразительных возможностей пьесы «Горянка», раскрыли особенности конфликта и характера, а также индивидуального художественного почерка автора.

EN

Artistic Originality of Rasul Gamzatov's Play "The Mountain Girl"

Murtazaliev A. M., Bashirova R. S., Nabigulaeva M. N.

Abstract. The article considers artistic originality of the play "The Mountain Girl" by the national poet of Dagestan Rasul Gamzatov. The study aims to reveal originality of characters and circumstances, various types of conflicts: domestic, interfamilial, interpersonal, psychological. The play tells the story of a young mountain woman in a realistic manner. Entering into a conflict with the world dominated by centuries-old conservative traditions and practices, the young woman emerges victorious from this unequal struggle. Scientific novelty of the work lies in the fact that it expands understanding of R. Gamzatov's multi-genre creative work, in particular, the famous poet is portrayed as a talented dramatist, he is skilful in creating psychological portraits, depicting people's characters and relationships, penetrating into their inner world. The attained results have shown the nature of the artistic and aesthetic richness and depictive potential of the play "The Mountain Girl", shed light on peculiarities of the conflict and character, as well as on the author's individual artistic style.

Введение

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью исследования малоизвестного направления в творчестве выдающегося дагестанского поэта Расула Гамзатова - драматургии, представленной единственным произведением - пьесой «Горянка». Жанр своего сочинения автор обозначил как драму, дав тем самым понять, что в его основе лежит острый конфликт разноаспектного характера: общественного, личного, социального, идеологического и пр.

Исследование пьесы «Горянка» актуально как в плане познания ее места в творчестве известного мастера художественного слова, так и в плане этапного произведения, вобравшего опыт развития аварской драматургии и выразившего общий пафос аварской национальной литературы.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть историю создания пьесы «Горянка» и ее сценического воплощения; раскрыть нравственные, этические нормы, которые утверждает данное произведение; показать природу конфликта, в котором отражаются жизненные противоречия, являющиеся важным средством раскрытия характеров персонажей.

В основе исследования лежат аналитический, психологический, герменевтический методы.

Теоретической базой исследования являются труды советских, российских и дагестанских авторов, посвященные жизни и творчеству Р. Гамзатова. Впервые монографическое освещение жизнь и творчество Р. Гамзатова получили в книге известного советского критика В. Ф. Огнева «Расул Гамзатов» (1964). В ней представлен живой рассказ о народном поэте Дагестана, раскрыты своеобразие его стихов, их мудрая

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil210174

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

простота, лукавый юмор и человечность. Рассмотрены знаковые монографические труды, посвященные творчеству Р. Гамзатова: Л. Б. Антопольский «У очага поэзии» (1972), К. Д. Султанов «Расул Гамзатов. Очерк творчества» (1973), В. В. Дементьев «Расул Гамзатов: жизнь и творчество» (1984), К. И. Абуков «Поэзия Расула Гамзатова в контексте нравственных исканий ХХ столетия» (1993), Ч. С. Юсупова «Расул Гамзатов в расколотом мире (1985-2000 гг.)» (2007). В ходе работы над статьей были привлечены также материалы юбилейных сборников, посвященные творчеству Р. Гамзатова, научные труды разных авторов, содержащие оценку отдельных аспектов творчества поэта.

Практическая значимость статьи заключается в том, что ее положения могут быть использованы в научных и диссертационных исследованиях, посвященных творчеству Р. Гамзатова, а также на филологических факультетах вузов при изучении творчества поэта, разработке спецкурсов и спецсеминаров по гамзатоведе-нию. Отдельные положения статьи могут найти применение при разработке и создании учебников, учебных пособий по истории аварской литературы, литературы народов Дагестана.

История создания пьесы «Горянка»

Как драматург Р. Гамзатов проявил себя в конце 1950-х годов, будучи уже известным и признанным поэтом. Это был период, когда поэма «Горянка», созданная в 1956 году, пользовалась широкой популярностью в аварской и русскоязычной читательской среде, получила высокую оценку у критиков и исследователей творчества Р. Гамзатова. Произведение известного автора «восприняли как книгу жизни горской женщины, осознавшей свои права, способной отстаивать их» [9, с. 111].

В 1958 году на основе поэмы «Горянка» Р. Гамзатов создал одноименную трагедию, состоящую из двух актов и семи картин. Однако пьеса не сразу появилась в печати, а лишь через четыре года в альманахе «Дружба» [10] на аварском языке. Появление столь не характерного для творчества аварского поэта сочинения вызвало в литературных и читательских кругах вопрос: инсценировка ли это одноименной поэмы или самостоятельное произведение? Большинство критиков сходилось во мнении, что драма «Горянка» - это самостоятельное произведение, созданное на основе одноименного поэтического сочинения. «Родившись из поэмы, пьеса Р. Гамзатова во многом сохранила строй этого жанра - поэтичность, лиризм, стих, личность и мировоззрение поэта, отделенного от других персонажей своим собственным индивидуальным я» [6, с. 328]. «Инсценировка ли это поэмы? И да, и нет. Да, потому что мы слышим со сцены много знакомых стихов и перед нами почти те же самые действующие лица, тот же сюжет. Нет, так как создано, несомненно, новое оригинальное произведение для театра. Оно необычно по форме для аварской драматургии, да и не только для аварской, но и для дагестанской и в чем-то для привычной драматургии вообще» [1].

В марте 1960 года состоялась премьера пьесы «Горянка» на сцене Аварского театра. Постановка прошла с большим успехом и была встречена зрителями с восторгом. В республиканской печати была масса положительных откликов на премьеру «Горянки». Некоторые из них носили характер рецензий с элементами анализа пьесы. Все сходились в одном - Р. Гамзатов в своем произведении поднимает актуальные проблемы современности, актеры Аварского театра, исполнители главных ролей (Асият - Айшат Мамаева, Али - Басир Инусилаев), блестяще справились со своими ролями, продемонстрировав со сцены высокое актерское мастерство. «Когда послушали тех, кто смотрел пьесу, стало понятно, что она произвела на них большое впечатление. Зрители настолько внимательно смотрели, что в зале стояла абсолютная тишина. Даже были видны люди, в глазах которых стояли слезы» [7].

Буквально сразу после создания пьеса «Горянка» была переведена и на русский язык. Переложение было сделано мастерски, на высоком уровне, о чем говорят оценки критиков. Вот одна из них: «Следует сказать о хорошем переводе пьесы на русский язык Я. Козловским, который сумел донести до русского зрителя в дактилическом ритме стиха и в стройном ритмике прозы неповторимую прелесть и обаяние трагедии "Горянка" » [8].

Постановка «Горянки» на сцене Аварского театра в марте 1960 года была своего рода ее апробацией, «обкаткой» перед большим и ответственным «экзаменом» в Москве. Дело в том, что пьеса Р. Гамзатова была включена в программу Декады литературы и искусства Дагестана, которая проходила в столице нашей родины с 8 по 19 апреля 1960 года. На этом большом и ответственном мероприятии «Горянке» предстояло продемонстрировать перед московским зрителем уровень развития, зрелости драматургии Страны гор как жанра сценического искусства и как относительно молодого литературного вида, для которого со второй половины 1950-х годов стало характерным более пристальное внимание к человеческой личности. В частности, стал заметнее интерес к чувствам, мыслям, поведенческим мотивам горца. А это, в свою очередь, требовало от мастеров художественного слова новых подходов, адекватных времени способов оценки окружающего мира и человека в нем. В аварской литературе, в особенности в драме, также стали вырабатываться более тонкие и совершенные методы художественного постижения духовного мира современника, которые особенно ярко проявились в пьесе «Горянка».

Особенности поэтики пьесы «Горянка»

В произведении прославленного поэта ярко проявилась тенденция к углубленному вниманию к человеку, повышенному интересу к его внутреннему миру. Пьеса продемонстрировала искусство высокого гуманизма, глубокого реализма с романтической целеустремленностью, привлекающей яркими характерами и поступками героев.

Как отмечает критика, новаторская постановка проблем взаимоотношения обыденного и героического, жизненной прозы и романтического порыва делает произведение Р. Гамзатова этапным, обобщившим и вобравшим опыт развития аварской драмы и выразившим общий пафос аварской национальной литературы. «Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов написал глубоко поэтическое, проникнутое драматизмом произведение, зовущее на борьбу за счастье и свободу горянки...» [12, с. 58].

Философские, морально-этические проблемы, поднятые в «Горянке», требовали внимательного психологического исследования человеческого характера. Поэтому пьеса Р. Гамзатова стала новым этапом развития аварской психологической драмы. Образ горянки традиционно был в центре внимания аварской литературы, особенно поэзии, начиная со второй половины XIX века. В ее защиту поднимали свой голос и авторы в новом виде национального словесного искусства - драматургии: Г. Цадаса, З. Гаджиев, М.-Н. Шамилов, М. Сулиманов, М. Магомедов, М. Гаирбекова и др. Но никто из них не проник так глубоко в мир своих героинь, как это сделал Р. Гамзатов.

Однако ценность данного произведения не ограничивается проникновением в душевные тайны героев. Для читателя значительными являются нравственные принципы, этические ориентиры, которые утверждает драма. В первую очередь это проблема отношения человека к своему назначению в жизни, понимания им смысла своего существования как высокой гуманистической цели.

Благодаря тому, что пьеса создана на основе одноименной поэмы, она во многом сохранила природу поэтического жанра - язык, поэтичность, лиризм, философию и мировоззрение автора, отличающегося от остальных персонажей удаленностью от них, собственной позицией и взглядами. Вместе с тем драма - это абсолютно другое произведение, нежели поэма. Для автора в ней было важно прежде всего раскрытие психологии характеров героев, чему способствует острый конфликт. На первый взгляд кажется, что в основе действия лежат драматические события сугубо личностного характера. Но они распространяются на область общественного бытия, проблемы человеческих взаимоотношений, нравственно-этическую сферу. Многообразие точек зрения на жизнь, позиций составляет основу конфликта в произведении, является своеобразной схваткой взглядов, убеждений, моральных кодов. Эти противоречия становятся причиной борьбы героев пьесы. Развитие действия проходит в напряжении, в мелких и крупных столкновениях, острых ситуациях, которые детерминируют движение и формирование характеров.

Образная система пьесы и ее специфика

Проводниками основной идеи «Горянки» служат герои, их жизнь, поступки, действия, характеры и, конечно, язык. В пьесе, как и в одноименной поэме, Р. Гамзатов продемонстрировал свое блестящее знание родного языка, его богатых средств и возможностей. Оценивая язык пьесы, литературовед Г. Казиев отмечает, что в плане языка данное произведение прославленного поэта является самим богатым в его творчестве [4, гь. 36].

Главная героиня Асият - девушка, стремящаяся к своему счастью через преодоление трудностей, отживших обычаев и традиций, норм жизни. На своем пути ей приходится преодолевать много препятствий, она восстает против родителей, давших ей жизнь, воспитавших ее. Вместе с образом Асият, идущей с детства, с радостных школьных дней к горю, от него к победе, к достижению своей жизненной цели, меняется, развивается и ее речь. Чтобы продемонстрировать радость девушек, автор использует самые простые слова: «Годы учебы! Мы их щелкали, как семечки, жевали, как жвачку, пили, как воду, ели, как чебуреки», - говорит острая на язык, беззаботная Пари.

Но в отличие от нее речь Асият содержит глубокую мысль, она совершенна и наполнена пониманием десяти лет, проведенных в стенах школы:

«Оставив позади в ущелье дорогу в десять лет,

Казалось, поднялась на вершину высокой горы!

Переплывая большую реку,

Показалось, что к новому берегу дошла» [Там же].

При сравнении речи Аси и Пари выясняются их разные характеры, мечты, желания:

«Асият. До свидания, школа, учителя!

Уважение к отцу - это один из основных законов аварцев. Особенно уважительным разговор с отцом бывает со стороны девочек. Поэтому в разговоре с отцом речь Асият короткая, лаконичная, уважительная, меняющаяся лишь в момент наивысшего напряжения:

Десяти лет жизни ступени! Наши пятерки!

Пари. И двойки!

Асият. До свидания, парты, учебники,

Утренние звуки привычного утреннего звонка. Пари. Вечно хмурый наш директор» [Там же, гь. 37].

«Али.

Асият.

Али.

Как прошла учеба, Асият? Окончила, папа. Это правда?

Асият. Али.

Что, правда, папа?

Сегодня из одних уст услышал я,

Что моя дочь такая, сякая...

Я не поверил этому, я сказал,

Что Асият цветок, что она не колючка!

Что Асият птица, что она не змея!

Отец, если птица - отпусти летать,

Не выдавай меня насильно замуж!

Отец, если цветок - дай расцвести,

Сорвав, бросив на землю, не губи меня!» [Там же].

Асият.

С особым мастерством, с учетом народных традиций родного языка, хорошо и всесторонне познав их, автор организовал разговор женщин в пьесе. По этому поводу Р. Гамзатов высказался так: «Когда я писал пьесу "Горянка", мне понадобилось проклятие, которое нужно было вложить в уста злой женщины из пьесы. Мне сказали, что в одном ауле живет пожилая горянка, которую никто из соседок не может переругать. Я тотчас отправился к удивительной женщине.

Добрым весенним утром, когда не хочется ругаться и проклинать, а хочется радоваться и петь, я переступил порог нужной мне сакли. Простодушно рассказал я старой горянке, зачем пришел. Так, мол, и так, хочу услышать от вас проклятие покрепче, я его запишу и вставлю в пьесу.

- Чтобы отсох твой язык, чтобы забыл ты имя своей любимой, чтобы твои слова не так понял человек, к которому тебя послали по делу, чтобы забыл ты сказать слова привета родному аулу, когда будешь возвращаться из дальнего странствия, чтобы ветер свистел в твоем рту, когда он останется без зубов. Сын шакала, могу ли я смеяться (да лишит тебя аллах этой радости), если мне невесело? Дорого ли стоит плач в доме, в котором никто не умер? Могу ли я сочинить тебе проклятье, если меня никто не обидел и не оскорбил? Ступай, не приходи ко мне больше с такими глупыми просьбами.

- Спасибо, добрая женщина, - сказал я и ушел от порога ее сакли.

По дороге я думал: "Если она без всякой злобы, так сказать, с ходу выпалила на мою голову такое виртуозное проклятие, что она может швырнуть в лицо тому, кто ее по-настоящему разозлит?"» [3, с. 47].

Речь Хадижат, Ашуры, Ащахатун и других женщин служит подтверждением слов Р. Гамзатова. В ней использована настоящая народная лексика, изобилующая поговорками, пословицами, оригинальными выражениями и оборотами аварского языка:

«Хадижат. Молчи, Асият, молчи! Кто перешел Утес, тот переходит и гору!

То, что не удержала гора, не удержит и равнина!» [4, гь. 38].

Двуликая речь у сплетницы Ашуры, которая хочет вместо Асият выдать свою дочь за Османа. «Хадижат, наверное, рассыпав зерна, словно петуха, заманила Османа своей Асият, - говорит сама себе Ашура» [Там же]. Но как только она видит Хадижат, тотчас же меняет свою речь: «Дай бог, чтобы был благословенным, без ссор и обид, брак длинной счастливой жизни! Чтобы обе головы и четыре руки согласованно работали, жили, как спина и живот живут.» [Там же].

На речь Ашуры похож разговор ее подруги Ащахатун: «Здравствуйте, как поживаете? Как поживают животные, сено-трава, птица, дети, что слышно от Али?» [Там же].

Так, по горской традиции спрашивая обо всем, приходит она в дом Хадижат. И о своем подарке для невесты она говорит народной пословицей: «Так как кровь бывает в соответствии с видом птицы, ты прости мою бедность, вот эту кастрюлю принесла Асият» [Там же].

После умышленно ласкового разговора с Хадижат, возвращаясь домой, она говорит Ашуре: «Это не та родня, которая довольствуется дареным: сыты они, сыты! Меня, говорит, ввели в краску. Давно продырявилась ее сумка, куда бросают совесть» [Там же].

Каждое слово автор подбирает так, как его употребляют в народе.

«Ашура. Хорошие вещи. Швейная машина, поющая машина.

Ащахатун. Сумавар, мясорубка! Особенно этот ишкап, называемый ишпануром!» [Там же].

Персонажи драмы живут одной с автором полноценной жизнью, наполненной любовью и ненавистью, борьбой и смертью, радостью и горем, счастьем и трагедией.

Личность, характер главной героини Асият выявляется и обнаруживает свои свойства и черты в отстаивании прав свободной личности. Р. Гамзатов проникает в мысли, переживания, сомнения, борьбу Асият с собой, подготавливает каждый ее поступок. На настойчивость отца Ася просит его не выдавать ее за нелюбимого человека - Османа. Она заявляет, что не любит его и не желает связывать с ним судьбу. На что отец отвечает:

«- Что такое любовь, дочь моя?

Твоя мать не по любви вышла за меня!

Любовь приходит после замужества.

Если не придет - еще лучше!

Жизнь без любви бывает легкой,

Сон тогда наступает рано!» [10, гь. 22].

Но у дочки другие мысли по этому поводу. Из ее ответа отцу можно сделать вывод, что брак без любви безнравственен. Ася отчаянно ищет выход из создавшегося положения, она в страхе перед возникшими обстоятельствами. Эти обстоятельства способствуют резкому психологическому повороту в ее нежной, робкой, еще не окрепшей душе, толкают ее к решительному и смелому выбору. «Человек при решении определенных задач, вопросов, при осуществлении жизненно необходимых целей проявляет свой характер» [2, с. 298]. На вопрос старых, уважаемых сватов - готова ли она выйти замуж за Османа - Асият отвечает:

«Даже если весь волос вырвут с головы,

Все сто членов моего тела рассыпятся,

Я свою жизнь за деньги не отдам!

Я никогда не выйду за Османа,

Вот вам ответ! Ну, услышали?» [10, гь. 32].

В драме «Горянка» Р. Гамзатов продемонстрировал себя мастером создания психологических портретов. В этом плане особенно ему удались портреты матери и отца главной героини. Родители Асият испытывают огромные нравственные мучения, так как вынуждены бороться против явного несоответствия их жизненного положения и мнимого представления о «законах чести», предписанных традицией. Бунт Асият, особенно против позиции отца, и, как следствие этого, ее уход из дома заставляют отца и мать изменить свои взгляды, задуматься над причинами, приведшими к уходу из дома их родной и любимой дочери.

В душу Хадижат стали проникать иные представления о любви, чести, браке. Она впитывает теперь все, что может оправдать Асият в глазах отца, людей, общественности села. Встреча с несчастной, забитой, морально униженной Супайнат подтверждает мысли и сомнения матери Асият. В ее глазах трагическая судьба обманутой, несчастной Супайнат служит веским аргументом, оправдывающим поступок ее дочери. Осознание своей неправоты и где-то в глубине своей души гордость и радость за Асият, за судьбу, которую она избрала, придает Хадижат чувство собственного достоинства, гордости, свойственное горской женщине. Это состояние героини ярко проявляется в эпизоде ее перебранки с Османом, где она уничтожающей иронией высмеивает его:

«Ты намеревался, упершись руками в бок,

Горделиво властвовать над моей дочерью?

Ты опоздал, теперь каждодневно

Занимайся сплетнями, подлец!» [11, гь. 28].

В образной системе пьесы выделяется Али, отец Асият, чей душевный мир с особым вниманием анализирует автор. Он дает тонкий психологический рисунок характера своего героя, с особой силой изображает развитие его драмы. Сложен путь Али к пониманию правды своей дочери, мотивации ее поступка и ложности своей позиции по отношению к Асият. В каждой строке произведения, касающейся образа Али, проявляются поиск им путей решения сложных задач, рождение его мыслей, предшествующих принятию важного решения. По своей природе Али - честный, принципиальный человек, не терпящий фальши, лжи, отхода от сложившихся традиций и поведенческих мотивов, свойственных горскому обществу. При этом в нем еще крепки старые предрассудки, представления о чести, слове горца. Конфликт с дочерью, ее уход из дома ставят его в сложное положение, когда он должен принять принципиальное решение, найти ответы на вопросы, способствующие разрешению конфликта, виновником которого он сам является. Драма Али является проверкой его моральных качеств. В то же время она является проверкой его души. Какой выбор сделает Али -пойдет за дочкой или останется в лагере Османа, и пережиток прошлого будет тяготеть над ним всю жизнь? Однако новый, социально ориентированный мир сильнее мира прошлого, и Али находит в себе силы избавиться от всего старого, патриархального.

В отличие от образа Али, изображенного в поэме «Горянка», где дана его подробная биография, в одноименной пьесе этот образ дан несколько упрощенно, схематично. Несмотря на это, характер героя в пьесе изображен именно в том ракурсе, который предполагает логически вытекающую из развития образа перемену. В отце Асият много позитивного, чистого, он обладает прекрасными душевными качествами. И эти черты характера в нем уживаются с пережитками прошлого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уход Асият из родительского дома, размолвка с отцом принесли Али душевные страдания. «Страшный позор пал на голову чабана Али - его дочь отказала человеку, которому была обещана. В ярости хватается он за кинжал. В тот миг, когда бессильно опускается рука отца, гибнет один из принципов адата» [5]. Раздвоенность положения, разбросанность мыслей, страдание, чувство собственной вины ощущаются в нем во время беседы с Хадижат. Терзаемый душевными муками, он словно ищет у нее поддержки, согласия на решение, которое в нем уже созрело, - поехать в город, повидаться с Асият, передать ей вещи от матери, обнять, прижать ее к себе, наконец.

Вся система образов пьесы работает на раскрытие характеров главных героев, в первую очередь Асият, Али, Хадижат, Османа. Яркой параллелью отношений Али - Асият являются взаимоотношения между Османом и его отцом Салманом. Они непростые, натянутые, на грани постоянного конфликта. Салман - сам по себе хороший, добропорядочный человек, честно зарабатывающий свой кусок хлеба. Поведение, характер, манеры сына вызывают у него недоумение, растерянность. «Откуда в этом парне высокомерие, грубость, необузданность характера, которого нет ни у меня, ни у родни, ни в селе?», - спрашивает он у самого себя.

Отношения между Салманом и его сыном Османом также способствуют раскрытию характера Али. В каждом слове Салмана, обращенном к сыну, слышатся упрек, разочарование, досада. Отец и сын - люди разных характеров, различных жизненных позиций. Показателен диалог между Салманом и Османом, когда сын приказал вернуть вещи, данные в качестве приданого Асият:

«Салман (подходя). Вода с приятным запахом, говоришь? (Указывая на бутылки с водкой) Вот твоя "хорошая вода"! Твои духи! Твой одеколон! Нюхай его! Вот почему не вышла за тебя Асият, которой не понравилась твоя "хорошо пахнущая вода"!

Осман. Отец!

Салман. Чтобы ты сдох, собака!» [11, гь. 19].

Довести родного отца до состояния, когда он называет свое дитя собакой, мог только подлый, низкий, эгоистичный человек, потерявший всякие моральные качества.

В пьесе занимательно изображены Ащахатун, Ашура, Лабазан, Пери, Кавсарат. Они привносят интересные жизненные ситуации, необходимые элементы, штрихи, которые органично дополняют общую картину происходящего. Пари и Кавсарат сочувствуют своей подруге Асият и делают все, чтобы воспрепятствовать ее свадьбе с Османом. Их оружие - это юмор, задор, острый, язвительный язык. Их насмешки, шутки выводят из себя тех, против кого они направлены. В первую очередь это Лабазан и Осман. Потешаясь над горе-друзьями, они вносят свою лепту в расстройство свадьбы подруги и спасение ее судьбы.

Знание автором горского быта, его деталей, психологии людей, повадок сельских сплетниц воплощено в образах Ащахатун и Ашуры.

Следуя законам драматургии, Р. Гамзатов сосредотачивает действие пьесы на одном решающем событии. Все коллизии в ней подчинены главному событию, все сосредоточено на судьбе Асият, раскрытии правоты ее поступков.

Линия Супайнат - тонко введенная автором наглядная картина судьбы, которая могла стать и судьбой Асият. Таким образом, и эта сюжетная линия вливается в основное сюжетное русло, ясно выражающее идею, высвечивающее характеры. Автор собирает в узел все конфликты, интриги и объединяет их в борьбе за главный интерес.

Пьеса «Горянка» интересна единством всех ее составных частей. Она наполнена особой гармонией, над которой не властны никакие жанровые закономерности. Произведение покоряет читателя своей поэтичностью, лиризмом, мягкостью красок, романтическим настроем, активным присутствием в нем самого поэта. Его голос звучит участливо, задушевно, уверенно. Но он бывает и насмешливым и непримиримым. Он любит и ненавидит, раздумывает и грустит, радуется и обличает.

Автор пьесы здесь - то романтик, то реалист. Эти краски сменяют одна другую, выступая в непрерывном единстве, создавая прекрасный художественный сплав.

Картины реалистической жизни, достоверные детали быта аула переплетаются с картинами романтическими. Вот, словно отражение в зеркале, дагестанский аул, где протекает обыкновенная жизнь, героями которой являются обычные люди. Это реалистические, срисованные с натуры картины. Но волею страстного романтика врывается могучая поэтизация, которая сильным рывком приподнимает картину, обогащая ее гаммой новых красок, звуков, чувств, романтических живописаний.

Символический характер произведению придают образы великих мастеров слова, введенные автором в повествование - русских Пушкина, Лермонтова, аварца Махмуда. Эти персонажи принимают активное участие в развитии действия, они разговаривают с героями, вступают с ними в дискуссии и сочувствуют, переживают за героиню. Вдруг в реалистический мир пьесы входит она, вызванная сильным воображением матери. Босиком на снегу с непокрытой головой произносит она сама строки своего письма. Реальность отступает, на смену ей приходят романтические видения автора, желание возвысить жизнь, судьбу женщины в ней, сделать ее недоступной бедам, несправедливости, порокам.

Заключение

Итак, исследовав в статье проблему конфликта и характера в пьесе Р. Гамзатова, приходим к следующим выводам и обобщениям.

В пьесе «Горянка» Р. Гамзатова фактически создана картина горского общества середины прошлого века, в котором происходят кардинальные изменения в сознании, психологии людей, стремящихся быть хозяевами своей судьбы, строить свою жизнь в соответствии со своим выбором. Ее анализ подводит к выводу, что тема эмансипации женщин гор, их моральных страданий и борьбы с пережитками прошлого за свое счастливое существование не только не исчерпала себя, а продолжает оставаться одной из актуальных проблем, стоящих перед современным дагестанским обществом и его художественным словом.

В исследуемом произведении читатель становится свидетелем столкновения разных характеров, выражающих различные принципы и позиции, отстаивающих противоположные взгляды на жизнь. Художественно-эстетическое богатство и изобразительные возможности пьесы «Горянка» подчеркивают особенности конфликта и характеров, индивидуальный художественный почерк писателя. В драме автор продемонстрировал свое мастерство раскрытия людских характеров, психологии взаимоотношений, проникновения в их душевный мир.

Перспективы дальнейшего исследования нам видятся в обращении к творчеству Р. Гамзатова в целом, изучении проблематики и поэтики его произведений: средств и приемов художественной реализации авторской идеи, создания психологических портретов, путей решения основного конфликта произведения, влияния драматического опыта автора пьесы «Горянка» на творчество современных аварских писателей.

Список источников

1. Блок Вл. Торжество света // Известия. 1960. 10 апреля.

2. Бояринова Г. Н. Типология конфликта и характера в драматургии К. Коршунова // Вестник Чувашского университета. 2011. № 4. С. 294-299.

3. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2008. 456 с.

4. Гъазиев Г. Расул Х1амзатов - раг1ул устар. Махачкала: Дагучпедгиз, 1967. 56 гь.

5. Дементьев И. Победа горянки // Советская Россия. 1963. 14 апреля.

6. История дагестанской советской литературы: в 2-х т. / под общ. ред. А. С. Назаревича, Р. С. Юсуфова. Махачкала: Изд-во Даг. филиала АН СССР, 1967. Т. 1. 1917-1965. 418 с.

7. Микаг1илов Ш. Гурх1ел гьеч1еб къеркьей // Баг1араб байрахъ. 1960. 27 март.

8. Пименов В. Судьба Асият // Литература и жизнь. 1963. 13 апреля.

9. Султанов К. Расул Гамзатов: очерк творчества. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. 225 с.

10. Х1амзатов Р. Маг1арулай: пьеса // Гьудуллъи. 1962. № 4. Гь. 7-33.

11. Х1амзатов Р. Маг1арулай: пьеса // Гьудуллъи. 1962. № 5. Гь. 10-39.

12. Щербина Г. Пою тебе сердцем // Искусство и литература Советского Дагестана / сост. А. Т. и М. З. Путерброт. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1963. С. 58-60.

Информация об авторах | Author information

RU

Муртазалиев Ахмед Магомедович1, д. филол. н.

Баширова Роза Саадулаевна2, к. филол. н.

Набигулаева Маржанат Набигулаевна3, к. филол. н.

1, 2, 3 Институт языка, литературы и искусства имени Гамзата Цадасы

Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала

EN

Murtazaliev Ahmed Magomedovich1, Dr

Bashirova Roza Saadulayevna2, PhD

Nabigulaeva Marjanat Nabigulaevna3, PhD

1 2' 3 G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art,

Dagestan Scientific Centre, Russian Academy of Sciences, Makhachkala

1 ahmurt04@gmail.com, 2 bashirowa.roza@yandex.ru, 3 nabmar2012@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 29.01.2021; опубликовано (published): 30.04.2021.

Ключевые слова (keywords): пьеса; героиня; конфликт; характер; система образов; play; heroine; conflict; character; image system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.