УДК 177.61
М.Ю. Барабанова, (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
8-915-681-99-58, e-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ НАРОДНЫХ РАССКАЗОВ Л.Н.Т0ЛСТ0Г0
В статье рассматриваются формально-содержательные особенности цикла «народных рассказов», созданных Л.Н.Толстьш в 1880-1890 г.г.
Анализируются жанровая специфика, художественный метод, общие идейноэстетические принципы, которые организуют «народные рассказы» в системное единство.
Ключевые слова: жанр, стиль, притчевость, онтологизм, двуплановость, хронотоп, ансамблевость
Создание Л.Н.Толстым в 1880-1990 г.г. цикла произведений, получивших впоследствии название «народных рассказов», объясняется как внешними обстоятельствами жизни писателя, так и глубинными внутренними процессами его сознания.
Окружающая действительность, по мнению Л.Н. Толстого,
противоестественна, однако изменение ее насильственными методами невозможно, поскольку это приводит к розни и разобщению людей.
Значит, необходимо искать другие пути совершенствования жизни. И Л.Н.Толстой выдвигает идею «деятельного христианства» - религиознофилософского учения, следование которому должно привести к духовному прогрессу личности и общества в целом.
Таким образом, составной частью философии писателя можно считать разрешающее проблему смысла жизни человека учение о духовном просветлении на основе христианской аксиоматики.
При этом христианская аксиоматика рассматривается как способ освобождения от негативных последствий эгоцентричной жизни, как путь к духовному просветлению, к богопознанию.
Стремясь разносторонне обосновать своё учение, писатель разрабатывает теорию религиозного искусства и соответствующий ему творческий метод «духовной правды», «синтезирующий реальное и идеальное как способ воплощения гармонической реальности» (6, 10)
В связи с этим задачи литературного стиля становятся во главу угла; Толстой сознательно программирует их, стремясь писать «совершенно простым и понятливым языком», «пропускать все статьи через цензуру дворников, извозчиков, черных кухарок» (5,162).
Социальные и эстетические приоритеты Толстого на данном этапе подчиняются религиозно-философским устремлениям писателя: идеал
общественного и мирового устройства - всеобщее братство на основе духовного совершенства человека и мира («Царство Божье на Земле»); эстетический идеал - религиозное искусство, основополагающим критерием которого признаётся «правда Царства Божьего» («духовная правда») как творческий метод эстетического освоения действительности. Религиозное искусство, раскрывая законы бытия, призвано преобразовать мир в гармоничную реальность.
Избранный Толстым метод «духовной правды» является главным источником художественного своеобразия «народных рассказов».
Цикл «народных рассказов» представляет собой оригинальную систему духовных жанров, аллегорически осмысливающих христианские принципы жизни. Тем самым «народные рассказы» органично вписываются в контекст русской духовной литературы конца XIX - начала XX века.
Преемственность является неотъемлемым признаком литературного процесса, в который включено творчество Толстого. Активные поиски новых форм побудили Толстого обратиться к системе жанров древнерусской литературы, фольклора и к традициям реалистического рассказа и повести (6,12)
Сопоставляя жанровую структуру «народных рассказов» с традиционными формами, можно говорить о следующем:
- такие произведения, как «Кающийся грешник», «Два брата и золото», «Вражье лепко, а Божье крепко» могут быть соотнесены с жанром легенды;
- рассказами-легендами являются произведения «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Три старца», «Два старика», «Свечка», «Крестник»;
- с проповедями соотносимы произведения «Нагорная проповедь», «Искушение Господа нашего Иисуса Христа», «К картине Ге (Тайная вечеря)», «Страдания Г оспода нашего Иисуса Христа»;
- сказовый характер имеют произведения «Ильяс», «Девчонки умнее стариков», «Упустишь огонь - не потушишь», «Много ли человеку земли нужно», «Как чертёнок краюшку выкупал»;
- произведения «Сказка об Иване-дураке.», «Работник Емельян и пустой барабан», «Зерно с куриное яйцо» могут быть определены как сказки;
- реалистическими рассказами являются произведения «Алёша Г оршок» и «Корней Васильев»;
- повестью является произведение «Фальшивый купон».
Разножанровый состав «народных рассказов» не мешает выделению общих идейно-эстетических принципов, каковыми исследователи (6,12)
называют притчевость, онтологизм и ансамблевость, которые организуют эти произведения в системное единство.
Притча как дидактико-аллегорический жанр средневековой литературы выступала для Толстого своеобразным поэтическим ориентиром в деле создания произведений учительного характера. Писатель использует притчевую традицию в формировании художественной структуры «народных рассказов» на уровне композиционного построения произведения, на уровне образной системы, на уровне поэтического языка.
Композиционно Толстой выстраивает двухчастную структуру народных рассказов»: аллегория (нарратив) + христианская аксиоматика (императив), аналогичную структуре канонической притчи (аллегория + толкование) (1,с.305)
В центре нарратива находится аллегорическое осмысление христианских принципов жизни.
Новозаветный императив может быть выражен в форме цитаты-эпиграфа, цитаты-концовки, вывода-концовки, «скрытой цитаты».
В композиционном отношении императив является составной частью нарратива или тесно связан с ним, так что сюжетная схема «народных рассказов» часто строится по модели: христианское поведение - духовное просветление - гармоничная реальность.
На уровне образной системы притчевость проявляется в функционировании «сакральных» и «профанных» героев (6, 17).
При этом «сакральный» герой (отец, крёстный, божий человек, ангел, Господь) даёт событийному ряду, поступкам других персонажей оценку в свете христианской аксиоматики; он обладает фантастическими свойствами, чудодейственной силой, Истиной, необходимой для духовного роста «профанного» героя, для которого он является помощником, проводником. «Профанный» герой проходит путь от неведения (безбожного существования) к богопознанию. Христианское поведение играет решающую роль на этом пути. После свершившегося духовного просветления «профанный» герой может получить статус сакрального героя, поскольку
теперь он представляет собой носителя высокодуховных качеств человека.
Для Толстого в «народных рассказах» характерна предельная упрощённость в обрисовке характеров. Здесь практически всегда отсутствуют развёрнутые описания внутренних состояний героев, история души не показана в её движении. Это представляется весьма естественным и органичным, поскольку в центре изображения не внутренний мир человека с его противоречиями, а «правильное», христианское поведение.
С точки зрения особенностей поэтического языка для «народных рассказов» характерен стиль устной речи: отсутствие описательных элементов, упрощённый синтаксис с короткими периодами, намеренное использование сказуемого перед подлежащим, предельный лаконизм повествования, использование просторечной лексики.
Исследователи отмечают (8, 112), что поэтика «народных рассказов» несёт на себе печать плодотворного взаимодействия принципов реализма, поэтических приёмов модернизма и легендарно-сказочной фантастики, что позволяет писателю «в условиях новеллистического произведения воплотить целостную модель бытия»(6,15).
Такой синтез проявляется многообразно.
Так, в сюжете и композиции взаимодействие различных поэтических систем формирует двуплановость произведения, когда сочетаются реальный и идеальный планы повествования. Реальный план повествования часто ориентирован на отображение абсурдного в объективной действительности, причём в качестве основного приёма в создании абсурдного используется гротеск.
Идеальный план создается такими приёмами, как голосовые и зрительные иллюзии, сны - видения, чудеса, волшебство (трансформация и трансфигурация пространства, персонификация, агглютинация).
Активно используются новозаветные включения в виде мотивов -символов, императивов, мотивов - цитаций, образных аллюзий, реминисценций; прямых воспроизведений евангельских персонажей и сюжетных ситуаций; включений в художественную ткань произведений притч в соотнесённости с евангельской традицией. Можно отметить также соотнесенность с Евангелием на уровне организации поэтического языка (ритмизация фраз , инверсионный порядок слов, использование религиозной лексики).
Роль «сюжетного скрепа», связующего звена между реальным и идеальным миром выполняет момент духовного просветления героя.
Сюжетно-композиционная двуплановость определяет и двуплановость на уровне хронотопа.
С одной стороны, действие в рассказах отражает реальную жизнь русского крестьянства, а с другой - выходит в сферы вневременные и внепространственные, в мир идеальный. Такая пространственно-временная организация текста приводит к бытийным обобщениям, придаёт «народным рассказам» онтологический характер и позволяет противопоставить гибельную бездуховность реального мира чудесности, мистичности мира идеального. В то же время на взаимодействии реального и идеального Толстой созидает новую гармоничную реальность, ценностным ориентиром которой являются заповеди Христа.
Тем самым «народные рассказы» представляют собой единый цикл, служащий реализации общей концепции - идеи всеобщего братства на основе духовного совершенства человека и мира.
Жанры рассказов взаимодополняют друг друга в логически завершённой последовательности: легенды, рассказы-легенды, проповеди, сказы, рассказы раскрывают идеальный образ поведения, а повесть и сказки - соответственно идеальный образ общественного и мирового устройства.
Этот комплекс общих идейно-эстетических принципов (притчевость, онтологизм, ансамблевость) позволяет интерпретировать «народные рассказы» как оригинальную систему духовных жанров (6,17), что на общем фоне новеллистики конца XIX - начала XX века может быть рассмотрено как новаторство Л.Н.Толстого.
Интересно отметить, что современная Л.Н. Толстому критика была неоднозначна в оценке рассказов.
Наиболее негативен отзыв замечательного лингвиста и педагога Ф.И.Буслаева, который считал, что «Толстой ... безжалостно разменивал свое великое поэтическое дарование на грошовую мелочь азбучной морали, схоластических толкований», на все «эти побасенки об ангеле в подмастерьях у сапожника», и отказывал писателю в изображении «высокой, глубоко захватывающей душу правды жизни» (5,155)
Другая часть русской критики по достоинству оценила стремление Л.Н.Толстого к иному, по сравнению с традиционным, ракурсу изображения действительности.
Так, известный критик Н.Н.Страхов, отмечал, что в рассказе «Чем люди живы» «евангельский дух, евангельская точка зрения, - вот что поразило читателей, поразило неожиданно и неотразимо. Неожиданно потому, что этот дух явился в действительно художественной форме, т.е. самой ясной и выразительной из всех форм ... Художник не только не заставляет нас смотреть на описанные лица сверху вниз, но, напротив, поднимает нас до уровня этих лиц, даёт нам чувствовать в их мыслях и действиях веяние истинной жизни» (5,134),
Современные литературоведы (2,3,4,6,8) считают, что, конструируя целостную модель бытия, основанную на взаимодействии реального и идеального, писатель создал произведения, которые перерастают рамки нравоучительности, поскольку ориентированы не столько на морализаторство, сколько на поиски способов богопознания, способов гармонизации человека с самим собой и миром.
Таким образом, концепция религиозного искусства, выдвинутая Л.Н.Толстым в качестве эстетического идеала в поздний период его творчества, была успешно реализована в рамках цикла «народных рассказов».
Литература:
1.. Аверинцев, С.С. Притча // Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.- с. 305.
2. Кузина, Л.Н. Художественное завещание Льва Толстого: Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX начала XX в. - М.: «Наследие», 1993. - 160 с.
3. Кущенко, З.А. Народные рассказы Л.Н.Толстого (Идейно-художественное своеобразие): Автореферат диссертации кандидата филологических наук: 10.01.01. - М., 1972 .- 17 с.
4. Лепилкина, О.И. Народные рассказы Л.Н.Толстого и их место в
творческом пути писателя: Автореферат диссертации кандидата
филологических наук:10.01.01 - Л.,1985.- 20 с.
5.Л.Н.Толстой в русской критике: Сб.статей. - М.: Гослитиздат, 19б0. - 510 с.
6.Сат, Н.Д. Особенности жанровой поэтики «народных рассказов»
Л.Н.Толстого: Автореферат диссертации кандидата филологических
наук:10.01.01. -М.,2007. -17 с.
7.Толстой, Л. Н. Чем люди живы. Народные рассказы. - Можайский полиграфический комбинат, 1993. - 447 с.
8.Чичерин, А.В. Стиль народных рассказов Л.Н.Толстого I Яснополянский сборник. - Тула: 1980. с.105 - 117.
Barabanova M. Y.
ART ORIGINALITY OF NATIONAL STORIES OF L.N.TOLSTOGO
In article formal and substantial features of a cycle of "national stories", created L.N.Tolstym in 1SSG-1S9G are considered. Genre specifics, art method, the general ideological and esthetic principles which will organize "national stories” in system unity are analyzed.
Keywords: genre, style, pritchevost, ontologizm, two-planned character, хронотоп, ansamblevost