Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КУМЫКОВ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КУМЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский поэтический фольклор / художественная система / колыбельные песни / игровая поэзия / календарно-обрядовая поэзия / детские календарные песни / народная эстетика / народное творчество / мотивы трудового воспитания / children’s poetic folklore / artistic system / lullabies / play poetry / calendar-ritual poetry / children’s calendar songs / folk aesthetics / folk art / motives of labor education

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — И.А. Халипаева, З.Н. Чукуева, Л.А. Шабаева

В настоящей статье описывается жанровая система детского фольклора кумыков, которая может быть представлена как повествовательными, так и стихотворными жанрами. Предметом исследования является художественная система детского фольклора кумыков, для изучения которого использованы такие методы, как теоретический анализ научной литературы; описательный метод, включающий наблюдения, интерпретации, сравнения, обобщения. На основе анализа образцов детского фольклора выявлена их глубокая гуманистическая и демократическая основа, высокая идейная направленность и эстетическое совершенство. Детский поэтический фольклор, в котором отражены вопросы народной педагогики, основанной на жизненном опыте кумыков, оказал большое влияние на развитие дагестанской детской литературы. В статье делается вывод о том, что фольклорные песни отражают реальный исторический опыт народных масс. Дружба и взаимопомощь всегда помогали народам в борьбе за их национальную независимость и социальную свободу. Одной из особенностей кумыкских песен и является воспитание дружбы народов. Именно эти особенности при умелом применении фольклора в педагогической работе могут служить неоценимым подспорьем в деле эстетического, патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC ORIGINALITY OF CHILDREN’S KUMYK FOLKLORE

The article describes the genre system of Kumyk children’s folklore, which can be represented by both narrative and poetic genres. The subject of the study is the artistic system of Kumyk children’s folklore, for the study of which methods such as theoretical analysis of scientific literature are used; descriptive method, including observations, interpretations, comparisons, generalizations. Based on the analysis of samples of children’s folklore, their deep humanistic and democratic basis, high ideological orientation and aesthetic perfection are revealed. Children’s poetic folklore, which reflects issues of folk pedagogy based on the life experience of the Kumyks, has a great influence on the development of Dagestan children’s literature. The article concludes that folklore songs reflect the real historical experience of the masses. Friendship and mutual assistance have always helped nations in the struggle for their national independence and social freedom. One of the features of Kumyk songs is the education of friendship between peoples. It is these features, with the skillful use of folklore in pedagogical work, that can serve as an invaluable help in the aesthetic, patriotic and international education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КУМЫКОВ»

УДК 82

Khalipaeva I.A., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Dagestan State University, Honored Scientist of the Republic of Dagestan (Makhachkala, Russia),

E-mail: turkdgpu@mail.ru

Chukueva Z.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Chechen Philology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: z9298917446@yandex.ru

Shabaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Department of Dagestan Literature, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: leilatarki@mail.ru

ARTISTIC ORIGINALITY OF CHILDREN'S KUMYK FOLKLORE. The article describes the genre system of Kumyk children's folklore, which can be represented by both narrative and poetic genres. The subject of the study is the artistic system of Kumyk children's folklore, for the study of which methods such as theoretical analysis of scientific literature are used; descriptive method, including observations, interpretations, comparisons, generalizations. Based on the analysis of samples of children's folklore, their deep humanistic and democratic basis, high ideological orientation and aesthetic perfection are revealed. Children's poetic folklore, which reflects issues of folk pedagogy based on the life experience of the Kumyks, has a great influence on the development of Dagestan children's literature. The article concludes that folklore songs reflect the real historical experience of the masses. Friendship and mutual assistance have always helped nations in the struggle for their national independence and social freedom. One of the features of Kumyk songs is the education of friendship between peoples. It is these features, with the skillful use of folklore in pedagogical work, that can serve as an invaluable help in the aesthetic, patriotic and international education of the younger generation.

Key words: children's poetic folklore, artistic system, lullabies, play poetry, calendar-ritual poetry, children's calendar songs, folk aesthetics, folk art, motives of labor education

И.А. Халипаева, д-р филол. наук, проф., заслуженный деятель науки РД, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,

E-mail: turkdgpu@mail.ru

З.Н. Чукуева, д-р филол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: z9298917446@yandex.ru

Л.А. Шабаева, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дагестанской литературы, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала,

E-mail: leilatarki@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА КУМЫКОВ

В настоящей статье описывается жанровая система детского фольклора кумыков, которая может быть представлена как повествовательными, так и стихотворными жанрами. Предметом исследования является художественная система детского фольклора кумыков, для изучения которого использованы такие методы, как теоретический анализ научной литературы; описательный метод, включающий наблюдения, интерпретации, сравнения, обобщения. На основе анализа образцов детского фольклора выявлена их глубокая гуманистическая и демократическая основа, высокая идейная направленность и эстетическое совершенство. Детский поэтический фольклор, в котором отражены вопросы народной педагогики, основанной на жизненном опыте кумыков, оказал большое влияние на развитие дагестанской детской литературы. В статье делается вывод о том, что фольклорные песни отражают реальный исторический опыт народных масс. Дружба и взаимопомощь всегда помогали народам в борьбе за их национальную независимость и социальную свободу. Одной из особенностей кумыкских песен и является воспитание дружбы народов. Именно эти особенности при умелом применении фольклора в педагогической работе могут служить неоценимым подспорьем в деле эстетического, патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: детский поэтический фольклор, художественная система, колыбельные песни, игровая поэзия, календарно-обрядовая поэзия, детские календарные песни, народная эстетика, народное творчество, мотивы трудового воспитания

Актуальность исследования. У каждого народа существуют многочисленные обычаи и традиции, неписаные законы и правила, которые помогают в воспитании подрастающего поколения. В фольклоре всех народов имеются черты, раскрывающие богатство человеческой натуры, отражающие нравственные идеи и мечты народа.

Об этом свидетельствует изучение фольклора различных народов. Кумыкский фольклор является ярким самобытным представителем фольклора народов Дагестана. Его влияние ощущается и в произведениях современных дагестанских, и, в частности, кумыкских писателей и поэтов [1-12].

Произведения устного народного творчества воспитывают у детей уважение к человеку, учат приветливо относиться к людям, почитать старших и т. д. В умственном развитии человека исключительно важным является период школьного возраста. Всякое представление он сейчас же старается перевести в действие.

Цель статьи заключается в изучении сущности художественного своеобразия детского фольклора кумыков.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели: рассмотреть примеры детского фольклора кумыков; изучить специфические особенности детского фольклора кумыков и его роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

В ходе исследования автором активно применялись изучение и анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что в статье рассматривается малоизученная тема, связанная с исследованием художественного своеобразия детского фольклора кумыков и возможностями его использования при воспитании подрастающего поколения.

Теоретическая значимость - в расширении теоретических знаний в области художественного своеобразия детского фольклора кумыков.

Практическая значимость состоит в анализе сущности художественного своеобразия детского фольклора кумыков, который можно использовать при организации профессиональной подготовки будущих специалистов в области дагестанской филологии.

Народное творчество сыграло важную роль в историческом развитии духовной культуры народов Дагестана. Оно сохранило нам и будущим поколениям опыт длительной практической деятельности народа во всех областях его жизни. Дагестан является родиной чрезвычайно богатого и разнообразного устного творчества.

Здесь говорят на 40 языках и наречиях, возможно, поэтому бытует в Дагестане предание о прорванном мешке: «Когда-то, в седые времена, по миру всадник разъезжал с мешком, в котором были разные языки. Он их раздавал народам Земли. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана, и посыпались языки по горам, и перемешались». Вот почему в Дагестане так много языков [2, с. 11].

Одним из основных языков Дагестана является кумыкский. Кумыки располагают чудными произведениями фольклора. С первых же месяцев жизни мы прислушиваемся к звукам мелодичной колыбельной («бешик йырлар», или «лайла»), которую напевает мать-кумычка.

К таким песням относятся «Шесть гор», «Биякай», «Баю, дитя мое, баю» и др.

Къакъакъ, баламны къакъакъ,

Баю, дитя мое, баю,

Къагьруманлы эр болгъун!

Стань ты мужчиной - героем!

Сермелерден сермен, чубукъ иелтип!

Схвати и согни прутья!

Душмангъа къаршы тургъанда,

А когда станешь перед врагом,

Дувлай, башын гесип алар эр болгъун!

Буйную его голову ты уничтожь!

Къакъакъ, баламны къакъакъ,

Баю, дитя мое, баю.

Ананг сенден къувангъыр.

Чтоб приносил ты маме радость.

Къувунларда къувангъыр.

Чтоб ты всегда был весёлый.

Къувуруп къызбай душманны.

Чтоб ты заставлял труса-врага

Къув тёшекге, къувун салар эр болгъун!

На мягкой перине поднимать панику!

Вот таким ты мужчиной будь!

(здесь и далее подстрочный перевод автора - X. И).

Уланым, уланым - уллу паша. Сыночек мой сыночек - великий паша.

Атынг байлагъын къошгьа. Коня к коновязи привяжи. Барса эди уланым Пошел бы, мой сыночек, Дазудагьы асгер башгъа. На границу служить.

Представители старшего поколения Дагестана издревле слушали колыбельные песни. Например, в кумыкских семьях над колыбелью звучали материнские «Белелей-белелей» («Баю-бай, баюбай») [11].

Кумыкский поэт В. Атаев в стихотворении «Эрпели», посвященном родному селу, вспоминает свое детство: Чалына сезлер йылы «Белей, балам, белелей... Гьали де гьайлек йырым Магъа рагьатлыкъ тилей

.Я слышу, как мать напевает В тиши< - Белелей, белелей. И ныне покой навевает Та песня, что нет мне милей [12].

Возникновение старинных колыбельных песен разных народов связано с персонификацией животных и птиц в языческую эпоху с народной мифологией.

Животные и птицы в колыбельных песнях действуют по образу и подобию человека.

В кумыкском фольклоре есть такая категория песенок, стишков, игр, которые созданы специально для развлечения. Вот одна из них. Подбрасывая, ребенка на руках, женщина приговаривает: Кян - кян-Кичив! Кян- Кичив.

К реке ходил Кян-Кичив! И с водой придя домой, Вот таким стал Кян-Кичив (3 раза).

А. Фадеев использовал текст этой песенки в пятой части романа «Последний из Удэгэ», вложив её в уста повивальной бабки, принимающей новорожденного Масенду. В основном пестушки способствуют воспитанию физически здоровых, жизнерадостных детей. Как бы держа за руку, взрослый ведет ребенка от колыбельных песен, пестушек, потешек в мир игры и фантазии. Особый интерес представляет детская песня-игра о дружном хороводе девочек. Сюжет песни-игры таков: девочки с разных аулов, играя вместе поссорились, а старшая из них, чтобы помирить девочек, начинает песню-игру.

Девочки делятся на две группы. Первая группа ведущая.

1. О якълардан, бу якълардан,

С той стороны, с этой стороны Гёкчуман авлакълардан, С зеленых полей Бизге къара къыз герек, Нам нужна черная девочка. Къара къызгьа не герек? Что нужно черной девочке?

2. Къап-къара юзюм герек! Черный виноград!

1. О тавлардан, бу тавлардан

2. С тех гор, с этих гор Тюрлю емиш бавлардан С разных плодовых садов Бизге сари къыз герек Нам нужна желтая девочка Сари къызгьа не герек? Что нужно жёлтой девочке?

2. Сапсари кюреге герек! 2. Желтая курага нужна! 1. О ташлардан, бу ташлардан

1. С тех камней, с этих камней, Агьымы арив сувлардан,

Где протекает красивый ручей, Бизге аппакъ къыз герек Нам нужна белая девочка Акъ къызгьа не герек? Что нужно белой девочке?

2. 3ем- зем булакъ сув герек! 2. Вода из родника зем-зем

Все вместе поют и хлопают, сделав большой круг 1-2. Булакъдан сув ичейик, 1-2. Воду зем-зем мы выпьем, Сари кюреге ашайыкъ, Жёлтую курагу съедим. Къара юзюмде ашап, Съедим и черный виноград.

Дагьы бирде урушмай, Больше ссориться не будем, Дослар болуп ойнайыкъ. Дружно будем мы играть.

После того, как пропели песню, обиженных девочек по очереди вводят в круг танцевать. Значительное место в кумыкском фольклоре занимают сказки. Они содержат богатый материал для изучения своего народа. Древнюю и огромную роль народных сказок в воспитательном значении подчеркивает A.M. Горький, говоря, что библейские сказки о единоборстве юноши Давида с Голиафом, легенда о Персее и все сказки на эту тему были сочинены для детей, рассказаны детям и воспитывали из детей Спартаков, Фра-Дельчино и других революционеров.

Богат сказочный мир кумыков прекрасными произведениями о девушках, красивых, как солнце, о юношах, подобных луне, о пери, об энем, об Албаслы [3, с. 130].

Большое количество образов из глубокой древности несет нам волшебная сказка. Образ Албаслы, несомненно, олицетворяет дух дремучей лесной глуши, образ пери - волшебную обитательницу зеркальных вод, лунных вечеров, опасных, но прекрасных речных и озерных глубин.

А Энем, женщина, олицетворяющая собою безобразное, грозное, воплощает то жар, то холод, то вьюгу, которые могут погубить неосторожного человека. Изображение их внешности уже должно было нести в себе и функции эстетического воспитания наших далеких предков, и эти народные «зачатки» эстетического воспитания не потеряли своего значения и в наши дни, особенно, когда речь идет об учащихся.

Просто и убедительно говорится в таких сказках, как «Хороший мальчик», «Сказка о Батыре», «Завещание отца», «Три совета», «Сказка о Кара-Катыре», «Карачач», о победе добра над злом, о мужестве и героизме, выносливости, здесь можно найти своеобразные отголоски культа предков и матриархата.

Герои сказок очень чутки к людям, заботливы. Чтобы защитить других, они жертвуют своими интересами. По мнению Аристотеля, «в воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное».

В сказке «Карачач» красавица Карачач родила двойняшек: мальчика, подобного луне, с золотым гребешком на голове и девочку ослепительной красоты, как солнце, со звездою на лбу и родинкой на щечке. Судьба обходится с ними сурово, их уподобляют щенкам, и, поместив в бочку, злые тёти бросают в бездонное море. Растут они там не по дням, а по часам. Но величественная природа пожалела их молодость и красоту, не дала им погибнуть - синие волны несут бочку доброму рыбаку.

В Дагестане на разных языках звучит та красота поэзии, которая создавалась на протяжении многих веков. Песни Страны гор порою не имеют границ и легко переходят от одной народности к другой, изменяясь и приобретая самобытные черты, присущие тем или иным народностям. Трогательны и поэтичны эти песни, в их основе лежит высокая народная мораль и совершенные эстетические народные представления.

В народном творчестве кумыков важное место занимают песни «Йырлар». В них отражаются подвиги людей, думы и чаяния народа о светлом будущем, его патриотизм. Из многочисленных памятников кумыкского эпоса самыми древними являются песни «Карт-Кожак и Максуман», «Иыр о Мюнкюллю», «Анжи- Наме», «Окаменевшая Аймеседу». В этих же песнях мы находим элементы пейзажей. Например, в песне «Карт-Кожак и Максуман».

По тропинке, узкой, как ремешок,

Где, бушует, ревет летящий поток,

По округлым склонам, крутым холмам

Поскакал он, путь, держа к табунам.

На горном лугу, где синеют цветы.

Над рекой у обрывистой высоты

Дремал в траве табун Максуман [4, с. 224].

В целом песни отражают народный идеал мужества и героизма. В кумыкских песнях большое место занимает тема защиты родной земли, интересов народа. В них очень распространен образ патриота, защитника горской чести. В этом отношении уместно вспомнить песню об Абдулле. В ней показана борьба против иноземцев. В лице матери Абдуллы хорошо отражен характер народа, его мужество, выносливость. Она умная женщина, горячо любящая свой народ. В йыре она наделена большой властью над сыном, распоряжается его судьбой. Мать посылает больного сына в бой с врагами и требует от умирающего юноши, чтобы он до последнего вздоха был мужественным, соблюдал строгие законы гор. «Ты взгляни хоть раз на дитя своё» [4, с. 238], - просит сын, но мать непреклонна. Сын, послушный матери, умирает в седле, и йыр возвеличивает его смерть.

Песни подобного рода где-то родственны тем мотивам горского фольклора, что вдохновили М.Ю. Лермонтова написать поэму «Беглец». Среди многих песен, отражающих борьбу народов против феодалов, особо популярна песня «Айгази». В основе этой песни - сказание народа о легендарном герое Айгази, защитнике бедноты и борце за счастье народа. Айгази еще грудным ребенком лишается отца. Будучи юношей, он беспощаден к врагам, мстит за отца и за страдания родного народа.

Айгази вместе с друзьями держит в страхе биев. Но вот выпало на его долю три намуса, т. е. три долга чести: достойно принять кунаков отца, убить кровника

и освободить невесту. По совету матери он первым исполняет долг, связанный с достойным приёмом кунаков отца, после чего скачет исполнить второй долг -отомстить врагу. Только в третью очередь - «собственной чести отважный слуга» - уводит из княжеского двора свою невесту [4, с. 237].

Грозная и трагическая эпоха давала сюжеты большой поэтической силы. Интересен в этом отношении образ мальчика, превратившегося в камень, не потупившего взгляда перед грозным Тимуром. В песне сочетаются два образа: мальчик слабый телом, но готовый жертвовать собой за Родину, и бессильный перед этой силой патриотизма грозный завоеватель полумира Тимур [5, с. 208].

Неотделимо от фольклора и песенно-поэтическое творчество Ирчи Казака. В одном из песен-посланий поэт, мечтая о родине, представляет её «Алмазной горой», сравнивает с голубоглазой красавицей. Он обращается к природе как к живому существу, называет себя тоскующей птицей и просит гору Асхар-тау, чтобы она покрылась зеленой травой и ожила.

Образ сказочной горы, заимствовавший певцом из родного фольклора, используется здесь как символ родной земли. Еще один традиционный образ встречается в песнях-посланиях из Сибири - «тулпар» (крылатый конь служит верным помощником героя в беде и помогает ему спастись). Но у Ирчи Казака этот образ дается для того, чтобы показать безнадежность своего положения.

Народное творчество пленяет не только своих поэтов и писателей - суровая природа Кавказа с её величественными и загадочными красотами привлекала внимание и русских писателей. С Дагестаном тесно связаны жизнь и творчество писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского, давшего прекрасные образцы романтически возвышенного описания девственной кавказкой природы.

Также связана с Кавказом судьба великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, для которого, по образному выражению В.Г. Белинского, Кавказ стал «колыбелью» и «поэтической родиной». Поэт, по словам Белинского, брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, которые несла и подавала ему величественная природа Кавказа, оживленная его поэтическим вдохновением.

Дагестанское народное творчество приковывало внимание и великого русского писателя Л.Н. Толстого, Немировича-Данченко и многих др. Велико также влияние эстетического воспитания на трудовую деятельность людей. Красной нитью и в сказках, и в героико-исторических и лирических песнях проходит восхваление именно простого, бедного труженика в противовес осуждению и осмеянию богачей. Например, в кумыкской песне говорится об Эльдаруше и Бектеми-ре - двоюродных братьях. Бектемир был богат. Эльдаруш имел лишь оружие и коня. Между ними не было дружбы. Когда Бектемир женится на княжне Месей, он не приглашает Эльдаруша, но, по настоянию уважительных людей, был вынужден позвать. А на свадьбе он упрекнул его обидными словами: «От тебя пахнет бедностью!» [4, с. 230].

Однако в неравном бою Эльдаруш одерживает победу: «Надо мною плач на один только день. А над трусом плач - до скончания дней», - говорит он матери [4, с. 233].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Героические песни кумыков во многом близки песням ногайцев. Облик ногайского батыра наделен теми же чертами, что и кумыкский. Родство это имеет свои глубокие языковые и исторические корни. Идеями дружбы народов проникнуты почти все жанры кумыкского фольклора. Поэтому во многих дореволюцион-

Библиографический список

ных народных песнях кумыков, ногайцев, балкарцев, черкесов и др. дается резко отрицательная характеристика набегам и грабежу, которые разжигали вражду народов и племен. Одной из таких песен является песня об Азнавуре. В ней говорится, что бий Ханмуза, услышав о храбрости Азнавура, захотел с ним подружиться и с его помощью совершить набег на ногайцев. Азнавур отказывается от грабежа, но Ханмуза настаивает, и Азнавур вынужден подчиниться.

Против набега выступают отец и мать, сестра. А жена, узнав о намерении мужа, проклинает его. Она была ясновидящей и знала, что муж не вернется. Если в интересы биев входит эксплуатация и грабеж, то кумыкское население заинтересовано в сохранении добрососедских, дружественных отношений со всеми народами.

В борьбе против феодального гнёта существенную роль играла дружба и взаимопомощь народов. Так, например, в 1773 г 25 тысяч кабардинцев, заку-банских черкесов, кумыков и чеченцев выступили против царских колонизаторов. В восстаниях на стороне горцев принимали участие и беглые русские казаки. Успех борьбы горцев в то время во многом зависел от единства и взаимопомощи между народами Чечни и Дагестана.

Например, в чеченских песнях повествуется о том, как кумык и чеченец убивают грузинского князя, спасая от гибели своего друга кабардинца Солсу («Песня о вдовьем сыне и Кабардинском Солее»). Кумык помогает чеченцу Умару Алиеву Аккинскому победить тарковского правителя, затем чеченцы с помощью русского спасают от смерти побратима-кумыка («Песня об Умаре Алиеве Аккинском»).

Дружественные взаимоотношения кумыков и кабардинцев мы можем увидеть в кумыкской песне о Зоруше. Основные идеи песни - мужество, твердость воли, патриотизм. Герой песни Зоруш на борьбу с врагами вызывает своего старшего брата с далекого кумыкского села Гелбак. Брат в неравной битве погибает, а Зоруш остается тяжело раненный. Мать, увидев, что младший сын идет один, говорит ему:

«Зачем ты брата оставил на поле брани? Раз один сын мой погиб, Зоруш, сынок, зачем же ты остался?». В песне об Эндирейском Атае говорится о дружбе кумыка с русским, а в песне о Капчугайском Мурзе о дружественных отношениях кумыка с черкесами.

Мурза - бедняк, но смелый и отважный юноша. Его боятся шамхалы и хотят убить обманным путем. От смерти Мурзу спасает черкешенка, и во всех его делах и товарищем, и смелым другом, и подругой становится черкешенка.

Таким образом, в кумыкских фольклорных песнях, направленных против представителей национального и социального угнетения, действует, можно сказать, «интернациональный отряд» юношей, который состоит из кумыка, чеченца, кабардинца, русского, черкеса и ногайца.

Фольклорные песни отражают реальный исторический опыт народных масс. Дружба и взаимопомощь всегда помогали народам в борьбе за их национальную независимость и социальную свободу. Одной из особенностей кумыкских песен и является воспитание дружбы народов.

Именно эти особенности при умелом применении фольклора в педагогической работе могут служить неоценимой помощью в деле эстетического, патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

Детский поэтический фольклор, в котором отражены вопросы народной педагогики, основанный на жизненном опыте горцев, оказал большое влияние на развитие дагестанской детской литературы [1, с. 42].

1. Алиева Ф.А., Мухамедова Ф.Х., Бекеева А.М. Художественная система поэтического фольклора Дагестана. Litera. 2020; № 1: 42-56.

2. Магомедов РМ. Легенды и факты о Дагестане. Из записных книжек историка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969.

3. Халипаева И.А. Преданья старины глубокой. Записки о народно-поэтических традициях селения Башлыкент. Махачкала, 2007.

4. Песни народов Дагестана. Ленинград, 1970.

5. Сказочные самоцветы Дагестана. Составитель А. Назаревича. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975.

6. Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Исследования и тексты. Махачкала,1994.

7. Кумыкское устное народное творчество. Сокровищница песен: 3 т. Махачкала, 1994; Т. 1.

8. Шабаева Л.А. Развитие кумыкской драматургии ХХ века. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 543-545.

9. Курбанова Э.М. К вопросу о драматическом начале в даргинском народном творчестве. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 453-455.

10. Гаджилова Ш.М. Патриотизм в творчестве Расула Гамзатова как художественно-историческое звено (к 100-летию поэта). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 463-465.

11. Атаева Д.З. Детская поэзия Вагита Атаева (вопросы традиции и новаторства). Автореферат ... кандидата филологических наук. Махачкала, 2012.

12. Атаев В.А. Яшлыкъны къучагъында. Сборник стихов. Махачкала, 2004.

References

1. Alieva F.A., Muhamedova F.H., Bekeeva A.M. Hudozhestvennaya sistema po'eticheskogo fol'klora Dagestana. Litera. 2020; № 1: 42-56.

2. Magomedov R.M. Legendy i fakty o Dagestane. Iz zapisnyh knizhek istorika. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1969.

3. Halipaeva I.A. Predan'ya stariny glubokoj. Zapiskio narodno-po'eticheskih tradiciyah seleniya Bashlykent. Mahachkala, 2007.

4. Pesni narodov Dagestana. Leningrad, 1970.

5. Skazochnye samocvety Dagestana. Sostavitel' A. Nazarevicha. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1975.

6. Halipaeva I.A. Mifologicheskaya proza kumykov. Issledovaniya i teksty. Mahachkala,1994.

7. Kumykskoe ustnoe narodnoe tvorchestvo. Sokrovischnica pesen: 3 t. Mahachkala, 1994; T. 1.

8. Shabaeva L.A. Razvitie kumykskoj dramaturgii HH veka. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 543-545.

9. Kurbanova 'E.M. K voprosu o dramaticheskom nachale v darginskom narodnom tvorchestve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 453-455.

10. Gadzhilova Sh.M. Patriotizm v tvorchestve Rasula Gamzatova kak hudozhestvenno-istoricheskoe zveno (k 100-letiyu po'eta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 463-465.

11. Ataeva D.Z. Detskaya po'eziya Vagita Ataeva (voprosy tradiciiinovatorstva). Avtoreferat ... kandidata filologicheskih nauk. Mahachkala, 2012.

12. Ataev V.A. Yashlyk'ny k'uchag'ynda. Sbornikstihov. Mahachkala, 2004.

Статья поступила в редакцию 01.05.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.