Научная статья на тему 'Художественное решение проблем историзма в романе Ж. Залиханова «Горные орлы»'

Художественное решение проблем историзма в романе Ж. Залиханова «Горные орлы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гутаева Ж. Ж.

В статье анализируется роман балкарского писателя Ж. Залиханова «Горные орлы» с позиций художественного решения проблем историзма, соотношения исторического факта и вымысла. Особое внимание уделяется вопросу решения проблемы характера в романе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное решение проблем историзма в романе Ж. Залиханова «Горные орлы»»

5. Замятин Е.И. Сочинения. - М.: Книга, 1988. - 384 с.

6. Фрэнсис Бэкон. Новая Атлантида; Опыты и наставления нравственные и политические / Пер. З.Е. Александровой; ст. и примеч. Ф.А. Коган Бернштейн; отв. ред. Е.А. Косминский; ред. изд-ва Ц.М. Подгорненская. -М.: Изд-во АН СССР, 1954. 242 с.

7. Герберт Уэллс. Англичанин смотрит на мир. - 1914. - 247 с.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ИСТОРИЗМА В РОМАНЕ Ж. ЗАЛИХАНОВА «ГОРНЫЕ ОРЛЫ»

© Гутаева Ж.Ж.*

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

В статье анализируется роман балкарского писателя Ж. Залиханова «Горные орлы» с позиций художественного решения проблем историзма, соотношения исторического факта и вымысла.

Особое внимание уделяется вопросу решения проблемы характера в романе.

Проблема художественного историзма проявляется в различных литературных жанрах по-разному. В жанре романа историзм определяется соотношением факта и художественного вымысла, имеет четкие критерии, связанные с отношением к прошлому, с сохранением достоверности исторических событий и характеров исторических деятелей. Особую роль в историческом романе играет колорит времени, обычаев, языка и т.д.

Как известно, только историческая точность в описании событий, обстоятельств и художественная концептуальность произведения находят свои формы взаимодействия и соответствия.

Мусукаева А., характеризуя процесс зарождения жанра романа в балкарской литературе, отмечает: «Как и в других литературах Северного Кавказа, балкарский роман тоже начинался исторической тематикой, и в частности, историко-революционной. Начиная с 1961 года один за другим появляются романы Ж. Залиханова, Б. Гуртуева, О. Этезова, М. Шаваевой, С. Шахмурзаева и др.; историческая тематика оказалась плодотворной для жанровых поисков больших эпических форм. Она позволяла мыслить масштабно, пространственно, художественно познавать большие временные отрезки, создавать объемный плацдарм повествования» [1, с. 90].

Исторические воззрения балкарского писателя Ж. Залиханова сформировались на подлинном историческом материале. Значительную часть

* Аспирант кафедры Русской литературы Института филологии.

персонажей романа «Горные орлы» (1961) представляют собой образы реальных исторических лиц: Бетал Калмыков, Асланбек Шерипов, Со-лтан-Хамид Калабеков и другие революционные деятели - участники установления Советской власти, активные бойцы гражданской войны на Северном Кавказе. Образы эти воссозданы в произведении правдиво, при этом писатель не меняет ни их имени, ни фамилии, не меняет и не приукрашивает события, в которых герои принимают участие. Прежде всего писатель правдиво освещает политическую обстановку времени революции и гражданской войны. Внимание писателя сосредоточено на реальных исторических событиях, которые он детально воссоздает в повествовании. Хронология фактов и событий в романе соответствует действительности, хотя Ж. Залиханов допускает собственную их трактовку.

Залиханов Ж. показывает не только трудности революционной борьбы в Балкарии, но и разворачивает широкую картину событий на Северном Кавказе: в Кабарде, в Чечне, Осетии, на Кавказских Минеральных водах и т.д. Исследователь А. Теппеев справедливо считает, что такая масштабность характерна и для других северокавказских романов - А. Кешоков «Вершины не спят», Т. Керашев «Дорога к счастью», И. Базоркин «Из тьмы веков» - и что она исторически оправдана: «нельзя полно воссоздать историю революции и гражданской войны в Балкарии в отрыве от революционной борьбы на Северном Кавказе» [2, с. 141].

Следует отметить, что образы исторических деятелей получают в романе полное воплощение, они выписаны наглядно, рельефно, убедительно. При этом образное воплощение героев вымышленных не всегда доводится до логического конца.

Сюжетно-композиционное построение романа «Горные орлы» не отличается особой новизной: от изображения индивидуальных судеб писатель переходит к изображению судеб народных, он создает панораму, в которой романтическое видение и лиризм повествования соединяются с правдой истории.

Первая глава романа называется «Сирота», она посвящена судьбе балкарского мальчика Мазана, который «появился на свет в доме вдовы» - его отца унесла лавина. Это традиционный рассказ о жизни бедняцкой семьи, о женской доле, это и первые сведения о жизни пятнадцатилетнего мальчика, отданного подпаском в отары богача Ерюзмека. В первой же главе намечаются и дальнейшие этапы развития характера героя, его стремление к правде, к справедливости. От раздумий над жизнью своей семьи Мазан постепенно переходит к осмыслению социальных проблем, и мечты его, вначале детские и наивные, начинают обретать социальный характер.

Главный герой Мазан в начале романа представлен крупно вычерченной, реальной фигурой, но в дальнейшем повествовании активность героя понижается, хотя для «поля деятельности» его есть все возможности: он возвращается в Большой аул со своими единомышленниками для установ-

ления Советской власти, принимает активное участие в политических событиях. Дальнейшее развитие образа героя вызывает в критике различные нарекания, так как писатель, стремясь воплотить в романе идею интернационализма, братства народов Северного Кавказа, отправляет Мазана с отрядом в Чечню для оказания военной помощи. Выводя главного героя из основных исторических событий в Балкарии и в Большом ауле, писатель тем самым прерывает развитие его характера, тем более, что никаких событий в Чечне в романе не изображено.

Исследователь балкарской литературы Ф. Урусбиева справедливо отмечает, что со времени отъезда Мазана в Пятигорск и с началом изображения политических событий, развернувшихся на всем Северном Кавказе «роман утрачивает что-то очень цельное. Монолитность изображения, композиционная стройность уступают место разорванности построения, разностильности, очерково-хроникальному изложению» [3, с. 62]. Лишь на последних страницах романа мы вновь встречаемся с героем: «И наконец настал час, когда партизаны Махмута встретились в освобожденном Нальчике со своими земляками, которых привел сюда с боями из Чечни Мазан». Таким образом, нарушается логика развития образа, логика его психологического становления.

В романе Ж. Залиханова изображено сложное историческое время: на Кавказе только что получена весть об отречении царя от престола, все полны ожидания перемен, но многое остается по-прежнему, а сама революция нередко превращается в фарс: «Лавочники, подсчитав барыши, потели по вечерам не за двухведерным самоваром, а на заседаниях демократических комитетов. На затянутых в шелк бюстах шикарных дам из общества рядом с ослепительными драгоценностями красовались алые банты...».

Писатель подчеркивает, что положение на Северном Кавказе осложнялось тем, что из Центральной России сюда бежали многие офицеры царской армии. Роман достоверно отражает обстановку, показывая определенный перевес на стороне белых, которые «располагали прекрасно вооруженными вымуштрованными войсковыми частями, слепо подчинявшимися любому приказу. Приходившие с севера поезда выплескивали из вагонов офицеров, как рыба икру. Власти щедро снабжали оружием казачью знать, горских князей и богатеев.». Политика этого времени была не нова: «разделяй и властвуй». Главное, что в этой обстановке национальной вражды народу необходимо было не только выжить, но и сохранить свое единство и достоинство: «Натравливая друг на друга бедняков, казачьи и горские заправилы стремились объединиться, чтобы легче было выловить в мутной воде заветную рыбку - власть».

В романе «Горные орлы» создается единство исторического факта и художественного вымысла: на основе исторических материалов этого времени реально выглядят образы С.М. Кирова, балкарского героя С.-Х. Калабекова и других. Писатель дает не только внешний портрет героя, но и

раскрывает его трагическую судьбу, дает описание его гибели, прощания народа с ним: «Из Хулама на похороны приехал старый поэт Кязим, и даже те, у кого были кремневые сердца, не смогли сдержать слез, когда зазвучала сложенная им в честь Солтан-Хамида скорбная песня. Каждое слово из песни Кязима, пронзая сердце становилось его неотделимой частицей. Вскоре песню о славном богатыре Солтан-Хамиде услышала вся Балкарця». Следует подчеркнуть, что данный эпизод и песня - не вымысел писателя, они имели место в жизни. «Песня о Солтан-Хамиде» - одно из известных творений основоположника балкарской поэзии Кязима Мечие-ва (в романе - «старый поэт Кязим»), ее и сегодня поют в Балкарии. Художественно соединяя фактическое и вымышленное, обращаясь к историческим событиям, оставляя героям их настоящие имена, писатель воссоздает образы других исторических деятелей, к примеру, образ ингушского борца Асланбека Шерипова, впоследствии ставшего центральным героем известного романа М. Мамакаева «Мюрид революции».

Проблема создания характера, как известно, - одна из наиболее трудных в молодых литературах, тем более - в романе. Вопросы, оставшиеся нерешенными в романе «Горные орлы», свойственны и некоторым другим северокавказским романам. В романе Ж.Залиханова центральное место заняли «горные орлы» - народные герои, которые «принесли народу на своих крыльях свободу и счастье», но отсутствие главного героя, за чьим ростом и мужанием так следил читатель, значительно обедняет роман, делая дальнейшее повествование малосодержательным и риторическим. Такой же непоследовательностью характеризуется и любовная интрига, без изображения которой образ героя превращается в схему. Имеется в повествовании еще одна причина, по которой художественная логика становления и развития характера не выдержана до конца: психологическое развитие героя останавливается, лишь только герой сталкивается с необходимостью бороться, действовать. Если в период становления характера - детство, отрочество, «вхождение» в революционную борьбу - мы наблюдаем жизненную достоверность событий, поступков и чувств героя, то Мазан-революционер становится определенной схемой. Проблемы трудностей борьбы, ее драматизма и трагических коллизий снимаются, проблемы дальнейшего развития образа, мужания героя - тоже.

Как известно, полнота и соответствие уровней реализации историзма в художественном произведении - важнейший критерий художественности. В то же время изображение индивидуального, человеческого, интимно-личностного делает художественный историзм шире и значительнее.

В северокавказском романе можно найти примеры того же периода 60-х годов, когда данная проблема решается успешно. Так, в романе кабардинского писателя А. Кешокова «Вершины не спят» мы видим другое решение проблемы: наметив линию идейного роста и борьбы героя Инала Маремка-нова с детства, юности, то есть ведя в тесном единстве и параллельно линии

физического и духовного мужания героя, писатель не ставит точки на какой-то достигнутой им вершине. Инал мужает, борется, взрослеет вместе со своими соратниками, он - живая человеческая личность, без заданности, без схемы, и героизм Инала - само собой разумеющееся явление.

Художественный историзм немыслим без индивидуализации, без воплощения общего в индивидуальном, неповторимом. Единство и своеобразие, отличающие весь исторический процесс, эпоху должны быть в повествовании не декларированы, а реально ощутимы, художественно правдивы. В дальнейшем балкарский роман преодолеет многие свои недостатки, свидетельство тому появление в национальной литературе художественно значительных романов А. Теппеева «Воля» (1981), «Тяжелые жернова» (1983); 3. Толгурова «Большая медведица» (1988), «Голубой типчак» (2003) и др.

Формирование проблем историзма в балкарском романе 60-х годов определялось потребностью времени, а также спецификой эволюции литературного процесса. В дальнейшем жанр романа становится одним из наиболее развитых прозаических жанров. Художественное решение про-болем историзма обретает новые черты и новую глубину в произведениях А. Теппеева, 3. Толгурова, X. Шаваева и других.

Список литературы:

1. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик, 1993.

2. Теппеев А.М. Балкарская проза. - Нальчик, 1974.

3. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. - Нальчик, 1972.

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТА ОСЯЗАЕМОСТИ АБСТРАКТНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОР - КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ К. КУЛИЕВА

© Керимова Р.А.*

Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, г. Нальчик

В статье анализируются особенности функционирования метафор в поэзии К. Кулиева. Разнообразие их семантической и стилистической реализации позволяет говорить о ключевой роли метафор в (изучении идиости-ля) системе художественного, мировоззренческого видения поэта.

* Заместитель ответственного секретаря журнала «Известия КБНЦ РАН», соискатель отдела Карачаево-балкарского языка КБИГИ. Научный руководитель: М.З. Улаков, заместитель председателя КБНЦ РАН, д. ф. н., профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.