Научная статья на тему 'Художественное проектирование музейной экспозиции в аспекте музейной педагогики'

Художественное проектирование музейной экспозиции в аспекте музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

CC BY
358
401
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭКСПОЗИЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Субботина Оксана Владимировна

В данной статье рассматривается роль музейного художника в создании образности музейной экспозиции при синтезе художественного и психолого-педагогического подходов. Прослеживаются вопросы концепции экспозиции, художественного проектирования. В качестве примера рассматриваются музеи Костромского государственного технологического университета, в создании которых участвовал автор статьи.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Субботина Оксана Владимировна,

Текст научной работы на тему «Художественное проектирование музейной экспозиции в аспекте музейной педагогики»

УДК 069 С 89

О.В. Субботина

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ В АСПЕКТЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В данной статье рассматривается роль музейного художника в создании образности музейной экспозиции при синтезе художественного и психолого-педагогического подходов. Прослеживаются вопросы концепции экспозиции, художественного проектирования. В качестве примера рассматриваются музеи Костромского государственного технологического университета, в создании которых участвовал автор статьи.

Ключевые слова: музейный художник, художественное проектирование, экспозиция, концепция, образность.

Для того чтобы облегчить процесс общения посетителя с экспонатами, сделать его более результативным и плодотворным в создании экспозиции участвуют не только ученые, но и художники, которые приносят в музей образное начало, художественно интерпретируя содержание экспозиции. Однако музейный художник, с одной стороны, в экспозиции должен максимально точно отобразить процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом говорить образным и эмоциональным языком, грамотно и творчески использовать различные архитектурно-художественные средства. С другой стороны, художник должен рассматривать музей и как образовательную систему, которая демократична, лишена жестких схем и распространяется буквально на все группы общества. Таким образом, для построения музейной экспозиции художник должен знать не только экспозиционный и выставочный дизайн, но и учитывать, что музей может воспитывать музейными средствами и что музей играет значительную роль в образовательном процессе.

Музейная педагогика, ориентированная в своей основе на подрастающее поколение, представляя собой, область научно-практической деятельности современного музея, помогает музеям различных профилей в реализации культурно-образовательных программ для формирования художественного вкуса, визуальной культуры, коммуникативных способностей, умений оценивать предметы музейного значения.

Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, разработки в области музейной педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс восприятия и на способность

человека усваивать определенное количество информации.

В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усвоить человек за полтора - два часа пребывания в экспозиционных залах. Значимость приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять эмоциональную перегрузку.

Художественное проектирование экспозиции является особым видом музейной деятельности, которая требует не только определенных навыков, но и серьезного опыта музейной работы, умения языком музейного предмета рассказать об ушедших эпохах, увидеть само Время и донести с помощью сохранившихся предметов свое понимание посетителю экспозиции. Построить предметный ряд в соответствии с методикой и создать проект музейной экспозиции - понятия далеко не равнозначные. Вопрос концепции экспозиции является важнейшим этапом проектирования. Значение концепции трудно переоценить на этапе планирования организационных, финансовых и технических мероприятий управляемого процесса перехода от идеи к реализованному проекту в условиях влияния на него факторов «неопределенности». К сожалению, авторские коллективы, руководствуясь буквальным пониманием латинского сопсерйо, т.е. «представ-

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© О.В. Субботина, 2009

Художественное проектирование музейной экспозиции в аспекте музейной педагогики

ление, определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел» - недооценивают важность этого начального этапа работы, сводя концепцию экспозиции к простому заданию на проектирование.

Приступая к созданию концепции, где художественное проектирование часть этого процесса, экспозиционер встает перед выбором методики для решения главных задач - познания вопроса и адекватного его отражения в заданном экспозиционном пространстве через музейные предметы и образы. В центре его деятельности всегда стоит научное познание. В работе, как правило, используются общенаучные методы познания - наблюдение, моделирование; методы логического мышления - анализ, абстрагирование, обобщение, дедукция, методы философии, специально-научные и др. Все более широкое применение находят игровые методы. При этом игра подразумевается не в своем утилитарном и прагматическом смысле, а как путь понимания через игру особой связи между миром и человеком. Однако выбор метода - это только способ действия, но кроме этого, как правило, при создании экспозиции руководствуются всем тем, что надо знать, чтобы в каждом индивидуальном случае действовать целесообразно и эффективно.

Другой момент, связанный с подачей материалов в экспозиции - это привнесение в структуру музейной экспозиции «знаков» из других художественных языков, другими словами, «театрализация» музея. В музеях разного профиля используются игровые приемы, характерные для зрелищных видов искусства, в том числе театра. Это введение в экспозицию костюмированных персонажей, использование обучающих игр (например, в музее ремесел), или представление ритуалов (в музее этнографии), музыкальное, шумовое, световое и сенсорное сопровождение экспозиции. Так, например, в художественных музеях распространен прием «экспоната в фокусе». Экспозицию встраивают так, чтобы внимание посетителя было направлено на определенное произведение искусства. Желаемого результата можно добиться разными способами, например, если выставить картины в ярком свете в тяжелых золоченых рамах на фоне темного, поглощающего свет плюша, или же, наоборот, убрать рамы и осветить белые стены даже сильнее, чем сами картины. Несмотря на то, что в та-

ких случаях экспозиционный ряд создает иллюзию бессистемной аранжировки, он, на самом деле тщательно продуман по законам эстетического восприятия.

Очевидно, что способ подачи материалов серьезно отличается в зависимости от профиля музея, его экспозиционных традиций. Так музеи, представляющие произведения искусства, как правило, более консервативны, чем литературные, театральные или краеведческие музеи (чем более уникален с точки зрения своих художественных свойств музейный предмет, тем он меньше нуждается в «театрализованном» показе). Однако если попытаться обобщить опыт экспозиционной деятельности музеев разного профиля, выяснится, что обращение к музыкальному или шумовому сопровождению, реконструкции нематериальных форм культурного наследия являются распространенным явлением и уже не столько подчеркивают правило «одномерности» музея (т.е. обращенности исключительно к зрительному восприятию), сколько его опровергают.

Известный американский дизайнер Лерри Клеин неоднократно подчеркивает, что информационное содержание экспозиции - это совмещение и взаимодополнение образных и эстетических целей, поскольку у некоторых людей, для успешного обучения, необходимо стимулировать интерес к общечеловеческому опыту [3, р. 8-64]. Однако следует учитывать и то, что посетители, как правило, с явной симпатией и интересом относятся к нетрадиционной подаче материала.

Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной художником эстетической среде в результате сопоставления различных экспонатов, взаимно дополняющих друг друга, возникает новая информация, новые знания о процессах и явлениях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление, а при ознакомлении с экспозицией включаются практически все познавательные способности человека. Конечно, восприятие экспозиции в значительной степени зависит и от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности.

Методическое осмысление многолетнего практического опыта дает основание утверждать, что соавторство творческой проект-группы не-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

225

обходимо начинать еще на этапе обсуждения замысла концепции экспозиции. Можно говорить о структуре художественного проектирования как синтезе художественной и психолого-педагогической программ:

- комплексное использование выразительности искусства и технических средств, представленных уже в проекте построения залов;

- органический синтез документального и художественного материала;

- учет и реальную возможность удовлетворения разнообразных интересов аудитории в условиях экспозиции;

- многоплановость экспозиции.

Педагогическая ценность данной структуру

заключается в единстве и цельности организации документального и художественного материала.

В качестве примера можно рассмотреть музеи Костромского государственного технологического университета (Мемориальный центр боевой и трудовой славы, Музей истории КГТУ и Музей спорта КГТУ), создаваемые с 20052008 гг. в соавторстве с проект-группой. Комплексное решение обусловлено логикой как отдельно взятого музея, так всех вышеперечисленных в целом, в понимании не только музея образовательного учреждения, но и художественного образа экспозиции. Рассматривая соотношение выразительных средств экспозиции и специальных методов активизации посетителей, можно говорить о трансформации информационно-коммуникационной системы в коммуникационно-художественную. Это проявляется прежде всего в том, что, с одной стороны, экспозиционер (художник) должен помочь посетителю овладеть всей полнотой содержания экспозиции. С другой сторо-

ны, неординарное построение музейных экспозиций позволяет проводить работу, как со студенческой аудиторией, так и абитуриентами и взрослой аудиторией.

Уникальность и неординарность музеев КГТУ можно обозначить в нескольких аспектах:

1. Созданная образность в музейных экспозициях не противоречит функциональному значению музеев, являющихся музеями образовательного учреждения.

2. Логическая связь, которая обусловлена не только общей концепцией, но и взаимодополнением и не повторением друг друга.

3. Выбор помещений для музейных экспозиций (учебные аудитории КГТУ).

4. Использование современных технологий и материалов, компьютерного дизайна.

Таким образом, современная концепция музея, и в частности художественное решение, дизайн-проект, это не только зрелищность, художественная образность, авторский подход экспозиционера к интерпретации символического языка, присущего экспонатам и экспозиционным комплексам, но и понимание цели, темы, общей концепции экспозиции, возможность реализации специальных программ работы с посетителем, использование разработок музейной педагогики.

Библиографический список

1. Юренева Т.Ю. Музей как социокультурный институт. Музееведение. - М., 2003. - 560 с.

2. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. - М., 2001. - 224 с.

3. Larry Klein. Exhibits: Planning and Design. -N.Y, 1986. - 252 р.

226

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009