Научная статья на тему 'Художественное портретирование женских образов в повести Б. Васильева «а зори здесь тихие. . . »'

Художественное портретирование женских образов в повести Б. Васильева «а зори здесь тихие. . . » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1533
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ / ПОВЕСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колотилина Е.А.

В научной статье рассмотрены особенности женского портретирования в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». В ходе анализа художественных портретов женских образов было выявлено, что портретирование служит созданию идейно-художественной целостности произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное портретирование женских образов в повести Б. Васильева «а зори здесь тихие. . . »»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»

© Колотилина Е.А.*

Школа юного литературоведа Волгоградского государственного социально-педагогического университета,

г. Волгоград

В научной статье рассмотрены особенности женского портретирова-ния в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...». В ходе анализа художественных портретов женских образов было выявлено, что портре-тирование служит созданию идейно-художественной целостности произведения.

Ключевые слова: художественный портрет, художественный образ, художественная деталь, повесть.

История литературного портрета уходит корнями в глубокую древность и отражает процесс познания художественного мира, поиски способов создания индивидуального человеческого характера. Между тем на ранних стадиях развития литературы личностное начало в портрете было невыраженным.

Фольклорные герои наделялись условно-символической внешностью: молодцы «добрые», девицы «красные», богатыри «могучие» и т.д. В литературе Древней Руси обобщенно-абстрактный портрет выполнял оценочную функцию, указывая на социальный статус героя». Классицисты создавали два стереотипа: «идеализирующий» портрет благородного героя и портрет героя низкого происхождения.

У сентименталистов он уже становится психологическим и призван помочь увидеть в герое, прежде всего, чувствительную душу. В романтической литературе - портрет экзотически-колоритный, передающий контрастные качества яркой, независимой, избранной личности.

В реалистической же литературе портрет характерологичен: внешность героя отражает черты его понятия, индивидуальные, социальные, фамильные, возрастные и др.

Портрет в своей современной функции - порождение европейской культуры нового времени с ее представлением о ценности индивидуального в человеке, о том, что идеальное не противостоит индивидуальному, а реализуется через него и в нем [8].

Все это, действительно, позволяет анализировать и толковать портрет разнообразными способами: «мы можем в нем увидеть черты людей опреде-

* Кафедра литературы. Научный руководитель: Солодкова С.В., доцент кафедры Литературы, кандидат филологических наук.

ленной эпохи, психологические или этикетные отличия женского и мужского поведения, социальные трагедии, различные варианты воплощения самого понятия «человек». Но все эти варианты прочтения объединяются тем, что предельная сущность человека, воплощаясь в исторически конкретных формах, сублимируется до философской проблемы «Се человек» [5, с. 351].

Итак, портретный жанр находится на пересечении различных возможностей раскрытия сущности человека средствами интерпретации его внешности и внутреннего мира. В этом смысле портрет не только документ, запечатлевший нам манеры, жесты, черты того или другого лица, но и отпечаток культурного языка эпохи и личности своего создателя.

Для стиля портрета характерны детальность изображения и выражения порыва мыслей и чувств как моментального переживания, фиксирующего естественность переживания человека.

Литературные персонажи Б. Васильева в повести «А зори здесь тихие...» - это обобщение и в то же время конкретные личности. Они свободно движутся в предметно-пластическом мире художественного произведения и внутренне соприродны ему. Автор стремится не просто наделить их чертами характера и сообщить им определенный строй мыслей и чувств, но и заставить нас их увидеть, услышать, заинтересоваться их судьбой и окружающей их обстановкой» [3, с. 149].

Известно, что портрет литературного персонажа - это, прежде всего «описание его наружности: лица, фигуры и одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки и манеры держаться» [8, с. 296].

Целью нашего исследования является рассмотрение особенностей художественного портретирования женских образов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...», которая посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Трагические действия происходят на малоизвестном 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.

Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, молодые и совсем юные... Война не ставит границ возраста и пола, здесь все - солдаты.

У каждой из героинь повести свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. Молодых девушек духовно объединяет единая цель - защитить Родину, свои семьи. А для этого необходимо уничтожить врага, выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Подобно тому как Б. Васильев создает для своих героинь такие жизненные положения, в которых их характер выразится наиболее ярко, так и, рисуя внешность, он выбирает детали, которые дадут наиболее ясное представление о нем.

Внешний вид героя литературного персонажа не описывается, а создается и подлежит строгому отбору, причем некоторые детали могут отсутствовать, а иные выдвигаются на первый план. Рита Осянина изображается как «неулыбчивая вдова», девушка, которая «не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются». Больше к внешности автор не возвращается, прежде всего он сконцентрирован на ее поведении и душевных качествах. Это характеризует ее как волевую, богатую душевной красотой личность.

Портрет Евгении Комельковой отмечен характерной чертой условного описания внешности с помощью перечисления эмоций, которые героиня вызывает у окружающих: «Женька, ты русалка!», «Женька, у тебя кожа прозрачная!», «Женька, с тебя скульптуру лепить!», «Женька, ты же без лифчиков ходить можешь!»; «Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате...», «Ох, хороша девка, не приведи Бог влюбиться, хороша!». Восхищение других персонажей, их речевая характеристика, данная героине, помогает передать ее красоту, авантюристские черты характера, и ее особенное положение: Женька - душа компании. Отличительной чертой героини можно назвать ее «зеленые, круглые, как блюдца глаза» и красивые рыжие волосы. Именно это создает образ истинной женской красоты, близкой к русалке, колдовской, очаровывающей, способной даже сгубить, такая сила таится в ее внешнем облике.

Описание портрета Сони Гурвич и Гали Четвертак, «пигалиц городских» оказывается в повести не главным. Галка «худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки», «при ее росте и ведро бочажок», «глаза печальные, как у телушки: любого обвинят», а Соня, «заморыш воробьиный», с остреньким, некрасивым, но уж очень серьезным личиком.

Благодаря этим отрицательным характеристикам писатель подчеркивает, что эти «городские пигалицы» не просто не готовы к войне, им вообще и не место на фронте, ни в каком качестве и не при каких условиях. Однако и они воюют.

Важной составляющей портретной характеристики женских персонажей в повести является их одежда, которая лишний раз акцентирует неистребимую ни при каких обстоятельствах женственность в девчатах: «Так и есть: у половины сапоги на тонком чулке, а у другой половины портянки намотаны, словно шарфики.». Или: «Красивое белье было Женькиной слабостью. От многого она могла отказаться с легкостью, потому что характер ее был весел и улыбчив, но подаренные матерью перед самой войной гарнитуры упорно таскала в вещмешках. Хоть и получала за это постоянные выговоры, наряды вне очереди и прочие солдатские неприятности. Особенно одна комбинашка была - с ума сойти».

Костюм и детали несут большую смысловую нагрузку, одновременно являются и знаком, и вещью. В функциях костюма отражаются «эстетиче-

ские, моральные, национальные взглядах его носителей и интенсивность этих взглядов» [1, с. 343]. Так, Соня Гурвич «в университете носила платья, перешитые из платьев сестер. Длинные и тяжелые, как кольчуги... Недолго, правда, носила: всего год. А потом надела форму. И сапоги - на два размера больше».

Или Галя Четвертак, которой «соорудили чуню: запасной портянкой обмотали, сверху два шерстяных носка да и свежей бересты Федот Евгра-фыч кузовок для ступни свернул. Подогнал, прикрутил бинтом».

Писатель настойчиво проводит ведущую мысль всей повести, что женщины не созданы для войны в принципе, не приспособлены к условиям военной жизни, а между тем именно их духовная сила помогает им одолеть сильного и беспощадного врага, пусть даже ценой собственной жизни.

Не менее важную смысловую роль играют речевая характеристика героинь. Соня Гурвич любила «бубнить нараспев, точно молитву» тонюсенький сборник стихотворений А. Блока. Она является воплощением ученицы-отличницы, поэтической натуры, возможно перекликается с образом «прекрасной незнакомки», вышедшей из томика стихов Александра Блока.

Галя Четвертак, девочка из детского дома, постоянно обманывала, придумывала несуществующих людей, выдумывала небылицы. «Собственно, это была не ложь, а желание, выдаваемые за действительность. И появилась на свет мама - медицинский работник, в существование которой Галя почти поверила сама» Таким образом, писатель стремится изобразить почти еще детскость черт ее характера, мечтательность, наивную веру в светлое будущее.

Вспомним сцену, когда девушки привлекали внимание немцев на реке. Как звонко и радостно кричала Женька: «Девчата, айда купаться!», «Ивана зовите!», «Эй, Ванюша, ты где?». Она рассказывала романы, что все заслушивались, пела веселые песни, там, где героиня - смех, шутки, веселье. Страшно, что свой актерский потенциал героиня раскрыла перед лицом смерти, защищаясь от врагов.

Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт. Вероятно, поэтому в портрете Маргариты автор подчеркивает ее неразговорчивость, она была откровенна лишь с Женькой, судьба которой «подчеркнула ее исключительность». «Жила затянутая ремнем. На самую последнюю дырочку затянула». Рита - спокойная и рассудительная героиня.

Таким образом, портретирование женских образов служит созданию идейно-художественной целостности произведения. Неслучайно изображение дается в деталях, что помогает раскрыть женские образы постепенно и живописать собирательный образ Женщины в условиях войны: Женя Комелькова -яркая красота; Рита Осянина - ярко выраженное чувство долга; Соня Гурвич -поэтичность, хрупкость, незащищенность; Лиза Бричкина - близость к природе, сердечность; Галя Четвертак - неуёмность фантазии. Именно поэтому повествование, как правило, начинается с описания детства и заканчивается последними минутами жизни героинь, что позволяет изобразить характеры в развитии и в целом обобщить женскую судьбу до войны и на фронте.

Художественное портретирование женских образов - воплощение любви и материнства - с необычайной силой подчеркивает мысль автора о смертоносной и в принципе античеловеческой сущности войны. Среди всех произведений, написанных о войне, эта короткая повесть Бориса Васильева звучит с необычайной силой. Его повествование о юных солдатах-героинях оставляет неизгладимое впечатление у современного читателя, они заставляют задуматься о том, что война не должна повториться.

Список литературы:

1. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.

2. Васильев Б. А зори здесь тихие... - М., 2008.

3. Габель М.О. Изображение внешности лиц // Избр. труды по теории литературы / А.И. Белецкий. - М., 1964.

4. Кривцун О.А. Психология искусства. - М., 2000.

5. Лотман Ю.М. Портрет / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). - СПб., 2002.

6. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. - М.,1997.

7. Солодкова С.В. Религиозно-философские истоки мотива «добрый воин» в поэзии А.К. Толстого // МОВА I КУЛЬТУРА. (Науковий щор1чний журнал). - Киев, 2005. - Вип. 8. - Т. VI, Ч. 1. Художня лггература в контексп культури. - С. 22-26.

8. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.