Научная статья на тему 'Художественное отражение идеологии новых революционных праздников в творчестве В. В. Маяковского'

Художественное отражение идеологии новых революционных праздников в творчестве В. В. Маяковского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
718
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕВОЛЮЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО В В МАЯКОВСКОГО / FESTIVAL / SOVIET CULTURE / REVOLUTION / WORKS OF V V MAYAKOVSKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крюкова О.С.

Статья посвящена отражению праздничной культуры в литературном творчестве В.В. Маяковского. Произведения Маяковского рассматриваются как рупор новой идеологии, которая способствовала активному внедрению революционных праздников в советский быт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART REFLECTION OF THE IDEOLOGY OF NEW REVOLUTIONARY HOLIDAYS IN THE CREATIVITY OF V.V. MAYAKOVSKY

The paper explores how the festive culture was reflected in V. V. Mayakovsky literary works. Mayakovsky’s works are seen as a mouthpiece for new ideology that engaged in energetic introduction of revolutionary holidays in Soviet everyday life.

Текст научной работы на тему «Художественное отражение идеологии новых революционных праздников в творчестве В. В. Маяковского»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 009 О. С. Крюкова

г. Екатеринбург, Россия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ НОВЫХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ В ТВОРЧЕСТВЕ В. В. МАЯКОВСКОГО

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена отражению праздничной культуры в литературном творчестве В.В. Маяковского. Произведения Маяковского рассматриваются как рупор новой идеологии, которая способствовала активному внедрению революционных праздников в советский быт.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: праздник, советская культура, революция, творчество В.В. Маяковского

O. S. Kryukova

Yekaterinburg, Russia

ART REFLECTION OF THE IDEOLOGY OF NEW REVOLUTIONARY HOLIDAYS IN THE CREATIVITY OF V.V. MAYAKOVSKY

ABSTRACT. The paper explores how the festive culture was reflected in V. V. Mayakovsky literary works. Mayakovsky's works are seen as a mouthpiece for new ideology that engaged in energetic introduction of revolutionary holidays in Soviet everyday life.

KEYWORDS: festival, Soviet culture, revolution, works of V. V. Mayakovsky

Праздники, которые, по мысли М. М. Бахтина, являются «первичной и неуничтожимой категорией человеческой культуры» [1, с. 303], социально востребованы при любой власти. Они нарушают привычный ход времени, напоминают о значимых исторических событиях либо о явлениях календарно-годового цикла, удовлетворяя потребность народа в «зрелищах». У праздника есть и своя семиотика, и своя идеология. Все эти функции праздника были хорошо известны властям и до 1917, и после 1917 г., поэтому, наряду с планом монументальной пропаганды, была разработана идеология новых советских праздников, а конкретные сценарии их проведения утверждались на местах, в «рабочем порядке».

Новые праздники могли вполне успешно замещать старые, что и произошло с ноябрьскими праздниками в хорошо прослеживаемый исторический период. Это убедительно доказывает А. С. Макашова: «Осенний праздник Казанской иконы Бо-

жией матери был одним из государственных праздников допетровского времени, когда сама праздничная культура была связана прежде всего с религиозной сферой. И в послепетровское время он сохранил державный статус, олицетворенный Казанским собором на Невском проспекте Петербурга. В советское время главный революционный праздник шел вслед за осенней Казанской, а установление нового государственного исторического праздника в наши дни оказалось перекодированием того же праздничного календаря. Таким образом, традиции ноябрьских празднований, имеющие государственный характер, продолжаются непрерывно с 1648 г., но постоянно изменяются в соответствии с историческими, культурными и политическими событиями» [3, с. 131].

В первые годы Советской власти рупором новых идей был

В. В. Маяковский, доносивший до масс новые культурные веяния и «шершавым языком плаката», и в поэтической форме.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

«Создавая плакаты, литературные произведения, в том числе предназначенные для театральных постановок, Маяковский оказывал значительное влияние на зарождавшуюся советскую культуру. Ни одно знаменательное событие праздничной культуры не оставалось без внимания поэта...», -подчеркивает Е.А. Любимова [2, с. 36]. Уже в 1919 г. Маяковский в стихотворении «С товарищеским приветом. Маяковский» выражает веру в то, что его единомышленники (используется личное местоимение «мы» совместности) встретят сотую годовщину Октября. Октябрю посвящено и стихотворение позднего периода творчества - «Октябрьский марш», а киносценарий Маяковского «Декабрюхов и Октябрюхов» (1926) заканчивается так: Смотрят в окно. В окне толпы с флагами.// «Да здравствует 10-я годовщина Октября!» [4, т. 10, с. 297]

Со временем в поэзии Маяковского появляются стихи, посвященные революционным годовщинам («Октябрь. 19171926», «Не юбилейте»). Вспомним, что к октябрьским годовщинам были приурочены и различные художественные выставки (оды XVIII века, кстати, тоже писались, преимущественно, по официальному поводу), что свидетельствует о стратегических приоритетах культурной политики государства, проводником которой неизменно выступал Маяковский.

Майские праздники образуют особый тематический пласт в поэзии Маяковского. В 1922 г. он пишет стихотворение «Мой май». В основе образности этого стихотворения лежит декларация социального и профессионального статуса лиц, которым адресован этот праздник. Это, разумеется, традиционные рабочий и крестьянин: Я рабочий - // этот май мой!// Я крестьянин - // это мой май [4, т.2, с. 25].

Новая власть должна себя защищать от внешних и внутренних угроз, ее враги обозначены («пушками вцеливших люки» [4, т.2, с. 25]), и поэтому появление матроса и солдата как адресатов нового праздника (их профессиональный статус подразумевает рабоче-крестьянское происхождение)

логично вписывается в антитезу, на которой и построено это стихотворение, обладающее характерными чертами новаторской поэтики Маяковского. Так, появляются окказиональные грамматические формы («Молкнь, винтовки вой! // Тихнь, пулемета лай!» [4, т.2, с. 25].), слово «май» начинает употребляться во множественном числе. В конце стихотворения новый праздник обретает календарно-сезонную закрепленность («славьте - // людей, // плодородий, // вёсен разливом!») [4, т.2, с. 26].

В 1923 г. Маяковский пишет три стихотворения, озаглавленные «1 мая» и опубликованные, соответственно, в разных изданиях: в журналах «Красная нива», «Леф» и в газете «Известия ВЦИК». В этих стихотворениях так же варьируется на разные лады корень «май» («маяться», «размайся», «майский») и продолжаются футуристические словесные эксперименты. В 1928 г., в стихотворении «Солнечный флаг», Маяковский использует рефрен «Труд, // Мир, // Май», который и в настоящее время актуален как лозунг.

Утверждение идеологии новых праздников революционной эпохи в советской культуре предполагало отрицание старых праздников, что принимало преимущественно антирелигиозный характер (например, в стихотворении «Строки охальные про вакханалии пасхальные»). Светлому Воскресению Христову Маяковский пытается противопоставить «коммунистов воскресенье» (в стихотворении «Наше воскресенье»), но это осталось только поэтической метафорой, в том числе и по причине несовпадения календарных периодов. «Коммунистическая Пасха» была передвинута поэтическим воображением на октябрь:

Коммунистов воскресенье -25-е октября. В этот день

в рост весь

меж

буржуазной паники раб рабочий воскрес, воскрес

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

и встал на ноги [4, т. 2, с. 92].

Попытка установления нового, революционного летоисчисления появляется и в стихотворении «Наше новогодие» (1926). Ряд стихотворений и агиток Маяковского можно назвать «антиёлочными», «антиновогодними», «антирождественскими» («Рождественские пожелания и подарки», «Чье рождество?», «Итоги») и «антипасхальными» («Товарищи крестьяне, вдумайтесь раз хоть - // Зачем крестьянину справлять пасху?»). Несколько «антиёлочных» агиток написано Маяковским по социальному заказу «ОКОН РОСТА». В агитке «Пожелание к следующему рождеству» (1920) высказана мысль о замене рождественской путеводной звезды волхвов красной звездой на будущих елках, что через определенное время и произошло в советской культуре.

В то же время поэт пропагандирует и новые памятные даты, связанные с революционными событиями как в России, так и за границей. Речь идет о годовщине Ленского расстрела («Крестьянин, - помни о 17-м апреля!», «17 апреля», «Лена») и Дне Парижской коммуны («Первые коммунары», «Парижская коммуна»). В случае с Днем Парижской коммуны («Не для нас поповские праздники») Маяковский снова пытается заменить религиозный праздник другим, революционным, не заботясь о календарной точности:

Что толку справлять рождество? Елка -

дурням только Поставят елкин ствол и топочут вокруг польки. Коммунистово рождество -день Парижской коммуны [4, т.2, с. 97].

В конце стихотворения «Не для нас поповские праздники» поэт дает еще одно идеологическое обоснование 25 октября, связывая эту дату с продолжением дела парижских коммунаров: «Коммуны воскресенье - // 25 октября» [4, т.2, с. 98].

Еще одной новой памятной дате, XII Международному коммунистическому юношескому дню, посвящено стихотворение «МЮД», где Маяковский допускает поэтическую вольность в интерпретации этой аббревиатуры. Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции. В начале сокращение расшифровывается как «мира юношей день», а заканчивается стихотворение несколько вольной трактовкой малоизвестной аббревиатуры: Раструбим

по земле

МЮД,

малышей

и юношей день [4, т. 4, с. 7].

Этому же памятному дню посвящено еще два стихотворения: «XIV МЮД» и «Вперед, комсомольцы!».

«Праздничная» тема нашла отражение и в драматургии Маяковского. Три небольших агитационных пьесы, по тематике связанные с 1 мая, были посвящены регламентации проведения этого праздника. Названия этих пьесок весьма экспрессивны: А ЧТО, ЕСЛИ? Первомайские грезы В буржуазном кресле

ПЬЕСКА ПРО ПОПОВ, КОИ НЕ ПОНИМАЮТ, ПРАЗДНИК ЧТО ТАКОЕ

КАК КТО ПРОВОДИТ ВРЕМЯ, ПРАЗДНИКИ ПРАЗДНУЯ

(На этот счет замечания разные) [4, т. 9, с. 315]

Таким образом, в творчестве В. В. Маяковского нашла отражение новая праздничная культура революционной эпохи. Утверждение новых дат сопровождается в его поэзии агрессивным отрицанием старых праздников и связанных с этими датами традиций. Стихи и агитки Маяковского, написанные по «календарному» поводу, можно рассматривать и как литературный факт, и как отражение куль-

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

турной политики государства. В то же время многие стихи этой тематической направленности обладают и определенной эстетической ценностью, неразрывно свя-

занной не столько с их «праздничным» содержанием, сколько с новаторской художественной формой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.

2. Любимова Е.А. Роль искусства в празднествах 1917-1927 гг. в контексте становления советской культуры // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 4. Т.1 (Гуманитарные науки). - С. 36-40.

3. Макашова А.С. Традиции ноябрьских праздников в истории России: символическое содержание праздников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - СПб., 2012. - С. 128-132.

4. Маяковский В.В. Собр. соч.: В 12 тт. - М.: Издательство «Правда», 1978 (в случае цитат из произведений Маяковского в квадратных скобках приводится номер соответствующего тома и номер страницы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.