Научная статья на тему 'Художественное отражение фольклорных традиций в творчестве Ш. Бабича: к 120-летию Башкирского поэта'

Художественное отражение фольклорных традиций в творчестве Ш. Бабича: к 120-летию Башкирского поэта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
403
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ПОЭТ / МОТИВ / СЮЖЕТ / ПЕСНЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хуббитдинова Нэркэс Ахметовна

В своих поэтических произведениях видный башкирский поэт Ш. Бабич обращался к народной устно-поэтической традиции исполнения стихотворений под мелодию определенной песни, прибегал к жанру национального эпического жанра кубаир, в художественно-эстетических целях использовал половицы, поговорки и т.д. По мнению автора статьи, изучение в этом ключе творчества национального поэта, в частности, и башкирской литературы начала ХХ века, в целом, способствует более глубокому раскрытию и обобщению процессов творческого освоения и перевоплощения фольклорных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное отражение фольклорных традиций в творчестве Ш. Бабича: к 120-летию Башкирского поэта»

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М.М. 1970: Эпос и роман // Вопросы литературы.1, 95-122.

Водовозов Н.В. 1980: Вступительная статья к роману «Что делать?» и комментарии к роману // Чернышевский Н. Г. М.

Верховский Г.О. 1959: О романе «Что делать?». Ярославль.

История русской литературы: в 10-ти т. Т.8. М.; Л.

Лебедев А.А. 1962: Герои Чернышевского. М.

Рейсер С.А. 1975: Примечания к тексту романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского. Л.

Чернышевский Н.Г. 1905-1906: «Что делать?»: Полное собр. соч.: в 10-ти т. Т.9. СПб.

NEW "NEW PEOPLE'' IN THE NOVEL "WHAT TO DO?'' BY N. G. CHERNYSHEVSKY

T. M. Uzdeyeva

This article analyzes the images of the secondary characters of the novel "What to do?". The theme of spiritual formation of Katya Polozova, Beaumont, "the lady in mourning" is associated with the fifth, sixth and final chapter of the novel. The author has found in them the description of the way of life. The principle invariance of scene combinations built on repetition is established. The author's plan indicating later emergence in the novel "new" "decent people", serving as the evidence of the forward accruing social development in the middle of the 19th century in Russia is solved. The episode role of "winter picnic" in the novel is designated. Ideological and art function of an image "lady in mourning" is planned. In the article the question of its autobiographism is discussed.

Key words: new people, decent people, special person, autobiographism

© 2015

Н. А. Хуббитдинова

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Ш. БАБИЧА: К 120-ЛЕТИЮ БАШКИРСКОГО ПОЭТА

В своих поэтических произведениях видный башкирский поэт Ш. Бабич обращался к народной устно-поэтической традиции исполнения стихотворений под мелодию определенной песни, прибегал к жанру национального эпического жанра ку-баир, в художественно-эстетических целях использовал половицы, поговорки и т.д. По мнению автора статьи, изучение в этом ключе творчества национального поэта, в частности, и башкирской литературы начала ХХ века, в целом, способствует более глубокому раскрытию и обобщению процессов творческого освоения и перевоплощения фольклорных традиций.

Ключевые слова: фольклорная традиция, литература, поэт, мотив, сюжет, песня, художественное использование

Хуббитдинова Нэркэс Ахметовна — доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. E-mail: narkas08@ rambler.ru

В начале ХХ века в башкирской литературе продолжают наблюдаться художественное своеобразие, которое достигается при помощи творческого освоения фольклорных мотивов, сюжетов, образов, фольклорных жанров — баитов, песен, легенд и преданий, основанных на изображении реалистической картины жизни людей, их духовного мира. Башкирская словесность в эту эпоху переживала новый виток в своем развитии: она постепенно освобождалась от влияния религиозно-мистической идеологии и как никогда ранее сблизилась с жизнью народа, с действительностью1. В период революций, Первой мировой, Гражданской войн, унесших миллионы жизней простого народа, в условиях социально-экономических, политических преобразований в стране, крае в частности, борьба башкирского народа против колониальной политики самодержавия приняла общенациональный характер и стала движением за национальную независимость2.

В ряду многих общественно-политических проблем главным для писателей этого времени стал вопрос, связанный с родным языком. «Рост самосознания башкир усилил внимание к языку и культуре... начинается движение за развитие национальной культуры»3. В стремлении быть ближе к народу, в литературе наблюдается тенденция внесения в тексты произведений лексических, грамматических и орфографических особенностей башкирской разговорной речи (М. Гафури, Р. Фахретдинов, Ш. Бабич, Х. Габитов, М. Бурангулов, А. Тангата-ров, Д. Юлтый, С. Якшигулов и другие). Замечается постепенное уменьшение использования арабо-персидской лексики, связанной преимущественно с общественно-политической сферой.

В этот период писатели начинают активно интересоваться фольклором, собирать и популяризировать башкирские народные песни, создавать на их мотив собственные сочинения. «В конце XIX — начале XX века, в период интенсивного утверждения реализма в литературе, усилился интерес башкирских поэтов и ученых энтузиастов к песенному жанру»4 (З. Уммати «Песни, баиты башкирских тептярей» (1909), Ф.Туйкин «Сборник песен» (1914), «Созвездие песен» (1915), известно, что подготовил сборник «Народные песни на протяжный напев (озон-кюй)», М. Бурангулов зафиксировал эпос «Урал-батыр», «Акбузат», «Идель и Яик» и др., а также песни, легенды, предания, кубаиры, С.Мухаметкулов — эпос «Кусяк-бий», Ф.Вали — «Ек-Мэргэн», М.Султанов «Башкирские и татарские мотивы» (1916) и т.д.). В сфере культурного досуга популяризировалась башкирская песня. Как указывает Р.Т. Бикбаев, на литературных вечерах часто звучали башкирские народные песни, которые становились традиционным явлением, о чем сообщалось на страницах газеты «Вакыт»5.

Обращение к фольклору было обусловлено также и другими событиями, происходящими в стране и в крае в частности. В период черной рекции, наступившей после поражения русской революции 1905-1907 гг., в творчество многих писателей вселились чувства уныния, пессимизма. Как указывает Р.Т. Бикбаев, «крушение надежд, метания и разочарования на путях духовных

1 Хусаинов 2012/1, 367.

2 Хусаинов 2012/1, 369.

3 Бикбаев 1995, 57.

4 Кунафин 1999, 38.

5 Бикбаев 1995, 127.

поисков привели к широкому распространению романтизма»6 не только в башкирской поэзии, но и в прозе начала века. Нарастание тревоги, «нервозного стремления познать это новое», охватившее общество в переходный период, также заставило писателей обратиться к фольклору.

Следовательно, обращение к фольклору было обусловлено двумя причинами: писатели, с одной стороны, в своем стремлении к реализму литературно интерпретировали народные песни, эпические произведения; с другой стороны, крушение надежд после краха русской революции заставило их обратиться к романтизму, передать свои пессимистические чувства в духе сказочно-утопической романтики (например, Б. Мирзанов написал свое стихотворение «Свадьба джинов» («Ен туйы») в традициях утопической литературы).

Обращение писателей к песенному фольклору можно было бы объяснить тем, что в песнях «накоплен многовековой жизненный опыт народа», его мировоззрение и мироощущение, отразились «народная жизнь и народное искусство»7. Отсылки к народной песне, ее традиции во многом служили сближению литературной авторской песни и народа.

Шайхзада Бабич (1895-1919) — пламенный певец и борец за свободу и независимость своего народа, 120-летие которого отмечает в 2015 году вся прогрессивная общественность Республики Башкортостан, в своем творчестве «отразил . жизнь башкир в этот период», озвучил яростную критику и изобличил «социальную действительность России», «официальную мораль», призвал к «бескомпромиссной борьбе» с угнетателями и т.д.8

Говоря о фольклорности творчества Ш. Бабича, нельзя не сказать о применении им традиции народных песен, их эпитетов, метафор. Они формируются в единую стилистическую формулу, как, например, известную из фольклора в формулу красоты (Г.Р. Хусаинова). Девичью красоту Ш. Бабич выражает через стилистические обороты, известные из народных песен: тонкие брови, чернота волос, глаз, жемчужины зубов и т.д.

...Ты черноброва, величав твой стан, Ты словно птица — сказочные перья. Свиданья наши, милая, с тобой — Как будто сон: и верю и не верю.

(«Пустил егет стрелу»)

Или:

...Лик любимой светел, словно солнце, Очи голубые, как волна. Улыбнется нежно — жемчуга сверкают, Медом сладкогласым речь полна9.

(«Любовь егета»)

Так поется в башкирских народных песнях. У Ш. Бабича можно проследить поэтические интертекстемы:

6 Бикбаев 1995, 127.

7 Кунафин 1999, 39.

8 Валеев 2001, 158, 159.

9 Галин 1995/8, 211, 216.

На струящуюя тонкую чудную бровь Пролилис(я) месяца лучи. То ли жемчуг, то ли яхонт иль другое Выстроились стройные зубы в ряд...

(«Ангел мой», 1917)

Цитирование народной песни, по мнению А.М. Сулейманова, преподносится поэтом в тесном естественном переплетении, в неразрывной связи с «авторской речью», что способствует выполнению идейно-эстетической функции стихотворения10. Творчеству Ш. Бабича также свойственно художественное перевоплощение народных пословиц и поговорок, пословичные стилистические элементы, которые, как и другие традиционные художественные элементы, воспринимаются в тесном контакте, связи с авторским словом, становясь его неразрывной частью. Возможно, поэтому его стихотворения, публицистические записи, очерки были и по духу, и по смыслу близки народу, воспринимались как свое, родное и личное (статьи «10-летний праздник медресе «Галия» («Кармак», 1916), «Разные известия», «Письмо» (1916), стихотворение «И в помине нет старый сэкмэн» и т.д.). В стихотворении «Советы» (1915) поэт искусно использовал народные афоризмы, а в таких произведениях, как «Заклинание дождя» (1910), «Сабантуй и национальные праздники» (1912), «Грачиная каша» (1912) поэтизировал обрядовый фольклор, благодаря чему сумел достичь нужного эффекта в восприятии, чем решил важные идейно-художественные, эстетические задачи. Художественное воспроизведение фольклора усилило национальный дух его произведений, придало им самобытность и своеобразие.

Ш. Бабаич писал для народа, о народе и на народном родном языке. Так, он с восхищением писал о народных обрядах и обычаях, праздниках в своем стихотворении «Сабантуй и народные праздники»:

.У каждого аула есть майдан для скачек —

Пусть живут национальные праздники нашего народа!11

Он не только восхищался башкирскими народными песнями, легендами и преданиями, эпосом и кубаиром, обрядами и обычаями, но и сам выступал как фольклорист, записывал услышанные от башкир и казахов произведения устно-поэтического народного творчества. Как утверждает Р.Т. Бикбаев, исследователь творчества Ш. Бабича, «даже во время гражданской войны в башкирских аулах Южного Урала он не прекращал эту работу»12. Именно его увлечение народным творчеством, а также наличие у него самого таланта сказителя и импровизатора позволили А.М. Сулейманову прийти к выводу, что поэт не только использовал фольклор, но и сам выступал как сэсэн — певец-импровизатор. Эти качества поэта усматриваются, например, в стихотворениях «Герой Амир Карамышев», «Башкортостан», «Салават-батыр» (1917-1918), которые и по стилю, теме, и по форме написаны в жанре кубаир — эпического поэтического произведения о богатырях-батырах. Стихотворение «Салават-батыр» хотя и предлагается автором исполнять на мотив народной песни «Салават», все же по своим внешним и

10 Сулейманов 2009, 146.

11 Бикбаев 1995, 63.

12 Бикбаев 1995, 62.

внутренним особеностям подчинено законам кубаира (таким как «Идель-йорт», «Мурадын и Бухкын» и др.)13. В целом в некоторых своих стихотворениях-кубаирах Ш. Бабич выступает как мастер слова, находчивый и мудрый сэсэн. В силу критической общественно-политической обстановки в крае, когда на кону стояла судьба народа, в период борьбы за его свободу и независимость поэт, продолжая сложившиеся традиции былых сэсэнов — Кубагуша, Караса, Габита, Баика, Салавата и других, — обращается в своем творчестве к устно-поэтическому жанру кубаир. И это было закономерно. Позже, в период Великой Отечественной войны, писатели М. Бурангулов, М. Карим, Р. Нигмати, Дж.Киекбаев, народные сэсэны-ветераны С. Муллабаев, М. Якупов продолжили традицию обращения к жанру кубаир. В 90-х гг. ХХ века, в период борьбы за суверенитет Республики Башкортостан, этот жанр вновь обретает актуальность и жизнеутверждающую силу. Стихотворения Равиля Бикбаева, Кадима Аралбаева, Абдулхака Игебаева, Буранбая Искужина, Мавлита Ямалетдинова, Хасана Назарова, Тамары Ганиевой, Розалии Султангареевой, Ханифы Абубакировой, Васили Садыковой и многих других служат тому примером. Подробное и системное изучение всех этих особенностей литературы в дальнейшем также может привести к интересным выводам и результатам.

В башкирской литературе начала ХХ века, в творчестве ярких представителей этого периода М. Гафури, Ф. Туйкина, Ш. Бабича, Ф. Сулейманова, Ш. Аминева-Тамъяни, пишущих в различных литературных формах и жанрах, которое мы рассмотрели для установления перспектив дальнейшего изучения обозначенной проблемы, в произведениях писателей продолжалась традиция творческого освоения, литературной интерпретации фольклора, имели место поэтические интертексте-мы. Несмотря на изменения в общественно-политической, экономической жизни страны и Башкортостана в частности, литература развивалась, укреплялась как в идейно-тематическом, содержательном отношении, так и по форме, внешним составляющим. В количественном и качественном совершенстве национальной словесности особая роль принадлежит фольклору. Писатели в своем творческом поиске часто обращались к истокам, к фольклорным традициям. «Опираясь на гуманистические тенденции просветительской литературы конца XIX века и устного народного творчества, воодушевляясь идеями революционной борьбы, демократическая литература этой поры укрепляла связи с жизнью народа и стала неотъемлемой частью классовой и национально-освободительной борьбы»14.

В этом отношении выделяются две формы творческого освоения фольклора в творчестве писателей: одни создавали письменную версию эпического сюжета, подвергая его литературной обработке, или художественно осваивали традиции народной песни, другие творчески использовали фольклорные жанры, традиции в своих идейно-эстетических целях.

Ш. Бабич, как и поэты Ф. Туйкин, Ш. Аминев-Тамъяни и другие, обращался к народной устно-поэтической традиции исполнения стихотворений под мелодию определенной песни, прибегал к жанру кубаир, уместно использовал в художественно-эстетических целях половицы, поговорки и т.д. Изучение в этом ключе творчества поэта Ш.Бабича в частности и башкирской литературы начала ХХ века

13 Сулейманов 2009, 81-84.

14 Хусаинов 2012/1, 492.

в целом способствует более глубокому раскрытию и обобщению процессов творческого освоения и перевоплощения фольклорных традиций, которые привели к «укреплению национального своеобразия», самобытности литературы как в тематическом, так и в содержательном отношении.

ЛИТЕРАТУРА

Бикбаев Р. Т. 1995: Шайхзада Бабич: Жизнь и творчество. Уфа.

Валеев Д.Ж. 2001: История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. Уфа.

Галин С.А. (сост.) 1995: Башкирское народное творчество. Песни (дооктябрьский период). Уфа.

Кунафин Г. С. 1999: И песней, и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX — нач. XX в. Уфа.

СулеймановА.М. 2009: Три чуда. Уфа.

Хусаинов Г. Б. (ред.) 2012: История башкирской литературы: с древнейших времен до начала ХХ века: в 3-х т. Уфа.

ART REFLECTION OF THE FOLK TRADITIONS IN S. BABICH'S WORKS: BY THE 120th ANNIVERSARY OF BASHKIR POET

N. A. Hubbitdinova

In the poetic works prominent Bashkir poet S. Babich appealed to people's oral-poetic tradition of poem performance to the melody of a certain song, resorted to the genre of the national epic genre kubair in the art and esthetic purposes used floorboards, sayings, etc. According to the author, the study in this way of national poet's works, in particular, and the Bashkir literature of the beginning of the 20th century as a whole, promotes deeper disclosure and synthesis of creative development and transformation of folk traditions.

Key words: folk tradition, literature, poet, motive, plot, song, art use

© 2015

М. А. Галиева

ИСКАТЕЛИ «ИНОГО ЦАРСТВА» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН: В. ХЛЕБНИКОВ, Е. Н. ТРУБЕЦКОЙ

В статье поднимается вопрос соотношения идей Хлебникова, его воззрений на сказку с лекциями о поэтике сказки Е. Н. Трубецкого. Статья Хлебникова «О пользе

Галиева Марианна Андреевна — аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Е-шаД: marianna.galieva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.