Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/04SAVN318.pdf Статья поступила в редакцию 16.05.2018; опубликована 06.07.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Чижиков И.А., Челпанов И.Б., Кочетков А.В. Художественное оформление облицовочной керамической плитки с учетом культурных традиций, автоматизации и технологии производства // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/04SAVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Chizhikov I.A., Chelpanov I.B., Kochetkov A.V. (2018). Facing ceramic tile: history and present, type, decorating. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/04SAVN318.pdf (in Russian)
УДК 691
Чижиков Илья Александрович
ФГБОУ ВО «НИУ Московский государственный строительный университет», Москва, Россия
Кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected]
Челпанов Игорь Борисович
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», Санкт-Петербург, Россия
Доктор технических наук, профессор Заслуженный деятель науки РФ E-mail: [email protected]
Кочетков Андрей Викторович
ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», Пермь, Россия
Доктор технических наук, профессор E-mail: [email protected]
Художественное оформление облицовочной керамической плитки с учетом культурных традиций, автоматизации и технологии производства
Аннотация. В обзорной статье рассматриваются современные возможности художественного оформления облицовочной керамической плитки с учетом культурных традиций, автоматизации и технологии производства. Рассматриваются история вопроса и современный уровень дизайна. Приведены типовые и оригинальные примеры творческого подхода современных авторов промышленного дизайна в области керамической плитки. Ведущими по дизайну плитки являются Италия и Испания, но существует множество национальных интернациональных течений, направлений и школ. В статье представлены и кратко охарактеризованы некоторые из них. В дизайне современной, выпускаемой массово, и значительно украшающей интерьеры помещений различного назначения облицовочной керамической плиткой с подглазурной росписью, используются рисунки и изображения, выполненные как в традиционных стилях прикладного искусства, так и в соответствии с тенденциями переменчивой моды. В дизайне современной плитки отражается многовековая история декоративно-прикладного искусства. Многому может научить история плитки, ее художественного оформления. Декоративная облицовочная плитка имеет длинную историю, течения и стили сменяли друг друга, но моды часто цикличны, они возвращаются (конечно, в переосмысленном и переработанном виде). Представленный и описанный в данном обзоре
материал может быть полезен для расширения кругозора дизайнеров, создающих новые коллекции облицовочной плитки на основе активного освоения опыта прошлого.
Ключевые слова: керамическая плитка; дизайн; история вопроса; современный подход; оформление; тенденции
Введение
Облицовка помещений жилых общественных зданий глазурованной керамической плиткой широко распространено во всех странах всех континентов. Общий годовой объем производства такой плитки в настоящее время превышает 6 млрд кв. метров. Достоинства глазурованной плитки общеизвестны: практически неограниченный срок службы, гигиеничность, к тому же выпускаемая ведущими фирмами современная плитка элитного и премиум-классов характеризуется высокими уровнями художественной проработки, что позволяет удовлетворять вкусам самых взыскательных дизайнеров - специалистов в области дизайна интерьера [1-5].
История вопроса
История глазурованных цветных покрытий насчитывает более трех тысяч лет. Способ украшения цветной глазуровкой первоначально был освоен в гончарном ремесле, выросшем до уровня прикладного искусства. Покрытие цветной глазурью фигурно вырезанных фрагментов рельефов встречается в Кносском дворце Крита (17 век до н.э.). Это связано с очень высокими для того времени достижениями в керамике. Тысячелетие спустя в классической Греции свойство сохранения цвета на неограниченное время под глазурью после обжига не было известно или не использовалось; вместо этого тонировали мрамор, и довольно быстро окраска смывалась.
В древнем Двуречье из обожженных кирпичей с цветными глазурованными кирпичами создавались гигантские изображения парадных шествий (рис. 1).
Также известны изображения реальных или фантастических священных животных на стенах дворцов (рис. 2). В этих примерах характерно, что каждый фрагмент имел однородную окраску, а изображения с грубо очерченными контурами складывались, как мозаика из кубиков.
Рисунок 1 Изображения парадных шествий (интернет-ресурс http://плитковед.рф/index.php/proizvodstvo/istoriva/207-istoriva-proiskhozhdeniva-keramicheskoj-
plitki.html)
Рисунок 2. Изображения священных животных на стенах дворцов (интернет-ресурс https://muzei-mira.com/muzei_germanii/1252-pergamskiv-muzev-pergamon-berlin-germaniva.html)
Анализ типовых и современных решений
Обратим внимание на голландскую плитку 17 века. В это время плитка уже приобрела современный вид, стала тонкой, квадратной, примерно современных размеров. Было освоено два принципа облицовки больших поверхностей. При первом принципе все плитки в покрытии были одинаковы, каждая плитка как бы представляет собой законченное изображение, миниатюру, которая на облицовке повторяется по регулярной сетке много раз. Часто изображениями были пейзажи (например, морские), одноцветные (синие, кобальт или реже других тонов, но темных). Многоцветность потребовала бы выполнения сложной операции совмещения цветов.
При втором принципе на большой поверхности создавались большие сложные композиции, так что каждая плитка воспроизводила лишь небольшой фрагмент. Очевидно, что в подобных случаях приходилось каждую плитку расписывать вручную. Иногда композиции были "в народном стиле", довольно примитивные (как на рис. 3).
Рисунок 3. Голландская плитка 17 века (интернет-ресурс https://www.livemaster.ru/topic/130457-gollandskie-izraztsv-pochemu-sinii)
Страница 3 из 12
04SAVN318
Подобные "картины" часто обрезались по краям по размерам свободной плоскости. Видно, что рисунок довольно грубый, очевидно, что подобные покрытия предназначались не для королевских дворцов, а для домов богатых горожан. Очевидно, что из этого выросло целое направление, копирование, повторение одного и того же рисунка на всех плитках в дальнейшем открыло возможности автоматизации при использовании различных видов техники (например, шелкографирования).
Во времена Петра I и строительства Петербурга керамическая облицовочная плитка стала необычайно популярной. Во дворце Светлейшего князя Меншикова голландской плиткой были облицованы даже некоторые парадные комнаты. Плитка первоначально привозилась из Голландии, позже ее начали производить и в Российской империи. Важно, что в те времена облицовка плиткой стен воспринималось, как украшательство, полы в парадных помещениях выкладывались гладкой неглазурованной плиткой двух цветов, как шахматная доска. Стилизация росписью (но с оттенком юмора) под старинную голландскую плитку на больших панно (на стенах магазинов) получила некоторое распространение в Ленинграде 70-х годов ХХ века.
Но сохранились известны и настоящие художественные произведения «высокого стиля». Известно изображение уникальной сложнейшей многофигурной, но одноцветной композиции (по-видимому, копия гравюры), панно (22х15) на тему Нового Завета «поклонение волхвов». Графика изображений, несомненно, значительно упрощена по сравнению с гравюрой, изображением на бумаге или гобеленом. Крупным достижением явилось воспроизведение на плитке полутонов. Просмотр образцов показывает, что проблемы единства фона и однотонного рисунка тогда успешно решались [3].
Художественные плиточные панно, имитирующие живопись, например, портретную, получили достаточно широкое распространение в эпоху классического модерна (конец XIX века). Известны большие плиточные композиции, располагаемые вверху под карнизами на фасадах зданий того времени в Петербурге и Москве. На рис. 4 изображено огромное плиточное панно на фасаде гостиницы Метрополь в Москве. Подобные композиции бывали как сюжетные, так и чисто орнаментальные, растительные с типичными для стиля модерн вяло изгибающимися стеблями и листьями. Часто одни и те же рисунки (или очень близкие) создавались и для плиточных панно, и для витражей. Тогда же были изобретены, но не получили широкого распространения керамические панно, составленные из фрагментов неправильной формы (подобно флорентийской мозаике).
Это направление в наше время может получить развитие в связи со значительно возросшими возможностями точного раскроя любых материалов на компьютерно-управляемых автоматах. Но подобные изделия, конечно, могут изготавливаться только в единичных экземплярах.
Рисунок 4. Плиточное панно на фасаде гостиницы Метрополь в Москве (интернет-ресурс http://turizm.lib.rU/n/nowak_anatolii_wladimirowich/kitaisorod.shtml)
Широкое распространение простой, гладкой глазурованной плитки при облицовке стен больниц, вестибюлей, туалетов, присутственных учреждений, вокзалов и пр. относится к концу XIX началу XX веков (до этого скверное впечатление оставлял оштукатуренный кирпич), при этом, конечно, ценились только свойства стойкости и гигиеничности. Эти же тенденции были важными и в первые десятилетия советской власти. Тем не менее в тридцатых годах в отделке появлялись уникальные художественные произведения на плиточной облицовке. К числу наиболее известных в СССР относятся уникальные большие многокрасочные панно на стенах переходов первой очереди московского метро, пример приведен на рис. 5.
Эти произведения дизайна интерьера воспевают людей труда. Настоящий труд тогда мыслился исключительно, как ручной, персонажи представляют собой рабочих, среди которых много женщин; элементарные средства малой механизации при проходке тоннелей изображены вполне достоверно. Композиции хорошо выстроены, но обилию персонажей очевидно тесно на поле (художнику хотелось их вместить на передний план как можно больше). Видны и недостатки изготовления плитки: значительные различия интенсивностей и оттенков соседних плиток, что создает ненужную пестроту. Конечно, роспись плиток таких композиций осуществлялась вручную.
Рисунок 5. Панно на стенах переходов первой очереди московского метро (интернет-ресурс http://diletant.media/blogs/60829/547/)
В шестидесятые-семидесятые годы для облицовки наружных стен зданий и интерьеров широко применялась мелкая (5х5 см) плитка. В некоторых случаях (например, в подъездах домов, в павильонах, в ванных комнатах и пр.) из такой разноцветной плитки выкладывались довольно простые орнаменты, или сеточные, или воспроизводящие вышивку крестиком.
В настоящее время производство облицовочной плитки полностью автоматизировано и механизировано. Примерно 40 % мирового производства приходится на Китай. Но по проработке дизайна передовой является Европа. Ведущими по дизайну плитки являются Италия и Испания, но существует множество национальных интернациональных течений, направлений и школ. Ниже представлены и кратко охарактеризованы некоторые из них.
Широка распространена имитация натурального камня или вполне определенной горной породы (например, гранита, цветного мрамора), или без определенной адресации.
Рисунок может быть повторяющимся, когда все плитки одинаковы (и это при внимательном взгляде оставляет нехорошее впечатление), или неповторяющимся, случайным. В этих случаях технология окрашивания различна. На рис. 6 представлен образец плитки, которая собрана из прямоугольников и многоугольников.
Рисунок 6. Неповторяющийся рисунок (интернет-ресурс
45х45/?иШ яоитсе=уапйехтагке1&и1т_тейтт =срс&иШ ^гт=157844&иШ_сатра1%п=рШка &сШ=2322165& openstat=ЪWFva2V0LnlhЪmRleC5vdTvOndCw0L OvtC70YzOvdCw0Y8g0L Ои 9C40YLOutCwIEFic29sdXRlIEtlcmFtaWthIEF2aWduЪ24gOXJiZSAxLDIvIDO1eDO1O3AxЪiVoZFd xSiZVeGRrTF9aU194dUE7&vmclid=298712261130112026400006)
Блеклые тона на современной плитке очень распространены. Но имеется много примеров использования цветовой пестроты. Мозаичная поверхность плитки может быть как будто составлена из различных разноцветных многоугольников, но цвета не насыщенные. Особенность контуров в том, что некоторые линии не прямые, а кривые, причем фигуры как будто не гладкие однотонные, а имеют определенную текстуру.
Наиболее широкое распространение на плитке получили орнаменты с различными мотивами и цветовыми решениями.
На рис. 7 представлено большое число вариантов разноцветных рисунков с геометрическими орнаментами типа розеток, так что каждая из них имеет явно выделенный центр, и относительно него имеет место симметрия по обеим осям (одинаково по вертикали и горизонтали). Выложенные ими плоскости могут восприниматься, как ковровое покрытие, но однообразное [1-3].
Рисунок 7. Некоторые цветовые орнаменты (интернет-ресурс http://rus.ans4.com/28990641/chto-takoe-keramicheskava-plitka/)
Выпускается также плитка с выпуклым рисунком, но возможна имитация рельефности изображения теней. При неровности линий и нарочитой "простонародности" создается впечатление ручной кустарной работы при нанесении рисунка пастой и последующего растекания глазури. Более простыми являются простые композиции, построенные в виде полос или на квадратной сетке, большинство образцов на рис. 8 именно такие. Отметим, что все они в коричневом колорите.
Рисунок 8. Простые композиции (интернет-ресурс https:/^^^^.termokit.ru/catalog/plitka/ispan^iva/peronda/peronda_francisco_segarra/keramicheskay a_plitka_peronda_francisco_segarra_faenza_n_13619_nastennava_mix_bez_podbora_33x33.htm?c lid=2322165&frommarket=&vmclid=298679907397955379200002) '
Точно подобранные рисунок и оттенки коричневого позволяют имитировать в плитке интарсию или художественный паркет, фрагменты которого выполнены из различных пород дерева (рис. 9).
Рисунок 9. Имитация паркета из дерева (интернет-ресурс https://www.artreal.ru/news/view/946/)
До сих пор мировой опыт орнаментирования, накопленный в прикладном искусстве, в художественном покрытии плитки используется лишь в незначительной степени.
Высоким художественным уровнем отличаются воспроизводимые ведущими производителями плиточные композиции, панно. Это могут быть натюрморты (рис. 10).
Рисунок 10. Натюрморты (интернет-ресурс http://vesta-ceramica.ru/keramicheskoe-panno-toskana/)
Встречаются по существу представляющие собой копии живописных работ известных художников: сельские и городские пейзажи. По традиции большим уважением пользуются композиции, представляющие собой копии произведений голландской живописи XVII века (рис. 11).
Рисунок 11. Копия произведений голландской живописи XVII века (интернет-ресурс http://img1.liveinternet.rU/images/attach/c/5/87/77/87077567Jarge_Azuleios_Parque_Eduardo_VII
Цщ)
Оказывается возможным имитировать на плиточных панно даже очень трудно копируемую живописную технику импрессионистов (рис. 12).
Рисунок 12. Имитация работ импрессионистов (интернет-ресурс https://www.artreal.ru/keramicheskaia-plitka/spain/latina-cermica/gaudi/)
Многочисленны примеры или воспроизведения на плитке копий живописных и графических произведений разных эпох и стилей, вплоть до примитивизма, символизма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма. Но, по-видимому, на воспроизведения произведений в стиле модернистских течений ХХ века все же спрос невелик. Интересно, что в начале ХХ были художники (Леже), которые создавали свои "картины" сразу на керамике. Но примитивность рисунка и локальность цветовых пятен не могло содействовать успеху у потенциальных потребителей.
В настоящее время некоторое распространение получили плиточные панно, построенные по принципам гиперреализма, позволяющие создавать максимально достоверную иллюзию реальных объектов (для этого еще нужно специально подбирать освещение). Встречаются изображения в виде коллажей на плитке, отражающие современные постмодернистские течения в графике, искусстве плаката и художественной фотографии (рис. 13) [4].
Рисунок 13. Коллажи на плитке (интернет-ресурс http://giperstroika.com/0-absolyut-dekori-kollazh-variant-raskladki)
В последние годы обозначился стиль фьюжн (fusion), он раскручивается по разным направлениям, рекламируется также в оформлении интерьеров, в частности применительно к облицовке плиткой. Он не имеет четкого определения своих собственных принципов и стилистических принципов и признаков. В декларациях адептов стиля фьюжн в качестве основного направления творчества указывается использование достижений предыдущих «чистых» стилей, и в этом плане основой становится принцип эклектики. Поскольку в истории прикладного искусства периоды эклектики встречались не раз, то в данном случае можно говорить о новой волне эклектики. Обзор примеров в практике оформления интерьера показывает, что в стиле фьюжн часто упор делается на композиции в виде лоскутного одеяла (сплошного или с редкими "заплатками", малыми (по одной плитке) или относительно большими (в виде группы плиток) прямоугольными или квадратными вставками на гладком фоне). При этом, как можно судить по примерам, изображения на вставках и даже цвет вставок может не иметь существенного значения. В частности, используется такой прием, когда плотность вставок возрастает сверху вниз. Примеры оформления интерьеров, оформленных в таком стиле, часто не производят впечатления гармоничности или по крайней мере продуманности [6-11]. Однако в рамках того же стиля для плиток используются также новые текстуры, не имитирующие определенные натуральные материалы.
Большие перспективы для развивающихся стран имеет такое направление орнаментирования, в рамках которого воспроизводятся религиозные традиции украшения храмов, но с учетом национальной специфики. В первую очередь это относится к странам ислама. Это отражается и в композиции, и в используемых элементах изображений. Известно, что в исламе запрещено использовать изображения живых существ (правда, бывают исключения).
Часто воспроизводятся условные, распластанные по плоскости, характерные для других видов прикладного искусства (в первую очередь, керамической посуды) цветочные орнаменты. Традиционной также является холодная сине-зеленая цветовая гамма.
В бывших среднеазиатских республиках (в первую очередь, в Узбекистане) представляется естественным использовать (конечно, в переработанном виде) тематику и приемы достигшей в средние века высокого художественного уровня декоративной цветной орнаментики на изразцах поверхностей стен средневековых мечетей, мавзолеев и медресе. Примером может служить оформление гробниц в комплексе Шахи-Зинда в Самарканде.
Традиционные мотивы графики (тушь по бумаге) естественно, близки жителям Китая, Японии и Кореи. Среди растительных мотивов это листья бамбука, странно изгибающиеся ветви сосны, цветущая сакура и т. п. Известно, каким уважением в этих странах пользуется художественная каллиграфия, предметом искусства может быть вертикальная надпись (например, так называемые пейзажные стихи) или даже большой иероглиф, нарисованный полусухой кистью. Отдельные иероглифы, означающие пожелания и приветствия в сочетании с другими могут быть разбросаны по гладкому полю стены, и тогда композиция в целом может быть трактовано, как произведение в стиле фьюжн, но с национальной спецификой. Естественно, эти изображения и мотивы, и многие другие, используются на облицовочной плитке, производимой в этих странах. Представляется, что на плитке, производимой в странах Юго-Восточной Азии, должна найти широкое применение привычная орнаментика буддизма.
В России могло бы сложиться направление, в котором образцами для орнаментирования плитки могли бы послужить прорисовки вышивок (в том числе «крестиком»), росписи
Рекомендации для России
Хохломы, имитация резьбы по дереву наличников, ставень и пр. Но серьезные проработки в этих направлениях, а тем более массовый выпуск неизвестны.
Заключение
В дизайне современной, выпускаемой массово, и значительно украшающей интерьеры помещений различного назначения облицовочной керамической плиткой с подглазурной росписью, используются рисунки и изображения, выполненные как в традиционных стилях прикладного искусства, так и в соответствии с тенденциями переменчивой моды. В дизайне современной плитки отражается многовековая история декоративно-прикладного искусства. Многому может научить история плитки, ее художественного оформления. Декоративная облицовочная плитка имеет длинную историю, течения и стили сменяли друг друга, но моды часто цикличны, они возвращаются (конечно, в переосмысленном и переработанном виде). Представленный и описанный в данном обзоре материал может быть полезен для расширения кругозора дизайнеров, создающих новые коллекции облицовочной плитки на основе активного освоения опыта прошлого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Керамическая плитка. - М.: Торговый Дом Металлов, ЛТД. 2008. - 171 с.
2. Отделка стен: окраска, обои, керамическая плитка, декоративная отделка. Планировка и оформление. Советы профессионалов. - М.: Ниола 21 век, 2004. -128 с.
3. Соколов А.М. Керамическая технология. - М.: Книга по Требованию, 2012. -365 с.
4. Черневич Е. Графический дизайн в России. - М.: СЛОВО/SLOVO 2008. - 124 с.
5. Августиник А.И. Керамика. - Л.: Стройиздат. 1975. - 592 с.
6. Масленникова Г.Н., Мамаладзе Р.А., Мидзута С. Керамические материалы. - М.: Стройиздат. 1991. - 320 с.
7. Кошляк Л.Л., Калиновский В.В. Производство изделий строительной керамики.
- М.: Высшая школа, 1985. - 535 с.
8. Куатбаев К.К., Пужанов Г.Т. Керамика Казахстана. - Алма-Ата: Казахстан. 1972.
- 80 с.
9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов ХГФ педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2010. - 235 с.
10. Салтыков А.Б. Русская народная керамика. - М.: Культура и традиции. 2005. -450 с.
11. Хохлова Е.Н. Производство художественной керамики. - М.: Высшая школа, 2003. - 300 с.
Chizhikov Ilya Alexsandrovich
Moscow state university of civil engineering (national research university), Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Chelpanov Igor Borisovich
Peter the great St. Petersburg polytechnic university, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Kochetkov Andrey Viktorovich
Perm national research polytechnic university, Perm, Russia
E-mail: [email protected]
Facing ceramic tile: history and present, type, decorating
Abstract. The review article discusses the modern possibilities of artistic design of ceramic tiles facing taking into account cultural traditions, automation and production technology. The history of the issue and the modern level of design are considered. Typical and original examples of creative approach of modern authors of industrial design in the field of ceramic tiles are given. The leading tile designers are Italy and Spain, but there are many national international trends, trends and schools. The article presents and briefly describes some of them. In the design of modern, mass-produced, and much decorating the interiors of the premises for various purposes facing ceramic tiles with underglaze painting, drawings and images are used, made in traditional styles of applied art, and in accordance with the trends of changeable fashion. The design of modern tiles reflects the centuries-old history of decorative and applied art. Much can be taught by the history of tiles, its artistic design. Decorative tiles have a long history, currents and styles followed each other, but the fashion is often cyclical, they come back (of course, in a rethought and reworked form). The material presented and described in this review can be useful for expanding the horizons of designers who create new collections of tiles based on the active development of the past experience.
Keywords: ceramic tile; design; historical background; modern approach; registration; tendencies