Научная статья на тему 'Художественное оформление анатомического издания XVI века (к истории открытия кровообращения)'

Художественное оформление анатомического издания XVI века (к истории открытия кровообращения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное оформление анатомического издания XVI века (к истории открытия кровообращения)»

3-2006

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

УДК 611:8

П. Веронезе. Автопортрет

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ XVI ВЕКА

(к истории открытия кровообращения)

Е.А. Гуляева, Н.И. Гончаров

Кафедра истории и культурологии, кафедра анатомии человека ВолГМУ

Создание предпосылок, которые способствовали окончательному открытию кровообращения, потребовало взаимодействия многих факторов. Для Европы XVI века наиболее характерно было постепенное освобождение медицины из-под влияния церкви, непрерывное подтачивание ранее установленных догм Галена и Аристотеля, возобновление анатомических исследований и, наконец, что особенно важно, одновременно достигнутые успехи в области естественных наук, техники, социально-экономической организации и в других сферах.

И как бы подтверждением того, что накопленные человечеством знания и опыт достигли уровня, позволившего наконец доказать существование малого круга кровообращения, служит открытие Реальдо Коломбо (1516-1559), который независимо от Мигеля Сервета (1511-1553), пришел к аналогичным выводам.

В своей книге "De re anatómica libri XV", Венеция, 1559, которая хранится в фондах библиотеки Волгоградского государственного медицинского университета, есть много и других анатомических фактов, которые впервые описаны этим выдающимся ученым.

К примеру, внимательно рассматривая четыре крупных сердечных сосуда, Коломбо отметил, что два из них по своему строению предназначены для притока крови в сердце, а два других - для оттока ее от сердца. Связав движение крови с сокращениями сердца, он пришел к выводу, что кровь поступает в сердце при диастоле и выталкивается в момент систолы. В своем сочинении "Об анатомии..." Коломбо смело объявил галеновское учение о сердечном кровообращении "абсолютно неправильным" и доказал, что кровь из правой половины сердца в левую попадает не через отверстия в межжелудочковой перегородке, а по легочным сосудам через легкие. Сюжет фронтисписа книги представляет публичное вскрытие. Более подробно о заслугах Коломбо сказано ранее [3].

Художественное оформление научного трактата "De re anatómica" принадлежит известному итальянскому художнику Паоло Кальяри (Paolo Veronese, Paolo Cagliarti; 1528, Верона - 1588, Венеция), прозванный Веронезе по месту своего рождения в городе Вероне.

Достаточно полно и разносторонне творчество П. Веронезе и его школы представлено в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина [1].

Фронтиспис сочинения Р. Коломбо "Об анатомии в 15 книгах". Венеция, 1559. Книга из фонда библиотеки ВолГМУ. Художник-оформитель Паоло Веронезе - один из виднейших венецианских живописцев XVI века

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

3-2006

ИЗ СОБРАНИЯ КАРТИН ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ И ЕГО ШКОЛЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА (Москва)

ВЕРОНЕЗЕ и мастерская

Воскресение Христа*

Около 1580 Холст, масло 97x140

Другие варианты композиции в церкви Сан Франческо делла Винья, Венеция и в Картинной галерее, Дрезден. 1774-1783 приобретена для Императорских собраний, находилась в Гатчинском дворце, затем в Эрмитаже; с 1928 в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ).

Сюжет: Евангелие - Матф. 28:5-7; Мк. 16:6; Лук. 24:6; Иоан. 20:9

* В настоящее время экспонируется в шестом зале Музея.

ВЕРОНЕЗЕ, копия XVII века Поклонение пастухов

Холст, масло. 90,3x86,7

Повторение фигурной группы и фрагмента пейзажного фона из композиции Веронезе, исполненной в 1570-е для церкви Деи Крочифери в Венеции (с 1786 - в церкви Санти Джованни э Паоло в Венеции, Капелла дель Розарио). Сюжет: Евангелие - Лук. 2:15-20.

ВЕРОНЕЗЕ, мастерская

Отдых святого семейства на пути в Египет

Холст, масло. 74,5x63 Близкий вариант в собр. Борлетти, Милан. Входила в серию картин Веронезе, находившихся в Палаццо Питти во Флоренции. Приобретена Екатериной II для Эрмитажа; с 1924 в ГМИИ. Сюжет: Евангелие - Матф. 2:13-15.

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 3-2006

Насколько возможно в формате настоящей статьи, авторы приводят, прежде всего, иллюстративные сведения о творчестве знаменитого итальянца из этого Музея.

Анализируя связь науки и искусства, рассматривая вклад художников в развитие медицинских знаний, мы вновь и вновь обращаемся к эпохе Возрождения. Эпоха Возрождения была временем переориентации человека, да и всей европейской культуры в целом, которое по праву можно назвать "культурным переворотом". Ей характерны обращение к античному наследию, высокий уровень достижения в науке, искусстве, технике, литературе, связь человека и природы, ярко выраженный индивидуализм творческой личности [5].

Памятники культуры Возрождения свидетельствуют об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются жадным интересом к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако ведущую роль играет не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется живому чуду. Он стремится поведать правду жизни, раскрыть многообразие человеческих чувств и характеров. В искусстве особую ценность приобретает острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, которые находят практическое применение [1, 2, 4].

Связь искусства и науки составляет одну из особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опи-

раться на точные знания. Естественно, что художники эпохи Возрождения искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Одним из таких художников и был Паоло Веронезе. И пусть его имя как бы находится в "тени" титанов Возрождения и зачастую неизвестно нашим современникам, однако этот художник внес заметный вклад в развитие анатомии, уже хотя бы потому, что работал в содружестве с выдающимся анатомом своего времени - Р. Коломбо и помог донести до нас мысли и дела своего современника.

Паоло Веронезе был ярким представителем эпохи Возрождения, который соединял в своем творчестве высокие идеалы гуманизма, выступал активным носителем нового рационального восприятия человека и окружающего мира, провозглашающем право на свободу научного исследования, о чем свидетельствует его творчество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова И.А. Картинная галерея государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В кн. "Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина" / Под ред. И.Е. Даниловой. - М., 1995. - 780 с.

2. Воробьев А.А., Петрова И.А. Хирургия в изобразительном искусстве. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. -352 с.

3. Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории анатомии: научное издание / Под ред. проф. И.А. Петровой. -Волгоград: Издатель, 2005. - 312 с.

4. Гуляева Е.А. Развитие медицинской культуры древней Руси: автореф. дис. историч. наук. - Волгоград, 2006. -25 с.

5. Никитюк О.Д. Художественные музеи Венеции. - М.: Искусство, 1978. - 184 с.

© Е.А. Гуляева, Н.И. Гончаров, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.