Научная статья на тему 'Художественное образование в России и Китае как средство актуализации культурного наследия: перспективы развития'

Художественное образование в России и Китае как средство актуализации культурного наследия: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее художественное образование / культурное наследие / куль' турные традиции / традиционное китайское искусство / межкультурный диалог / Россия / Китай / higher art education / cultural heritage / cultural traditions / traditional Chinese art / intercultural dialogue / Russia / China

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Сюэ, Хуан Фэн

Настоящая статья призвана поднять актуальный вопрос о роли и функции высшего ху' дожественного образования в сохранении традиций культуры России и Китая. Целью ра' боты является прогнозирование перспектив развития художественного образования двух соседствующих государств в общем деле аккумулирования и актуализации культур' ного наследия. Авторы статьи, опираясь на научные и научно'методические работы по теме исследования, а также на опыт образовательных организаций творческих направ' лений подготовки, демонстрируют связь культурного наследия и процесса обучения сту' дентов вузов. В задачи работы входит рассмотрение исторического аспекта и современ' ного состояния высшего художественного образования в двух обозначенных государствах; выявление путей взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения рассма' триваемых систем высшего образования; определение основных путей и способов ак' туализации накопленного культурного опыта посредством деятельности вузов. Результа' ты исследования намечают перспективы развития художественного образования России и Китая в условиях необходимости сохранения культурных традиций названных стран, трансляции культурного опыта с целью дальнейшего распространения традиционных форм изобразительного искусства среди обучающихся, а следовательно, недопущения искоренения культурного прошлого из учебных программ подготовки будущих художни' ков в обстоятельствах глобальной модернизации систем образования как Российской Федерации, так и КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA AS A MEANS OF UPDATING CULTURAL HERITAGE: PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

This article is intended to raise the topical issue of the role and function of higher art education in preserving the cultural traditions of Russia and China. The aim of the work is to predict the prospects for the development of art education in the two neighboring states in the common cause of accumulation and actualization of cultural heritage. The author of the article, relying on scien/ tific and scientific/methodical works on the research topic, as well as on the experience of educa/ tional organizations in creative areas of training, demonstrates the relationship between cultural heritage and the learning process of university students. The tasks of the work include considera/ tion of the historical aspect and the current state of higher art education in the two designated states; identification of ways of interaction, mutual influence, and interpenetration of the consid/ ered systems of higher education; determination of the main ways and means of updating the accu/ mulated cultural experience through the activities of universities. The results of the study outline the prospects for the development of art education in Russia and China in the context of the need to preserve the cultural traditions of these countries, to transmit cultural experience to further dis/ seminate traditional forms of fine arts among students, and, consequently, to prevent the eradica/ tion of the cultural past from the curricula for training future artists in the context of global mod/ ernization of education systems of both the Russian Federation and China.

Текст научной работы на тему «Художественное образование в России и Китае как средство актуализации культурного наследия: перспективы развития»

Jung, R. E. and Chohan, M. O. (2019) Three individual difference constructs, one converging concept: Adaptive problem solving in the human brain. Current Opinion in Behavioral Sciences, vol. 27, pp. 163-168.

Kampylis, P. G. and Valtanen, J. (2010) Redefining creativity — analyzing definitions, collocations and consequences. The Journal of Creative Behavior, vol. 44, no. 3, pp. 191-214.

Openness to experience and intellect differentially predict creative achievement in the arts and sciences (2016) / S. B. Kaufman, L. C. Quilty, R. G. Grazioplene, J. B. Hirsh [et al.]. Journal of Personality, vol. 84, no. 2, pp. 248-258.

Kortvelyessy, L., Stekauer, P. and KaCmar, P. (2022) 2 — On the notion of creativity. Creativity in word formation and word interpretation. Creative potential and creative performance. Cambridge University Press, 250 p. Pp. 9-36.

Zhu, X., Xu, Zh. and Khot, T. (2009) How creative is your writing? A linguistic creativity measure from computer science and cognitive psychology perspectives. CALC '09: Proceedings of the Workshop on Computational Approaches to Linguistic Creativity, 101 p. Pp. 87-93.

Submission date: 08.07.2023.

Попкова Светлана Валерьевна — аспирант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Адрес: 163002, Российская Федерация, г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 17. Тел.: +7 (921) 473-37-95. Эл. адрес: s.popkova@narfu.ru

Popkova Svetlana Valeryevna, Postgraduate Student, Higher School of Social Sciences, Humanities and International Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov. Postal address: 17, Severnoy Dviny Embankment, Arkhangelsk, Russian Federation, 163002. Tel.: +7 (921) 473-37-95. E-mail: s.popkova@narfu.ru

00!; 10.17805^ри.2023.4.20

Художественное образование в России и Китае как средство актуализации культурного наследия: перспективы развития

Чжан Сюэ, Хуан Фэн Московский педагогический государственный университет

Настоящая статья призвана поднять актуальный вопрос о роли и функции высшего художественного образования в сохранении традиций культуры России и Китая. Целью работы является прогнозирование перспектив развития художественного образования двух соседствующих государств в общем деле аккумулирования и актуализации культурного наследия. Авторы статьи, опираясь на научные и научно-методические работы по теме исследования, а также на опыт образовательных организаций творческих направлений подготовки, демонстрируют связь культурного наследия и процесса обучения студентов вузов. В задачи работы входит рассмотрение исторического аспекта и современного состояния высшего художественного образования в двух обозначенных государст-

вах; выявление путей взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения рассматриваемых систем высшего образования; определение основных путей и способов актуализации накопленного культурного опыта посредством деятельности вузов. Результаты исследования намечают перспективы развития художественного образования России и Китая в условиях необходимости сохранения культурных традиций названных стран, трансляции культурного опыта с целью дальнейшего распространения традиционных форм изобразительного искусства среди обучающихся, а следовательно, недопущения искоренения культурного прошлого из учебных программ подготовки будущих художников в обстоятельствах глобальной модернизации систем образования как Российской Федерации, так и КНР.

Ключевые слова: высшее художественное образование; культурное наследие; культурные традиции; традиционное китайское искусство; межкультурный диалог; Россия; Китай

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития систем высшего образования России и Китая намечает ряд трансформационных процессов, обусловленных социальными, экономическими и культурными переменами в жизни общества. Глобальный пересмотр форм, методов и приемов работы нацеливает сегодняшний вуз на учет требований рынка труда, социального заказа, а также интересов и потребностей студентов, которые редко соотносятся с наследием прошлого. Современный студент находится под влиянием общественных тенденций, признаваемых в качестве трендовых, ориентируется на достижения технологического прогресса мира, что неизбежно влияет на выбор содержания, технологий и методик обучения, основанных на принципах личностно-ориентированного подхода и индивидуализации в образовании с целью развития мотивационной сферы обучающихся и, как следствие, повышения качества освоения программ вузов. В данной связи обнаруживается актуальная проблема, заключающаяся в поиске оптимальных путей сохранения функций художественных университетов в актуализации культурного наследия, недопущения искоренения традиционных форм искусства из процесса обучения будущих художников-профессионалов. Решению указанного вопроса и посвящена настоящая работа.

СПОСОБЫ И ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Своеобразным толчком к модернизации системы высшего образования Китая стали исторически и политически обусловленные события, когда страна получила возможность диалога с другими государствами. Эти события включали в себя период открытия Китая миру в конце ХХ в., когда страна приступила к реформам и открытию своей экономики. Особое влияние на искусство Китая того времени оказывали европейские страны и Россия, привнося свои художественные и культурные влияния. Этот период стал временем активного культурного обмена, в результате чего элементы европейского искусства и культуры стали влиять на творческий подход и стиль китайских художников и культурных деятелей. Эта перспектива способствовала разнообразию и обогащению художественной сцены в Китае, играя важную роль в формировании современного культурного ландшафта страны (Лу, 2021; Ван, 2021).

Опыт русской изобразительной школы позволил китайской системе художественного образования обрести гуманистическую направленность преподаватель-

ской деятельности (пересмотреть роль ученика и учителя), совершенствовать методологическую и дидактическую составляющую процесса обучения (Ли, 2020: 221), перенять передовой опыт в теории и практике подготовки художников посредством разнообразных техник исполнения произведений изобразительного искусства (работе с различными инструментами, цветом, передаче света и тени и т. д.) (Мэн, 2021: 40-41).

Множественные влияния во многом предопределили уникальность китайской системы художественного образования, которая вобрала в себя лучшие практики, обнаруживая при этом тенденцию к сохранению и развитию традиционных жанров изобразительного искусства в процессе обучения студентов эстетических направлений подготовки, что дает основание характеризовать ее в качестве мульти-культурализованной системы (Ли, 2020: 221).

Каким же образом вузовскому образованию удается актуализировать культурные ценности страны? Думается, что основным инструментом в реализации данной задачи оказывается дидактическое наполнение аудиторных и внеаудиторных занятий, а также введение специализированных курсов и программ обучения, нацеленных на овладение традиционной техникой изображения и изучение образцов наследия культурного прошлого.

В рамках настоящей работы мы рассматриваем культурное наследие как опыт, что накоплен и сохранен предыдущими поколениями (Пирожков, Пирожкова, 2018: 462), «продукты» творчества (произведения искусства), которые позволяют студенту обогащать собственные представления о закономерностях культурного развития своей страны, что детерминирует важность их использования в образовательной деятельности.

Интересной оказывается практика совместной, осуществляемой как китайской, так и российской стороной образовательной деятельности, ориентированной на обучение традиционным китайским искусствам. Так, с 2016 г. в Китае, в городе Вэйнань, провинция Шанси, функционирует Московский институт искусств, где в рамках профилей подготовки студентам предоставляется возможность получить квалификацию в области китайской традиционной живописи. Они изучают стиль Гохуа, а также его направления (в частности, Могуфа), что обычно относится к стилю китайской каллиграфии. Этот стиль был создан в период Северной династии (386-581 гг.) и продолжил существовать на протяжении многих столетий. (Ли, Зубрилин, 2020: 218). Кроме работы над цветовой палитрой, в программу обучения включены дисциплины, в рамках освоения которых студенты учатся анализировать образцы искусства Гохуа, выявлять западноевропейские влияния на данный традиционный стиль, которые обогатили цветовую палитру, внесли определенные особенности в изображение «классических» монохромных китайских картин.

Вслед за Чжан Нином определим несколько типов учебных пособий, используемых в практике преподавания традиционных китайских видов и стилей изобразительных искусств. Так, исследователь отмечает, что в основном применяются обучающий эскиз и альбом картин (Чжан, 2020: 155-156).

Одним из приемов формирования компетенций студентов в области традиционных техник изображения является копирование. По мнению Чжоу Сяо, данная методика позволяет обучающимся не только освоить технические нюансы передачи образов, но и проникнуть в глубину философской основы китайского искус-

ства посредством ощущения «покоя, свободы и открытости духа», что передают идеи традиционных конфессий Китая (даосизм, буддизм, конфуцианство) (Чжоу, 2015: 196).

Кроме того, еще одним средством сохранения культурного наследия оказывается использование традиционных техник китайского изобразительного искусства (Гохуа, каллиграфии) в обучении краткосрочному академическому рисунку. По справедливому замечанию Ян Шанюэ, такие техники применимы в освоении мастерства владения кистью, поскольку предполагают развитие навыков рисования линий (Ян, 2019: 290), где китайское традиционное искусство имеет большой потенциал.

Современная система российского высшего художественного образования признается одним из инструментов реализации государственной культурной политики (Кудрина, Шунков, Пономарев, 2016). Иными словами, она призвана достигать цели распространения и укоренения культурных ценностей прошлого в процессе обучения и воспитания молодого поколения. В 2016 г. сотрудниками Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева был разработан проект «Стратегии сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации» до 2030 года, где зафиксирована необходимость внедрения мер и механизмов, направленных «на использование образовательно-воспитательного потенциала народного декоративно-прикладного искусства в общем культурном развитии страны, дошкольном, школьном и вузовском образовательном процессе» (Стратегия ... , 2016: 67).

Наследие культуры становится средством развития профессиональных компетенций будущих художников. Так, в практику российских вузов прочно вошла пленэрная деятельность, которая предполагает наличие в качестве натурного материала объектов исторического и культурного наследия.

Интерес представляет и тот факт, что современное российское художественное образование в отличие от, например, европейских вузов до сих пор сохраняет традиционную базовую составляющую обучения на основе рисунка и живописи (Па-лагута, 2017), что подразумевает обращение к образцам изобразительного искусства представителей предшествующих эпох, их глубокое теоретическое изучение и анализ.

Кроме того, большим потенциалом в приобщении молодого поколения к культурному наследию обладает проектно-исследовательская деятельность студентов. Такая педагогическая технология позволяет избирать для работы темы, непосредственно связанные с освоением традиций прошлого, или те, что основаны на синтезе видов искусства, позволяя, помимо всестороннего рассмотрения образцов предшествующих эпох, актуализировать культурное наследие архитектуры, музыки, литературы и т. д.

Следует отметить, что общей тенденцией в области сохранения и актуализации культурного наследия в вузах России и Китая становится музейная и библиотечная практика. На современном этапе развития деятельность таких подразделений образовательных организаций обладает потенциями к расширению своего влияния посредством цифровых технологий. В университетах функционирует информационно-образовательная цифровая среда, ценность которой в трансляции и популяризации наследия культуры прошлого трудно недооценить. Выставки, встре-

чи с интересными людьми, конференции, круглые столы, конкурсы и иного рода мероприятия, проводимые в том числе и в дистанционном формате, нацелены на просветительскую работу с молодежью, направленную на приобщение к культурному наследию.

Думается, что в условиях активной цифровизации всех сфер жизнедеятельности такая практика будет наращиваться, вовлекая в процесс усвоения традиций прошлого изобразительного искусства все большее число студентов российских и китайских вузов. Такой подход благотворно влияет на развитие мотивационной сферы обучающихся, которые зачастую не испытывают повышенного интереса к изучению традиционных форм искусства и народных ремесел, но оказываются активными пользователями компьютера и цифровых технологий.

Еще одной перспективой развития идей о сохранении и актуализации культурного наследия оказывается тесное сотрудничество китайских и российских ученых и художников-практиков, профессорско-педагогического состава вузов обоих государств. Такие совместные проекты находят свое воплощение в проведении социально-культурных акций (например, «Дни китайской культуры» в России и «Дни русской культуры в китайских университетах»). Особую роль в такого рода мероприятиях играют китайские студенты, получающие образование в России, и русские обучающиеся китайских вузов соответственно. Сокращению дистанции между государственными образовательными организациями и установлению диалога сторон также способствуют современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие выстраивать диалог в режиме онлайн. Сегодня Китай становится для Российской Федерации особо важным со стратегической точки зрения партнером в сфере культуры, науки и образования, что подтверждает факт продолжения активного сотрудничества государств.

На сегодняшний день не теряет своей актуальности музейная практика университетов России и Китая. Особое внимание вузов сосредоточено на принципах организации пространств университетов, где в помещениях, оборудованных для проведения аудиторных занятий, а также общих рекреациях организуются выставки работ декоративно-прикладного, живописного искусства, в том числе и образцов предшествующих эпох. Такой подход также обусловливает приобщение студентов к традициям прошлого, нацеливает на приобщение к культурным историческим ценностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сфера высшего образования является одним из важнейших инструментов актуализации культурного наследия, поскольку, помимо формирования чисто профессиональных компетенций студентов, она призвана комплексно воздействовать на личность обучающегося. В развитии эстетического вкуса, расширении кругозора и повышении уровня общей культуры студента наследие прошлого играет одну из ведущих ролей. Как в вузовской практике России, так и в художественных университетах Китая ведется активная работа по сохранению и развитию традиционных искусств и ремесел, сильна краеведческая составляющая образовательного процесса, созданы специализированные курсы и программы обучения, ориентированные на изучение образцов традиционных форм творчества. Одной из перспектив актуализации культурного наследия средствами университетского художественного образования становится тенденция к расширению

роли библиотек и музеев через внедрение цифровых технологий трансляции знаний. Виртуальные выставки, экскурсии, конференции, круглые столы, форумы, в том числе и в международном формате, не теряют своей актуальности, поскольку оказываются эффективным средством, соотносимым с интересами молодого поколения, приобщения студентов к культурному наследию. В рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности реализует свой потенциал проектно-исследова-тельская технология, позволяющая всесторонне взглянуть на историю и современное состояние культурной ситуации в стране.

список литературы Ван Шуцзин. Художественное образование в Китае в ХХ веке: национальные черты, международные тенденции и российское влияние (на примере Центральной академии изящных искусств) // Культура и искусство. 2021. №4. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.4.35397

Кудрина, Е. Л., Шунков, А. В., Пономарев, В. Д. (2016) Россия — Китай: диалог культур, науки и образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. №1. С. 34-39.

Ли Бовей (2020) Влияние российского современного художественного образования на художественное образование Китая // Педагогический журнал. Т. 10. №1 А. С. 220-225. DOI: 10.34670/ЛИ.2020.1.46.126

Ли Фугуй, Зубрилин, К. М. (2020) Методика обучения традиционному китайскому стилю живописи «Могуфа» в Московском институте искусств (Китай) // Наука и школа. №2. С. 217-221. DOI: 10.31862/1819-463Х-2020-2-217-221

Лу Хунюн (2021) Об искусстве Китая и России, историография взаимного влияния // Наука и школа. №2. С. 223-228. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-2-223-228

Мэн, С. (2021) Преподавание живописи в Китае под влиянием Российской модели обучения // Искусство и диалог культур : сборник научных трудов XIV Международной межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2 апреля 2021 г. / под ред. М. Б. Лавренко. СПб. : Центр научно-производственных технологий «Астерион».

Палагута, И. В. (2017) Искусство как важнейший элемент национальной идентичности и проблемы развития художественного образования в современной России // Единая образовательная среда в сфере искусства и дизайна как фактор формирования и воспитания творческой личности : материалы Первой Всероссийской научной конференции, 29 мая 2017 г. М. : Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. С. 80-85.

Пирожков, Г. П., Пирожкова, И. Г. (2018) Изучение нематериального культурного наследия (из вузовской практики) // Аллея науки. Т. 1. №1 (17). С. 461-464.

Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации. Проект (2016) М. : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. 136 с.

Чжан Нин (2020) Преподавание традиционной китайской живописи // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. №5. С. 153-156. DOI: 10.37882/2223-2982.2020.05.36

Чжоу Сяо (2015) Организация учебного процесса и преподавание традиционной пейзажной китайской живописи на дизайнерской специальности в высших учебных заведениях // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 7. №2. С. 194-196.

Ян Шанюэ (2019) Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка // Молодой ученый. №52 (290). С. 289-291.

Дата поступления: 19.08.2023 г.

art education in russia and china AS A means of updating cultural heritage: prospects for development Zhang Xue, Huang Feng Moscow Pedagogical State University

This article is intended to raise the topical issue of the role and function of higher art education in preserving the cultural traditions of Russia and China. The aim of the work is to predict the prospects for the development of art education in the two neighboring states in the common cause of accumulation and actualization of cultural heritage. The author of the article, relying on scientific and scientific-methodical works on the research topic, as well as on the experience of educational organizations in creative areas of training, demonstrates the relationship between cultural heritage and the learning process of university students. The tasks of the work include consideration of the historical aspect and the current state of higher art education in the two designated states; identification of ways of interaction, mutual influence, and interpenetration of the considered systems of higher education; determination of the main ways and means of updating the accumulated cultural experience through the activities of universities. The results of the study outline the prospects for the development of art education in Russia and China in the context of the need to preserve the cultural traditions of these countries, to transmit cultural experience to further disseminate traditional forms of fine arts among students, and, consequently, to prevent the eradication of the cultural past from the curricula for training future artists in the context of global modernization of education systems of both the Russian Federation and China.

Keywords: higher art education; cultural heritage; cultural traditions; traditional Chinese art; intercultural dialogue; Russia; China

references

Van Shutszin (2021) Khudozhestvennoe obrazovanie v Kitae v KhKh veke: natsional'nye cherty, mezhdunarodnye tendentsii i rossiiskoe vliianie (na primere Tsentral'noi akademii iziashchnykh iskusstv). Kul'tura i iskusstvo, no. 4. DOI: 10.7256/2454-0625.2021.4.35397. (In Russ.).

Kudrina, E. L., Shunkov, A. V. and Ponomarev, V. D. (2016) Rossiia — Kitai: dialog kul'tur, nauki i obrazovaniia. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, no. 1, pp. 34-39. (In Russ.).

Li Bovei (2020) Vliianie rossiiskogo sovremennogo khudozhestvennogo obrazovaniia na khudozhestvennoe obrazovanie Kitaia. Pedagogicheskii zhurnal, vol. 10, no. 1 A, pp. 220-225. DOI: 10.34670/AR.2020.1.46.126 (In Russ.).

Li Fugui and Zubrilin, K. M. (2020) Metodika obucheniia traditsionnomu kitaiskomu stiliu zhivopisi «Mogufa» v Moskovskom institute iskusstv (Kitai). Nauka i shkola, no. 2, pp. 217-221. DOI: 10.31862/1819-463X-2020-2-217-221 (In Russ.).

Lu Khuniun (2021) Ob iskusstve Kitaia i Rossii, istoriografiia vzaimnogo vliianiia. Nauka i shkola, no. 2, pp. 223-228. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-2-223-228 (In Russ.).

Men, S. (2021) Prepodavanie zhivopisi v Kitae pod vliianiem Rossiiskoi modeli obucheniia. In: Iskusstvo i dialog kul'tur : sbornik nauchnykh trudov XIV Mezhdunarodnoi mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sankt-Peterburg, 2021, April, 2 / ed. by M. B. Lavrenko. St.-Petersburg, Asterion. (In Russ.).

Palaguta, I. V. (2017) Iskusstvo kak vazhneishii element natsional'noi identichnosti i problemy razvitiia khudozhestvennogo obrazovaniia v sovremennoi Rossii. In: Edinaia obrazovatel'naia sreda v sfere iskusstva i dizaina kak faktor formirovaniia i vospitaniia tvorcheskoi lichnosti : materialy Pervoi Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, 2017, May, 29. Moscow, The Stroganov Moscow State Academy of Art and Industry. P. 80-85. (In Russ.).

Pirozhkov, G. P. and Pirozhkova, I. G. (2018) Izuchenie nematerial'nogo kul'turnogo naslediia (iz vuzovskoi praktiki). Alleia nauki, vol. 1, no. 1 (17), pp. 461-464. (In Russ.).

Strategiia sokhraneniia kul'tury i kul'turno-istoricheskogo naslediia narodov Rossiiskoi Federatsii. Proekt (2016) Moscow, D. S. Likhachev Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage. 136 p. (In Russ.).

Chzhan Nin (2020) Prepodavanie traditsionnoi kitaiskoi zhivopisi. Sovremennaia nauka: aktu-al'nye problemy teorii ipraktiki. Seriia: Gumanitarnye nauki, no. 5, pp. 153-156. DOI: 10.37882/ 2223-2982.2020.05.36 (In Russ.).

Chzhou Siao (2015) Organizatsiia uchebnogo protsessa i prepodavanie traditsionnoi peizazhnoi kitaiskoi zhivopisi na dizainerskoi spetsial'nosti v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl', vol. 7, no. 2, pp.194-196. (In Russ.).

Ian Shaniue (2019) Primenenie opyta obucheniia natsional'noi kitaiskoi zhivopisi v protsesse os-voeniia studentami kratkosrochnykh form akademicheskogo risunka. Molodoi uchenyi, no. 52 (290), pp. 289-291. (In Russ.).

Submission date: 19.08.2023.

Чжан Сюэ — аспирант Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Адрес: 119421, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, 99. Тел.: +7 (985) 196-18-88. Эл. адрес: 178975459@qq.com

Хуан Фэн — аспирант Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Адрес: 119421, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, 99. Тел.: +7 (985) 196-18-88. Эл. адрес: 674809824@qq.com

Zhang Xue, Postgraduate Student, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University. Postal address: 99, Leninsky Ave., Moscow, Russian Federation, 119421. Tel.: +7 (985) 196-18-88. E-mail: 178975459@qq.com

Huang Feng, Postgraduate Student, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow Pedagogical State University. Postal address: 99, Leninsky Ave., Moscow, Russian Federation, 119421. Tel.: +7 (985) 196-18-88. E-mail: 674809824@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.