Научная статья на тему 'Художественное образование в Петербурге: традиции и современность. Рисовальная школа ОПХ'

Художественное образование в Петербурге: традиции и современность. Рисовальная школа ОПХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное образование в Петербурге: традиции и современность. Рисовальная школа ОПХ»

Е. А. Боровская

кандидат архитектуры

художественное образование в петербурге: традиции и современность. Рисовальная школа опх

Традиции русского художественного образования XIX в., особенно академического, достаточно хорошо изучены. Они позволяют отчетливо представить реальную историко-культурную ситуацию данного периода, понять причины многих событий в художественной жизни тех лет. Есть, однако, целый ряд художественных школ и явлений в системе образования, которые служат своего рода связующим звеном между изобразительным творчеством и социально-культурными реалиями эпохи. Многие из них до сих пор остаются малоисследованными, поэтому попытка проследить становление русского художественно-промышленного образования на примере санкт-петербургской Рисовальной школы дает возможность анализа как реальных исторических фактов, так и динамичной, отвечающей на запросы своего времени педагогической системы этого учебного заведения.

Начало XIX в. в России - время неуклонного роста и развития промышленности: мануфактуры начала века становятся к 1850-1860 гг. фабриками, использовавшими машинную технику. Развитие отечественной промышленности требовало, в свою очередь, подготовки квалифицированных специалистов, способных

работать на производстве и создавать конкурентоспособные товары. Эта ситуация существенно меняла направленность и характер обучения художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и просто грамотных мастеровых - исполнителей, потребность в которых резко возрастала.

Становилось необходимым внесение изменений в систему художественного образования. Наибольшую роль в художественной жизни страны продолжала играть Академия художеств, однако в первой половине XIX в. там практически не было специального обучения художников декоративного искусства, сохранились лишь немногие «мастерства» (лепное, мозаичное) в отдельных классах. Педагогические и эстетические принципы Академии были направлены на развитие изящных искусств - живописи, скульптуры, архитектуры, тогда как «ремесла» и «рукоделия» считались делом хотя и нужным, но второстепенным и не относящимся к сфере деятельности Академии.

В то же время ощутимая потребность общества в эстетическом развитии, в мастерах «для украшения» - лепщиках, резчиках, орнаментиках - способствовала утверждению художественной значимости декоративного искусства и необходимости создания системы массовой профессиональной подготовки мастеров, как тогда говорили, «механических искусств». В 1806-1840-х гг. возникают школы и рисовальные классы при мануфактурах и производствах, цель которых - дать работающим мастеровым элементарное художественное образование.

Особое место среди этих учебных заведений занимает санкт-петербургская Рисовальная школа для вольноприходящих, созданная в 1839 г. по инициативе действительного статского советника К. Х. Рейссига при поддержке министра финансов графа Е. Ф. Канкрина. Согласно «Положению об учреждении», подписанному Николаем I в сентябре того же года, Школа состояла в ведомстве Министерства финансов по Департаменту мануфактур и внутренней торговли. Достаточно скромная цель, декларированная при создании Школы, - «поднятие художественного уровня среди рабочих масс», была на самом деле лишь первым шагом

на пути разносторонней художественно-педагогической деятельности этою учреждения. Разумеется, его основной задачей была подготовка художников среднего звена для работы в промышленности, однако с момента возникновения школы К. Х. Рейссиг предусматривал еще одну цель: воспитание и подготовку учителей для будущих подобных художественных заведений.

Это было не менее важно, так как Рисовальная школа мыслилась ее организаторами как центральное учреждение, постепенно развивающее свою художественно-просветительскую деятельность «при помощи целой сети ему подобных и ему подчиненных учреждений», которые должны были возникнуть в районах промышленного характера. Настоятельная необходимость в подобных филиалах подтверждалась большим количеством учеников, прежде всего ремесленников и фабричных рабочих, желающих получить в Рисовальной школе знания элементарных основ художественной грамоты.

Принимали в школу учеников разного звания, состояния и сословия, не моложе десяти лет (на деле - значительно старше). Это было весьма прогрессивным явлением, особенно на фоне общих реакционных тенденций к сословным ограничениям при получении образования (например, по уставу 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли быть приняты только дети дворян и чиновников). Демократические принципы, лежащие в основе создания Школы, проявлялись и в том, что при поступлении не требовалось сдавать экзамены - ученики зачислялись по написании прошения и билеты на посещение выдавались им бесплатно. Число учащихся заранее не ограничивалось и определялось в зависимости от вместимости и удобства помещений мастерских, достаточно просторных, выходивших большими окнами на Неву. Располагалась Школа в первые годы своего существования в здании Таможенного комитета на Бирже - отсюда ее второе название «Рисовальная школа на Бирже». Занятия проводились три раза в неделю. Ученики разделялись на «непременных» (тех, кто обязан был приходить все три дня) и тех, кто, не имея такой возможности, посещал Школу только по воскресеньям. В соответствии с этим

строилась и программа обучения, рассчитанная не на конкретные сроки освоения материала, а на раскрытие учениками своих способностей и успешное познание основных законов художественной гармонии. Как дань существующей в то время системе обучения в программе Школы было принято копирование с оригиналов как один из основных методов, впоследствии замененное рисованием с натуры, с гипсовых и других моделей. Основными предметами были: черчение (для усвоения элементарных знаний по технике черчения и применения их на фабрично-заводских предприятиях); рисование орнаментов, набоек для тканей, узоров для вышивания и т. д., чуть позже - человеческих фигур; лепка, или «лепление» из воска, глины, гипса и др. Первоначальный штат школы был невелик: два учителя рисования, один - черчения и один - лепки, надзиратель и два сторожа. Однако уже через два года (в 1842 г.) был открыт класс гальванопластики, который первоначально вел сам изобретатель этого способа - академик Б. С. Якоби. Рост числа учащихся привел к открытию новых классов, но скромные размеры помещения Школы не могли вместить всех желающих поступить в нее. Необходимость расширения помещений и вместе с тем неустойчивое финансовое положение Школы, существующей на мизерные дотации, привело в конце 1850 г. к предложению Министерства финансов о закрытии Школы. К счастью этого не произошло. Основанное в 1820 г. Общество поощрения художников (ОПХ) оценило предпринимаемые Рисовальной школой усилия в деле «народного просвещения» и художественного образования и приняло ее под свое покровительство.

С декабря 1857 г. Рисовальная школа со всем ее имуществом, помещениями, насчитывающая к тому времени около пятисот учеников и учениц, перешла в ведение ОПХ и в последующие годы постоянно пользовалась его поддержкой и заботой. Нелегкие обязанности попечителя школы принял на себя секретарь ОПХ Ф. Ф. Львов, много сделавший для ее дальнейшего развития и процветания.

В целях усовершенствования системы преподавания художественных дисциплин была расширена программа обучения,

введены новые классы, приобретались учебные пособия, оригиналы и модели. в 1858 г. с этой же целью попечитель школы Ф. Ф. Львов предпринял поездку в Англию и Францию, где внимательно изучал систему обучения «рисовальному искусству» в подобных школах, направленную на развитие художественного вкуса и «к упрощению средств в достижении этой цели». Подробный отчет, написанный им по возвращении из поездки, позволил сделать вывод о совпадении многих педагогических принципов в петербургской Школе и в художественно-промышленных школах западноевропейских стран. В то же время опыт рисовальных школ, осмотренных Львовым за границей, и сравнение их с отечественной системой позволило уточнить и значительно расширить методику и приемы преподавания.

Основные усилия Школы в 1860- 1870-х гг. были направлены на подготовку рисовальщиков всех видов фигур и орнаментов и приложение художеств к ремеслам.

Однако новая программа ставила своей задачей обучение не только мастеров ремесленного и мануфактурного дела. В Школе были созданы два отделения - общеприготовительное (рисовальное) и специальное (художественно-ремесленное), а учеников во всех классах делили на два разряда: первый - ремесленный, или мануфактурный, второй - художников, или академический. Расширение программы обучения способствовало постепенному усилению тенденций к получению разностороннего художественного образования в стенах Школы (особенно для обучающихся по второму разряду).

Все ученики, при поступлении изъявившие желание заниматься рисованием с целью стать художниками, проходили сначала курс элементарного начального обучения (по методу Г. Сапожникова), а затем все ступени рисования с оригиналов в последовательном порядке (головы, фигуры и т. д.). После овладения определенными навыками в рисовании эти ученики считались окончившими курс Школы (через 2 - 2,5 года) и получали бесплатный билет на посещение классов Императорской Академии художеств для возможного дальнейшего продолжения занятий.

Таким образом осуществлялась своего рода преемственность в профессиональной подготовке художников на разных уровнях образования.

Со вступлением в должность секретаря ОПХ Д. В. Григоровича - литератора, просветителя, видного общественного деятеля своего времени, - начался новый этап в деятельности Школы. Григорович привлек к преподаванию многих известных художников, при его поддержке чаще стали проводиться конкурсы и выставки студенческих работ, издавались печатные каталоги, в 1870 г. был организован прекрасный художественно-промышленный музей, первый в России. В 1879 г. Григорович был командирован комитетом ОПХ в Европу для ознакомления с постановкой педагогического дела в известных рисовальных школах Вены, Мюнхена и Парижа. Итогом этой и последующих поездок явились не только новые методические идеи, усовершенствующие школьную программу и позволяющие вести преподавание дисциплин по образцу лучших европейских школ. Из подобных командировок привозились целые коллекции учебных пособий, моделей, фотографий, гравюр, книг по изобразительному искусству. Эти приобретения служили образцами для учащихся и лежали в основе программ, разработанных в 1880-х-1890-х гг. в Рисовальной школе. Такая организация учебного процесса привлекала в Школу много новых учащихся, желающих получить художественное образование. В 1880 г., несмотря на введение платного посещения классов, количество учеников Рисовальной Школы было более тысячи человек.

Особую страницу в жизни Рисовальной школы составляют женские рисовальные классы. Августейшей покровительницей женского отделения Школы была принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, известная своей благотворительной и общественной деятельностью, в том числе и в качестве многолетнего председателя ИОПХ. В середине XIX в. Рисовальная школа была единственным местом, доступным для обучения рисованию, живописи и прикладным искусствам женщин разного сословия. Обучение в женских классах велось в отдельные часы, и программа обучения

была построена так, что после окончания двухлетнего курса ученицы могли быть переведены в третий класс. Там они продолжали совершенствоваться в рисовании с гипсовых голов и фигур, а также заниматься живописью «всех родов по желанию». Некоторые из учениц, успешно окончивших курс и доказавших свои познания в рисунке и живописи, оставались в Школе в качестве преподавательниц жен-ского отделения. Подобная уникальная возможность получения полноценного художественного образования для женщин в России того времени была явлением поистине незаурядным.

За последнюю четверть века Рисовальная школа пережила ряд организационных изменений. В конце 1870-х гг. классы школы были переведены в новое помещение - полученный ОПХ в собственность дом N° 38 на Большой Морской улице (в настоящее время здесь размещается санкт-Петербургский союз художников). Перестроенное в начале 1890-х гг. архитектором И. С. Китнером здание обрело дополнительные площади: большой двухсветный выставочный зал с галереей и световым фонарем на крыше, квартиры для служащих ОПХ и просторные ателье в верхнем этаже для Рисовальной школы. В 1882 г. был принят новый устав ОПХ (с этого момента - Императорского Общества поощрения художеств), который к ранее существовавшим целям общества - «содействовать успехам изящных искусств в России» и «поощрять дарования русских художников» добавил еще одну - «распространять художественное образование среди ремесленников» и «способствовать развитию вкуса к изящному во всех слоях общества». Это было наглядным свидетельством тесного взаимодействия и единства целей ИОПХ и Рисовальной школы.

С 1889 г. открываются пригородные отделения Школы, дающие возможность малоимущим фабрично-заводским рабочим, которых становилось все больше, приобрести элементарные познания в области искусства, техники рисования и черчения, различных ремесел. По сути дела, пригородные отделения взяли на себя выполнение первоначальной задачи Школы - «поднятия художественного уровня среди рабочих масс». Открытие пригородных филиалов вблизи фабрично-заводских районов восстанав-

ливало равновесие целей и задач Рисовальной школы и ИОПХ и способствовало развитию художественно-промышленного движения в стране (обучение было бесплатным, с 10-12, позднее с 14 лет). Еще одно важное событие в истории Школы произошло в 1897 г. - открылись художественно-ремесленные мастерские: ма-лярно-декоративная, декоративно-лепная, литографская, печатная, мастерская керамики и живописи по фарфору и фаянсу. В течение последующих полутора десятков лет количество мастерских постоянно увеличивалось, их направленность расширялась.

В целях поощрения и развития дарования наиболее способных учеников Школы, им предоставлялась возможность заграничных командировок. Первый такой опыт был предпринят в 1879 г., однако постоянными командировки стали позже, в начале ХХ в., когда по постановлению педсовета Школы было решено ежегодно посылать двух учащихся в заграничную командировку для «практического ознакомления с произведениями искусства». Не менее важными для расширения кругозора и развития художественного вкуса учащихся были поездки по России. Они давали возможность изучать и зарисовывать памятники древнерусского искусства и зодчества, копировать фрески, собирать обширный учебно-методический материал, составивший «золотой» фонд Школы.

К своему полувековому юбилею Школа представляла собой значительное явление в культурной жизни русской столицы, да и всей России. Ее роль в развитии художественно-промышленного образования в стране была отмечена высочайшей грамотой за подписью императора Александра и суммой в 100 тысяч рублей, предназначенной для переустройства и расширения помещений Школы и музея. Но истинным признанием общероссийского значения Школы было постоянно увеличивающееся количество учеников и многочисленные обращения провинциальных гимназий, училищ, школ технического рисования за получением методической помощи, учебных программ, пособий, фотографий образцовых работ.

В последние десятилетия XIX в. в обстановке преобразования и реформирования Академии художеств - старейшей русской

школы - и возникновения частных художественных школ и студий различной направленности, особенно остро стоял вопрос о сохранении лучших, наиболее прогрессивных и жизнеспособных традиций национальной системы художественного образования. Носителем именно таких черт и являлась Рисовальная школа ИОПХ на рубеже веков.

Новый этап в деятельности этого учебного заведения связан с приходом к руководству Школы Н. К. Рериха (1906). Одаренный художник, талантливый педагог и энергичный организатор, Рерих сумел реформировать Школу с учетом новых требований времени и собственных представлений о художественном образовании. С его именем связаны многие перемены в делах - он восстановил деятельность педагогического совета Школы и внес значительные изменения в методику и содержание образовательного процесса. Было увеличено число женских рисовальных классов и устроен новый женский этюдный класс. Открывались новые мастерские - рукоделия и ткачества, чеканки, керамики. В преобразованной литографской и граверной мастерской изучали технические приемы выполнения рисунков на камне и печати с них, а также ксилографию, линогравюру, офорт, акватинту и иные способы рисунка на металле, дереве и других материалах. Основательно было поставлено дело и в скульптурной мастерской, за короткий срок превратившейся из скромного класса лепки в серьезную студию скульптуры.

Ответственным начинанием была организация иконописной мастерской (1909). Ее целью было дать знания о сюжетах и стилях, о материалах, приемах и технике иконописания. Кроме того Рерих ставил перед учащимися задачу овладения техникой монументальной живописи для копирования погибающих фресок средневековых храмов Пскова, Новгорода, Ярославля и других древнерусских городов. Так, например, в 1915 г. учащиеся этой мастерской были премированы поездкой в Архангельскую и Вологодскую губернии для фиксации и копирования фресок северных соборов и монастырей.

По предложению Рериха был открыт класс обсуждения эскизов, где он сам вел занятия. Целью этих занятий было развитие творчес-

кого начала у учащихся, выявление их индивидуальности. Проходили занятия в форме свободной беседы - «обсуждения» и в методическом плане представляли собой нечто среднее между лекцией по истории стилей, критическим обзором выставки и разбором композиции работ на заданную тему. Подобные упражнения приносили большую пользу и имели значительный успех у учеников Школы.

Большое внимание уделял Рерих курсу истории искусств, справедливо видя в нем не только общеобразовательное начало и средство для изучения орнаментов и стилей, но и способ постижения гармонии мира и ее закономерностей. Отдельным курсом по предложению Рериха читалась история русского искусства с древнейших времен до XVШ в. включительно. Первым лектором по истории искусств был профессор И. И. Горностаев, чьи рукописные лекции и сейчас представляют значительной интерес благодаря широкой эрудиции автора и его незаурядному дару рисовальщика-иллюстратора. Замечательно читал лекции С. К. Маковский - искусствовед, поэт, художественный критик. По отзывам современников, на его уроках аудитория буквально «ломилась» от слушателей. Преподавал в школе и Н. Е. Макаренко - художник, историк искусства, автор книги о Рисовальной школе ИОПХ. При чтении лекций по истории искусств использовался проекционный фонарь и большое количество диапозитивов, что позволяло дать учащимся наглядное представление о произведениях и памятниках, сформировать устойчивые визуальные образы. Ценным методическим материалом являются наглядные пособия к курсу лекций по всеобщей истории искусств, выполненные учащимися в 1908-1913 гг. под руководством педагога В. Н. Пясецкого. Их информационный потенциал настолько высок, что они до сих пор успешно используются в лекционной работе современными педагогами.

Накануне Первой мировой войны Школа жила интенсивной творческой жизнью - планировалось открытие нескольких новых мастерских, проводились художественные выставки и аукционы, издавались сборники художественно-промышленных рисунков, выполненных учащимися. Н. К. Рерих, используя свой авторитет и деловые связи, старался приобщить своих подопечных к

будущей профессиональной деятельности - помогал сориентироваться в непростой художественной ситуации тех лет, привлекал к исполнению разнообразных заказов.

В ноябре 1914 г. праздновался 75-летний юбилей Рисовальной школы ИОПХ, подводились итоги ее деятельности, вышла в свет книга Н. Е. Макаренко, посвященная этой дате. Около двух тысяч учеников и прекрасный преподавательский состав Школы (имена педагогов составляют историю русского искусства тех лет: Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, В. А. Щуко, В. В. Матэ, А. А. Рылов, Н. Е. Лансере, Н. С. Самокиш, Я. Ф. Ционглинский и многие другие) - это лишь один, видимый итог многолетнего существования Школы. Другой - гораздо более важный - сотни выпускников, работающих в различных сферах художественной деятельности, и репутация одного из самых серьезных и профессиональных учебных заведений России. Эти итоги позволяют сделать закономерный вывод о реализации правильной, творческой педагогической системы при подготовке будущих художников. Школа фактически стала учебным заведением, переросшим статус просто «рисовальной», она давала полноценное законченное художественное образование.

Сознавая это, Н. К. Рерих вынашивал идеи дальнейшей реорганизации Школы и превращения ее в «народную академию художеств». Подобная школа искусств мыслилась им и его соратниками-педагогами как учебное заведение, где молодой способный человек, вступая на путь искусства с самых низких ступеней, смог бы, постоянно совершенствуясь в процессе учебы, стать «законченным художником любой отрасли искусства». В этом, по мнению Рериха, - не просто расширение учебно-педагогического дела, а обновление и новое понимание целей и задач искусства. К сожалению, события Первой мировой войны и последовавшего за ней октябрьского переворота, помешали осуществлению этих планов.

Ограниченные размеры статьи не позволяют достаточно подробно осветить многие значительные события в 165-летней деятельности одного из старейших художественных учебных заведений России - Рисовальной школы ИОПХ - нынешнего Художественного училища имени Н. К. Рериха.

На протяжении долгих и трудных лет после революции 1917 г. жизнь в училище то замирала, то возрождалась. Менялись его адреса и названия, но никогда не гас огонек творчества, дух любви к искусству и уважения к традициям. И в страшные блокадные годы, и в тяжелые послевоенные, и в период «оттепели», и в годы «застоя» педагоги и ученики продолжали жить, творить, учить и учиться. Неотделимое от судеб своей страны и родного города, училище и в наши дни подпитывается токами петербургской художественной культуры, ее традициями и стилем жизни и, в свою очередь, является важной составляющей понятия «художественная жизнь северной столицы». В творческом активе последнего десятилетия - участие во всех значимых выставках СПбСХ, памятники и памятные доски на улицах и домах нашего города, коллективное членство во Всемирном клубе петербуржцев, издание книги об училище, постоянные выставки учащихся и преподавателей в стенах «родного дома» и многое другое.

Обращаясь к прошлому, мы пытаемся извлечь уроки, сохранить его бесценный опыт. Проследить эволюцию педагогической системы Рисовальной школы ИОПХ, ее стремление ответить (на разных этапах своего существования) на актуальные вопросы современности, следует обозначить конкретные педагогические принципы, те живые ростки традиций художественного образования, которые существуют поныне в повседневной практике СПбХУ им. Н. К. Рериха:

1. Следование лучшим традициям русской реалистической школы, понимание реализма как новой образности, а не натуралистического воспроизведения действительности.

2. Понимание задач школы как служение художественной истине: не пытаясь гнаться за сиюминутной художественной модой, в то же время воспринимать все новое, свежее в искусстве.

3. Бережное отношение к индивидуальности ученика, учет его способностей и склонностей.

4. Приглашение к преподаванию известных, состоявшихся художников.

5. Возвращение бывших выпускников в качестве художников-педагогов.

6. Обсуждение работ учащихся на всех стадиях их готовности - от эскизов до дипломных работ.

7. Работа в мастерских, в материале, с реальными произведениями искусств (реставрация).

8. Творческая активность: вовлечение учащихся в реальный художественный процесс, исполнение значимых для города заказов, участие в выставках.

9. Значительный «удельный вес» в программе обучения наук об искусстве: истории искусств и мировой художественной культуры, основ архитектурных знаний, истории города.

10. Продолжение традиций ознакомления с памятниками древнерусского искусства и зодчества: искусствоведческая практика в городах Золотого кольца, Пскове, Новгороде, Старой Ладоге, Тихвине.

«Не знающий прошлого, не может думать о будущем», - писал Н. К. Рерих в «Листах дневника». В этих словах бывшего директора Школы заключена великая мудрость Учителя. Думая о завтрашнем дне, мы не можем, не должны забывать славных страниц своей истории.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Малашевская Л. А. Педагогическая деятельность Н. К. Рериха // Петербургский Рериховский сборник. СПб., 2001

2 Макаренко Н. Е. Школа Императорского Общества поощрения Художеств. 1839-1914. Пг., 1914.

3 Мамонова И. А. Большая Морская, 38 // Художник. 1999. № 8.

4Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. М., 1967.

5 Отчеты деятельности ИОПХ за период 1882-1910 годов. Избранное.

6 Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха, 160 лет. СПб., 1999.

7 Собко Н. П. Краткий исторический очерк Императорского Общества Поощрения Художеств. 1820-1890. СПб., 1890.

8 Художественное училище имени Николая Рериха. Страницы истории. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.