Научная статья на тему 'Художественное образование России как сложная нелинейная система'

Художественное образование России как сложная нелинейная система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СЛОЖНАЯ НЕЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА / СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / АТТРАКТОР / ДИССИПАТИВНАЯ СТРУКТУРА / ARTISTIC EDUCATION / INSTITUTES OF EDUCATION / COMPLICATED NON-LINER SYSTEM / SYNERGY / SELF-ORGANIZING SYSTEM / ATTRACTOR / DISSIPATIVE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Ю. А.

В статье анализируется система художественного образования в России. Определяется ее специфика как сложной нелинейной системы. Исследуются особенности субъектно-объектных отношений в области художественного образования. Доказывается соответствие государственной системы художественного образования основным признакам самоорганизующейся системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTISTIC EDUCATION IN RUSSIA AS A COMPLICATED NONLINER SYSTEM

The article analyses the system of artistic education in Russia. Its specification as complicated non-liner system is defined. The author researches the peculiarities of the subjective and objective relations in the field of artistic education. The paper deals with correspondence of the governmental system of artistic education to the main features if self-organizing system.

Текст научной работы на тему «Художественное образование России как сложная нелинейная система»

16. Мысливцева, Г.Ю. Индустриальные пейзажи Г. А. Штабнова [Текст] / Г.Ю. Мысливцева // Сибирский пейзаж: пространство мифов. -Омск, 2000.

17. Омск. Городские мотивы [Изоматериал]: Альбом / вступ. ст. В.Ф. Чиркова, И.Г. Девятьярова. - Омск, 1991.

18. Омская организация Союза художников России [Текст]: альбом-справочник / Правительство Ом. обл., Союз художников России;

вступ. ст. Г.Ю.Мысливцевой, В.Ф. Чиркова; фот. : М.И.Фрумгарц и др. - Омск : Омскбланкиздат, 2004.

19. Реки Сибири и их образы в выставочных проектах «Ворота Азии: Иртыш Черный и Белый и Береговая линия», «Иртыш и Обь в

художественных образах» [Изоматериал]: каталог / М-во культуры Ом. обл., Гос. обл. художеств. музей «Либеров-центр»; [сост. и

авт. текстов: И. В. Октябрьская, Г. Ю. Мысливцева]. - Омск: ЛЕО, 2005.

20. Энергия любимого Омска. Миниатюры и живопись Анатолия Коненко [Текст]. - Омск, 2004.

Статья поступила в редакцию 11. 05.09

УДК 130:373.7

Ю.А. Кобзева, аспирант КемГУКИ, г. Томск

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ КАК СЛОЖНАЯ НЕЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА

В статье анализируется система художественного образования в России. Определяется ее специфика как сложной нелинейной системы. Исследуются особенности субъектно-объектных отношений в области художественного образования. Доказывается соответствие государственной системы художественного образования основным признакам самоорганизующейся системы.

Ключевые слова: художественное образование, образовательные учреждения, сложная нелинейная система, синергетика, самоорганизующаяся система, аттрактор, диссипативная структура.

Мир, вошедший в третье тысячелетие, полон противоречий. Сегодня очевидно, что определяющим фактором устойчивого развития макросистемы «планета Земля» является человек, его образ мышления и его действия [1]. Человек - единственное живое существо, которое оказывает сознательное, планируемое воздействие на природу. Все системы, придуманные и/или сделанные человеком, называются искусственными системами. Научное разделение естественного и искусственного с помощью физики делают И. Пригожин и И. Стен-герс [2, с. 50]. Процесс, допускающий возвращение системы в первоначальное состояние без каких-либо изменений в окружающей среде, называется обратимым, и наоборот, не допускающий, - называется необратимым. Искусственные системы внедрены в естественный мир, помогают человеку выжить, обустроить свою жизнь. Основой создания искусственных систем является мышление человека. Что, в свою очередь, представляет собой мышление человека, является оно естественной или искусственной системой?

Используя критерий И. Пригожина, можно считать, что мышление - это естественная система. Процессы мышления стохастичны и необратимы, а интеллектуальные процессы обратимы в некотором смысле. Познавая новое, трудно предугадать, что будет на следующем шаге познания, но не вызывает трудностей возврат к старому знанию. Можно построить такую последовательность процессов, которая определяет формирование интеллекта человека: физическое взаимодействие - информационный процесс - процесс общения - образовательный процесс - педагогический процесс

- учебный процесс - дидактический процесс [3]. Это не означает, что, выполнив все процессы, мы обязательно получим желаемый результат. Но эти процессы существуют, их нельзя смешивать, и мы должны в своей деятельности их учитывать. Определение этой последовательности открывает возможность целенаправленного улучшения каждого процесса, а, следовательно, в каком то смысле повысить интеллект человека.

Все начинается с общих физических взаимодействий, которые существуют вне зависимости от человека. В настоя-

щее время открыто четыре вида взаимодействия любых объектов: слабое, сильное, электромагнитное и гравитационное взаимодействия. Это естественные процессы, все объекты в мироздании подчинены только им, и сегодня нет данных, что существуют другие виды взаимодействий. Информационный процесс основан на информационном взаимодействии. Информационное взаимодействие - это взаимодействие между людьми посредством передачи данных, в результате которого происходят изменения в ощущениях, мнениях, представлениях, знаниях (в ментальном опыте) [3]. Если информационный процесс рассматривается как процесс взаимодействия личностей, то процесс общения - как социальный процесс [4].

В образовательном процессе участвуют сам человек, его родители, ближайшее и дальнее окружения, общественные и государственные институты, средства массовой информации

- и все явно или не явно, но в разных направлениях (положительных и отрицательных) влияют на образование человека. Педагогический процесс И.П. Подласый определяет как «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [5, с. 264]. В этом определении важным является то, что это целенаправленный процесс, приводящий к «заранее намеченному изменению состояния». Однако следует подчеркнуть, что педагогический процесс не всегда приводит к заранее намеченному результату. Образовательный и педагогический процессы - это массовые процессы. Педагогический процесс детализируются в учебный процесс и процесс обучения. На первый взгляд, речь идет об одних и тех же процессах, а на самом деле рассматриваются разные процессы. Учебный процесс - это организационный процесс, внутри которого протекает процесс обучения. В основном учебный процесс направлен на некоторый коллектив и существенно зависит от финансовых ресурсов. Процесс обучения (дидактический процесс) - это процесс становления личности, это всегда личностно-ориентированный процесс, хотя на него и оказывает существенное влияние внешние фак-

торы. Особо следует выделить интеллектуальный ресурс учителя (преподавателя), играющий решающую роль особенно на ранних стадиях обучения.

Мы уточнили систему понятий, показали их взаимосвязи, что позволяет перейти к определению основных элементов структуры и взаимодействий между ними в государственной системе художественного образования.

В нашей стране художественное образование традиционно осуществляется в образовательных учреждениях трех уровней - начального, среднего и высшего звена. В глобальном смысле именно они являются элементами образовательной системы. Однако, если мы, вслед за С. Курдюмовым и Г. Ма-линецким, согласимся, что «мир структур представляет из себя множество локализованных процессов различной сложности» [6], то обнаружим, что процесс художественного образования локализуется в конкретном учебном заведении, которое, таким образом, и выступает в роли элемента образовательной системы. Художественное образование России с советских времен сохранило три основных типа учебных заведений, классифицируемых по уровню реализуемых ими образовательных программ: учебные заведения начального звена - детские музыкальные, художественные школы, школы искусств; учебные заведения среднего звена - училища и колледжи по видам искусств (хореографические, музыкальные, художественные, театральные и т.д.), а также училища и колледжи культуры; высшие учебные заведения - университеты, академии и институты культуры, специализированные вузы: консерватории, художественные, театральные институты. Совокупность этих учебных заведений образуют первичные системы: систему начального художественного образования, систему среднего специального профессионального образования и систему высшего художественного образования. Взаимодействия как между этими первичными системами, так и внутри них, не только определяют деятельность каждого отдельно взятого учебного заведения, но и, суммируясь «по горизонтали» в масштабах того или иного региона или России в целом, оказывают влияние на функционирование всей системы художественного образования.

Государственная система художественного образования представляет собой целостную систему, т.к. внутрисистемные связи и взаимодействия между ее элементами более существенны для системы и более прочны, чем связи этих же элементов со средой. Система художественного образования есть динамическая система, находящаяся в непрерывном движении. Движение это принимает самые разнообразные формы: это и движение контингента учащихся внутри учебных заведений, циркуляция учащихся-выпускников между учебными заведениями разных уровней. Это и движение как совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса и совершенствование самой структуры образовательной системы и т.д. Если мы воспользуемся классификацией систем по Э. Ласло [7] и применим ее в отношении государственной системы художественного образования, то обнаружим следующее:

1. Система художественного образования не является равновесной, т.к. условия равновесия, применительно к образовательной системе, предполагают, как минимум, раздельное существование учеников и учителей внутри системы. Кроме этого, в равновесной системе диссипация стремится к минимуму. В рассматриваемом случае это означает, что процесс «освоения» бюджетных средств должен прекратиться. Иными словами, учебный процесс должен быть «заморожен», остановлен.

2. Не является образовательная система и неравновесной системой, т.к. системы этого типа находятся в состоянии, близ-

ком к равновесию, и стремятся равновесия достичь. Применительно к образованию это означает стремление к прекращению учебного процесса, т.е., образно говоря, провести последний урок и потратить последний государственный рубль.

3. Третья категория систем - это сильно неравновесные системы. Уже методом исключения мы приходим к выводу

о том, что образовательная система относится к категории сильно неравновесных систем, однако и характеристики

Э. Ласло подтверждают этот факт. Системы, относящиеся к категории сильно неравновесных, далеки от условий, необходимых для возникновения состояния равновесия. Они не стремятся к минимальной свободной энергии и максимальной удельной энтропии, но усиливают определенные флуктуации и переходят в новый динамический режим, который радикально отличается от стационарных равновесных либо слабо неравновесных состояний.

Образовательные системы относятся к сильно неравновесным системам постольку, поскольку сам образовательный процесс, являющийся такой же первопричиной существования образовательной системы, как, скажем, перемещение человека в пространстве, является первопричиной существования транспортной системы, протекая в условиях интенсивного обмена системы со средой обучающимися, информацией, и т.п., требует для своего поддержания непрерывной «подкачки» энергией финансовых ресурсов. Иными словами, можно говорить о том, что сильная неравновесность является атрибутивным свойством образовательных систем.

Необходимо рассмотреть и место органов управления культурой в структуре государственной системы художественного образования. При первом приближении кажется совершенно очевидным распределение «ролей», когда органы управления культуры - это организующая, управляющая субстанция, субъект управления. Объектом же организации является сеть образовательных учреждений.

Однако на практике эти субъектно-объектные отношения выглядят существенно иначе. Простейшая организационно-управленческая формула предполагает, что если некое N в «организованном» порядке, к примеру, умножают на 2, то получают 2№ История российского художественного образования свидетельствует: сколько бы государство ни пыталось «умножать», «делить», производить с образованием иные (в том числе и арифметические в прямом смысле слова) действия - результат никогда не совпадал с ожидаемым.

Нельзя сказать, что данная особенность взаимоотношений между государством и якобы управляемыми им структурами характерна исключительно для системы художественного образования. Синергетика утверждает, что «классический, традиционный подход к управлению сложными системами основывается на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие - желаемый результат. Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будто бы и отдача. Однако на практике многие усилия оказываются тщетными, «уходят в песок» или даже приносят вред, если они противостоят собственным тенденциям саморазви-вающихся сложноорганизованных систем» [8].

Однако существует иной подход в изучении проблемы взаимодействия органов управления культурой и государственной системы художественного образования. Обратимся к Н. Климонтовичу «С математической точки зрения,... проще расширить систему так, чтобы включенные в уравнение организации внешние силы стали внутренними. И тогда для новой, расширенной системы уравнение организации становится уравнением самоорганизации» [9, с. 74].

Рассмотрение системы художественного образования с позиций теории самоорганизации, как сложной нелинейной самоорганизующейся системы, позволяет найти ответ практически на все вопросы взаимоотношений художественного образования и власти, в том числе и на вопрос о том, каким же образом может быть обозначено место государственных органов управления культурой в структуре системы художественного образования как системы самоорганизующейся. «Крестный отец» синергетики Г. Хакен называл систему самоорганизующейся, «если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру» [10, с. 231]. Под специфическим внешним воздействием он имел в виду такое воздействие, которое навязывает системе структуру или функционирование. В случае же самоорганизации система испытывает извне неспецифическое воздействие и самостоятельно формирует свою структуру.

На первый взгляд кажется несомненным и вполне естественным, что структура государственной системы художественного образования определяется государством и, таким образом, может считаться навязанной извне. Это, пожалуй, было бы логично: поскольку система государственная, постольку государство и определяет, как этой системе жить. Однако, обращает на себя внимание тот удивительный факт, что, если отбросить изменения количественных характеристик, то основные параметры структуры остаются неизменными как в досоветские, так и в советские, и в постсоветские времена. Меняется, по сути, только системообразующий элемент. Что касается определения параметров функционирования системы, то здесь внешние воздействия имеют еще меньшее значение, т.к. содержание и формы осуществления учебного процесса детерминируются специфическими особенностями того или иного искусства.

Таким образом, следуя Г. Хакену, мы с полным правом можем признать систему художественного образования самоорганизующейся системой. Образовательный процесс в системе художественного образования осуществляется за счет диссипации постоянно подводимой к ней энергии, функцию которой выполняют средства государственного бюджета или личные средства обучающихся. При этом если в советские времена способность к самопроизвольному формированию и реформированию структуры не проявлялась открыто в силу особенностей культурной политики, то в постсоветские годы мы обнаруживаем множество примеров самопроизвольного возникновения новых сегментов системы в различных регионах России, толчком для которых и единственным внешним фактором служит наличие «энергетического» источника - благоприятной для художественного образования экономической ситуации.

В синергетике понятие диссипативной структуры отражает устойчивые результаты процессов самоорганизации. Диссипативные структуры можно рассматривать как органическое целое, воспроизводящее условия своего существования во взаимодействии со средой и способное к саморазвитию.

Система художественного образования, как автоколебательная система, обладает высокой степенью инертности, и это та инертность, которая обеспечивает стабильность функционирования системы: система продолжает работать в «штатном» режиме даже в случае возникновения сбоев в работе «энергетического источника». В истории наиболее яркий пример тому - годы Великой Отечественной войны, когда художественное образование продолжало существовать даже в блокадном Ленинграде. В 90-е годы только инерци-

онность спасает государственную систему художественного образования от разрушения в условиях перманентных бюджетных катаклизмов.

Государственная система художественного образования реализует интенсивные и многочисленные обратные связи как «внутри себя», т.е. между элементами и подсистемами, так и с внешней средой. Кооперативные взаимодействия в ней (этот аспект мы также рассматривали) присутствуют в различных вариантах и на разных уровнях. Скажем, подготовка преподавателя для школы (назовем его для удобства «объект») есть кооперативная деятельность:

1 . Самой школы, которая дала «объекту» начальное образование.

2. Ссуза, который:

а) подготовил того педагога, который обучал «объект» в школе:

б)выучил сам «объект» и дало ему педагогическую квалификацию.

3. Вуза, который подготовил преподавателя ссуза, у которого обучался «объект».

4. Органов управления культурой, которые осуществляли подачу «энергии» на всех этапах подготовки специалиста.

Наибольшее воздействие на траекторию государственной системы художественного образования оказывает периодический аттрактор. Прежде всего, это проявляется в существовании времяорганизующей единицы системы - учебного года. Периодически чередуются семестры и сессии, учебные четверти и каникулы, уроки и перемены. Существуют и более длительные периоды - циклы обучения в учебном заведении. Таким образом, вся система непрерывно «пульсирует», «дышит», «осциллирует».

В то же время траектория развития государственной системы художественного образования подвержена действию и второго наиболее сильного аттрактора - хаотического аттрактора под названием «государственная культурная политика». Если первый аттрактор полностью отвечает внутренней природе системы и является сильнейшим стабилизирующим фактором, то второй, напротив, бессистемен, плохо соотносится с родовыми свойствами системы и «повинен» в большинстве ее проблем. История государственной системы художественного образования, рассматриваемая в контексте государственной культурной политики, есть история взаимоотношений системы и ее хаотического аттрактора.

Подводя итог сказанному, мы можем констатировать на теоретическом уровне соответствие государственной системы художественного образования основным признакам самоорганизующейся системы:

1. Система художественного образования предстает как сложная динамическая нелинейная система, имеющая диссипативную структуру. Функционирование системы осуществляется за счет диссипации энергии, источником которой служит государственный бюджет.

2. Структура системы возникает в процессе самоорганизации и отвергает попытки ее принудительного изменения.

3. Управляющим аттрактором является периодический аттрактор, что позволяет классифицировать систему как автоколебательную.

4. Отношения между государством и системой носят по-лифункциональный характер, при этом часть функций, выполняемых государством, входит в противоречие с законами самоорганизации.

Библиографический список

1. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003.

2. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986.

3. Фридланд, А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы [Текст] / А.Я. Фридланд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

4. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Смысл, 1997.

5. Рабардель, П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов) [Текст] / П. Рабардель. - М.: Институт психологии РАН, 1999.

6. Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным [Текст] / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1992. - № 12.

7. Ласло, Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося времени [Текст] / Э. Ласло // Путь. - 1995. - №7.

8. Курдюмов, С.П. Синергетика - теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы [Текст] / С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий. - М.:

Знание, 1983.

9. Баренбойм, Л. Педагогические размышления [Текст] / Б. Баренбойм // Советская музыка. - 1967. - № 6.

10. Хакен, Г. Синергетика [Текст] / Г. Хакен. - М.: Мир, 1983.

Статья поступила в редакцию 11. 05.09

УДК 130+398.22(571.52)

А.К. Кужугет, д-р культурологии, проф. Тувинского института гуманитарных исследований, г. Кызыл, Тува

КУЛЬТУРА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА (МУЗЫКА И ИСКУССТВО СКАЗИТЕЛЕЙ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТУВИНЦЕВ)

В статье анализируется словесное и музыкальное творчество традиционной тувинской культуры. Исследуется синкретическое единство и магическая направленность музыки и слова. Выявляются особенности тувинской традиции, акцентируется необходимость ее сохранения и трансляции.

Ключевые слова: духовная культура, художественная культура, синкретизм, традиция,

героический эпос, сказитель, горловое пение.

Художественная культура - один из видов человеческой деятельности, она участвует в длительном процессе адаптации человека в природе и в обществе, но делает это по своим внутренним законам. Художественная деятельность отличается синкретическим слиянием того, что во всех других видах (типах, родах, первоэлементных структурах) деятельности расчленено и специализировано. Задача данной статьи - определить место базовых видов искусства в тувинской художественной культуре, роль Мастера в жизни общества и художественные традиции, представляющие особый интерес для современности.

В традиционном обществе художник являлся и творцом новой искусственной реальности в рамках канона, и должен был быть непременно транслятором духовных ценностей народа. В этом заключается его отличительная черта в сравнении с современным творцом, у которого «Я» важнее, чем «мы».

Традиционное художественное творчество апеллировало к огромному пласту образных средств выразительности. Через идеи, образы, идеалы искусства новые поколения обретали этические, эстетические ценности своего общества, становясь его равноправными членами. Всякая художественная деятельность воспринималась человеком традиционного общества как сакральная, как акт творения, обладавший магическими смыслами.

Специфика художественной деятельности традиционного общества, синкретической по своей природе, состоит в особом отношении ко всем артефактам. Все они в таких культурах - как предметы, предназначенные для бытовой, профан-ной сферы жизни, так и произведения искусства, - сакральны и знаковы. Границы между ними настолько условны, что современному человеку трудно отделить одно от другого. В ар-

тефактах отражались базовые мировоззренческие представления о мире, о своем обществе в одной системе «человек-природа». Для современного человека это два понятия противопоставлены, в сознании представителя традиционного общества они были неотделимы, неотчуждаемы, едины и предопределяли любую деятельность человека.

Человек традиционного общества и его творения органически сочетались, сливались с природой, приспосабливались к ней, улавливая ее ритмы, голоса, создавая в результате надежный симбиоз природного и человеческого начала. Это произведения декоративно-прикладного искусства, украшавшие повседневную жизнь, предметы быта, жилища, мебель, одежда, посуда, а также ювелирные украшения. Это и произведения устного народного творчества, и музыка, которые звучали практически ежедневно, не только в праздники, но и в будни. Музыкальные звуки и слова, создаваемые человеком, соединялись с природой, гармонично сочетались со звуками природы, поскольку появлялись под влиянием природы и под впечатлением от нее. Делать ковры из войлока, шить одежду и обувь, украшая их орнаментом, имеющим, прежде всего функцию оберега, читать благопожелание, петь и играть на музыкальных инструментах могли абсолютно все люди, за исключением горлового пения, которое было в силу запретов прерогативой исключительно мужчин.

К слову, так же как и к жесту тувинцы относились очень бережно. Это стоит отметить как важную особенность народного менталитета: не скупость, а бережное, продуманное отношение ко всему, что человек произносит или делает.

У тувинцев устное народное творчество, наряду с музыкой и изобразительным искусством, составляло фундаментальный компонент художественной культуры в структуре духов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.