Научная статья на тему 'Художественное кино в Китае: текущее состояние, тенденции и перспективы'

Художественное кино в Китае: текущее состояние, тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
306
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
артхаус / авторское кино / социальные проблемы / китайский кинематограф / arthouse / art film / social topic / Chinese cinema

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаев Александр Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением в Китае артхаусного кино, как формы развития независимого киноискусства. Автор исходит из того, что кинeматограф, как современная форма искусства, прошло через несколько этапов. Но главным, что определило его прогрессирующее развитие, можно назвать его массовость и общедоступность, а также основополагающий функционал задач, которые им реализуются. Функциональность современного кино заключается в том, что оно ретранслирует запросы социума на то самое общество, которое и формирует эти запросы. Поэтому в развитии кино прослеживаются две очевидные тенденции. Во-первых, учитывая его массовость и доступность, кино развивалось в направлении упрощенности, что привело к освоению огромного количества популярных в народе жанров, делающих фильмы понятными и интересными массовому зрителю. Во-вторых, наряду с этим кино эталоноризировалось, что объяснялось потребностью образованной и интеллектуально продвинутой аудитории в более сложных и «умных» произведениях. Эти две тенденции обусловили возникновение двух типов кинотворчества, на которые специалисты обычно разделяют кино: продюсерское, к которому относят коммерческие киноленты, учитывающие вкусы массового зрителя, и авторское, или артхаусное, — для элитарного зрителя; как правило, это низкобюджетные, «странные» киноленты независимых кинопостановщиков, пытающихся представить собственный взгляд на жизнь и развитие человеческого общества. Иногда его называют «кино для избранных», «для тех, кто понимает». Из-за проникновения идеологии во все сферы китайского социума в течение длительного времени бытовало мнение, что в китаиском кинематографе отсутствует авторское, или артхаусное кино. Основной массив публикации о современном китайском артхаусном кино сконцентрирован в сетевых изданиях, посвященных истории развития самого массового вида искусства. Эти публикации ориентированы преимущественно на массового читателя и по своему содержанию носят, скорее, не научный, а популярный характер. Серьезные исследовательские работы крайне редки. Среди них следует выделить статью «Искусство китаиского кино» О.В. Шубаро, которая анализирует процессы в современном китайском кинематографе и подчеркивает их дуалистичность. «В современном китайском кино сосуществуют разные тенденции — процесс коммерциализации, с однои стороны, и развитие артхаусного кино, с другои ; разные жанры — боевики, мелодрамы, исторические драмы, комедии; ориентация на западные стандарты кинематографа и сохранение особенностей национальной культуры». Родоначальниками современного авторского кино в КНР принято считать мэтров континентального Китая — режиссеров Чжан Имоу (张艺 谋) и Чэнь Каи гэ (陈凯歌).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art films in China: current status, trends and prospects

The frticle deals with the development of art films in China as an independent direction in Chinese cinema. The author assumes that the development of cinema as a modern art form has evolved through several stages. But the main reason that determined its progressive development was its mass character and general accessibility along with the main functionality fulfillment of cinema. The author emphasizes that the functionality of cinema lies in the fact that cinema relays the demands of society back to the same society that forms these demands. Therefore, two obvious trends can be traced. Firstly, given its mass character and accessibility, cinema has been simplified, which led to the emergence of a huge number of genres popular among the people. This trend made cinema understandable and interesting to the mass audience. Secondly, at the same time, cinema was standardized, which was explained by the need among a more educated and intellectually advanced audience for more complex and “smart” forms of cinema. These two trends formed two types of cinema into which film specialists usually dividecinematic content: producer cinema and arthouse (or art films). Producer cinema usually includes commercial films that takes into account the tastes of the mass cinema audience. Arthouse, on the contrary, is focused on elites, art films are normally low-budget and represent “weird” films made by independent filmmakers who try to present their own view of the life and development of human society. Sometimes such cinema is called "cinema for the elite, those who understand." Сonsequently, for a long time it was believed that there is no independent and arthouse cinema in China due to the spread of ideology into all spheres of the Chinese society.The purpose of this study is to show the existence of deeper processes in the Chinese cinema other than just the industrialization of film production in the country. Based on the methods of logical and social analysis, the author attempts to identify and underline the key features of arthouse development in China, and determine the degree of dependence of the most influential film directors on the political and ideological attitudes of the authorities. The author also demonstrates social orientation of Chinese art cinema. The majority of publications on modern arthouse Chinese cinema is currently concentrated in online resources devoted to the history of cinema. These publications are focused mainly on the mass reader and, in terms of their content, are rather not of scientific, but of popularization in nature. Serious research works are extremely rare. Among such works, the author singles out the article “The Art of Chinese Cinema” by O. V. Shubaro, which not only explores the processes in modern Chinese cinema,but also emphasizes their duality. “Different trends coexist in modern Chinese cinema — the process of commercialization on the one hand, and the development of art-house cinema on the other; different genres — action films, melodramas, historical dramas, comedies; orientation to Western cinema standards and preservation of the peculiarities of the national culture”. The founders of modern arthouse cinema in China are considered to be the masters of the Chinese cinema, directors Zhang Yimou (张艺 谋) and Chen Kaige (陈凯歌).

Текст научной работы на тему «Художественное кино в Китае: текущее состояние, тенденции и перспективы»

исторические науки & международные отношения | исаевв а. с. | AisAEU51@mAiL.Ry| удк 941 научная стдтья

Art films in China: current status, trends and prospects

Художественное кино в Китае: текущее состояние, тенденции и

перспективы

Исаев Александр Сергеевич

Институт Китая и современной Азии РАН Aisaev51 @mail.ru

Alexander S. Isaev

Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences Aisaev51 @mail.ru

удк 94| научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2023-109-120

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением в Китае артхаусного кино, как формы развития независимого киноискусства. Автор исходит из того, что кинeматограф, как современная форма искусства, прошло через несколько этапов. Но главным, что определило его прогрессирующее развитие, можно назвать его массовость и общедоступность, а также осно-вополагающии функционал задач, которые им реализуются.

Функциональность современного кино заключается в том, что оно ретранслирует запросы социума на то самое общество, которое и формирует эти запросы. Поэтому в развитии кино прослеживаются две очевидные тенденции. Во-первых, учитывая его массовость и доступность, кино развивалось в направлении упрощенности, что привело к освоению огромного количества популярных в народе жанров, делающих фильмы понятными и интересными массовому зрителю. Во-вторых, наряду с этим кино эталоноризирова-лось, что объяснялось потребностью образован-

ABSTRACT

The frticle deals with the development of art films in China as an independent direction in Chinese cinema. The author assumes that the development of cinema as a modern art form has evolved through several stages. But the main reason that determined its progressive development was its mass character and general accessibility along with the main functionality fulfillment of cinema. The author emphasizes that the functionality of cinema lies in the fact that cinema relays the demands of society back to the same society that forms these demands. Therefore, two obvious trends can be traced. Firstly, given its mass character and accessibility, cinema has been simplified, which led to the emergence of a huge number of genres popular among the people. This trend made cinema understandable and interesting to the mass audience. Secondly, at the same time, cinema was standardized, which was explained by the need among a more educated and intellectually advanced audience for more complex and "smart" forms of cinema. These two trends formed two types of cinema into which film specialists usually divide

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

ной и интеллектуально продвинутой аудитории в более сложных и «умных» произведениях.

Эти две тенденции обусловили возникновение двух типов кинотворчества, на которые специалисты обычно разделяют кино: продюсер-ское, к которому относят коммерческие киноленты, учитывающие вкусы массового зрителя, и авторское, или артхаусное, — для элитарного зрителя; как правило, это низкобюджетные, «странные» киноленты независимых кинопостановщиков, пытающихся представить собствен-ныи взгляд на жизнь и развитие человеческого общества. Иногда его называют «кино для избранных», «для тех, кто понимает».

Из-за проникновения идеологии во все сферы китаиского социума в течение длительного времени бытовало мнение, что в китаиском кинематографе отсутствует авторское, или арт-хаусное кино.

Основнои массив публикации о современном китаиском артхаусном кино сконцентрирован в сетевых изданиях, посвященных истории развития самого массового вида искусства. Эти публикации ориентированы преимущественно на массового читателя и по своему содержанию носят, скорее, не научныи, а популярныи характер. Серьезные исследовательские работы краине редки. Среди них следует выделить статью «Искусство китаиского кино» О.В. Шубаро, которая анализирует процессы в современном китаиском кинематографе и подчеркивает их дуалистичность. «В современном китаиском кино сосуществуют разные тенденции — процесс коммерциализации, с однои стороны, и развитие артхаусного кино, с другои; разные жанры — боевики, мелодрамы, исторические драмы, коме-

cinematic content: producer cinema and arthouse (or art films].

Producer cinema usually includes commercial films that takes into account the tastes of the mass cinema audience. Arthouse, on the contrary, is focused on elites, art films are normally low-budget and represent "weird" films made by independent filmmakers who try to present their own view of the life and development of human society. Sometimes such cinema is called "cinema for the elite, those who understand."

Consequently, for a long time it was believed that there is no independent and arthouse cinema in China due to the spread of ideology into all spheres of the Chinese society.

The purpose of this study is to show the existence of deeper processes in the Chinese cinema other than just the industrialization of film production in the country. Based on the methods of logical and social analysis, the author attempts to identify and underline the key features of arthouse development in China, and determine the degree of dependence of the most influential film directors on the political and ideological attitudes of the authorities. The author also demonstrates social orientation of Chinese art cinema.

The majority of publications on modern art-house Chinese cinema is currently concentrated in online resources devoted to the history of cinema. These publications are focused mainly on the mass reader and, in terms of their content, are rather not of scientific, but of popularization in nature. Serious research works are extremely rare. Among such works, the author singles out the article "The Art of Chinese Cinema" by O. V. Shubaro, which not only explores the processes in modern Chinese cinema,

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ИСАЕВВ А. С. | AisAEU51@mAiL.Ru| УДК 94 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

дии; ориентация на западные стандарты кинематографа и сохранение особенностеи националь-нои культуры».

Родоначальниками современного авторского кино в КНР принято считать мэтров континентального Китая — режиссеров Чжан Имоу (Ж2 Ш] и Чэнь Каигэ (ВЖЩ

Ключевые слова: артхаус, авторское кино, социальные проблемы, китаискии кинематограф.

Для цитирования: Исаев А. С. Художественное кино в Китае: текущее состояние, тенденции и перспективы. Современные востоковедческие исследования. 2023; Том 5 (3]. С. 109-120 https://doi.org/10.24412/2686-9675-3-2023-109-120

but also emphasizes their duality. "Different trends coexist in modern Chinese cinema — the process of commercialization on the one hand, and the development of art-house cinema on the other; different genres — action films, melodramas, historical dramas, comedies; orientation to Western cinema standards and preservation of the peculiarities of the national culture". The founders of modern arthouse cinema in China are considered to be the masters of the Chinese cinema, directors Zhang Yimou if] and Chen Kaige (IBM].

Keywords: arthouse, art film, social topic, Chinese cinema.

For citation: Isaev A.S. Art films in China: current status, trends and prospects. Modern Oriental Studies. 2023; Volume 5 (№3]. P. 109-120 https:// doi.org/10.24412/2686-9675-3-2023-109-120

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 1984 году режиссер Чэнь Каигэ снял дебютную режиссерскую киноленту «Желтая земля» Эта картина, кажущаяся, на пер-выи взгляд, затянутои, до сих пор считается эталоном китаиского авторского кино. В этои ленте рассказывается история солдата НОАК, которыи оказался в горнои отсталои деревне, находящеися под гоминьдановским управлением, и ведет борьбу за умы бедных крестьян, рассказывая им, как изменится их краи, если победит компартия. Деиствие картины развивается монотонно, на фоне унылых, желтых, глинистых пеизажеи, один вид которых навевает безысходность и полное отсутствие какои-либо перспективы.

Выход фильма на экраны страны совпал с 10-летием начала политики реформ и открытости внешнему миру, и уже появились первые, но весьма обнадеживающие результаты экономических преобразовании. Поэтому основные идеи картины на фоне прошлои безрадостнои жизни на желтои земле выглядели весьма оптимистично.

В 1987 году коллега Чэнь Каигэ по цеху режиссер Чжан Имоу (Ж^Ш) выпустил дебют-ныи фильм «Красныи гаолян» Лента

снята по повести будущего лауреата Нобелев-скои премии Мо Яня, и она сразу же привлекла к себе внимание, благодаря острым социальным проблемам, отраженным в этои необыч-нои картине, деиствие которои происходит

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

в лепрозории для прокаженных. В 1988 г. Фильм удостоился приза «Золотои медведь» на 38-м Берлинском кинофестивале. «Красныи гаолян» стал первым современным китаиским фильмом, попавшим в США в коммерческии прокат. Затем появился его же фильм «Жить» — жесткое повествование о разрушительном влиянии «культурнои революции» на судьбы китаицев. В прокат кинокартина так и не попала, но ее увидели в Европе и заговорили о Чжан Имоу, как о диссиденте; с тех пор каждыи его новыи фильм встречали с восторгом.

Таким образом, родоначальниками современного авторского кино в КНР принято считать режиссеров континентального Китая Чжан Имоу и Чэнь Каигэ, расцвет творчества которых пришелся на период после 1976 года, т.е. после так называемои «культурнои революции».

Заметим, что авторское кино в континентальном Китае в течение долгого времени считалось декадентским и вредным для распространения в обществе, в котором господствует социалистическая идеология. Заметим, что отдельных терминов для артхаусного и авторского кино в китаиском языке нет. И то, и другое называют одинаково «и-шу дянь-ин» Ш). Определения же этих понятии, даваемые китаискими киноэнциклопедиями, не столь однозначны.

По однои трактовке артхаус, или авторское кино, определяется как «другое кино» — понятие, под которым обычно подразумевают пласт кинематографа «не для всех». Это фильмы, «изобилующие новаторскими приемами, нестандартными визуальными средствами,

провокационными или краине тяжелыми темами, оригинальными художественными возможностями».

Согласно другому определению из энциклопедии, авторское кино — это «такое кино, которое смотрят либо ярые киноманы, либо интеллектуалы, либо желающие выделиться на фоне любителеи меинстрима (растиражированных комедии, ужастиков, боевиков). Чаще всего артхаус сложно смотреть, еще труднее понимать и практически невозможно интерпретировать».

Вместе с тем, по общему мнению китаи-ских кинокритиков, артхаус, как кино для избранных, — экспериментален; в нем нет четких законов и рамок, за что его еще называют «авторским кино», когда автор снимает картину в соответствии с собственным замыслом и использует для этого наиболее выразительные, по его мнению, приемы визуализации.

Сразу скажем, что китаиское авторское или артаусное кино имеет ряд существенных отличии от европеиских и восточноазиатских аналогов. Европеиское и восточноазиатское авторское кино (преимущественно южнокореи-ское, японское, отчасти, филиппинское, а также индонезииское) кобнцентрируются на показе темных сторон человеческои психики и наполнены сценами секса, жестокостеи, физического и психологического насилия. Китаиские кинематографисты предлагают иную концепцию артхаусного кино. Они предпочитают показ ре-альнои жизни и реальных проблем и не занимаются самокопанием и демонстрациеи психопатологических проявлении человеческого бытия.

VOL.5 №3 2023

Ш 2686 - 9675 (РШ) Ш 2782 - 1935 [Onune)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ИСАЕВВ А. С. | AiSДEV51@mДШ| УДК 94 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

В этом контексте весьма показателен фильм «Пока смерть не разлучит нас» (2011, Ш Й]. Эту ленту о любви считают однои из инте-реснеиших романтических киноистории за последние годы, и она является первои режиссер-скои работои известного китаиского кинооператора и режиссера пятого поколения Гу Чанвэя Гу Чанвэи учился вместе

с Чжан Имоу, Чэнь Каигэ, затем участвовал в съемках их фильмов «Красныи гаолян» и «Прощаи, моя наложница». Был оператором у многих кинознаменитостеи, в том числе у Роберта Олтмена в фильме «Лешии».

Гу Чанвэи в фильме «Пока смерть не разлучит нас» сумел предложить совсем неожиданную и печальную версию современнои любви, основанную на реальных трагических событиях.

В основе фильма — трагедия конца 1990-х, когда обнаружилось, что несколько сотен крестьян-доноров в одном из сельских уездов провинции Хэбэи заразились СПИДом. Сдача крови не принесла им благосостояния. Вместо денег у них — одни страдания, страшная моральная, физическая и психологическая боль. Но, даже медленно умирая, они продолжают жить. Происходящее на экране выглядит как сплошнои сюрреализм.

В фильме показана удивительная история любви Цинь-цинь и Дэ'и. Она — замужем, а он

— женат. Но они давно не имеют ничего общего со своими законными супругами. Их любовь взрывает деревню, которая осуждает их за прелюбодеяние и нарушение традиции семьи, хотя многие таино сочувствуют им. А у влюбленных

— своя правда и своя мечта. Они любят и хотят

пожениться, хотя и обречены. В ленте несколько сюжетных линии. Это и каскад трагических и комических эпизодов с участием всех, а не только главных героев, это и тема меркантилизма, когда жажда наживы разрушает родственные чувства и любовь; например, закон-ныи муж, фактически, продал свою жену сопернику за то, что тот отписал ему свои дом.

Сначала они добиваются развода, затем борются за то, чтобы их брак был зарегистрирован, а далее, в соответствии с деревенскими традициями, угощают всех свадебными конфетами, стремясь преодолеть отвращение односельчан к себе. От новобрачных шарахаются, их с презрением прогоняют, от них убегают. Для героев же главное другое — они не бегают от судьбы и делают все возможное, чтобы чуть-чуть продлить друг другу жизнь; а ее остаток они хотят прожить вместе, и чтобы после смерти в гроб их положили вдвоем. Умирающая Цинь-цинь как-то сказала своему возлюбленному: «Единственное, что есть у человека, — это его лицо (китаискии эквивалент понятия «совесть», «честь»]. Остальное не имеет значения». Оба героя своими последними днями жизни доказывают, что жить по совести, уважать людеи, даже если они тебя отвергают, на самом деле, так просто! Для этого нужна самая малость — любовь.

Фильм завораживающе красив своеи трагичностью. В нем столько запоминающихся характеров, что хватило бы на сериал.

Принято считать, что сегодня основным поставщиком артхаусного кино на кинорынки мира стал восточноазиатскии кинематограф,

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

в котором китаиское авторское кино постепенно занимает лидирующие позиции, поскольку оно стало более понятным зрителям и особенно — молодым.

Главнои особенностью китаиского авторского кинотворчества является то, что оно объединило три направления восточноазиатского фильмопроизводства: таиваньского, гонконгского и континентального Китая. Все эти направления длительное время развивались независимо друг от друга и выработали собственные особые киноязык, визуальную стилистику и эстетику.

В начале 2000-х на экраны вышла лента «Миллениум Мамбо» таиваньского режиссера Хоу Сяосяня (^^М). По своеи идеинои насыщенности и направленности лента выглядит как гимн таибэискои молодежи нового тысячелетия. Молодежь Таибэя 2000-ых — фанаты реив-тусовок, алкоголя и психотропных веществ, которые чувствуют себя на танцполе хозяевами жизни. Но вне ночных клубов они утопают в проблемах, вызванных своеобразным образом жизни.

В центре этои истории — девушка Вики, рассказывающая о своеи молодости в первых годах нового тысячелетия. Деиствие фильма разворачивается в городе Фэньян провинции Шаньси вокруг любительскои театральнои труппы; судьба каждого из членов отражает те социально-экономические изменения, которые произошли в китаиском обществе. Этот фильм о том, как молодежь торопится жить, не оглядываясь назад и не накапливая опыта.

Эта лента попала в американский прокат и участвовала в конкурсной программе 54-го Каннского международного кинофестиваля, а также была удостоена нескольких национальных и международных премии. Французские критики поставили «Миллениум Мамбо» на шестую строчку в своем реитинге лучших фильмов первого десятилетия XXI века.

Однако безусловным корифеем таивань-ского артхаусного кино следует считать режис-сера-китаица малаизииского происхождения Цаи Минляна (ШЭДЙ). Начав кинематографическую карьеру в начале 1990-х гг., Цаи Минлян снял 13 художественных фильмов, которые вошли в мировои список классики авторского кино:

Самым известным фильмом, вызвавшим бурные споры в кинематографических кругах, стал «Бродячие псы». В 2013 г. он был с интересом встречен любителями артхаусного кино на Московском международном кинофестивале. Россиискии журнал «Искусство кино» в октябре того же года так описывал содержание фильма, проникнутого одиночеством, глубочаишеи грустью и какои-то внутреннеи отрешенностью: «В «ничьем» пространстве заброшенных домов бродят «ничьи» люди — семеиство бомжеи, — отец и двое детеи: мальчик и девочка. Они очень любят друг друга, и это сразу видно зрителю.

Вообще-то их отец и мать работают: она сортирует просроченные продукты в ближаи-шем магазине, а он — человек-реклама. Цаи Минлян любит показывать мир отверженных, их копание в суете жизни, их беспредельное и безысходное одиночество. В этом смысле «Бродячие псы» считается очень близким

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ИСАЕВВ А. С. | AISAEV51@MAIL.RU! УДК 94 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

по духу кинофильмам «Не могу спать одна», «Дыра», «Капризное облако». И в них, и в «Бродячих псах» (пожалуи, самых известных лентах таиваньского режиссера] главныи герои — человеческое одиночество: одиночество мужчины, женщины, детеи, семьи в целом; так что Цаи Минляна можно назвать скрупулезным исследователем одиночества.

Авторское кино Сянгана значительно отличается от таиваньского артхауса, в котором любят демонстрировать трагедию одиночества человека в самои населеннои стране мира. Обзор авторского кино Гонконга (Сянган] хотелось бы начать с кинокартины, вышедшеи в 2000 г, режиссера Вонг Кар Вая (Ван Цзявэи, ^ШШ) под названием «Любовное настроение» («Ж^^^»). Необычен заголовок фильма на китаиском языке, которыи можно перевести как «Проделки времени», или «Времена ухищрении», хотя «Любовное настроение» также неплохо передает необычность любовных ожидании и глубину предчувствии, которые пытался отразить в своем фильме Вонг Кар Ваи.

Сюжет фильма очень прост: главные герои — Чоу (его играет Тони Люн, ЖЙ, китаи-ское имя — Лян Чаовэи) и Су (в исполнении Мэгги Чун, китаиское имя — ЖШ, Чжан Мань-юи) снимают комнаты в одном доме. У него есть жена, у нее — муж, и, судя по мелким деталям и признакам, их супруги знакомы и даже близки. Постепенно герои сближаются, между ними возникает нечто, усиливающее тягу друг к другу. Романтическое чувство остается необычаино сильным, волшебным, но мужчина и женщина не переходят тои зыбкои грани,

за которой начинается измена. Весь фильм пронизан глубоким и мощным любовным настроением, сильным эротизмом, предчувствием чего -то очаровательного, хотя в ленте нет ни одного эротического кадра.

Но вернемся к артхаусному кино континентального Китая. В 2013 году на экраны страны вышла авангардная кинолента «Прикосновение греха» («A Touch of Sin», ((Affi Й» ), которая вызвала бурную реакцию со стороны зрителеи и критиков, что, в общем-то, было закономерно, поскольку в фильме были подняты острые социальные проблемы. Ленту снял известныи в Китае и за рубежом кинорежиссер и сценарист Цзя Чжанкэ (МШМ), которыи в 2006 году за фильм «Натюрморт» (в оригинале «Хорошии человек из Санься» ((Н^Й А» ) получил Золотого льва на Международном кинофестивале в Берлине. Выпускник Пе-кинскои киноакадемии, Цзя Чжанкэ давно тяготеет к непростым современным темам и острым социальным проблемам. Хотя его ленты отличаются особои камерностью, тем не менее, его художественные картины переполнены па-радоксальнои поэтикои, остротои и злободневностью.

Творчество режиссера достаточно хорошо освещено не только в сетевых изданиях, но и в научных монографиях, поэтому остановимся на однои из его последних актуализированных короткометражных лент. Сюжет короткометражки «В гостях» уложился в полторы минуты, но за это время режиссер убедительно показал, как пандемия коронавируса мгновенно уничтожила народные традиции китаискои

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

нации, существовавшие десятки столетии. Оказалось, достаточно однои сцены, когда гостю вместо дымящеися чашки чаю подают на подносе антисептик.

Что касается «Прикосновения греха» Цзя Чжанкэ, то китаиские критики назвали ленту «широкои фрескои современного Китая, поглощаемого стремительно наступающим капитализмом». Другие заявили о том, что эта кинолента Цзя Чжанкэ — «маленькая эпопея проблемы огромных размеров», в которои режиссер «изучает эпохальные изменения человечества через показ маленького человека». В этом кинофильме режиссер не пытается давать оценки или «прятать» негативные явления, происходящие в современном Китае. Он, как писали журналисты, лишь визуально фиксирует то, что происходит в обществе, когда «прогресс бьет тебя прямо в лицо».

Китаиское экономическое чудо, по Цзя Чжанкэ, сопровождается морально-

нравственными противоречиями и коррупцией ги; причем, неважно, где это происходит: в Китае или какои-нибудь другои стране. Любая промышленная революция — следует из фильма — порождает несправедливость и насилие. В результате маленькии человек, движимьш отчаянием и жаждои денег, берется за оружие, чтобы отстоять свои интересы.

Фильм состоит из нескольких киноновелл, что отражает увлеченность Цзя Чжанкэ короткометражными лентами, позволяющими концентрировано и буквально на надрывнои эмоциональности обнажить и исследовать проблему. Картина не стала лидером китаиского

проката, зато завоевала Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в 2013 году за лучшии киносценарии. Более того, китаиские критики и кинозрители включили ее в десятку лучших художественных лент 2013 года.

Для китаискои современнои кинодрамы характерна одна важная черта: кино очень быстро откликается на животрепещущие социальные проблемы, исследует новые побудительные мотивы поступков людеи, их меняющуюся психологию. В этом смысле весьма показательна лента «В плену паутины». Этот фильм стал заметным явлением в китаиском кинематографе, прежде всего, благодаря тому, что снял его живои киноклассик — режиссер Чэнь Каигэ.

Авторское кино закономерно акцентирует свое внимание на социальных проблемах. Именно в этои сфере концентрируется огромное количество вопросов, которые беспокоят думающего зрителя, поэтому многие китаиские кинопроизводители снимают острые социальные картины на самые злободневные темы. Эта тенденция продолжает развиваться, в результате чего за последние два года на экраны Китая вышло несколько картин, в которых поднимаются проблемы и раскрываются остреишие негативные явления, само существование которых еще недавно категорически отрицалось. Главное — не покушаться на политические обобщения и не заострять внимание на политике властеи.

В 2018 году на киноэкраны вышла лента, которая шокировала отечественного и иностранного кинозрителя своеи правдои. Речь идет о картине 28-летнего режиссера,

VOL.5 №3 2023

Ш 2686 - 9675 (РШ) Ш 2782 - 1935 (ШИПЕ)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ИСАЕВВ А. С. | AiSaEV51@maiL.RUI УДК 94 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

монтажера, сценариста и писателя Ху Бо (ВДМ) «Большои слон тихо сидит на северо-востоке» (^ШШШШШ).

Несмотря на сложную идею, зашифрованную в картине, жюри Берлинского кинофестиваля оценило кинофильм Ху Бо, и он удостоился двух призов Берлинского кинофестиваля, в том числе высшего — Золотои медведь, а также вошел в список претендентов на премии ки-нофестивалеи в Локарно и Сан-Себастьяне.

Ху Бо как бы предупреждает своих соотечественников о том, что, если они и дальше продолжат уничтожать традиционные моральные и культурные ценности, то людеи ждет большая трагедия, и чтобы ее не произошло, нужно срочно вернуть на волю того самого большого слона, и это сможет спасти общество от самоуничтожения.

Производство первого полнометражного фильма «Большои слон сидит спокоино» началось в 2016 году. Закончив съемки, режиссер покончил с собои 12 октября 2017 года в возрасте 29 лет. Точная причина трагедии неизвестна, и более подробно о судьбе талантливого режиссера хотелось бы написать отдельно. Но, в какои-то степени, в его единственном фильме автор пытается намекнуть нам на причину своего отчаянного поступка через своих героев.

На фестивале авторского кино Китая в России это был самыи ожидаемыи фильм; ажиотажу вокруг ленты способствовала и трагическая гибель режиссера. 20 октября 2018 года в московском кинотеатре «Октябрь» орга-

низовали единственныи показ фильма «Большои слон сидит спокоино».

В 2017 году вышел и сразу же появился в россииских онлаин кинотеатрах остроразоб-лачительныи фильм режиссера Ли Яна «Дао слепых» (он же — автор упоминавшеися «Слепои горы» о похищении людеи). В фильме поднимается остреишая тема нищих и попро-шаиничества в Китае, одном из самых богатых государств XXI столетия. В картине рассказывается история обанкротившегося бизнесмена, которыи находит новое доходное место в подземном переходе, где, притворившись слепым калекои, собирает милостыню. Благодаря милосердию горожан, собранных денег хватает на скромную квартиру, вкусныи ужин и женщину с низкои социальнои ответственностью.

В «Дао слепых» 60-летнии автор и исполнитель главнои роли Ли Ян подтвердил свою репутацию смелого режиссера остросоциаль-нои драмы. В отличие от своих коллег по цеху, Ли Ян берется за киноразработку совершенно конкретных, практических проблем — именно таковы «Слепая гора» о похищениях женщин и детеи, «Дао слепых» о мире китаиских попрошаек, короткометражка «Глухая шахта» о несовершеннолетних работягах, которые трудятся в забоях и штреках.

Следует сказать, что 2017-2018 годы стали весьма урожаиными на качественное, остросоциальное кино. Россииские кинозрители имели возможность посмотреть новеишие социальные ленты благодаря кинофестивалю китаиского авторского кино, организованному Институтами Конфуция в Новосибирске,

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Москве и Санкт-Петербурге веснои 2018 года. Тема жизни слепых людеи, поисков ими смысла существования при ограниченных возможностях неожиданно ярко и невероятно глубоко была показана в киноленте.

В рамках фестиваля в России увидели новую картину режиссера Цзя Чжанкэ (МШМ) «Пепел — самыи чистыи белыи» (китаискии вариант названия — «Дети уголовнои среды», «ШШ1£», 2018 г.). В китаиском названии слова «уголовная среда» передаются иероглифами «реки и озера», «цзян-ху». Поначалу так называли общество героев-отшельников, но затем термин распространился на различные криминальные круги — гангстеров, мелких бандитов и триады.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Картина развития авторского кино в Китае будет неполнои, если не вспомнить о режиссере Лоу Е (Ш№), которого считают самым неоднозначным кинопостановщиком. Его фильмы с трудом доходили до кинозрителеи из -за препон со стороны кинематографических чиновников. Лучшим достижением режиссера Лоу Е считается великолепныи «Массаж вслепую» («Ш^»), удивительно тонкии и пронзительно грустныи фильм о жизни слепых. Картина весьма афористична и подкупает своеи искренностью. «У всех людеи слезы разные, но причины, по которым хочется плакать, - одинаковые», — говорит одна из героинь фильма. И в этои простои человеческои аксиоме звучит глубокая философская мысль о трагичности жизни человека с ограниченными возможностями, понятная и физически здоровым людям. Совершенно мистически звучит вопрос главно-

го героя фильма, слепого массажиста: «По каким критериям слепои человек определяет красоту?» Ответ на этот вопрос предлагается наити самому зрителю.

ВЫВОДЫ

Анализ развития авторского кино в Китае за последние годы позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, создатели артхауса акцентируют внимание на острых социальных проблемах и используют для этого сложныи киноязык и новую визуальную эстетику, демонстрируя нам авторское видение окружающего мира.

Во-вторых, социальная авторская кинодрама сегодня занимает заметное место в системе китаиского кинопроизводства; кинематографические власти, как правило, не препятствуют творческои инициативе режиссеров, сценаристов и операторов. Такои подход объясняется желанием Пекина продемонстрировать миру свободу самовыражения в среде творческои интеллигенции страны. К тому же, социальное кино в современном кинематографе КНР участвует в крупнеиших международных кинофестивалях, где часто завоевывает почетные призы, что чрезвычаино полезно для повышения престижа Китая за границеи.

Во-третьих, по набору остросоциальных тем, которые поднимают китаиские кинематографисты, легко сделать вывод о том, что в Китае нет табуированных тем, однако, если обнаружится что-либо не устраивающее чиновников, фильм не получит прокатнои лицензии и будет отправлен на полку.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ИСАЕВВ А. С.| AISAEV51@MAIL.RU! УДК 94 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Список литературы

1. А.С. Исаев Китайский кинематограф нового тысячелетия. ИДВ РАН, МОСКВА, 2016, 274 стр.

2. А.С.Исаев. Социальная тема в современном китаиском кино ж Проблемы Дальнего Востока. № 5, 202

3. Азиатскии артхаус. Часть 4. Китаи. Сетевое издание Art Traffic. Культура. Искусство. URL: https://vk.com/wall-52526415 11918 09.07.2016.

5.

В-четвертых, китаиские кинорежиссеры 4. в своих социальных лентах, как правило, рассказывают о последствиях социальных проблем, и почти не пытаются разобраться в причинах их возникновения. Поэтому в таких кинолентах отсутствует прямая критика политики КПК или правительства. Такои подход позволяет авторам даже в самых острых кинокартинах избегать политических ловушек, за которыми могут последовать санкции властеи.

В-пятых, сегодня в распоряжении кино-

6.

продюсеров оказался мощныи и весьма разно-образныи жанровыи инструментарии для производства ярких авторских кинолент. Причем, наиболее часто используемыми жанрами становятся триллер, криминальное кино, а также, разумеется, авторское кино, поскольку именно 7. в них заложены острые социальные конфликты и мотивации. Логично предположить, что эти жанры и в дальнеишем будут развиваться наиболее активно и быстрыми темпами.

8.

9.

10.

Искусство китайского кино. О.В. Шубаро. III межд. науч. конф. «Китайская цивилизация в диалоге культур»: Пути Поднебес-нои. Сборник научных трудов. Т. 2, ч. 1., Минск: РИВШ, 2013

Канны 2015: Цзя Чжанке. Сдвигая горы. Интервью с китаиским кинорежиссером. Сетевое издание «Культпросвет» URL: http://www.kultpro.ru/item_553/ Дата обращения 30.08.2022

«Легко и свободно». Китаискии артхаус как он есть. Ольга Балабанова. Сетевая публикация URL: https://restodessa.od.ua/ legko - i- svobodno-kitajskij - artxaus- kak- on-est/ Дата обращения 12.05.2022

Цаи Минлян и Ли Каншэн — Фиксируя время. Ольга Смирнова. Сетевои журнал «Кинотексты». URL: https://cinetexts.ru/ ming_liang_kang_sheng Дата обращения 12.05.2022

Цаи Минлян: «Сердечная разруха» таи-ваньского режиссера. Валерии Мусиенко. Магазета. Сетевое издание о Китае. URL: https://magazeta.com/cai-mingliang Дата обращения 13.04.2022

Эволюция элитарного и массового кино. Андреи Ишонин. L"umiere. Независимыи журнал от киноманов для киноманов. Сетевое издание. URL: https://www.lumiere-mag.ru/evolyuciya- elitarnogo - i- massovogo -kino/ дата обращения 12.05.2021

Баиду баикэ [Энциклопедия Баиду] URL: https://baike.baidu.com/item/%E8%89%

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

BA%E6%9C%AF%E7%94%B5%E5%BD% B1/2667848?fr=aladdin Дата обращения 22.09.2022. (На кит.)

References

1. BA.S.Isayev Kitayskiy kinematograf novogo tysyacheletiya.IDV RAN, MOSKVA, 2016, 274 str.

2. A.S.Isayev.Sotsial'naya tema v sovremennom kitayskom kino zh Problemy Dal'nego Vos-toka. № 5, 202

3. Asian arthouse. Part 4. China. Online edition of Art Traffic. Culture. Art. URL: https:// vk.com/wall- 52526415_11918. Accessed 09.07.2016.

4. Cai Mingliang: Taiwanese director's "heartbreak". Valery Musienko. Magazeta online publication about China URL: https:// magazeta.com/cai-mingliang Accessed 13.02.2022

5. Cai Minliang and Li Kangsheng — Time marking. Olga Smirnova. Network magazine "Kinotexty" URL: https://cinetexts.ru/ ming_liang_kang_sheng Accessed 10.09.2020

6. Cannes 2015: Jia Zhangke. Moving mountains. Interview with a Chinese film director. Network publication "Kultprosvet" URL: http://www.kultpro.ru/item_553/ Accessed 30.08.2022

7. Evolution of elite and mass cinema. Andrey Ishonin. L'umiere. Independent magazine from cinephiles for cinephiles Online edition. URL: https://www.lumiere-mag.ru/ evolyuciya-elitarnogo-i-massovogo-kino/ Accessed 11.09.2013

8. "Freely and easily". The Chinese arthouse as it is. Olga Balabanova. network publication URL: https://restodessa.od.ua/legko-i-svobodno-kitajskij-artxaus-kak-on-est/ Accessed 16.07.2017

9. The art of Chinese cinema. O.V. Shubaro. III int. scientific conf. "Chinese Civilization in the Dialogue of Cultures: Ways of the Middle Kingdom". Collection of scientific papers. V. 2, p. 1. Minsk: RIVSH, 2013

10. Baidu baike. [Baidu Encyclopedia] URL: https://baike.baidu.com/item/%E8%89% BA%E6%9C%AF%E7%94%B5%E5%BD% B1/2667848?fr=%20Aladdin%20 Accessed 4.06.2022 (In Chinese).

Сведения об авторе

Исаев Александр Сергеевич

Институт Китая и современной Азии РАН Aisaev51 @mail.ru

Information about the author

Alexander S. Isaev

Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences Aisaev51 @mail.ru

Информация о статье

Поступила в редакцию: 10.07.2023 Одобрена после рецензирования: 16.07.2023 Принята к публикации: 01.08.2023

Information about the article

The article was submitted: 01.08.2023 Approved after reviewing: 01.08.2023 Accepted for publication: 01.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.