Научная статья на тему 'Художественно-стилевые особенности как новый объект интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов'

Художественно-стилевые особенности как новый объект интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОМЫСЛЫ / ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / INTELLECTUAL PROPERTY / ART CRAFTS / ARTISTIC AND STYLISTIC FEATURES / OBJECTS OF INTELLECTUAL RIGHTS / LEGAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Валерий Николаевич

В настоящее время актуальным становится понимание на доктринальном уровне индивидуальных авторских способов и приемов изготовления изделий народных художественных промыслов (НХП), их роли в понимании тематического содержания изделий, оценке их аутентичности и художественной ценности, а также системы взглядов и духовных ценностей автора. Такой категорией является понятие «художественно-стилевые особенности» (ХСО). Как художественное произведение, изделие НХП представляет собой длящийся во времени феномен традиционной культуры. А художественные стилевые приемы позволяют выявлять идеальные установки автора и тем самым выступают как способ их воплощения в тех или иных материалах и средствах изготовления, реализуемых в определенных художественных формах произведения НХП. При этом стилевые приемы в сфере НХП характеризуются тем, что, с одной стороны, они связаны с определенным видом промысла и его традициями, а с другой - с личностью мастера и его творческой индивидуальностью. Сделан вывод, что художественно-стилевые особенности должны обрести нормативное закрепление в качестве объекта интеллектуальной собственности и как один из основополагающих признаков идентификации истинности изделий НХП, обеспечивающих их признание в качестве произведения искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND STYLISTIC FEATURES AS A NEW ITEM OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE FIELD OF FOLK-ART CRAFTS

Currently, it is important to understand at the doctrinal level the individual author's methods and techniques for making folk arts and crafts, their role in understanding the thematic content of products, assessing their authenticity and artistic value, as well as the author's system of views and spiritual values. This category is the concept of “artistic and stylistic features “(ASF). As a work of art, the folk arts and crafts product represents a phenomenon of traditional culture that lasts over time. And artistic style techniques allow you to identify the ideal settings of the author and thus act as a way to embody them in certain materials and means of production, implemented in certain artistic forms of the work of folk arts and crafts. At the same time, stylistic techniques in the field of folk arts and crafts are characterized by the fact that, on the one hand, they are associated with a certain type of craft and its traditions, and on the other - with the personality of the master and his creative personality. It is concluded that artistic and stylistic features should gain normative consolidation as an object of intellectual property and as one of the fundamental signs of identifying the truth of products of folk arts and crafts, ensuring their recognition as a work of art.

Текст научной работы на тему «Художественно-стилевые особенности как новый объект интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов»

Художественно-стилевые особенности как новый объект интеллектуальной собственности в сфере народных художественных промыслов

Медведев Валерий Николаевич,

управляющий партнер, юридическая фирма «Городисский и партнеры»

E-mail: Medvedev@gorodissky.ru

В настоящее время актуальным становится понимание на док-тринальном уровне индивидуальных авторских способов и приемов изготовления изделий народных художественных промыслов (НХП), их роли в понимании тематического содержания изделий, оценке их аутентичности и художественной ценности, а также системы взглядов и духовных ценностей автора. Такой категорией является понятие «художественно-стилевые особенности» (ХСО). Как художественное произведение, изделие НХП представляет собой длящийся во времени феномен традиционной культуры. А художественные стилевые приемы позволяют выявлять идеальные установки автора и тем самым выступают как способ их воплощения в тех или иных материалах и средствах изготовления, реализуемых в определенных художественных формах произведения НХП. При этом стилевые приемы в сфере НХП характеризуются тем, что, с одной стороны, они связаны с определенным видом промысла и его традициями, а с другой - с личностью мастера и его творческой индивидуальностью. Сделан вывод, что художественно-стилевые особенности должны обрести нормативное закрепление в качестве объекта интеллектуальной собственности и как один из основополагающих признаков идентификации истинности изделий НХП, обеспечивающих их признание в качестве произведения искусства.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, народные художественные помыслы, художественно-стилевые особенности, объекты интеллектуальных прав, правовая защита.

S2

сэ см о см

СП

Понятие «интеллектуальная собственность» относится к любому оригинальному творению человеческого интеллекта, такому как художественное, литературное, техническое или научное. Право интеллектуальной собственности относятся к юридическим правам, предоставленным изобретателю или создателю для защиты его изобретения или творения в течение определенного периода времени. Эти юридические права предоставляют создателю или его правопреемнику исключительное право на использование своего творения.

Очень хорошо известно, что объекты интеллектуальной собственности играют жизненно важную роль в современной экономике. Право интеллектуальной собственности является мощным инструментом защиты инвестиций, времени, усилий, вложенных ее создателем в свое творение. Таким образом, право интеллектуальной собственности способствует экономическому развитию государства, здоровой конкуренции и стимулирует промышленное развитие.

Смысл термина «интеллектуальная собственность» впервые был сформулирован в Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольмская конвенция, 1967). В соответствии со ст. 2 Конвенции, «интеллектуальная собственность включает в себя все права, относящиеся к результатам творчества в производственной, научной, литературной и художественной сферах и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий». Исходя из этого можно говорить о том, что понятие интеллектуальной собственности «используется в собирательном смысле» [11]. Конвенция не стремится дать определение интеллектуальной собственности, но дает следующий перечень объектов, защищенных правами интеллектуальной собственности: литературные, художественные и научные труды; выступления артистов и исполнителей, фонограммы и радиопередачи; изобретения во всех областях человеческой деятельности; научные открытия; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения и фирменные наименования и др.

В общем виде понятие интеллектуальной собственности трактуется как совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности, а также на иные объекты, приравненные к ним, конкретный перечень которых устанавливается законодательством государства. Так, с принятием части IV Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)

в российском законодательстве было закреплено данное понятие. Исходя из содержания ст. 1225 и 1226 ГК РФ, следует, что в основе интеллектуальной собственности лежит исключительное право, которое представляет собой имущественное право, а в определенных случаях - личные неимущественные и иные права (право следования, право доступа и другие). Учитывая творческий характер создания и изготовления изделий народных художественных промыслов, нормативное регулирование в сфере интеллектуальной собственности относится и к данным изделиям.

Народные художественные промыслы (далее -НХП) требуют специализированных и традиционных методов, навыков и знаний, которые часто были получены в течение долгого периода времени и передаются по наследству из поколения в поколение. В этой связи изделия НХП обладают такими отличиями, как их внешний вид и стиль, а также могут требовать определенных знаний, выраженный в навыках, используемых для их производства.

Однако традиционные приемы - дизайн, репутация и стиль, связанные с ремеслами, уязвимы для подражания и незаконного присвоения. Слишком часто случаются попытки изготовления подделок под изделия НХП с заимствованием художественно-стилевых особенностей наиболее известных российских НХП, таких как семеновская хохлома, гжель, федоскинская миниатюра, ростовская финифть, жостовская роспись и другие, самое главное - вне их мест традиционного бытования.

При этом дешевые имитации снижают продажи изделий традиционных ремесел, а также подрывают репутацию качества подлинных продуктов. Нередко наблюдаются искажения и упрощения традиционных приемов художественного мастерства, ручной труд художников и мастеров часто подменяется механическим воспроизведением элементов декоративной отделки, снижается художественный уровень и качество продукции. Все это дискредитирует их как на внутреннем, так и на внешнем рынках и превращает их из художественных произведений, из изделий НХП просто в дешевый ширпотреб. В этой связи актуальной становится необходимость понимания на доктри-нальном уровне индивидуальных авторских способов и приемов изготовления изделий НХП, их роли в осознании тематического содержания изделий, оценке их аутентичности и художественной ценности, а также системы взглядов и духовных ценностей автора. Категорией, способной это отразить, являются «художественно-стилевые особенности».

Понятие «художественно-стилевые особенности народного художественного промысла» введено в Федеральный закон «О народных художественных промыслах» только 25 декабря 2012 г. [2], то есть практически через тринадцать лет после принятия Федерального закона № 7-ФЗ [1]. Этот промежуток времени фактически использо-

вался для массового производства подделок различных изделий НХП.

Согласно закону, художественно-стилевые особенности народного художественного промысла -это совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования [2]. Таким образом, содержательно понятие «художественно-стилевые особенности» (далее -ХСО) включает в себя ряд элементов: во-первых, средства художественной выразительности, во-вторых, приемы мастерства; в-третьих, традиционные технологии изготовления изделий НХП. Кроме того, эти три элемента должны соответствовать критерию «историзма» в их формировании в рамках «места традиционного бытования» промысла.

Следует отметить, что на региональном уровне в определении данного понятия сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, в региональных законах было введено определение ХСО, идентичное определению, данному в федеральном законе (например, закон Кабардино-Балкарской Республики от 7 марта 2013 г. № 24-РЗ, закон Нижегородской области от 29 января 2001 г. № 165-З «О народных художественных промыслах»), с другой - региональные законодатели дали свое определение этого понятия. В качестве примера можно привести определение, данное в законе Московской области от 17 ноября 2000 г. 377/200-ОЗ «О народных художественных промыслах в Московской области» [4]: «устойчивый комплекс исторически сложившихся или формирующихся художественно-выразительных средств, художественно-технических приемов обработки определенных видов материалов, традиционной технологии изготовления и декорирования изделий...».

Объективный характер ХСО изделий НХП подтверждается, в том числе нормативными актами регионального уровня. В частности, согласно «Положению о мастере народных художественных промыслов Республики Татарстан», одним из требований к присвоению этого звания выступает сохранение мастером в своих изделиях «художественно-стилевых особенностей, традиционных образных и художественно-выразительных средств», а также сохранение «в своем мастерстве художественно-технических приемов, технологий, материалов, типов изделий и их форм, характерных для вида промысла».

В этом контексте необходимо привести определение понятия, которое есть в региональном зако- р не Кабардино-Балкарской Республики «О народ- Д ных художественных промыслах» [3], но отсутству- Ч

т

ет в федеральном законодательстве,- «традиции К народного художественного промысла». Под ни- ё ми понимается «освоение, развитие и передача у от поколения к поколению исторически формиру- А

ющегося: а) художественного опыта, б) технологических приемов, в) навыков, которые принадлежат мастерам народного художественного промысла». Эти три элемента позволяют, по мнению законодателей, обеспечивать «устойчивость и жизнеспособность основных художественно-стилевых особенностей» конкретного промысла. Полагаем, что это определение, даже в таком виде, является серьезным моментом для признания ХСО объектом интеллектуальной собственности.

После введения в российское законодательство понятия «художественно-стилевые особенности» актуальной проблемой стало практическое применение этого положения. В частности, еще в 2018 году депутат Государственной думы А. Ка-винов говорил о том, что разрабатывается инициатива «по защите элементов стиля народно-художественных промыслов. Идея заключается в том, чтобы узаконить художественно-стилевые особенности каждого промысла. Правообладателем на производство оригинальных товаров станет государство и делегирует свои права непосредственно фабрикам. ... Это не борьба вокруг одного патента, а создание и защита общего бренда, основанного на стиле. И бороться против нарушения своих прав будет уже не каждое предприятие в отдельности, а государство» [15]. Однако для надлежащей защиты прав на ХСО следует определить, что же они представляют собой как объект интеллектуальной собственности.

ХСО выделяются в рамках каждого самостоятельного вида изделий НХП. Например, продукция Гжельского фарфорового завода обладает своим оригинальным стилем, основу которого составляют «декоративность, нарядность, эстетическая и функциональная выразительность, а также разнообразие форм» [16]. Уточняющими особенностями здесь выступает тот факт, что «роспись изделий отличается яркостью и контрастом кобальтовой краски с белым фоном благодаря использованию ручной подглазурной росписи кобальтом по утилю». Мастерами НХП было заявлено о собственном лице искусства Гжели и в ассортименте, и в формах, и в росписи, и даже в технологии: «сочетание орнаментальности изысканных разделок с живописно легким мазком, сгущающимся в темно-синее пятно, полновесная округлость народных форм с выразительно живописной, размашисто-быстрой росписью, строящейся на переходах от темно-синего густого мазка к легкости прозрачно-голубого, где имеет значение система тонких орнаментально-линейных привязок» [16].

Актуальность вопроса о ХСО возникла в ситуации, когда обнаружилось серьезное противоречие между, с одной стороны, стремлениями к национальному самовыражению, а с другой - стремлениями к трансформации культуры, воспринимае-— мой как глобальный феномен и поиска современна ных оснований национального самоопределения.

В этой связи актуальным становится и понимание ° определенной «культурной эпохи», о содержа-ав нии которой в работе «Открытое произведение»

упоминает итальянский мыслитель У. Эко. Для него это понятие состоит из «образовательных традиций», «культурных влияний», неотделимых от «определенных технических предпосылок», и «способов формообразования», которые создаются творцом в сочетании с прочими составляющими «культурной эпохи». По идее У. Эко, именно здесь оказываются неразрывно взаимосвязаны тенденция, «свойственная всей культуре этого периода в целом», и «художественная воля», то есть художественно-стилевая манера автора. Все это создает «модели культуры», существующие в определенный исторический момент [14: 35, 39].

В художественном произведении автор формирует своеобразность того или иного изделия, которая опирается на принятую им эстетическую концепцию и, что особенно важно для НХП, жанровую структуру произведения, позволяя ему сформировать «диалектическую целостность общезначимого и индивидуально неповторимого "смысла", обладающую подлинной эстетической ценностью». На этой основе и можно говорить о формировании стиля. Категория «стиль» представляет собой «совокупность идейно-художественных особенностей определенной творческой группы, школы или творчества отдельного художника, отличающегося яркими, индивидуальными чертами и имеющего широкое влияние» [12: 159].

Именно стиль, выступая как историческая и эстетическая категория, позволяет отразить наличие взаимосвязей между формой и содержанием произведения. Форма выступает той объединяющей конструкцией, в состав которой входят ее принципы, композиционные приемы, элементы жанра и специфика вида произведения. При этом сущность стиля можно проследить через содержание или по взаимосвязи содержания и формы. Исходя из этого, можно говорить о наличии или отсутствии стилевых признаков, позволяющих дифференцировать произведения.

В философском словаре можно найти определение стиля в искусстве, данное В. Айзенштей-ном, раскрывающее данный феномен следующим образом: «исторически сложившаяся, устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-эстетического и общественно-исторического содержания» [7]. По мнению автора, в стиле находят отражение как социально-экономические условия жизни общества, так и особенности и традиции того или иного народа.

Понятие «художественный стиль», выступающее как основа ХСО, имеет свою многовековую историю и связано с именами Гёте, Шиллера, Гегеля и др. Художественный стиль - это почерк, то есть отличительные, характерные черты, проявляющиеся в самом произведении, в его организации, в отборе средств художественной выразительности. Так, например, Гёте отмечал: «...Каждый художник будет по-своему видеть мир, вдумчиво или легкомысленно схватывать его явления, основательнее или поверхностнее их воспроизво-

дить» [10: 400]. В свою очередь Шеллинг формулирует философские основы стиля: «Искусство может обнаруживаться только в индивидууме. С этой точки зрения стиль всегда необходимо составляет истинную форму. Стиль абсолютен, манера относительна» [13: 72]. Следовательно, стиль у него - обобщающая категория целостности художественного творчества. Для Гегеля есть завершающий, объединяющий все элементы художественной деятельности момент художественного творения: «Под стилем подразумевается своеобразие данного субъекта, которое полностью выявляется в его способе выражения» [9: 305].

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей многообразной стилевой окраской используемых художественных средств. Применительно к сфере НХП можно сказать, что художественный стиль - это единство художественных приемов, которое характерно для определенной группы произведений народных промыслов или определенного вида НХП, сформированных в местах традиционного бытования. Этот стиль обладает характерными признаками, которые могут быть выявлены или визуально, или с использованием письменных документов или могут быть указаны мастером или экспертом в этой сфере.

Однако основной функцией определенной разновидности промыслов, отличающей ее от других произведений, является эстетическая функция (художественная, образно-художественная, функция эмоционально-образного воздействия на зрителя), которая в других произведениях или изделиях если и может проявляться, то она не является главной. Данная функция основывается на уникальности произведения искусства и реализуется в образности произведения. Это во многом определяет художественный стиль, обладающий индивидуальными признаками.

Как художественное произведение, изделие НХП представляет собой длящийся во времени феномен традиционной культуры. Практически не меняя свою основу, оно все же меняется исторически исходя из жизненного и художественного опыта лиц, осуществляющих его производство, приобретая при этом новые смыслы, ценностные параметры и новое «прочтение» художественного смысла, выступая как наиболее яркая форма идеального и реального, индивидуального и общего. В этой связи следует исходить из того, что каждый НХП создает собственный тип художественного произведения, в основе которого лежит определенная модель мира, выражающая объективную художественную концепцию, реализуемую мастером. Как отмечал Гегель, искусство «.при изображении ... живой действительности совершенно меняет нашу точку зрения на него, обрывая все те же практические переплетения, которые обычно связывают нас с предметом, и противопоставляет его нам в безусловно теоретическом аспекте» [8: 261].

Таким образом, художественные стилевые приемы позволяют выявлять идеальные установки

автора и тем самым выступают как способ их воплощения в тех или иных материалах и средствах изготовления, реализуемых в определенных художественных формах произведения НХП. При этом стилевые приемы в сфере НХП характеризуются тем, что, с одной стороны, они связаны с определенным видом промысла и его традициями, а с другой - с личностью мастера и его творческой индивидуальностью.

Однако возникает вопрос выявления тех или иных особенностей, позволяющих установить определенный художественный стиль в изделии НХП. В этом случае актуальной становится оценка стилистических и технологических особенностей, использованных при производстве изделия НХП. Следует также учитывать и художественный уровень при высоком техническом качестве изготовления этого изделия. В этом случае можно сослаться на приказ Департамента культуры [6] одного из субъектов РФ, в котором достаточно четко определен ряд оценок стилистических способов (традиций) изготовления изделий: соответствие изделия художественно-стилевой направленности промысла; целостность художественного решения изделия; функциональная обусловленность художественного решения изделия; техническое качество изделия; исполнительное мастерство. Полагаем, что данные показатели могут быть положены в основу выделения тех или иных ХСО в изделии определенного вида НХП.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. № 451 [5] в «Положении о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» установлены ряд требований к изделиям НХП, которые подлежат регистрации в качестве образцов таких изделий.

С точки зрения выделения ХСО как самостоятельного объекта интеллектуальной собственности значимыми являются следующие требования-признаки изделий НХП: «изделия являются художественными изделиями утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленными в соответствии с традициями данного промысла; изделия изготовлены в соответствии с художественно-стилевыми особенностями заявленного народного художественного промысла в месте традиционного бытования промысла (далее - МТБ) и не содержат художественно-стилевые особенности НХП, характерные для другого МТБ; изделия по своему художественному решению и художественному уровню соответствуют традициям искусства НХП, исторически сложившимся р в соответствующей местности заявленного НХП ИД на территории в границах субъекта Российской Ч

т

Федерации; технология изготовления представ- К ленных изделий предусматривает возможности ё творческого труда мастеров НХП, занятых худо- у жественной отделкой изделий с применением А

творческого варьирования; представленные изделия не имеют сходства до степени смешения с образцами изделий НХП признанного художественного достоинства, произведенными иным изготовителем» [5].

Таким образом, необходимо отметить тот факт, что ХСО должны обрести нормативное закрепление в качестве объекта интеллектуальной собственности как один из основополагающих критериев идентификации истинности изделий НХП, обеспечивающих их признание в качестве произведения искусства.

Литература

закон Федеральный закон художественных промыслах»

см

СП

1. Федеральный «О народных от 06.01.1999 № 7-ФЗ // Российская газета.-№ 7.- 15.01.1999.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О народных художественных промыслах» от 25.12.2012 № 256-ФЗ // Российская газета.- № 301.- 28.12.2012.

3. Закон Кабардино-Балкарской Республики «О народных художественных промыслах» от 07.03.2018 № 4-РЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://docs.cntd.ru/ document/802054099.

4. Закон Московской области «О народных художественных промыслах в Московской области» от 17.11.2000 № 377/200-ОЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://docs.cntd. ш^оситет/5804891.

5. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. № 451 «Об утверждении положения о регистрации Министерством промышленности и торговли Российской Федерации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2019 № 55314) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_329521/.

6. Требования по классификации стилевых особенностей, характеризующих совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народных художественных промыслов, изготавливаемых в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Утверждены приказом Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа -Югры № 38-П-277 от 13 ноября 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// adm.gov86.org/fMes/2018/econom/prikaz-ob-utverzhdenii-trebovaniy-po-klassifikatsii-stilevykh-osobennostey-izdeliy-nkhp-3.pdf.

7. Айзенштейн, А.К. Стиль в искусстве / А.К. Ай-зенштейн. - М.: Высшая школа, 2006.- 198 с.

8. Гегель, Г. В.Ф. Эстетика: в 4-х т. / Г. В.Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - Т. 3, 1971.- 621 с.

9. Гегель, Г. В.Ф. Лекции по эстетике // Гегель, Г. Собрание сочинений: В 14 тт. Т. 12. - М.: СО-ЦЭКГИЗ, 1938.- 496 с.

10. Гёте, И. Простое подражание, манера, стиль // Гёте, И. Собрание сочинений: В 13 тт. - М.: Художественная литература, 1937. Т. 10. С. 399403.

11. Гришаев, С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие / С.П. Гришаев. М.: Юрист, 2004.- 480 с.

12. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г.Г. Обухова. - М.: Советский художник, 1965.- 192 с.

13. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. - М.: Мысль, 1966.- 496 с.

14. Эко, У. Открытое произведение. Форма и неопределенность / У. Эко. - СПб.: Symposium, 2006.- 408 с.

15. «Правообладателем на производство оригинальных народных промыслов может стать государство», - Артем Кавинов. URL: http:// voskresenskoe-adm.ru/news/media/2018/4/4/ pravoobladatelem-na-proizvodstvo-originalnyih-narodnyih-promyislov-mozhet-stat-gosudarstvo-artem/

16. Особенности народного художественного промысла Гжель. URL: https://farforgzhel.ru/info/o_ zavode/muzej_zavoda/osobennosti_narodnogo_ hudozhestvennogo_promysla_gzhel/.

ARTISTIC AND STYLISTIC FEATURES AS A NEW ITEM OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE FIELD OF FOLK-ART CRAFTS

Medvedev V.N.

Law Firm "Gorodissky & Partners" Ltd.

Currently, it is important to understand at the doctrinal level the individual author's methods and techniques for making folk arts and crafts, their role in understanding the thematic content of products, assessing their authenticity and artistic value, as well as the author's system of views and spiritual values. This category is the concept of "artistic and stylistic features "(ASF). As a work of art, the folk arts and crafts product represents a phenomenon of traditional culture that lasts over time. And artistic style techniques allow you to identify the ideal settings of the author and thus act as a way to embody them in certain materials and means of production, implemented in certain artistic forms of the work of folk arts and crafts. At the same time, stylistic techniques in the field of folk arts and crafts are characterized by the fact that, on the one hand, they are associated with a certain type of craft and its traditions, and on the other - with the personality of the master and his creative personality. It is concluded that artistic and stylistic features should gain normative consolidation as an object of intellectual property and as one of the fundamental signs of identifying the truth of products of folk arts and crafts, ensuring their recognition as a work of art.

Keywords: intellectual property, art crafts, artistic and stylistic features, objects of intellectual rights, legal protection.

References

1. Federal Law Federal Law "On folk arts and crafts" dated 06.01.1999 No. 7-FZ // Rossiyskaya Gazeta. - No. 7.15.01.1999.

2. Federal Law "On Amendments to the Federal Law" On Folk Arts and Crafts "dated 25.12.2012 No. 256-FZ // Rossiyskaya Gazeta. - No. 301.- 28.12.2012.

3. Law of the Kabardino-Balkarian Republic "On folk arts and crafts" dated 03/07/2018 No. 4-RZ [Electronic resource]. - Access mode http://docs.cntd.ru/document/802054099.

4. Law of the Moscow region "On folk arts and crafts in the Moscow region" dated 17.11.2000 № 377 / 200-0Z [Electronic resource]. - Access mode http://docs.cntd.ru/document/5804891.

5. Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of February 18, 2019 No. 451 "On approval of the regulation on the registration by the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of samples of folk art products of recognized artistic merit on the proposal of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation" (Registered with the Ministry of Justice Russia 07/19/2019 No. 55314) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_329521/.

6. Requirements for the classification of style features that characterize the totality of means of artistic expression, techniques of craftsmanship and traditional manufacturing technology of folk arts and crafts, manufactured in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra. Approved by order of the Department of Culture of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra No. 38-P-277 dated November 13, 2018 [Electronic resource]. -Access mode: https://adm.gov86.org/files/2018/econom/pri-kaz-ob-utverzhdenii-trebovaniy-po-klassifikatsii-stilevykh-oso-bennostey-izdeliy-nkhp-3.pdf.

7. Aizenstein, A.K. Style in art / A.K. Eisenstein. - M .: Higher school, 2006.- 198 p.

8. Hegel, GVF Aesthetics: in 4 volumes / GVF Hegel. - M .: Art, 1968. - T. 3, 1971.- 621 p.

9. Hegel, GVF Lectures on aesthetics // Hegel, G. Collected works: In 14 vols. T. 12. - Moscow: SOTSEKGIZ, 1938.- 496 p.

10. Goethe, I. Simple imitation, manner, style // Goethe, I. Collected works: 13 vols. - M .: Fiction, 1937. T. 10. S. 399-403.

11. Grishaev, S.P. Intellectual property: a textbook / S.P. Grishaev. M .: Jurist, 2004.- 480 p.

12. A short dictionary of fine art terms / ed. G.G. Obukhov. - M .: Soviet artist, 1965.- 192 p.

13. Schelling, F. Philosophy of Art / F. Schelling. - M .: Mysl, 1966.496 p.

14. Eco, W. Open work. Form and uncertainty / U. Eco. - SPb .: Symposium, 2006.- 408 p.

15. "The state may become the right holder for the production of original folk crafts," - Artem Kavinov. URL: http://voskresen-skoe-adm.ru/news/media/2018/4/4/pravoobladatelem-na-proiz-vodstvo-originalnyih-narodnyih-promyislov-mozhet-stat-gosu-darstvo-artem/

16. Features of the folk art craft Gzhel. URL: https://farforgzhel. ru/info/o_zavode/muzej_zavoda/osobennosti_narodnogo_hu-dozhestvennogo_promysla_gzhel/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.