CULTUROLOGy
ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА ЗРЕЛИЩНОГО
ИСКУССТВА
Догадова А. И.
аспирант
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма»,
г. Краснодар (Россия) Мишина Т.В. кандидат философских наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма»,
г. Краснодар (Россия) Подольская И.Н. Старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма»,
г. Краснодар (Россия)
ARTS AND SPORTS PERFORMANCE AS A FORM OF PERFORMANCE
Dogadova A.,
graduate student
FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar (Russia)
Mishina T.,
PhD in Philosophy, Associate Professor FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar (Russia)
Podolskaya I. Senior Lecturer
FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar (Russia)
Аннотация
В статье рассмотрено художественно-спортивное представление как форма зрелищного искусства. Представлена типология зрелищных видов искусств с точки зрения работы со зрителем. Описаны основные составляющие художественно-спортивного представления.
Abstract
The article deals with artistic and sports performance as a form of entertainment art. The typology of the performing arts from the point of view of working with the audience is presented. The main components of the artistic and sports performance are described.
Ключевые слова: художественно-спортивное представление, искусство, режиссер, спорт, зрелище.
Keywords: artistic and sports performance, art, director, sport, show.
Художественно -спортивное представление, как относительно новая форма зрелищного искусства все чаще используется режиссерами театрализованных представлений и праздников. Это объясняется возросшим интересом зрителей к мероприятиям, основанным на синтезе спорта и искусства. Подтверждение тому создание «театра физкультуры и спорта», а затем появление «балета на льду», «гимнастических и акробатических эстрадно-хореографических ансамблей», всевозможных театрально-спортивные шоу и так далее. А.В. Лукьянов и Н.Ю. Мазов отмечают, что «так как для многих людей спорт не является смыслом жизни и целью достичь огромных высот, то приукрасить жизнь народа помогает именно зрелищность спортивных соревнований» [5].
Отправной точкой для развития художественно-спортивных представлений и праздников послужили физкультурные парады. Они проводи-
лись на различных площадях и были особо популярны в 30-е годы 20-го века [3]. В процессе динамических преобразований в культуре возникает потребность в использовании новых способов постановки и организации праздничных событий, поэтому парады физкультурников стали включать в себя различные виды искусства, например, такие как хореография, а затем и вовсе сменили место проведения зрелищ и стали проводится на стадионах.
Создаваемое режиссером зрелище должно отличатся оригинальностью и существует только в момент демонстрации постановки. Поэтому даже при подготовке представления сходного по тематике, режиссер находит что-то совершенно новое, актуальное, возможно в чем-то схожее, но имеющее оригинальную идею, с целью удивить и поразить зрителя.
Художественно -спортивное представление опирается на образное действие, движение, преодоление различных препятствий и взглядов. Но здесь в действие включены не один актер или группа актеров, как например, в драме, опере, музыкальном спектакле, а большое количество участников и исполнителей, включая зрителей, участвующих в представлении. Основной задачей режиссера такого массового действа является погрузить зрителя и вовлечь его в происходящее действие, то есть постараться объединить большую аудитории общей целью, общей мыслью, вызвать схожие эмоции.
Таким образом, зрелище всегда направлено на зрителя, одна из его важных составляющих - это ощущение непосредственного участия в процессе представления и сопереживание главным героям или же какой-либо социальной проблеме.
Итальянский ученый А. Банфи, при исследовании зрелищных видов искусств, определил их типологию, которая рассматривается с точки зрения восприятия зрителями.
1. Зрелище в понятии отдельного самостоятельного явления, созданное по законам организации художественной формы (театр).
2. Зрелище, в котором участвуют непосредственно зрители, несмотря на присутствие своих исполнителей и зрителей (церемониальные действия, обряды, ритуалы).
3. Зрелища, которые не делят людей на исполнителей и зрителей (шествия, спортивные соревнования, праздничные действа) [4].
Основная часть художественно-спортивного представления - это зрелище. Оно уникально, так как имеет огромный диапазон. В него входят такие формы как: церемонии, обряды, ритуалы, спортивные действия (соревнования, игры), праздники, цирк, кинематограф, эстрада, театрализованные представления и сам театр. Эти формы зрелища получили название «синтетические», благодаря тому, что они сочетают компоненты абсолютно всех видов искусств. Реальность и массовость являются двумя наиболее ключевыми показателями зрелища.
Огромен и разнообразен мир зрелищных видов искусств. К ним специалисты причисляют эстраду, театр, цирк, а также праздничные действа, которые на данный момент занимают особое место в культурной жизни общества, так как сочетают в себе различные жанры представлений, такие как ритуалы, фестивали, церемонии, концерты. Праздничные действа имеют важные составляющие зрелищ-ности, а именно образность, направленность на зрителя, коллективность, целостность и завершенность.
Каждый вид искусства имеет индивидуальный определенный набор выразительных средств. В литературе используются различные тропы (метафора, гипербола, литота и т.д.). В музыке - это темп, ритм, звуки. В живописи - структура, цвет, тон и другие. Художественный образ, это некая составляющая одного целого образа, передающего основную идею представления, которая включает в себя структурную составную часть [1].
Сценография как часть художественного образа выполняет главную задачу - создание атмосферы. Все, что расположено на сценической площадке должно передавать основную идею и решать определенные художественные задачи. Основные компоненты работы над сценографическим образом - это подбор света, костюмы, грим и пластика исполнителей, расположение предметов на сценической площадке, декорации, расположение и движение актеров. Все перечисленные составляющие должны подчиняться стилю и ритму музыки.
От качества сценографического образа, который практически не имеет ограничений в процессе создания, зависит конечный художественный результат. Ведущая идея представления должна быть передана путем создания сценографии. Маловероятен хороший результат представления, если в основе сценографического плана не будет лежать идея и философия. Три основные составляющие играют одну из важных ролей в художественно-спортивном театрализованном представлении: художественный образ, единство содержания и форма. Форма всегда вторична, так как понятна она будет после того, как характер содержания будет известен. А сценографический образ не будет определен до того момента, пока не возникнет сценарий и не будут поставлены художественные задачи, опираясь на этот сценарий.
Как известно, жанром принято называть определенное видение режиссера на явление происходящего в жизни. Это исторически сформировавшийся вид произведения с надлежащей концепцией всевозможных средств выразительности. Художник обязан предоставить зрителям некие «условия игры», какие могут помочь ему сформировать требуемую атмосферу торжественного явления и в красочной образной форме развернуть авторскую концепцию в понимании затрагиваемых проблем. Прием и сценарно-режиссерский ход становятся данными условиями игры.
В данной статье мы исследовали художественно-спортивное представление как форму зрелищного искусства, рассмотрели значимость зрелищной составляющей, а также выявили главные элементы, без которых такое представление существовать не сможет. Из данного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Художественно-спортивное представление, изначально существовавшее, как спорт и художественная составляющая по отдельности, проходило постепенные этапы развития и видоизменения. На данный момент преобразование данного жанра не останавливается, а наоборот ищет какие-то новые усовершенствованные элементы.
2. Люди за свою жизнь видели многое, и удивить их - огромный труд. Режиссеры, понимаю важность наличия зрелищной составляющей, создают что-то совершенно новое или же добавляют некоторые «фишки», ранее никому неизвестные. Особенно привлекает людей соединение противоположных явлений. Например, синтез театра и фи-
зической культуры, гимнастических и эстрадно-хореографических ансамблей, художественной составляющей и спорта.
3. При создании художественно-спортивного представления режиссер имеет огромный спектр того, на что в первую очередь нужно обратить внимание. Но такие понятия как художественный образ, сценографическое решение и монтаж имеют особую важность.
Список литературы
1. Бич Ю.Г., Мациевский Г.О., Битарова Л.Г. Царица спорта. Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 93-96.
2. Найденко М.К., Найденко Е.А., Тонкови-дова Е.А. Проблема культурологического измерения спорта как социокультурного феномена. Культурная жизнь Юга России. 2021. № 2 (81). С. 103111.
3. Плотников А.В., Плотникова Г.Г. Теория, методика и организация социально-культурных проектов. Краснодар, 2018.
4. Плотникова Г.Г. Общение в массовых театрализованных зрелищах. Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 2. С. 173-177.
5. Привалова Н.С., Ткачева Е.Г., Андреенко Т.А. Значение физической культуры и спорта в образовании студентов. Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития. Материалы Региональной студенческой научно-практической конференции, посвященной 40-летию РГППУ. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 2020. С. 187-190.
АТОМНЫЙ МИР ПИКАССО
Мышлянов А.Б.
Студент Vкурса, направленность (профиль): История. Право, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск Девальд К.В.
Студент Vкурса, направленность (профиль): История. Английский язык, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск
Татаркина А.Р.
Науч. рук., Кандидат ист. наук, доцент, доц. кафедры отечественной истории и права, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск
PICASSO'S ATOMIC WORLD
Myshlyanov A.,
V-year student, focus (profile): History. Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk
Devald K.,
V-year student, focus (profile): History. English, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk Tatarkina A.
Sci. head., Candidate ist. Sciences, Associate Professor, Assoc. Department of Russian History and Law,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Аннотация
В статье анализируется взаимосвязь искусства и науки, авангардной живописи и открытий физики. На примере творчества П.Пикассо, авторы раскрывают сущностные характеристики искусства XX века, ориентированного на решение глобальных задач через идею создания универсального художественного языка.
Abstract
The article analyzes the relationship between art and science, avant-garde painting and the discoveries of physics. Using the example of P.Picasso's work, the authors reveal the essential characteristics of 20th century art, focused on solving global problems through the idea of creating a universal artistic language.
Ключевые слова: авангардное искусство, аналитический кубизм, Пикассо, живопись XX века, сюрреализм, квантовая физика.
Keywords: avant-garde art, analytical cubism, Picasso, 20th century painting, surrealism, quantum physics.