Научная статья на тему 'Художественно-гуманитарное сотрудничество кемеровской области с королевством Нидерландов в 2000-е годы'

Художественно-гуманитарное сотрудничество кемеровской области с королевством Нидерландов в 2000-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / НИДЕРЛАНДЫ / КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СФЕРА / СТУДЕНТЫ / KUZBASS / THE NETHERLANDS / CULTURAL COOPERATION / ARTS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агеева Юлия Александровна

В статье на основе проведенной исследовательской работы автор приводит фактологическую канву кузбасско-голландского культурного партнерства в художественной сфере и студенческой мобильности. Изложенная информация впервые представлена в комплексе, что дает возможность увидеть сотрудничество по заявленным направлениям в полном масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL COOPERATION BETWEEN KUZBASS AND THE NETHERLANDS IN ARTS AND IN STUDENT'S MOBILITYIN IN 2000-S

The article, based on the conducted research, gives a factual outline of the Kuzbass-Dutch cultural partnership in arts and student's mobility. The complex presentation of information makes possible to see the full scale cooperation for the first time.

Текст научной работы на тему «Художественно-гуманитарное сотрудничество кемеровской области с королевством Нидерландов в 2000-е годы»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH

УДК 94(571.17:492):341.232.7

Ю. А. Агеева

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ С КОРОЛЕВСТВОМ НИДЕРЛАНДОВ В 2000-е ГОДЫ

В статье на основе проведенной исследовательской работы автор приводит фактологическую канву кузбасско-голландского культурного партнерства в художественной сфере и студенческой мобильности. Изложенная информация впервые представлена в комплексе, что дает возможность увидеть сотрудничество по заявленным направлениям в полном масштабе.

Ключевые слова: Кемеровская область, Нидерланды, культурное сотрудничество, художественная сфера, студенты.

J. A. Ageeva

CULTURAL COOPERATION BETWEEN KUZBASS AND THE NETHERLANDS IN ARTS AND IN STUDENT’S MOBILITYIN IN 2000-S.

The article, based on the conducted research, gives a factual outline of the Kuzbass-Dutch cultural partnership in arts and student’s mobility. The complex presentation of information makes possible to see the full scale cooperation for the first time.

Keywords: Kuzbass, The Netherlands, cultural cooperation, arts, students.

Культурное взаимодействие Кузбасса и Голландии в художественной сфере и в направлении студенческой мобильности, имевшее место в 2000-е годы, проходило в рамках сотрудничества области с голландским Фондом STAG и международной политики Нидерландов по поддержке лучших студентов из зарубежных вузов.

В 2008 году с 22 мая по 22 августа в Кемеровском областном музее изобразительных искусств проходила выставка «Пейзажи Голландии». На экспозиции было представлено 68 произведений художников из Нидер-

ландов [11]. Мероприятие инициировал фонд STAG в лице председателя Питера ван дер Тоорна. Финансовые затраты взяла на себя голландская сторона.

«Для большинства россиян Нидерланды ассоциируются с ветряными мельницами, деревянными башмаками, тюльпанами, сыром, футболистами и т. д. Отчасти это правда. Поэтому цель данной выставки - показать интерпретации голландского пейзажа, написанного голландскими же художниками, использовавшими разнообразный материал и технику. Они постарались воплотить лич-

ное видение пейзажа художественными средствами», - так прокомментировал суть мероприятия Питер ван дер Тоорн.

Кузбасским зрителям были показаны просторные и плоские пейзажи Андри Хеел-худа с акцентом на линию горизонта и яркие краски, представленные в картинах <«Деревенская церковь в полях», «Дом на развилке дорог», «Летний день»; картины АннетХил-терман, написанные на голландском острове Терсхеллинг, «Побережье Северного моря», «Только что исчезло», «Мелководье», «Дюны, покрытые вереском»; произведения Дика Карлье, выполненные акварелью, «Хижины рыбаков», «Вид на город Дордрехт», «Верфь около Роттердама», «Центр Делфта с ра-тушью»; масляные полотна Франс ван Веена «Мне нравится смотреть», «Время замерло», «Схеллерланде», «В мыслях о Голландии»; реалистичные работы Хейке Хогстинс «Трио коров», «Любопытные юные леди», «Флеермаден», «Сон в камыше»; комбинация пейзажей и стихов в работах Хэрарда Рама «Полдеры», «Лимбург», «Льняное поле»; картины Инеке Калис портовой тематики, выполненные в технике трафаретной печати, «Рычаги», «Порт», пейзажи Ян Холленбер-га в технике гравюры и ксилографии «Зима в Урсеме», «Заводь», «Мельницы недалеко от Рустенбурга», картины Йаукье Пейс, написанные углем, пастелью, чернилами, акрилом, «Зеленые сады зимой», «Река Эйсл после наводнения», «Сад пастора»; панорама Роттердама на картинах Роналда Хайнена и др.

Выставку «Пейзажи Голландии» открыли официальные представители двух стран: советник посла Нидерландов в России по вопросам культуры, образования и науки Тим-мен Каувенар, заместитель главы г. Кемерово по социальным вопросам И. Ф. Федорова, заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам образования С. А. Муравьев. На открытии выставки также присутствовали пять голландских художников.

В Кемерове гостей из Голландии ждала насыщенная культурно-просветительская программа. Художники провели мастер-классы для студентов КемГУКИ, приняли участие в интерпленэре в музее-заповеднике «Томская Писаница», посетили угольный разрез «Черниговский», где получили возможность запечатлеть местные пейзажи. В рамках проводимой Кемеровским областным музеем изобразительных искусств программы «Шаг к Свободе» голландские художники посетили пятую исправительную колонию г. Кемерово, где провели занятие по основам живописи для группы осужденных.

Отметим, что выставка «Пейзажи Голландии» стала первым международным проектом, состоявшимся в Кемеровском музее изобразительных искусств. «Музей получил выставочный проект очень высокого уровня, выставка отлично посещалась. Несомненно, для Кузбасса это было событие в культурной жизни, если учесть тесные исторические связи с Голландией и то, что впервые был показан такой масштабный пласт «современного искусства» высокого качества из другой страны», - так оценила проект Е. Митрофанова, заместитель директора музея по развитию.

Выставка широко освещалась в СМИ на областном и местном уровне. «Кемерово получил новый импульс постигать богатую традициями художественную жизнь Голландии... художников, выставляющих в Кемеровском музее изобразительных искусств свои полотна, мы вполне можем звать «близкими голландцами», - писала в те дни о выставке газета «Кузбасс» [16].

«Данная выставка является приглашением для кузбасских художников - представить в Нидерландах собственное видение пейзажа, что будет способствовать изменению мнения голландцев о Сибири, как о месте, где расположены только шахты, повсюду тайга и лежит снег», - заявил Питер ван дер Тоорн [10]. Но кемеровские музейщики и ху-

дожники были не готовы к такому повороту событий в силу невозможности дать ответный визит по финансовым соображениям. Как вариант воплощения в жизнь подобных международных проектов можно было бы рассматривать участие в грантовых конкурсах. Но, по словам Е. Митрофановой, музейщики этот вопрос никогда не поднимали [6].

Логическим добавлением к рассматриваемому эпизоду является мнение профессиональной кемеровской художницы Е. Н. Осиповой, назвавшей ситуацию с художественным творчеством в Кузбассе «тупиковой». По ее словам, «художественные процессы сейчас в стране идут очень активно! Везде не без проблем, но такого ощущения безысходности, как у нас, нет нигде. Люди не ходят на выставки, а те, кто должны заниматься культурой, ей не занимаются» [5].

Выставка в Кемерове положила начало международному проекту «Сыграй на Панораме» (Play the Panorama), инициированному голландским художником Роналдом Хайне-ном. Во время своего визита Роналд Хайнен продемонстрировал кемеровским коллегам собственную разработку «Relay travelogue», представляющую собой бумажный свиток на двух катушках. Этот своеобразный мольберт путешественника предназначен для запечат-ления длинных многометровых панорам. Голландец предложил местным художникам передавать этот инструмент из рук в руки, для того чтобы каждый мог оставить на нем свой рисунок. Правило было одно - последующий пейзаж должен был логически вытекать из предыдущего, создавая таким образом одну непрерывную панораму. К проекту подключились художники со всего Кузбасса: И. Грошева и Е. Маркелова из Новокузнецка; Т. Кудинова, C. Анцупова из Белово; И. Пискунова, В. Карпенко, Ю. Каличкина, Т. Костина, А. Усолкина, Д. Лебедева из Кемерово; С. Екимочкин из Междуреченска; Д. Соболевская из Шевелей. Начало кемеровской па-

норамы изобразил Роналд Хайнен. Результат работы выложен на сайте проекта.

Гуманитарный аспект кузбасско-голландского культурного сотрудничества представлен деятельностью студентов двух стран. Кузбасская сторона активно проявила себя в процессе обучения в вузах Нидерландов и развития профессиональных навыков. Голландские студенты в Кузбассе в рамках поддержки Фонда STAG исследовали тему кузбасско-голландского культурного наследия и внесли свой вклад в развитие двусторонних отношений.

Среди кузбасских студентов наивысшую активность в этом направлении проявили студенты факультета РГФ КемГУ в лице Е. Три-бушининой и Ю. Шарпинской, принявшие участие в голландской стипендиальной программе Гюйгенса (Huygens). Программа дает возможность иностранным студентам, имеющим отличные академические показатели, обучаться или проводить исследовательскую работу в одном из университетов или высших школ Королевства Нидерландов.

Наибольшими успехами из всех кузбасских студентов отличилась Е. Трибушинина. Еще будучи студенткой КемГУ, она преподавала голландский язык в рамках специальных курсов. В 1998 году Е. Трибушинина проходила языковую стажировку в Бельгии. В 2003 году Е. Трибушинина принимала участие в качестве переводчика в российско-голландском семинаре, проходившем в Нидерландах по вопросам сохранения кузбасско-голландского культурного наследия. В 2004 году Е. Трибушинина становится участником стипендиальной программы Гюйгенса и уезжает в Голландию с целью сбора информации по теме своей диссертационной работы. В 2006 году Е. Трибуши-нина с отличием заканчивает Свободный университет Амстердама. С 2006-2008 годы учится в Университете Лейдена и получает степень доктора наук (PHD). В своей про-

фессиональной деятельности в Нидерландах Е. Трибушинина специализируется на психолингвистике детской речи.

В 2010 году международный исследовательский проект, участие в котором приняли ученые Утрехтского университета, в числе которых и кемеровчанка Е. Трибушинина, а также специалисты из Центра лингвистических исследований (Берлин) и РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург), получил грант от Европейской комиссии в размере 300 тыс. евро. Проект базировался на теме языкового профиля русско-немецких и русско-голландских детей-билингвов. Е. Трибушинина пригласила также к сотрудничеству Кемеровскую школу-интернат № 22, специализирующуюся на детях с тяжелыми нарушениями речи. «Языковые способности двуязычных детей обычно исследуются с помощью тестов, разработанных для монолинг-вов, несмотря на то, что двуязычное развитие принципиально отличается от одноязычного. Недостаток знаний по проблемам билингвизма и отсутствие тестов для билингвов часто приводят к тому, что логопеды ставят двуязычным детям диагноз “общее недоразвитие речи”. Поэтому ученые различных стран пытаются выяснить, чем же именно нормальное двуязычное развитие отличается от недоразвития речи», - пояснила суть проекта Е. Трибушинина [7].

Ю. Шарпинская, выпускница РГФ, при поддержке Фонда STAG и по программе Гюйгенса, в течение 10 месяцев проходила обучение и практику на факультете истории искусств и архитектуры Свободного университета Амстердама. Ю. Шарпинская обучалась на отделении архитектуры и градостроительства, в университетском расписании которого значились четыре профильных предмета. Помимо этого студентам была представлена возможность выбрать дополнительные дисциплины. Ю. Шарпинская предпочла предметы, связанные с языками и

межкультурной коммуникацией. Свой статус в Университете Амстердама Ю. Шарпинская определила как «приглашенный студент» (guest student), что подразумевало под собой одногодичную стажировку. Практику по теме периодов в архитектуре и урбанизме Ю. Шарпинская проходила в Берлине. В 2004 году в рамках практики по истории, искусству и архитектуре России Ю. Шарпинская организовала поездку трех преподавателей из Нидерландов по России. Были посещены Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца и Сибири, включая Кемерово. Параллельно с обучением в голландском вузе Ю. Шарпин-ская посещала переводческую школу, активно сотрудничала с неправительственными организациями, например, с «Инициативой перемен» (Initiatives of Change), а также участвовала в благотворительной деятельности.

«Это был потрясающий опыт! С нами работали отличные преподаватели! Ребята в группе были очень дружные. Меня приглашали остаться в магистратуре, но я отказалась, но до сих пор поддерживаю тесный контакт с преподавателями и одногруппниками», -вспоминала Ю. Шарпинская о своем голландском опыте [8]. С 2005 года Ю. Шарпинская работает в компании «Русал», крупнейшем в мире производителе аллюминия и одном из крупнейших производителей глинозема.

Выпускница КузГТУ А. Моисеева при поддержки Фонда STAG с 2005 по 2007 годы проходила обучение по магистерской программе в Делфтском Университете (Architecture, Urbanism and Building Sciences). С 2007 года А. Моисеева продолжила свое обучение в аспирантуре (PHD) Технического университета Эйдховена на факультете (Department of the Built Environment) по специализации «Организация городского пространства и системы дизайна» (Urban Management & Design Systems). Исследовательская работа А. Моисеевой направлена на изучение пространственно-временного пове-

дения (Space-Time Behavior). За время учебы А. Моисеева написала ряд научных статей, стала участником международных конференций [1].

В этой связи интересно мнение президента Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий

О. Усковой: «Для России, являющейся одним из основных поставщиков интеллектуальных ресурсов, такая политика оборачивается серьезными потерями. Интеллектуальный уровень страны определяется не общим количеством, а количеством качества. Известный французский математик Блез Паскаль говорил: “Достаточно уехать 300 интеллектуалам, и Франция превратится в страну идиотов”. Сегодня мы находимся в такой же ситуации. Если из России уедут креативно мыслящие ученые, количество которых тоже не очень велико, то мы станем абсолютно беспомощной в технологическом отношении страной, и ни о какой политике инновационного развития нельзя будет вести и речи... Необходимо создать национальный фонд научных талантов, целью которого станет составление и ведение реестра наиболее талантливых и одаренных российских молодых ученых с предоставлением им особых условий для ведения научной деятельности» [14].

Голландские студенты в Кузбассе занимались исследованием кузбасско-голландских культурных связей.

В 2004 году с февраля по май в Кемерове с архивными материалами по истории АИК «Кузбасс» в музее «Красная Горка» работал голландский студент из Академии Рейнвардта Мариус Брейн. Практика студента из Нидерландов проходила в рамках сотрудничества голландского Фонда STAG с Кемеровской областью согласно подписанному в 1996 году Протоколу о намерениях. «Я давным-давно хотел попасть в Россию, в Кемерово, уже лет пять, как об этом мечтал... Нам, голландцам, интересна история голландских граждан,

которые здесь когда-то работали», - рассказал в интервью местной газете студент-практикант [15].

До приезда в Кемерово Мариус Брейн уже имел опыт работы в музеях Голландии. Так, например, в 2001 году он стажировался в городской мастерской по восстановлению документов, где отреставрировал несколько афиш и печатных изданий [12].

Итогом работы Мариуса Брейна в музее «Красная Горка» стала систематизация архивных материалов, связанных с АИК «Кузбасс». Также в ходе кемеровской практики Мариусом были изготовлены демонстрационные макеты приборов, которые используются в работе голландскими музейщиками. В планах у Мариуса было намерение использовать изученный материал в научных целях. Но из-за нехватки денежных средств задумка в жизнь не воплотилась.

В 2005 году Кузбассе при финансовой поддержки Фонда STAG стартовал международный проект обмеров здания Школы, участие в котором приняли голландские студенты Делфтского университета Ерун Кейвелаар и Даан Диилеман. Как вспоминали голландцы: «Сначала русские с изумлением и недоверием отнеслись к нашему исследованию старых зданий. Им было непонятно - зачем мы здесь? Но в ответ мы привели такой пример, сравнив историческое культурное наследие со сломанным кольцом, унаследованным от любимого дедушки, которое нужно отремонтировать, а не выбрасывать, чтобы купить новое» [3].

Результатом практической деятельности голландских участников стали выполненные чертежи здания, исследовательские разыскания и рекомендации по реставрационным мероприятиям. Состояние здания голландские студенты оценили как неудовлетворительное. По их мнению, большая часть проблем лежит в фундаменте здания, который необходимо зафиксировать, чтобы он более не смещал-

ся. Интересно предположение голландских студентов о том, что в здании сохранилось несколько оригинальных дверей [2].

Гости из Голландии работали совместно с учащимися КузГТУ под кураторством кемеровского архитектора И. В. Захаровой. В этой связи интересно привести выдержку из интервью голландского студента Даана Диилемана кемеровскому телеканалу, в котором он сообщил, что «.в этом международном проекте техническая подкованность русских участников и голландская скрупулезность в сочетании с детальностью дали положительный результат» [9].

Голландская студентка Софи Пэнзер проходила стажировку в КузГТУ. За время своего пребывания в Кемерове Софи Пэнзер была проведена комплексная исследовательская работа по анализу исторического района Красной Горки. Был проведен анализ зданий и их функций, рельефа, климатических условий, образа жизни, исторического развития. Чтобы картина по Красной Горке была более объективной, Софи исследовала ситуацию в целом по городу, познакомилась с генеральным планом развития Кемерово и привела сравнительные характеристики по анализируемым параметрам. В своем заключительном докладе голландская студентка сделала акцент на необходимости улучшения инфраструктурной и социокультурной составляющих столицы Кузбасса, необходимости реставрации памятников культуры [4].

Таким образом, контакты в художественной сфере носили практически односторонний характер, выразившийся в представлении своего творчества голландской стороной. Отметим, что мероприятия в культурной сфере Кузбасса с голландским участием стали своего рода открытием новых форм культурной реальности в жизни края. К таким событиям, в первую очередь, необходимо отнести выставку голландских художников в Кемерове. Это был первый международный про-

ект такого уровня, состоявшийся в Кузбассе. Участники мероприятия с обеих сторон получили колоссальный опыт культурной кооперации. Голландская сторона в лице Фонда STAG планировала продолжение и развитие этого партнерства. Но с кемеровской стороны, по причине финансовой несостоятельности учреждения культуры и отсутствия реально работающего механизма поддержки культурной отрасли, ответа не последовало.

Продолжение художественный проект получил благодаря инициативе голландского художника, привлекшего к участию в нем художников со всего Кузбасса.

Гуманитарный аспект кузбасско-голландского культурного партнерства, представленный деятельностью студентов двух стран, имел свои особенности. Во-первых, в Нидерланды по специальным международным программам уехали одни из лучших студентов Кузбасса. Во-вторых, в отличие от своих голландских коллег кузбасские студенты в большинстве своем остались на постоянное место жительство в Нидерландах. Это обстоятельство еще раз остро ставит проблему «утечки мозгов» из России и необходимости эффективной политики поддержки молодых специалистов. По некоторым оценкам, за период с 1999 по 2004 год, Россию покинули 25,000 ученых, а 30,000 ежегодно работают по системе контрактов за рубежом, что составляет примерно 5-6 % от общего научного потенциала страны. Можно выявить несколько причин «утечки мозгов»: слабая обеспеченность материально-технической и приборной базы, недостаточное внимание государства и общества в сфере научных исследований, низкий уровень оплаты труда как молодого ученого, так и ученого высшей квалификации, слабая интеграция фундаментальной науки с государственными и частными предприятиями, низкий престиж статуса ученого в России.

Литература

1. Anastasia Moiseeva. Employee page [Электронный ресурс] // Официальный сайт Университета Эйдховена. - Режим доступа: https://venus.tue.nl/epcgi/ep_detail.opl?taal=US&fac_id=97&voor_ org_id=&rn=19971451

2. Info School by Jeroen Keuvelaar (Info Restaurations Kemerovo) // ТА Фонда STAG. - C. 18.

3. Siberischetoestanden [Электронный ресурс] // Официальный сайт еженедельного журнала Делфтского Технологического университета. - Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa= t&source=web&cd=6&ved=0CEIQFjAF&url=http%3A%2F%2Fwww.delta.tudelft.nl%2Fartikel%2 Fsiberischetoestanden%2F 15117&rct=j &q= Siberische%20toestanden&ei=L5 CeToOxF4mA

4. Verslag Sophy // ТА Фонда STAG.

5. Агеева Ю. А. О Турции, творчестве и чувашской лесной поляне [Электронный ресурс]. -Информационно-развлекательный портал г. Кемерово. - Режим доступа: http://gazeta.a42.ru/lenta/ show/8619.html

6. Из беседы с Е. Митрофановой (октябрь 2010) // ЛА автора.

7. Из интервью с Е. Трибушининой (август 2011) // ЛА автора.

8. Из интервью с Ю. Шарпинской (август, 2011) // ЛА автора.

9. Из телеинтервью голландских студентов кемеровскому телевидению // ТА Фонда STAG.

10. Пейзажи Голландии: рекламный буклет. - Кемерово: Агентство рекламных форм, 2008.

11. Пейзажи Голландии [Электронный ресурс] // Официальный сайт Кемеровского виртуального музея изобразительных искусств. - Режим доступа: http://kemizo.ru/exhibition.html?id=89

12. Резюме М. Брейна // Научный архив МАУ «Музей-заповедник “Красная Горка”».

13. Сыграй на Панораме. Сибирь [Электронный ресурс] // Официальная русскоязычная версия проекта «Сыграй на Панораме». - Режим доступа: http://panographia.com/frames-ru.html

14. Утечка мозгов: Брейн-хантеры [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Ведомости». - Режим доступа: http://vedomosti.ru/newspaper/article/251767/brejnhantery

15. Фомина Т. В. Кемерово как на Марс // Томь. - 2004. - № 24. - С. 8.

16. Штраус О. Голландия где-то рядом // Кузбасс. - 2008. - 22 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.