Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА И ЧЕЛОВЕКА В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА И ЧЕЛОВЕКА В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЧЕЛОВЕК / ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РОМАН / ПОВЕСТЬ / РАССКАЗ / ГЕРОЙ / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фидарова Рима Японовна

Человек и государство тесно взаимосвязаны. Антропологическая ориентация государства развивается исторически. Само государство зародилось на заре политической истории человечества, в эпоху рабовладения или в феодальном обществе, как у алан-осетин, и тогда же формируется первый этап взаимосвязей человека и государства. Процесс становления социально-исторических связей человека и государства на первом этапе обусловлен своеобразием формирующегося государства. Оно состояло из двух социальных образований: из господствующих классов и из низших слоев. Соответственно отношение государства к ним было разное. Государство отстаивало социально-политический статус господствующего класса, чьи интересы оно и обслуживало, утверждая позиции данного класса. В целом государство так или иначе регулировало отношения между людьми. Новый этап во взаимосвязях человека и государства начался в эпоху капитализма, со становлением товарно-денежных отношений. Обусловлен он был объективными обстоятельствами жизни осетин, когда существенно изменились общественное бытие и общественное сознание. Изменился и человек, субъект общественной жизни. Если в эпоху феодализма государство составляли господствующие и зависимые субъекты, то в XIX в. на арену истории вышел класс буржуазии, появилась интеллигенция, вышедшая не только из буржуазии, но и из низших слоев. Данное обстоятельство существенно меняло, обогащало функции государства, и предъявляло к нему определенные требования. Скажем, требование быть политическим по характеру, т.е. решать политические задачи и обращать внимание на каждого человека, гражданина. По-другому сказывались отношения между человеком и государством в советскую эпоху. С одной стороны, целью своей оно ставило всестороннее и гармоничное развитие советского человека, с другой, - во всех сферах жизни укреплялось жесткое партийное руководство. В результате происходили серьезные трансформации во взаимоотношениях человека и государства. Значительно активизировались процессы демократизации общественно-политической жизни, что в итоге привело к распаду Советского государства. Осетинская литература, верная своему родовому свойству отражать правдиво социальную действительность, реалистически раскрыла все этапы становления взаимосвязей человека и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STATE AND THE PERSON IN OSSETIAN LITERATURE

Person and state are closely interconnected. The anthropological orientation of the state develops historically. The state itself arose at the dawn of the political history of mankind, in the era of slavery or in a feudal society, like among the Alan-Ossetians, and at the same time the first stage of the relationship between man and the state was formed. The process of the formation of socio-historical ties between a person and the state at the first stage is due to the originality of the emerging state. It consisted of two social entities: the ruling classes and the lower strata. Accordingly, the attitude of the state towards them was different. The state defended the socio-political status of the ruling class, whose interests it served, asserting the position of this class. In general, the state somehow regulated relations between people. A new stage in the relationship between man and state began in the era of capitalism, with the formation of commodity-money relations. It was conditioned by the objective circumstances of the life of the Ossetians, when social life and social consciousness changed significantly. The person, the subject of social life, has also changed. If in the era of feudalism the state was made up of dominant and dependent subjects, then in the 19th century the bourgeois class entered the arena of history, an intelligentsia appeared, emerging not only from the bourgeoisie, but also from the lower strata. This circumstance significantly changed, enriched the functions of the state, and made certain demands on it. Let's say the requirement to be political in nature, i.e. solve political problems and pay attention to every person, citizen. The relationship between man and state in the Soviet era had a different effect. On the one hand, it set its goal the all-round and harmonious development of Soviet people, on the other hand, tough party leadership was strengthened in all spheres of life. As a result, serious transformations took place in the relationship between a person and the state. The processes of democratization of social and political life became much more active, which ultimately led to the collapse of the Soviet state. Ossetian literature, true to its generic property to reflect truthfully social reality, realistically revealed all the stages of the formation of the relationship between man and state.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА И ЧЕЛОВЕКА В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

DOI: 10.46698^С2021.80.41.010

ХУДОЖЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВА И ЧЕЛОВЕКА В ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Р. Я. Фидарова

Человек и государство тесно взаимосвязаны. Антропологическая ориентация государства развивается исторически. Само государство зародилось на заре политической истории человечества, в эпоху рабовладения или в феодальном обществе, как у алан-осетин, и тогда же формируется первый этап взаимосвязей человека и государства. Процесс становления социально-исторических связей человека и государства на первом этапе обусловлен своеобразием формирующегося государства. Оно состояло из двух социальных образований: из господствующих классов и из низших слоев. Соответственно отношение государства к ним было разное. Государство отстаивало социально-политический статус господствующего класса, чьи интересы оно и обслуживало, утверждая позиции данного класса. В целом государство так или иначе регулировало отношения между людьми. Новый этап во взаимосвязях человека и государства начался в эпоху капитализма, со становлением товарно-денежных отношений. Обусловлен он был объективными обстоятельствами жизни осетин, когда существенно изменились общественное бытие и общественное сознание. Изменился и человек, субъект общественной жизни. Если в эпоху феодализма государство составляли господствующие и зависимые субъекты, то в XIX в. на арену истории вышел класс буржуазии, появилась интеллигенция, вышедшая не только из буржуазии, но и из низших слоев. Данное обстоятельство существенно меняло, обогащало функции государства, и предъявляло к нему определенные требования. Скажем, требование быть политическим по характеру, т. е. решать политические задачи и обращать внимание на каждого человека, гражданина. По-другому сказывались отношения между человеком и государством в советскую эпоху. С одной стороны, целью своей оно ставило всестороннее и гармоничное развитие советского человека, с другой, - во всех сферах жизни укреплялось жесткое партийное руководство. В результате происходили серьезные трансформации во взаимоотношениях человека и государства. Значительно активизировались процессы демократизации общественно-политической жизни, что в итоге привело к распаду Советского государства. Осетинская литература, верная своему родовому свойству отражать правдиво социальную действительность, реалистически раскрыла все этапы становления взаимосвязей человека и государства.

Ключевые слова: государство, человек, осетинская литература, роман, повесть, рассказ, герой, характер.

Человек и государство органично определение в организации государ-

взаимосвязаны. То есть в центре ин- ства» [1, 32].

тересующих государство на любом Рождение, становление и эволюция

этапе его становления и эволюции во- любого государства в истории нашей

просов находятся проблемы человека. цивилизации обусловлены разнообраз-

Как писал Гегель, «индивидуальность ными интересами человека, находяще-

есть первое и высшее всепроникающее гося в процессе постоянного развития,

116 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

социально-исторического формирования. Темпы и качество этого процесса на разных исторических этапах различны, а, стало быть, и типы государства многообразны. При этом как государство зависит от человеческого фактора, так и индивид по сути своей зависит от государства.

Художественное сознание осетин четко отразило процесс становления и эволюции взаимосвязей человека и государства. Скажем, в различных жанрах фольклора (в легендах, сказках, исторических, героических песнях, преданиях и т. д.) раскрыто положение господина и его вассала, феодала и его крепостного.

Феодальное государство подобным отношением к разным группам своих подданных оказывало им «медвежью» услугу, скажем, развращая пресыщенных жизнью господ, порой теряющих человеческий облик, и делая несчастными лишенных элементарных человеческих прав людей труда. В целом в классовом обществе государство к трудящемуся человеку относится как к человеку второго сорта, угнетая его права, личность, принижая его ценность.

Процесс этот замечательно отразился в творчестве К. Хетагурова, С. Га-диева, Е. Бритаева и др. В исторической повести С. Гадиева «Арагвийский алдар Эристави» раскрываются злодеяния феодала Грузии. О жестокости и коварстве Нугзара Эристави ходили легенды. Многие аулы Нугзар превратил в развалины, разорил их, оставив одни печальные груды камней. Историческая память горцев сохранила злодеяния феодала, отразив их в фольклорных произведениях грузин и осетин, активно использованных писателем Сека Гадиевым.

Действие в повести происходит еще до присоединения Грузии к России. Место действия - Гудское ущелье, где и творит свои беззаконные, бесчеловечные деяния алдар Нугзар, постепенно подчинивший себе осетин. Весьма красочно и мастерски описывает Сека битву моховцев против ненавистного алдара. Одолев моховцев, он покорил и жителей Гудского ущелья, и установил везде свои дикие, варварские порядки, вплоть до права первой брачной ночи.

Когда у бедных горцев Кызмыды и Берда, наконец-то, родился долгожданный сын, Нугзар приказал несчастной женщине кормить грудью его любимого щенка. И как-то возвращаясь домой через село, алдар решил навестить своего щенка, который показался ему тощим и голодным. Он вырвал из рук женщины ребенка и убил его, а матери приказал кормить лучше щенка. Вскоре подросший щенок укусил женщину в грудь, и она умерла. Обезумевший от горя Берд, лишился сна и покоя. Ошалело бродя по горам, он где-то замерз. Писатель показывает, как постепенно, доведенный до отчаяния народ, протестует. Так, в день праздника святилища Реком пришли гудовцы к священному месту. И старейшина их Мистал Руба-ев в форме хъарага (народного плача) повествует о горестной судьбе своего народа и призывает всех бороться. В конце концов доведенные до отчаяния люди расправились с ненавистным ал-даром. Но мало что изменилось для жителей ущелья: Нугзара сменил алдар Дзимсер Эристави, которого в конце концов тоже постигла участь его предшественника. А дело было так. Попав на ночлег в гостеприимный дом братьев Бурдули, он попытался обесчестить сестру их - красавицу Тамар. В результате

возмущенные наглостью гостя, братья убивают обидчика сестры.

Итак, Сека Гадиев реалистически и мастерски раскрыл суть драматических, а порой и трагических взаимосвязей человека и государства в эпоху феодализма.

Между тем, в феодальном обществе алан-осетин идут весьма важные социально-политические процессы, влекущие за собой не менее значительные для судеб истории этно-культурные явления. Это развитие производительных сил, совершенствование средств производства, что ведет к дальнейшему разделению общественного труда, появлению ремесленников, мануфактуры, машинного производства. Словом, в недрах феодального общества зарождаются новые, буржуазные общественные отношения.

Так феодальные общественные отношения перерастают в капиталистические, порождая новый способ эксплуатации. В результате перестраивается и вся_система ценностей общества и нормативов поведения. Также формируется новый тип человека, который оценивает мир и свое место в нем по-другому. А стало быть и ведет себя в жизни по-иному, резко меняются «социальные роли», нормы поведения, ценностные ориентиры в общественной жизни. Вместе со всем этим меняется образ мышления, сознание человека. Все это в итоге ведет к одному результату: формируется новый тип взаимоотношений человека и государства. Позитивным моментом данного процесса можно считать тот факт, что он породил мощнейшие возможности и перспективы исторического развития человеческой личности, стимулы становления индивидуальности, чего не смогло предоста-

вить феодальное государство. То есть утверждалась новая социальная ступень в историческом становлении человека, во взаимоотношениях человека и государства.

И, разумеется, новая буржуазная историческая эпоха выработала и закрепила идеологически, нравственно, психологически свое четкое представление о человеке как социально-историческом феномене со своим комплексом мировоззренческих идей, кодексом нормативов, санкционированных общественным сознанием ценностных ориентаций.

Вместе с формированием нового типа человека появилась необходимость формирования и нового представлении о человеке, связанного с новой системой самооценок, соответствующей объективным общественным потребностям, диктующей определенное поведение и особенности новой структуры личности и ее образа мыслей. Буржуазная эпоха формирует новые взгляды на человека, на его предназначение, новый моральный идеал в противовес феодальному и феодальным ценностям.

В результате кризиса феодализма происходит небывалый доселе поворот внимания к человеку, к его реальным делам и внутреннему миру. Вдруг доминирующей в духовной жизни стали проблемы личности, порожденные новой ситуацией. Все это ярко проявилось в морали, искусстве, культуре. И если ценности средневековой культуры были ориентированы на групповую, коллективную реакцию - сопереживание, так как отражали иерархизм социальной жизни при феодализме, то в искусстве буржуазной эпохи доминирующей становится индивидуальность. Ценностный смысл групповых форм

118 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

общения (религиозных праздников, обрядов и т. д.) в эпоху феодализма закрепляли нравственные устои своего общества, не особо выделяя индивидуальность. В буржуазном обществе ситуация кардинально меняется. Особенно это заметно в искусстве, которое по праву считается зеркалом внутреннего мира человека, взятого в историческом «разрезе». То есть всегда в искусстве, в т. ч. и в литературе, первым осознается и отражается появление нового типа человека, его нового образа мыслей и чувственного мира.

В осетинской действительности в XIX в. социальное мироустройство, по сути своей еще феодальное (по крайней мере, в первой половине XIX века), приходит в конфликтное противостояние с энергичным духом капитализма, его интересами, требующими установления совершенно нового типа общественных отношений. Господствующей становится буржуазная мораль, которая пронизывает все сферы бытия общества, обретя своих носителей-субъектов практически во всех классах осетинского общества. Господствующий класс осуществляет контроль над средствами духовного производства и навязывает свои ценности всем. Прекрасно это отразилось в романе Е. Уруймаго-вой «Навстречу жизни».

В отличие от предыдущих типов морали (первобытной и феодальной) буржуазная выражает, вернее, акцентирует и актуализирует интересы абстрактной личности, то есть той, которая не принадлежит ни к какому классу, ни к какому сословию. Так, она утверждает естественные, присущие человеку от природы права и свободы человеческой личности: право на жизнь и свобода ее устраивать но своему желанию; право

мыслить и действовать самостоятельно, не подчиняясь посторонним установлениям, не принимая предрассудков.

Большую роль в осмыслении взаимосвязей человека и государства в буржуазную эпоху сыграли осетинские просветители. Они основывали свою этическую программу на признании государства, общества как важнейшего условия свободного развития личности, целью которого является сам индивид. Всеобъемлющая система соподчинения и иерархии феодальной идеологии и морали разрушается. Прежде всего, это заметно в сфере интеллектуальной деятельности и творчества, а затем и в политико-экономической области. Вели борьбу за секуляризацию духовной жизни и защиту свободы мысли, против религиозного мракобесия и за раскрепощение личности. При этом просветители большое внимание уделяли и проблеме восприятия новой государственности, новой общероссийской ментальности.

В конце XVIII - начале XIX в. появляются первые северокавказские просветители. Среди них - Г. Токаев, И. Ял-гузидзе. В 60-70-е годы XIX в. такие представители осетинской интеллигенции, как И. Кануков, А. Гассиев и др., озабоченно занимались вопросами народного просвещения горцев, стремясь помочь им адаптироваться к активно идущим аграрной и административно-судебной реформам. Словом, способствовали становлению новой хозяйственно-трудовой этики.

В 1880-1890-е гг., когда горские народы усиленно вовлекались в товарно-денежные отношения, просветители К. Хетагуров, А. Ардасенов, Г. Цаголов в своих публицистических работах неоднократно высказывались о том, с

каким трудом внедряются в повседневный быт и уклад горской жизни элементы капитализма, как нелегко и с каким драматизмом постоянной и повсеместной ломки своего менталитета и веками складывавшегося сознания традиционное горское общество адаптируется к новым реалиям жизни в составе российского государства.

Просветители большое внимание уделяли вопросам хозяйственно-трудовой деятельности горских обществ. У них зародились новые, отличные от привычных взглядов традиционного общества взгляды на труд и его предназначение в повседневной жизни народа.

Конечно, они видели все негативные аспекты во взаимоотношениях человека и государства в эпоху капитализма. Прежде всего краеугольным камнем в трудовой этике просветителей является труд, честный, добросовестный, высокопроизводительный. В их сознании именно труд есть важнейший нравственный критерий ценности человека. Он - общественно значимое, а значит и самое престижное, самое достойное человеческого звания занятие на земле. В их представлении, нет ничего значительнее, прекраснее, возвышеннее, чем честный, повседневный, созидательный труд работающего человека, независимо оттого, занят он крестьянским трудом, работает он в шахте, на заводе или в кустарном производстве. Труд порождает и общественное богатство, и процветание народа. А потому они всячески стремились приложить свои усилия к формированию в сознании горского общества и каждого его члена убеждения в том, что только вместе с Россией, в составе российского государства горцы придут к лучшей жизни. Только приобщившись к достижениям

современного образования, сформировав в себе гражданина, взрастив в своем сердце любовь к другим народам и, прежде всего, к русскому народу, переняв современные методы хозяйственно-экономической жизни, горцы выйдут из состояния вековой нищеты и дремучего бескультурья, полагали просветители.

В 1880-1890-е гг. в среде интеллигенции зародились народнические идеи и настроения. Так, Г. Цаголов разоблачал капитализм как «лакейскую цивилизацию», как «чудовища, не знающего пощады [2]. А. А. Ардасенов отмечал, что «приобщение края к современному строю и цивилизации... только обострило и еще более углубило материальную нужду крестьянского населения [3,284]. Подобные настроения усугублялись еще и особым, недружественным отношением «акул мирового капитализма» к природным богатствам Северного Кавказа.

Во второй половине XIX века активно шли в осетинском обществе поиски национальной идентичности, закладывались смыслообразующие основы национальной культуры нового типа, рождались новые ментальные духовные структуры. В целом формировался новый образ жизни и соответственно новый тип мышления, что пробудило в сознании горцев стремление к знаниям. Горцы начинают осознавать, что источник их бед и главное общественное зло заключается в их невежестве, предрассудках и суеверии.

И. Кануков воссоздал образ нового человека, представителя алдарского сословия, впитавшего принципы новой морали, морали, диктуемой условиями жизни буржуазного общества. Герой очерка «Горцы-переселенцы» Хасан -молодой человек. Он целеустремленно

120 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

идет к заветной цели: стремится накопить первоначальный капитал и открыть свое небольшое производство. Он мыслит, чувствует и ведет себя как настоящий хозяин, преследующий единственную цель: работать с выгодой для себя и окружающих. При этом «вопреки традициям своей знаменитой фамилии, этот молодой человек имеет сильное предубеждение к джигитству, к бесцельным разъездам и даже к ношению кинжала» [4, 58].

Такой подход к жизни изменил и его внутренний мир кардинально. «Я так привык теперь к хлопотам, - замечает Хасан, - что не могу усидеть ни одного часа и презираю от души человека праздного и бездельного». Спасая покосное поле соседнего аула от затопления, герой замечает: «Я работаю не для своей собственной пользы, приходится работать и на благо своих земляков, которые... относятся к моим начинаниям не особенно благодарно» [4, 84].

Писатель создает другой тип национального характера. Так, он рисует образ Данела, который, прекрасно владея дворянским этикетом, постоянно пребывает на «светских» мероприятиях: ни одна свадьба, пирушка не обходится без участия этого молодого, обаятельного горца, добряка и праздного гуляки, безответственного и беззаботного человека. «Для него нет определенного, постоянного местопребывания, хотя у него есть своя собственная сакля. Но что за сакля? Она похожа на сказочную избушку на курьих ножках. Стоит эта сакля особняком, почти на самой середине улицы, без всяких пристроек и забора. В ней живет престарелая мать Данела, потерявшая всякую надежду на помощь со стороны сына [4, 38].

Конечно, будущее за Хасаном, а не за Данелом, несмотря на все его обаяние и добродушный, приветливый нрав, - убежден Кануков. Ведь против могущественного напора цивилизации не устоят никакие традиции старины. Некоторые алдары начинают задумываться о том, правильно ли они живут, «Что за жизнь наша? - говорит один из местных жителей. - Посмотришь, как живем мы, так даже совестно. Право, прежние наши холопы живут гораздо состоятельнее нас.» [4, 20]

Художественное мышление эволюционируем Литература стремится решить проблему создания характера человека действующего, человека-борца. Это обусловливает качественно новый этап в развитии национальною самосознания народа, наиболее полно выразившийся в творчестве Коста Хетагурова, совершившего переворот в художественном мышлении осетин, обогатив его обостренным чувством истории. Характерологические поиски привели К. Хетагурова к созданию образов положительных героев Фатимы и Ибрагима (поэма «Фатима»), Осмысление явлений действительности с точки зрения историзма дало мощный толчок развитию художественного мышления поэта. Хетагурова привлек исторически новый, перспективный тин горянки, и он воплощает его в образе Фатимы. Традиционный образ горянки - воплощенное смирение, рабская покорность судьбе. Ведущее же качество в характере Фатимы - активность. Она действует как самостоятельная личность: будучи княжеской дочерью уходит к холопу Ибрагиму. Она - счастливая женщина, любимая и любящая, свободная личность. Верность чувству историзма, высокая степень осознания социальных

проблем современности заставляет Хетагурова с более новых позиций рассматривать и характер.

Острота чувства истории внесла с собой в художественное мышление идею классового самосознания. Этому, то есть пробуждению классового самосознания народа, и были отданы все силы ума и души Коста Хетагурова. Он продолжает стратегическую линию художественной литературы, ведет сложный творческий поиск с иных качественных высот. Активно «переплавив» в своем творчестве чувство истории, Хетагуров художественно достоверно показывает, как изменение мировоззрения людей ведет к повышению требовательности к человеку. Новая социальная действительность диктует свои, возрастающие потребности в новых характерах. Эти же потребности диктуют определенную расстановку характеров на сцене истории. А государство в эпоху становления и развития буржуазных отношений регулировало деятельность людей.

В советскую эпоху складываются новые отношения между человеком и государством. Прежде всего это обусловлено его социальной ролью, ведь исторически целью советского государства было провозглашено всестороннее и гармоничное развитие человека, т. е. его физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, профессиональное становление.

И на это советское государство тратило много средств: строились школы, клубы, дворцы культуры, театры, кинотеатры, открывались новые университеты. Однако параллельно укреплялось партийное руководство над всеми процессами, происходившими в жизни советского общества. В 30-е годы темпы

демократизации значительно замедлились: начались репрессии, что, конечно же, не могло не внести свои коррективы в диалектику и динамику взаимосвязей человека и государства. Однако в 1940-е гг., когда шла Великая Отечественная война, советский человек стал на защиту своей родины и отстоял свободу и независимость страны. После войны начался бурный процесс демократизации общественного сознания. Ведь жизнь в 1950-1960-е гг. уже не могла быть прежней, довоенной: народ стал задумываться.

Словом, жизнь внесла свои поправки и акценты во взаимосвязи человека и государства. Процессы демократизации общественной жизни активизировались объективно уже в 1970-1980-е гг. А со второй половины 1980-х гг. советское общество вступило в эпоху окончательной трансформации, приведшей в 90-е годы к распаду советского государства. Все данные процессы коренным образом изменили взаимосвязи человека и государства. В 20-х, 30-х, 40-х гг. XX в. четко различаются основные классовые признаки, формируется и утверждается советское государство. Оно всячески усиливает свое воздействие на классы, требуя повышения их ответственности за свое участие в сфере общегосударственного производства. Начало процесса формирования принципиально новых взаимоотношений человека и советского государства отразил в своем романе «Брат на брата» А. Цаликов [5, 26]. Писатель в романе повествует о сложных перипетиях судьбы главного героя Алибека, бывшего офицера царской армии, четыре года воевавшего на фронтах первой мировой, а в годы революции и гражданской войны решив-

122 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

шегося уйти в мирную жизнь и вернуться на родину, в Осетию. Цаликов полагает, что конец одного процесса, явления, ситуации порождает начало другого, нового, более прогрессивного. И происходит это, по его мнению, на базе принципа преемственности, ведь новое качество жизни, созидая новые образы жизни, несет на себе печать старого.

Алибеку нелегко порой совладать со своими прежними представлениями о мире, о жизни, со своими старыми привычками, но он все же борется и с собой прежним, и с «несовершенством» национального мира и обстоятельствами, побудившими пойти брата на брата.

В целом реализм, основывающийся на философских идеях о сути человека, смысле его бытия, об обществе и т. д., дает писателю возможность раскрыть сущность человека, члена осетинского общества эпохи октябрьской революции и гражданской войны, как активно действующего, познающего себя и мир, обладающего сознанием и волей, ответственного за все происходящее вокруг, как субъекта, творца истории.

При этом, конечно, по мнению писателя, человек как субъект, зарождается в «утробе» буржуазного государства, являющегося созидателем своих общественных отношений, общественного сознания, психологии, менталитета и культуры, государства, права и т. д.

Тщательно исследует писатель динамику жизни осетинского народа в столь сложную историческую эпоху. Анализирует суть человека, эпохи, в которой он живет, и причины развала государства великой России. Пытается понять, что же новое построится на обломках разваливающегося государства. Али-

бек, главный герой романа, задумывается о судьбах Родины, классовой борьбе, развязавшей братоубийственную бойню. Задумывается о духовной жизни общества, о его сознании, об идеологии, о власти и, конечно же, о судьбе рядового, обычного человека, вовлеченного в водоворот грандиозных, но бессмысленных событий.

Таковы сложные взаимосвязи человека и государства в осмыслении писателя.

В повести «Честь предков» Ц. Гадиев художественно исследует процесс формирования нового социалистического мироощущения у забитых крестьян, освобождения их от власти и гнета отсталых и вредных обычаев и традиций. В семье Дахци происходит «великий раскол»: дочь и сын вступают в комсомол, когда в селе появляется комсомольская ячейка, члены которой хотят строить новую жизнь и принципиально новые отношения между людьми: идет процесс коллективизации в осетинском селе. Дахци, конечно, сторонник вековых, традиционных представлений о «чести предков». Но постепенно прозревает неграмотный горец: уроки собственной жизни раскрывают ему глаза на социальное неравенство, на историческую несправедливость. Старик всю сознательную жизнь работает не покладая рук, а, сколько себя помнит, нищенствует со своей семьей, хотя бездельником никогда не был.

Так, Гадиев формирует свою собственную концепцию взаимоотношений человека и государства. Ведь процесс коллективизации, по мнению писателя, сопровождался не менее значительным по своей важности и актуальности явлением социально-политического, идеологического, нравствен-

ного освобождения человека. Художественная концепция повести стремится на убежденности Гадиева в том, что новая действительность создает нового человека, который, в свою очередь, продолжает совершенствовать саму новую жизнь и новые обстоятельства, формируя новые условия для постоянного совершенствования взаимоотношений человека и общества, человека и государства.

В 60-80-е гг. ХХ в. изменилась сущность человека. Он более ориентирован на себя, свой личный успех, - в жизни, в труде, на собственные материальные интересы. Стал стремиться к своему профессиональному успеху, к карьере. Эти процессы, связанные с личными интересами человека как субъекта жизнедеятельности в общности, ведут к качественным изменениям внутри класса, народа, семьи.

Словом, произошла серьезная социально-классовая эволюция в советском обществе. Постепенно, уже в 60-х годов на фоне развития демократических основ советского общества, наступления «оттепели» в жизни классов зреют особенно ярко духовные процессы, идеи социальной справедливости, социальной защиты людей. Эти процессы ведут к тому, что качественно меняются сущность классов, отношения между ними. Процессы, происходящие в общественном сознании 1970 - начала 1980-х гг. глубинно отразил в своем романе-мифе «Седьмой поход Сослана Нарты» писатель М. Булкаты. В целом романное мифомышление полемизирует с философией марксизма, которая обогащает типологию человека своим пониманием его сущности, конечно же, социальной. Человек - бог, утверждают марксисты. И какие же свойства бога

ему при этом приписываются? Свойства творца. Мол, человек приобретает власть над природой и ходом истории. Упускается из виду, что он прежде всего - существо нравственное. И в этом смысле человек - бог, и, разумеется, должен правильно понимать свое место в этом мире.

Идеология марксизма исходит из того, что, во-первых, человек не божественного происхождения, а продукт развития природы, венец ее. Во-вторых, зло произошло не по чьей-то воле, а существует само по себе. В-третьих, что человек по своему образу и подобию преобразует мир, т. е. он имеет огромную власть над всем и вся. Может проникать в атом, во внутреннее строение вещей и явлений. Может выращивать детей в колбах и пробирках. В-четвертых, человек способен изменять ход истории, - посредством преобразования общественных отношений, государственного устройства. То есть создает новый мир, новую реальность, нового человека. Словом, человек приобретает власть и над исторической необходимостью.

Писатель как бы задает вопрос о том, не ведет ли это к мысли, что человек свободен от совести и ответственности? И не происходит ли здесь упрощение истины, а именно: недооценка духовной стороны жизни человека? Ведь дух и материя одинаково важны и существенны? И ставить вопрос о том, что из них первично, не совсем корректно. Это две стороны одной медали. Об этом напоминает роман-миф, созидающий свою концепцию мира и человека, государства и человека и представившего своеобразную пространственно-временную модель человеческого общества в социальном эксперименте

124 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

Челахсартага. Конечно же, эксперимент этот не нов. О стремлении преобразовать мир по субъективной воле повествуется еще в сказании о построении Вавилонской башни в Ветхом Завете. Но чем эта затея кончилась?.. Так же и обречен эксперимент Челахсаргата. А суть эксперимента в том, что вождь далимонов (чертей) Челахсартаг решил изменить природу человека: создать новый тип человека, абсолютно лишенного памяти и способности мыслить, но тупо, не задумываясь, работающего, не покладая рук, во славу Третьего мира. Такого качества горе-творец человеческих душ достигал, искупав несчастных

своих рабов в водах чудесного Молочного озера.

Но однако же эксперимент Челахсар-тага не удался: со временем, как только заканчивалось действие чар Молочного озера, память вновь возвращалась к человеку, и тот сразу же возвращался к своему прежнему качеству, к общечеловеческим нравственным ценностям, что случилось и с советским человеком на определенном этапе развития советского государства.

Так в осетинской литературе отразились различные типы взаимоотношений человека и государства в разные исторические эпохи.

1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа // Сочинения. В 14 т. М., 1956. Т. 3.

2. Цаголов Г. Просвещение горцев // Терские ведомости. 1898. №79.

3. Ардасенов А. Избранные труды. Владикавказ, 1997.

4. Кануков И. В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1985.

5. Цаликов А. Избранное. Владикавказ, 2002.

Fidarova, Rima Ya. - V. I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies of the Vladikavkaz Scientific Centre of RAS (Vladikavkaz, Russia); rfidarova@ mail. ru

ARTISTIC AND PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STATE AND THE PERSON IN OSSETIAN LITERATURE.

Keywords: state, person, Ossetian literature, novel, story, hero, character.

Person and state are closely interconnected. The anthropological orientation of the state develops historically. The state itself arose at the dawn of the political history of mankind, in the era of slavery or in a feudal society, like among the Alan-Ossetians, and at the same time the first stage of the relationship between man and the state was formed. The process of the formation of socio-historical ties between a person and the state at the first stage is due to the originality of the emerging state. It consisted of two social entities: the ruling classes and the lower strata. Accordingly, the attitude of the state towards them was different. The state defended the socio-political status of the ruling class, whose interests it served, asserting the position of this class. In general, the state somehow regulated relations between people. A new stage in

the relationship between man and state began in the era of capitalism, with the formation of commodity-money relations. It was conditioned by the objective circumstances of the life of the Ossetians, when social life and social consciousness changed significantly. The person, the subject of social life, has also changed. If in the era of feudalism the state was made up of dominant and dependent subjects, then in the 19th century the bourgeois class entered the arena of history, an intelligentsia appeared, emerging not only from the bourgeoisie, but also from the lower strata. This circumstance significantly changed, enriched the functions of the state, and made certain demands on it. Let»s say the requirement to be political in nature, i. e. solve political problems and pay attention to every person, citizen. The relationship between man and state in the Soviet era had a different effect. On the one hand, it set its goal the all-round and harmonious development of Soviet people, on the other hand, tough party leadership was strengthened in all spheres of life. As a result, serious transformations took place in the relationship between a person and the state. The processes of democratization of social and political life became much more active, which ultimately led to the collapse of the Soviet state. Ossetian literature, true to its generic property to reflect truthfully social reality, realistically revealed all the stages of the formation of the relationship between man and state.

REFERENCES

1. Hegel, G. Entsiklopediya filosofskikh nauk. Ch. 3. Filosofiya dukha [Encyclopedia of Philosophical Sciences. Part 3. Philosophy of spirit]. Sochineniya. V14 t. [Works. In 14 vols]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoi literatury, 1922, vol. 3. 368 p.

2. Tsagolov, G. Prosveshchenie gortsev [Enlighment of highlanders]. Terskie vedomosti [Terek statements]. 1898, no. 79.

3. Ardasenov, A. Izbrannye trudy [Selected works]. Vladikavkaz, RIPP im. V. A. Gassieva, 1997. 335 p.

4. Kanukov, I. Vosetinskom aule [In Ossetian village]. Ordzhonikidze, Ir, 1985. 475 p.

5. Tsalikov, A. Izbrannoe [Selected works]. Vladikavkaz, Ir, 2002. 543 p.

126 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 41 (80) 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.