Научная статья на тему 'Художественно-эстетическое воспитание личности средствами бального танца'

Художественно-эстетическое воспитание личности средствами бального танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3382
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СОВРЕМЕННОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА / ПРОЦЕСС ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / SPHERE OF MODERN BALL DANCE / PROCESS OF ART AND ESTHETIC EDUCATION / SOCIAL-CULTURAL VALUES OF MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанкин Юрий Викторович

Автор раскрывает современные проблемы и тенденции художественно-эстетического развития личности средствами бального танца. В статье подробно рассмотрены выявленные автором организационные и психолого-педагогические механизмы, основные компоненты (содержание, методики, система и др.) в большей или меньшей степени очевидности, оказывающие воздействие на личностно-профессиональное развитие средствами бальных танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шанкин Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART AND AESTHETIC EDUCATION OF THE PERSONALITY BY MEANS OF BALL DANCE

The author opens modern problems and tendencies of art and esthetic development of the personality by means of ball dance. In article the revealed by author organizational and psychologicalpedagogical mechanisms, the main components (the contents, techniques, system, etc.) to a greater or lesser extent the evidence, affecting personal and professional development by means of ballroom dancing are considered in detail.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетическое воспитание личности средствами бального танца»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ БАЛЬНОГО ТАНЦА

Ю. В. ШАНКИН

Автор раскрывает современные проблемы и тенденции художественно-эстетического развития личности средствами бального танца. В статье подробно рассмотрены выявленные автором организационные и психолого-педагогические механизмы, основные компоненты (содержание, методики, система и др.) в большей или меньшей степени очевидности, оказывающие воздействие на личностно-профессиональное развитие средствами бальных танцев.

Ключевые слова: сфера современного бального танца, процесс художественно-

эстетического воспитания, социально-культурные ценности современного общества.

Сфера современного бального танца бытовые жизненные ситуации, праздники, балы, вечера и т. д., где его главная цель способствовать общению людей между собой. Однако социальная роль бального танца значительно шире, она определяется теми многообразными эстетическими этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано обучение танцевальному искусству.

Новое тысячелетие диктует новые правила жизни, требующие от человека активных действий. В соответствии с государственной политикой сохранения и развития культуры в последние годы успешно реализуются значимые проекты и мероприятия, где вопросы художественно-эстетического воспитания и образования являются основополагающими. Роль культуры как средства возрождения общечеловеческих идеалов как основа становления культурного единого пространства, единой системы универсальных ценностей на сегодня велика. Экономическое развитие стимулирует творчество людей, отличающееся разнообразием форм, толерантностью и открытостью новым идеям.

Бальный танец как искусство человековедения, где объектом исследования и изображения, а равно инструментом и исполнителем является сам человек, да еще непосредственно взаимодействует с партнером на сцене и зрителями, является уникальнейшим средством развития социально активной, творческой личности.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, воспитанник не просто пассивно воспринимает

красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, воспитанник глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, а эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.

Художественно-эстетическое воспитание -основа нравственного и духовного развития личности. Процесс художественно-эстетического воспитания личности средствами бального танца отличается длительностью. По сути, он длиться всю жизнь. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причем наибольший результат приносит любимая деятельность. Залог эффективности воспитательного процесса в коллективе бального танца - атмосфера творческой радости от совместной работы, обстановка доверия и требовательности с преимущественной ориентацией на положительное.

Главная цель образования и воспитания -формирование всесторонне и гармонически развитой личности, которая по-прежнему остается идеалом всего человечества. Но цели современного отечественного образования и воспитания адаптированы к современным условиям переходного периода в развитии России XXI в. Поэтому цель воспитания в самом общем виде формулируется как помощь личности в разностороннем развитии, это отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Образование служит решению «задач формирования общей культуры личности,

ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии».

Процесс воспитания имеет свои особенности и является более сложным, чем обучение, так как связан с внутренним миром личности, ее взглядами, убеждениями, установками, потребностями. Воспитательный процесс - это процесс целенаправленный.

Эстетическое воспитание подрастающего поколения средствами искусства всегда было актуальной проблемой. Оно обеспечивает возможность общеэстетического образования, уделяя равное внимание всем видам искусства и осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра). Художественноэстетическое воспитание происходит также под влиянием средств массовой информации. Особая роль в эстетическом воспитании отводится бальной хореографии. Волнуя и радуя, она раскрывает перед воспитанниками социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Научить ученика различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Художественно-эстетическое воспитание должно проходить так, чтобы воспитанник чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряжённая работа окрашивается радостными чувствами. Видя красоту движения в бальных танцах, ученик коллектива бального танца развивается эстетически, приучается замечать и создавать прекрасное.

Художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми его сторонами. Пронизывая многие стороны жизни, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием воспитанника и реализуется в основных формах организации их деятельности. Формы организации эстетической деятельности учеников коллектива бального танца разнообразны. Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения бальный танец занимает особое место. Занятия бальными танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Между тем бальный танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного художественно-эсте-

тического совершенствования личности воспитанника, для его гармоничного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений воспитанника, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа.

Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Художественно-эстетическое воспитание -это творческий, направленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников на создание оптимальных условий организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие индивидуальности, самоактуализации личности.

Художественно-эстетическое воспитание -процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития творческих задатков и способностей. В число главных задач художественно-эстетического воспитания входят:

- формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей;

- раскрытие ученикам красоты и логики простейшего движения вообще и танцевальных движений в частности;

- приобретение навыков синхронизации танцевальных движений, осознание их закономерного характера, координации и умения управлять ими.

Задачи художественно-эстетического воспитания решаются не только в учебно-воспитательном процессе, но и на конкурсных выступлениях. Образцовый показ в сочетании с эмоциональным выразительным объяснением вызывает у учеников эстетическое удовольствие, желание выполнить движение с такой же легкостью, изяществом. Чем совершенна техника исполнения фигур, тем движения человека естественны, красивы, целесообразны и продуктивны. Педагог формирует эстетический вкус, обращая внимание также на правильную осанку, аккуратный костюм, стремясь вызвать у воспитанников радостные переживания.

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к

художественной деятельности и развитие творческих способностей.

Танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое художественно-эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Его радует точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

Педагог коллектива бального танца постоянно занимается эстетическим развитием своих воспитанников с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование познания интернациональной культуры, народного творчества, интереса и понимание красоты окружающего мира, общения.

Художественно-эстетическое воспитание должно проводиться систематически, только тогда оно приведёт к положительным результатам. Сложность художественно-эстетического воспитания определяется тем, что ученики в коллективе бального танца встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой не просто. При этом педагогу бального танца приходится проявлять такт, чуткость, применяя индивидуальный подход к воспитанникам. Он должен заинтересовать учеников, использовать в работе возможности каждого воспитанника, его перспективы. В обращении необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни.

Сегодня резко возрастает ценность и значимость художественно-эстетического воспитания в образовании. Основные условия художественноэстетического воспитания:

- уделять самое пристальное внимание проблеме художественно-эстетического развития учеников коллектива бального танца, формированию их художественной культуры как части духовной культуры. Поскольку нравственная культура формируется как на основе воздействия окружающих его людей, постоянно общающихся с ним, так и с помощью тех образцов, которые создает искусство: музыка и хореография, литература, театр, живопись, думается, что искусство может быть использовано в качестве важнейшего способа нравственного развития личности учащегося;

- для возможности благоприятного и разностороннего художественно-эстетического воспитания ученика способствовать созданию и сохранению коллективов бального танца, так как их педагогическая и социальная эффективность обеспечивает преемственность воспитательного процесса разными возрастными группами, ориентированного на активное творчество;

- необходимо осуществлять переход от кружковой работы к профессиональным коллективам бального танца, представляя воспитаннику широкий выбор в познании мира танца;

- вспомнив известное изречение, что «театр начинается с вешалки», применить его и по отношению педагогов к самим себе, следуя формуле «если не я, то кто же?». Крайне важно и необходимо самим педагогам осознать, понять, принять, примерить идеи художественно-эстетического воспитания и на личном примере в соблюдении нравственных норм морали, поведения, общения, через совершенствование своей личной культуры воздействовать на воспитанника;

- постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свой духовный потенциал. Возможно, что придется совершать над собой внутреннее насилие, но это как раз та форма насилия, которая не должна принести разрушения и зла. А внутренняя организация и сила воли всегда считались положительными качествами личности;

- в работе с воспитанниками уделять серьезное внимание выбору репертуара с учетом возрастных особенностей. Провести тематические концертные выступления, игровые конкурсные программы с привлечением семьи ребенка;

- большое внимание уделять проведению коллективных занятий совместно с родителями, используя различные формы: походы в театр, концертные залы, прогулки по городу, выезды на природу и т. д.;

- каждому педагогу смоделировать новые формы занятий, например, занятие - путешествие (по стране, по эпохе, по творчеству танцора и т. д.);

- заниматься совместно с детьми благотворительной деятельностью с обязательным объяснением, зачем, почему и для кого это делается (помогать ближнему своему);

- выезды в дома престарелых с концертными программами;

- концерты для инвалидов, детей-сирот;

- постоянно пояснять участникам понятия и противопоставления (добро - зло, прекрасное -безобразное, война - жизнь без конфликтов и разрушений).

Необходимо убеждать воспитанника, что, общаясь с прекрасным миром искусства, он способен изменить свою жизнь к лучшему и он сам средствами искусства может нести в мир прекрасное, излечивая души окружающих.

Специфика художественно-эстетического воспитания в коллективе бального танца обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у занимающихся мировоззрения на окружающий их мир, высокую нравственную культуру, художественное и эстетическое развитие. Кроме этого, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, пробуждает активное начало в исполнительском искусстве и формирует экологически-нравственную позицию. Эти задачи решаются с вовлечением учеников коллектива бального танца в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы.

Ученики коллектива бального танца воспитываются в деятельности, поэтому важно, какими отношениями эта деятельность наполняется, какие нравственные положения повторяются, воспроизводятся, закрепляются на опыте, в привычках, характере. Из этого складывается судьба воспитанника. Результатом такого воспитания будут, прежде всего, те действия, те усилия, которые он сам прилагает в деле самовоспитания и саморазвития.

Средства воспитательной деятельности педагога - набор разнообразных воздействий на воспитанников. Все они направлены на реализацию воспитания умений и навыков в творчестве и труде, формирование способности чувствовать, находить, оценивать и понимать красоту, развитие психических качеств - воображения, образного мышления, фантазии, воли, эмоциональной отзывчивости воспитанников.

Обычно психологические комплексы связаны с нарушениями в эмоциональной сфере. Воспитанник с серьезными проблемами эмоционального порядка не в силах развиваться так, как позволяют его способности. Необходимо выявить возможность удовлетворения потребностей в безопасности и любви. Всё, что ставит под угрозу или мешает удовлетворению этих потребностей, может порождать у него чувство незащищённости и жизненной неопределённости, что порой приводит к тому или иному эмоциональному расстройству.

В коллективе ведется работа по выявлению одаренных участников в области бальной хореографии. Для них необходимо предусмотреть спе-

циальные занятия индивидуальной подготовки, целью которых будет повышение уровня танцева-ния и профессиональная ориентация одаренных детей.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства метроритма, умения слышать и понимать музыкальный материал, согласовывать с ним свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. В танце много надо учитывать, чтобы получился красивый гармоничный танец -чувствовать партнеров, не сбиваться с ритма, слышать музыку и ее танцевать. И все это одновременно! А главное, при всем при этом - наслаждаться танцем.

Таким образом, это способствуют умственному, нравственному эстетическому, физическому, а главное творческому развитию ученика коллектива бального танца.

Занятия бальными танцами укрепляют организм: улучшают кровообращение, нормализуют нервную и дыхательную системы, развивают и поддерживают мышечный тонус. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.

В процессе постановочной работы и репетиций воспитанники приучаются к сотрудничеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.

В ходе учебно-тренировочных занятий воспитываются морально-волевые качества - ловкость, четкость, точность и т.д.

В процессе изучения бальной хореографии развиваются художественно-творческие способности, музыкально-ритмическое чувство, пространственные и временные ориентировки, внимание, память, формируются навыки парного тан-цевания. При помощи движения ученик коллектива бального танца познает мир. Занятия бальными танцами развивают: дисциплинирован-

ность, трудолюбие и терпение, чувство ответственности так необходимое в жизни, аккуратность в исполнении движений и опрятности в жизни, воспитании этикета.

Валеологическая направленность обучения танцам, соединения с духовно-творческой устремленностью - необходимые условия для гармоничного развития воспитанника.

В условиях учебно-воспитательного процесса в коллективе бального танца следует уделять особое внимание формированию мировоззрения вос-

питанников. Через интерес, понимание, инициативу процесс обучения проходит более эффективно, а сам принцип полихудожественного воспитания становится уникальной формой приобщения детей к искусству, нацеливая их внимание на получение разносторонних знаний.

Благодаря художественной фантазии и информации из «смежных» искусств границы творчества значительно расширяются.

Полихудожественный принцип обучения формирует и совершенствует проявившиеся способности воспитанника, стимулирует его творческую инициативу и устремленность к поиску своей мечты.

Давая различные творческие задания, педагог способствует проявлению активности, самостоятельности, сообразительности, смекалки, находчивости. Бальная хореография является дополнением и продолжением реальной жизни воспитанника, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить ни из каких-либо иных источников. Б. М. Неменский постоянно повторяет, что у искусства два крыла - реальность и фантазия. Создание танца - творческий процесс, требующий от педагога проявления творческих способностей, таланта, фантазии, работоспособности.

Сегодня ученые пришли к выводу, что воображение играет незаменимую роль в обучении и профессиональной деятельности. Благодаря развитию воображения обеспечивается творческий характер в любом виде деятельности, в том числе и в бальной хореографии. Достижение успехов в танце порождает у воспитанников чувство воодушевления, которое в дальнейшем обеспечивает новый, еще более высокий уровень успешной

деятельности, что дает толчок воображению и творчеству. Творческое воображение теснейшим образом связано с логическим мышлением, особенно с такими его операциями, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Творческие ситуации разыгрываются как для индивидуальной, так и для коллективной работы. Организация бальной и творческой деятельности воспитанников позволяет педагогу увидеть характер ученика, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в деятельности данного рода, выявить и развить его творческий потенциал.

Залог эффективности воспитательного процесса в коллективе бального танца - атмосфера творческой радости от совместной работы, обстановка доверия и требовательности с преимущественной ориентацией на положительное.

* * *

ART AND AESTHETIC EDUCATION OF THE PERSONALITY BY MEANS OF BALL DANCE

Yu. V. Shankin

The author opens modem problems and tendencies of art and esthetic development of the personality by means of ball dance. In article the revealed by author organizational and psychological-pedagogical mechanisms, the main components (the contents, techniques, system, etc.) - to a greater or lesser extent the evidence, affecting personal and professional development by means of ballroom dancing are considered in detail.

Key words: sphere of modern ball dance, process of art and esthetic education, social-cultural values of modern society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.