7. Medvedeva, M.V. (2022) Aranzhirovka i improvizatsiya kak formy tvorcheskogo osvoeniya pesennogo fol 'klora [Arrangement and improvisation as a form of creative mastering of song folklore]. Educational and methodological guide. Moscow: Gnesin Russian Academy of Music.
8. Medvedeva, M.V. (2017) Aranzhirovka kak vid tvorcheskogo osvoeniya pesennogo fol'klora [Arrangement as a type of creative mastering of song folklore]. In: Istoriya, teoriya i praktika fol'klora [History, theory and practice of folklore]. Proc. of the All-Russian scientific readings in memory of L.L. Christiansen. Saratov: SGK named after L.V. Sobinov. pp.58-63.
9. Bakke, V.V. (2024) Iskusstvo aranzhirovki narodnoi pesni [The art of arranging folk songs]. Educational and methodological guide. St. Petersburg: Lan': Planeta muzyki.
10. Zakharchenko, V.G. (1987) Narodnye pesni Kubani: iz repertuara Gosudar-stvennogo Kubanskogo kazach 'ego khora [Kuban folk songs: from the repertoire of the Kuban State Cossack Choir]. Vol. 1. Krasnodar: Knizhnoe izdatel'stvo.
УДК 75
DOI: 10.24412/2070-075X-2024-2-110-120
Н.В. Махно
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОСТОВА И НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА, ЕЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
В статье на основе архивных документов и материалов ретроспективных периодических изданий рассматривается художественная жизнь двух городов Дона: Нахичевани и Ростова в начале ХХ века.
Научная новизна исследования состоит во введении в искусствоведение ранее неизвестных данных о функционировавших в начале ХХ столетия в Нахичевани и Ростове художественных объединениях, классах, школах, мастерских, художниках-педагогах. Предмет исследования - формы художественной жизни Ростова и Нахичевани-на-Дону. В ходе работы использованы диахронный, компаративный, биографический методы, а также метод реконструкции.
Ключевые слова: художественная жизнь, Ростовское-на-Дону артистическое общество, Ростовско-Нахичеванское-на-Дону общество изящных искусств, Художественно-ремесленная учебная мастерская им. М.В. Попова, А.С. Чиненов, И.С. Богатырёв, С.Г. Недлер.
К исследованию художественной жизни и изобразительного искусства Дона специалисты обратились только в 1980-е гг. Искусствовед Ю.Л. Рудницкая в своей монографии охватывает весь период развития изобразительного искусства на Дону [1]. Ю.А. Немиров в статье, размещенной в каталоге выставки, освещает период деятельности художников всего региона с XVIII века до конца 1930-х годов [2]. В монографии об истории Ростовского художественного училища им. М.Б. Грекова его директор Г.С. Скопцова знакомит с его преподавателями и известными учениками [3]. Искусствоведом, научным сотрудником РОМИИ В.В. Рязановым в начале нынешнего столетия опубликована монографии о нахичеванских художниках «От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону» [4]. В перечисленных трудах выделенный нами период не является предметом специального рассмотрения. При составлении каталогов музейных коллекций либо отдельных выставок сотрудники Ростовского областного музея изобразительных искусств Г.И. Долгушева и Г.И. Голов-
кина энциклопедически отразили деятельность отдельных художников, их участие в выставках и художественных объединениях [5]. Вместе с тем, в большинстве данных работ допущены фактические ошибки, в том числе, и в биографиях художников. И потому работа Н.В. Махно, в которой на материале архивных сведений и материалов ретроспективной периодики была охарактеризована выставочная деятельность Ростовско-Нахичеванского-на-Дону общества изящных искусств, имеет большое значение для исследования художественной жизни этого региона в начале ХХ века [6].
Актуальность и новизна настоящей работы состоит во введении в научный оборот фактических данных о функционировавших в начале ХХ века в Нахичевани и в Ростове-на-Дону художественных объединений, классов, школ, мастерских, а также утраченных биографических фактов о жизнедеятельности художников-педагогов той эпохи.
Цель настоящей статьи - выявление и характеристика особенностей художественной жизни двух городов - Ростова и Нахичевани-на-Дону в начале ХХ века. Предмет исследования - формы художественной жизни Ростова и Нахичевани, представленные творчеством художников, а также деятельностью функционирующих художественных объединений, рисовальных школ, художественных выставок, публикациями художественной критики.
Основным материалом исследования послужили документы федеральных и региональных государственных архивов, а также Ростовского областного музея краеведения, Ростовского областного музея изобразительных искусств; дореволюционные издания в РНБ, ДГПБ. Проанализированы письма, автобиографии, уставы художественных объединений, каталоги различных выставок, отчеты о деятельности обществ. Наиболее информативными источниками стали материалы ретроспективной периодической печати.
До 1929 года на правом берегу реки Дон располагались два города: Нахичевань-на-Дону и Ростов-на-Дону, культурная жизнь которых находилась в тесном взаимодействии. Присущая российской жизни конца Х1Х века тенденция создавать различные общества, включающие, кроме художественного, также музыкальные, артистические, литературные направления, была свойственна и городам Юга России [6. С. 90]. В 90-е годы Х1Х века было создано Ростовское-на-Дону артистическое общество, целью которого, согласно Уставу, утвержденному в 1905 году, являлось содействие распространению всех отраслей изящных искусств, включая живопись и ваяние, и развитие интереса к ним [7. С. 1]. Для реализации поставленных задач, кроме проведения концертов, собраний, выставок, Устав также предусматривал открытие (с разрешения правительства) классов для преподавания в них музыки, живописи, рисования, ваяния [7. С. 1].
В 1895 году художником и педагогом А.С. Чиненовым, выпускником Московского Строгановского училища, при артистическом обществе, по согласованию с Императорской Академией художеств, были созданы и открыты художественные классы [8]. А.С. Чиненов не только заведовал художественными классами, но и преподавал в них, а с апреля 1900 года для руководства классами пригласили И.С. Богатырёва - выпускника Императорской Академии художеств, ученика И.Е. Репина. Городские власти содействовали работе художественных классов: они находились в бесплатно предоставляемом помещении городского клуба, частично финансировались из городского бюджета. А.С. Чиненов добился также субсидии Академии художеств в размере 1500 рублей [9].
Важным и новаторским для того времени стало решение художественного комитета Артистического общества о проведении выставок. Для выставки и устраиваемой в художественных классах картинной галерее Комитет принимал пожертвования в виде картин, этюдов и эскизов художников и граждан. На первой выставке экспонировались произведения И.К. Айвазовского, Л.Ф. Лагорио, И.Б. Лампи, К.А. Савицкого, А.К. Саврасова, И.И. Крылова, И.И. Шишкина и других мастеров. Работы были представлены из частных коллекций купцов, общественных деятелей города, меценатов: члена
нахичеванской городской управы Л.А. Аладжалова, директора табачной фабрики, создателя театра В.И. Асмолова, председателя правления электрического общества П.И. Авцына, банкира П.И. Крамера и др. Выставлялись также произведения художников-преподавателей И.С. Богатырёва, А.И. Мухина [10].
Таким образом, посредством организации учебного процесса, создания картинной галереи, проведения выставок, Артистическое общество достигало цели, обозначенной в Уставе, - оказывать содействие распространению всех отраслей изящных искусств и развивать в обществе интерес к ним. А с момента открытия художественных классов берет начало художественное образование на Дону.
Художники и общественные деятели двух городов объединили усилия для создания нового объединения, цели которого находились исключительно в сфере изобразительного искусства, а также включали просвещение народных масс и оказание поддержки и поощрения художникам и ремесленникам. Так, в декабре 1907 года было создано Ростовско-Нахичеванское-на-Дону Общество изящных искусств (РНОИИ), учредителями которого стали нотариус В.А. Томашевский, статский советник художник А.С. Чи-ненов и купец П.И. Крамер. Устав для достижения целей нового общества предусматривал разнообразные средства: открытие училища, библиотеки, выставок, галереи, устройство конкурсов с присуждением наград и премий, дневных, вечерних и воскресных классов рисования и живописи, лекций по вопросам искусства и издание художественного органа, которые Общество в большей степени использовало [11. С. 2].
Однако самым значительным направлением деятельности Общества стала организация и проведение весенних художественных выставок, открывавшихся в первый день после Пасхи, в связи с чем они получили название пасхальных. Первая выставка состоялась в Ростове-на-Дону в апреле 1911 года, только спустя три года после образования РНОИИ [12]. Вероятно, началу выставочной деятельности Общества способствовала активная деятельность нового председателя - присяжного поверенного (адвоката), коллекционера и общественного деятеля В.Ф. Зеелера. Длительное отсутствие выставок воспринималось горожанами крайне негативно. Анализ публикаций в периодической печати показывает, что два города весенние выставки ждали, а газеты подогревали интерес к ним, поскольку это было действительно большое событие в художественной жизни городов [13. С. 5; 14. С. 3].
Уже на Первой весенней выставке экспонировались произведения не только местных художников и скульпторов, но и авторов из разных городов России, а в дальнейшем выставки стали носить международный характер. На первой выставке было представлено 248 произведений разнообразных течений, начиная с классических мастеров -участников передвижных выставок, членов «Мира искусства», а также художников, входивших в объединение «Голубая роза», - П.В. Кузнецова, М.С. Сарьяна, П.С. Уткина и, наконец, футуриста Д. Д. Бурлюка. Увеличивалась не только география участников, но и количество выставляемых произведений: на третьей выставке было представлено 450 произведений, на четвертой - почти 600.
Выставки посещалась и художественными критиками, в том числе и приезжими, статьи которых затем появлялись в периодической печати. В апреле 1911 года в Ростове с публичными лекциями выступал художественный критик, преподаватель Строгановского училища Сергей Глаголь (псевдоним Голоушева Сергея Сергеевича), являющийся живописцем и графиком, а также рецензентом передвижнических выставок и выставок московских художественных объединений и обществ, на которых он и сам экспонировался. Увидев в местной газете объявление о художественной выставке, он не смог остаться равнодушным. В результате 16 апреля в «Приазовском крае» появилась его статья «Из впечатлений заезжего человека. 1-я весенняя выставка в Ростове», в которой он с теплом и интересом отозвался о выставке и некоторых местных художниках, с чьим творчеством впервые познакомился. «С удивлением и радостью
увидел на столбцах местных газет объявление о картинной выставке в Ростове, - писал Сергей Глаголь. - С большим интересом поспешил ее увидеть и с чувством искреннего удовлетворения вышел из ее зала... Итак, Ростов приобщается еще к новой стороне бурной жизни русского искусства. Воистину в добрый час!» [15. С. 2].
Благодаря активной деятельности Совета и членов Общества, Пасхальные выставки прижились, стали ежегодными и проводились в Ростове и в период Первой мировой войны, и в период гражданского противостояния. В связи с этим можно утверждать, что статьи и обзоры дошедших до нашего времени ретроспективных изданий являются одним из немногих источников информации о художественной жизни тех лет, а зачастую и единственным. Так, в обзоре 5-й весенней выставки, написанным журналистом «Приазовского края» Лоэнгрином (псевдоним одесского фельетониста Петра Титовича Герцо-Виноградского), воссоздан «дух» эпохи: «А искусство продолжает жить. Несмотря на все эти фронты, позиции, стычки, расстрелы, сражения, окопы, траншеи, пулеметы. и весь этот кромешный ад на земле и над землею - оно, как ни в чем не бывало, по крайней мере в Ростове, да и разве только тут? Дарит нас. зимами, веснами, закатами, ночами лунными и безлунными» [16. С. 5].
Даже сравнительно недолгая выставочная деятельность Общества достигла своей цели: приобщила население двух городов к изобразительному искусству, подняла художественный вкус и эстетическое воспитание в них на невиданный до этого уровень. Жителям региона стали доступны различные течения современного искусства, творчество столичных и заграничных мастеров. Для местных художников это был большой обмен опытом, возможность показать свое творчество - и не только местному зрителю, поиск своего стиля и, конечно, источник дохода.
Деятельность РНОИИ не ограничивалась организацией весенних выставок. В период их проведения оно привлекало для проведения лекций выдающихся деятелей искусства. В апреле 1916 года в зале Ростовского музыкального училища Императорского музыкального общества состоялась лекция скульптора, академика Императорской Академии художеств И.Я. Гинцбурга на тему «Скульптура у евреев», тезисы к которой были представлены в газете «Приазовский край» [17; 18. С. 2]. Лекции читали и местные деятели искусств: художники, музыканты. Значительна лекционная деятельность преподавателя музыкального училища, будущего директора Ростовской консерватории М.Ф. Гнесина, посвящавшего свои лекции взаимодействию живописи и музыки, античному искусству. Выставки проходили чаще одного раза в год. Общество ежегодно в декабре устраивало еще и рождественские выставки, проводившиеся по просьбе учащихся художественных классов [19].
В Ростове проводились групповые выставки «Салон», а также персональные выставки отдельных художников - членов РНОИИ, очень приветствовавшиеся и публикой, и критикой. Они позволяли в полной мере видеть процесс творческого развития художника, выявлять его индивидуальные особенности. Ученическая и персональная выставочная деятельность тоже нашла отражение в периодической печати начала века.
При РНОИИ продолжали действовать художественные классы, в которых обучали рисованию, живописи, анатомии и перспективе. Основная масса окончивших обучение поступала в столичные средние специальные либо высшие художественные учебные заведения, некоторые продолжали обучение за границей. Ростовско-Нахичеванское общество изящных искусств прекратило свою деятельность только в 1920 году, после установления советской власти на Дону.
Деятельность РНОИИ в начале ХХ века оставила без преувеличения самый яркий и значительный след в художественной жизни не только Ростова и Нахичевани, но региона в целом.
Почетный гражданин Нахичевани, банкир и купец М.В. Попов еще при жизни распорядился о выделении денежных средств для учреждения и содержания в
городе художественно-ремесленного училища, которые были внесены в Банк в сумме 100 000 рублей [20]. В 1905 году была создана Художественно-ремесленная учебная мастер- ская имени М.В. Попова (далее - мастерская, ХРУМ), 18 мая утвержден ее Устав [20. Л. 5-9]. Учебное заведение имело целью дать обучающимся «художественные познания и технические приемы для выполнения предметов из металла с применением к ним художественной отделки» [21. С. 3]. Первый учебный год для лиц, достигших 12 лет и имеющих начальное образование, начался 1 октября 1905 года.
Мастерская подчинялась Учебному отделу образованного в октябре 1905 года Министерства торговли и промышленности. Все организационные и финансовые вопросы решались Советом. Мастерские финансировались за счет процентов от вклада М.В. Попова, субсидии от его вдовы Е.К. Поповой, а с 1 сентября 1908 года - еще и субсидии Государственного казначейства. Для руководства мастерской был приглашен художник и педагог С.Г. Недлер, окончивший Академию художеств. Должность заведующего он совмещал с преподаванием [22].
В ХРУМ, кроме общеобразовательных дисциплин, изучали художественные предметы, включавшие черчение, рисование, композицию, историю орнамента (золотосереб-ряного производства) и лепку. Художественные практические работы производились в монтировочной, ювелирной, граверной мастерских, а со второго учебного года к ним добавились еще две - чеканки и эмали. Ученики сразу выбирали направление подготовки, но один раз в неделю обучались и иным специальностям. Выпускались из ХРУМ со званием подмастерья по ремеслу, а звание мастера присваивалось после трехлетнего опыта работы по специальности.
В праздничные дни Пасхи проходила выставка и продажа золотых и серебряных изделий, созданных учениками, с бесплатным входом, объявления о ней размещались в газетах [23; 24. С. 19, 20]. Изделия учеников успешно продавались и в Санкт-Петербурге в магазине, открытом Министерством торговли и промышленности в декабре 1910 года [25. С. 24].
Попечительский Совет заботился и об ознакомлении с работами мастеров из других регионов Российской империи, обмене опытом, командируя учеников и преподавателей на выставки, проходившие в крупных городах страны. Так, в мае 1911 года для поездки в Киев было выделено 300 рублей, командировано 12 учеников и 2 преподавателя [26. С. 3; 27].
Ученики принимали участие и в конкурсах: на большой Южно-русской сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставке, проходившей в течение трех месяцев, с 1 июля по 30 сентября 1910 года, в Екатеринославе, изделия обучающихся ХРУМа, а также их эскизы и рисунки были отмечены Большой серебряной медалью [24. С. 19]. Министерство торговли и промышленности, в свою очередь, стремилось постоянно повышать уровень обучения в нахичеванской мастерской, командируя заведующего С.Г. Недлера заграницу для изучения организации художественно-промышленного образования за рубежом. Осенью 1910 года он посетил соответствующие учебные заведения в Германии, Франции, Англии и Швейцарии [24. С. 22].
Нахичевань и в XIX веке имела традиции по изготовлению изделий из металлов, обработке серебра, которыми славилась в других регионах. Однако, благодаря образовательной деятельности мастерской, уровень теоретических и практических знаний ее воспитанников повысился, вследствие чего художественный уровень создаваемых изделий стал более высоким. Вместо шаблонных старых орнаментов появились новые, в основу которых было положено изучение растений, животных, окружающего мира. Благодаря обучающей деятельности мастерской, на Дону появились ювелирные изделия, предметы быта, посуда собственного производства небывалого ранее качества. Большой вклад в художественную жизнь региона учебное заведение внесло благодаря деятельности его бессменного руководителя С. Г. Недлера. До приезда в Нахичевань и
Ростов он уже имел восьмилетний опыт преподавательской деятельности. Длительное успешное преподавание в ХРУМ рисования, композиции, истории орнамента и металлургии способствовало развитию еще одного таланта С.Г. Недлера: он написал ряд учебных пособий, связанных с наглядной перспективой, азбукой орнамента, технологией обработки металлов, а также об организации ремесленного образования.
В июне 1920 года, после окончательного установления советской власти, мастерская им. М.В Попова стала Нахичеванской профессионально-технической школой по металлу, которая была впоследствии объединена с первой районной художественной школой А.С. Чиненова, что привело к созданию художественно-промышленного техникума.
В начале 1918 года, в период непродолжительного установления на Дону Советской власти, члены РНОИИ были вынуждены организовать иное художественное объединение - Ростово-Нахичеванский-на-Дону Союз художников живописи, ваяния и зодчества, который ставил задачей своей деятельности переустройство художественной жизни. Союз брал под охрану временно оставленные художественные ценности; например, библиотеку и коллекцию картин бывшего председателя РНОИИ, ростовского градоначальника В.Ф. Зеелера. В марте 1918 года при Союзе была создана студия с живописным и скульптурным отделами для работы с обнаженной натурой [28. С. 24]. РНОИИ совместно с вновь созданным художественным объединением в такой сложный период провели 8-ю весеннюю выставку картин [29].
Однако после установления Всевеликого войска Донского необходимость в деятельности Союза отпала, занятия в состоящей в ведении РНОИИ школе живописи и скульптуре были возобновлены, более того, в целях ее развития приглашены новые лекторы и преподаватели-художники.
После Октябрьской революции многие художественные деятели эмигрировали из страны. Особенность переходного периода в городах Дона выразилась в том, что в этом регионе эмиграция была незначительной, а, наоборот, ощущался стремительный приток творческой интеллигенции, деятелей разных направлений искусства, которые пытались найти убежище во вновь созданном Всевеликом войске Донском. В связи с пребыванием в Ростове и Нахичевани многих крупных художников и деятелей искусства у Совета Общества возникли планы по проведению ряда мероприятий с целью поддержки развития в городах изящных искусств, а также для увеличения членов РНОИИ.
Вместе с тем, прибывшие на Юг художники и деятели культуры пытались найти применение своему творческому потенциалу, обеспечить себя и свои семьи. Для многих основным видом деятельности на Дону стало преподавание и не только в уже существующих общеобразовательных учебных заведениях и художественных классах. Так, Магдалина Шагинян в Нахичевани открыла художественную школу (училище) им. М. Врубеля, в которой, кроме нее и сестры - М.С. Шагинян, преподавали приехавшие в Ростов художники М.С. Сарьян и Е.Е. Лансере, архитектор Н.Е. Лансере, а также местные художники Д.С. Фёдоров, А.К. Ованесов, С.М. Агаджанян [30. С. 24]. В марте 1920 года после установления советской власти школа была преобразована во 2-ю Советскую районную художественную школу, заведовала которой по-прежнему Магдалина Шагинян, а программа обучения была разработана Мариэттой Сергеевной Шагинян [31].
Городские и приезжие художественные силы участвовали не только в педагогической деятельности и работе художественных объединений, но пробовали себя в качестве театральных художников. В Ростове П.К. Вейсбрем и П.О. Слиозберг организовали ученический литературно-драматический кружок «Зеленое кольцо», в 1917 году преобразованный в «Театральную мастерскую» [32]. Энтузиаст театрального дела П.К. Вейс-брем собрал в кружке талантливых учеников, многие из которых впоследствии стали известными композиторами, режиссерами, драматургами, актерами. В оформлении спектаклей - эскизов к декорациям, декораций, костюмов - участвовали как местные
художники Д.С. Фёдоров, П.С. Питум, Н.М. Яковлев, А.Д. Силин, окончательно переехавший в Ростов (впоследствии один из основателей и заведующий картинной галереей при отрытом 1 мая 1920 года в Донском музее искусств и древностей), так и временно прибывшие М.С. Сарьян, А.А. Арапов, Н.Е. Лансере, С.П. Лодыгин. Композитор М.Ф. Гне-син не только писал музыку, но и читал лекции, проводил занятия по ритмике стиха, так как пьесы, поставленные в театре, имели исключительно стихотворную форму. В январе 1918 года, под вывеской «Театральная мастерская», состоялся показ первого спектакля - «Незнакомки» А. Блока, эскизы и декорации к которому изготовили Дмитрий Фёдоров и Павел Питум.
«Театральная мастерская» тесно взаимодействовала с Обществом изящных искусств, на заседании Совета которого в декабре 1918 года было принято решение о присоединении мастерской к Обществу, а сотрудников приняли в члены РНОИИ [33]. Постановки «Театральной мастерской» оказали существенное влияние на культурную жизнь города. Они высоко оценивались писательницей М.С. Шагинян, критиками А.А. Ардовым и М. Янковским, режиссером В.Э. Мейерхольдом, поэтами М. Кузминым, Ю. Анненковым и Н. Гумилевым, по настоянию которого театр в 1921 году переехал в Ленинград.
Несмотря на двадцатилетнюю работу художественных классов (сначала при Ростовском Артистическом обществе, затем при РНОИИ), созданных по инициативе А.С. Чиненова, в мае 1914 года он с одобрения Императорской Академии художеств открыл собственный класс рисования и лепки [34]. Программа обучения, разработанная им, включала 5 ступеней [35].
В марте 1920 года, после установления советской власти, А.С. Чиненов передал класс рисования государству. Его преобразовали в 1-ю районную советскую художественную школу, в которой А.С. Чиненов стал заведующим. В конце августа 1929 года художественной школа и Нахичеванская профессионально-техническая школа, бывшая мастерская им. М.В. Попова, были преобразованы в среднее специальное учебное заведение - художественно-промышленный техникум. В настоящее время это Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова.
Таким образом, художественная жизнь двух донских городов Нахичевани и Ростова, начиная с конца XIX века, протекала в тесной взаимосвязи. Влияние на нее оказывали как местные художественные силы, так и прибывшие на Дон творческие личности. Нельзя недооценивать и влияние лиц, непосредственно не связанных с изобразительным искусством, - местной интеллигенции, представителей других видов искусств, общественных деятелей, купцов и меценатов. В начале XX столетия художественная жизнь донского региона имела очень разнообразные формы, включавшие деятельность художественных объединений, рисовальных и художественных классов, школ, мастерских, проведение художественных выставок, лекций по искусству, литературно-музыкально-театрально-художественных вечеров, а также функционирование галерей и коллекций.
Особенностью художественной жизни на Дону явилось ее продолжение в период Первой мировой войны, а также усиление ее активности в период гражданской войны, что было связано с миграцией художественных и творческих сил в регион. Кроме того, в начале XX века в Ростове и Нахичевани были сформированы основные направления профессионального художественного образования, получившие продолжение в советское время.
Литература
1. Рудницкая Ю.Л. Xудожники Дона. Л.: Xудожник РСФСР, 1987. 234 с.
2. Xудожники земли донской: (Xудожественная жизнь края с XVIII в. по 30-е гг. XX в.). Каталог выставки / ред. В.В. Рязанов. Ростов н/Д, 1980. 72 с.
3. Скопцова Г.С. Из века в век: история РХУ в лицах. Ростов н/Д, 2009. 489 с.
4. Рязанов В.В. От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д: Изд-во ООО «Ковчег», 2011. 156 с.
5. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Живопись: каталог / науч. ред. А.А. Нарыжная. Ростов н/Д, 2002. 238 с.
6. Махно Н.В. Выставки общества изящных искусств - одно из направлений художественной жизни Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону начала ХХ века // Культурное наследие народов Юга России: итоги и перспективы изучения: сб. матер. Все-рос. науч.-практ. конф. Краснодар: КГИК, 2023. С. 90-97.
7. Устав Ростовского-на-Дону артистического общества. Ростов н/Д: Типография М.М. Фонштейн, 1905. 20 с.
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 12. 1895. Д. 34.
9. Приазовский край. 1900. № 33. 05 февраля.
10. Ростовское-на-Дону артистическое общество. Каталог 1-й Выставки картин, составленных из частных коллекций. Ростов н/Д: Типография М.М. Фонштейн, 1904. 8 с.
11. Устав Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств. Ростов н/Д: Типография Алексанова, 1908. 7 с.
12. Каталог первой весенней выставки Ростовско-Нахичеванского-на-Дону общества изящных искусств. Ростов н/Д: Изд. о-ва, 1911. 22 с.
13. Лаврский Н. Выставка картин // Приазовский край. 1911. № 95. 13 апреля.
14. Пасынков Л. Впечатления. На выставке // Приазовский край. 1 911. № 97.
15 апреля.
15. Глаголь С. Из впечатлений заезжего человека // Приазовский край. 1911. № 98.
16 апреля.
16. Лоэнгрин. На выставке картин // Приазовский край. 1915. № 88. 5 апреля.
17. Приазовский край. 1916. № 110. 27 апреля.
18. М.А. Лекция И.Я. Гинцбурга. Скульптура евреев // Приазовский край. 1916. № 114. 1 мая.
19. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 136. Оп. 1. Д. 27. Л. 11.
20. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 91. Оп. 1. Д. 834. Л.1, 1. Об. 2, 2. Об. 3.
21. Устав художественно-ремесленной учебной мастерской им. М.В. Попова в Нахичевани-на-Дону. СПб.: Типография А.В. Орлова, 1905. 16 с.
22. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 256. Оп. 1. Д. 1.
23. Приазовский край. 1911. № 94. 10 апреля.
24. Отчет о деятельности Художественно-ремесленной учебной мастерской имени М. В. Попова в Нахичевани-на-Дону, 1910-1911 учебный год. Ростов н/Д: Изд. «Южный телеграф», 1911. 30 с.
25. Отчет о деятельности Художественно-ремесленной учебной мастерской имени М.В. Попова в Нахичевани-на-Дону, 1911-1912 учебный год. Ростов н/Д: Изд. «Южный телеграф», 1912. 32 с.
26. Приазовский край. 1913. № 118. 07 мая.
27. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 256. Оп. 2. Д. 2. Л. 6.
28. Искусство: ежедневный журнал литературы, музыки, театра, живописи, скульптуры. Ростов н/Д. 1918. №1.
29. Каталог VIII весенней выставки Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств и Ростово-Нахичеванского-на-Дону Союза художников. Ростов н/Д: Изд. О-ва, 1918. 24 с.
30. Аким Ованесов / отв. ред. Н.В. Мирзабекова. Ростов н/Д: ООО «Ковчег», 2013. 53 с.
31. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-1818. Оп. 1. Д. 223а. Л. 3-6.
32. Письмо П.О. Слиозберга И.М. Гегузину от 24.10.1980. Фонд Ростовского областного музея краеведения КП 23477/1.
33. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 136. Оп. 1. Д. 27. Л. 2122 об.
34. Письмо канцелярии Императорской Академии художеств от 17.05.1914. Фонд Ростовского областного музея краеведения КП 27152.
35. Программа класса рисования и лепки учрежденного А.С. Чиненовым, г. Ростов-на-Дону. 1914. Фонд Ростовского областного музея краеведения КП 27156.
The Artistic Life of Rostov and Nakhichevan on Don in the Early Twentieth Century, its Forms and Directions
Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2024, 2 (93), 110-120. DOI: 10.24412/2070-075X-2024-2-110-120
Nadezhda V. Makhno, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: mahno.nadin@yandex.ru.
Keywords: the artistic life, Rostov on Don Artistic Society, Rostov-Nakhichevan on Don Society of Fine Arts, Art and craft training workshop named after Popova, A.S. Chinenov, I.S. Bogatyrev, S.G. Nedler.
Based on museum and archival documents, materials from retrospective periodicals, the article examines the artistic life of two Don cities: Nakhichevan and Rostov in the early twentieth century. The scientific novelty of this work consists in the introduction into art criticism of previously unknown factual data on the development of the artistic life of the period under study, functioning associations, operating classes, schools, workshops, lost biographical data about artists and teachers. The purpose of this article is to study and analyze the artistic life of Rostov and Nakhichevan on Don at the beginning of the XX century, to identify its specific features. The subject of the study was the forms of artistic life in these cities. The complex, diachronic, comparative, biographical and reconstruction methods were used. The analysis of archival and museum documents showed that the artistic life of the two Don cities, since the end of the nineteenth century, proceeded in close interrelation. It was influenced by both local artistic forces and those who arrived on the Don, as well as persons not directly related to the fine arts: public figures, merchants and patrons. At the beginning of the twentieth century, the artistic life of the Don region had very diverse forms: the creation and activity of associations, drawing classes, schools, workshops, exhibitions, lectures on art, meetings, evenings, the development of art criticism, the formation of galleries and collections. In the 1910s, exhibition activity in Rostov reached its peak, included annual Easter, Christmas, student, personal exhibitions, and was of an international nature. The peculiarity of artistic life on the Don was its continuation during the First World War, as well as the intensification of its activity during the period of civil confrontation, which is associated with the migration of artistic and creative forces to the region. In addition, at the beginning of the twentieth century, all the main directions of professional art education were laid in Rostov and Nakhichevan, which were continued in Soviet times.
References
1. Rudnitskaya, Yu.L. (1987) Khudozhniki Dona [Artists of the Don]. Leningrad: Artist of the RSFSR.
2. Ryazanov, V.V. (ed.) (1980) Khudozhniki zemli donskoy: (Khudozhestvennaya zhizn' kraya s XVIII v. po 30-e gg. ХХ v.) [Artists of the Don land: (Art life of the region from the 18th century to the 30s of the 20th century)]. Exhibition catalog. Rostov-on-Don.
3. Skoptsova, G.S. (2009) Iz veka v vek: istoriya RKhU v litsakh [From century to century: the history of RHU in persons]. Rostov-on-Don.
4. Ryazanov,V.V. (2011) Ot pervogo priyuta do nashikh dney. Iz istorii izobrazitel'nogo iskusstva Nakhichevani-na-Donu [From the first shelter to our days. From the history of fine arts of Nakhchivan-on-Don]. Rostov-on-Don: Convcheg.
5. Naryzhnaya, A.A. (ed.) (2002) Rostovskiy oblastnoy muzey izobrazitel'nykh iskusstv [Rostov Regional Museum of Fine Arts]. Painting catalog. Rostov-on-Don.
6. Makhno, N.V. (2023) Vystavki obshchestva izyashchnykh iskusstv - odno iz napravleniy khudozhestvennoy zhizni Rostova-na-Donu i Nakhichevani-na-Donu nachala XX veka [Exhibitions of the society of fine arts - one of the directions of artistic life of Rostov on Don and Nakhichevan on Don in the early 20th century]. In: Kul'turnoe nasledie narodov Yuga Rossii: itogi i perspektivy izucheniya [Cultural heritage of the peoples of the South of Russia: results and prospects of study]. Proc. of the All-Russian Conference. Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture. pp. 90-97.
7. Rostovskoe-na-Donu-artisticheskoe obshchestvo (1905). Ustav Rostovskogo-na-Donu artisticheskogo obshchestva [Statutes of the Rostov-on-Don Artistic Society]. Rostov-on-Don: printing house named after M.M. Fonshtein.
8. Russian State Historical Archive (RGIA). Fund 789. List 12. 1895. File 34.
9. Donskoe aktsionernoe obshchestvo pechatnogo i izdatel'skogo dela. (1900) Priazovskiy kray - Azov region. February 5.
10. Rostovskoe-na-Donu-artisticheskoe obshchestvo (1904). Rostovskoe-na-Donu artisticheskoe obshchestvo. Katalog 1-y Vystavki kartin, sostavlennykh iz chastnykh kollektsiy [Rostov-on-Don Artistic Society. Catalog of the 1st Exhibition of paintings from private collections]. Rostov-on-Don: printing house named after M.M. Fonshtein.
11. Rostovsko-Nakhichevanskoe-na-Donu Obshchestvo izyashchnykh iskusstv (1908). Ustav Rostovsko-Nakhichevanskogo-na-Donu Obshchestva izyashchnykh iskusstv [Charter of the Rostov-Nakhichevan-on-Don Society of Fine Arts]. Rostov-on-Don: Alexanov's printing house.
12. Rostovsko-Nakhichevanskoe-na-Donu Obshchestvo izyashchnykh iskusstv (1911). Katalog pervoy vesenney vystavki Rostovsko-Nakhichevanskogo-na-Donu obshchestva izyashchnykh iskusstv [Catalog of the first spring exhibition of the Rostov-Nakhichevan on Don Society of Fine Arts]. Rostov n/D: Pub. Obshchestvo.
13. Lavrsky, N. (1911) Vustavka kartin [The paintings exhibition] Priazovskii Krai -Azov region. 95. April 13.
14. Pasynkov, L. (1911) Vpechatlenie. Na vystavke [The Impressions. At the exhibition]. Priazovskii Krai - Azov region. 97. April 15.
15. Glagol, S. (1911) Iz vpechatlenii zaezjego cheloveka [From the guest's impressions] Priazovskii Krai - Azov region. 98. April 16.
16. Lohengrin (1915) Na vystavke kartin [At the paintings exhibition] Priazovskii Krai - Azov region. 88. April 5.
17. Donskoe aktsionernoe obshchestvo pechatnogo i izdatel'skogo dela. (1916) Priazovskiy kray - Azov region. 110. April 27.
18. M.A. (1916) Lekcia Ginzburga I.Y. Skulptura evreev [Lecture by I.Ya. Ginzburg. The jewish sculpture] Priazovskii Krai - Azov region. 114. May 01.
19. State Archive of Rostov region (GARO). Fund 136. List 1. File 27. Sheet 11.
20. State Archive of the Rostov region (GARO). Fund 91. List 1. File 834. Sheet 1, 1. Circulation, 2, 2. Circulation, 3.
21. Khudozhestvenno-remeslennaya uchebnaya masterskaya im. M.V. Popova v Nakhichevani-na-Donu (1905). Ustav khudozhestvenno-remeslennoy uchebnoy masterskoy im. M. V. Popova v Nakhichevani-na-Donu [Charter of the art and craft educational workshop named after. M.V. Popov in Nakhichevan-on-Don]. Rostov-on-Don: printing house of A.V. Orlov.
22. State Archive of the Rostov Region (GARO). Fund 256. 1. File 1.
23. Donskoe aktsionernoe obshchestvo pechatnogo i izdatel'skogo dela. (1911) Priazovskiy kray - Azov region. 94. April 10.
24. Khudozhestvenno-remeslennaya uchebnaya masterskaya imeni M.V. Popova v Nakhichevani-na-Donu. (1911) Otchet o deyatel'nosti Khudozhestvenno-remeslennoy uchebnoy masterskoy imeni M.V. Popova v Nakhichevani-na-Donu, 1910-1911 uchebnyy god [Report on the activities of the Art and Craft Training Workshop named after M.V. Popov in Nakhchivan on the Don, 1910-1911 academic year ]. Rostov-on-Don: Yuzhnyy Telegraph.
25. Khudozhestvenno-remeslennaya uchebnaya masterskaya imeni M.V. Popova v Nakhichevani-na-Donu. (1912) Otchet o deyatel'nosti Khudozhestvenno-remeslennoy uchebnoy masterskoy imeni M.V. Popova v Nakhichevani-na-Donu, 1911-1912 uchebnyy god [Report on the activities of the Art and Craft Training Workshop named after M.V. Popov in Nakhchivan on the Don, 1910-1911 academic year ]. Rostov-on-Don: Yuzhnyy Telegraph.
26. Donskoe aktsionernoe obshchestvo pechatnogo i izdatel'skogo dela. (1913) Priazovskiy kray - Azov region. 118. May 07.
27. State archive of Rostov region (GARO). Fund 256. List 2. File 2. Sheet 6.
28. Izdatel'stvo "Kruzhok literatorov" (1918). Iskusstvo: ezhednevnyy zhurnal literatury, muzyki, teatra, zhivopisi, skul'ptury - Iskusstvo: Weekly magazine of literature, music, theater, painting, sculpture. 1.
29. Rostovsko-Nakhichevanskoe-na-Donu Obshchestvo izyashchnykh iskusstv & Rostovo-Nakhichevanskiy-na-Donu Soyuz khudozhnikov. (1918) Katalog VIII vesenney vystavki Rostovsko-Nakhichevanskogo-na-Donu Obshchestva izyashchnykh iskusstv i Rostovo-Nakhichevanskogo-na-Donu Soyuza khudozhnikov [Catalog of the eighth spring exhibition of the Rostov-Nakhichevan n-D Society of Fine Arts and Rostov-Nakhichevan on Don Union of Artists]. Rostov-on-Don: Pub. Obshchestvo.
30. Mirzabekova, N.V. (2013) Akim Ovanesov [Akim Hovhannesov]. Rostov-on-Don: Kovcheg.
31. State Archive of the Rostov Region (GARO). Fund P-1818. List 1. File 223a. Sheet 3-6.
32. Fund Rostov Regional Museum of Local Lore KP 23477/1.
33. State Archive of the Rostov Region (GARO). Fund 136. List 1. File 27. S. 21-22
reverse.
34. Fund Rostov Regional Museum of Local Lore KP 27152.
35. Fund Rostov Regional Museum of Local Lore KP 27156.