DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.002 УДК 745.04
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ОРНАМЕНТЕ ВОЙЛОЧНЫХ КОВРОВ
Дамдины Гантулга Кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой изобразительного искусства и дизайна
Ховдского государственного университета. Монголия, г. Ховд (Кобдо).
Аннотация
В статье представлен краткий анализ орнамента, нанесенного на войлочный ковер, относящийся к гуннском периоду и обнаруженный в захоронении в долине р. Орхон. Автор строит аналитическую работу на основе монгольского традиционного учения арга билиг.
Ключевые слова: искусство древних кочевников, материальный образ и пропорции, значение ритма и числа, взаимодействие арга билиг.
Библиографическое описание для цитирования:
Д. Гантулга. Художественная выразительность в орнаменте войлочных ковров // Искусство Евразии. - 2017. - №3(6). - С. 16-19. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.002. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.eom/u50070366/821476/8/
При изучении традиции изображения зооморфных образов можно прийти к интересным результатам. Так, любопытные образы, подходы к их художественному решению можно увидеть в произведениях «классического ремесленного искусства гуннов из долины Орхона. В качестве примера можно привести войлочный ковер - ширмэл длиной 2,6 и шириной -1,95 см, найденный в захоронении Ноён уул» [1, с. 16] (рис. 1).
Рис 1. Войлочный ковер — ширмэл. Захоронение Ноён уул. 2,6 х 1,95 см. Источник: http:// nationalmuseum.mnl collection photos/
На ковре в центральной части единой линией в движении по солнцу и против солнца в три яруса простеганы узоры. Вокруг них широкой полосой расположены 9 пар из 18 стилизованных копытных животных, между парами, оформленные каймой в цвет, выполнены также стилизованные ветвистые деревья.
Между главным орнаментом и его зооморфным окружением проходит узкая линия, оформленная узором из крестов, вертикальных и горизонтальных многоугольных фигур, которые отчетливо повторяются. В горизонтальном направлении кресты располагаются симметрично между двумя диаметрально противоположными прямоугольниками, оформленными тесьмой основных цветов.
Рис. 2. Войлочный ковер — ширмэл. Захоронение Ноёнуул. Фрагмент: скачущий олень и хищная птица. Источник: Ьирз:/ / ralphhaussler.weebly.coml щ>о1/-mythologie-creation-japan-americas-inuit-egypt.html
Первая пара животных — это скачущий олень и со всей силы хватающая его хищная птица (рис. 2). Вторая повторяющаяся пара — это як с длинной шерстью, в холку которого вцепился тигр с характерной гривой, причем як бодает своего врага. Сопротивление копытного животного хищному как образ борьбы художественно ярко, несколько гиперболизированно и аллегорично показано в повторении указанных сюжетов.
Анализируя оформление ковра, мы можем дать более глубокое прочтение орнаментов. Дерево, ель или пихта, означает начало, исходную точку; трехслойный орнамент, «вращающийся» по солнцу и против солнца, — это, начиная с древнейших пещерных изображений, взаимодействие противоположностей, или соотношение арга билиг, которое в монгольской мировоззренческой системе означает два противоположных полюса мироздания, вступающих в противодействие и взаимодействие, согласно центральной мысли данной системы. Это значение усиливается и двумя рядами орнамента. С другой стороны, трехслойный орнамент является символом трех миров (верхнего, нижнего, среднего).
Конкретное художественное выражение основных позиций арга билиг раскрывается в линии с геометрическим орнаментом (рис. 3). Во-первых, отчетливо просматривается огненная символика: два креста, в которых вертикальная составляющая — это мужское начало (арга), а горизонтальная — женское (билиг). Во-вторых, комбинации многоугольников — вертикальных, устремленных к небу и обозначающих мужское начало, и горизонтальных, обозначающих землю или женское начало. Повторение этих форм означает бесконечное развитие и преумножение всего в мироздании, то есть центральное положение учения об арга билиг.
Рис. 3. Войлочный ковер — ширмэл. Захоронение Ноёнуул. Фрагмент: орнамент. Источник:
Ьир:// азгатиззга.ти/ пвшз/11565/
Кроме того, что в орнаменте в художественной форме отражена семантика земли и неба, единства и борьбы противоположностей, особое значение приобретает повторяющееся число 9 — связывает арга билиг и тенгрианство и демонстрирует постоянное развитие. Основная идея, заключенная в двухуровневой окружности, демонстрирует древнюю традицию изображения незримой вселенной. Все вышесказанное может быть проиллюстрировано философским тезисом о том, что духовный и материальный мир — это взаимодействие трех уровней: плоскости земли, воздушных потоков и подземных сил; это взаимодействие одинаково и закономерно для людей и для животных, именно по этому закону должна строиться их жизнь. Эта мысль стала основой для развития множества понятий и представлений.
В развитии образной системы, используемой для оформления войлочного ковра, отражена целая серия движений — медленного шага и быстрого бега, взлета и приземления, восхождения и нисхождения, устремлений вверх и вниз. Таким образом, уже на уровне модели движения у зрителя, имеющего представления об арга и билиг, формируется правильное видение композиции. В связи с этим мы можем видеть, что классическое искусство гуннов во многом основывалось на учении арга билиг. Об этом говорят композиции двух ковров, один из которых хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже. Кроме того, это именно та форма классического искусства, которая восходит к философскому осмыслению жизни.
В народном искусстве соседствуют образы животных и птиц, хищников и травоядных, домашних мирных животных и диких зверей с буйным нравом. Начало всему — единство, где в одной композиции соседствуют цветы, листья, насекомые, змеи и мифические птицы Хан -Гаруды, где четыре мощных энергии выражены в мягких формах. Именно таким образом формируется эстетика народного искусства, где не существует стандарта.
В заключение отметим, что рассматриваемый артефакт — ковер, используемый для покрытия юрты, является классическим образцом искусства гуннов, в котором получили свое отражение основные положения учения арга билиг. Композиция ковра — это модель мира, закон мироздания и основа существования всего живого.
1. ЦYлтэм Н. Монгол уран зургийн хбгжиж ирсэн тойм (Происхождение монгольского искусства) [Текст] / Н. Цултэм. — Улан-Батор, 1988. — 16 с.
Статья поступила в редакцию 14.08.2017 г.
Литература
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.002
ARTISTIC EXPRESSIVENESS IN ORNAMENTS
Damdini Gantulga PhD in art studies,
Head of the Department of fine arts and design, Khovd State University. Mongolia, Khovd.
The paper contains the brief analysis of the ornament made on the surface of the felt carpet which was found out in Hunnu burial in the valley of the Orkhon river. The author plans the analysis on the base of Mongolian traditional doctrine arga bilig.
Keywords: fine-art of ancient nomads, image and proportions, meaning of rhythm and number, arga bilig collaboration.
Bibliographic description for citation:
D. Gantulga. Artistic expressiveness in ornaments of felt carpets. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2017, No 3(6), pp. 16-19. Available at: https://readymag.com/u50070366/821476/8/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.002. (In Russian).
1. Tsultem N. [Origin of Mongolian art]. Ulaanbaatar, 1988, 16 p. (In Mongolian). Received: August 14, 2017
OF FELT CARPETS
Abstract
References