ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА СЦЕНОГРАФИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: ПОИСК ОБРАЗНОГО РЕШЕНИЯ
Леонид Александрович ПОДОСЁНОВ
преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры, член Союза театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийского театрального общества), г. Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена сущность и специфика образного решения сценографии театрализованного представления. Дано определение функциональности сценографии театрализованного представления. Важнейшей особенностью сценографического образа является целостность во времени и пространстве. Художник призван выстроить в художественном пространстве эстетическую среду, эмоционально точно передающую идею всего представления и его жанр. Представлена технология создания театрального макета и эскизов, раскрывающих образ театрализованного представления.
Ключевые слова: театральный художник, художественный образ, театрализованное представление, режиссура театрализованных праздников, театральный макет.
THE ARTISTIC NATURE OF STAGING OF THE PAGEANT: THE SEARCH FOR IMAGINATIVE SOLUTIONS
L. A. Podosenov, teacher of Department of directing theatrical performances, Theatrical and Directing Faculty, Moscow State Institute of Culture, member of the Union of Theatre Workers of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article considers the essence and specificity of imaginative solutions the scenography of the pageant. The story of the staging of the pageant, which is expressed in art tasks generated by the Director. The most important feature of the scenography of the image is the integrity in time and space. The artist aims to build the art space aesthetic environment, emotionally accurately transmitting the idea of the whole and its genre. Discloses the technology of theatrical layout and sketches, revealing the image of the pageant.
Key words: theater artist, artistic image, a theatrical performance, directing, theatre festivals, theatre layout.
Художественное оформление современного театрализованного представления - это особый и во многом неповторимый синтез знаковых средств, создающих зримый образ и раскрывающих режиссёрскую концепцию и смысл всего представления.
Известный театральный художник Симон Багратович Вирсаладзе (1909-1989), размышляя над природой зримой образности в театральном искусстве, писал: «В двойственной природе театрально-декорационного искусства, принадлежащего одновременно и театру, и изобразительной художественной культуре, заключена его своеобразная прелесть, особое обаяние. Такого слияния изображения с действием не имеют другие виды искусства. В театральном действии декорации как бы одухотворяются и оживают. Зритель воспринимает их в приподнятой обстановке сценического представления, когда изображение наполняется особым поэтическим смыслом, включается в широкую и сложную систему переживаний, мыслей, жизненных ассоциаций [2]».
Художественный образ является критерием искусства. Именно в нём и реализуется эстетическая сила искусства. Именно наличие образа отличает искусство от ремесла.
Художественный образ - это мысль художника или сумма его чувств, выраженных не фронтально, как, например, в науке, а иносказательно, через метафору. У каждого искусства свой спектр выразительных средств, иносказаний: в литературе - это аллегории, метафоры; в музыке - ритм, темп, тембр звуков; в живописи - линии, тон, цвет, перспектива и прочее. Художественный образ, как правило, состоит из более мелких образов, структурных составляющий одного главного образа, который несёт идею произведения. Поэтому чрезвычайно трудно переоценить значимость сценографического образа для создания яркого и эмоционально сильного театрализованного представления.
Сценография, так же как и декоративное искусство, в большинстве случаев является искусством выразительным, а не изобразительным. Сценография, как правило, ни о чём нам не повествует, а просто создаёт эмоциональный климат театрализованного представления. У сценографии есть своя функциональность, которая выражается в художественных задачах, формируемых режиссёром представления на основе его понимания драматургического материала - концепции, и поэтому автор художественного образа - художник, не может быть полностью свободен в своём творчестве.
Театр - искусство синтетическое. Сценография также требует универсальных знаний. Для этого необходимы знания истории декорационного искусства, теории искусства, в той её части, которая изучает особенности художественного образа и специфику декорационного искусства, разновидностью которого является сценография [3]. Не меньшее значение имеет и психологическое воздействие цвета, который позволяет придать сценографическому образу особую силу, украсив его целым спектром эмоций и символических значений. В богатейшем наборе выразительных возможностей сценического декора для художников особую роль играет
перспектива и её законы. Перспектива является не только средством, определяющим место действия в глубине картины, но и качеством, обогащающим художественный образ.
Сценография создаёт необходимую атмосферу (климат), но этот климат должен точно вызвать нужный содержанию спектр чувств у зрителя. Поэтому работа сценографа должна быть скрупулёзной. На сцене нет случайных цветов, линий, пятен, предметов. Всё должно быть подчинено художественным задачам.
Так, декоративное искусство, обслуживающее архитектуру, имеет монументальный характер. Это выражается в больших масштабах оформления. Здесь приобретают особое значение проблемы соразмерности - пропорциональности. Перед художником стоит задача: найти нужные пропорции, распределить их так, чтобы актёр не казался в окружении больших масштабных предметов маленьким, жалким и беззащитным, если этого не требует режиссёрское решение. В сценографии эта проблема чрезвычайно актуальна, она усугубляется ещё и тем, что во многих Дворцах культуры и концертных залах зеркало сцены несоразмерно росту артиста. Актёр выглядит на ней очень мелко и одиноко. Художник-сценограф должен найти такие пропорции в решении образа на сцене, которые максимально помогут артистам нивелировать мощность пространства, будут способствовать раскрытию характера персонажа.
Искусство сценографии объединяет усилия художника, архитектора, художника по свету, дизайнера одежды, художника по гриму и даже мастерство режиссёра - как автора мизансцен.
Сценографический образ состоит из художественной работы света, конструкций, их пропорций и формы, фактуры разных материалов, пластики артистов, направлений линий, их разновидностей, характера костюмов и грима актёров, направления и скорости движений, ощущаемого зрителем веса всех предметов на сцене, перспективы и прочее. Все эти разнообразные элементы и качества должны подчиняться единому художественному замыслу и действовать в одном стиле и ритме с музыкой. Важнейшей особенностью сценографического образа является целостность во времени и пространстве. Художник должен выстроить в художественном пространстве эстетическую среду, эмоционально точно передающую идею всего представления и его жанр.
Художественный образ в сценографии складывается из очень многих составляющих. Здесь особенно важен цвет, который имеет огромные художественные возможности и очень широкий спектр психологического воздействия на зрителя. Важнейшим выразительным средством является и театральный свет, роль которого в представлении трудно переоценить, так же как и роль перспективы и пропорций элементов оформления для создания образа всего действия. Очень большое значение имеет фак-
тура материалов художественного оформления зрелища. Выбор фактуры практически не ограничен, за исключением пожароопасных веществ. Театральный костюм и грим являются составной частью общего сценографического образа действа. Сценографический образ обладает почти неограниченными возможностями, и художественный результат театрализованного представления во многом зависит от качественности этого образа. В целом сценография представления должна определяться ведущей идеей, продуманной и разработанной художником вместе с режиссёром именно для этой конкретной постановки [5]. Каждый сценографический план должен иметь в основании идею и философию. Если этого нет, хороший результат маловероятен.
Форма, единство содержания и художественный образ играют огромную роль в театрализованном представлении. Форма, как известно, вторична. Она может стать понятной только после того, как станет известен характер содержания, назначение произведения искусства. Сценографический образ не может возникнуть раньше сценария, раньше определения художественных задач на основе этого сценария.
Художник понимает, что мир несовершенен, но сосредотачивает своё внимание на лучшем в этом мире, а всё плохое, проблемное он уводит на второй план. Доминантой является положительная сторона жизни, но бывает такое содержание искусства, когда художник выступает как борец со злом, и при таком содержании форма не должна вызывать притягательных ощущений у зрителя. В этом случае включаются в работу такие категории в эстетике, как безобразное, низменное, комическое, на уровне сатиры, ирония, сарказм. Здесь нужна дисгармония: некрасивые цветовые сочетания, диспропорции, резкие световые контрасты. Необходимо понимать, в каких условиях возникают гармония и дисгармония. Никто не знает, когда впервые и кем была сформулирована знаменитая золотая пропорция (или закон золотого сечения). В философской школе Пифагора эта пропорция широко исследовалась и применялась. Она обеспечивает идеальное гармоническое соотношение двух величин. При помощи этой закономерности пифагорейской школы выстроена система музыкальных ладов, идеальные пропорции мужской и женской фигур. Этот закон звучит следующим образом: малое так относится большому, как большое относится к сумме малого и большого (аЬ/Ьс=Ьс/аЬ+Ьс). Математически она выражается числом 1,619... Это число обладает многими интересными свойствами. Например, пятиконечная звезда выстраивается из линий, разделённых по золотому сечению. Эта фигура считается магической и описывалась во многих античных и средневековых трактатах.
Золотая пропорция используется с древних времён, но далеко не всем удобно пользоваться этими достаточно сложными расчётами. В театральной практике чаще всего используется так называемый принцип
модуля. Берётся модуль, например квадрат 2х2, и все последующие размеры предметов на сценической площадке должны быть кратными этому модулю, если это условие будет выполнено, то пропорции нашего сооружения станут достаточно гармоничными.
Видимый человеком мир очень сложно окрашен, и прежде чем театральный художник приступит к театральным эскизам художественного образа театрализованного представления, он должен познать элементарные законы гармонического цветосочетания. Сочетания цвета могут быть гармоничными и дисгармоничными. Но не все люди наделены чувством гармонии от природы, и поэтому это чувство надо в себе воспитывать.
Ещё одно качество, необходимое для театрального художника, - это выразительность линий. Линия, идущая вправо и вниз, это линия копья Георгия Победоносца - в православной иконописи линия борьбы со злом. Как правило, в правой части игровой площадки или сцены происходит кульминация места столкновения добра и зла.
Линия, идущая вправо и вверх по персептивным силам, обозначает стремление в будущее - надежду, удачу, оптимизм.
Линии, направленные симметрично вверх, обозначают радость, победу успех.
Круг - очень положительная фигура, вызывает чувство радости, добра, восхищения. Символика круга - бесконечность жизни.
Равнобедренный треугольник - стабильность, устойчивость, надёжность жизни. Символ мужского начала.
Гармонический прямоугольник, например зеркало сцены, хорош для позитивного содержания, где преобладает категория прекрасного.
Кроме линий, выразительность визуального ряда создают цветотень и свет. Чем больше разница контраста между освещённой и теневой частями композиции, тем более сильной будет эмоциональная реакция у зрителя.
Театральный художник постоянно сталкивается с различными жанрами театрального искусства, поэтому ему необходимо обладать обширными знаниями в области драматургии, музыки, изобразительных искусств, философии [4]. Он должен упорно учиться, и учиться не только на высоких образцах живописи, графики, музыки, но и у жизни, природы; наблюдать, накапливать знания и уметь их применять тогда, когда наметилась соответствующая тема. Настоящее творчество сценографа начинается тогда, когда подходит к концу сбор фактических соединений, уступая место обобщению. Момент обобщения необходим во всяком искусстве, однако в театре он имеет особый оттенок в связи со спецификой этого жанра. Всё театрализованное представление, в том числе и оформление, несёт в себе определённую долю условности. Одна из самых сложных задач художника состоит в определении меры данной условности, её оправдан-
ности с точки зрения режиссёрского замысла. Творчество театрального художника связано с особыми законами театрального искусства, которые определяют специфику декорационной живописи.
Часто режиссёр даёт художнику определённое задание, порой просит сначала «порисовать», а потом уже приступает к творческому разговору на основании рабочих набросков художника. Иногда готовые эскизы подсказывают режиссёру новые аспекты видения постановки, заставляют его додумывать свой замысел, вносить в решение действия различные изменения, связанные с образом декоративного оформления, с выразительностью формы, найденной художником. Но бывает и так: режиссёр направляет поиски художника по своему пути, и тогда трудно бывает определить, кто придумал изобразительный лейтмотив оформления - художник или режиссёр. Как бы то ни было, но акт взаимного влияния художника и режиссёра налицо.
Работа художника над созданием образного ряда театрализованного представления - это многоступенчатый процесс, в котором особое место занимает создание театрального макета и эскизов будущего оформления. Создание эскизов и изготовление макета - это лишь самое начало работы театрального художника над образным решением будущего представления.
Имея эскизы и примерную планировку декораций, художник приступает к изготовлению макета театрализованного представления, который является как бы общей выгородкой будущих декораций. Создание чернового макета - очень важный этап работы художника. Здесь впервые с плоскостного эскиза и планировки элементы декораций переносятся в подмакетник, заменяющий сцену. Все детали становятся трёхмерными, объёмными, выполняются они, как правило, в масштабе 1:20 или 1:50. Художник должен стремиться к тому, чтобы оформление, переносимое в макет, не проигрывало по сравнению с эскизами, а наоборот, более ярко и значимо отображало найденный зримый образ представления. Приступая к изготовлению чернового макета с эскиза и планировки, художник в первую очередь сталкивается с вопросом переноса размеров и пропорций декораций с плоскости эскиза в пространство макета. В черновом макете, пользуясь планировкой, основные элементы декораций находят свои места в пространстве игровой площадки, а также пропорции и размеры. Объёмными в таком макете делают только основные элементы оформления. Мелкие детали, где это возможно, оставляют рисованными на плоскости, учитывая их как будущий объём. Работа над черновым макетом должна вестись из материалов, легко поддающихся обработке. Для прорисовки деталей хорошо пользоваться простым углем, сангвином или мягкими карандашами. Для выполнения работ по изготовлению чернового макета необходимо иметь небольшое количество приборов. Это
макетный нож, металлическая линейка, ножницы, упаковочный картон и бумага. Основная цель при изготовлении чернового макета - это получение выкроек и шаблонов всех элементов декораций с техническими характеристиками и размерами. При изготовлении макета декораций с большим количеством картин вопросы их быстрой смены решаются в процессе создания макета. При изготовлении декорационного оформления довольно широко применяются фурки (станки на поворотных роликах) для эвакуации целых блоков элементов оформления за пределы игровой площадки.
Черновой макет - это, пожалуй, самая ответственная стадия в создании театрального макета. Он должен выполняться при непосредственном участии художника - автора эскизов декорационного оформления. По черновому макету должна проходить вся основная работа художника с режиссёром. Иногда черновой макет при более тщательном и подробном изготовлении может быть использован и как основной макет, который отображает весь художественный образ театрализованного представления.
Театральный макет имеет первостепенное значение для работы художественно-постановочной части театрального проекта. По изготовленному макету можно смело судить о возможности воплощения задуманного декорационного оформления на данной театральной площадке.
После утверждения чернового макета режиссёром изготавливается так называемый чистовой выставочный макет, по которому выполняются все чертежи для изготовления декорационного оформления театрализованного представления. Чистовой макет предостерегает от ошибок и переделок элементов оформления. По нему изготавливаются чертежи в электронном виде, в формате 3D, приобретается необходимое оборудование для сценического освещения, видеопроекций и звуковое оборудование для всех площадок театрализованного представления. Театральный макет - это художественно выполненная модель будущего зримого образа театрализованного зрелища, сделанного в уменьшенном размере и определённом пропорциональном отношении к натуре, то есть масштабе. На макете можно с лёгкостью увидеть, как определённые детали оформления будут сочетаться с фигурами артистов. Макет необходим режиссёру и актёру для разработки и построения мизансцен.
Изготовление макета декораций является одним из важнейших этапов творчества театрального художника. Работа художника, тесно связанная с воплощением режиссёрского замысла и имеющая огромное значение в выявлении сверхзадачи театрализованного представления, контролируется изготовленным макетом. Создавая художественное оформление, художник может найти сложные пространственные решения только в макете, так как эскиз не даёт полного представления о пространстве. Только в макете художник и режиссёр могут найти верное соотношение объёмов, высот, пропорций всех частей декораций, выбрать наиболее
правильную перспективу. Чем чище и грамотнее сделан макет, тем точнее проектирование декораций, которые выполняются по чертежам и размерам, снятым с этого макета. Макет используется также в репетиционном процессе: он позволяет режиссёру-постановщику и исполнителю понять, как построить движения на площадках и какова будет планировка действия будущего театрализованного представления.
Современная сценография - это оформление, основанное на фрагментах, символических деталях, ассоциативных приёмах, инсталляциях и прочей современной техники.
Литература
1. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. - Изд. 2-е, испр. -Москва : URSS, 2010-. - Том 1 : От истоков до середины XX века. - Москва : URSS, 2010. - 532 с.
2. Вирсаладзе С. Б. Художественная культура. Часть 1 [Электронный ресурс] // La-Fa.ru : История искусств и живописи : [веб-сайт]. Электрон. дан. - URL: http://www.la-fa.ru/history/ara1.html
3. Кочергин Э. С. Сценография : [альбом] / [сост. Н. П. Хмелева]. - Санкт-Петербург : Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. - 176 с. : ил.
4. Свобода Й. Тайна театрального пространства : лекции по сценографии / [пер. с итал. А. Часовниковой]. - [2-е издание]. - Москва : ГИТИС, 2005. - 152 с.
5. Фиалко В. А. Режиссура и сценография : Пути взаимодействия. - Киев : Мыстэцтво, 1989. - 150 с. : ил.