Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иллюстрация / нравственное воспитание / нравственные чувства / дети дошкольного возраста / изобразительные средства / illustration / moral education / moral feelings / preschool children / visual means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Цзюнь

В статье показана художественная иллюстрация как средство формирования нравственных чувств занимает лидирующие позиции в период кризиса чтения и посещения просветительских мест. Именно графическое изображение, выполненное по определённым каноном, способно в доступной форме продемонстрировать детям нравственные ситуации, где проявляются различные нравственные чувства по отношению к другим или к себе. Данное исследование призвано систематизировать информацию по проблеме, составить рекомендательный список художников-иллюстраторов и проанализировать использование иллюстрации, как средства образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC ILLUSTRATION AS A MEANS OF FORMING THE MORAL FEELINGS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Artistic illustration, as a means of forming moral feelings, occupies a leading position during the crisis of reading and visiting educational places. It is a graphic image, made according to a certain canon, that is able to demonstrate to children moral situations in an accessible form, where various moral feelings are manifested in relation to others or to oneself. This study is intended to systematize information on the problem, to compile a list of recommended illustrators and to analyze the use of illustration as a means of the educational process.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК: 37.034

DOI: 10.24412/2308-717Х-2023-2-174-183

Лю Цзюнь

аспирант факультета дошкольного образования

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия, e-mail: 304741758@qq.com

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Liu Jun

Postgraduate student of the Faculty of Preschool Education,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

e-mail: 304741758@qq.com

ARTISTIC ILLUSTRATION AS A MEANS OF FORMING THE MORAL FEELINGS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация. В статье показана художественная иллюстрация как средство формирования нравственных чувств занимает лидирующие позиции в период кризиса чтения и посещения просветительских мест. Именно графическое изображение, выполненное по определённым каноном, способно в доступной форме продемонстрировать детям нравственные ситуации, где проявляются различные нравственные чувства по отношению к другим или к себе. Данное исследование призвано систематизировать информацию по проблеме, составить рекомендательный список художников-иллюстраторов и проанализировать использование иллюстрации, как средства образовательного процесса.

Ключевые слова: иллюстрация, нравственное воспитание, нравственные чувства, дети дошкольного возраста, изобразительные средства.

Abstract. Artistic illustration, as a means of forming moral feelings, occupies a leading position during the crisis of reading and visiting educational places. It is a graphic image, made according to a certain canon, that is able to demonstrate to children moral situations in an accessible form, where various moral feelings are manifested in relation to others or to oneself. This study is intended to systematize information on the problem, to compile a list of recommended illustrators and to analyze the use of illustration as a means of the educational process.

Key words: illustration, moral education, moral feelings, preschool children, visual means.

© Лю Цзюнь, 2023

Человека отличает не только наличие разума и сознания; приоритетно социум определяет «человечность» по уровню духовности и нравственной осознанности. Это означает, что человек обладает нравственными чувствами и ориентируется на них при выборе стратегии поведения в различных ситуациях. Современные тенденции и мировые изменения, происходящие в любой отрезок временной ленты, влияют не только на построение государственных, экономических, социальных и тому подобных отношений, но и затрагивают личность человека и нравственные идеалы общества. Духовность и нравственность направлены на социум, стандарты и требования определяются обществом, следовательно, духовность, нравственность, социальная ответственность неразрывно связаны.

Говоря о нравственности в общем смысле, её можно рассматривать как целый комплекс правил, представлений и обычаев, которые ведут человека в его деятельности, поступках и социальной жизни. Нравственность является итоговым результатом нравственного воспитания; необходимо определить, что является базой, которую необходимо заложить в дошкольном возрасте для получения необходимого результата. Здесь целесообразно говорить о чувствах, которые выступают особой формой эмоционального отношения человека к явлениям окружающей действительности. Опираясь на ведущие исследования отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Журавлев, А.В. Мельникова, А.В. Петровский, П.М. Якобсон и др.) можно утверждать о том, что нравственные чувства формируются у человека в процессе усвоения социального опыта, целенаправленного обучения и воспитания, и связаны в первую очередь с социальными, общественными потребностями.

Нравственные чувства формируются в раннем детстве, именно данный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования чувств, эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, а также развития эмоционального предвосхищения последствий своих поступков для этих людей. Своевременно сформированные нравственные представления воспитывают у ребёнка осознанное отношение к окружающей его действительности с соблюдением моральных норм, которые заложены в основу его поступков, а также уже с раннего возраста формируют личность ребёнка, его характер и систему жизненных ценностей [5]. И чем прочнее сформированы эти представления, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных норм наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих

Несмотря на то, что данная категория чувств, считается относительно постоянной, она может претерпевать изменения, связанные с определенными событиями в обществе. По истечении времени данные потребности видоизменяются, что приводит к изменению всего процесса нравственного воспитания. Современное образование ставит перед собой цель не просто ориентироваться на новые социальные заказы, а интегрировать их с традиционными ценностями и чувствами.

Говоря о том, что система образования трансформируется с учётом новых социальных установок необходимо понимать, что используемые методы

и средства тоже обретают новый вид. Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических трудов показал, что художественные средств являются наиболее эффективными средствами в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Н.С. Карпинская в своих исследованиях выделила группу художественных средств, которые способствуют развитию нравственности ребёнка. К этой группе средств относятся произведения художественной литературы, изобразительное искусство, музыка, кино-и мультфильмы. Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам [2]. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей нравственных представлений и воспитании нравственных чувств. Не менее значимым средством принято считать - общение. М.И. Лисина отдаёт приоритетную роль общению, потому что оно позволяет оценить влияние нравственного воздействия на дошкольника в процессе его общения с другими детьми и взрослыми. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитания чувств и отношений [3].

В данном исследование акцентируем внимание на художественной литературе. Художественное слово выступает эталоном для детей, художественный текст позволяет через доступные образы донести мысль до человека и показать различные способы развития при выполнении или наоборот не выполнение нужных установок. Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Употребляя слово, «читатель» по отношению к детям дошкольного возраста мы делаем это условно. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Именно от взрослого зависит уровень и степень восприятия сюжета, обобщение полученной информации и создания необходимых умозаключений. В этом случае возможно искажение «истинных слов» автора субъективными представлениями и личными особенностями читающего. Именно поэтому правило «сказка на ночь» является недостаточным, знакомство с художественной литературой намного шире и многограннее, чем просто озвучивание текста для ребёнка.

Исходя из вышесказанного, необходимо переосмыслить работу с книгой, если перед читающим и читателем стоит цель - сформировать нравственные чувства. Обратимся к художественной иллюстрации, которая сопровождает текст в большинстве книжной продукции. Иллюстрация (от лат. Шш1хайо -освещение, наглядное изображение) - основной вид книжной графики, как правило, это изображение, поясняющее или дополняющее текст. Иллюстрации, по определению Н.А. Курочкиной, - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчинённые содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие её декоративный строй [4]. Исходя из определений можно констатировать то, что иллюстрация призвана визуализировать и объяснить текст, который она сопровождает. Иллюстрации,

таким образом, или поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст; помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Читатель любого возраста гораздо больше выводов сможет сделать, если не только прочтёт, но и увидит, как представляет себе мысль автора другой человек, в данном случае художник. Иллюстрации выступают яркой зрительной опорой для детей дошкольного возраста, они конкретизируют эмоциональный фон героев и ситуаций, происходящих в тексте, создают картинку, на которую возможно опираться.

Русские революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, стоящие на рассвете детской книжной литературы, придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе, все они выступали с критическими рецензиями на литературу и иллюстрацию, утверждая, что хорошая, полноценная художественная иллюстрация -- это помощница литературы в нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Обращаясь к таким исследователем, как Е.А. Флёрина, В.Я. Кионова, В.А. Езикеева, которые в своих трудах считали, что книжная иллюстрация является побуждающим фактором к книге и одним из средств формирования у ребёнка с раннего детства нравственных чувств [4].

На первый взгляд, художественная иллюстрация обладает ограниченным спектром влияния, но при этом если рассмотреть все её функции, данное мнение станет безусловно ошибочным. Раннее приоритетно книжную иллюстрацию наделяли эстетической функцией. Она служила украшением текста, создавая приятный красочный вид. Воспринимая их как изобразительную картину, возможно формировать эстетические и художественные эталоны у юных читателей, обращая внимание на формы, цвета, образы. В процессе восприятия книжных иллюстраций обучающийся накапливает эстетические впечатления, дает эстетическую оценку тем или иным явлениям, феноменам социально-психологической среды.

Другой функцией выступает - информационная, которую ранее мы уже описывали. Основная задача иллюстрации - сопроводить текст и придать ему «живой» образ. Иллюстрация способствует пониманию ребёнком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребёнка невелик, ему сложнее воссоздать в своём воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Только поняв персонажа и сюжет, возможно перенять нравственные привычки, создать нравственные идеалы. Абстрактные представления не могут способствовать формированию необходимых установок у детей дошкольного возраста, а конкретный образ предоставит необходимые данные. Более того, многие иллюстрации воспринимаются конкретно без озвучивания текста. Дети дошкольного возраста во время самостоятельной деятельности рассматривая иллюстрации обращают внимание на фон, цвет, позы, эмоции, атмосферу

изображённого. Всё это вызывает особый эмоциональный отклик, который приводит к необходимым выводам. Тут стоит также упомянуть современное книжное направление - комиксы. Здесь иллюстрации не сопровождают текст, они сами превращаются в визуальный рассказ. Благодаря детализированности действий и эмоций любой читатель понимает сюжет. Более того, большинство комиксов о суперлюдях, о нравственных и безнравственных поступках. Дети через серию иллюстрацию погружаются в ситуацию и учатся оценивать поступки со стороны «добра и зла». Герои комиксов учат детей совершать добрые поступки, помогать людям. Они воспитывают в людях патриотов и показывают, что зло - это плохо, поэтому оно всегда проигрывает. Комиксы выполняют ещё одну важную задачу: они воспитывают в детях такое понятие, как гражданская ответственность.

Более важной функцией, которую выполняет иллюстрация для воспитания детей дошкольного возраста, является эмоционально-психологическая. Данные небольшие картины призваны повлиять на эмоциональное состояние читающего, вызвать реакцию и ответные чувства на увиденное и прочитанное. Благодаря данной роли появляется возможность использовать их как средство воспитания. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них огромное воспитательное воздействие. Художественный образ в иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально.

Обращаясь к иллюстрациям, ребёнок переносится виртуальный мир и становится участником увиденных событий, становится партнёром персонажей, разделяя их чувства и эмоции [1]. Своими движениями, жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений искусства, пишет, что, если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то восприятие искусства - «эмоциональным».

Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребёнка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребёнка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребёнку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребёнка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребёнка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного

значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребёнка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл [4].

Другой не менее важной функцией иллюстрации является -культурологическая. Именно через иллюстрации ребенок приобщается к человеческой культуре, познает мир, учится воспринимать искусство. Важно отметить, что иллюстрация обращается к культуре и истории не только своего народа, но и погружает ребёнка в поликультурный мир. Это позволяет расширить круг представлений не просто о людях, а о их нравственных идеалах, раскрыть определенные качества человека в различных ситуациях, который описывает каждая культура по-своему.

Художественная иллюстрация - это мощный инструмент, который может значительно повлиять на развитие и воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственных чувств. Искусство иллюстрации позволяет детям визуализировать абстрактные понятия и переноситься в мир, где они могут легко проникнуться эмоциями и почувствовать этические ценности. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения. Именно иллюстрации прививают ребёнку нормы нравственного поведения не в виде сухих формул, а в виде ярких художественных образов, эмоционально воздействующих на него.

Ориентируясь на то, что иллюстрации влияют на становление личности ребенка, а книги для детей дошкольного возраста как никакие другие снабжены обширным количеством разнообразных иллюстраций, необходимо тщательно подходить к вопросу о подборе иллюстрация для детей. В связи с этим представляется, что к иллюстративному ряду должны предъявляется особые требования, а следовать им должен художник иллюстратор. В результате творческого процесса создания иллюстрации художник должен перекодировать текстовое сообщение в совершенно иную, изобразительную форму, не упуская из виду целей и задач, которые преследовал автор; не нарушать эстетические эталоны и разговаривать через картины с детьми «языком» простым, ясным, предельно искренним. Графические изображение должны интегрировать между собой, все глубже погружая и поясняя каждую эмоцию и чувство. Более того, они не должны быть оторваны от детского опыта восприятия. Иллюстрации должны опираться на реальные образы и доступные формы, только полностью осознавая изображённый объект ребёнок может перенять необходимый опыт и внедрить в собственную деятельность. Именно поэтому иллюстративный ряд

должен являться целостной системой, которая не только репрезентирует вербальную информацию книги, но, вступая с ней во взаимодействие, образует единое рецептивное пространство издания. Соответственно, иллюстратором необходимо уделять особое внимание созданию и структурированию иллюстраций с учётом психологических особенностей дошкольников, с учетом развивающих, познавательных, воспитательных, обучающих и эстетических целей образовательного процесса.

Восприятие произведений графического искусства может достигать различной степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его художественного содержания, идей, чувств, которые оно выражает. Рассматривая иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. В связи с этими особенностями требуется создание понятных, доступных и в то же время высокохудожественных графических образов.

Мы выделили авторов книжной графики, работы которых соответствует вышеуказанным требованиям, являются эталонами среди читателей и художников, а также представляют собой культурное достояние. Произведения следующих авторов следует использовать в образовательном процессе: В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, А.Ф. Пахомов, Е.И. Чарушин, Ю.А. Васнецов, Е.М. Рачёв, Ю.Д. Коровин, И.Я. Билибин, В.Г. Сутеев, В.А. Чижиков, Л.В. Владимирский, И.Ю. Олейников, Е.А. Антоненко, М.С. Митрофанов, Е.П. Бабок, Джон Пейшенс, Бенджамин Лакомб, Лоик Жуанниго, Туве Янссон, Марко Фурлотти, Барбара Бакос и др. Работы данных художников, наиболее подходящие для детей дошкольного возраста, авторы опираются на образность детского мышления, учитывают возрастные особенности дошкольников и стремятся не нарушать эстетические каноны. Творчество приведённых ранее художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей. Их рисунки, ставшие уже классическими произведениями книжной графики, рекомендуют к использованию в образовательном процессе.

Рассматривая потенциал иллюстраций, необходимо обратить внимание на алгоритм их использования в работе по формированию нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Именно соблюдение необходимых этапов приводит к эффективной работе. Ученые В.А. Езикеева, Р.Н. Чуднова, В.Я. Кионова и др. отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге.

1 этап - рассматривания иллюстраций. Пролистать книгу и задержать взгляд на яркой картинке нельзя назвать - «рассматривание», это восприятие иллюстрации, которое станет базой для формирования навыка рассматривания. Рассматриванию необходимо научить ребёнка, потому что дети не способны самостоятельно рассматривать картины с улавливанием их сути, содержания, определения характера героев. Поэтому необходимо обучить ребёнка

рассматриванию книжных иллюстраций и их верному восприятию. Любое рассматривание начинается с привлечение внимания детей к сюжетам иллюстрацией, небольшого игрового момента. Здесь возможно использовать: игры, загадки, песни, дидактические задания и пр. Важно постепенно познакомить детей с предъявленными графическими изображениями, без задачи рассмотреть каждую деталь. Далее педагогу необходимо предъявить ряд вопросов. Рекомендуется начинать с общих вопросов: «Что изображено на иллюстрации», «Где находятся герои», «Какие цвета на картине вы видите» и пр. После ряда общих вопросов, педагог переходит к детализированным вопросам: «В чём одет данный герой», «Как вы думаете, какое у него настроение», «Что делает данный герой» и пр. Цель этих вопросов проникнуться ситуацией и чувствами персонажей. В заключении детям необходимо предложить самостоятельно ещё раз рассмотреть изображение, рассказать если увидели что-то интересное или поделиться своим мнение о иллюстрации (красивая, интересная, понравилась, пугает и пр.). Через вопросы мы направляем внимание детей на образы, учим их внимательнее вглядываться в детали изображённого, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Педагог обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами. Рассматривание книжных иллюстраций нацелено на развитие:

- наблюдательности детей;

- мыслительного процесса;

- воображения;

- логики;

- речи;

- формирование ответной реакции на увиденное.

2 этап - рассказывание по иллюстрации. Занятия по рассматриванию картин, в нашем случае иллюстраций, проводятся во всех возрастных группах. в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. Большой вклад в становление методики развития речи внесли К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.С. Феликс, М.М. Конина, Н.А. Орланова, О.И. Коненко, Э.П. Короткова, Н.Ф. Виноградова и пр. Авторами предложены определенные концепции, классификации и алгоритмы по обучению рассказыванию по картинам. Именно благодаря осознанному ранее рассматриванию картины, ребенок способен обобщить увиденное и выделить для себя наиболее приятное и понятное из увиденного. Благодаря рассказыванию формируется своя точка зрения ребёнка, он переживает те чувства и эмоции, которые переживают герои на иллюстрации, тем самым неосознанно для себя перекладывает нужный опыт. Вид рассказывания зависит от возрастной группы и уже имеющихся навыков у детей. К наиболее эффективным видам рассказывания, которые в большей степени повлияют на формирование нравственных чувств, относят: оставление описательного рассказа по сюжетной иллюстрации, придумывание

повествовательного рассказа по сюжетной иллюстрации и составление рассказа по последовательной сюжетной серии иллюстраций.

3 этап - чувственно-эмоциональный. На данном этапе ведётся работа по имитации и подражанию, увиденному на иллюстрации. Необходимо создать условия для того, чтобы дети могли «примерить» на себя эмоции героев, воссоздать ситуацию с нравственным или безнравственным поведением, осознать чувство, которое они могут испытывать по отношению к другому или себе при определенных ситуациях. Здесь уместны различные варианты игровых ситуаций, дидактических и словесных игр. Например: «Превращаемся в картину» - дети воссоздают с помощью поз и мимики книжное изображение; «дорисуй лицо» - детям необходимо изобразить эмоцию героев на раннее рассмотренных иллюстрациях, но уже на собственном рисунке, «собери рассказ» - предъявляется ряд иллюстраций и детям необходимо составить из них сюжетный ряд, «палец вверх, палец вниз» - необходимо предъявлять графические изображения и кратко описывать ситуацию, если поступок нравственный (добрый, честный, дружелюбный и пр.) дети поднимают палец вверх, а если наоборот безнравственный, дети опускают палец вниз и пр.

Таким образом, роль иллюстрации в формировании нравственных чувств у детей дошкольного возраста велика по нескольким причинам. Первое преимущество художественной иллюстрации заключается в ее достижимости и доступности для детей. Визуальные образы могут быть легко восприняты детским сознанием и вызвать соответствующие эмоциональные реакции. Дети старшего дошкольного возраста могут проявить огромный интерес к иллюстрации и вместе с тем насладиться искусством, в котором воплощены нравственные идеи.

Второе преимущество художественной иллюстрации заключается в ее способности передавать сложные этические концепции и чувства. Иллюстрация может нарисовать сцены и ситуации, которые могут быть сложно объяснены словами. Например, через иллюстрацию можно изобразить важные ценности, такие как дружба, справедливость или сострадание. Рисунок может показать, каким образом эти ценности влияют на жизнь героев и как доброта и моральные поступки приводят к счастью и гармонии.

Третье преимущество художественной иллюстрации заключается в ее способности стимулировать воображение и эмпатию детей. Красочные, живые иллюстрации вызывают в детях живое представление о происходящем и позволяют им почувствовать эмоции, переживания героев и сопереживание с их проблемами. Это способствует развитию эмпатии и понимания моральных дилемм, а также вспомогательных навыков, таких как принятие решений и решение проблем.

Четвертое преимущество художественной иллюстрации заключается в ее способности привлекать внимание и удерживать интерес детей. Иллюстрации могут быть использованы в совершенно различных жанрах - в книгах, посвященных моралям, мифологии или традиционным сказкам. Они не только визуально украшают текст, но и делают историю более яркой и запоминающейся.

Исходя из вышеизложенного, иллюстрация, как отдельный вид изобразительного искусства перестаёт считаться сопутствующим изображением тексту, а является способом воспитания и обучения детей. Именно визуальные изображения являются более доступными средствами для формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Важно вести целенаправленную работу по использованию иллюстраций в образовательном процессе, начиная с подбора иллюстраций, ведь чем богаче и индивидуальнее мир, который представил художник-иллюстратор, тем больше возможностей для размышления.

Список литературы

1. Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги. - М. : Просвещение, 1991. - 126 с.

2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей: ранний и дошкольный возраст. - М. : Педагогика, 1972. - 151 с.

3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2009. - 178 с.

4. Макарова К.В. Особенности детской книжной иллюстрации и ее отличия от взрослой // Преподаватель XXI век. - 2010. - № 1. - С. 140-145.

5. Цзюнь Л. Произведения изобразительного искусства как средство формирования нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки. - 2023. - № 5 (164). - С. 250-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.