ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2015. № 4
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
А.В. Политов*
ХРОНОТОП ГОРОДСКОЙ БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ХХ ВЕКА
В статье рассматривается феномен городской бытовой культуры ХХ в. Для характеристики бытовой культуры используется известное в гуманитарной науке понятие хронотопа, введенное в работах А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина — выдающихся отечественных ученых первой половины ХХ в. Согласно взглядам автора статьи, понятие хронотопа выражает целостность смысловых и бытийных характеристик сущего. Иными словами, хронотоп есть семантический мир сущего. Понятие семантического мира, используемое для определения понятия хронотопа, заимствуется из работ российского философа ХХ в. В.В. Налимова. По мнению автора, сущность городской бытовой культуры ХХ в. заключается в том, что она, являясь сферой повседневного существования человека, в своем наиболее общем значении репрезентирует человеческое бытие в целом.
Ключевые слова: Ухтомский, Бахтин, хронотоп, быт, городская культура ХХ в.
A.V. P o l i t o v. The chronotope of urban everyday culture of XX century
The article analyzes the phenomenon of urban everyday culture of the twentieth century. In order to characterize everyday culture the author uses the notion of the chronotope, introduced in the works of A. Ukhtomsky and M. Bakhtin — Russian scientists of the early twentieth century. The author believes that the concept of the chronotope expresses the semantic integrity of real characteristics of things. In other words, the chronotope is the semantic world of things. The concept of the semantic world is derived from the work of the Russian philosopher of the twentieth century V Nalimov. According to the author, the essence of urban everyday culture is that it being the sphere of everyday human existence represents human entity as a whole.
Key words: Ukhtomsky, Bakhtin, chronotop, tveryday culture, urban culture of XX century.
В данной статье речь пойдет о российской городской бытовой культуре 20-80-х гг. ХХ в. как о хронотопе. Под бытовой культурой (бытом) в целом, безотносительно к ее конкретно-историческим
* Политов Андрей Викторович — соискатель ученой степени кандидата философских наук ПГНИУ (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»), тел.: +7 (909) 119-19-24;е-mail: [email protected]
модификациям, мы будем понимать совокупность всех созданных человеком вещей, за исключением произведений искусства. Однако бытовая культура не сводится только лишь к совокупности предметов; под бытовой культурой мы подразумеваем также и сферу повседневного человеческого бытия. Бытовая культура в философском понимании этого феномена, является, по нашему мнению, общностью элементов материальной культуры («под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению потребностей его существования, технологической стороне жизни» [Новая философская энциклопедия, 2010, с. 348]) и социальной культуры («отношения людей друг к другу, системы статусов и социальных институтов» [там же]). Наш подход к рассмотрению бытовой культуры в целом созвучно общепринятому истолкованию материальной культуры в философии культуры, культурологии и культурной антропологии: «...предметы материальной культуры выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, а с другой — выступают средствами хранения и передачи смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение» [там же, с. 342].
Согласно нашему мнению, бытовую культуру можно интерпретировать в качестве хронотопа — единства пространства (общего городского пространства и частного пространства дома) и времени (конкретной исторической эпохи). Под хронотопом мы подразумеваем репрезентацию бытийно-смысловой целостности сущего. Напомним, что понятие хронотопа было введено в гуманитарную науку отечественным физиологом А.А. Ухтомским, который заимствовал его из теорий относительности А. Эйнштейна и пространственно-временного континуума Г. Минковского [А.А. Ухтомский, 2002, с. 70]. Согласно Ухтомскому, хронотоп — это единство пространства и времени, которые до научной революции в физике, произошедшей в начале ХХ в. благодаря появлению вышеупомянутых теорий, рассматривались в качестве отдельных друг от друга явлений: «.я вижу чрезвычайное приобретение для человеческой мысли в таком точном и в то же время ярко конкретном понятии, как "хронотоп", пришедшем на смену старым отвлеченностям "времени" и "пространства"» [А.А. Ухтомский, 1996, с. 267].
Наибольшую известность в гуманитарной науке понятие хронотопа получило благодаря исследованиям выдающегося российского мыслителя М.М. Бахтина. Сохраняя основное значение понятия хронотопа, Бахтин добавляет к нему существенно новое содержание. Оно заключается в том, что хронотоп понимается не просто как общее единство пространства и времени, но в качестве
отдельной и самостоятельной пространственно-временной цело-купности, характеризующейся собственным уникальным значением и особенностями: «...примеры пересечений пространственных и временных рядов — "встреча", "разлука", "дорога", "чужой мир", "замок", "гостиная-салон", "городок" — даны нами пока в нарочито упрощенной и отвлеченной форме. Нам важно ввести одно понятие, для чего и понадобились эти предварительные характеристики. Во всех разобранных случаях имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Термин, который мы применяем к такого рода явлениям, — хронотоп <...> нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Эту неразрывность мы и находим во "встрече", в "дороге", "замке"» [М.М. Бахтин, 2012, с. 287-288].
Таким образом, хронотоп выступает как обособленный мир со своей уникальной спецификой, которая отличает его от окружающего мира. Хронотоп, согласно нашей трактовке теории Бахтина, реализуется как автономная сфера особой реальности в силу того, что пространство (место действия сюжета литературного произведения) и время (само сюжетное развитие), соединяясь вместе, образуют конкретно-индивидуальную целостность, которая замыкается от окружающего мира в собственную бытийную сферу. Сущность нашей интерпретации понятия хронотопа состоит в том, что мы понимаем хронотоп как семантический (смысловой) мир. Понятие семантического мира заимствовано нами из вероятностной теории смыслов российского философа второй половины ХХ в. В.В. Налимова. В своей теории он разделял мир на две сферы: «физический мир и мир семантический — это две различные реальности, непосредственно связанные через геометрию Мира» [В.В. Налимов, 1989, с. 83].
Под хронотопичностью сущего мы разумеем проявление единства его пространственных, временных и смысловых атрибутов. Говоря о семантическом мире, мы не противопоставляем его окружающему миру как «внешнему» и не замыкаемся в нем как во «внутреннем» мире. Мы хотим подчеркнуть, что сущее может быть раскрыто как самодостаточная в своей уникальности и индивидуальности сфера особой смысловой реальности, для существования которой нет иного мира, кроме окружающего нас. Семантический мир сущего актуализируется в обращении к нему носителя другого
семантического мира — человека. Наше сознание может существовать только в качестве сознания какого-либо сущего [5. Гуссерль, 2009, с. 262]. Семантический мир сущего раскрывается в рамках нашей собственной смысловой реальности и приобщается к ней, обогащая нас новым знанием. В познании мы присоединяем к своему семантическому миру семантические миры исследуемых нами объектов.
Городскую бытовую культуру ХХ в. мы будем понимать как семантический мир (хронотоп), характеризующийся собственными особенностями и уникальными смыслами. Хронотоп городской бытовой культуры ХХ в. включается в хронотоп более высокого порядка — в хронотоп бытовой культуры человечества в целом, рассмотрение которой выходит за рамки настоящей статьи. В общих чертах опишем особенности хронотопа городской бытовой культуры ХХ в., упоминая основные характеристики бытовой культуры как таковой. Прежде всего, как нам представляется, бытовая культура связана со временем, поскольку каждая вещь выражает собой тот период человеческой истории, в который она была создана. При раскрытии временной характеристики хронотопа городской бытовой культуры ХХ столетия выявляется основная, по нашему предположению, функция последней: старая бытовая культура содержит смыслы и значения ушедшей эпохи, наличная бытовая культура выражает собой современную эпоху.
Вторая временная характеристика бытовой культуры заключается в ее историчности: быт не только изменяется с течением времени, но и выражает собой его суть, включается в цельность человеческой истории. Диалектика историчности бытовой культуры заключается, с нашей точки зрения, в том, что каждый новый период существования бытовой культуры отрицает предыдущий и подвергает его уничтожению, занимая его место. Так, например, современный город представляет собой множество уровней бытовой культуры, каждый из которых был замещен последующим. Отживший слой бытовой культуры, как правило, не является объектом заботы и сохранения со стороны горожан. Однако на периферии крупных городов и в небольших провинциальных городах, где социально-историческое время замедлено или остановлено вовсе, устаревшая бытовая культура сохраняется гораздо дольше и в большей степени целостности, чем в мегаполисах. Даниил Гранин в своей выдающейся книге «Ленинградский каталог», которая, по нашей оценке, является образцом описания бытовой культуры, упоминает об этом: «...в Ленинграде в 30-е годы уже умывались из водопровода, а вот в Новгороде, в Старой Руссе, куда мы часто приезжали, — там еще стояли умывальники» [Д.А. Гранин, 1986, с. 12].
Бытовая культура (в данном контексте безотносительно к ее конкретно-исторической модификации) образует пространство человеческого мира в целом. Город и деревня являются и местом жительства человека и одновременно важнейшей частью его бытовой культуры. Город или село создают общее пространство, в то время как дом или квартира являются частным пространством человеческой жизни. Русская городская бытовая культура, включающая в себя единство более мелкого порядка — хронотоп отдельной квартиры, в целом сформировалась в 50-60-х гг. ХХ в. в связи с массовым строительством тех лет. Вот как оценивает (с позиций бытовой культуры брежневского периода) уклад жизни в хрущевских домах советский архитектор Б.М. Мержанов: «.оглянемся немного назад и вспомним наши первые проекты жилых домов с экономичными или, как мы тогда говорили, малометражными квартирами. Пять этажей, проходные комнаты, совмещенные санитарные узлы, вход в маленькую кухню через так называемый «заем» непосредственно из общей комнаты, узкая передняя. но тем не менее это не комната в коммунальной квартире, а отдельная благоустроенная квартира. Началось повсеместное заселение новых квартир — явление дотоле неведомое, социальное значение которого трудно переоценить» [Б.М. Мержанов, 1975, с. 3].
В хронотопе городской бытовой культуры ХХ в. частное домашнее пространство выступает, по нашему предположению, как часть семантического мира своего обитателя, и поэтому оно является ценной и близкой для человека сферой. Общественное пространство города ХХ в. представляется как нечто отчужденное, агрессивное и противоположное замкнутой сфере личного пространства дома: улица, двор, площадь, подъезд в современном городе для человека небезопасны и несут множество угроз, от которых он стремится укрыться в частном пространстве собственной квартиры. В отечественной городской среде общественная собственность, в отличие от частной, как правило, находится в небрежении, поскольку для человека она не считается своей и, следовательно, близкой и значимой. Кроме отрицательного влияния на человека общественного пространства современного города под негативное воздействие сферы общего подпадает и сфера личного пространства человеческого жилища. В современной городской бытовой культуре частное домашнее пространство размещается с другими такими же частными пространствами живущих по соседству людей. В уникальную, принадлежащую только самому человеку жизнь вторгается влияние других людей, которые не обладают правом на такое вторжение в чужое личное пространство. Многоквартирный дом является своего рода искусственным соединением
множества разных семантических миров. Еще одна особенность урбанистической бытовой культуры ХХ в. заключается в ее негативном воздействии на природу: там, где располагается человеческое поселение, природа оказывается либо уничтоженной, либо порабощенной бытом.
В предмете быта мы должны обнаружить не подручную, выражаясь словами М. Хайдеггера, вещь с только лишь утилитарно-практическим предназначением, а отсылку к человеческому бытию в целом. При подобном подходе в познании бытовой культуры мы совершаем восхождение от хронотопа самого низкого уровня — хронотопа отдельного предмета бытовой культуры до хронотоп-ных единств высшего порядка — семантического мира бытовой культуры определенной исторической эпохи и бытовой культуры человечества. Наиболее общее значение хронотопа бытовой культуры состоит в том, что он репрезентирует человеческое бытие в определенный исторический период. Бытовая культура выступает в качестве знака (следа) человеческого присутствия в мире, поскольку своим видом предмет быта сообщает о своем создателе — человеке. Бытовая культура являет собой сущность человеческого существования, по ней мы можем судить как о жизни отдельного человека, так и о человеческом бытии как таковом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 3: Теория романа (1930—1961 гг.). М., 2012.
Гранин Д.А. Ленинградский каталог. Л., 1986.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1 / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ. ст. В.А. Куренного. М., 2009.
Мержанов Б.М. Современная квартира. М., 1975.
Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2010. Т. 2.
Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002.
Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996.