Научная статья на тему 'Хронотоп дороги как объект междисциплинарного изучения и преподавания'

Хронотоп дороги как объект междисциплинарного изучения и преподавания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1241
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хронотоп дороги как объект междисциплинарного изучения и преподавания»

ства человек имел возможность проникнуть в общественную жизнь страны, приобщиться к культуре.

Отметим также, что эволюция французского театрального искусства второй половины XVIII в. является прямым отражением социокультурных преобразований в обществе. Например, падение при-дворно-аристократического строя позволило театру приобрести новый социальный статус, актеры впервые получили гражданские права и свободы, были отменены театральные монополии. Следствием выдвижения на политическую арену нового социального класса — буржуазии стало появление нового драматургического жанра — буржуазной драмы. Новая театральная публика потребовала от драматургов и актеров смены сценических приемов и форм. Главным требованием для французского театрального искусства той эпохи стало требование исторической достоверности. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что театральное искусство всегда несет в себе информа-

цию о социальных и национально-культур-ных ценностях общества.

Таким образом, одной из главных составляющих межкультурной компетенции является знание социокультурных особенностей своего и иноязычного общества. Важным при получении социокультурных знаний и навыков выступает изучение искусства, в частности театра. Театральное искусство служит отражением социокультурной эволюции общества. Следовательно, знание особенностей функционирования театра помогает лучше понять закономерности развития общества, его нравы, обычаи, традиции, что свидетельствует о важности изучения театрального искусства при формировании межкультурной компетенции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Васильева Н. Н. Межкультурная коммуникация. Стратегия и техники ее достижения / Н. Н. Васильева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rspu. edu.ni/joimials/lexicography/ сопГегепсе/уа5Шеуа%20М.111т

2 Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М., 1974. С, 232.

Поступила 07.11.06.

ХРОНОТОП ДОРОГИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

И. И. Меркулова, научный сотрудник Бахтинского центра Независимого института американских и европейских исследований, сотрудник кафедры русской и зарубежной литературы

МГУ им. Н.

Обширное научное наследие М. М. Бахтина сегодня играет заметную роль в развитии научного и научно-ме-тодического потенциала отечественной науки и образования. Введенные ученым категории и термины, отдельные идеи и фрагменты его научной концепции становятся предметом детального осмысления и освоения, активного использования современным гуманитарным знанием. Среди последних особое место принадлежит такой категории, как хронотоп,

77. Огарева

которая сегодня используется не только литературоведением, но и лингвистикой, культурологией, историей, политологией, социологией и другими гуманитарными дисциплинами. Цель нашей статьи — показать реальные пути использования хронотопа в процессе междисциплинарного изучения и преподавания в высшей школе.

В настоящее время понятие «хронотоп», которое Бахтин предложил использовать в качестве формально-содержа-

© И, И. Меркулова, 2006

тельной категории литературного произведения, получило довольно широкое распространение в различных сферах гуманитарной мысли. Бахтин, отмечая существенное жанровое и сюжетно-изобразительное значение хронотопа, подчеркивал, что «хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности»1. Примечателен тот факт, что «большие» хронотопы (к которым Бахтин относил романный, фольклорный, хронотопы античной биографии, греческого, авантюрно-бытового, рыцарского романов; раблезианский и идиллический; реальный хронотоп и хронотоп изображенного мира и т. д.) могут включать в себя неограниченное количество «мелких», которые, в свою очередь, достаточно сложно взаимосвязаны (они могут сосуществовать друг с другом, переплетаться, противопоставляться и др.), В связи с этим важно отметить одну из значимых составляющих общего понятия «хронотоп» — хронотоп дороги, особую важность которого отмечал Бахтин. Обладая широким объемом, хронотоп дороги исключительно четко и ясно раскрывает пространственно-временное единство. Так, в «Путешествии в Арзрум» он становится фактом не только литературного, но и исторического, географического, этнографического и даже этнополитического пространства.

Опираясь на выделенные Бахтиным типы времени (авантюрное, авантюрно-бытовое, биографическое), с полной уверенностью можно сказать, что они нашли отражение и в русском историческом романе М. Н. Загоскина, произведениях А. А. Бестужева-Марлинского, в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и др. Одной из особенностей раннего романтического хронотопа дороги является неожиданное препятствие в пути (метель, разбойники, поломка дорожного экипажа), преодоление которого приводит к дорожной встрече, знакомству с человеком, играющим одну из решающих ролей в дальнейшей судьбе главного героя.

Загадочный незнакомец нередко определяет пространственно-этическую траекторию главных героев, т. е. непосредственно дорогу как определенную точку пространства и эквивалентное ему моральное состояние. Нередко выбор дороги, цели передвижения героев мотивированы преданностью отчизне, любовью к даме сердца, что является характерным для романтического хронотопа дороги в творчестве М. Н. Загоскина, А. А. Бестужева-Марлинского. Характерной чертой русской литературы первой трети XIX в. становятся жалобы на станционных смотрителей и плохие дороги. Писатели-романтики заполняют время, когда герой в пути, нравоучениями, рассуждениями, спорами о патриотизме, любви, искусстве и т. п. Таким образом, тема пути, дороги в русской исторической прозе XIX в. является одной из наиболее устойчивых и распространенных.

Преимущественно говоря о хронотопе дороги в романах, Бахтин отмечает его значимость и в фольклоре: дорога в фольклоре никогда не бывает просто дорогой, но всегда либо всем, либо частью жизненного пути. Как отмечает Т. Б. Щепанская2, в русской ритуальной и фольклорной традиции дорога (как ло-кус, образ и нормативный комплекс) определяется в первую очередь как противоположность по отношению к дому.

Среди не менее важных моментов, связанных с хронотопом дороги, необходимо отметить его особенную значимость в системе метафорического мышления. Человеческое сознание с опорой на хронотоп дороги выстраивает модель мироздания, репрезентируя в метафорах пути свои знания об окружающем мире, человеческом обществе, представления о самом себе, своем месте в социальном бытии, процессы познания, творчества, труда (отсюда метафоры Путь познания, Путь труда, Путь греха и т. д.). Между тем изучение хронотопа дороги позволяет решить некоторые теоретические и прикладные задачи, такие

как исследование феномена пути, выявление и анализ отдельных черт региональной культуры, систематизация и анализ культуроведческого материала, построение модели культурного ландшафта региона, разработка туристических маршрутов.

Востребованность исследуемого явления в различных сферах гуманитарного знания позволяет обозначить и конкретные точки образовательного пространства, где изучение хронотопа дороги в междисциплинарном контексте не только желательно, но и необходимо. Мы не говорим о преподавании курса по выбору «Хронотоп дороги в реальном и ху-

дожественном измерениях»: для студен-тов-филологов это подразумевается само собой. Но подобный курс, наверняка, мог бы вызвать профессиональный интерес у гуманитариев: будущих культурологов, историков, политологов, регионоведов, социологов, географов — и даже у сту-дентов-строителей, осуществляющих подготовку по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бахтин М, М. Эпос и роман / М. М. Бахтин, СПб., 2000, С, 10.

® См.: Щгпанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX — XX вв. / Т. Б. Щепанская. М., 2003.

Поступила 23.10.06.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Н. С. Глущенко, старший преподаватель кафедры философии Барнаульского государственного педагогического университета

Человек как индивидуальность представляет собой целостную систему, которая является не обособленной, а органически вписанной в окружающий социум. Социальные условия, макро- и микросреда, в которых протекает жизнедеятельность каждого представителя социума, оказывают существенное влияние на становление и развитие человека и всех его сил, в частности на формирование и развитие его индивидуальности.

С самого рождения человеческий индивид включается в процесс социализации, в котором происходит усвоение образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для жизнедеятельности в данном обществе. Причем социальный опыт он получает по разным каналам, ведущую роль среди которых на ранней стадии социализации играют семья, а затем школа и в целом вся сфера образования. В самом понятии «со-

циализация» заложено определенное измерение соотношений общество — коллектив — личность, пропущенных через индивидуальные эмоционально-психоло-гические реакции человека. Вне этих реакций социализация индивида немыслима, и именно от них в значительной степени зависит, какой будет индивидуальность человека.

Человеческая индивидуальность в процессе социализации одновременно выступает и как объект воздействия со стороны среды, и как субъект общественных отношений. Она не просто усваивает социальный опыт других, но и преобразует его с точки зрения своих потребностей в собственные ценности, мотивы поведения, установки, ориентации и т. п. При этом происходят постоянные изменения в самой индивидуальности, ее развитии и реализации. Усваивая социальный опыт, реализуя его в сво-

©Н. С. Глущенко, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.