Научная статья на тему 'Хронотерапия при дезадаптации у студентов медицинского вуза'

Хронотерапия при дезадаптации у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
99
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хронотерапия при дезадаптации у студентов медицинского вуза»

ХРОНОТЕРАПИЯ ПРИ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Ханина Е.А., Зуйкова А.А., Болотских В.И., Болышева О.Е.

ГБОУ ВПО «ВГМА», кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики, г. Воронеж

Одним из условий учебы в вузе является здоровье и адаптация студентов к учебной нагрузке. В период учебной деятельности у студентов часто развиваются такие заболевания, как, например, артериальная гипертензия, вегетативно-сосудистая дистония, депрессия и так далее, умственная работа обеспечивает напряженность симпато-адреналовых механизмов, что нередко приводит к переутомлению и развитию нарушения суточных ритмов. Соответственно если своевременно выявить изменения в адаптационных возможностях организма студента то можно на начальном этапе блокировать развитие того или иного заболевания путем восстановления их биоритмов и процессов адаптации [1, 3].

Цель исследования: хронотерапевтическая коррекция сниженных адаптационных возможностей у студентов медицинского вуза.

Объект исследования: 50 студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов ВГМА им.

Н.Н. Бурденко. Все они были разделены на две группы: 1 основная группа получала коррекцию Мелаксеном Юнифарм, Инк., США по 1 таблетке 1 раз в день с учетом индивидуального хроноритма, 2 контрольная группа принимала Мелаксен Юнифарм, Инк., США по 1 таблетке 1 раз в день без учета хроноритма в течении 10 дней. Среди наблюдаемых было 10 юношей и 40 девушек в возрасте от 19 до 23 лет [2].

У всех обследуемых оценивали показатели функционального состояния организма и определяли суточный хроноритм на основании анализа вариабельности ритма сердца и фрактальной нейродинамики при помощи программно - аппапатного комплекса «Омега-2М». Так же проводилось 2х кратное тестирование для оценки психо-эмоционнального статуса (до начала коррекции и после прекращения терапии) с помощью следующих методик: исследование быстроты мышления, теста Спилберга - Ханина, личностной шкале проявления тревоги, шкале астенического состояния и оценки эмоциональнодеятельной адаптивности.

Результат исследования: в двух изучаемых группах изменялись показатели функционального состояния (индекс вегетативного равновесия уменьшается, вегетативный показатель ритма повысился, показатель адекватности процессов регуляции снизился, индекс напряжения уменьшился) что свидетельствует об активизации процессов адаптации, но в 1й группе эти изменения наступали на 3 день, а во второй на 4-5 день терапии (табл. 1).

Таблица 1 Значения показателей функционального состояния в основной и контрольной группах студентов до и после терапии

Показатель Основная группа (п = 25) Контрольная группа (п = 25)

До лечения После лечения До лечения После лечения

ИВР 322,4±39,5 193,3 ± 21,1 282,4 ± 29,6 197,0 ± 20,1

ВПР 0,24 ± 0,01 0,31 ± 0,02 0,25 ± 0,01 0,30 ±0,02

ПАПР 70,2 ± 5,4 54,3 ± 4,1 64,9 ± 4,8 51,9 ± 3,2

ИН 268,7 ± 39,5 141,2 ± 17,4 213,6 ± 26,9 138,7 ± 16,1

У всех исследуемых на фоне терапии изменялся хроноритм, что дает возможность предположить, что на фоне стрессовой ситуации происходили изменения биологического ритма, а после терапии он возвращался к исходному состоянию. На рисунке 1 представлены усредненные хроноритмы обследуемых, на котором видно, что хроноритмы изменились от исходных значений, и изменилась высота и время пиков психо - эмоциональной и физиологической активности, причем выше они в группе с использованием хронотерапии, что говорит об более активном восстановлении адаптационных механизмов.

Рис.1. Сравнение усредненных хроноритмов для обследуемых, зависимость показателя здоровья Щ!) от времени суток Т.

Так же по результатам тестирования была выявлена общая закономерность в обоих группах: снижение уровня личностной и общей тревожности, уменьшение выраженности астенического состояния, увеличение быстроты мышления, что свидетельствует об улучшении адаптационных возможностей организма, в группе с применением хронотерапии эти показатели стали лучше (таблица 2).

Таблица 2 Значения показателей психо-эмоционального статуса в основной

и контрольной группах студентов до и после терапии

Показатель Основная группа (п = 25) Контрольная группа (п = 25)

До лечения После лечения До лечения После лечения

Шкала тревоги 22,6 ± 7,5 20,0 ± 7,0 25,4 ± 7,0 17,0 ± 7,9

Шкала лжи 2,17 ± 1,88 3,09 ± 1,44 2,43 ± 1,65 2,91 ± 1,20

Реактивная тревожность 44,3 ± 7,3 39,0 ± 10,4 45,8 ± 7,9 43,6 ± 9,6

Личностная тревожность 47,5 ± 9,4 42,0 ± 10,0 50,3 ± 9,2 43,4 ± 8,9

Быстрота мышления и подвижность нервных процессов 17,7 ± 4,6 21,6 ± 5,4 19,1 ± 4,9 21,4 ± 5,6

Астеническое состояние 52,8 ± 11,2 42,6 ± 6,8 54,9 ± 8,4 48,1 ± 8,1

Эмоциональнодеятельностная активность 10,5 ± 5,1 8,2 ± 3,9 11,5 ± 3,4 7,8 ± 4,5

Таким образом, использование Мелаксена Юнифарм, Инк., США по 1 таблетке 1 раз в день с учетом индивидуального хроноритма у студентов на фоне стрессовых факторов способствует активизации и восстановлению адаптационных процессов и улучшению психо-эмоционального состояния.

Литература

1. Комаров Ф.И. Рапопорт С.И. Хронобиология и хрономедицина./ - М.: Триада Х, 2000. с- 488.

2. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник./ М.: АстраФармСервис, 2008.-

с.1696

3. Хетагурова Л.Г., Салбиев К.Д. Хронопатофизиология доклинических нарушений здоровья / -

Владикавказ: Проект- Пресс, 2000 - с.176.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

8. Сборник научных тезисов и

9. Сборник научных тезисов и

10. Сборник научных тезисов и

11. Сборник научных тезисов и

12. Сборник научных тезисов и

13. Сборник научных тезисов и

14. Сборник научных тезисов и

статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование статей «Здоровье и образование

в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.