Научная статья на тему 'Хронос и стоя'

Хронос и стоя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ХРОНОС» / «ПОЛЕ ХИГГСА» / «СТОИК» / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / "CHRONUS" / "HIGGS FIELD" / "STOIC" / POST-TRAUMATIC SYNDROME

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фёдоров Игорь Алексеевич, Запорожченко Ольга Анатольевна

Статья посвящена описанию многочисленных концепций природы времени («хроноса») и формированию особенного типа личности «стоик», базовыми характеристиками которого выделяются: ПТСР («посттравматический синдром»), мощное психическое перенапряжение, недоверчивость, заметные трудности общения, эмоциональная отчужденность, аномальная пунктуальность и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRONUS AND STOIC

The article describes the many concepts of the nature of time (Cronus) and the formation of a special type of personality stoic, the basic characteristics that stand out: PTSD (post-traumatic stress syndrome), a powerful mental strain, lack of trust, significant communication difficulties, emotional detachment, abnormal punctuality, etc.

Текст научной работы на тему «Хронос и стоя»

УДК 100.25,115

ХРОНОС И СТОЯ

© Игорь Алексеевич ФЁДОРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии, e-mail: o735789@yandex.ru © Ольга Анатольевна ЗАПОРОЖЧЕНКО Администрация Тамбовской области, г. Тамбов, Российская Федерация, зам. начальника отдела анализа и информационной политики управления пресс-службы и информации, кандидат социологических наук, доцент, e-mail: zoa@press.tambov.gov.ru

Статья посвящена описанию многочисленных концепций природы времени («хроноса») и формированию особенного типа личности «стоик», базовыми характеристиками которого выделяются: ПТСР («посттравматический синдром»), мощное психическое перенапряжение, недоверчивость, заметные трудности общения, эмоциональная отчужденность, аномальная пунктуальность и др. Ключевые слова: «хронос»; «поле Хиггса»; «стоик»; посттравматический синдром.

Изучение природы времени («хроноса») велось в истории гуманитарной науки так давно и по столь разным, зачастую весьма причудливым направлениям, что сам огромный интеллектуальный масштаб таких исследований просто отпугивает многих ученых. Такое положение дел не меняется и при разделении всех теорий времени на классические и релятивистские, поскольку их теоретическая база и методология весьма специфичны. Даже в классических теориях время трактуется вовсе не как линейный («равноприсутственный») процесс, но как нечто субстанциональное (Пифагор, Б. Спиноза), как мера, темп событий (римская историография Г. Светония, Тацита, Плутарха), как своеобразные «биологические часы» («вульгарный материализм» Л. Бюхнера, М. Мале-шотта), как то, что оставляет место для раскаянья любого человека («патристика» - Августин, Боэций) и др. [1-7].

Еще более сложными для восприятия являются собственно современные трактовки природы «хроноса». Подчеркнем лишь некоторые аспекты таких трактовок, наиболее простые для анализа и оценки:

- собственно идеи общей теории относительности (ОТО) о прямой взаимосвязи времени, скорости и массы тела, весьма непростой, как сейчас выясняется, взаимосвязи времени и предельных вселенских скоростных ограничений (скажем, в ранней, «инфляционной» Вселенной скорость света, оставаясь предельной, могла в абсолютном выражении быть намного больше);

- идея связи хода времени с предельной массой объекта (феномен черных и белых дыр в современной астрофизике) [8];

- современная концепция «супер струн», указывающая на принципиально иные аспекты времени в микромире, особенно на уровне, сравнимом с постоянной Планка, где за-

шифрованы еще, как минимум, девять измерений, где возможен иной «темп времени» (причем, чем меньше такой мир, тем «быстрее» там время) [9];

- концепция зависимости природы и темпа времени от степени активности гипотетического «поля Хиггса» (и, соответственно, задействованности «бозона Хиггса» во взаимодействиях даже на макроуровнях по алгоритму «чем выше ускорение, тем активнее «поле Хиггса») [10];

- идея выделения особых закономерностей времени на мегауровне, где как бы «плывут» по океану «поля Хиггса» своеобразные «футляры» «-мерных мембран, вмещающих «супер струны», моды колебаний которых дают, согласно математическим расчетам, возможность существования всем известным видам частиц и взаимодействий и т. д.

Перечень таких особенностей современных концепций природы времени можно, разумеется, продолжить. Отметим, однако, главное для авторов этих теорий: любая современная трактовка «хроноса» не отрицает его воздействие на самые интимные стороны бытия человека. В этом смысле человек во многом таков, каково его пребывание во времени, какова его культура отношения ко времени, какова включенность в его мировосприятие феномена времени и динамики временных структур.

По своему отношению ко времени все известные типы личности делятся на две неравные страты: на людей, которые, в силу личностных комплексов стараются блокировать, подчинить чувство времени каким-то ценностям, кажущимся им более высокими, и людей «хроноса», высоко ценящих именно пребывание во времени, невзирая на всю хрупкость и ненадежность такого ощущения.

Довольно условно последний тип людей называют «стоиками» (в данном случае речь идет, разумеется, не о сумме сторонников стоической философии, особенно философии Средней Стои II в. до н. э. - II в. н. э.: Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета [11-13]).

«Стоики» трактуются авторами как люди, наиболее точно и мощно ощутившие «размывающую», деструктивную функцию времени и чуждые наивному оптимизму и доктринерству. Более подробно описание такого типа уже давалось авторами [14-16].

Подчеркнем лишь, что довольно частый для стоиков «посттравматический синдром»

(ПТСР) показывает, что само стремление, согласно лозунгу М. Аврелия, «быть наедине с собой» способно порождать сильнейшее психическое перенапряжение, когда в психике личности образуется механизм блокирования воли и большей части дальней памяти. Видимо, попытки внесюжетного, вневолево-го чувствования «хроноса» никогда не проходят даром, вызывая ряд побочных эффектов: недоверчивость, заметные трудности в общении, эмоциональную отчужденность, аномальную пунктуальность и др. [17-18].

Более того, весьма заметный ригоризм этого типа личности, его стремление «жить по принципу», по нашему мнению, могут быть интерпретированы как попытки включить само время в число собственных принципов и в этом смысле сделать Стою храмом «хроноса».

Стоицизм в качестве особого стиля жизни возникает и как ответ не просто на качество социальной микросреды, но и как проекцию исторического времени на вневолевые механизмы психики некоторых людей, которых мы условно назовем «стоиками».

Подчинение динамике времени, пассивное ощущение ее в духе конфуцианских «благородных мужей» - прямой путь к исте-роидности, психопатии, психической болезни; попытка же противостоять этой динамике через стабильные жизненные принципы, попытки подчинить текучесть времени консерватизму этих принципов - путь «стоика» как качественно особой и все более многочисленной страты населения современного общества.

Уже поэтому, согласно нашей точке зрения, быстрота перемен в общественной жизни развитых стран начала XXI столетия может провоцировать расширение социальной базы стоиков, как бы пытающихся остановить динамичный поток времени, включить его в систему мировоззрения, а борьбу с темпоральной динамикой сделать естественным атрибутом мощной самостоятельной личности.

1. Сигачёв А.А. Пифагор // Знание. Понимание. Умение: электронный журнал. 2010. № 6. Серия История. иКЬ: http://www.zpu-joumal.ru/ e-zpu/2010/6/Sigachev. Загл. с экрана.

2. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 2001.

3. Светоний Г. Жизнеописание двенадцати цезарей / пер. и прим. Д.П. Кончаловского. Москва; Ленинград, 1933.

4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / пер. В.А. Алексеева. М., 2008.

5. Гревс И.М. Тацит. Жизнь и творчество. Москва; Ленинград, 1946.

6. Таганский Т. Вульгарный материализм // Из истории философии XIX века. М., 1933.

7. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты / сост. и отв. ред. Г.Г. Майоров. М., 1990.

8. Хокинг С., Пентроуз Р. Природа пространства и времени. СПб., 2009.

9. Брайан Г. Элегантная Вселенная: суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2011.

10. Клапдор-Клайнгротхаус Г.В., Цюбер К. Астрофизика элементарных частиц. М., 2000.

11. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луци-лию. М., 2011.

12. Аврелий М. Наедине с собой. М., 2011.

13. Чертков В.Г. Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение. М., 1889.

14. Запорожченко О.А. Тип личности «стоик» как объект изучения социологии духовной

жизни: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Тамбов, 2003.

15. Запорожченко О.А. Возможные базовые модели личности в современной социологии // Основы общей социологии. Тамбов, 2000.

16. Запорожченко О.А. Психологические основы профессионализма деятельности (на примере спасателей) // Развитие личности в культурно-образовательном пространстве: сб. ст. по материалам региональной конференции, апрель 2000 г. / отв. ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2000.

17. Запорожченко О.А. Профессионализм спасателя: экстремальность, норма и нормативность // Психология XXI века: тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века» / под ред. А.А. Крылова. СПб., 2000.

18. Запорожченко О.А. О возможном основании классификации типов личности // 8 Державинские чтения. Экономика. Юриспруденция. Социальная работа. Социология. История: материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Тамбов, 2003.

Поступила в редакцию 18.11.2011 г.

UDC 100.25,115

CRONUS AND STOIC

Igor Aleksandrovich FEDOROV, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Sociology, Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: o735789@yandex.ru

Olga Anatolyevna ZAPOROZHCHENKO, Administration of Tambov region, Tambov, Russian Federation, Vice Head of Analysis and Information Policy Department of Press and Information Service Management, Candidate of Sociology, Associate Professor, e-mail: zoa@press.tambov.gov.ru

The article describes the many concepts of the nature of time (“Cronus”) and the formation of a special type of personality “stoic”, the basic characteristics that stand out: PTSD (“post-traumatic stress syndrome”), a powerful mental strain, lack of trust, significant communication difficulties, emotional detachment, abnormal punctuality, etc.

Key words: “chronus”; “Higgs field”; “stoic”; post-traumatic syndrome.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.