Научная статья на тему 'Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам «Иркутских епархиальных ведомостей»'

Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам «Иркутских епархиальных ведомостей» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
епископ Софроний (Кристалевский) / канонизация / Иркутские епархиальные ведомости / Bishop Sophronius (Kristalevsky) / canonization / Irkutsk Diocesan Gazette

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крючкова Тамара Александровна

В статье раскрывается роль «Иркутских епархиальных ведомостей» в подготовке акта канонизации в 1918 г. святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского. Канонизации предшествовала подготовка, заключавшаяся в накоплении материалов о жизни и чудотворениях Святителя. Большинство выявленных исследователями материалов публиковалось в епархиальном издании. Автором выявлены публикации, касающиеся данной темы. Хронологический охват выявленного материала составляет почти 60 лет – с 1859 по 1918 годы. В статье выявленные публикации представлены в прямой хронологии. Автор раскрывает содержание публикаций, приводит развернутые цитаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronicle of preparations for the canonization of St. Sophronius (Kristalevsky) based on materials from the Irkutsk Diocesan Gazette

The article reveals the role of the «Irkutsk Diocesan Gazette» in the preparation of the act of canonization of St. Sophrony (Kristalevsky), Bishop of Irkutsk in 1918. This canonization was preceded by preparations, which consisted in the accumulation of materials about the life and miracles of the Saint. Most of the materials identified by researchers were published in diocesan editions. The author identified publications related to this topic. The chronological coverage of the revealed material is almost 60 years from 1859 to 1918. The article presents the identified publications in direct chronology. The author reveals the content of publications, provides detailed citations.

Текст научной работы на тему «Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам «Иркутских епархиальных ведомостей»»

Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2022. Вып. 17. С. 73–84

Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary. 2022. Issue 17. P. 73–84 Научная статья

УДК 27-36:27-558.7

doi:

Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам

«Иркутских епархиальных ведомостей»

Тамара Александровна Крючкова

Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского, г. Иркутск, Россия, kruchkova-tamara@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается роль «Иркутских епархиальных ведомостей» в подготовке акта канонизации в 1918 г. святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского. Канонизации предшествовала подготовка, заключавшаяся в накоплении материалов о жизни и чудотворениях Святителя. Большинство выявленных исследователями материалов публиковалось в епархиальном издании. Автором выявлены публикации, касающиеся данной темы. Хронологический охват выявлен- ного материала составляет почти 60 лет – с 1859 по 1918 годы. В статье выявленные публикации представлены в прямой хронологии. Автор раскрывает содержание публикаций, приводит развернутые цитаты.

Ключевые слова: епископ Софроний (Кристалевский), канонизация, Иркутские епархиальные ведомости

Для цитирования: Крючкова Т. А. Хроника подготовки к канонизации святителя Софрония (Кристалевского) по материалам «Иркутских епархиальных ведомостей» // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2022. Вып. 17. С. 73–84.

© Крючкова Т. А. Якутск, 2022

Original article

CHRONICLE OF PREPARATIONS FOR THE CANONIZATION OF ST. SOPHRONIUS (kRISTALEVSKY) BASED ON MATERIALS

FROM THE IRKUTSK DIOCESAN GAZETTE

Tamara Alexandrovna kryuchkova

Irkutsk Regional State Universal Scientific Library named after Molchanov-Sibirsky, Irkutsk, Russia, kruchkova-tamara@yandex.ru

Abstract. The article reveals the role of the «Irkutsk Diocesan Gazette» in the preparation of the act of canonization of St. Sophrony (Kristalevsky), Bishop of Irkutsk in 1918. This canonization was preceded by preparations, which consisted in the accumulation of materials about the life and miracles of the Saint. Most of the materials identified by researchers were published in diocesan editions. The author identified publications related to this topic. The chronological coverage of the revealed material is almost 60 years - from 1859 to 1918. The article presents the identified publications in direct chronology. The author reveals the content of publications, provides detailed citations.

Keywords: Bishop Sophronius (Kristalevsky), canonization, Irkutsk Diocesan Gazette

For citation: Kryuchkova T. A. Hronika podgotovki k kanonizacii svjatitelja Sofronija (Kristalevskogo) po materialam «Irkutskih eparhial'nyh vedomostej» [Chronicle of preparations for the canonization of St. Sophronius (Kristalevsky) based on materials of the Irkutsk Diocesan Gazette]. Sbornik trudov Jakutskoj duhovnoj seminarii – Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary, 2022, is. 17, pp 73–84.. http://

28 октября 1917 г. в России было восстановлено Патриаршество, положившее конец синодальному периоду (1721–1917) в Русской Православной Церкви. Оно было ознаменовано канонизацией к общецерковному почитанию двух святых: святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского († 1771) и священномученика Иосифа, митрополита Астраханского и Терского († 1671), которую совершил Поместный Собор Православной Российской Церкви определением от 18 апреля 1918 г. Для Иркутской епархии это было эпохальное событие: Софроний был вторым, после канонизированного в 1804 г святителя Иннокентия (Кульчицкого), прославленным в сонме святых иркутским епископом.

Епископ Софроний прибыл в Иркутск 20 марта 1754 г. и возглавлял Иркутскую кафедру до своей кончины, случившейся 30 марта 1771 г., в дни Пасхи. Подготовка к канонизации Святителя, представлявшая собой накопление материалов о его жизни, служении и чудотворе- ниях, велась с начала 1870-х гг., а именно с момента обретения его

нетленных мощей, которое произошло за год до 100-летия со дня кончины. Ведущую роль в сборе и обнародовании материалов сыграли

«Иркутские епархиальные ведомости» (далее ИЕВ). По публикациям в газете можно восстановить историю подготовки к канонизации святителя Софрония.

Начало систематическому изучению, а также описанию жизни и духовного служения Cвятителя было положено архимандритом Модестом (Д. К. Стрельбицким, 1822–1902), ректором Иркутской духовной семинарии (1869–1877) и в то время (1871–1877) главным редактором епархиального издания. К 100-летию кончины Cвятителя он опубликовал в Прибавлениях к ИЕВ две статьи. В первой, излагая краткие сведения о происхождении Софрония и его жизни до назначения епископом на Иркутскую кафедру, Модест сообщает:

«…мирское имя преосвящ. Софрония было Стефан, это доказывается тем, что в его келиях находилась икона с изображением патриарха Софрония и первомученика архидиакона Стефана. А это обычай чтителей своих патронов» [11, с. 173]. После кончины епископа эта икона располагалась в Иркутском Богоявленском соборе на северной стене Казанского придела, в склепе с его захоронением. Затем, когда была устроена пещера, икона находилась рядом с мощами. Она дошла до нашего времени и хранится в Иркутской Крестовоздвиженской церкви [5, с. 210-211]. В этой же статье Модест обнародовал факт, подтверждающий никогда не прерывавшуюся связь Софрония с родной ему Полтавской губернией: «в 1870 г. преосвящ. Софроний просил Святейший Синод об увольнении его на покой за старостью и продолжительною болезнью, и в этом же году он отослал в Красногорский Золотоношский монастырь с диаконом Богоявленского кафедрального собора Димитрием Перхуровым всю свою собственную серебряную посуду, прочие вещи и три тысячи рублей. Этот монастырь находился в 4-х верстах от уездн. города Золотоноши Полтавск. губернии, на острове Красная гора» [11, с. 173]. В Красногорском монастыре Стефан Кристалевский 23 апреля 1730 г. принял монашеский постриг с именем Софрония, в честь патриарха Иерусалимского.

Во второй статье архимандрит Модест публикует биографические сведения о святителе Софронии из рукописи «Краткая тетрадь преосвященных архиереев Иркутской епархии с начала оной до ныне», переданной в ИЕВ священником Петром Пономаревым: «Преосвящен- ный Софроний Кристалевский, урожденец малороссийского города Переяславля; родился декабря 25 дня в 1703 году и при крещении наречен Стефаном. Вышед из отроческих лет обучался в тамошней

семинарии по латыне. В 1730 году апреля 23 дня пострижен в монашество и наречен Софронием. Во епископа Иркутского хиротонисан из наместника Александровского монастыря в Санкт-Петербурге, апреля 18 дня, в 1753 году. И в 1754 году марта 20 дня прибыл в Иркутск. Он первым сделал в Иркутске архиерейский дом и оградил оный каменною стеною, построил архиерейские каменные покои, и оставшиеся от преосвященного Иннокентия второго в Жилкинской заимке разное деревянное строение и церковь деревянную во имя святого мученика Иустина Философа перевез в Иркутск в дом архиерейский, потому что прежние преосвященные пребывание свое имели в Иркутском Вознесенском монастыре. Да и Иркутская духовная консистория там же находилась. С прибытия своего, то есть, 1754 марта 20 числа, по 26-е число апреля 1755 года преосвященный Софроний имел квартиру, или пребывание свое в доме иркутского купца Михаила Глазунова, а того же месяца (апреля) 27 числа перешел на жительство в Иркутский Архиерейский дом. Преставился он 1771 года, марта на 30 число, в 12 часов пополудни (т.е. ночи) и погребен в соборе в Казанском приделе под левым клиросом. Был на епархии 18 лет и 10-ть дней. Всех же лет жития его 67, 3 месяца и 6 дней» [12, с. 199-200].

Иркутское духовенство в написании биографии Cвятителя поддержал известный сибирский историк церкви, омский протоиерей Александр Сулоцкий, который предоставил в 1871 г. в редакцию ИЕВ материал из рукописной Сибирской летописи, принадлежащей Тобольской семинарской библиотеке. В летописи под 1754 г. было сказано: «Генваря 29 дня в Тобольск приехал из царствующего града Москвы Иркуцкий и Нерчинский епископ Софроний и в праздник Сретения Господня в Тоб. соборной церкви отправлял Божественную Литургию и февраля 3 дня». В комментарии к этому сведению сообщается, что еп. Софроний провел в Тобольске пять суток, общаясь со своим земляком, родом малороссиянином, Сильвестром Главатским, митрополитом Тобольским [13, с. 353-354].

Ценные сведения об иркутском епископе присылали и неизвестные авторы. Так, в № 31 Прибавлений к ИЕВ за 1872 г. была опубликована статья анонимного автора [10, с. 689-695], в которой уточнялось место рождения святителя Софрония: местечко Березань Переяславского уезда. Это сведение автор нашел в «Историко- статистическом очерке Золотоношского Красногорского монастыря (Полт. епархии)», изданном протоиереем Николаем Думитрешко в Полтаве в 1859 г. [2, с. 9-13, 36-40]. В этом же очерке Н. Думитрешко сообщил о ставленнической епископской грамоте, выданной святителю

20 декабря 1853 г. во время его хиротонии в Успенском соборе Московского Кремля. Грамота хранилась в настоятельских келиях Красногорского монастыря. Далее он подробно описал священные сосуды с дарственными надписями (потир 1761 года, дарохранитель- ницу 1762 года) и два Евангелия в серебряных окладах, посланные святителем Софронием из Иркутска в дар монастырю.

После обретения мощей стали проявляться случаи чудесной помощи по молитвам к святителю Софронию. В 1872 г., по распоряже- нию архиепископа Парфения, клиром Иркутского Богоявленского собора, была заведена прошнурованная и запечатанная архиерейской печатью книга, в которой записывались заявления о благодатных знамениях и исцелениях, совершаемых по вере в предстательство Святителя. В 1915 г. эти записи были опубликованы в Иркутске отдельной книгой под названием «Явление благодатной помощи Святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского» [19].

Обстоятельства обретения мощей были зафиксированы архимандритом Модестом. В ноябре 1874 г. он написал записку

«Об обретении мощей Софрония, епископа Иркутского и Нерчинского», которая хранилась в Церковно-Археологическом музее при Киевской духовной академии. Текст этой записки был передан в Иркутск проф. академии Н. И. Петровым. Протоиерей Иркутского Богоявленского собора Милий Чефранов опубликовал ее в своей статье: «Говорят, что еще при погребении в 1771 году заметно было нетление тела святителя Софрония и вследствие этого священники гор. Иркутска тогда же написали на дереве портрет его (Софрония), который есть и теперь в Соборе. Преосвященный Нил, при переделке пола, тоже видел св. мощи его (Софрония) и велел сделать к гробу вторую крышку для предохранения первой от случайного пролома. В 1870 году вновь переделывался пол в приделе Казанской Богоматери и снова увидели гроб святителя Софрония. По благословению преосвященного архиепископа Парфения, я и ключарь Собора протоиерей Иоанн Чирцев, после заупокойной литии, открыли обе крышки и увидели совершенно целое и благоухающее тело святителя. Святительская митра малинового цвета, саккос недорогой голубо-зеленой парчи; в правой руке резной кипарисный крест с разрешительною молитвою, напечатанною на обыкновенной бумаге; бумага цела, слова молитвы отчетливы; на грудях малая панагия. Рука, держащая крест и разрешительную молитву, бела, как снег, и когда прикладывались к ней, чувствовали благодатное благоухание. Целый день после этого душа была в особенном настроении. Лица не открывали из благоговения. На первой крышке

положенная при погребении архиерейская мантия чрез сто лет осталась столь же крепкою и свежею, как бы недавно была положена. И все это сохранилось целым, несмотря на большую сырость в пещере. Собор стоит в нескольких (не более пяти и пещера не дальше 10–12-ти) саженях от Ангары, и сырость сильно проникает в Собор; полы очень часто переменяются. Несмотря на то, гроб и тело святителя Софрония нетленны. Такое вскрытие и осмотр происходили 5-го февраля 1870 года. Преосвященный Вениамин (преемник архиепископа Парфения) тоже открывал гроб и свидетельствовал мощи святителя Софрония. Высокопрео- священный Парфений письмом уведомлял о том, что найдены святителя Софрония мощи, – высокопреосвященного Исидора, митрополита С.-Петербургского. О чем по совести и для памяти делаю эту заметку» [18, с. 203-204].

Известный духовный писатель, автор множества публикаций по православной истории Восточной Сибири и Камчатской епархии, иркутский протоиерей Прокопий Васильевич Громов (1801–1880) также участвовал в сборе биографической информации о святителе Софронии. В 1878 г. он обнародовал важное свидетельство об аскетическом образе жизни и пророческих качествах Святителя, почерпнутое из предоставленного ему селенгинским купцом Григорием Антоновичем Кондаковым семейного предания: «Прадед мой по матери, священ- ник Григорий Шергин, по кончине своей оставил в Иркутской архиерейской школе четырех сыновей – Петра, Тимофея, Иоанна и Симеона. Жена Григориева, по вдовству и бедности, имела надоб- ность в кормильце, и потому всех четверых привела к тогдашнему преосвященному Софронию и просила его дать ей на пропитание которого-нибудь. Преосвященный взглянул внимательно на лицо каждого, и, касаясь рукою голов их, указал на Петра, и сказал:

«Мати! Вот твой поилец и кормилец! А этот, указывая на Симеона, будет горький пьяница». – И действительно, Симеон предался пьянственной страсти с юности, и скончался с нею в Селенгинском Троицком монастыре в сане иеродиакона, под именем Серафима. Прабабка же моя скончалась на руках сына Петра, бывшего впоследствии священником за Байкалом в Твароговском селении. Благословляя, за попечительность о себе, сына Петра и все его потомство, она умерла с молитвою во устах о преосвященном Софронии. Петр, прежде чем отдан был на пропитание своей матери, находился у преосвященного Софрония келейником. По рассказам его, преосвященный вел самую строгую жизнь, носил железные вериги, проводил целые ночи в молитве, спал очень

мало и то на голой кровати, подкладывал под голову камень, и строго воспрещал моему деду келейнику Петру, тогда мальчику, рассказывать о том, что он видит» [4, с. 344-345].

Отдельный раздел материалов о Святителе, опубликованных в ИЕВ в начале 1880-х гг., составили обзоры документов его времени, хранящихся в архивах церквей и монастырей Иркутской епархии.

Священник Александр Казанцев, служивший в Успенской церкви с. Оeк, в статье «Материалы для биографии святителя Софрония, епископа Иркутского» опубликовал 18 документов [7, с. 231-237], большая часть которых являлась указами Иркутской духовной консистории, посланными в Оeкскую церковь. Непосредственное отношение к Софронию имеют два: в первом, датированном 9 августа 1753 г., сообщается об его епископской хиротонии; во втором говорится о том, что 16 октября 1758 г. епископ Софроний предлагал Оекскому священнику Иакову Филиппову на выбор два вакантных священнических места в г. Иркутске: одно в Богоявленском соборе, а другое в Богородской Тихвинской церкви. Но как видно из последую- щих документов, отец Иаков остался служить в Оеке и в 1762 г. значился «десятоначальным священником», т. е. благочинным.

Священник Николаевской церкви с. Подкаменского Прокопий Константинович Кокоулин стал автором обширной статьи «Материалы для биографии святителя Софрония, извлеченной из архива Киренского Свято-Троицкого монастыря» [8], в которой, в частности, сообщается о поездке епископа Софрония в Якутск в 1756 г.

В Манзурской Введенской церкви священник Михаил Громов нашел 10 документов [3], доказывающих, что Святителю приходилось решать различные проблемы не только церковной жизни, но и участвовать в разбирательстве семейных взаимоотношений.

Необходимо особо отметить публикацию 1882 г. [9] священника Нерчинского Воскресенского собора Иоанна Васильевича Корелина (1845–1916), который использовал документы бывшего Нерчинского духовного правления периода 1753–1771 гг. В его исследовании сделаны ссылки на 120 документов, из которых: 107 – указы Иркутской духовной консистории, присланные в Нерчинское духовное правление; 11 – приказы еп. Софрония, отданные из его походной канцелярии во время обзорной поездки по Забайкалью в январе 1758 г.; 2 – указы Нерчинского заказа. Этот значительный архивный массив содержит богатый материал для изучения православной истории Забайкалья.

Изучение жизни и духовного наследия епископа Софрония и подготовка к его канонизации продолжились и в начале XX века. Важную роль в этом процессе сыграл священник Иркутской епархии

Милий Чефранов, который при составлении жизнеописания Софрония использовал в том числе и материалы, опубликованные в ИЕВ. Вышли три варианта жизнеописания с разным объемом текста; книги издавались в Иркутске и Монголии [14, 15, 16], наиболее полный вариант текста публиковался в журнале «Душеполезное Чтение», затем оттиск этой публикации был издан в 1907 г. в Москве [17]. В сочинение входило подробное жизнеописание Софрония, а также обзор его церковно-административной и просветительской деятельности в Иркутской епархии, церковного строительства в годы его правления. Были перечислены чудеса и исцеления, связанные с его именем, приведен текст «Тропаря святителю Софронию».

18 марта 1909 г. особой комиссией в составе Иркутского архиепископа Тихона (Донебина), викарного епископа Иоанна (Смирнова), ректора Иркутской духовной семинарии, архимандрита Евгения (Зернова), синодального миссионера-проповедника Иоанна Восторгова и клира Иркутского кафедрального Казанского собора было проведено официальное освидетельствование останков Святителя. Сделано подробное их описание, свидетельствующее о том, что через 138 лет, несмотря на близость к воде (вблизи реки Ангары), постоянную сырость в пещере и под полами Собора, особенно в летнее время, гроб, одежда и тело Софрония обретены нетленными. С ходатайством в Синод о прославлении епископа Софрония начали обращаться иерархи и светские власти. Но 18 апреля 1917 г. в 5 часов утра по неизвестной причине в пещере, где хранились мощи, вспыхнул пожар и уничтожил гробницу с ее содержимым. Сохранившиеся в обгорелом виде кости Святителя были освидетельствованы особой комиссией.

На следующий день после этого трагического события с речью, впоследствии опубликованной в ИЕВ, перед иркутянами выступил архиепископ Иоанн (Смирнов), в которой сказал: «Мы лишились мощей святителя Софрония. Гроб его с честными останками сгорел… мы должны смириться пред совершившимся, не слушать выкриков и обвинений, направляемых без всякого основания то против одних, то против других. Раз в этом направлении ничего не будет открыто, мы должны оставить об этом речи и винить в прошедшем более всего самих себя. Несомненно, вера христианская в последнее время стала ослабевать, а неверие и пороки стали умножаться. Уже это одно могло быть причиной отнятия от нас мощей Святителя» [6, с. 273-274]. Однако после пожара число почитателей Святителя только возросло, во много раз увеличилось количество заказываемых панихид и заявлений о новых чудесах и знамениях. Иркутский епархиальный съезд 1917 года, в адрес которого

поступили обращения из других епархий с поддержкой стремления иркутян к прославлению еп. Софрония, обратился с ходатайством к Св. Синоду и предоставил необходимые документы, в том числе и листы с подписями 18 000 человек, ходатайствующих об его канонизации. На Поместном Соборе архипастырей Православной Российской Церкви, который проходил в Москве 5 (18) апреля 1918 г. под председательством патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина), было определено: «1) Совершить прославление святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского, причислить его к лику святых угодников Божиих, чествуемых Православной Церковью, и озаботиться скорейшим составлением церковной службы в память его; 2) память святителя совершать 30 марта – день блаженной кончины его; 3) самое торжество причтения свт. Софрония к лику святых совершить в то время, которое местный архиепископ в соглашении с Святейшим Патриархом, с представителями духовенства и мирян от приходов, признает наиболее благоприятным по местным условиям;

4) священные остатки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку». Текст «Деяния» Собора прихожане храмов Иркутской епархии смогли прочитать в ИЕВ [1].

24 апреля (7 мая) 1918 г. в Иркутском Казанском кафедральном соборе состоялось общее собрание христиан, на котором большинством голосов было решено чин прославления Святителя совершать 30 июня (13 июля) ежегодно. Торжественное празднование в этот день происходило в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора. Службу совершали архиепископ Иркутский и Нерчинский Иоанн (Смирнов), епископ Зосима (Сидоровский), викарий Иркутской епархии, с причтом Казанского собора. На церемонии присутствовало монашество иркутских монастырей, студенты духовных учебных заведений, миряне и паломники.

Последовавшее вскоре возвращение и утверждение Советской власти в Сибири и начавшаяся жестокая борьба с религией стерла из памяти многих сибиряков знания о великом подвижнике благочестия. Но все возвращается на круги своя. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к деятельности святителя Софрония, уже открыто несколько храмов, построенных в его честь, пишутся иконы, что свидетельствует о все усиливающемся почитании светильника Земли Сибирской.

Список источников

1. Деяние Освещенного собора архипастырей православной Российской церкви о прославлении Святителя Софрония, третьего епископа Иркутского // Иркутские епархиальные ведомости. 1918. № 5. С. 1-7.

2. Думитрешко Н. Д. Историко-статистический очерк Золотоношского Красногорского Богословского второклассного женского монастыря: (Полт. епархии) / Сост. прот. Николаем Думитрешко. – Полтава, 1859. – 55 с.

3. Громов М., свящ. Материалы для биографии святителя Софрония, извлеченные из архивных дел Манзурской Введенской церкви // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1882. № 32. С. 407-411.

4. Громов П. Черты из жизни Преосвященного Софрония // Приб. к ИЕВ. 1878. № 31. С. 344-345.

5. Иркутское барокко / Сост. и автор вступ. ст. Т. А. Крючкова. – М., 1993. – 357 с.

6. Иоанн (Смирнов). Речь пред панихидой о святителе Софронии (19 апреля 1917 года) // Приб. к ИЕВ. 1917. № 9-10. С. 273-276.

7. Казанцев А., свящ. Материалы для биографии святителя Софрония, епископа Иркутского // Приб. к ИЕВ. 1882. № 18. С. 231-237.

8. Кокоулин П. Материалы для биографии святителя Софрония, извлеченные из архива Киренского Свято-Троицкого монастыря // Приб. к ИЕВ. 1882. № 21. С. 267-273; № 39. С. 509-520; № 40. С. 521-531.

9. Корелин И., свящ. Материалы для биографии святителя Софрония // Приб. к ИЕВ. 1882. № 3. С. 29-38; № 4. С. 47-50; № 5. С. 55-70; № 22. С. 275-288; № 23. С. 289-296.

10. Материалы для жизнеописания преосвященного Софрония Кристалевского, Иркутского епископа // Приб. к ИЕВ. 1872. № 52. С. 689-695.

11. Модест, архим. Краткие сведения о преосвященном Софронии, 3-м епископе Иркутском // Приб. к ИЕВ. 1871. № 13. С.172-175.

12. [Модест (Стрельбицкий), архим.]. Еще краткие сведения о преосвященном Софронии, 3-м епископе Иркутском // Приб. к ИЕВ. 1871. № 16. С. 199-200.

13. Сулоцкий А., прот. Заметки для биографии преосв. Софрония Кристалевского // Приб. к ИЕВ. 1871. № 25. С. 353-354.

14. Чефранов М. Преосвященный Софроний, 3-й епископ Иркутский: Краткое повествование о его жизни, деяниях и блаженная память о нем. – Иркутск, 1902.

– 84 с.

15. Чефранов М. Блаженный Софроний – третий епископ Иркутский. – Урга, Монго- лия, 1903.

16. Чефранов М. Блаженный Софроний, 3-й епископ Иркутский: Краткое повествование о его жизни, деяниях и блаженная память о нем. – Иркутск, 1906.

– 81 с.

17. Чефранов М. Блаженный Софроний, 3-й епископ Иркутский. – М., 1907. – 344 с.

– Отт. из «Душеполезного чтения». 1903-1907 гг.

18. Чефранов М. К 130-летней годовщине кончины Святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского // Приб. к ИЕВ. 1901. № 8. С. 202-206.

19. Явление благодатной помощи Святителя Софрония, 3-го епископа Иркутского.

– Иркутск, 1915.

References

1. Dejanie Osveshhennogo sobora arhipastyrej pravoslavnoj Rossijskoj cerkvi o proslavlenii Svjatitelja Sofronija, tret'ego episkopa Irkutskogo [Acts of the Illuminated Cathedral of the Archpastors of the Orthodox Russian Church on the glorification of St. Sophronius, the third Bishop of Irkutsk]. Irkutskie eparhial'nye vedomosti – Irkutsk Diocesan Gazette, 1918, no. 5, pp. 1-7.

2. Dumitreshko N. D. Istoriko-statisticheskij ocherk Zolotonoshskogo Krasnogorskogo Bogoslovskogo vtoroklassnogo zhenskogo monastyrja: (Polt. eparhii) [Historical and statistical sketch of Zolotonoshsky Krasnogorsk Theological second-class female monastery: (Polt. dioceses)]. Poltava, 1859.

3. Gromov M., Pr. Materialy dlja biografii svjatitelja Sofronija, izvlechennye iz arhivnyh del Manzurskoj Vvedenskoj cerkvi [Materials for the biography of St. Sophronius, extracted from the archive files of the Manzursky Vvedenskaya Church]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1882, no. 32, pp. 407-411.

4. Gromov M. Cherty iz zhizni Preosvjashhennogo Sofronija [Features from the life of the Right Reverend Sophronius]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1878, no. 31, pp. 344-345.

5. Krjuchkova T. A. Irkutskoe barokko [Irkutsk Baroque]. Moscow, 1993.

6. Ioann (Smirnov). Rech' pred panihidoj o svjatitele Sofronii (19 aprelja 1917 goda) [Speech before the memorial service of St. Sophronius (April 19, 1917)]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam — Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1917, no. 9-10, pp. 273-276.

7. Kazancev A., Pr. Materialy dlja biografii svjatitelja Sofronija, episkopa Irkutskogo [Materials for the biography of St. Sophronius, Bishop of Irkutsk]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam — Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1882, no. 18, pp. 231-237.

8. Kokoulin P. Materialy dlja biografii svjatitelja Sofronija, izvlechennye iz arhiva Kirenskogo Svjato-Troickogo monastyrja [Materials for the biography of St. Sophronius, extracted from the archive of the Cyrenian Holy Trinity Monastery]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1882. no. 21, pp. 267-273; no. 39, pp. 509-520; no. 40, pp. 521-531.

9. Korelin I., Pr. Materialy dlja biografii svjatitelja Sofronija [Materials for the biography of St. Sophronius]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette,1882, no. 3, pp. 29-38; no. 4, pp. 47-50; no. 5, pp. 55-70; no. 22, pp. 275-288; no. 23, pp. 289-296.

10. Materialy dlja zhizneopisanija preosvjashhennogo Sofronija Kristalevskogo, Irkutskogo episkopa [Materials for the biography of His Grace Sophrony Kristalevsky, Bishop of Irkutsk]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1872, no. 52, pp. 689-695.

11. Modest, arhim. Kratkie svedenija o preosvjashhennom Sofronii, 3-m episkope Irkutskom [Brief information about the Right Reverend Sophronius, 3rd Bishop of Irkutsk]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1871, no. 13, pp. 172-175.

12. Modest (Strel'bickij), arhim. Eshhe kratkie svedenija o preosvjashhennom Sofronii, 3-m episkope Irkutskom [More brief information about the Right Reverend Sophronius, 3rd Bishop of Irkutsk]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1871, no. 16, pp. 199-200.

13. Sulockij A., prot. Zametki dlja biografii preosv. Sofronija Kristalevskogo [Notes for the biography of the preosv. Sophronia Kristalevsky]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1871, no. 25, pp. 353-354.

14. Chefranov M. Preosvjashhennyj Sofronij, 3-j episkop Irkutskij: Kratkoe povestvovanie o ego zhizni, dejanijah i blazhennaja pamjat' o nem [His Grace Sophronius, 3rd Bishop of Irkutsk: A brief narrative of his life, deeds and blessed memory of him]. Irkutsk, 1902.

15. Chefranov M. Blazhennyj Sofronij – tretij episkop Irkutskij [Blessed Sophronius – the third Bishop of Irkutsk]. Urga, Mongolia, 1903.

16. Chefranov M. Blazhennyj Sofronij, 3-j episkop Irkutskij: Kratkoe povestvovanie o ego zhizni, dejanijah i blazhennaja pamjat' o nem [Blessed Sophronius, 3rd Bishop of Irkutsk: A brief account of his life, deeds and blessed memory of him]. Irkutsk, 1906.

17. Chefranov M. Blazhennyj Sofronij, 3-j episkop Irkutskij [Blessed Sophronius, 3rd Bishop of Irkutsk]. Moscow, 1907.

18. Chefranov M. K 130-letnej godovshhine konchiny Svjatitelja Sofronija, 3-go episkopa Irkutskogo [On the 130th anniversary of the death of St. Sophronius, 3rd Bishop of Irkutsk]. Pribavlenija k Irkutskim eparhial'nym vedomostjam – Additions to the Irkutsk Diocesan Gazette, 1901, no. 8, pp. 202-206.

19. Javlenie blagodatnoj pomoshhi Svjatitelja Sofronija, 3-go episkopa Irkutskogo [The appearance of the gracious help of St. Sophronius, 3-rd Bishop of Irkutsk]. Irkutsk, 1915.

Информация об авторе

Т. А. Крючкова, кандидат исторических наук.

Information about the author

T. A. Kryuchkova, Candidate of Historical Sciences.

Статья поступила в редакцию 06.09.2022; одобрена после рецензирования 29.10.2022; принята к публикации 23.12.2022.

The article was submitted 06.09.2022; approved after reviewing 29.10.2022; accepted for publication 23.12.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.