Хроническая субинволюция матки у коров
В.И. Михалев, к.вет.н., ст.науч.сотрудник, В.Д. Мисайлов, д.вет.н., профессор, С.М. Сулейманов, д.вет.н., профессор, И.С. Толкачев, к.биол.н., науч. сотрудник, Ю.В. Сергеев, к.вет.н., науч.сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский ветеринарный институт патологии, фармакологии и терапии, г. Воронеж
Известно, что акушерско-гинекологические заболевания оказывают существенное влияние на процесс воспроизводства. Одним из сдерживающих факторов этого является субинволюция матки. По литературным данным, она регистрируется у 30—85% животных [1, 2]. Многие авторы непосредственной причиной субинволюции матки у коров считают ослабление ее сократительной функции (гипотония, атония), сопровождающе-еся слабой ретракцией ее мышц [3]. Без соответствующего лечения острая субинволюция принимает подострое и хроническое течение, что является одной из главных причин массового бесплодия коров.
Материал и методы исследований. Материалом для исследования служили бесплодные коровы (30 и более дней после отела), а также образцы стенки матки (эндо- и миометрий) коров с хронической субинволюцией, взятые как методом биопсии, так и при убое, на 58—67, 114-126, 210-215, 239-247 и 272-278 дни после отела. Взятый материал фиксировали в 10%-ном растворе нейтрального формалина и жидкости Карнуа, обезвоживали в спиртах, заливали в парафин. Срезы готовили на микротоме МПС-2, толщиной 5-7 мкм, окрашивали гематоксилин-эозином, толлуидиновым синим и по Ван-Гизон.
Результаты исследований. По результатам наших исследований острую субинволюцию матки регистрировали у 46,3-74,8% отелившихся коров. При этом установлено, что в первые двое суток после отела матка коров, оставшихся клинически здоровыми, в 90% случаев оказалась свободной от бактериальной микрофлоры, в то время как при субинволюции из содержимого матки выделялась различная условнопатогенная микрофлора, что приводило к развитию острого послеродового эндометрита. Таким образом, острая субинволюция матки является патогенетической основой развития воспалительного процесса и часто принимает подострое или хроническое течение.
Степень распространения хронической субинволюции матки установлена при исследовании 2750 животных в 20 хозяйствах Воронежской, Волгоградской, Липецкой, Белгородской и Тульской областей РФ. Установлено, что хроническая суб-инволюция матки регистрировалась у 33,8-85,6% (в среднем у 65,3%) бесплодных животных, причем процент данной патологии находился в пределах и
существенно не изменялся в зависимости от региона, но был выше в хозяйствах с высокой молочной продуктивностью.
Кроме того, при развитии хронической субинволюции в 66,1% случаев выявили функционирующие желтые тела и созревающие фолликулы, в 24,2% — гипофункцию яичников, в 7,0% — персистентное желтое тело, в 2,7% — кисты яичников (как лютеиновые, так и фолликулярные). Проведенные исследования свидетельствуют о том, что хроническая субинволюция матки являлась одной из основных причин бесплодия коров.
Хроническая субинволюция матки у коров характеризовалась увеличением ее размеров, неравномерностью стенок рогов матки с образованием в них полостей, которые выявлялись при ректальном исследовании в виде «сплюснутости», особенно в области межроговой борозды и бифуркации, наличием продольной и поперечной складчатости, снижением тонуса и ответной реакции на массаж. Эти процессы в большей степени выявлялись через 1—2 месяца после отела.
Хроническая субинволюция матки у коров проявлялась многократными безрезультатными осеменениями при отсутствии патологических выделений из половых путей или нарушениями половой цикличности, обусловленной гипофункцией и кистами яичников, персистенцией желтых тел.
Результаты проведенных бактериологических исследований свидетельствуют о том, что матка коров с хронической субинволюцией свободна от бактериальной условно-патогенной микрофлоры, свойственной послеродовому и хроническому эндометриту.
Проведенными гистоморфологическими исследованиями эндо- и миометрия коров установлено следующее.
На 58—67 дни после отела у коров с хронической субинволюцией в структурной организации стенки матки наблюдались глубокие дистрофические и некробиотические процессы, которые затрагивали клетки функционального и базального слоев эндометрия, маточных желез, при этом отмечалась диффузная клеточная инфильтрация. Дистрофия маточных желез просматривалась на всем пространстве функционального слоя. Инфильтрация функционального слоя эндометрия коров с хронической субинволюцией матки происходила клетками лимфоидного и гистиоцитарного ряда. Среди них встречались и тучные клетки. В подслизистом слое миометрия наблюдалась дистрофия мышечных волокон, очертания которых местами стирались, и они выглядели гомогенной массой. Однако в большинстве случаев мышечная ткань еще не склерозировалась,
и в ней отсутствовали клетки фибробластического ряда и соединительнотканные волокна. При этом мышечные волокна фрагментировались.
На 114—126 дни после отела в эндометрии наблюдались очаговые пролиферативные процессы, а также клеточная инфильтрация. Ядра покровного эпителия были круглыми и ориентированы только на базальной мембране функционального слоя слизистой оболочки. Некоторые клетки покровного эпителия были набухшие, а ядра - пикнотичными. Функциональный слой эндометрия был весьма значительным и состоял из единичных маточных желез, которые простирались через всю толщу эндометрия и даже проникали в поверхностные слои миометрия, а также диффузно инфильтрировался клеточными элементами. Базальный слой преимущественно состоял из круглоклеточных полибластов, лимфобластов, тучных клеток и клеток плазматического ряда. Мышечные волокна фрагментировались, были разволокнены и содержали дистрофические очаги почти во всех слоях миометрия. При этом между пучками мышечных клеток имелись прослойки соединительной ткани, изобилующей эластическими волокнами и гистиоцитами.
На 210—215 дни после отела в эндометрии коров с хронической субинволюцией матки повсеместно наблюдались деструктивные процессы в строме и маточных железах, а также просматривался гиалиноз сосудов. Отмечались вакуолизация клеток стромы и составляющих ее клеток эндотелия и фибробластического ряда, функционального слоя эндометрия и деструкция клеток покровного эпителия. В миометрии наблюдались участки с развитием молодой соединительно-тканной прослойки. При этом мышечные волокна фрагментировались, местами миоциты теряли цитоплазму, ядра становились полиморфными.
На 239—247 дни после отела слизистая оболочка матки диффузно инфильтрировалась клеточными элементами, содержала множество маточных желез небольших размеров с гиперхромными эпителиальными клетками, которые располагались на наружной мышечной прослойке. В подслизистом слое мышечные волокна между маточными железами гомогенизировались и напоминали картину ценкеровского некроза. Покровный эпителий эндометрия подвергался дистрофическим изменениям, а в функциональном слое увеличивалось содержание круглоклеточных инфильтратов. Маточные железы местами состояли из светлых клеток с вакуолизированной цитоплазмой, многие из них находились в состоянии некробиоза. Межжелезистая ткань имела рыхлую структуру и состояла из тонких прослоек соединительнотканных волокон. В периваскулярных зонах миометрия развивались зрелые соединительнотканные волокна, состоящие из клеток фибробластического ряда, а в эндомизии мышечной ткани
отсутствовали элементы склерозирования. Миоциты вакуолизировались и их цитоплазма гомогенезировалась.
На 272—278дни после отела функциональный слой слизистой оболочки матки у больных коров выглядел набухшим с обширными клеточными инфильтратами и единичными крупными маточными железами, в которых наблюдались дистрофические процессы, а в более глубоких слоях миометрия обнаруживались очаги ценкеровского некроза. В периферии зрелых маточных желез также имелись очаги ценкеровского некроза в мышечной ткани подслизистого слоя, которые ориентировались в глубокие слои миометрия. В маточных железах наблюдались дистрофические процессы. Подслизистый слой миометрия в большинстве своем уплотнялся, мышечная ткань становилась многоядерной. При этом цитоплазма миоцитов просветлялась, фрагментировалась и слегка вакуолизировалась. Ближе к соединительной ткани цитоплазма миоцитов, уплотняясь, плотно прилегала к ней. В сосудистом слое миометрия у коров с хронической субинволюцией матки просматривалась незначительная периваскулярная лимфоидная инфильтрация, мышечные волокна располагались плотно друг к другу и имели много ядер веретеновидной формы.
Таким образом, изменения в слизистой и мышечной оболочках матки у коров в зависимости от сроков после отела проявлялись в различной степени в виде дистрофии покровного эпителия и маточных желез, клеточной инфильтрации функционального слоя эндометрия и дистрофических процессов в подслизистом, сосудистом и надсосудистом слоях миометрия.
При проведении электронномикроскопических исследований установлено, что в ультраструктуре клеток функционального слоя эндометрия преимущественно изменялись цитоплазматические органоиды, которые располагались в апикальной части клеток. На поверхности клеток функционального слоя отмечались микроворсинки, находящиеся в состоянии дистрофии. Они фрагментировались и теряли электронную плотность. В результате апикальные части клеток в большинстве случаев лишались микроворсинок, оголялись, и плазматическая мембрана местами теряла целостность. Митохондрии становились полиморфными. В некоторых цилиндрических клетках с уцелевшими микроворсинками на апикальной плазматической мембране увеличивалось количество электронноплотных митохондрий в виде секреторных гранул. Единичные секреторные гранулы встречались в средней и базальной частях цитоплазмы в виде круглых и темных образований, которые наблюдались на фоне незначительной активизации мембран гранулярной эндоплазматической сети с многочисленными рибо- и полисомами.
В эндометрии выявлялась широкая полоса микроциркуляторного русла, которая содержала полиморфные электронносветлые структуры, наподобие цитоплазматических органелл или вещества химической природы. Микроциркулярные русла имели двойную мембрану с микропорами для прохождения микрочастиц.
В базальном слое эндометрия наблюдались пролиферативные процессы, которые содержали клетки фибробластического, лимфоидного и гистоцитарного ряда. Среди них встречались тучные и плазматические клетки. Кроме того, в базальном слое наблюдались клетки маточных желез с овальными ядрами, богатыми гетерохроматином. Они были двурядными, а ядра располагались на базальной мембране железы. Оформленные соединительнотканные волокна встречались повсеместно в базальном слое, а
клетки фибробластического ряда находились на различной стадии дифференциации.
Таким образом, электронномикроскопически хроническая субинволюция матки характеризовалась дистрофическими процессами в цитоплазматических органоидах и кариоплазме. Такое функциональное состояние эндометрия не обеспечивало нормальных условий для имплантации, питания и развития зародыша.
Литература
1 Вайнтрауб, А.М. Субинволюция матки и ее значение в возникновении бесплодия коров: автореф. дис. ... канд. вет. наук / А.М. Вайнтрауб. Л., 1954. 19 с.
2 Гавриш, В.Г. Применение рефлексотерапии при акушерско-гинекологических болезнях у коров / В.Г. Гавриш // Экологические проблемы патологии, фармакологии и терапии животных: международ. координационное совещание. Воронеж, 1997. С. 382.
3 Мисайлов, В.Д. Меры борьбы с бесплодием и яловостью коров / В.Д. Мисайлов. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1976. 75 с.