ХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ БАС
Чекрышкина Л.А., Непогодина Е.А., Карпенко Ю.Н.
ГОУ ВПО Росздрава «Пермская государственная фармацевтическая академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», кафедра фармацевтической химии ФДПО и ФЗО, г. Пермь
Объект исследования биологически активное соединение (БАС) - ^2(2-метилфенокси)-этилморфолина гидрохлорид, показавшее при испытании на кошках степень снижения артериального давления в дозе 5 мг/кг 40,7% с продолжительностью действия 660 мин.
Цель исследования - разработка способов идентификации БАС и обнаружение возможных полупродуктов синтеза, которые могут классифицироваться как специфические примеси в случае введения БАС как лекарственного средства в медицинскую практику.
Для достижения поставленной цели, как правило, используются хроматографические методы, в частности, тонкослойная (ТСХ) и высокоэффективная хроматография (ВЭЖХ).
Основными параметрами хроматографических исследований являются поиск сорбента для разделения основного вещества и возможных примесей - соединений близкой химической структуры, а также способов обнаружения исследуемых веществ на хроматограмме.
Использованы образцы соединения, синтезированные по авторской методике (Панцуркин В.И., Семеновых Е.В., 2006 г.), дополнительно перекристаллизованные путем смены растворителя, для чего к спиртовому раствору, в котором БАС легко растворяется, добавляли эфир, в котором он практически нерастворим. Полученные образцы БАС характеризовали по температуре плавления (197-198 °С).
ТСХ. Анализ проводили с применением 21 состава подвижных систем, описанных в литературе для анализа азотсодержащих органических оснований, из которых в процессе исследования выбраны 4 оптимальных: изопропанол - 25% раствор ам-миака - вода (20-1-2); этанол - 25% раствор аммиака (8-2); этилацетат - метанол -25% раствор аммиака (17-6-65); хлороформ - ацетон - диэтиламин (5-4-1). В качестве сорбентов использовали пластинки «Сорбфил» и «Силуфол». Количество наносимого вещества на линию старта составило 100 и 200 мкг, после хроматографирования которых на хроматограммах обнаружено по два пятна. Детектирование зон исследуемых веществ на хроматограмме проводили путем облучения пластинок УФ-светом и с помощью цветореагентов: паров йода и реактива Драгендорфа. Независимо от состава систем зона основного вещества обладает более высокой подвижностью (Ш от 0,51 до 0,74), зона примеси - более низкой (Ш от 0,05 до 0,58). ВЭЖХ. Исследование проводили на жидкостном хроматографе «Милихром А-02» (ЗАО «Эконова»), оснащенном спетрофотометрическим детектором. Хроматогра-фическая колонка размером 75 х 2 мм. Экспериментально установлены следующие условия хроматографирования: сорбент обращеннофазный (Нуклеосил С 18) с размером зерен 5 мкм, подвижная фаза: ацетонитрил - 0,005 М раствор натрия лаурил-сульфата (40-60), скорость потока элюента - 100 мкл/мин, температура колонки -35°С, детектирование многоволновое (аналитическая длина волны 270 нм, опорные длины волн - 240, 260, 280, 300 нм), в указанных условиях время удерживания основного компонента составило 2,50 мин, примеси - 9,07 мин.
На основании проведенных исследований разработаны методики хроматографиче-ского анализа, позволяющие установить подлинность изучаемого БАС и степень его чистоты по указанным выше хроматографическим параметрам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦШЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦШЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦШЬ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦШЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦШЬ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва