Научная статья на тему 'Христианство в международном праве'

Христианство в международном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2527
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Traektoriâ Nauki = Path of Science
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
международное право / христианство / индивид / гуманизация. / international law / Christianity / the individual / humanization.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шавинина-калашян Диана Александровна

Статья посвящена исследованию роли христианства в развитии и становлении международного права, а также в формировании и гуманизации индивида в обществе. Отдельно рассмотрены проблемы современности, возникшие под влиянием глобализации, которые проявляются в деформации гуманистической направленности человека. Описана взаимосвязь и взаимозависимость христианства и международного права с акцентированием внимания на категории, которая адекватно отражает различные аспекты этого влияния. Выделены уровни влияния христианства на становление и гуманизацию индивида, а также нормы международного права. Обоснована необходимость формирования новой доктрины развития и гуманизации индивида в обществе и соответственно гуманизации международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christianity in the International law

The article investigates the role of Christianity in the development and establishment of the international law, as well as in the development and humanization of the individual in the society. It separately considers the problems of our time which have arisen under the influence of globalization, and are manifested in the deformation of the person’s humanistic orientation. We describe the interconnection and interdependence of Christianity and the international law with a focus on the category that adequately reflects various aspects of this influence. The levels of influence of Christianity on the development and humanization of the individual, as well as on the international law are defined. The necessity of forming a new doctrine of development and humanization of the individual in the society and, accordingly, the humanization of the international law are grounded.

Текст научной работы на тему «Христианство в международном праве»

Христианство в международном праве

Шавинина-Калашян Диана Александровна

Российско-Армянский (Славянский) университет, кафедра международного и европейского права,

соискатель, Армения

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли христианства в развитии и становлении международного права, а также в формировании и гуманизации индивида в обществе. Отдельно рассмотрены проблемы современности, возникшие под влиянием глобализации, которые проявляются в деформации гуманистической направленности человека. Описана взаимосвязь и взаимозависимость христианства и международного права с акцентированием внимания на категории, которая адекватно отражает различные аспекты этого влияния. Выделены уровни влияния христианства на становление и гуманизацию индивида, а также нормы международного права. Обоснована необходимость формирования новой доктрины развития и гуманизации индивида в обществе и соответственно гуманизации международного права.

Ключевые слова: международное право; христианство; индивид; гуманизация.

УДК 348.07 Ltt Subject Category: K212-213

DOI: http://dx.doi.org/10.22178/pos.16-10

Введение

В условиях глобализации значимость международного права существенно возрастает. Будучи частью мирового правопорядка, под влиянием глобализации произошли качественные и количественные изменения и в международном праве, которые проявляются в возрастании роли религиозного фактора в международных отношениях. Это связано с повышением значения культурных детерминант в формировании мировой политики [1, с. 92]. Если во времена «холодной войны» мир был разделен на идеологические группы, то в постбиполярный период решение проблемы идентификации происходит с учетом других важных ценностей: исторического прошлого, религии, языка, принадлежности к определенной культурной группе, нации, цивилизации.

Религиозные доктрины, характерные для нашей эпохи, являются важным фактором, обусловливающим как специфику политического процесса отдельного государства, так и тенденции международной жизни. Последнее дает основание исследователям утверждать о том, что происходит процесс модернизации религии, и в XXI веке она будет продолжать определять характер международного права

и международных отношений, главным стержнем которых является свобода личности, права человека и приоритет духовных ценностей, когда человек является целостным центром и «мерой всех вещей» [2, с. 160]. Таким образом, речь идет об укреплении гуманизма. С учетом вышеизложенного представляется целесообразным согласиться с высказыванием известного исследователя международного права Э. Мендеса, который отмечает, что «Гуманизация ... есть в наше время не просто привлекательным с этической точки зрения лозунгом, а насущной потребностью, делом, от осуществления которого зависит, в конце концов, выживание человечества» [3, с. 17].

В данном контексте особого внимания заслуживает тот факт, что впервые вопросы о праве человека на самоопределение в мировоззренческой сфере, о личностном выборе были поставлены христианами, а гуманистический потенциал на протяжении веков в значительной степени концентрировался именно в христианском гуманизме.

Следует отметить, что основной закон всей истории международного права - это закон прогрессивного развития международных отношений, ближайшим и непосредственным выражением которого является «начало

уважения человеческой личности», проходящее через всю историческую жизнь народов. Очевидно, что данный закон представляет собой зеркальное отражение христианского гуманизма, требующего видеть в иноплеменнике равного себе человека, созданного по образу и подобию Божьему, а не врага. Христианство, делая акцент на достоинстве и правах человека, указывает путь, который открывает широкие возможности для реализации в полной мере свободы человека без угроз свободе других лиц [3, с. 26].

Таким образом, с учетом вышеизложенного, исследование международного права и христианских принципов в качестве важнейших социальных регуляторов, которые активно взаимодействуют в процессе воздействия на общественные отношения во всех основных сферах жизнедеятельности человека и общества, в процессе надлежащей реализации субъектами своих прав и обязанностей, что является определяющими факторами законности и правопорядка в обществе, уровня правового сознания и правовой культуры населения является актуальным, теоретически и практически значимым заданием, что обуславливает выбор темы данной статьи, ее концептуальную платформу и научный инструментарий познания.

Не вызывает сомнений тот факт, что тематика закрепления прав человека в международном праве и их реализация в международных отношениях, а также вопросы влияния религии на процесс выработки основ внутренней и внешней политики государств и на решение геополитических проблем, особенно со второй половины ХХ ст., уже давно вышли за пределы одной страны и приобрели характер мировых, поэтому их изучением занимаются известные ученые, правоведы и философы во всех странах земного шара. Согласно данным Библиотеки Конгресса США с 2001 года только на английском языке вышло около 42 монографий, посвященных роли религии в международных отношениях и в международном праве. Так, данной предметной области посвятили свои работы Дж. Хейнс [4], С. Томас [5], А. Воскресенский [6], П. Касаткин [7], Г. Косов [8], М. Юрген-смейер [9], Р. Лифтон [10], А. Кураев [11], З. Бжезинский [12], А. Тойнби [13], Ф. Фукуя-ма [14], С. Хантингтон [15], О. Шпенглер [16] и др.

В то же время недостаточно изученной остается сфера взаимодействия международного права и христианских принципов, как ценностно-нормативных систем, поскольку, определяя регулятивную функцию христианства, как религии, многие ученые игнорируют нормативный аспект христианских основ, в результате чего христианские принципы (предписания) вообще не рассматриваются как самостоятельный вид социальных норм.

Результаты исследования

Становление и гуманизация индивида в обществе представляет собой многогранный процесс, который охватывает восприятие, усвоение, накопление знаний, умений, формирование собственных навыков и получение опыта, позволяющих воспринимать мир во всех его проявлениях через призму общечеловеческих ценностей, и в дальнейшем -способностей их передачи будущим поколениям [17, с. 130]. Формирование достойного члена общества с высокоморальными качествами, способного не только в полной мере реализовать свой внутренний потенциал, но и помогать другим, чрезвычайно сложная и одновременно важная задача. При этом деструктивные тенденции современной научно-технической цивилизации, угрожая существованию самой жизни на Земле, требуют внесения корректив в сферу ценностных ориентиров общества и ценностного самоопределения индивида. На сегодняшний день наблюдается деформация гуманистической направленности человека в отношении к другим людям, которая все более приобретает эгоистично-потребительский и прагматично-меркантильный характер. Наблюдается резкая центрированность на себе с присущим ей шовинистическим индивидуализмом - преимущество исключительно личных потребностей и интересов над общественными. Учет индивидуальной сущности человека, его экзистенциальной стоимости определяется финансовыми возможностями, социальным статусом. Межличностные отношения приобретают рыночную ориентацию, что является следствием приоритетности материальных благ. Потребительское отношение к другим, к окружающей действительности в целом приводит к смысловому конструированию мира как объекта личного использования и собственности.

Вышеприведенные обстоятельства актуализируют необходимость изменения ценностных ориентиров индивида, которые позволяют внутренне организовать содержание его сознания, задавая ему необходимую направленность на гуманистическое мировосприятие, фундамент которого закладывает христианство, поскольку именно христианство провозглашает идеалы веры и надежды, любви к ближнему, необходимые в повседневной жизни человека.

Автор убежден, что обращение к христианским нравственным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре поможет преодолеть сегодня ано-мические тенденции общества. При этом следует обратить внимание на тот факт, что духовные ценности христианства находятся одновременно и в диалоге, и в конфликте с современными ценностями. В споре с постмодернистской культурой христианство сталкивается с ситуацией, для которой характерно господство плюрализма, антисциентизма, иррационализма, адогматизма и тотального деконструктивизма.

Таким образом, очевидно, что в глобальном аспекте христианство предстает в виде нормативно-регулятивной системы, которая осуществляет, в том числе, социальное регулирование. Исследователи, в свою очередь, выделяют два основных вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное [18, с. 158]. Христианские принципы вместе с правом относятся к нормативному виду. Возможности воздействия права на социальную действительность безграничны, особенно это касается международного права. Приведенные факты и обстоятельства позволяют утверждать, что право и религия, в частности христианство, являются важнейшими регуляторами общественных отношений.

С юридической точки зрения международное право наделено приоритетом в социальном регулировании, поскольку благодаря своей обязательности оно способно оптимально обеспечить нормальное функционирование общества, которое является сложным социальным организмом [19, с. 77]. В то же время эффективность правового регулирования во многом зависит от согласованного взаимодействия с другими, не юридическими регу-

лятивными системами, в том числе и с христианскими принципами, которые содержат многочисленные оценки надлежащего и запрещенного, с позиции закона, поведения.

В тоже время христианство, как определенная ценностная нормативная система, предопределяет и юридическое поведение людей, оценивая его по соответствующим нормам христианской морали и основным принципам христианского вероучения. Т.е, христианство выступает как фактор формирования того или иного отношения индивида к правовым институтам, а также противоправного или законного поведения. Христианство способно обосновать социально значимые ценности, наделяя их авторитетом таким образом, что предложенные им решения не могут быть опровергнуты ни при каких обстоятельствах.

Рассматривая более подробно и предметно влияние христианства на становление и гуманизацию индивида в обществе, а также на гуманизацию международного права, прежде всего, представляется целесообразным обозначить категорию, которая адекватно отражала бы различные аспекты этого влияния. Существующие сегодня в юридической науке способы обозначения влияния христианской религии на международное право через термины «основа», «корни», «учение» и т.д., по мнению автора, не являются корректными, поскольку имеют слишком размытый характер и по своему значению концентрируются либо на исторической роли христианства в правовом развитии международного права, либо на доктринальных аспектах указанного влияния. С учетом изложенных выше подходов к рассматриваемой проблематике, считаем, что наиболее полно влияние христианства на право отображается в категории «традиция» и может быть обозначено как «христианская правовая традиция».

Таким образом, базируясь на полученных результатах исследования, обозначим уровни влияния христианства на становление и гуманизацию индивида, а также нормы международного права:

Этическое основание современного международного права во многих моментах имеет явную или имманентную ориентированность на христианские ценности и идеи. Например, гуманизм как идея и принцип международ-

ного права, его социальная обращенность созрели или непосредственно внутри христианской идеологии, или на основании идей, которые являются секуляризированным продолжением христианства.

Генетически концепция прав человека базируется на христианском учении об искуплении, богоподобии человека, свободе его воли, равенства всех. В секуляризованном варианте концепции международного права эти идеи были положены в основу обоснования самоценности индивида, наличии у человека определенных прав в силу его человеческого статуса, а также равенства этих прав, независимо от происхождения.

Христианское влияние отражается в определении эволюционного движения международной правовой системы и обеспечении ее стабильности. Так, гуманизация правовых систем стран в виде запрета смертной казни, отказа от жестоких и унижающих наказаний, смягчения условий отбывания наказаний, расширения объема социальных прав человека имеет ярко выраженную христианскую окраску. Кроме того, правовая система, имеющая в своей основе христианскую составляющую, является более стабильной и эффективной, поскольку христианство в условиях светскости права охраняет последнее от избыточного релятивизма и утилириза-ции.

Выводы

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. В конце первого десятилетия XXI века в международном правовом пространстве сохраняются различного рода угрозы планетарного и регионального уровней, вызванные многочисленными факторами. В этом смысле права

человека, их соблюдение и защита представляют собой тот ориентир, тот фундаментальный принцип, способный стать барьером на пути распространения негативных последствий глобализации, существенной чертой которого является утверждение гуманистических принципов и создание условий для самовыражения и самореализации индивидуума. Представляется, что в данном контексте христианские ценности наиболее актуальны и уместны, учитывая тот факт, что влияние христианства на становление и функционирование международного права его гуманизацию на протяжении всей истории имеет динамический характер, меняется с течением времени и отражает внешние связи права, как активной открытой системы, с другими социальными явлениями. Проведенное исследование позволило установить, что влияние христианства на международное право существует на разных уровнях его существования и становления. Христианский фактор влияет и на развитие права как нормативного регулятора, а также как формы общественного и индивидуального сознания и формы духовного производства.

Таким образом, принимая во внимание полученные результаты, представляется необходимым отметить, что вызовы современности требуют объединения усилий всех международных институтов права, христианской церкви и каждого государства в отдельности с целью формирования новой доктрины развития и гуманизации индивида в обществе и соответственно гуманизации международного права, которая должна адекватно отражать потребности социума, учитывать накопленные христианские традиции и служить опорой для достойного становления личности, формирования гражданского сознания, демократических, правовых и социальных государств во всем мире.

Список информационных источников

1. Кудринская Н. И. Философские проблемы международного права в условиях глобализации.

Информация - Коммуникация - Общество. 2016. Т. 1. С. 91-95.

2. Косиченко А. Глобализация и религия. Россия и мусульманский мир. 2015. №3. С. 153-167.

3. Errol P. Mendes International law, human rights and global governance: combating the tragic flaw.

London : Routledge, 2014. 213 р.

4. Haynes J. Religion in Global Politics. Harlow : Longman, 1998. 256 р.

5. Thomas S. The Global Transformation of Religion and the Transformation of International Relations:

The Struggle for the Soul of the Twenty-First Century. New York and Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2005. 320 p.

6. Воскресенский А. Д. Большая Восточная Азия: мировая политика и энергетическая

безопасность. Москва : Ленанд, 2006. 124 с.

7. Касаткин П. И. Роль русской православной церкви в современных мировых политических

процессах : автореф. дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04. Москва, 2010. 18 с.

8. Косов Г. В. Политическая концепция ислама: проблемы цивилизационного и

политологического анализа. Ставрополь : Возрождение, 2008. 220 с.

9. Juergensmeyer M. Sacrifice and Cosmic War. Violence and the Sacred in the Modern World. London :

Frank Cass, 1992. 112 p.

10. Лифтон Р. Дж. Технология промывки мозгов. Психология тоталитаризма. Санкт-Петербург :

Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 578 с.

11. Кураев А. В. Православие и право: Церковь в Советском государстве. Москва: Сретен.

монастырь, 1997. 63 с.

12. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические

императивы. Москва : Международные отношения, 1999. 256 с.

13. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва : Айрис-пресс, 2004. 640 с.

14. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. Москва: АСТ : Полиграфиздат, 2010. 588 с.

15. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. Москва :

Транзиткнига, 2004. 635 с.

16. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Москва : ЭКСМО, 2006.

799 с.

17. Лукашева Е. А. Права человека и процессы трансформации в современном мире. Труды

Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 3. С. 129-149.

18. Марченко М. Н. Теория государства и права: схемы с комментариями. Москва : Проспект,

2014. 198 с.

19. Ахунова Е. С. Право и мораль в системе социального регулирования. Актуальные проблемы

современной науки. 2016. № 3. С. 77-79.

© Д. А. Шавинина-Калашян Статья получена 15.11.2016, принята 28.11.2016, опубликована online 30.11.2016

Christianity in the International law

Shavinina-Kalashyan Diana

Russian-Armenian University, Department of international and European law, graduate student, Armenia

Abstract. The article investigates the role of Christianity in the development and establishment of the international law, as well as in the development and humanization of the individual in the society. It separately considers the problems of our time which have arisen under the influence of globalization, and are manifested in the deformation of the person's humanistic orientation. We describe the interconnection and interdependence of Christianity and the international law with a focus on the category that adequately reflects various aspects of this influence. The levels of influence of Christianity on the development and humanization of the individual, as well as on the international law are defined. The necessity of forming a new doctrine of development and humanization of the individual in the society and, accordingly, the humanization of the international law are grounded.

Keywords: international law; Christianity; the individual; humanization.

UDC 348.07 Ltt Subject Category: K212-213

DOI: http://dx.doi.org/10.22178/pos.16-10

References

1. Kudrinskaja, N. I. (2016). Filosofskie problemy mezhdunarodnogo prava v uslovijah globalizacii [The

philosophical problems of international law in the circumstances of globalization]. Informacija -Kommunikacija - Obshhestvo, 1, 91-95 (in Russian).

2. Kosichenko, A. (2015). Globalizacija i religija [Globalization and Religion]. Rossija i musul'manskij mir,

3. 153-167 (in Russian).

3. Errol, P. (2014). Mendes International law, human rights and global governance: combating the tragic

flaw. London: Routledge.

4. Haynes, J. (1998). Religion in Global Politics. Harlow: Longman.

5. Thomas, S. (2005). The Global Transformation of Religion and the Transformation of International

Relations: The Struggle for the Soul of the Twenty-First Century. New York and Basingstoke: Palgrave Macmillan.

6. Voskresenskij, A. D. (2006). Bol'shaja Vostochnaja Azija: mirovaja politika i jenergeticheskaja

bezopasnost' [Big East Asia: World Politics and Energy Security]. Moscow: Lenand (in Russian).

7. Kasatkin, P. I. (2010). Rol' russkoj pravoslavnoj cerkvi v sovremennyh mirovyh politicheskih processah

[The role of the Russian Orthodox Church in the modern world political processes] (Doctoral thesis). Retrieved from http://www.dissercat.com/content/rol-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-sovremennykh-mirovykh-politicheskikh-protsessakh

8. Kosov, G. V. (2008). Politicheskaja koncepcija islama: problemy civilizacionnogo i politologicheskogo

analiza [Islam Political concept: the problems of civilization and political analysis]. Stavropol': Vozrozhdenie (in Russian).

9. Juergensmeyer, M. (1992). Sacrifice and Cosmic War. Violence and the Sacred in the Modern World.

London: Frank Cass.

10. Lifton, R. Dzh. (2005). Tehnologija promyvki mozgov. Psihologija totalitarizma [Technology

brainwashing. Totalitarianism psychology]. Saint-Petersburg: Prajm-EVROZNAK (in Russian).

11. Kuraev, A. V. (1997). Pravoslavie i pravo: Cerkov' v Sovetskom gosudarstve [Orthodox and Law:

Church in the URRS]. Moscow: Sreten. monastyr' (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Bzhezinskij, Z. (1999). Velikaja shahmatnaja doska. Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie

imperativy [The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives]. Moscow: Mezhdunarodnye otnoshenija (in Russian).

13. Tojnbi, A. Dzh. (2004). Postizhenie istorii [A Study of History]. Moscow: Ajris-press (in Russian).

14. Fukujama, F. (2010). Konec istorii i poslednij chelovek [The End of History and the Last Man].

Moscow: AST : Poligrafizdat (in Russian).

15. Hantington, S. (2004). Kto my? Vyzovy amerikanskoj nacional'noj identichnosti [Who Are We? The

Challenges to America's National Identity]. Moscow: Tranzitkniga (in Russian).

16. Shpengler, O. (2006). Zakat Evropy: ocherki morfologii mirovoj istorii [The Decline of the West].

Moscow: JeKSMO (in Russian).

17. Lukasheva, E. A. (2016). Prava cheloveka i processy transformacii v sovremennom mire [Rights and

Processes of Transformation in the Modern World]. Trudy Institutagosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk, 3, 129-149 (in Russian).

18. Marchenko, M. N. (2014). Teorijagosudarstva i prava: shemy s kommentarijami [Theory of State and

Law: commentary scheme]. Moscow: Prospekt (in Russian).

19. Ahunova E. S. (2016). Pravo i moral' v sisteme social'nogo regulirovanija [Law and morality in

social regulation system]. Aktual'nyeproblemy sovremennoj nauki, 3, 77-79 (in Russian).

© D. Shavinina-Kalashyan Received 2016-10-15, Accepted 2016-11-28, Published online 2016-11-30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.