Научная статья на тему 'Христианство — религия победы'

Христианство — религия победы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этика / христианская этика / война и мир / мученичество / Великая Отечественная война / Церковь / история России / XX век / патриотизм / ethics / Christian ethics / war and peace / martyrdom / Great Patriotic war / Church / Russian history / 20 century / patriotism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лукин А. А.

Статья содержит основные положения доклада, представленного на XV Республиканских Рождественских чтениях (12 декабря 2019 г., Якутск), и написана в форме эссе, посвященного христианской этике в историческом контексте. Предлагается философская рефлексия христианского понимания концепта «победа» в различных культурных и экзистенциальных ситуациях: от мученичества первых веков после Р. Х. (с отсылкой к евангельскому повествованию и догматическим текстам, касающимся искупительной жертвы Спасителя) до воинских подвигов в годы Великой Отечественной войны. Автор рассуждает в контексте христианского пацифизма, но, вместе с тем, лишенного пафоса, присущего учению протестантских конфессий, придерживающихся данного направления религиозной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

hristianstvo — religiia pobedy

The article in the form of essay presents the materials of the report delivered on XV Republican Christmas Readings (Yakutsk, 12.12.2019). The author focuses on Christian ethics in historical context and presents a philosophical reflection on the Christian comprehension of “victory” concept in various cultural and existential situations, from the martyrdom of the first centuries A.D. (with reference to the Gospel narrative and dogmatic texts relating to the Atonement of the Savior) till the military feat of the Great Patriotic War. The author reasoned within a paradigm close to Christian pacifism, but devoid of the pathos of Protestant denominations, that adhere to this direction of religion ethics.

Текст научной работы на тему «Христианство — религия победы»

DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10001

Архиепископ Роман (Лукин А. А.) ХРИСТИАНСТВО — РЕЛИГИЯ ПОБЕДЫ

Аннотация

Статья содержит основные положения доклада, представленного на XV Республиканских Рождественских чтениях (12 декабря 2019 г., Якутск), и написана в форме эссе, посвященного христианской этике в историческом контексте. Предлагается философская рефлексия христианского понимания концепта «победа» в различных культурных и экзистенциальных ситуациях: от мученичества первых веков после Р. Х. (с отсылкой к евангельскому повествованию и догматическим текстам, касающимся искупительной жертвы Спасителя) до воинских подвигов в годы Великой Отечественной войны. Автор рассуждает в контексте христианского пацифизма, но, вместе с тем, лишенного пафоса, присущего учению протестантских конфессий, придерживающихся данного направления религиозной этики.

Ключевые слова: этика, христианская этика, война и мир, мученичество, Великая Отечественная война, Церковь, история России, XX век, патриотизм

Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14)

Каждый христианин, будучи соучастником Божественной жизни, в то же время является наследником победы Христа над смертью и грехом. Данный тезис я бы хотел детально осветить в этом эссе.

Христианская Церковь существует уже две тысячи лет. Возникнув в среде личных учеников Господа нашего Иисуса Христа — апостолов, христианство после веков гонений и запретов стало утверждать себя на всей земле. Печальная тенденция преследований и убийств христиан прослеживается и сегодня в различных уголках мира. Но для верующих такая ситуация не является чем-то неожиданным и незнакомым: об этом предупреждал Своих последователей Господь, говоря, что Его ученики всегда будут гонимы и ненавидимы этим миром, который во зле лежит (см. Ин. 15, 20). Современникам ХХ! в., вероятно, сложно представить, что чувствовали ближайшие ученики Христа и первые христиане, судьбой которых стало распространение христианства и самая настоящая борьба за выживание. Проповедуя слово Божие, апостолы и миссионеры в борьбе с языческими религиями прежде всего отмечали ложность, ошибочность этих верований, подчеркивая

истинность христианства. Учение Христа, которое распространяла лишь небольшая группа последователей, стало в результате одним из значительнейших духовных и культурных явлений в мире. Этот исторический парадокс до сих пор удивляет многих, ведь малоизвестному учению противостояло воинственно настроенное язычество, имевшее за собой тысячи лет культуры, искусства, образования.

Многие исследователи прошлого, как и наши современники, задаются вопросом, каким именно образом христианство смогло не только выстоять в неравной борьбе против язычества, но и победить его, и даже распространиться по всему миру. Для христианина ответ на этот вопрос предельно ясен, и он дан Самим Христом: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Борясь с христианством, люди боролись с Богом, а Бога, Истинную Жизнь, победить нельзя — это и было главным аргументом последователей Христа. Бог восстанавливает справедливость не только после нашей смерти и не только на Страшном Суде.

Среди причин, определивших победу христианства, часто отмечают феномен мученичества. Именно твердость христиан в вере, считают исследователи, пробуждала в язычниках интерес и в итоге вела к обращению. В качестве аргумента, подтверждающего данную точку зрения, часто приводят слова Тертуллиана: «Кровь христиан есть семя (Церкви). Упорство, за которое вы нас укоряете, является учителем. Ибо кто, видя его, не пожелает выяснить, что за этим кроется?» [3, с. 34].

И в ХХ в. безбожная власть пыталась расправиться с христианами, борясь с любым проявлением религиозности. Физически уничтожая и отправляя в ссылки верующих, власть стремилась искоренить любое упоминание о Боге. Но, как и в первые века (несмотря на, казалось бы, видимый успех), запугивание и уничтожение всех неугодных, борьба против Бога и Церкви вновь обернулась для всех гонителей поражением, а для христиан — победой. Христианство не исчезло и даже не уменьшилось, а наоборот, еще более развилось и распространилось. Сколько ни убивали христиан-мучеников, сколько ни убивают, сколько ни унижают невинных и праведных сегодня, проигравшими, мертвыми для вечности остаются насильники и убийцы, а не их жертвы.

В мире всегда было и есть много различных сил: военных, политических, культурных, религиозных — но победило именно христианство. Несомненно, это стало возможно благодаря тому, что был создан особый тип человека. Мы — наследники людей, которые по образу Христа были готовы безропотно умереть за веру, но не предать своего Господа. Поэтому мы, христиане, — победители. Но победа наша не должна пониматься в земных категориях, как когда-то мечтали о Христе иудеи и даже апостолы. Они верили, что придет земной правитель и покорит все народы. Но Христос

совершил большее: Он победил смерть и грех, и все христиане причастны к этой победе.

Христианство — религия сильных духом. Признать свою слабость для христианина, как бы странно это ни звучало, — это проявление силы. Как только мы осознаем свою немощь перед Богом и принимаем Его Божественную волю, мы сразу же позволяем Ему действовать в нас: «Божественная Благодать, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая», — говорится в молитве во время хиротонии священнослужителя. Об этом свидетельствует и святой апостол Павел, утверждающий, что, когда он немощен, тогда и силен (см. 2 Кор. 12, 10).

Какова же главная победа христианства? На этот вопрос легче ответить, если брать во внимание не только земную, временную жизнь, но и жизнь вечную. Если рассуждать с точки зрения земной жизни, то Господь на Кресте потерпел полное поражение. Его, как человека, казнили, и Он умер. Но это была самая великая Победа в человеческой истории, которая состоит в том, что Христос умер, воскрес и даровал каждому верующему в Него и исполняющему Его Заповеди жизнь вечную.

Размышляя о роли христианства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркнул: «Христианство дает великую силу победы над смертью, над страхом смерти» [2]. Вера, как отмечает Святейший владыка, дарует силу, которую не может дать никакая машина, никакой механизм, никакое знание, никакая власть. Эта внутренняя сила делает христианина непобедимым.

Становясь христианином, человек берет на себя многие обязанности, среди которых — любовь к своей Родине. В то же время каждый христианин желает стать гражданином Отечества Небесного, что никоим образом не умаляет стремления к процветанию, миру и гармонии в Отечестве земном. Любовь к Отечеству — одно из проявлений заповеди о любви к Богу. Нельзя отвлеченно любить Бога, нельзя любить Его, но не любить сотворенного Им. В свое время выдающийся московский святитель Филарет (Дроздов) говорил, что плохой гражданин царствия земного неблагонадежен и для Царствия Небесного. И эти слова с уверенностью можно соотнести со словами Христа: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). В этих исполненных глубокой мудрости словах — наше жизненное руководство, в них заключено православное видение любви к Родине как нравственного долга каждого христианина.

Любовь к Отечеству проявляется по-разному, в первую очередь — в защите своей земли и ее граждан. Руси нередко приходилось бороться с попытками захвата и порабощения со стороны внешних врагов. Активное участие в защите Родины всегда принимала Церковь, помогая духовно

и материально. Наш народ с верой и упованием смотрел на Церковь, которая веками была с ним, прививая чувство жертвенной любви к Родине и ближнему. Церковь воспитала таких великих защитников Отечества, как князья Александр Невский, Димитрий Донской, Димитрий Пожарский, великие полководцы генералиссимус Александр Васильевич Суворов и адмирал Федор Федорович Ушаков.

В 2020 г. все мы будем торжественно отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это хороший повод задуматься о важных событиях, которые происходили в те годы, и попытаться сделать правильные выводы.

День Победы в 1945 г. совпал с первыми днями Светлого Христова Воскресения, когда весь мир прославлял Господа, победившего оковы смерти. И мы не можем не увидеть в этом глубокий символизм. Во дни, когда христиане особенно ощущают возрождающую силу Воскресения Христова, низлагающую власть тьмы, освобождающую души из ада и от уз смерти, открывающую двери в рай, вливающую жизнь и свет в души верующих, — наш народ после нескольких лет тяжелейшей войны побеждает врага, посягнувшего на святое — на Родину, на саму жизнь.

В защите Отечества на фронтах активное участие принимали священнослужители, монахи и множество будущих пастырей Русской Православной Церкви. На оккупированных фашистами территориях священники оказывали большую помощь партизанам.

Одержав победу над фашистскими захватчиками, наш народ стал народом-победителем, а все мы — наследниками этой победы. Но какое именно наследие получили мы, сегодняшнее поколение? Размышляя над этим вопросом, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа... Мы имеем силу побеждать, а вместе с ней и великую ответственность не уклоняться от этой исторической обязанности быть победителями» [1].

Какой урок мы должны извлечь из вышесказанного? Христианство — это религия Победы, которую Христос принес каждому верующему в Него. Чтобы нас исправить и наставить на истинный путь борьбы со страстями, грехом и смертью, Господь попускает испытания: лишения, скорби и даже войны.

75 лет назад наш народ своим потом и кровью одержал такую важную победу. Для ее достижения были крайне необходимы не только танки, самолеты и другая боевая техника. Чтобы помочь нашим воинам и всем людям пережить неисчислимые жертвы, лишения, раны, смерть близких, нужны были духовно-нравственные условия, которые обеспечивала Русская Православная Церковь.

Будучи христианами и наследниками победителей, мы должны помнить и уяснить для себя, что победа — это не только радость. Ей предшествовали долгие годы жестоких страданий и лишений, в ходе которых погибли миллионы не только наших соотечественников, но и граждан других стран. Свято храня и передавая память об этом великом подвиге наших предков, мы должны не только гордиться этим, но и приложить максимум усилий для сохранения мира, дабы больше никогда не повторились эти страшные события.

Источники и литература

1. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих [Электронный ресурс] / Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл // Patriarchia.ru. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1157282.html (дата обращения: 12.11.2019).

2. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово по окончании Божественной литургии в Никольском соборе Покровского женского монастыря в Хотькове [Электронный ресурс] / Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл // Patriarchia.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2520815.html (дата обращения: 12.11.2019).

3. Пантелеев, А. Д. Мученичество и распространение христианства в Римской империи / А. Д. Пантелеев // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 2. Вып. 3. С. 33-43.

4. Филарет (Дроздов), свт. Беседа в день тезоименитства благоверного Государя наследника цесаревича Великого князя Николая Александровича, 1858 г. / святитель Филарет (Дроздов) // Избранные труды, письма, воспоминания. М., 2003. С. 472-476.

References

1. Kirill, Sviateishii Patriarkh Moskovskii i vseia Rusi [Kirill, Patriarch of Moscow and Whole Russia]. Slovo po okonchanii Bozhestvennoi liturgii v Nikol'skom sobore Pokrovskogo zhenskogo monastyria v Khot'kove [Sermon after the Divine Liturgy in St. Nicholas Cathedral of the Monastery of Virgin Protection in Hotkovo]. Available at: http://www. patriarchia.ru/db/text/2520815.html (accessed: 12.11.2019).

2. Kirill, Sviateishii Patriarkh Moskovskii i vseia Rusi [Kirill, Patriarch of Moscow and whole Russia]. Velikaia Otechestvennaia voina iavila nam Bozhiiu pravdu o nas samikh [The Great Patriotic War Presented the God's Truth about Ourselves]. Available at: http:// www.patriarchia.ru/db/text/1157282.html (accessed: 12.11.2019).

3. Panteleev A. D. Muchenichestvo i rasprostranenie khristianstva v Rimskoi imperii [Martydrom and Extension of Christianity in the Roman Empire]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta — The Journal of St. Petersburg University. 2015. Vol. 2. No. 3. P. 33-43.

4. Filaret (Drozdov), st. Beseda v den' tezoimenitstva blagovernogo Gosudaria naslednika tsesarevicha Velikogo kniazia Nikolaia Aleksandrovicha, 1858 g. [The Sermon on the Name-day of His Highness Nikolay Alexandrovich, 1858]. Izbrannye trudy, pis'ma, vospominaniia [Selected Works, Letters, Memories]. Moscow, 2003. P. 472-476.

Arhiepiskop [Archbishop] Roman (Lukin A. A.)

HRisTIANsTvo — RELIGIIA poBEDY [Christianity as the Religion of Victory]

Abstract

The article in the form of essay presents the materials of the report delivered on XV Republican Christmas Readings (Yakutsk, 12.12.2019). The author focuses on Christian ethics in historical context and presents a philosophical reflection on the Christian comprehension of "victory" concept in various cultural and existential situations, from the martyrdom of the first centuries A.D. (with reference to the Gospel narrative and dogmatic texts relating to the Atonement of the Savior) till the military feat of the Great Patriotic War.

The author reasoned within a paradigm close to Christian pacifism, but devoid of the pathos of Protestant denominations, that adhere to this direction of religion ethics.

Keywords: ethics, Christian ethics, war and peace, martyrdom, Great Patriotic war, Church, Russian history, 20 century, patriotism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.