Научная статья на тему '«ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЧУДА НА ПРИМЕРЕ РАССМОТРЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ИСЦЕЛЕНИЙ СПАСИТЕЛЯ»'

«ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЧУДА НА ПРИМЕРЕ РАССМОТРЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ИСЦЕЛЕНИЙ СПАСИТЕЛЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧУДЕСА / СМЫСЛ ЧУДА / ЕВАНГЕЛИЕ / ИИСУС ХРИСТОС / ИСЦЕЛЕНИЕ / ЖИЗНЬ / СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ / БОЛЕЗНЬ / ГРЕХ / СМЕРТЬ / БЕСНОВАНИЕ / БЕСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Климашин Михаил Вячеславович, Ворохобов Александр Владимирович

В данной статье рассмотрено христианское понимание смысла чуда на примере Евангельских исцелений Спасителя, совершенных Им во время Своего общественного служения. Выявлены отличительные особенности данного вида чудес, раскрыт их смысл, проанализированы сходства и различия, внутреннее содержание и значимость для христианина в рамках православной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN UNDERSTANDING OF THE MIRACLE BY THE EXAMPLE OF THE GOSPEL HEALINGS BROUGHT TO FULFILMENT BY THE SAVIOR

This article examines the Christian understanding of the miracle by the example of various Evangelical healings performed by Savior during His public ministry. The article reveals the distinctive features of this type of miracles, analyzes their meaning, similarities and differences, inner content and explains significance for a Christian within the Orthodox tradition.

Текст научной работы на тему ««ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЧУДА НА ПРИМЕРЕ РАССМОТРЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ИСЦЕЛЕНИЙ СПАСИТЕЛЯ»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Климашин Михаил Вячеславович, Ворохобов Александр Владимирович

«Христианское понимание смысла чуда на примере рассмотрения евангельских исцелений Спасителя»

УДК 232.34

ХРИСТИАНСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЧУДА НА ПРИМЕРЕ РАССМОТРЕНИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ИСЦЕЛЕНИЙ СПАСИТЕЛЯ

Климашин Михаил Вячеславович,

Нижегородская духовная семинария

Ворохобов Александр Владимирович,

доктор философских наук, кандидат богословия, Нижегородская духовная семинария

Аннотация. В данной статье рассмотрено христианское понимание смысла чуда на примере Евангельских исцелений Спасителя, совершенных Им во время Своего общественного служения. Выявлены отличительные особенности данного вида чудес, раскрыт их смысл, проанализированы сходства и различия, внутреннее содержание и значимость для христианина в рамках православной традиции. Ключевые слова: Евангельские чудеса, смысл чуда, Евангелие, Иисус Христос, исцеление, жизнь, сверхъестественное, болезнь, грех, смерть, беснование, бесы.

CHRISTIAN UNDERSTANDING OF THE MIRACLE BY THE EXAMPLE OF THE GOSPEL HEALINGS BROUGHT TO FULFILMENT BY THE SAVIOR

Klimashin Mikhail Vyacheslavovich,

Nizhny Novgorod Theological Seminary

Vorokhobov Alexander Vladimirovich,

Doctor of Philosophy, Candidate of Theology, Nizhny Novgorod Theological Seminary

Abstract. This article examines the Christian understanding of the miracle by the example of various Evangelical healings performed by Savior during His public ministry. The article reveals the distinctive features of this type of miracles, analyzes their meaning, similarities and differences, inner content and explains significance for a Christian within the Orthodox tradition.

Key words: Gospel miracles, the meaning of the miracle, the Gospel, Jesus Christ, healing, life, supernatural, illness, sin, death, possession, demons.

Чудеса являются необходимым условием существования христианской религии. Верное христианское понимание их смысла является важным для укрепления веры в человеке. В современном мире многие православные христиане так же, как и сотни лет назад, повсеместно сталкиваются с событиями, которые являются сверхъестественными. Как правило в христианстве Бог не вмешивается в мир с подобными явлениями без серьезной необходимости, а производит чудо с определенной целью, имеющей сотериологическое значение. Можно сказать,

№ 1 (12), 2022

что чудо - это сверхъестественное вмешательство Бога в систему естественных причин, имеющее религиозный смысл и цель.

Христос указывал на чудеса как на важнейшее доказательство истинности своего учения: «когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин 10:38). Священное Писание Ветхого и Нового Завета изобилует сверхъестественными событиями; святые угодники Божии, подвижники и мученики церкви наделялись даром чудотворения, в частности даром исцеления.

Чудеса Иисуса Христа являлись неопровержимым свидетельством для тех, кто в них поверил. Господь совершал чудеса целесообразно, спокойно, не стремясь произвести впечатления на публику. Он руководствовался милосердием и состраданием к человеку, обходился минимум слов и действий, не искал от чудес ни выгоды, ни славы и не совершал их ради Себя. При этом многие люди, видя совершающиеся чудеса, не верили в них, старались найти иной смысл происходящих событий, прежде всего из-за их нравственного падения, предпочтения зла добру. От того в каком состоянии находится человек и какой смысл вкладывает в происходящее сверхъестественное событие, зависит развитие и укрепление его веры. Чудеса могут способствовать рождению веры, но они не могут ее дать.

Большей частью чудес Спасителя, совершенных на страницах Евангелий, являются исцеления от различных недугов. Со времени грехопадения человеческий организм неизбежно подвержен процессу умирания. Болезни как проявления тленности человеческой природы постоянно напоминают человеку о краткости земной жизни. От состояния здоровья зависит возможность человека полноценно жить в обществе, что в свою очередь является основным фактором успешности человека. Несомненно, что и две тысячи лет назад крепкое здоровье являлось ключевой потребностью человека и оно, как дар, зачастую испрашивалось у Бога.

На страницах Евангелий встречаются различные недуги: проказа, горячка, слепота, немота, водянка, беснование и другие. Иисус Христос исцеляет физические немощи людей как на расстоянии, так и находясь рядом с человеком, и вместе с тем уврачевывает немощи духовные, которые по своему существу являются более важными, так как от них зависит возможность человека обрести вечную жизнь. Ключевым условием для совершения чуда является наличие у человека веры или потенциальной возможности ее обрести. «Прозри! Вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42), -ответил Господь Иерихонскому слепцу, после чего страдалец «прозрел и пошел за Ним, славя Бога» (Лк. 18:43), избавившись при этом и от слепоты духовной.

Прежде дел идет вера, в противном случае основанная на чуде она не будет свободным принятием Божественной истины, а лишь вынужденным согласием. Впрочем, такая вера не осуждается полностью в христианстве, хотя и стоит ниже по своему достоинству. «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48) -сказал Господь царедворцу, сын которого был при смерти. И исцелив его чадо на расстоянии, избавил отца со всем домом его от неверия. Тем не менее, то, что царедворец пришел и просил, свидетельствовало о том, что в конечном итоге этот человек мог уверовать в Господа, о чем повествует евангелист Иоанн: «и уверовал сам и весь дом его» (Ин. 4:53).

Люди в современном обществе склонны искать причины своих болезней в различных внешних обстоятельствах: неправильное питание, вредные привычки, наследственность и прочее. Несомненно, эти факторы оказывают существенное влияние на самочувствие человека, но нередко упускается ключевой элемент - действие

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Климашин Михаил Вячеславович, Ворохобов Александр Владимирович

«Христианское понимание смысла чуда на примере рассмотрения евангельских исцелений Спасителя»

греха. В Евангелии от Луки повествуется о расслабленном, которого сквозь кровлю спустили ко Христу. «И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5:20), таким образом Господь утверждает, в чем заключается причина его страдания. «Болезнь, прямо или косвенно, всегда есть результат греха. Господь показывает нам, как врачуется этот корень, и сначала исцеляет душу от болезни греховной» [2]. Более того, чудо может происходить по вере иных людей, желающих исцеления болящему, или же совокупной вере людей. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19), - говорит Господь своим ученикам.

Иисус Христос нередко совершает исцеления в субботу, чем вызывает сильную негативную ответную реакцию со стороны законников и фарисеев. Данная проблема относится непосредственно к религиозной сфере. Чудеса исцелений, совершенные в этот день, являются обличением их злобы и лицемерия, показателем нравственной деградации, утратой истинного богопочитания. Человек же был создан прежде закона о почитании субботы. «Должно ли в субботу добро делать или зло делать?» (Мк. 3:4), - спрашивает Спаситель у присутствующих фарисеев, обличая их. Не получив ответа, «скорбя об ожесточении сердец их» (Мк. 3:5), Господь исцеляет сухорукого, демонстрируя, что любовь, милость и служение ближнему имеют существенно большую ценность, чем тщательное исполнение внешних предписаний.

Исцеление Господом страждущих совершалось минимальным количеством действий: посредством слова, брения, возложения рук, прикосновения к одежде Спасителя и т.п. Во всех случаях проявлялось всемогущество Божие, а также милостивое отношение к человеку. Причинами недугов выступают как тленность природы падшего человека, наказание за грех, призыв к изменению жизни, так и особое промыслительное действие Божие для утверждения людей в вере. Христос не использует никаких специальных медицинских техник или волшебных заклинаний. Прикасаясь к прокаженным, нарушая ветхозаветные предписания, Спаситель демонтирует полноту своей Божественной власти и чистоты, превосходящей постановления Закона, акцентирует внимание на духовном понимании этих предписаний. Чудеса исцелений как проявления Божественной силы предвосхищают вечную жизнь, в которой «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Распространенным видом чуда, которое совершал Спаситель, было также исцеление бесноватых. Данное сверхъестественное событие «постоянно повторяющийся сюжет в синоптических Евангелиях» [3, 164]. «И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос» (Мк. 1:34) - повествует ев. Марк о событиях, происходивших лишь в одном Капернауме. Таким образом, власть Божия простирается и на злых духов, которые являются падшими ангелами, укоренившимися во зле, низринутыми с высоты своей славы вместе со своим предводителем - дьяволом, вследствие противления воле Творца.

«Экзорцизм - явление, хорошо известное во многих религиозных традициях. Практика экзорцизма в разных религиях имеет под собой общее основание, главной особенностью которого является вера в существование злых духов (демонов, бесов) и в их способность вселиться в человека. Экзорцизм представляет собой акт изгнания беса из одержимого, осуществляемый, как правило, при помощи произнесения опре-

№ 1 (12), 2022

деленных словесных формул» [3, с. 165]. Согласно православному вероучению бесы не могут навредить Богу, поэтому всю свою злобу они обращают против творения Его -человека, пытаясь отвратить от исполнения воли Господа и склонить ко греху. Премудрый Творец попускает воевать дьяволу против людей, т. к. «ибо многие через то увенчиваются» [4, с. 37], а те, кто поддаются его воздействию и гибнут, совершают меньший грех, так по словам Иоанна Дамаскина: «большего прощения и снисхождения достоин согрешающий по наущению другого, нежели от самого себя» [4, с. 37].

Учение Иисуса Христа сконцентрировано вокруг Царства Божия, сущностью которого является духовная война с врагом рода человеческого - дьяволом. Чудеса изгнания бесов, как и Воскресение Христово, являются лучшим свидетельством Его победы в этой войне. Господь, по исцелении бесноватого сына, научает: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), тем самым указывает, что помимо твердой веры человеку необходимо также подвизаться в добродетели молитвы и поста, так как каждый одержимый страстями человек в духовном смысле бесноватый, требующий врачевания души, которое не может произойти без сих добродетелей, в особенности же без молитвы. Данное высказывание подтверждается еще и тем фактом, что «Спаситель был искушаем дьяволом и победил его после многодневного поста и молитвы» [3, с. 213].

Иисус Христос наделяет своих учеников силою изгонять бесов: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк. 10:17), - говорят они с радостью; также и «из числа непринадлежавших к общине Его учеников изгоняли бесов таким образом (Мк 9. 38; Лк 9. 49)» [3, с. 164] - эти и другие свидетельства повествуют о том, что бесы бессильны против имени Иисуса Христа. В VI веке прп. Иоанн Лествичник в «Лестви-це» научал: «Бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» [5, с. 130], таким образом, чудо совершается и посредством употребления имени Господа.

На страницах Евангелий злые духи повсеместно вселяются в людей как по одиночке (Мк. 1:23; Мф. 12:22), так и во множестве: семь бесов, бывших в Марии Магдалине (Лк. 8:2), полчище в гадаринском бесноватом (Лк 8. 30), но все они подчиняются слову Божию, покидают своих жертв; очевидно и то, что Господь, изгоняя демонов, прозревая ясно Духом Своим каждого человека, отличает беснование от различного рода психических болезней и маниакальных синдромов, которые присущи падшему человеческому роду.

Данные чудеса Иисуса Христа направлены на победу над конкретным проявлением зла в этом мире - злыми духами во главе с сатаною. Исцеления бесноватых от недуга совершаются «Духом Божиим» (Мф. 12:28), как правило без активного проявления их воли, так как она подавляется вселившимся бесом. Освобождение не принесет человеку пользы, если он продолжит грешить. Согласно притче, произнесенной Спасителем, нечистый дух возвращается к человеку и, более того, ««берет с собою семь других духов, злейших себя» (Мф. 12:45), что бывает для человека «хуже первого» (Мф. 12:45)» [3, с. 174-175]. «Изгоняя демонов, Господь восстанавливает человека в его власти над самим собой, личность обретает свою целостность, и дальнейшая участь человека зависит уже от его выбора» [3, с.176].

Каждое сверхъестественное исцеление, совершенное Господом, показывает Его милосердие к людям, способность преодолевать естественные законы этого мира, более того, такими способностями Христос при необходимости наделяет своих учеников из каждого поколения христиан, истинно верующих в Него, помогая таким об-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Климашин Михаил Вячеславович, Ворохобов Александр Владимирович

«Христианское понимание смысла чуда на примере рассмотрения евангельских исцелений Спасителя»

разом справляться с болезнями, бесами, не страшиться смерти, преодолевать жизненные трудности с целью спасения души.

Чудеса Христовы, являясь свидетельством победы над врагом рода человеческого, происходят на протяжении тысячелетий, и в настоящее время, являясь про-мыслительными действиями Бога, укрепляют веру христиан, в то же время являются призывом для любого свободного человека. Они также обращены и к будущему, указывая на тот день, когда со Вторым пришествием Христовым Царство Божие окончательно восторжествует.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. // Православная энциклопедия - «Азбука веры»: URL: https://azbyka.ru/biblia/ (дата обращения: 10.12.2021).

2. Филарет (Вознесенский) митр. Грех и болезнь. // Интернет-портал «Правосла-вие.ги»: URL: https://pravoslavie.ru/3274.html (дата обращения: 10.12.2021).

3. Иларион (Алфеев), митр. Четвероевангелие. В 3 т. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, издательский дом «Познание», 2018. Т. 2. 752 с. // Интернет-портал «hilarion.ru»: URL: https://hilarion.ru/upload/iblock/ d15/d15a4b8838d01 bac0727288455fb1a1a.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

4. Иоанн Дамаскин, прп. Против манихеев. // Православная энциклопедия - «Азбука веры»: URL: https://azbyka.ru/otechnik/books/ download/13745-Против-манихе-ев.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

5. Иоанн Лествичник, прп. Лествица или Скрижали духовные. // Православная энциклопедия - «Азбука веры»: URL:https://azbyka.ru/otechnik/ books/ download/9217-Лествица.pdf (дата обращения: 15.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.