Научная статья на тему 'Христианское понимание принципа субъектности в процессе духовно-нравственного воспитания личности'

Христианское понимание принципа субъектности в процессе духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абрамов С. И.

Говоря о значении православной веры в деле воспитания ребенка, автор рассматривает такое понятие в педагогике, как «принцип субъектности», то есть «развитие способности ребенка осознавать свое «я» во взаимоотношениях с Богом и миром». Осуществление процесса «самоопределения и саморазвития ребенка на основе принципа субъектности» возможно, по мнению автора, только при наличии цельной образовательной деятельности, включающей в себя педагогическую поддержку совместно со священником. Такая деятельность в наибольшей степени осуществима, утверждает С.И. Абрамов, в области дополнительного образования. Она оказалась наиболее устойчивой в период многочисленных реформаторских процессов и остается самостоятельной сферой для развития индивидуальных качеств ребенка, «соотносимых с творчеством и способностями личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианское понимание принципа субъектности в процессе духовно-нравственного воспитания личности»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 1. С. 127-136

Христианское понимание принципа

СУБЪЕКТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВ НО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Абрамов С.И.

Преподаватель кафедры общей педагогики педагогического факультета ПСТГУ, директор воскресных школ Духовно-просветительского центра «Вера, Надежда, Любовь» в г. Обнинске

Говоря о значении православной веры в деле воспитания ребенка, автор рассматривает такое понятие в педагогике, как«принцип субъектности», то есть «развитие способности ребенка осознавать свое «я» во взаимоотношениях с Богом и миром». Осуществление процесса «самоопределения и саморазвития ребенка на основе принципа субъектности» возможно, по мнению автора, только при наличии цельной образовательной деятельности, включающей в себя педагогическую поддержку совместно со священником. Такая деятельность в наибольшей степени осуществима, утверждает С.И. Абрамов, в области дополнительного образования. Она оказалась наиболее устойчивой в период многочисленных реформаторских процессов и остается самостоятельной сферой для развития индивидуальных качеств ребенка, «соотносимых с творчеством и способностями личности».

«Человек становится вполне человеком, когда приходит к самопознанию и разумной самостоятельности, когда становится полным владыкою и распорядителем своих мыслей и дел, держится каких-либо мыслей не потому, что другие ему передали их, а потому, что он сам

находит их верными».

Святитель Феофан Затворник1

Реформаторские процессы, происходящие в последние двадцать лет в сфере отечественной педагогики, привели к смене образовательной парадигмы. Если кратко охарактеризовать суть этого феномена, то он заключается в переходе от доминировавшей в «доперестроечное» время технократической культурной парадигмы к современной, гумани-

1 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М.,1899. Ч. III. С 47.

127

стической. Применительно к образованию это означало переориентацию от интеллектуалистской модели обучения знаниям, умениям и навыкам к личностно-ориентированным моделям воспитания и саморазвития учащихся в социо-культурном и образовательном пространстве. Таким образом, советская система образования, ориентированная в целом на цели государства, сменяется системой с личностной ориентацией. И на современном историческом этапе развития категория «образование» в Российской педагогической энциклопедии определяется как «процесс педагогически организованной социализации, осуществляемый в интересах личности и общества»2. При этом А.В. Мудрик понимает социализированность как «достижение человеком определенного баланса адаптированности и обособления в обществе»3. Следовательно, можно сказать, что социализация, являясь целью образовательного процесса, протекает во взаимодействии ребенка с огромным количеством внешних (мега, макро, мезо, микро 4) и внутренних факторов, из которых одним из важнейших является его субъектность.

Под субъектностью в педагогике понимают «развитие способности ребенка осознавать свое «я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою духовную, нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей»5. Таким образом, система образования, ориентированная на социализацию, понимаемую как естественный процесс становления индивида, личности в обществе (А.В. Мудрик), должна иметь дело не только с внешними проявлениями, но и с внутренними мотивами ребенка, с его устремлениями и потребностями. И осуществить это возможно при помощи педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка представляет собой «особую педагогическую деятельность, обеспечивающую индивидуальное развитие и саморазвитие ребенка. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию в целостном образовании личности, а дополняет их, усиливает эффективность процесса. Не сливаясь с обучением и воспитанием, педагогическая поддержка может корректиро-

2 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М., 1993.

3 Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2003. С. 170.

4 Там же. С.10.

5 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.; Ростов н/Д., 2005. С. 271.

вать обучающую и воспитывающую деятельности, постоянно удерживая реальную ситуацию, в которой пребывает ребенок»6.

Таким образом, педагогическая поддержка исходит из признания того, что поощрять можно только то, что уже есть в наличии (но на недостаточном уровне, неразвитое, потенциальное), развивать самостоятельность ребенка. Следовательно, педагогическая поддержка обеспечивает ребенку встречу с процессами, которые организуют взрослые для его развития — процессом обучения и процессом воспитания. По существу, такая встреча есть взаимопроникновение двух систем: макро- и микросистемы. И если макросистему представляет для ребенка педагогическая деятельность, связанная с его воспитанием и обучением на основе ценностей и норм макросистемы, то педагогическая поддержка обеспечивает ему право создавать и строить свою систему на основе обретения и осознания собственных ценностей, которые составляют микросистему. И задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы понять проблемы ребенка и найти средства и способы, позволяющие ему раскрыть свой личностный потенциал, при этом не навязывая ему свое видение.

Задача педагогической поддержки состоит не только в том, чтобы помочь подростку устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Т.В. Анохина 7 выделяет несколько этапов совместной деятельности педагога с ребенком.

Диагностический: обнаружение проблем ребенка, помощь в осознании ребенком их значимости и в желании их разрешить.

Поисковый: совместный с ребенком поиск причин и способов ре-ше ния.

Проектировочный: построение договорных отношений между педагогом и ребенком с целью продвижения к решению проблемы.

Деятельностный: взаимодополняющая деятельность педагога и ребенка. На этом этапе в основном действует сам ребенок. То, чего он не может сделать самостоятельно, восполняется педагогом и его коллегами — психологом, врачом, социальным педагогом и священником.

Рефлексивный: анализ совместной деятельности по решению проблемы. Обсуждение полученных результатов, способов разрешения про бле мы.

6 Евладова Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002. С. 113.

7 Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. Вып. 6. М., 1996. С. 71—89.

В целом, рассмотрев этапы совместной деятельности педагога и ребенка в свете применения принципа субъектности, можно утверждать, что:

— педагогическая деятельность, базирующаяся на принципе педагогической поддержки, в условиях основного образования направлена в первую очередь на то, чтобы поддержать возможности ребенка осуществлять самореализацию при наличии объективных ограничений;

— педагогическая поддержка создает условия интериоризации (присвоения) ребенком чужого опыта, и поэтому она будет весьма эффективна в системе дополнительного образования, которая как раз дает возможность ребенку самому строить собственные границы, но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как личностное «безграничное пространство».

Современная секулярная педагогика осознает это: «Потребность в свободе глубоко заложена в природе человека, и вне самостоятельного осуществления выбора жизненных целей индивид не обретет «образ Человеческий»8. По существу, понимание современной секу-лярной педагогики того, какое место занимает свобода в специально организованном процессе воспитания человека, очень близко к пониманию значению места свободы в системе православно ориентированной педагогики. «Человек и в христианстве остается человеком, — пишет свт. Феофан Затворник. — Пусть разумно убедится, что исповедуемая им святая вера есть единственный верный путь спасения и что все другие пути, несогласные с ним, ведут в пагубу. Не слепым исповедником быть есть человеку, а сознающим, что, поступая так, он действует, как должно»9.

Но в православии личностное возрастание в свободе неразрывно соединено с возрастанием в духе: добре и смирении. Эти духовные феномены имманентно связаны с христианским пониманием человеческой личности. По этому поводу выдающийся православный ученый, философ и педагог, профессор протоиерей Василий Зеньков-ский пишет: «Абсолютный характер понятие личности получает лишь в применении к Богу; в человеке же начало личности является умаленным и ограниченным»10. Но не лишенным дара свободы, потому что вне развития свободы нет смысла в воспитании — без свободы оно превращается в дрессировку, в подавление личности и униже-

8 Евладова Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н.Н. Указ. соч. С. 100.

9 Феофан Затворник, свт. Указ. соч. С. 47.

10 Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин, 2002. С. 35.

ние ее. Однако свобода в человеке находится в «странной антиномич-ности», выражающейся в «раздвоении в духе, противоборстве движения к Богу и движения от Него, противоборстве смирения и напряженного самоутверждения, которое образует мистический источник морального раздвоения в индивидууме»11.

И в преодолении этого раздвоения, в воспитании цельной личности, связанной неразрывно с Богом, протоиерей Василий Зеньков-ский видит смысл воспитания, который, по его словам, «раскрывается в свете идеи спасения». Следовательно, цель христианского воспитания «не в приспособлении ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра». Поэтому одну из главнейших задач воспитания он видит в том, чтобы «осмыслить и обосновать, можно сказать, оправдать веру в детскую душу. Только та педагогическая система, в которой получает свой надлежащий смысл эта вера, правильно освещает самую сущность воспитания»12.

Исходя из вышесказанного, становится понятным, насколько важно в свете «идеи спасения» правильно понимать педагогический принцип субъектности, критерием верной направленности которого является степень смиренномудрия человека. Действительно, «я» человека, его «личность» антиномично сознает свое бытие, сознает себя центром всего, противопоставляет себя как субъекта всему, что вне его, как объекту. Об этом пишет в своих письмах к духовным детям игумен Никон (Воробьев). «Причем, — обращает внимание игумен Никон, — объектом является не только вся вселенная, но и Бог. Отсюда постоянное искушение возвеличить себя, покорить себе все объективное, сделать себя как бы продолжением своего «я». Этому содействует и дьявол, ставший, по сути, окончательно во враждебное отношение к Богу и миру. Поэтому Господь и должен был избрать такой путь для человека, чтобы он и в будущей жизни не возгордился, как дьявол, а сознательно возлюбил Бога, покорился бы Ему окончательно, навеки, без возможности отпадения»13.

А так как свойством души, противоположным гордости, является смирение, то в процессе самосознания человека оно наиболее важно и ценно. Без смирения никакие подвиги не помогут человеку, и он всегда может впасть в гордость и отпасть от Бога.

В целом в православном понимании педагогический принцип субъектности рассматривается как внутренняя борьба человека со своими страстями, ставшими причиной последствий первородного

11 Зеньковский В.В., прот. Указ. соч. С. 123.

12 Там же. С. 50.

13 Никон, игумен. Письмадуховнымдетям. М., 1998. С. 96.

греха. Суть этого явления выразил апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. <...> Бедный я человек!..» (Рим 7. 19, 24). Эту борьбу можно наблюдать и в детях, у которых положительные качества (например, отзывчивость) могут легко уживаться с отрицательными (например, лень и лживость). Следовательно, главной задачей воспитателя является забота о том, чтобы в ребенке доброго стало больше, а злого — как можно меньше. Для этого следует научить ребенка прощать слабости и недостатки других и через это правильно относиться к своим собственным падениям, которые случаются на пути к спасению.

Очевидно также, что принцип субъектности зиждится на положении христианской антропологии, которая рассматривает личность человека как образ Божий, основным свойством, которого является свобода воли.

Сознавая это, православно-ориентированная педагогика утверждает право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требует относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри»14. Но при этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста и способ ухода от зла на пути к Богу. Следовательно, такой путь к спасению в педагогических категориях можно понимать как воспитательный процесс, конечной целью которого является обожение его субъектов. А главной задачей этого процесса является преодоление сущностного паразита — зла, которое, по мысли святых отцов, не имеет собственной природы, а являет собой, по словам прп. Максима Исповедника, «недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к их цели. Или еще... есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением к чему-либо иному помимо цели. Целью же я называю Причину сущих, к Которой естественно устремляется все»15.

Такой подход тем более важен потому, что этот выбор пути должен сделать сам человек, в душу которого невозможно вложить добро, нельзя заставить его быть добрым. Этот тезис является основным в принципе субъектности, цель которого — в обеспечении связи добра и свободы. Но сделать это крайне нелегко. «Воспитать человека в благоговении и любви к Богу и человеку, не подавляя его свободы воли, возвести его в достоинство сына Божия, — пишет игумен Никон

14 Никон, игумен. Указ. соч. С. 43.

15 Максим Исповедник, прп. Творения. Кн. 2. М., 1993. С. 22—23.

(Воробьев), — сложнейшая задача... потребовавшая даже от Бога величайшей жертвы — Воплощения, Крестной смерти и Воскресения»16.

Действительно, человеческая личность, его «я», может принять, а может и не принять этот дар от Бога — возможность спасения. И Господь, как истинный Педагог, не нарушая личностного выбора человека, принимает его выбор. По этому поводу св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Православные отцы, которые достигли совершенства сердца не суетным расположением на словах, а самым делом — подвигом, утверждают, что Бог в каждом человеке возбуждает желание добра, впрочем так, что человек по свободному произволению может стремиться и к противному»17.

Следовательно, воспитатель должен как можно раньше воспитывать правильное направление воли у ребенка. «Дитя, — пишет свт. Феофан, — не умея различать доброго от злого, всего желает и все, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Поэтому родители должны блюсти эту отрасль душевной деятельности»18. И начинать делать это нужно уже в дошкольном возрасте, так как «первое направление воли на служение другим — это возраст от трех до шести лет, когда есть два возможных направления жизни. это жизнь для собственного удовольствия, а с другой стороны, жизнь, направленная на служение другим»19.

Если ребенок в этом возрасте обретет правильную направленность воли, то она может сохраниться у него навсегда. Но сохранить эту направленность крайне непросто, если человек выбрал гибельный путь. Здесь только Господь может не оставить его, поддержать, дать ему познать Свою любовь.

Таким образом, содержание педагогической деятельности на основании принципа субъектности заключается в том, чтобы представить жизнь человека как процесс борьбы со своей «странной антино-мичностью»20, из которого проистекает нравственный аскетизм православия, духовная дисциплина, восхождение от силы в силу. Задачи, которые при этом решаются, состоят в том, чтобы научить ребенка как можно раньше:

16 Максим Исповедник, прп. Указ. соч. С. 96.

17 Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. М., 1892. // Цит. по: Сокровища Духовной мудрости. М., 2001. С. 325.

18 Феофан Затворник, свт. Как сохранить благодать святого крещения. М., 1997. С. 30.

19 Янушкявичене О.Л. Проблемы духовно-нравственного воспитания и образования: Выступление во Владивостокской епархии 19 мая 2004 г. (машинопись).

20 Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания. С. 47.

1) осознавать себя, свою личность образом Божиим, пусть замутненным, но с присущей ему свободой воли; причем помнить, что «тайна свободы — в единении с Истиной через участие в Церкви»21;

2) прибегать к помощи Церкви в трудные жизненные моменты, потому что именно в Таинствах Церкви раскрываются личностные «субъект-субъектные» отношения Бога и человека: «.образ Божий и благодать, полученные в Таинстве крещения; это и есть личность человека, — пишет игумен Никон, — его „я”. Это великий дар Божий. Из небытия возник новый центр самосознания, „я”, сознающее себя и весь Мир. „Я” — равно целой вселенной, ибо „я”, как самопознаю-щая личность, имеет своим объектом не только всю вселенную, но и Бога. И это познание дозволено Творцом человека, к этому и призывается человек, но только законным путем»22, т.е. путем смиренномудрия, любви и добра;

3) непрерывной внутренней борьбе с недобрыми, злыми помыслами;

4) осознанию своей немощи и научению преодолевать ее с помощью Божией;

5) прощению и неосуждению других;

6) не бояться падений, анализировать их причины и искать путь неповторения их.

И тогда при помощи Божией и совместной деятельности педагога и священника с ребенком в режиме педагогической поддержки, на основании принципа субъектности, ребенок познает свою силу и немощь, лукавство вражие и Промысел Божий о себе. Следствием чего должно стать самоопределение ребенка, познание им внутренней свободы, цены добра и зла. Что, в свою очередь, должно привести его к сознательному и непоколебимому предпочтению добра и его источника — Бога. И хотя на пути к своему спасению человек будет падать, делать злое, но при этом он будет сознавать это как зло, как грех, осуждать себя, каяться, просить прощения у Бога и тем самым еще более утверждать свое предпочтение добра и Бога, хотя и отрицательным путем23.

В заключение можно сделать некоторые выводы.

21 Зеньковский В.В., прот. Указ. соч. С. 150.

22 Игумен Никон. Письма духовным детям. С. 109.

23 В догматическом богословии существует понятие via negationis (лат. «путь отрицания»), или OdOq avw (греч. «пути вверх») — пути от мира к Богу, его понимают как вехи апофатического (отрицательного) богословия. См.: Павел Флоренский. Освящение реальности / Богословские труды. 1977. № 17. С 148—152; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М. 1999. С. 255; Олег Давыденков, иер. Догматическое богословие. М., 1997. С. 81.

1. Под принципом субъектности мы понимаем: развитие способности ребенка осознавать свое «я» во взаимоотношениях с Богом и миром, отстаивать свою духовную, нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему и внутреннему влиянию «законным путем», т.е. путем смиренномудрия, любви и добра. Преодолевать свою человеческую антиномичность через созидание условий для саморазвития собственной личности, понимаемой как образ Божий, посредством воцерковления своих духовных потенциальных возможностей.

2. Самоопределение и саморазвитие ребенка на основе принципа субъектности возможно только при осуществлении цельной образовательной деятельности, включающей в себя и педагогическую поддержку, в том числе совместно со священником. О значении православной веры в деле воспитания ребенка указывали еще педагоги XIX в.: «Воспитание прежде всего должно быть христианским», — писал К.Д. Ушинский24. Об этом же говорил и Н.И. Пирогов: «.мы — христиане, и, следовательно, основой нашего воспитания должно служить Откровение»25.

3. Система дополнительного образования оказалась наиболее устойчивой в период реформаторских процессов. И остается самостоятельной сферой развития индивидуальных качеств ребенка, соотносимых с творчеством и способностями личности. Поэтому в основе своей деятельности именно педагог дополнительного образования в набольшей степени может опираться на принцип субъектности.

4. К тому же именно в сфере дополнительного образования стало гораздо легче осуществлять сотрудничество между светскими образовательными учреждениями и Церковью. Дополнительное образование, имея по сути гуманитарный характер, впитало в себя многие христианские ценности, что позволяет рассматривать его как сферу, благоприятствующую развитию патриотического, нравственного, духовного воспитания, основанного на традиционной для нашей страны православно ориентированной системе образования, что, в свою очередь, может помочь молодому гражданину сохранить психическое и духовное здоровье среди распространившихся в последнее время в нашей стране религиозных деструктивных псевдорелигий и тоталитарных сект, негативного влияния улицы и средств массовой информации.

24 Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 4: Детский мириХрестоматия. М.;Л., 1948. С. 16.

25 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1952. С. 59.

Christian understanding of the principle

OF SUBJECTNESS DURING THE SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF A PERSON

S.I.Abramov

The author underlines the value of the orthodox belief in the process of education of a child, and considers the principle of subjecness, that is "the development of ability of the child to realize the "I" in mutual relations with God and the world". The realization of the process of "self-determination and self-development of the child on the basis of subjecness" is possible only in the entity of educational activity, supported by the priest. The activity can be mostly realized in the area of additional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.