Научная статья на тему 'Христианское население Крыма в 1630-е годы по османским источникам'

Христианское население Крыма в 1630-е годы по османским источникам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1136
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМАНСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В КРЫМУ / OTTOMAN POSSESSIONS IN THE CRIMEA / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / НАЛОГ ДЖИЗЙЕ / ДОМИНИКАНСКАЯ МИССИЯ / DOMINICAN MISSION / TAX DZHIZYE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов Александр Викторович

Автор анализирует османские первоисточники по истории Крыма первой половины XVII в., представляющие детальную картину массовой миграции крымских христиан из пределов османских владений на территории полуострова в села Крымского ханства. Рассматриваются сообщения европейских миссионеров о причинах миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crimean Christian population of 1630s according to the Ottoman sources

The author analyses the Ottoman sources on the Crimean history in the First half of the XVII century. The sources present a detailed picture of the mass migration of the Crimean Christians from the Ottoman possessions in the peninsula to the villages of the Crimean Khanate.

Текст научной работы на тему «Христианское население Крыма в 1630-е годы по османским источникам»

Методика и практика краеведческих исследований

А.В. Ефимов

ХРИСТИАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ КРЫМА В 1630-е ГОДЫ ПО ОСМАНСКИМ ИСТОЧНИКАМ

Автор анализирует османские первоисточники по истории Крыма первой половины XVII в., представляющие детальную картину массовой миграции крымских христиан из пределов османских владений на территории полуострова в села Крымского ханства. Рассматриваются сообщения европейских миссионеров о причинах миграции.

Ключевые слова: османские владения в Крыму, миграция, налог джизйе, доминиканская миссия.

Известный крымовед А.Л. Бертье-Делагард (18421920) не без основания называл эпоху османского владычества1 в Тавриде «глухой, темной и малоизвестной порой»2. Причиной тому являлось полное отсутствие в руках у исследователей источников по истории Крыма этого периода.

Но и сейчас, после публикации серьезного перевода крымской части «Книги путешествий» Эвлия Челеби3, исследования Ю. Озтюрк4, серии статей Ж. Вайнштейна и А. Фишера, османская эпоха в Крыму, ставшая менее малоизвестной, тем не менее остается малоизученной.

Работа по выявлению и публикации османских источников, связанных с историей полуострова в XV-XVШ вв., крайне востребована. Эти материалы, остающиеся в большинстве своем не введенными в научный оборот, не только проливают свет на историю османского владычества, но позволяют изменить подходы и в изучении этногенеза крымских народов.

Одними из важнейших источников по истории православного населения Крыма в годы османского владычества являются ар-

© Ефимов А.В., 2013

хивные материалы, хранящиеся в фондах Архива высших органов государственной власти Турции (Ва§Ьакапкк Беу^ Аг§т).

Особую ценность имеют для нас документы, отражающие этническую ситуацию и столь необходимые для каждого интересующегося местной историей, - материалы, содержащие итоги переписей податного населения Крыма.

Первооткрывателями важнейших документов по истории лива-и Кефе (османских владений в Крыму) являются исследователи Ж. Вайнштейн и А. Фишер5. Еще в 1970-е гг. они выявили в фондах Архива высших органов государственной власти Турции дефтеры (рукописные книги), содержащие развернутые материалы османских переписей как всего лива (так называемые тапу тахрир дефтерлери), так и более скромные - джизйе и ава-риз дефтеры (книги учета налога с немусульманского населения и ведомости по сбору чрезвычайных налогов). К сожалению, ограничившись несколькими общими статьями в периодических изданиях, к публикации выявленных материалов они так и не приступили.

В середине 1990-х гг., находясь на стажировке в ¡ББА (Французский институт анатолийских исследований, г. Стамбул), мы получили возможность в течение полугода работать с документами Ва§Ьакапкк Беу^ Аг§т и, пройдя по стопам Вайнштейна и Фишера, изучить описанные ими дефтеры, а также выявить несколько сотен новых документов по социальной истории османских владений, турецко-крымским отношениям, состоянию военных сил и крепостей на территории полуострова.

Благодаря дружеской поддержке французских османистов, и прежде всего доктора Стефана Ерасимоса (1942-2005), нам удалось приблизиться к пониманию особенностей средневековой турецкой дипломатики и перевести тексты двух основных переписей населения лива-и Кефе 1520-х и 1542/43 гг., а также небольшого по объему джизйе дефтера 1651/52 гг. (в части, касающейся греческого населения; переведен и опубликован нами)6.

Одним из наиболее ценных и информативных документов является налоговая перепись с неисламского населения османских владений в Крыму за 1044 г. хиджры - 1634/1635 гг. 7

Перепись имеет традиционное для подобного вида османской документации оформление. На первом листе указывается территория охвата. Текст построен с учетом административно-территориального деления лива-и Кефе. Отдельно выделен город Кефе (л. 4-21), кадылыки Судакский (каза-и Сугдак) (л. 21-34) и Мангупский (каза-и Мангуп) (л. 4-51). В конце дефтера подшита

копия письма кефинских чиновников от 1043 г. хиджры о положении крымских немусульман - райа8.

В качестве основной налоговой единицы османские переписи указывают хане - этот термин можно перевести как «двор» или «семейство». Имя старшего в семье и вносилось в ведомость. Общая численность членов семьи варьировалась от пяти до десяти человек.

В джизйе дефтер 1634 г. внесено 3 200 хане: каза-и Кефе - 1267, каза-и Керш - 24, каза-и Сугдак - 642, каза-и Манкуб - 12679.

Дефтер 1634 г. отличается от подобных документов начала XVII в. тем, что в нем учтены переселенцы как вышедшие из пределов лива-и Кефе и обосновавшиеся в селах Крымского ханства, так и перешедшие из одного села в другое в границах османских владений. При упоминании имен глав семейств переселенцев деф-тердар (составитель дефтера) сделал приписки с указанием сел10, из которых они вышли.

Дефтер дает детальную картину массовой миграции крымских немусульман (подданных турецкого султана) в пределах османских владений и о выходе их из мест своего исторического проживания в пределы Крымского ханства. В дефтере зафиксирован переход части переселенцев из одного села в другое уже в пределах Крымского ханства.

Во всех 76 селах Судакского и Мангупского кадылыков в 1634 г. учтено 1452 семей иноверцев: 579 семей выселились, 312 переселились.

В 26 селах Судакского кадылыка в 1634 г. учтено 494 семейств иноверцев-немусульман. В села этого кадылыка переселились 99 семейств, выселились же 236 семейств. В села Крымского ханства из Судакского кадылыка вышли 133 семейства. О шести семействах из этих переселенцев указано, что они сменили места жительства, перейдя из одного ханского села в другое11.

В 50 селах Мангупского кадылыка в 1634 г. учтены 958 семейств иноверцев. В села этого кадылыка переселились 213 семейств, выселились 343 семейства. В села Крымского ханства из Мангупского кадылыка вышли 215 семейств. 18 семейств из этих переселенцев перешли из одного ханского села в другое12.

В 1634 г. в 17 селах Крымского ханства учтены 348 семей переселенцев из Судакского и Мангупского кадылыков лива-и Кефе. Из этого числа 24 семейства перешли из одного ханского села в другое.

Как следует из документа, каждая третья семья немусульман, проживавшая в Судакском и Мангупском кадылыках, покинула места своего исторического проживания, половина из ушедших осела в селах Крымского ханства.

О причинах и последствиях столь массовой миграции мы узнаем из писем кефинских чиновников в Стамбул, из фирманов османских султанов первой половины XVII в., а также же из отчетов доминиканской миссии Джованни Джулиани13. Именно в сообщениях католических священников содержатся важные детали, проясняющие содержание сухих финансовых документов османов.

В письме кефинских чиновников 1634 г. говорится, что иноверцы «разбежались и рассеялись» из-за нападений «злосчастных русских разбойников». Разбойники, о которых идет речь, очевидно, казаки, совершавшие регулярные набеги на крымское побережье.

Подтверждение этому факту мы находим в сообщении члена доминиканской миссии в Кефе Эмидио д'Асколи, датируемом 1634 г.: «Козаки разрушают, грабят, жгут, уводят в рабство, умерщвляют». И далее, описывая набег на г. Карасубазар, он сообщает: «Козаки разграбили и сожгли множество лавок, убивая всех им попадавшихся; такая участь постигла даже некоего армянского священника»14.

Исходя из данных дефтера, мы можем локализовать районы, из которых происходила основная миграция; это прибрежные села южного и юго-восточного Крыма: Кутлак, Ай-Серез, Шелен, Ар-пат, Ворон, Капсихор, Ускут, Куру-Узень, Улу-Узень, Демирджи, Алушта, Ланбат, Партенит, Лимен, Ските, Йалта, Мисхор15.

Это находит свое подтверждение и в сообщениях Эмидио д'Асколи, в главе, посвященной описанию Черного моря. Говоря о морских походах казаков, он сообщает: «До 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в море и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега всего Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых местностей, защищенных хорошими крепостями»16. И далее при описании местности, лежащей в окрестностях Судака, д'Асколи замечает: «Окрест города обильно производятся превкусные и крепкие вина, а также произрастают прекрасные и нежные плоды... но в настоящее время там нельзя собирать виноград, потому что казаки ходят туда грабить десятину»17.

Именно из сел, лежащих на побережье от Судака до Алушты, согласно внесенным в дефтер сведениям, вышло наибольшее число переселенцев.

Христиане - подданные султана - выходили в села Крымского ханства, расположенные в окрестностях, далеких от побережья городов Карасубазара, Ак-Мечети и Бахчисарая. Вероятно, семьи этих переселенцев из лива-и Кефе стали основой при формировании христианских общин в селах Крымского ханства: Айан, Сти-

ля, Йени-Сала, Кара-Коба, Орталан, Сартана. Из этих селений в 1778 г. были выведены на берега Азовского моря многочисленные семейства румеев (грекоязычных крымских христиан), поселения которых и по сей день существуют в Донецкой области Украины.

Эмидио д'Асколи также свидетельствует о выходе жителей лива-и Кефе в Карасубазар, при этом данное обстоятельство стало причиной дипломатического конфликта: «Падишах неоднократно посылал к хану приказание уничтожить этот город Карасу, так как его подданные, а в особенности иноземцы, проживающие в Каффе, постоянно уходят с семьями на жительство в Карасу и таким образом пропадает подать, viva Karag18, как они говорят. На все эти приказания хан ответил, что паше следует управлять помягче, не подвергая подданных дурному обращению, и тогда в Каффу возвратятся не только подданные падишаха, но и многие из подданных хана перейдут туда же, так как Каффа богатый приморский город, и не останутся в Карасу»19. И далее д'Асколи замечает, что «под татарином живешь несравненно спокойнее и платишь меньше дани, чем под турком»20.

Несомненно, экономические причины, наряду со спасением от набегов казаков, стали основными при выходе христиан в 1630-е гг. в пределы Крымского ханства.

Находящиеся в наших руках османские налоговые документы со второй половины XVII в. не фиксируют христианских общин в большей части сел Судакского кадылыка. Оставленное христианами имущество было передано османскими чиновниками мусульманам - переселенцам из охваченных бунтами и подверженных многолетним неурожаям санджаков Восточной Анатолии.

Османские налоговые документы являются одними из важнейших источников по истории Крыма. Они содержат уникальные свидетельства не только о демографической ситуации на полуострове, но и дают исследователям ценнейший материал по топонимике, истории административно-территориального деления, традиционному сельскому хозяйству, антропонимике. Надеемся, что публикация их переводов станет полезным приобретением для научного крымоведения.

Приложение 1

Письмо кефинского мирмирана Ибрахим и Мехмеда Хаджи 1634 г. о сборе налогов с немусульман лива-и Кефе21

Находящиеся в вышепомянутых каза Кефе, Керш и Сугдак и Мангуп крымские райя в прежнее время были занесены в налоговую опись22 Фахиром(?) Хасан-ага, и, согласно описи, каждые два года со всех обложенных подушной податью [джизйе] оная взималась, но затем произошло нападение злосчастных русских разбойников, и те крымцы остались голыми [лишенными всего] и погорельцами, райяты же рассеялись и разбежались. По этой причине в 1043 (1634) г. в помянутые каза были присланы благородный высокочтимый указ [ферман] о меньшем [кем] взимании подушной подати, а также заново составленный [невбафте] (?) государев реестр с тугрой, подтверждающие благородные повеления по отношению к сим рабам. Согласно высочайшему указу, по праву и справедливости и при посредстве закона [по шариату], этих рабов из старого реестра сорок семейств [хане] покровительствуемых немусульман23 были занесены в налоговую опись, один экземпляр которой был отдан на хранение в суд города Кефе, другой же потерялся, о чем было доложено (одно слово неразб.) хараджа24. И в году 1043, по необходимости, согласно новой описи, зарегистрированной по милости повелителя, было проведено налогообложение, впоследствии же слуги мирмирана25 потребовали от райятов уплаты испенча26 по новой описи. Жители же Кефе, прибывшие из других стран, платили подушную подать после трехмесячного проживания в городе, и записывались [в налоговую опись] юноши, начиная с 15-летнего возраста, о чем и было доложено (во дворец). Решение остается за обителью справедливости [султанским дворцом]. Написано в 1043 г.

Ибрахим, мирмиран и распорядитель имущества,

переписчик (прошения), Кефе Мехмед Хаджи (титул неразб.)

Приложение 2

Села Крымского ханства, в которые вышли переселенцы из Судакского кадылыка лива-и Кефе27

Айан - дворов иноверцев 38 (из них дворов переселившихся 38). Села, из которых переселились (с указанием дворов): Улу Узень - 1, Партенит - 1, Демирджи - 19, Капсихор - 2, Корбек - 3, Алушта - 6, Ланбат бала - 6.

Йени-Сала - дворов иноверцев 13 (из них дворов переселившихся 13). Села, из которых переселились (с указанием дворов): Партенит - 1, Капсихор - 2, Улу Узень - 3, Демирджи - 3, Куру-Узень - 4. Количество дворов выселившихся - 6. Села, в которые выселились (с указанием дворов): Бешев - 2, Инкерман - 1, Качи-Калйан - 1, Коклус - 1, Узенбаш - 1.

Кале-и нефс Кирим - дворов иноверцев 3 (из них дворов переселившихся 3). Села, из которых переселились: Папа Кирйако - 1, Ворон - 1, Ускут - 1.

Кара-Коба - дворов иноверцев 9 (из них дворов переселившихся 9). Села, из которых переселились: Ай-Серез - 2, Куру-Узень - 2, Улу Узень - 5.

Орталан - дворов иноверцев 8 (из них дворов переселившихся 8). Села, из которых переселились: Улу Узень - 1, Ай-Серез - 2, Шелен - 5.

Сартана - дворов иноверцев 62 (из них дворов переселившихся 62). Села, из которых переселились: Кутлак - 1, Тувак - 1, Ворон - 10, Арпат - 2, Кучук-Узень - 2, Ускут - 25, Улу Узень - 3, Капсихор - 6, Куру-Узень - 6, Ай-Йорги - 7.

Всего в селах Крымского ханства, расположенных в окрестностях Карасубазара и Ак-Месджида, вышло 133 двора переселенцев из лива-и Кефе. 6 дворов, выйдя первоначально в селение Йени-Салу, после перешли в другие села ханства.

Приложение 3

Села Крымского ханства, в которые вышли переселенцы из Мангупского кадылыка лива-и Кефе

Бешев Бешев - дворов иноверцев 14 (из них дворов переселившихся 14). Села, из которых переселились: Корбекли - 3, Ланбат бала - 1, Фоти - 5, Сурен - 1, Черкес Кермен - 1, Йени Сала - 2, Гурзуф - 1.

Бодрак - дворов иноверцев 3 (из них дворов переселившихся 3). Село, из которого переселились: Бахадыр - 3.

Истиля - дворов иноверцев 23 (из них дворов переселившихся 23). Села, из которых переселились: Кучук-Узень - 1, Дерекой - 1, Ай-Йорги - 1, Шума - 2, Йалта - 2, Агутка - 2, Гас-пра (?) - 2, Папа Никола (?) - 2, Бахадыр - 3, Узенбаш (?) - 7.

Качи-Калйан - дворов иноверцев 10 (из них дворов переселившихся 9). Села, из которых переселились: Йени-Сала - 1, Кер-менчик (земля хана) - 1, Черкез-Кермен - 1, Папа Никола (?) - 3, Отар - 4.

Керменчик - дворов иноверцев 60 (из них дворов переселившихся 40). Села, из которых переселились: Мангуб - 2, Алушта - 1, Бахадыр - 1, Кучук-Мускомйа - 1, Папа (?) - 1, Папа Никола (?) - 1, Байдар (?) - 2, Симеиз - 3, Саватка - 3, Ай-Йорги - 3, Отар - 4, Сурен (?) - 5, Мисхор - 8. Количество дворов выселившихся - 4. Села, в которые выселились (с указанием дворов): Качи-Калйан - 1, Шуры - 3.

Коуш - дворов иноверцев 34 (из них дворов переселившихся 30). Села, из которых переселились: Ускут - 1, Ланбат бала - 1, Пар-тенит (?) - 1, Ските - 2, Агутка - 2, Черкез-Кермен - 2, Отар - 3, Узенбаш (?) - 3, Карань - 4, Сурен (?) - 4, Гурзуф - 5.

Майрам - дворов иноверцев 10 (из них дворов переселившихся 10). Села, из которых переселились: Инкерман - 1, Мангуб - 1, Сурен (?) - 1, Отар - 2, Папа Никола (?) - 2, Чоргун - 3.

Манкуш - дворов иноверцев - 15 (из них дворов переселившихся 15). Села, из которых переселились: Фоти Сала (?) - 2, Отар - 5, Гурзуф - 3, Маркур - 2, Папа Никола (?) - 1.

Сурен - дворов иноверцев 23 (из них дворов переселившихся 23). Села, из которых переселились: Камаре - 2, Маркур (?) - 2, Бахадыр - 2, Мисхор (?) - 1, Папа Никола (?) - 1. Количество дворов выселившихся - 14. Села, в которые выселились (с указанием дворов): Бешев - 1, Керменчик - 5, Коуш - 4, Куба (?) - 1, Кучук-Мускомйа - 1, Майрам - 1, Улу-Сала - 1.

Шуры - дворов иноверцев 20 (из них дворов переселившихся 20). Села, из которых переселились: Папа Никола (?) - 1, Де-рекой - 2, Мисхор - 2, Кучук-Мускомйа - 2, Керменчик (земля хана) - 3, Гурзуф - 4, Фоти (?) - 4.

Йени-Сала - дворов иноверцев 3 (из них дворов переселившихся 2). Села, из которых переселились: Кикенеиз - 1, Папа Никола (?) - 1.

Всего в селах Крымского ханства, расположенных в окрестностях Бахчисарая, учтено 215 дворов иноверцев, из них 186 дворов вышли из лива-и Кефе. 18 дворов, выйдя первоначально в селения Керменчик и Сурен, после перешли в другие села ханства. Дворов иноверцев - 14 (из них дворов переселившихся 14). Села, из которых переселились: Корбекли - 3, Ланбат бала - 1, Фоти - 5, Сурен - 1, Черкес Кермен - 1, Йени Сала - 2, Гурзуф - 1.

Примечания

Период с 1475 по 1774 г.

Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1902. Т. XXIV. С. 91.

Эвлия Челеби. Книга путешествия. Крым и сопредельные области. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.) / Вступит. ст., пер. с осм. языка, коммент. Е.В. Бахревского. 2-е изд. Симферополь, 2008. Öztürk Yücel. Osmanli Hakimiyeti'nde Kefe: (1475-1600). Ankara, 2000. Fisher Alan W. Ottoman sources for a study of Kefe vilayet: The Maliyeden Müdevver fond in the Ba^bakanlik Arsivi in Istanbul // Cahiers du monde russe et soviétique. 1978. Vol. 19. № 1-2. P. 191-205.

Из джизйе дефтера лива-и Кефе 1652 г. // Греки в истории Крыма: Краткий биографический справочник. Симферополь, 2000. С. 283-290 BDA (Baçbakanlik Devlet Arçivi). Ф. Maliyeden Müdevver. № 3722. В дефтере 51 лист. Размер 40х15 см. Почерк рукописи - сийкат.

См.: Приложение 1; Перевод письма с османского языка осуществил по нашей просьбе Ю.А. Аверьянов.

В списках Мангупского кадылыка указано и 76 еврейских семейств, проживавших в крепости Мангуп.

Некоторые села пока не поддаются локализации. Возможно, топонимы Папа Кирйако и Папа Никола - это названия христианских общин одного из городских центров лива-и Кефе. См.: Приложение 2. См.: Приложение 3.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13 Loenertz R.J. De missione fratrum praedicatorum in Taurica Chersoneo sae-culo XVII // Archivum scriptorum Ordinis praedicatorum. XXI (1933-1934). P. 45-55.

14 Д'Асколи Э. Описание Черного моря и Татарии // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1902. Т. XXIV. С. 98.

15 См.: Приложение 2, 3.

16 Д'Асколи Э. Указ. соч. С. 98.

17 Там же. С. 122.

18 Харадж - одно из названий налога, взимаемого с немусульман. Д'Асколи Э. Указ. соч. С. 120. Там же.

BDA. Ф. Maliyeden Mudevver. № 3722. Л. 52. Тахрир дефтери.

23 Зимми.

24 Поземельного налога.

25 Двухбунчужного паши.

26 Разновидность подушного налога с немусульман.

27 В таблицу внесены сведения о числе дворов переселенцев из лива-и Кефе, осевших в селах Крымского ханства (кол. 3, 5), и числе дворов переселенцев из лива-и Кефе, выселившихся из одного ханского села в другое (кол. 4, 6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.