Научная статья на тему 'Христианское кладбище на Водянском городище'

Христианское кладбище на Водянском городище Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / ВОДЯНСКОЕ ГОРОДИЩЕ / СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / OBSEQUIAL RITE / VODYANSKY SETTLEMENT / CHRISTIAN MEDIEVAL CEMETERY / ARCHAEOLOGICAL EXPLORATIONS / HISTORY / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапшина Ирина Юрьевна

Христианское кладбище Водянского городища является уникальным археологическим комплексом в Нижнем Поволжье. В работе собраны материалы многолетних исследований и предпринята попытка их сопоставления с исследованиями христианских средневековых кладбищ на территории русских княжеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Christian cemetery of Vodyansky settlement is a unique archaeological complex in Nizhny Povolzhye. There are gathered the materials of many years explorations and attempted to compare them with the research of Christian medieval cemeteries at the territories of Russian principalities.

Текст научной работы на тему «Христианское кладбище на Водянском городище»

7. Рябцева С.С. Древнерусский ювелирный убор. СПб., 2005.

8. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978.

Explorations at the Vodyansky settlement in 2010

There are suggested the results of the explorations of Vodyansky settlement in 2010, which is an archaeological monument of the Golden Horde, situated near Dubovka of the Volgograd region. The period of its existence is the XI - beginning of the XV century.

Key words: Vodyansky settlement, Golden Horde, medieval city, archaeological explorations, archaeological find, history, culture.

И.ю. лапшина

(волгоград)

ХРИСТИАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ НА ВОДЯНСКОМ ГОРОДИЩЕ

Христианское кладбище Водянского городища является уникальным археологическим комплексом в Нижнем Поволжье. В работе собраны материалы многолетних исследований и предпринята попытка их сопоставления с исследованиями христианских средневековых кладбищ на территории русских княжеств.

Ключевые слова: погребальный обряд, Водянское городище, средневековое христианское кладбище, археологические исследования, история, культура.

В 2010 г. экспедицией под руководством А.С. Лапшина в Водянском городище было исследовано 45 погребений русского кладбища, что значительно увеличило общую выборку всех изученных захоронений этого уникального комплекса в Нижнем Поволжье. Всего в данной работе представлены материалы 101 погребения, исследованные в 1968 - 2010 гг. [10; 3; 4; 5; 7, с. 123-135]. Как уже отмечалось учеными, большинство захоронений совершено в узких прямоугольных могилах. Преобладает ориентировка головой на запад с отклонением к югу [7, с. 123-135].

Погребальные деревянные конструкции представлены остатками гробов из тонких досок. Они обнаружены в 17 погребениях и везде сохранились очень плохо. Следует особо отметить, что в этих погребениях отсутствуют гвозди или другие металлические детали крепления, за исключением одного случая (мелкие фрагменты кованых железных гвоздей от гроба найдены в разных частях погребения 17 раскопа II 2010 г.). Такая традиция изготовления гробов без гвоздей согласуется с данными погребального обряда на Руси в XШ-XV вв., где исследователи фиксируют особый тип деревянных гробов-ящиков, скрепленных только с помощью пазов в досках, а в некоторых случаях вместо гвоздей использовались деревянные втулки [9, с. 73, 76].

Интересным также представляется погребение 29 раскопа II 2010 г. На дне ямы - скелет взрослого человека на спине, вытянувшегося головой на запад. Руки согнуты, кисти их лежат на лобковых костях. Череп покоится на затылке, с небольшим разворотом на левый висок. На дне ямы за черепом лежит небольшой камень, еще один камень обнаружен у ног погребенного. Аналогичные погребения с частичной огородкой тела встречаются и в русских княжествах, отмечается также значительное число подобных погребений ХП-ХГУ вв. на территории бывшей Югославии [9, с. 68]. Исследователи неоднократно отмечали, что большинство погребений, выявленных на русском кладбище Водянского городища, совершены по христианскому обряду (в вытянутом положении на спине, руки согнуты в локтях и сложены на груди или животе) [7, с. 123-135;

8, с. 319-324].

определенный интерес представляет положение рук погребенных, проследить которое удалось в 74 случаях. Из них 48% составляет традиционное для христианского погребального обряда положение рук на груди или животе. Однако значительная часть погребений имеет нехарактерное положение рук: 12% - одна рука на груди или животе, другая -на тазовых костях; 12% - одна рука (чаще правая) согнута в локте и кисть ее поднята к плечу, а другая - расположена на груди или животе; 8% - руки вытянуты вдоль туловища; 6% -руки на тазовых костях; 5,4% - руки на тазовых костях или у бедер; 2,7% - на лобковых костях. Сходная ситуация в христианском погребальном обряде отмечается и на территории русских княжеств XIV в. [2, с. 48], т.е. та-

© Лапшина И.Ю., 2011

сводная таблица погребений русского кладбища водянского городища по материалам 2010 г.

№ погребения Форма ямы Погребальные конструкции Ориентировка погребенного Положение рук: правая/ левая

1 - - З (?) -

2 Прямоугольная - ЗЮЗ на лобковых костях/ на поясе

3 Прямоугольная - ЗЮЗ на тазе

4 Прямоугольная (?) - З -

5 Прямоугольная (?) - ЗЮЗ на груди

6 Прямоугольная береста ЗЮЗ на поясе

7 Прямоугольная - З на поясе/на груди

8 Прямоугольная - З на поясе/?

9 - - ЗСЗ на груди

10 Прямоугольная (?) - ЗСЗ -

11 Прямоугольная - З на поясе

12 Прямоугольная гроб (?), перекрытие (?) З ?/на поясе

13 Прямоугольная - ЗЮЗ на поясе/на тазе

14 Прямоугольная (?) гроб (?) ЗЮЗ на груди/ на поясе

15 Прямоугольная (?) - ЗЮЗ -

16 Прямоугольная (?) - З на тазе

17 Прямоугольная гроб (?) ЗСЗ на плече/на поясе

18 Прямоугольная - З -

19 Прямоугольная - ЗЮЗ на тазе/на поясе

20 Прямоугольная - З у бедер

21 - - ЗЮЗ на поясе

22 Прямоугольная - ЗЮЗ на груди/на поясе

23 Прямоугольная (?) - З на плече/?

24 Прямоугольная - ЗЮЗ на тазе

25 Прямоугольная гроб (?) З

26 Прямоугольная гроб (?) ЗЮЗ на поясе/на груди

27 Прямоугольная гроб (?) ЗЮЗ на поясе

28 Прямоугольная - З у бедра/на поясе

29 Прямоугольная два камня З на лобковых костях

30 Прямоугольная - З на груди

31 - гроб (?) - -

32 - - ЮЮЗ ?/на тазе

33 Овальная (?) - З -

34 Овальная - ЗЮЗ на бедре/на тазе

35 Прямоугольная - ЗСЗ на плече/на поясе

36 Прямоугольная - З на груди

37 Прямоугольная - ЗСЗ на плече/на груди

38 Овальная ЮЗ на груди

39 Прямоугольная - З на плече/на груди

40 Прямоугольная - З на лобковых костях

41 Прямоугольная - З на тазе/на поясе

42 Прямоугольная - З на плече/на груди

43 Прямоугольная - ЗЮЗ у бедер

44 - - ЗЮЗ на груди

45 Овальная (?) - ЗСЗ -

кое разнообразие в положении рук не является примером изменений или нововведений в обряде русского населения Водянского городища. В научной литературе нет определенного объяснения многообразия положения рук. Однако исследователи отмечают вариативность их расположения. Существует также распространенное мнение об изменении положения рук в результате посмертных деформаций. Но, по-видимому, рукам в погребениях намеренно придавали определенное положение. Косвенным свидетельством, подтверждающим это, являются миниатюры Лицевого свода XVI в. с разным положением рук погребенных [2, с. 48].

Погребальный инвентарь практически полностью отсутствует. Особое внимание обращает на себя факт отсутствия нательных крестов в погребениях (тогда как в русском слое Водянского городища встречаются предметы христианского культа - кресты, иконы) [6]. Эти данные также согласуются с результатами исследований христианских кладбищ на Руси [2, с. 75]. Имеются захоронения, свидетельствующие о неоднородном этническом составе погребенных. так, можно отметить два погребения, где умершие были похоронены скорченными, на левом боку. такая традиция положения умерших характерна для мордовского населения [7, с. 123-135]. Интересным в этом плане является также погребение 6 раскопа II 2010 г. На дне ямы - скелет взрослого человека на спине, вытянувшегося головой на запад с отклонением к югу. Руки сложены на животе, череп покоится на затылке. На ребрах. костях предплечий и частично на бедренных костях сохранились большие куски березовой коры. По всей видимости, первоначально берестой был накрыт весь скелет. Исследователи указывают, что обычай хоронить тело, обернутое берестой, без гроба характерен для мордвы Х-Х^ вв. Наряду с этим данная деталь обряда фиксируется в курганных погребениях вятичей и на городских средневековых кладбищах, в том числе, в Старой Рязани. Таким образом, использование бересты трактуется как результат тесных связей Северо-Восточной Руси с угро-финскими племенами [9, с. 68-69]. В рассматриваемом погребении береста сочетается с христианской позой умершего, что позволяет предположить связь с городским погребальным обрядом. В погребениях также выявлены отдельные костяки с признаками монголоид-ности [1, с. 298-302; 8, с. 319-324]. Интересно отметить, что в двух случаях у погребенных

этой категории руки располагались не традиционно, а на костях таза и бедрах.

Таким образом, погребальный обряд христианского кладбища на Водянском городище повторяет традиции погребальной обрядности средневековой Руси. Это еще раз свидетельствует о том, что переселенцы из русских княжеств сумели сохранить свои религиозные, духовные традиции. Однако отдельные элементы обряда (например, положение рук, наличие огораживающих предметов) требуют более полного объяснения и, возможно, связаны с пережитками язычества и межэтническими контактами.

литература

1. Балабанова M.A. Eще раз о русских в Золотой Орде // Проблемы археологии Нижнего Поволжья: материалы I Mеждунаp. Нижневолж. археол. конф. Волгоград, 2004. С. 298-302.

2. Mусин A.E. Христианизация Новгородской земли в XI-XIV веках. Погребальный обряд и христианские древности. СПб., 2002.

3. E.R Отчет о раскопках Водянского городища, проведенных экспедициями Казанского университета и Волгоградского пединститута в 1989 г. // Фонды ВОКM № 62, 62а. Волгоград, 1990.

4. Ыыськов E.R Отчет о работе Волго-Aхтубинской археологической экспедиции Волгоградского государственного педагогического университета в 1996 году // Фонды ВОКM № 134. Волгоград, 1996.

5. E. П. Отчет о работе Волго-Aхтубинской археологической экспедиции Волгоградского государственного педагогического университета в 1999 году // Фонды ВОКЖ № 144. Волгоград, 2000.

6. ^юь^в E.R Отчет об археологических разведках в зоне проектируемой трассы высоковольтной линии «ВЛ 500 кВ Фроловская - Ростовская с ПС 500кВ» в Клетском районе Волгоградской области и раскопках на Водянском городище в Дубов-ском районе Волгоградской области, проведенных Волго-Aхтубинской археологической экспедицией Волгоградского государственного педагогического университета в 2005 году // Фонды научноисследовательской лаборатории ВГПУ. Волгоград, 2005.

7. E.R Русское кладбище Водянского городища // Нижневолж. археол. вестн. Волгоград, 2001. Вып. 4. С. 123-135.

8. Mыськов E.R Русское население Водянского городища // Apхеология Нижнего Поволжья: проблемы, поиски, открытия : материалы III Mеж-дунар. Нижневолж. археол. конф. Aстpахань, 2010. С. 319-324.

9. Панова Т.Д. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI вв. M., 2004.

10. Федоров-Давыдов Г.А., Булатов Н.М., Вайнер И.С. [и др.]. Раскопки золотоордынских городов на Ахтубе // Фонды ВОКМ № 26. 1968.

Christian cemetery at the Vodyansky settlement

The Christian cemetery of Vodyansky settlement is a unique archaeological complex in Nizhny Povolzhye. There are gathered the materials of many years’ explorations and attempted to compare them with the research of Christian medieval cemeteries at the territories of Russian principalities.

Key words: obsequial rite, Vodyansky settlement, Christian medieval cemetery, archaeological explorations, history, culture.

Н.Б. Скворцов (волгоград)

древнерусское законодательство о казачестве

История казачества имеет определенные корни. Один из источников поиска ответа на возникающие вопросы - древнерусское законодательство. Оно позволяет выяснить, является ли казачество исконно русским явлением, имело ли оно основу в жизни и общественных отношениях древнерусского государства, были ли эти отношения узаконенными на Руси.

Ключевые слова: казачество, древнерусское государство, законодательство.

Право, как замечают юристы, является одним из элементов культуры того или иного человеческого общества, следствием развития его материальной культуры [5, с. 5]. Право является инструментом государственных преобразований, которые опираются на закон -главный для нас историко-правовой источник, регулятор общественных отношений, по которому можно судить о самых разных сторонах развития общества. Предметом нашего поиска в законодательных актах Древнерусского государства будет казачество.

Древнерусское государство сложилось к 1Х-Х вв. [4, с. 520]. Его законодательным па-

мятником является «Правда Роськая» (Академический список) или «Правда Русьская» (Троицкий I список). Слово «закон», как замечает Б.Д. Греков, древнерусского происхождения (Там же, с. 523). Свод законов есть не что иное, как систематизированное собрание норм жизни. Общество в то время имело специфическую структуру, которой соответствовала и специфическая политическая надстройка. Те, кто писал законы, служили той власти, которой требовалось обоснование правомерности своих действий.

Раннефеодальным государствам свойственны две формы правления - республика и монархия. В Киевском государстве существовала монархическая форма правления. В Новгороде и Пскове сложились феодальные республики, в которых заметную роль играли вече, осподы и церковные владыки, которые не давали князю самостоятельности ни в законодательстве, ни в управлении, ни в судопроизводстве. Действительной властью в этих городах-республиках обладала «оспода» - совет верхушки боярства, хотя и «вече» - народное собрание имело большую силу [2, с. 2022]. С введением христианства на Руси церковь взяла на себя регулирование общественных отношений, регламентируемых, в свою очередь, нормами канонического права (рождение, вступление в брак, применение византийского права и т.д.).

Древнерусское право, как и всякое право, рождается вместе с Древнерусским государством. Это право было правом привилегий, т.е. закон сразу предусматривал, что равенства людей, принадлежавших к разным социальным группам, нет и быть не может. Так, например, холоп в «Русской Правде» практически не признавался человеком. Его дети приравнивались к приплоду скота [5, с. 71]. В «Русской Правде» регламентируются вопросы собственности, большое внимание уделяется договорной системе отношений, нормам наследственного права. В краткой ее редакции выделяются категории лиц, нуждающиеся в особой защите князя. К ним относятся люди, вышедшие из общины, «купцы», «изгои», служащие князя, дружинники: «гридни» - младшие дружинники; «ябедники» - княжеские приказчики, тиуны, судебные должностные лица; «мечники» -княжеские дружинники, судебные служащие; «русины» - жители Киевской Руси; «словени-ны» - жители Новгородской земли ([5, с. 47] -далее по тексту указан только номер статьи по

© Скворцов Н.Б., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.