Научная статья на тему 'Христианско-православная тема в произведениях русских поэтов'

Христианско-православная тема в произведениях русских поэтов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
415
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONALITY / ТЕМА / THEME / МОТИВ / MOTIF / КОНЦЕПТ / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ион Антонина Александровна, Романенко Виктория Андреевна

Цель нашей работы состоит в попытке выявить инвариантный стержень духовной парадигмы русской языковой личности на материале произведений авторов, принадлежащих к разным сословиям и живших в разное время. Для анализа были выбраны произведения религиозной тематики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, С.А. Есенина, К.К. Романова. Выбор этих авторов обусловлен гипотезой нашего исследования, которая заключается в предположении, что, несмотря на сословные различия избранных авторов интегративной идеей, позволяющей идентифицировать их именно как русскую языковую и культурную личность, является, согласно русской православной традиции, любовь к Богу во всех ее проявлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

He Aim of our work is to attempt to identify the invariant core of the spiritual paradigm of Russian linguistic personality on the works of authors belonging to different classes and lived in different times. For analysis were selected the works of religious subjects A. S. Pushkin, M. Y. Lermontov, A. Blok, S. Yesenin, K. K. Romanov. The choice of these authors is due to the hypothesis of our study, which is based on the assumption that, despite the class differences of her chosen authors integrative idea that identify them as Russian language and cultural identity, is, according to Russian Orthodox tradition, the love of God in all its manifestations.

Текст научной работы на тему «Христианско-православная тема в произведениях русских поэтов»

2. Ziegenbalg, Bartholomäus; Plütscho, Heinrich. Merckwuerdige Nachricht aus Ost-Jndien/ Welche Zwey Evangelisch-Lutherische Prediger/ Nah-mentlich/ Herr Bartholomaeus Ziegenbalg/ Gebuertig von Pulsnitz in Meissen/ Und Herr Heinrich Pluetscho/ Von Wesenberg in Mecklenburg/ So von Seiner Ko-enigl. Majestaet in Dennemarck und Norwegen Den 29. Novemb. 1705. aus Copenhagen nach Dero Ost-Jndi-schenColonie in Trangebar gesandt/ : Zum loeblichen Versuch/ Ob nicht dasigeangrentzende blinde Heyden einiger massen Zum Christenthummoechtenkoennen-angefuehret werden: Erstlichunterwegens den 30. April 1706 aus Africa von dem Vorgebirge der guten Hoffnung/ ... Und bald darauf/ aus Trangebar von der Ku-este Coromandel, an einige Prediger und gute Freunde in Berlin ueberschrieben/ und von diesen zum Druck befoerdert. / Bartholomäus Ziegenbalg. - Die andere Auflage - Leipzig: Papen, 1708.

Литература:

1. Валгина Н.С. Теория текста. Москва, Логос. 2003. - 173 с.

2. Прозоров В.В. Образ автора, автор-творец и автор в его внутритекстовом воплоще-HHH//http://studopedia.m/4_6191_obraz-avtora-avtor-tvorets-i-avtor-v-ego-vnutritekstovom-voploshchenii.html (Дата обращения: 29.06.2016)

3. Трубецкой Н.С. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, как лит. памятник, в сб.: Версты, т. 1, Париж, 1926.

4. Weidenbusch, Waltraud. Das Italienische in der Lombardei in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts. Schriftliche und mündliche Varietäten im Alltag. Narr Verlag Tübingen, 2002 - 420s.

5. Zimmermann von, Christian. Texttypologi-sche Überlegungen zum frühneuzeitlichen Reisebericht: Annäherung an eine Gattung. In: Horst Brunner u. a. (Hrsg.): Archiv für das Studium der neueren Sprachen und Literaturen. 154. Jg. Berlin 2002. 239. S.1-20.

ХРИСТИАНСКО-ПРАВОСЛАВНАЯ ТЕМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ _РУССКИХ ПОЭТОВ_

Ион Антонина Александровна,

учитель высшей квалификационной категории, гимназия № 1 г. Бендеры Романенко Виктория Андреевна,

канд. филол. наук, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь

Аннотация: Цель нашей работы состоит в попытке выявить инвариантный стержень духовной парадигмы русской языковой личности на материале произведений авторов, принадлежащих к разным сословиям и живших в разное время. Для анализа были выбраны произведения религиозной тематики А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, С.А. Есенина, К.К. Романова. Выбор этих авторов обусловлен гипотезой нашего исследования, которая заключается в предположении, что, несмотря на сословные различия избранных авторов интегративной идеей, позволяющей идентифицировать их именно как русскую языковую и культурную личность, является, согласно русской православной традиции, любовь к Богу во всех ее проявлениях.

Ключевые слова: языковая личность, тема, мотив, концепт.

Abstract: the Aim of our work is to attempt to identify the invariant core of the spiritual paradigm of Russian linguistic personality on the works of authors belonging to different classes and lived in different times. For analysis were selected the works of religious subjects A. S. Pushkin, M. Y. Lermontov, A. Blok, S. Yesenin, K. K. Romanov. The choice of these authors is due to the hypothesis of our study, which is based on the assumption that, despite the class differences of her chosen authors integrative idea that identify them as Russian language and cultural identity, is, according to Russian Orthodox tradition, the love of God in all its manifestations.

Keywords: linguistic personality, theme, motif, concept.

72

В ХХ1 веке по причине активного разрушения нравственных приоритетов социума особенно ощутима потребность в возрождении духовного потенциала личности на основе формирования ее представлений о православной культуре как константе, всегда определявшей духовно-нравственные приоритеты на Руси в течение ряда веков. Обращение к творческому наследию русских поэтов, посвящавших многие произведения церковно-православной теме, представляется закономерным, так как, с нашей точки зрения, во многом позволяет приостановить процесс духовного вырождения современного общества и, возможно, запустить механизм его духовного воскресения.

Проблема самопознания в разное время становилась в один ряд с вопросами политической, экономической и социальной жизни и оказывалась одним из источников духовной работы народа.

Объектом исследования послужили поэтические произведения русских поэтов Х1Х и ХХ веков, имевшие определяющее значение на формирование как собственно художественных, так и религиозно-философских предпочтений их последователей. Аполлоническая линия А.С. Пушкина с ее ясностью, простотой, стройностью поэтической архитектоники и дионисийская линия М.Ю. Лермонтова, внесшая в литературу смятение чувств, буйство эмоциональных красок на пересечении породили феномен А.А. Блока и С.А. Есенина. Творчество К.К. Романова, само по себе уникальное, представляющее синтез классицистических и предсимволистских тенденций, до нынешнего времени не нашло полного освещения в научной литературе.

Основным методом анализа избранных поэтических произведений стал комплексный анализ с элементами культурологического и собственно филологического методов исследования.

Новизна работы нам видится в попытке взглянуть на творчество избранных авторов с учетом их принадлежности к одному и тому же культурно-историческому социокоду - русско-православному, определившему парадигму тем и мотивов их творчества.

В литературной энциклопедии 1930 года издания Б. Соколов дает такое определение духовным стихам: «Духовные стихи - эпические, лирико-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания». Он отмечает, что «в старину носителями и вероятно слагателями многих духовных стихов были калики - пилигримы, путешественники по святым местам... Ни в коем случае нельзя считать, чтобы паломники выходили исключительно из низов общества: главарями каличьих дружин часто бывали представители высших правящих классов как светских, так и церковных» [8].

Духовные стихи имели характер сходный с былинами об Анике-воине, о голубиной книге, о Егории Храбром и др. В этих произведениях идет речь о вымышленных персонажах и событиях, но сюжеты во многом носят религиозный характер.

С ХП века под влиянием Западной поэзии появляются наряду с устной традицией стихосложения и рукописные стихи. Как отмечает Г.П. Федотов, в основе духовных стихов всегда лежали книжные повести, более или менее церковного происхождения. Духовные певцы были посредниками между церковью и народом. Певец всегда чуть-чуть менял материал, окрашивая его своим особым видением, а то и просто ради требования ритма и звуковой гармонии. Духовные стихи в своих лучших образцах достигают большой выразительной силы [См. 9].

С повышением грамотности появляются люди, профессионально занимавшиеся написанием стихов на духовную тематику. Первыми среди них стали Сименон Полоцкий (1629-1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641-1691). В ХШ веке традиция написания стихов на религиозную тему продолжилась. У М.В. Ломоносова мы находим такие стихи духовного содержания, как «Утреннее размышление о Божьем Величии», «Вечернее размышление о Божьем Величии при случае великого северного сияния» и другие. В Х1Х веке среди поэтов, посвящавших свои стихи Богу, А.С. Пушкин («Монах», «Молитва», «Пророк» и др.), М.Ю. Лермонтов («Пророк», «Ангел», «Молитва» и др.), Н.М. Языков («Молитва»), Денис Давыдов («Богомолка»), Е.А. Баратынский («Мадонна»). В начале ХХ-го века к религиозной теме обращаются С.А. Есенин («Чую радуницу божью...», «Шел Господь пытать людей в любови» и др.), Надежда Тэффи («Есть в небесах блаженный сад у Бога»), З.Н. Гиппиус («Христианин»), В.Я. Брюсов («Адам и Ева», «Ангел бледный») и другие.

Чтобы показать, как обращение к церковно-христианской теме поэтов разных социальных слоев позволяет идентифицировать их языковые личности как принадлежащие к русской православной культуре, мы обратились к стихотворениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, А.А. Блока и К.К. Романова.

А.С. Пушкин, как и многие его современники, был верующим человеком. Среди многих молитв особенно по сердцу пришлась одна, которую священник читал во время Великого поста. Именно эту молитву чаще всего повторял А.А. Пушкин: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномурия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми, зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословлен еси во веки веков. Боже, очисти мя грешного! Аминь» [4].

Заимствуя слова из молитвы Сирина: «праздность, любоначалие, празднословие, уныние», поэт перелагает их в стихотворную форму.

Сирин просит в молитве дать ему «дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви», помочь не осуждать ближнего. У А.С. Пушкина читаем:

Но дай мне зреть мои, о боже прегрешенья,

да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи [6] По нашему мнению, именно краткостью и глубиной своей привлекла эта молитва А.С. Пушкин, не изменившего внутреннего духа, заложенного в ней. Созвучная струнам его души, она крепила поэта «неведомою силой», исходящей, казалось бы, из простых слов.

Если у А.С. Пушкина молитва оказывает помощь в духовном искании, избавлении от мирских страстей, то для М.Ю. Лермонтова бескорыстная любовь к ближнему больше всего проявляется в молитвах не о своих нуждах, а о человеке, пусть даже хорошо знакомом, но постороннем. Стихотворение «Молитва» введено в текст письма М.Ю. Лермонтова к М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника». «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих непутевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл - но это вовсе ничего не доказывает» [5]. Молитва

Я, матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступницей мира холодного.

Окружи счастьем душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мио упования.

Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. [Лермонтов. 1988, 162]

Пред нами смиренный проситель. Покорностью и благоговением пред чистотою Девы Марии веет от этих строк. Желая добра и счастья «деве невинной», лирический герой М.Ю. Лермонтова забывает о себе. Поэт молит «теплую заступницу мира холодного» окружить «счастьем душу достойную». «Теплая заступница» - точное выражение, характеризующее милосердное отношение Матери Божьей ко всем грешным людям, живущим в холодном мире и просящим заступничества Богоматери пред Господом, Противопоставляя холодный мир светлому горнему миру, М.Ю. Лермонтов применяет свое излюбленное поэтическое средство -антитезу.

Душевный холод самый страшный. Матерь Божья, перенесшая много мук и страданий за сына своего, нашего Господа, может понять, простить и вступиться за нас. М.Ю. Лермонтов горячо верит в милосердие Девы Марии, в её доброту и прощение.

73_

В ХХ веке православным мотивам особое место отведено в лирических стихах С.А. Есенина. Все живое одухотворено присутствием высшего начала: вода «качает берега», степь «кадит дымом», полынь «веет запахом» и т.д. Такое представление о мире С.А. Есенин почерпнул из народных сказок, из поверий, мифологии. Человек должен находиться в единении с природой, со всем, что есть на Земле, - таков лейтмотив лирики поэта. С.А. Есенин обладал способностью заражать читателя любовью ко всему, в чем видел проявление Бога живаго (главный христианский постулат): к березке, к девушке, к полю, к заре над озером, к Родине.

На протяжении всей жизни у С.А. Есенина менялось отношение к религии. В предисловии к изданию своих стихов в 1924 году поэт написал: «Самый щекотливый этап - это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях» [12]. Образы и мотивы есенинской лирики, позаимствованные из Библии, не просто поэтические украшения, но духовная дань христианской традиции.

Вот одно из ранних стихов С.А. Есенина «Калики» 1910 года. Поэту всего 15 лет. Кажется, очень просто описывает он богомольных странников, передает настроение смирения и кротости, благостности.

Читая простые строки, видишь дорогу, вдоль нее деревни, где-то виднеются церковки, бредут усталые богомольцы по полю и нестройно поют стихи о Господе. Мимо клячи топают и гуси горланят. Жизнь идет своим чередом. Кто-то из молодых в деревне смеется над ними: «Идут скоморохи», но многие относятся с уважением, угощают хлебом и квасом.

В стихотворении «Шел Господь пытать людей в любови» С.А. Есенин обращается к библейскому мотиву. Согласно христианским представлениям, порою Господь сходит на землю и под видом нищего или странника ходит среди людей, проверяет, много ли людей праведных. Потому надо подавать милостыню нищим, а странникам давать приют, так как в одном из них может быть сам Господь.

Господь много дорог исходил по земле и повидал всякого от людей - чаще видел худое. На лице у него отражена «скорбь и мука», страдание от черствости людской: «Видно, мол, сердца их не разбудишь». И уж никак не ожидал он жалости от немощного старика. Но именно в душе этого простого человека, повидавшего много горя на своем веку, живущим подаянием, впроголодь, без дома и родных, есть глубокая жалость к несчастным, таким же, как он сам. Поэт дает трогательное описание старика, сидящего «на пне сухом в дуброве» и жующего деснами зачерствелую пышку. Увидев скорбного Господа, он от всей души жалеет его: «Вишь какой убогой - знать от голода качается, болезный» - и делится с ним своею скудной трапезой: «На, пожуй, маленько крепче будешь». Этой строкой поэт заканчивает стихотворение, но мы явно чувствуем удовлетворение Господа оттого, что есть на земле праведные люди, живущие по его заповедям, способные на глубокую человечность.

74

Поэт чувствует в себе «Голубиный дух от Бога», в сердце его «радость детских снов», он «поверил от рожденья в богородицын покров» («Чую радуницу божью» 1914 год). Для С.А. Есенина «вера не погасла, святы песни и псалмы», поэтому он и сам призывает людей любить друг друга и радоваться жизни:

Все мы - гроздья винограда Золотого лета, До кончины всем нам хватит И тепла, и света!

(...) Кто-то учит нас и просит Постигать и мерить. Не губить пришли мы в мире, А любить и верить! [3, Т. 1, с. 268]

Сложным было отношение С.А. Есенина к религии. В тревожные времена выпало ему жить, трудно порою было определить своё отношение к происходящему в стране. Видимо, вполне осознавая свое трагическое состояние, поэт в конце обращается к людям с просьбой положить его в русской рубашке под иконами умирать.

Особенно ощутимо проявляется уважение поэта к Богу и к людям, его исповедающим, в одном из стихотворений последнего периода «Ответ Демьяну Бедному» (апрель - май 1925 года).

Поэт Д. Бедный сочинил пародию на Евангелие, в котором в недопустимой для верующего форме насмеялся над верою людей. С.А. Есенин дает отповедь своему современнику.

И все-таки ,когда я в «Правде» прочитал Неправду о Христе блудливого Демьяна Мне стыдно стало так, как будто я попал В блевотину изверженную спьяна. [Приводится по 2, с. 33]

Так возмутиться и так написать мог только истинно верующий человек. Подлинник стихотворения был найден в конце ХХ века, до этого он переписывался от руки. Эксперты-графологи подтвердили авторство С.А. Есенина, о чем написал В.И. Кузнецов в книге «Есенин. Казнь после смерти» [См. 4].

Таким образом, Бог как воплощенное Слово у С.А. Есенина живой человек, мерило чистоты и святости, близко воспринимающий нужды людей.

Своеобразное преломление получает религиозно-христианская тема в лирике А.А. Блока. Интересно в этом отношении стихотворение «Старушка и чертенята». Усталая старушка села отдохнуть у околицы. Она побывала в Храме Троицы и после службы шла с просветленной душой, веяло от нее божией благодатью, и эту божью благодать почуяли лесные духи - чертенята и карлики. Их не встретишь в святых местах, но и они уважают силу Бога и поэтому «умиленно глядят на старушкин костыль», «умиленно в траве кувыркаются, поднимают копытцами пыль». А.А. Блок как бы со стороны наблюдает эту сценку и сам умиляется «мохнатыми малыми», для которых у Господа тоже есть место: поле, лес.

По поверьям древней Руси, во всех местах Земли, будь то лес, река, степь, везде есть свои обитатели (русалки, лешие, водяные и др.). Люди верили, что эти духи могут помогать в беде. Чертенята и карлики в стихотворении А.А. Блока совсем не злые. Они чувствуют исходящую от старушки благодать и приходят в восторг. Оказывается, им совсем не нужно ходить далеко в святые места для поклонения Богу. Милость Всевышнего разлита над всей землей, «всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150), и земные духи воздают дань уважения Богу у себя в поле.В псалме 138 есть такие слова: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу. Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница твоя» [10].

Таким образом, А.А. Блок видит преемственную связь между язычеством и христианством в любви всего живого к Господу. Светлый дух Создателя нашего пронизывает и небо и землю. Всё создано им, все подчинено Ему, и все живое славит Его по- своему.

Выражение этих чувств и мыслей мы находим и в творчестве великого князя К.К. Романова. Признание «родного православного народа», его «доверие и любовь» он хотел заслужить не знатностью своего рода; его желание вполне было выражено в таких стихах:

О, если б воедино слиться С цветком, и птицею и всей землей, И с ними, как они молиться Одной мольбой;

Без слов, без думы, без прошенья В восторге трепентом душой гореть И в жизнерадостном забвенье Благоговеть! [7, с. 87]

Да, славить Бога так, как это делают цветы и птицы без всяких просьб и жалоб - это высшее счастье, но человек не птица и не цветок и порой,

Когда креста нести не мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитву дни и ночи, Чтобы помиловал Господь.

Но, если вслед за огорченьем Нам улыбнется счастье вновь, Благодарим ли с умиленьем От всей души ,всем помышленьем Мы божью милость и любовь? [7, с. 86]

В молитвах святых и мучеников, кроме просьб о милости, найдем слова горячей благодарили к Всевышнему: «Благодарю Тебя, Господь и Бог мой, за все совершившееся надо мной! Благодарю Тебя за все скорби и искушения, которые посылал Ты мне для очищения оскверненных грехами, для исцеления, изъявленных грехами моих души и тела!» [Молитва св. Игнатия Брянчанинова, см.14]; «Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет,

ибо твердо верю, что любящем Тебя все содействует по благу. Господи, благослови все мои вы-хождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты Благословен еси во веки веков. Аминь» [Из молитвы оптин-ских старцев, см. 13].

Всеми помыслами стремившийся к совершенству, несмотря на все жизненные трудности, К.К. Романов старался сохранить чистоту помыслов: (,..)Когда не только дел и слова, Но даже мыслей чистоту Мы возведем на высоту, Все отрешаясь от земного;

Когда к Создателю, как дым Кадильный, возносясь душою, Неутомимою борьбою Самих себя мы победим. [7 с. 89]

Как все, К.К. Романов испытывал «лукавые сомненья». Поэт призывает к борьбе с ними за чистоту духа. Но как же это трудно - побеждать самих себя! В другом произведении поэт обращается к Богу с прошением даровать ему силы соблюдать Его, Божественную, «милосердную волю»: Научи меня, Боже, любить Всем умом Тебя, всем помышленьем, Чтоб и душу Тебе посвятить И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать Лишь Твою милосердую волю,

Научи никогда не роптать На свою многотрудную долю. Всех, которых пришел искупить Ты Своею Пречистою Кровью, -Бескорыстной, глубокой любовью Научи меня, Боже, любить! [7, с. 35] «Молитва - великое оружие, великая защита, великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище: только бы мы приступали к Господу с бодрой душой и сосредоточенными мыслями» [Иоанн Златоуст, см. 12].

Люди обращаются ко Всевышнему, благодаря, прославляя и призывая Его не только каноническими молитвами, но и своими словами. Нам представляется это очень ценным. Некоторые примеры таких молитв, переложенных в стихотворную форму, были приведены в нашей работе. У каждого поэта были свои предпочтения. А.С. Пушкин больше всего любил молитву святого Ефрема Сирина. Ее мужественный, строгий стиль соответствовал его духовному строю. Для А.С. Пушкина Бог прежде всего Отец, Владыка. М.Ю. Лермонтов в «Молитве» просит Матерь Божью о помощи не себе, а деве невинной. Обращение именно к Богородице, думается, не случайно; ведь в жизни поэта с раннего детства не хватало матери. Матерь Божия для поэта - посредница между Богом-Отцом и миром людей, заступница и просительница. А.А. Блок воспевает любовь к Богу всякой живой души, даже низших стихий. Высокое и низкое нивелируются

под действием божественной благодати, граница миров оказывается зыбкой и не существенной, основной тезис - «Всякое дыхание да хвалит Господа». С.А. Есенину во Христе в большей степени, чем божественная, открыта человеческая ипостась, что объясняется близостью поэта к народным истокам, его воспитанием, связью с новокрестьянскими поэтами, прежде всего с Н.И. Клюевым. Великий князь К.К. Романов, стоявший на самой высокой ступени социальной лестницы, акцентирует божественную ипостась Господа, благоговеет перед мученическим венцом и настаивает на необходимости не столько прошения, сколько благодарения Богу.

Глубоко религиозное чувство поэтов, живших в разное время и принадлежавших к разным сословиям, объединяет их духовно. Оказывается, при существенных отличиях, которые налагало время и сословный класс на избранных авторов религиозных произведений, инвариантный концепт - любовь к ближнему, а через него и к Богу - объединяет их духовным родством, выросшим на почве православной русской культуры.

Список литературы:

1. Блок А.А. Стихотворения и поэмы. - М.: Правда, 1978. - 480 с.

2. Гетманская Г.И., Родионова Я.Ф. «Наша вера не погасла». Православные мотивы в лирике Сергея Есенина.- Тирасполь, 2011. - 103 с.

3. Есенин С.А. Собрание сочинений в 5 тт. -М.: Художественная литература, 1961

4. Кузнецов В.И. Есенин. Казнь после смерти // https://www.google.com/search?site=webhp&q

5. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х тт. - Т. 1. - М.: Правда, 1988. -720 с.

6. Пушкин А.С. Избранные произведения в 2-х тт. - Т.1. - М.: Художественная литература, 1968.

- 470 с.

7. Романов К.К. Избранное. - М.: Советская Россия, 1991. - 336 с.

8. Соколов Б. Духовные стихи // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939.Т. 3.

— [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 607— 613.http://feb-

web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le3/le3-6073.htm

9. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Вступ. ст. Н.И. Толстого; Послесл. С.Е. Никитиной; Подготовка текста и коммент. А.Л. Топоркова. - М.: Прогресс, Гнозис, 1991. - (Традиционная духовная культура славян / Из истории изучения). - 192 с.

10. hanzelman.com/wblog/?p=367

11. https://azbyka. ru/molitva-efrema-sirina

12. https://books.google.md/books?id

13. https://ru.wik-isource.org/wiki/Молитвы_Оптинских_старцев).

14. https://www.molitvoslov.com/mo-bile/show all/491

15. www.biblioteka3.ru > Библиотека > Творения > Беседы на книгу Бытия

16. www. lermontov. info/pisma_lermontova/lopu hinoy8_ru.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.