Научная статья на тему 'Христианско-демократическое движение в странах Европы после окончания Второй мировой войны'

Христианско-демократическое движение в странах Европы после окончания Второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
537
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EUROPE / CHRISTIANITY / CHRISTIAN DEMOCRATS / POLITICAL CATHOLICISM / CATHOLIC POLITICAL DOCTRINE / ЕВРОПА / ХРИСТИАНСТВО / ХРИСТИАНСКИЕ ДЕМОКРАТЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ / КАТОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сардарян Генри Тигранович

В статье рассматривается становление христианско-демократического движения в странах Европы после Второй мировой войны. Несмотря на наличие объективных условий для успеха либо левых политических партий, либо как минимум левого крыла христианских демократов, именно консерваторы сумели на долгие годы взять руководство послевоенными европейскими странами в собственные руки. Более того, их приход к власти позволил осуществить крупнейший интеграционный проект на Европейском континенте, в конечном счете приведший к созданию Европейского союза. Автор приходит к выводу, что основными причинами успеха христианских демократов были более существенная опора на Католическую церковь, ее учение и христианские ценности (что отличает христианских демократов от предшествующих народных партий), а также отсутствие препятствий со стороны Святого Престола для участия католиков в политической деятельности и успешная мобилизация католического электората, в том числе благодаря противопоставлению христианских демократов левым политическим силам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Christian-democratic Movement in European Countries after World War II

This article discusses the formation of the Christian Democratic movement in Europe after World War II. Despite the existence of objective conditions for the success of either left-wing political parties or at least the left wing of the Christian Democrats, only conservatives could take over the leadership of post-war European countries for many years. Moreover, their coming to power allowed the implementation of the largest integration project on the European continent, ultimately leading to the creation of the European Union. Examining the main reasons for the success of the Christian Democrats, the author concludes that chief among them were Christian values as such in contrast to previous people’s parties more significant reliance on the Catholic Church and its teachings and the absence of obstacles from the Holy See towards the participation of Catholics in political activities.

Текст научной работы на тему «Христианско-демократическое движение в странах Европы после окончания Второй мировой войны»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 4

Генри Тигранович Сардарян,

кандидат политических наук, декан факультета управления и политики

МГИМО МИД России (Россия), e-mail: [email protected]

ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается становление христианско-демократическо-го движения в странах Европы после Второй мировой войны. Несмотря на наличие объективных условий для успеха либо левых политических партий, либо как минимум левого крыла христианских демократов, именно консерваторы сумели на долгие годы взять руководство послевоенными европейскими странами в собственные руки. Более того, их приход к власти позволил осуществить крупнейший интеграционный проект на Европейском континенте, в конечном счете приведший к созданию Европейского союза. Автор приходит к выводу, что основными причинами успеха христианских демократов были более существенная опора на Католическую церковь, ее учение и христианские ценности (что отличает христианских демократов от предшествующих народных партий), а также отсутствие препятствий со стороны Святого Престола для участия католиков в политической деятельности и успешная мобилизация католического электората, в том числе благодаря противопоставлению христианских демократов левым политическим силам.

Ключевые слова: Европа, христианство, христианские демократы, политический католицизм, католическая политическая доктрина.

Genry Tigranovich Sardarian,

Kandidat of Political Science, Dean, Department of Management and Politics,

MGIMO University (Russia), e-mail: [email protected]

THE CHRISTIAN-DEMOCRATIC MOVEMENT IN EUROPEAN COUNTRIES AFTER WORLD WAR II

This article discusses the formation of the Christian Democratic movement in Europe after World War II. Despite the existence of objective conditions for the success of either left-wing political parties or at least the left wing of the Christian Democrats, only conservatives could take over the leadership of post-war European countries for many years. Moreover, their coming to power allowed the implementation of the largest integration project on the European continent, ultimately leading to the creation of the European Union. Examining the main reasons for the success of the Christian Democrats, the author concludes that chief among them were Christian

values as such — in contrast to previous people's parties more significant reliance on the Catholic Church and its teachings — and the absence of obstacles from the Holy See towards the participation of Catholics in political activities.

Key words: Europe, Christianity, Christian Democrats, political Catholicism, Catholic political doctrine.

Христианско-демократическое движение, включающее в себя как политические партии, так и общественные организации, профсоюзы, объединения интеллектуалов и прочее, возникло задолго до Второй мировой войны. Несмотря на наличие католического электората, составляющего большинство в европейских странах, христианским демократам никогда не удавалось взять всю полноту власти. Они значительно уступали как либеральным, так и социалистическим партиям.

Тем не менее после Второй мировой войны именно христианские демократы стали основной движущей силой европейской интеграции, придя к власти в ключевых странах Европы, а в ряде стран, как, в частности, в Италии, они сохраняли за собой руководящую роль на протяжении более 50 лет. Таким образом, представляется необходимым рассмотреть основные причины, позволившие хри-стианско-демократическим партиям занять главенствующее место в политических системах стран Европы в целом и Италии в частности.

Успех демохристиан был сложно предсказуем. К власти пришло консервативное крыло христианских демократов, которое в период противостояния фашизму и нацизму сильно уступало даже левой фракции партий в странах Европы.

Казалось, что успех социалистов на всех без исключения выборах в странах Европы неизбежен1. Во-первых, благодаря их ключевой роли в противостоянии фашизму, во-вторых, интернационалистской риторике, наибольшим образом подходящей Европе того периода, разорванной национализмом и военной катастрофой.

К моменту окончания Второй мировой войны христианские демократы находились не в лучшем состоянии, так как после прихода к власти фашистов в Италии одни консервативные католики покинули Народную партию Италии, перейдя на сторону Муссолини после 1922 г.2 Другие католические политики так же, как в Германии и Австрии, предпочли внутреннюю эмиграцию ссылке. Де Гаспери,

1 Babiracki P., JersildA. Socialist Internationalism in the Cold War: Exploring the Second World. Dordrecht: Springer, 2016. P. 19-45.

2 Giangrande A. Il Comunista Benito Mussolini. Trucco: Independently published, 2016. P. 182.

последний лидер Народной партии Италии, работал в библиотеке Ватикана3.

В этот период стали появляться и новые лидеры католического политического движения. К Сопротивлению присоединились многие более молодые, социально «прогрессивные» католические демократы. В Германии — Йозеф Мюллер, который станет затем первым послевоенным лидером Баварского Христианско-социального союза, бывший до этого нунцием Ватикана в Мюнхене. Мюллер был заключен в концентрационный лагерь в Дахау и затем освобожден войсками США в Австрии4. Аналогичная судьба была и у первого генерального секретаря Австрийский народной партии Феликса Хюрдеса5. Все перечисленные политические деятели станут играть ключевую роль в послевоенном устройстве Европы.

В Нидерландах три переименованные католические партии доминировали в формировании правительства. Голландская Католическая народная партия представляла 80-90 % католических избирателей, набрав 30,8 % на выборах в Парламент в 1946 г. против 28,3 0% социал-демократов, с которыми они формировали коалиции до 1958 г.6

В Бельгии христианские демократы стали крупнейшей партией в 1946 г., получив 42,5 % голосов на национальных выборах. В 1950 г. они увеличили свою поддержку до 47,7 %. Лишь дважды они оставались вне коалиции, уступив социалистам и либералам в конце 1950-х гг.7 В Люксембурге Христианская социальная народная партия, господствовавшая в период между мировыми войнами, сохранила свое господство, контролируя правительства послевоенной коалиции.

Ключевыми стали результаты христианских демократов в Италии. В 1943 г. христианские демократы столкнулись с необходимостью выбора социально-экономической политики, а точнее, выработки альтернативы полностью свободной системе предпринимательства, где рынок доминировал во всех процессах принятия решений, и социалистической экономике, где государство брало на себя ответственность за все процессы.

3 Preda D. Alcide De Gasperi: federalista europeo. New York: II Mulino, 2004. P. 113.

4 Hermann H.F. Josef Müller ('Ochsensepp'): Mann des Widerstandes und erster CSU-Vorsitzender. München: Kommissionsverlag UNI-Druck, 1991. P. 71-80.

5 Turner C. The CASSIA Spy Ring in World War II Austria: A History of the OSS's Maier-Messner Group. Jefferson: McFarland, 2017. P. 17-19.

6 Christian Democracy in Europe since 1945 / Eds. M. Gehler and W. Kaiser. London: Routledge, 2004. P. 54-66.

7 Beke W. De Christelijke Volkspartij Tussen 1945 en 1968: Breuklijnen en Pacificatiemechanismen in een Catch-Allpartij. Leuven: Leuven University Press, 2004.

Так как католическая политическая доктрина до этого существовала только в теории, социально-экономической модели на ее основе к тому моменту не существовало, христианским демократам в Италии приходилось импровизировать. Они создали смешанную экономику, основанную на рыночных механизмах и социально ориентированную8. Демохристиане признавали необходимость государственного вмешательства в экономику, но при этом избегали ограничения рыночных механизмов регулирования распределения товаров и услуг. Партия допускала несколько форм вмешательства:

1) содействие экономической стабилизации посредством фискальной и денежно-кредитной политики;

2) распределение крупного капитала в промышленности и сельском хозяйстве;

3) вывод на конкурентный рынок крупных государственных корпораций и эффективное управление коммунальными предпри-ятиями9.

Партия отвергла различные варианты «рабочего контроля»10 на заводах и остановила свой выбор на частном владении капиталом, т.е. приобретении рабочими акций предприятия, дающих им право на участие в управлении акционерной компанией. И генеральный секретарь партии Альчиде де Гаспери, и один из лидеров левого крыла партии Аминторе Фанфани выстраивали свою политику в отношении рабочего таким образом, чтобы он стал предпринимателем в малом бизнесе — в промышленности или в сельском хозяйстве11. Сами христианские демократы утверждали, что их цель заключалась не в том, чтобы изменить конфигурацию взаимоотношений внутри фабрики посредством политического вмешательства, а в том, чтобы увеличить количество предприятий посредством правительственной политики.

Под руководством Альчиде де Гаспери итальянские христианские демократы набрали 48,5 % на выборах 1948 г., уйдя в отрыв

8 Breccia A., Focardi G. What Modemization in Christian-Democrat Italy? The State Facing Socio-economic Transformation of 1948-1968 // Memoria y Civilización. 2018. Vol. 21. P. 1-21.

9 Leonardi R., Wertman D. A. Italian Christian Democracy: The Politics of Dominance. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1989. P. 45.

10 Brogi A. Taming Dissent: The United States and the Italian Centre-Left, 19481978 // Journal of Transatlantic Studies. 2016. Vol. 14. No. 3. P. 213-236.

11 Mattone A. Il ministro Antonio Segni "agrarista". Politica e scienza giuridica nell'elaborazione della riforma fondiaria e della legge sui contratti agrari (1946-1950) // Studi Storici. 2016. Vol. 57. No. 3. P. 523-575.

от, казалось, неминуемо обреченного на победу единого списка коммунистов и социалистов, который набрал 31 %12.

Поддержка демохристиан упала до 40 % впервые только в 1963 г. Нестабильность правительства в Италии в основном была результатом конфликтов между различными крыльями христианских демократов, в то время как сама партия продолжала контролировать формирование правительства вплоть до его краха в начале 1990-х гг.

Уже сразу после окончания войны де Гаспери продемонстрировал свое политическое чутье, предложив свою кандидатуру в июне 1945 г. в качестве премьер-министра, чтобы остановить восхождение социалистов под руководством генерального секретаря ИСП Пьетро Ненни к руководству страной13. Хорошо известна его тактика смены коалиций в условиях, когда менялись предпочтения населения: когда в период 1945-1947 гг. у левых было больше шансов стать победителями на выборах, он вступил в союз именно с ними, попутно усиливая консервативные настроения в государственном секторе, готовя тем самым альтернативу. Когда он встал перед угрозой ослабления партийных структур из-за острой критики лидера левого крыла ХДП Джованни Гронки, де Гаспери вступил в союз с правыми, а через пару лет, когда правые стали менее покорными, Де Гаспери снова повернул влево14.

Устойчивым стало представление о де Гаспери и христианских демократах как о центристской силе и потому, что она выступала в роли арбитра между социал-демократами и либералами. Центризм с этой точки зрения представлял собой оптимальную модель для власти в обществе, раздираемом классовыми, идеологическими и социально-экономическими противоречиями. Христианским демократам в этих условиях было необходимо постоянно поддерживать нейтральный статус и не связывать себя ни с одним классом, идеологией или организацией, чтобы сохранить свое центральное положение и власть. Многопартийная система этому исключительно способствовала. В 1948 г. де Гаспери раскритиковал предложение о запрете коммунистической партии, что сыграло важнейшую роль в становлении его модели «особой демократии». Поддержка функционирования фракций внутри ХДП свела соперничающие позиции к внутрипартийной дискуссии, позволила четко определить, кто несет ответственность за различные группы.

12 GiovagnoliA. Il Partit» Italiano: La Democrazia Cristiana dal 1942 al 1994. Roma; Bari: Laterza, 1996.

13 Dagnino J. Italian Catholics and the Transit to Post-fascism, 1943-1945 // IntusLegere Historia. 2017. Vol. 11. No. 2. P. 102-121.

14 La Rosa S. I Governi italiani dal 25 aprile 1943. [Morrisville]: Lulu.com, 2017. P. 98-182.

Важными представляются дебаты внутри партии относительно возможности восстановления в Италии монархии. Первые разногласия между лидерами партии по данному вопросу проявились на Первом конгрессе ХДП 24-26 апреля 1946 г. До 1946 г. у демохристи-ан не было официальной позиции в поддержку или против монархии. Во всех публичных заявлениях по этому вопросу в 1943-1946 гг. и монархия, и республика считались законными до тех пор, пока гарантировали основные политические свободы населения.

Де Гаспери по многим вопросам был сторонником позиции Джузеппе Тониоло15, католического экономиста и социолога конца XIX — начала XX в., противника и капитализма, и коммунизма16. В конечном счете де Гаспери согласился с его позицией на этот счет17, заявив в 1946 г., что форма правления, будь то монархия или республика, вторична по отношению к реальной деятельности правительства, что соответствовало позиции Католической церкви.

Позже, в том же году, ХДП объявила, что она не привязана к концепции монархии, но умолчала об однозначной поддержке республиканской формы правления. В августе 1945 г. Национальный комитет ХДП опубликовал заявление о том, что республиканскому правлению отдали предпочтение большинство секретарей провинциальных отделений партии18.

Тем не менее, учитывая отсутствие консенсуса, вопрос предстояло вынести на рассмотрение конгресса партии. Еще до созыва Первого конгресса членство в ХДП предоставлялось с учетом позиции кандидата относительно формы правления. Первые же результаты показали, что члены партии разделены на три группы, в которых республиканцы обладали 60 % голосов.

После дебатов на Римском конгрессе республиканские силы укрепили свои позиции. В конце второго дня заседания резолюция в пользу республики получила поддержку 69 % делегатов. 24 % проголосовали против, остальные воздержались.

Результаты национального референдума по форме правления также продемонстрировали поддержку населением республиканской формы правления, однако уже в меньшей степени — 54 %. Инте-

15 Sanfilippo M. The Origins of Catholic Sociology in Italy: The Influence of Giuseppe Toniolo // Archives de Sciences Sociales des Religions. 2017. Vol. 179. No. 3. P. 51-69.

16 Ivone D. Alcide De Gasperi Nella Storia Dell'Italia Repubblicana a Cinquant'anni Dalla Morte: Atti Del Convegno Di Studio. Napoli: Editoriale scientifica, 2006. P. 386.

17 Spataro L., Martini A. The Principle of Subsidiarity and the Ethical Factor in Giuseppe Toniolo's Thought // Journal of Business Ethics. 2016. Vol. 153. No. 1. P. 105-119.

18 Damilano A. Atti a Documenti Della Democrazia Cristiana 1943-69. Roma: Edizioni Cinque Lune, 1968. P. 102.

ресным представляется разделение страны по территориальному признаку в данном вопросе. Практически весь юг и острова проголосовали за монархию, а север — за республику (табл. 1).

Таблица 1

Распределение голосов на Итальянском конституционном референдуме 1946 г. за республиканскую и монархическую форму правления, в %

Регион Республика Монархия

Север 64,8 35,2

Пьемонт 57,1 42,9

Лигурия 69,0 31,0

Ломбардия 61,1 38,9

Трентино-Альто Адидже 85,0 15,0

Венето 59,3 40,7

Эмилья-Романья 77,0 23,0

Центр 63,5 36,5

Тоскана 71,6 28,4

Марке 70,1 29,9

Умбрия 71,9 28,1

Юг и острова 34,2 65,8

Абруццо-Молизе 43,1 56,9

Кампанья 23,5 76,5

Пулья 32,7 67,3

Базиликата 40,6 59,4

Калабрия 39,7 60,3

Сицилия 35,3 64,7

Сардиния 39,1 60,9

Источник: Ghini C. Il Voto degli Italiani. Roma: Editori Riuniti, 1975. P. 49-52.

Де Гаспери удалось сохранить нейтралитет, за счет чего была расширена электоральная база и по вопросу социальной политики19.

19 JessopB., OverbeekH. Transnational Capital and Class Fractions: The Amsterdam School Perspective Reconsidered. London: Routledge, 2018. P. 38-44.

Он шел в коалиции со всеми силами, которые не были убежденными марксистами и не требовали революционных изменений.

Де Гаспери считал, что ХДП должна быть партией для всех классов: «Когда мы говорим о солидарности, мы имеем в виду, что хотим видеть внутри партии и промышленников, и землевладельцев, если они принимают нашу программу»2°. Де Гаспери акцентировал внимание на необходимости послевоенного восстановления разрушенной экономики Италии, утверждая, что для этого стране необходимо социальное спокойствие, а его невозможно достичь, поддерживая настрой рабочих и крестьян против промышленников и землевладельцев. Профессор Стэндфордского университета Ричард Вебстер отмечает, что подобная позиция дала итальянской буржуазии возможность обрести спасительный ковчег и избежать революционных столкновений, пойдя по пути умеренных реформ21.

С распадом центристской модели в парламенте 1953 г. и на конгрессе партии в 1954 г. руководство ХДП перешло к Аминторе Фанфани и фракции большинства «Демократическая Инициатива»22. Уже в период между 1954 и 1969 г. стало очевидно, что ХДП столкнулась с фундаментальными проблемами как в партийной деятельности, так и в управлении государством.

Фанфани реорганизовал и омолодил национальную партийную

23

организацию христианских демократов, отдалившись от церкви23, что было для де Гаспери нехарактерно.

Обсуждение возможности левоцентристской коалиции в истории ХДП длилось достаточно долго. С 1954 по 1962 г. руководство партии пыталось убедить как членов самой ХДП, так и остальные силы, что левый центр — единственно возможное решение проблемы нестабильности правительства, и реализация установленной в конституции политической и социально-экономической системы требует смещения влево.

Подавляющее большинство членов партии, будучи сторонниками де Гаспери, выступали против левого поворота. В допустимости левого поворота не были до конца убеждены и многие сторонники Фанфани в его борьбе с де Гаспери24.

2G Tupini G. I democratici cristiani: cronache di dieci anni. Milan: Garzanti, 1954. P. 154.

21 Webster R. The Cross and the Faces. Redwood City: Stanford University Press, 196G. P. 171.

22 Салаконе А. Италия — «мост» между блоками во время вьетнамской войны // Современная Европа. 2G17. № 3. С. 91-1G1.

23 Saresella D. The Vietnam War, the Church, the Christian Democratic Party and the Italian Left Catholics // Social Sciences. 2G18. Vol. 7. No. 4. P. 1-12.

24 Malgeri F. Storia della Democrazia cristiana: Dal Centro Sinistra a gli "Anni di Piombo", 1962-1978. Roma: Cinque Lune, 1989. P. 359.

Фанфани столкнулся с жестким сопротивлением церкви и предпринимательского сообщества. Однако руководству удалось убедить партию включить социалистов в коалицию на партийном конгрессе 1954 г.25

Джованни Гронки, будучи председателем Сената, выступил за сотрудничество с социалистами на основе программы реформ, фактически предложенной Пьетро Ненни после выборов 1953 г.26 Гронки исходил из того, что сотрудничество между ХДП и СПИ должно рассматриваться не как идеологическое, а как нацеленное на формирование правительства и реализацию совместной программы.

Однако ряду руководителей ХДП такой прагматизм казался спорным. Джулио Пасторе, лидер Итальянской конфедерации итальянских трудящихся, назвал это предложение наивным, усомнившись в том, что католики смогут работать в одном правительстве с марксистами в лице социалистов.

В 1955 г. Гронки был избран на должность президента республики, а ХДП выдвинула социалистам условия их вступления в коалицию: четкое заявление о поддержке Западного блока, принятие умеренной программы реформ и разрыв с Коммунистической партией на всех уровнях политического взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 января 1959 г. Фанфани был вынужден уйти в отставку с должности секретаря партии из-за открытого противостояния ряда министров из ХДП, парламентариев и партийных лидеров. С одной стороны, ему вменяли в вину слишком быстрое продвижение к созданию левоцентристской коалиции, без обсуждения с партийными структурами, а с другой — усиление личной власти, в частности его избрание на должности и премьер-министра, и министра иностранных дел с сохранением позиции секретаря партии в 1958 г.

Альдо Моро, избранный секретарем партии, как и большинство, усомнился в готовности СПИ перейти на более умеренные позиции27. Джулио Андреотти и вовсе назвал возможность левоцентристской коалиции экономической и политической катастрофой. В ответ на утверждения Фанфани, что левоцентристская коалиция приведет левых избирателей в поле христианских демократов и ослабит коммунистов, он отметил, что лучше сохранить правое политическое поле и избирателей ХДП, чем рисковать существующей базой для получения левых голосов.

25 Pridham G. The Nature of the Italian Party System: A Regional Case Study. London: Routledge, 2016. P. 159.

26 Mammarella G. L'ltalia dopo iI Faseismo: 1943-68. Bologna: II Mulino, 1970. P. 230.

27 Foro P. Aldo Moro and the Common Good: A Christian Democrat in the Republic // Bulletin de Litterature Ecclesiastique. 2017. Vol. 118. No. 4. P. 135-152.

После провала эксперимента Фанфани в Италии функционировали однопартийные правительства — сначала под руководством Антонио Сеньи, а затем Фернандо Тамброни с технократическим кабинетом, опирающимся на поддержку монархистов.

После муниципальных выборов в ноябре 1960 г. ХДП и СПИ согласились сформировать коалиции в 40 крупных городах на севере и в центре Италии. Альдо Моро взял на себя задачу убедить представителей правого крыла, что коалиция с социалистами была оправдана28.

В 1963 г. партия под руководством Альдо Моро сформировала коалицию со СПИ, которая впервые за 16 лет получила министерские портфели. Однако не все руководство ХДП было в восторге от подобного шага. Уже 25 июня 1964 г. правительство не смогло провести в парламенте бюджет Министерства образования, в частности, по финансированию частного образования. В тот же день Моро ушел в отставку. Президент Антонио Сеньи во время президентских консультаций по формированию нового кабинета попросил социалистического лидера Пьетро Ненни выйти из правительственного большинства29.

Моро сумел заручиться поддержкой левоцентристского большинства и 17 июля отправился в Квиринальский дворец с новым списком министров своего второго правительства. В ходе переговоров Ненни — лидер социалистов согласился с сокращением своих программных реформ.

Левоцентристская коалиция, первая для итальянской послевоенной политики, оставалась у власти до всеобщих выборов 1968 г., несмотря на сопротивление Сеньи и других правых христианских демократов. В 1976-1979 гг. ХДП и вовсе достигла «исторического компромисса» и получила поддержку коммунистов. Вскоре Моро, главный вдохновитель «компромисса», был похищен и убит красными бригадами.

В Западной Германии созданный после войны межконфессиональный союз ХДС/ХСС утвердился в качестве главного конкурента Социал-демократической партии на региональных выборах в 1946 г. На первых выборах после создания Федеративной Республики Германии 14 августа 1949 г. ХДС/ХСС выиграли 31 % голосов, на 1,8 о% больше, чем СДПГ30. Внутри партии на тот момент разво-

28 Baget-Bozzo G. Il partito cristiano al potere — la DC di De Gasperi e di Dossetti 1945-1954. Firenze: Vallecchi editore, 1974. P. 163.

29 Montanelli I., Gervaso R. Storia d'ltalia. Vol. X: 1948-1965. Milano: Rizzoli, 2006. P. 379-380.

30 The Federal Republic of Germany at Fifty: At the End of a Century of Turmoil / Ed. P.H. Merkl. Dordrecht: Springer, 1999. P. 88-90.

рачивалась острая дискуссия о необходимости широкой коалиции с социалистами, однако Конраду Аденауэру удалось построить правоцентристское правительство, включившее в себя либеральных Свободных демократов и некоторые более мелкие периферийные партии. Благодаря новому избирательному законодательству ХДС/ ХСС впоследствии поглотили эти партии. В 1957 г. они получили абсолютное большинство, а Аденауэр оставался канцлером вплоть до 1963 г.31

Во Франции, где христианские демократы могли рассчитывать на мизерные проценты в период между мировыми войнами, им удалось получить 28,2 % голосов на национальных выборах в июне 1946 г. Поддержка незначительно снизилась до 25,9 %о в ноябре 1946 г., хотя они выиграли больше мест, чем за шесть месяцев до

32

этого32.

До создания в 1947 г. конкурента в лице партии голлистов именно христианские демократы осуществляли парламентское представительство лидера французского Сопротивления, впоследствии президента Шарля де Голля, до его отставки. Но в 1951 г. их поддержка упала до 12,6 %. Однако националистическое соревнование укрепило европейскую ориентацию Народно-республиканского движения, и партия продолжала играть решающую роль в политическом центре Четвертой республики. Французский ученый Эмиль-Франсуа Калло подсчитал, что в 1945-1957 гг. 83 % времени христианские демократы принимали участие в правительстве, сначала в левоцентристских коалициях с социалистами Française de l'Internationale Ouvrière, затем в центристских коалициях33. Ключевую роль в европейском христианско-демократическом движении играли министры иностранных дел Франции Бидо и Шуман, занимавшие эту должность в 1945-1953 гг.

На общеевропейском уровне активное участие в развитии хри-стианско-демократических движений играли Швейцария и Австрия, где у демохристиан была постоянная электоральная поддержка34.

Профессор британского университета "Queen Mary" Дональд Сассун объясняет поражение социалистов в послевоенный период

31 Bösch F. Die Adenauer-CDU. Gründung, Aufstieg und Krise einer Erfolgspartei 1945-1969. Berlin: DVA, 2001.

32 Letamendia P. Le Mouvement Républicain Populaire. Histoire d'un grand parti français. Paris: Beauchesne, 1995.

33 Callot É.F. Le Mouvement Républicain Populaire. Origine, structure, doctrine, programme et action politique. Paris: Marcel Rivière, 1978.

34 Veen H.-J. Christlich-Demokratische und Konservative Parteien in Westeuropa. München: Schöningh, 2000. P. 47.

тем, что они загнали себя в «классовое гетто». Несмотря на попытки подражать британским социалистам, они не смогли привлечь избирателей из числа представителей среднего класса и сельских районов в той мере, в какой Лейбористская партия сумела сделать это в 1945 г.35

Профессор Кайзер соглашается с подобным подходом и отмечает: партийные структуры, программы и избирательные стратегии некоторых социалистических партий были настолько укоренены в традиционной классовой идеологии, что они даже не предпринимали попыток завоевать избирателей из традиционно несоциалистических слоев общества36. Социал-демократическая партия Германии, хотя и поддерживала парламентскую демократию и умеренный государственный интервенционизм в экономике, но только на партийном съезде в Бад-Годесберге 1959 г. отказалась от своей устаревшей марксистской программы.

На руку христианским демократам сыграла и крайняя внутренняя поляризация в коммунистическом движении послевоенного периода. В 1947 г. правое крыло Итальянской социалистической партии пролетарского единства под руководством Джузеппе Сара-гата откололось и начало сотрудничать с демохристианами.

Либералы, на которых лежала основная ответственность за европейскую катастрофу, в то время не представляли серьезной угрозы для христианских демократов. Христианским демократам удалось поднять знамя демократизации, защиты прав и свобод человека, что способствовало изоляции традиционных либеральных партий и движений в европейских странах. При этом, например, ХДП удалось избежать превращения в консервативную буржуазную партию в классическом европейском смысле37.

Таким образом, перед избирателем послевоенной Европы фактически стоял выбор между христианскими демократами и коммунистами, которые, исходя из опыта тех же итальянских социалистов, воспринимались как осколок местных марксистов38.

Италия в данном случае является ярким примером. С одной стороны, в политической сфере с 1945 до 1992 г. непрерывно гос-

35 Sassoon D. One Hundred Years of Socialism: The West European Left in the Twentieth Century. London: I.B. Tauris, 2G13.

36 Kaiser W. Christian Democracy and the Origins of European Union. Cambridge: Cambridge University Press, 2GG7. P. 166-167.

37 Leonardi R., Wertman D.A. Op. cit. P. 1G.

38 Guiso A. From Political Enemy to Profane Reality: the 'Friend-enemy' Relation in the Political Ideology of Italian Communists // Journal of Modern Italian Studies. 2G17. Vol. 22. No. 1. P. 87-1G3.

подствовала ХДП, а с другой — ей противостояли коммунисты, действовавшие в рамках системы, но не имевшие контроля над национальным правительством с момента вступления в силу конституции.

В Италии не происходило чередования правящих партий. Де Гаспери утверждал, что в Италии сложилась «особая демократия» — во многом из-за того, что основной оппозиционной силой были именно коммунисты, что предопределяло итоги выборов на долгие десятилетия вперед39.

Тем не менее необходимо отметить, что успех христианских демократов нельзя объяснять только обострением идеологического конфликта. Им в действительности удалось стать более привлекательными для широкого электората, чем их католические предшественники в период между мировыми войнами. Кроме того, послевоенные христианские демократы смогли в наибольшей степени мобилизовать католический электорат своих стран40. И ключевой причиной обоих результатов, по всей видимости, является католическая политическая доктрина.

Профессор Оксфордского университета Мартин Конвей обращает внимание на высокую степень преемственности в политическом католицизме в период с 1918 г. до середины 1960-х гг. и на ту роль, которую сыграл Второй Ватиканский собор, открытый по инициативе папы Иоанна XXIII в 1962 г. и продолжавшийся до 1965 г., приведший к большему признанию демократии, плюрализма и социальных изменений. Католическое сопротивление во время Второй мировой войны он назвал «эфемерным явлением», не оказавшим существенного влияния на внутреннюю конституцию политического католицизма, религиозные и политические установки католических масс в первые двадцать лет после войны41.

Соглашаясь с важной ролью Второго Ватиканского собора в развитии католической политической доктрины и, соответственно, христианско-демократической идеологии, считать его вслед за Кон-веем своего рода «водоразделом» не представляется возможным. Святой Престол исторически не препятствовал демократии и в своей

39 Royce M. R. The Political Theology of European Integration: Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies. Dordrecht: Springer, 2017. P. 129-132.

40 Vössing K. How Leaders Mobilize Workers. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. P. 232-255.

41 European Christian Democracy. Historical Legacies and Comparative Perspectives / Eds. T. Kselman and J.A. Buttigieg. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2003. P. 47.

доктрине требовал функционирования институтов и механизмов, которые в достаточной степени соотносятся с ее ключевыми принципами. Неприятие же основных догматов либерализма, основанного на релятивизме и позитивизме, не перестало действовать после Второго Ватиканского собора и в корне своем не является необходимым условием для функционирования демократии. Можно было бы согласиться с позицией, что церковь негативно воспринимала республиканскую форму правления, но в большинстве европейских стран после Второй мировой войны был установлен именно республиканский строй. Однако и здесь картина несколько иная.

Католическая церковь препятствовала республиканизму именно в той его идейно-теоретической основе, что существовала в период революций в странах Европы. Антиклерикальные, основанные на либерализме как идеологии, а затем и социализме республики не могли быть приняты католицизмом в качестве приемлемой формы правления на тот период. Однако сами идейные основы и институты республики как таковой — разделение властей, подотчетность власти и ее сменяемость — никак не противоречили ни христианству как религии, ни католической доктрине. Более того, в своей современной форме они были вдохновлены как самой доктриной, так и исторической ролью церкви, заключавшейся в том числе в ограничении власти монарха и его подотчетности закону — в данном случае Священному Писанию. Второй Ватиканский собор лишь констатировал, что любая форма правления, которая способна гарантировать демократию, является для него приемлемой. А сам собор продолжил идейно-теоретическую традицию, зародившуюся

42

с христианством42.

Ряд других ученых также согласны с тезисом о преемственности христианской демократии. В своем анализе политических убеждений тех западногерманских католических культурных элит, которые не были скомпрометированы поддержкой национал-социализма, они обнаруживают непрерывность с 1920-х гг. до послевоенного периода в отношении их экзистенциальных опасений относительно большевизма43.

Акцент на преемственности важен потому, что попытка представить развитие католической политической доктрины, равно как и

42 Lehner U.L. On the Road to Vatican II: German Catholic Enlightenment and Reform of the Church. Minneapolis: Fortress Press, 2016.

43 Lehnert D., Megerle K. Politische Teilkulturen zwischen Integration und Polarisierung. Zur politischen Kultur der Weimarer Republik. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990. P. 196.

христианско-демократической идеологии с точки зрения до и после обычно приводит к ошибочному тезису, будто христианство изначально противопоставлялось демократии и лишь после принятия им либерализма стало участвовать в формировании политической повестки в Европе, создании новых институтов и механизмов. В действительности же католическая политическая доктрина была направлена в своем развитии на раскрытие и уточнение позиции, а не на ее пересмотр. Таким же образом в послевоенные годы христианским демократам, опираясь на католическое учение, удалось в наибольшей степени раскрыть для электората свое видение социального и политического устройства государства, мобилизовать избирателей и стать достойной альтернативой либерализму и социализму. Умеренная позиция, критика классового подхода, дистрибутизм, возможность для избирателя не выбирать между религиозной и политической лояльностью, как это было в первые десятилетия Королевства Италии, стали той платформой, благодаря которой партия христианских демократов доминировала в политической системе республики.

Таким образом, основные успехи христианских демократов в послевоенный период можно объяснить следующими факторами:

1. Прямое указание на христианские ценности собственной политической партии, в том числе в ее названии.

2. Опора на Католическую церковь и ее учение.

3. Отсутствие препятствий со стороны Святого Престола для участия католиков в политической деятельности.

4. Успешная мобилизация католического электората, в том числе благодаря своему противопоставлению левым политическим силам.

5. Центристский характер партии, а также наличие в ее составе двух фракций, попутно сменяющих друг друга и сводящих недовольство населения, накапливающееся за очередной срок, к смене правящего крыла организации.

ЛИТЕРАТУРА

Салаконе А. Италия — «мост» между блоками во время вьетнамской войны II Современная Европа. 2017. № 3. С. 91-101.

Babiracki P., JersildA. Socialist Internationalism in the Cold War: Exploring the Second World. Dordrecht: Springer, 2016.

Baget-Bozzo G. Il partito cristiano al potere — la DC di De Gasperi e di Dossetti 1945-1954. Firenze: Vallecchi editore, 1974.

Beke W. De Christelijke Volkspartij Tussen 1945 en 1968: Breuklijnen en Pacifica-tiemechanismen in een Catch-Allpartij. Leuven: Leuven University Press, 2004.

Bösch F. Die Adenauer-CDU. Gründung, Aufstieg und Krise einer Erfolgspartei 1945-1969. Berlin: DVA, 2001.

Breccia A., Focardi G. What Modernization in Christian-Democrat Italy? The State Facing Socio-economic Transformation of 1948-1968 // Memoria y Civilización. 2018. Vol. 21. P. 1-21.

Brogi A. Taming Dissent: The United States and the Italian Centre-Left, 19481978 // Journal of Transatlantic Studies. 2016. Vol. 14. No. 3. P. 213-236.

Callot É.F. Le Mouvement Républicain Populaire. Origine, structure, doctrine, programme et action politique. Paris: Marcel Rivière, 1978.

Christian Democracy in Europe since 1945 / Eds. M. Gehler and W. Kaiser. London: Routledge, 2004.

Dagnino J. Italian Catholics and the Transit to Post-fascism, 1943-1945 // IntusLegere Historia. 2017. Vol. 11. No. 2. P. 102-121.

Damilano A. Atti a Documenti Della Democrazia Cristiana 1943-69. Roma: Edizioni Cinque Lune, 1968.

European Christian Democracy. Historical Legacies and Comparative Perspectives / Eds. T. Kselman and J.A. Buttigieg. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2003.

Foro P. Aldo Moro and the Common Good: A Christian Democrat in the Republic // Bulletin de Litterature Ecclesiastique. 2017. Vol. 118. No. 4. P. 135-152.

Ghini C. Il Voto degli Italiani. Roma: Editori Riuniti, 1975.

Giangrande A. Il Comunista Benito Mussolini. Trucco: Independently published,

2016.

Giovagnoli A. Il Partito Italiano: La Democrazia Cristiana dal 1942 al 1994. Roma; Bari: Laterza, 1996.

Guiso A. From Political Enemy to Profane Reality: the 'Friend-enemy' Relation in the Political Ideology of Italian Communists // Journal of Modern Italian Studies. 2017. Vol. 22. No. 1. P. 87-103.

Hermann H.F. Josef Müller ('Ochsensepp'): Mann des Widerstandes und erster CSU-Vorsitzender. München: Kommissionsverlag UNI-Druck, 1991.

Ivone D. Alcide De Gasperi Nella Storia Dell'Italia Repubblicana a Cinquant'anni Dalla Morte: Atti Del Convegno Di Studio. Napoli: Editoriale scientifica, 2006.

Jessop B., OverbeekH. Transnational Capital and Class Fractions: The Amsterdam School Perspective Reconsidered. London: Routledge, 2018.

Kaiser W. Christian Democracy and the Origins of European Union. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

La Rosa S. I Governi italiani dal 25 aprile 1943. [Morrisville]: Lulu.com, 2017.

Lehner U.L. On the Road to Vatican II: German Catholic Enlightenment and Reform of the Church. Minneapolis: Fortress Press, 2016.

Lehnert D., Megerle K. Politische Teilkulturen zwischen Integration und Polarisierung. Zur politischen Kultur der Weimarer Republik. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990.

Leonardi R., Wertman D.A. Italian Christian Democracy. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1989.

Letamendia P. Le Mouvement Républicain Populaire. Histoire d'un grand parti français. Paris: Beauchesne, 1995.

Malgeri F. Storia della Democrazia cristiana: Dal Centro Sinistra a gli "Anni di Piombo", 1962-1978. Roma: Cinque Lune, 1989.

Mammarella G. L'ltalia dopo il Faseismo: 1943-68. Bologna: II Mulino, 1970.

Mattone A. Il ministro Antonio Segni "agrarista". Politica e scienza giuridica nell'elaborazione della riforma fondiaria e della legge sui contratti agrari (1946-1950) // Studi Storici. 2016. Vol. 57. No. 3. P. 523-575.

MontanelliI., Gervaso R. Storia d'Italia. Vol. X: 1948-1965. Milano: Rizzoli, 2006.

Preda D. Alcide De Gasperi: federalista europeo. New York: Il Mulino, 2004.

Pridham G. The Nature of the Italian Party System: A Regional Case Study. London: Routledge, 2016.

Royce M. R. The Political Theology of European Integration: Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies. Dordrecht: Springer, 2017.

Sanfilippo M. The Origins of Catholic Sociology in Italy: The Influence of Giuseppe Toniolo // Archives de Sciences Sociales des Religions. 2017. Vol. 179. No. 3. P. 51-69.

Saresella D. The Vietnam War, the Church, the Christian Democratic Party and the Italian Left Catholics // Social Sciences. 2018. Vol. 7. No. 4. P. 1-12.

Sassoon D. One Hundred Years of Socialism: The West European Left in the Twentieth Century. London: I.B. Tauris, 2013.

Spataro L., Martini A. The Principle of Subsidiarity and the Ethical Factor in Giuseppe Toniolo's Thought // Journal ofBusiness Ethics. 2016. Vol. 153. No. 1. P. 105-119.

The Federal Republic of Germany at Fifty: At the End of a Century of Turmoil / Ed. P.H. Merkl. Dordrecht: Springer, 1999.

Tupini G. I democratici cristiani: cronache di dieci anni. Milan: Garzanti, 1954.

Turner C. The CASSIA Spy Ring in World War II Austria: A History of the OSS's Maier-Messner Group. Jefferson: McFarland, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Veen H.-J. Christlich-Demokratische und Konservative Parteien in Westeuropa. München: Schöningh, 2000.

Vössing K. How Leaders Mobilize Workers. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.

WebsterR. The Cross and the Faces. Redwood City: Stanford University Press, 1960. REFERENCES

Babiracki, P., and Jersild, A. Socialist Internationalism in the Cold War: Exploring the Second World. Dordrecht: Springer, 2016.

Baget-Bozzo, G. Ilpartito cristiano alpotere — la DC di De Gasperi e di Dossetti 1945-1954. Firenze: Vallecchi editore, 1974.

Beke, W. De Christelijke Volkspartij Tussen 1945 en 1968: Breuklijnen en Paci-ficatiemechanismen in een Catch-Allpartij. Leuven: Leuven University Press, 2004.

Bösch, F. Die Adenauer-CDU. Gründung, Aufstieg und Krise einer Erfolgspartei 1945-1969. Berlin: DVA, 2001.

Breccia, A., and Focardi, G. "What Modernization in Christian-Democrat Italy? The State Facing Socio-economic Transformation of 1948-1968," Memoria y Civilización, Vol. 21, 2018, pp. 1-21.

Brogi, A. "Taming Dissent: The United States and the Italian Centre-Left, 19481978," Journal of Transatlantic Studies, Vol. 14, No. 3, 2016, pp. 213-236.

Callot, É. F. Le Mouvement Républicain Populaire. Origine, structure, doctrine, programme et action politique. Paris: Marcel Rivière, 1978.

Dagnino, J. "Italian Catholics and the Transit to Post-fascism, 1943-1945," IntusLegere Historia, Vol. 11, No. 2, 2017, pp. 102-121.

Damilano, A. Atti a Documenti Delia Democrazia Cristiana 1943-69. Roma: Edizioni Cinque Lune, 1968.

Foro, P. "Aldo Moro and the Common Good: A Christian Democrat in the Republic," Bulletin de Littérature Ecclésiastique, Vol. 118, No. 4, 2017, pp. 135-152.

Gehler, M., and Kaiser, W. (eds.) Christian Democracy in Europe since 1945. London: Routledge, 2004.

Ghini, C. Il Voto degli Italiani. Roma: Editori Riuniti, 1975.

Giangrande, A. Il Comunista Benito Mussolini. Trucco: Independently published,

2016.

Giovagnoli, A. Il Partito Italiano: La Democrazia Cristiana dal 1942 al 1994. Roma; Bari: Laterza, 1996.

Guiso, A. "From Political Enemy to Profane Reality: the 'Friend-enemy' Relation in the Political Ideology of Italian Communists," Journal of Modern Italian Studies, Vol. 22, No. 1, 2017, pp. 87-103.

Hermann, H. F. Josef Müller ('Ochsensepp'): Mann des Widerstandes und erster CSU-Vorsitzender. München: Kommissionsverlag UNI-Druck, 1991.

Ivone, D. AlcideDe GasperiNellaStoriaDell'ItaliaRepubblicana a Cinquant'anni Dalla Morte: Atti Del Convegno Di Studio. Napoli: Editoriale scientifica, 2006.

Jessop, B., and Overbeek, H. Transnational Capital and Class Fractions: The Amsterdam School Perspective Reconsidered. London: Routledge, 2018.

Kaiser, W. Christian Democracy and the Origins of European Union. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

Kselman, T., and Buttigieg, J. A. (eds.) European Christian Democracy. Historical Legacies and Comparative Perspectives. Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press, 2003.

La Rosa, S. I Governi italiani dal 25 aprile 1943. [Morrisville]: Lulu.com, 2017. Lehner, U. L. On the Road to Vatican II: German Catholic Enlightenment and Reform of the Church. Minneapolis: Fortress Press, 2016.

Lehnert, D., and Megerle, K. Politische Teilkulturen zwischen Integration und Polarisierung. Zur politischen Kultur der Weimarer Republik. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990.

Leonardi, R., and Wertman, D. A. Italian Christian Democracy. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 1989.

Letamendia, P. Le Mouvement Républicain Populaire. Histoire d'un grand parti français. Paris: Beauchesne, 1995.

Malgeri, F. Storia della Democrazia cristiana: Dal Centro Sinistra a gli "Anni di Piombo", 1962-1978. Roma: Cinque Lune, 1989.

Mammarella, G. L'ltalia dopo iIFaseismo: 1943-68. Bologna: II Mulino, 1970. Mattone, A. "Il ministro Antonio Segni "agrarista". Politica e scienza giuridica nell'elaborazione della riforma fondiaria e della legge sui contratti agrari (1946-1950)," Studi Storici, Vol. 57, No. 3, 2016, pp. 523-575.

Merkl, P. H. (ed.) The Federal Republic of Germany at Fifty: At the End of a Century of Turmoil. Dordrecht: Springer, 1999.

Montanelli, I., and Gervaso, R. Storia d'Italia, Vol. X: 1948-1965. Milano: Rizzoli,

2006.

Preda, D. Alcide De Gasperi: federalista europeo. New York: Il Mulino, 2004. Pridham, G. The Nature of the Italian Party System: A Regional Case Study. London: Routledge, 2016.

Royce, M. R. The Political Theology of European Integration: Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies. Dordrecht: Springer, 2017.

Salakone, A. "Italiia — 'most' mezhdu blokami vo vremia v'etnamskoi voiny," Sovremennaia Evropa, No. 3, 2017, pp. 91-101.

Sanfilippo, M. "The Origins of Catholic Sociology in Italy: The Influence of Giuseppe Toniolo," Archives de Sciences Sociales des Religions, Vol. 179, No. 3, 2017, pp. 51-69.

Saresella, D. "The Vietnam War, the Church, the Christian Democratic Party and the Italian Left Catholics," Social Sciences, Vol. 7, No. 4, 2018, pp. 1-12.

Sassoon, D. One Hundred Years of Socialism: The West European Left in the Twentieth Century. London: I.B. Tauris, 2013.

Spataro, L., and Martini, A. "The Principle of Subsidiarity and the Ethical Factor in Giuseppe Toniolo's Thought," Journal of Business Ethics, Vol. 153, No. 1, 2016, pp. 105-119.

Tupini, G. I democratici cristiani: cronache di dieci anni. Milan: Garzanti, 1954. Turner, C. The CASSIA Spy Ring in World War II Austria: A History of the OSS's Maier-Messner Group. Jefferson: McFarland, 2017.

Veen, H.-J. Christlich-Demokratische und Konservative Parteien in Westeuropa. München: Schöningh, 2000.

Vössing, K. How Leaders Mobilize Workers. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.

Webster, R. The Cross and the Faces. Redwood City: Stanford University Press,

1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.