Научная статья на тему 'Христианские сюжеты в современном западном кинематографе'

Христианские сюжеты в современном западном кинематографе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1089
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юрикова А. В.

Рассматриваются постановка религиозной (христианской) темы в современном западном кино, основные аспекты репрезентации христианства в кино в начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианские сюжеты в современном западном кинематографе»

2. Стил Дж. Основы критического мышления: междисциплинарная программа / Дж. Стил и др. - М., 1997. - С. 35.

3. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб., 2000. - с.56.

4. Шумилова О.Н. Формирование геоэкологических понятий у учащихся в школьном курсе «География России»: автореф. дисс. ... канд. пед.наук / О.Н. Шумилова. - Н.Новгород, 2009. - 23 с.

ХРИСТИАНСКИЕ СЮЖЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

© Юрикова А.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Рассматриваются постановка религиозной (христианской) темы в современном западном кино, основные аспекты репрезентации христианства в кино в начале XXI века.

Кинематограф является массовым искусством, в котором наиболее ярко выражено современное мировоззрение, с другой стороны, кинематограф способен изменять представления людей о мире, в том числе и религии. В результате, кино является хорошим предметом для рассмотрения роли религиозной темы в современном мире. Работа сосредоточена на аспекте функционирования кинематографа в начале XXI века, а именно особенностях репрезентации христианства.

В начале XXI века режиссеры все чаще говорят о Боге. Вопрос о резком возникновении внимания к религиозной тематике, на мой взгляд, может дискутироваться, так как религия буквально с рождения кино присутствовала в картинах. Вместе с тем тенденция современного мирового общества к религиозной тематике неоспорима. Герои современных фильмов священнослужители, верующие, атеисты, а темы - проявления божественного и дьявольского. В ответ на вызовы времени кинематографисты обратились к отношениям человека с собой, с богом. Невозможность и необходимость жизни «с поиском ответов на вопросы о Боге», трудности на этом пути, попытка устоять на привычных основаниях веры - все это в той или иной степени присутствует во многих картинах. Достаточно привести примеры картин: «Пророк» Жака Одиара, «Ад Анри-Жоржа Клузо» Сержа Бромберга, «Самсон и Дали-ла» Уорвика Торнтона, «Антихрист» Ларса фон Триера, «Вне сатаны» Брю-но Дюмона. Режиссеры в своих картинах ставят вопросы религиозно-духов-

* Магистрант кафедры Культурологии.

ного характера, органично вписывая их в повседневную жизнь человека, где религия зачастую выступает в качестве веры отдельного человека, его личных переживаний.

Одним из наиболее распространенных и действенных средств передачи информации, являются культурные проекты, в частности кино, обладая мощной силой воздействия на сознание зрителя. «Кинематограф является синтетическим искусством, массовой формой целостного освоения мира, и кино формирует картину мира и «мягкого» принуждения современного человека к требуемым действиям» [1].

Общая трансформация культуры привела к потере норм, регулирующих развитие религиозной тематики в искусстве. Репрезентация религиозного жанра определялась мировоззренческими рамками эпохи и также корректировалась в разные периоды. На современном этапе отсутствует нормативная целостность изображения религии. Таким образом, создаются картины, не имеющие пересечение с традиционной изобразительной схемой религиозного (христианского) искусства.

В свою очередь, религиозная тематика в кино может быть выражена тремя основными способами. Первый способ репрезентации состоит в том, что религиозная тема целенаправленно решается в рамках христианского мышления и истории. К первому способу относятся экранизации Ветхого и Нового Заветов, переложение библейских сюжетов в кинематографическую форму. Этот способ репрезентации зародился в немом кино, в котором сформировалось система художественных средств и приемов, которые были обращены к другим знаковым системам, в частности к живописи, иконографии, и отчасти стремлением ранних кинематографистов к исторической реконструкции [2]. Изобразительная схема Ренессанса становится предпочтительней в силу сходства с киноязыком, в плане миметической способности, нежели условные образы иконописи. Так, в кино сюжет следует повествованию Библии, в котором узнаваемы общие планы сцен «Крещения», «Въезда в Иерусалим», «Суда», «Распятия». Функция кино состояла в удовлетворении нашей потребности в «иллюзорном сходстве», с отсутствием индивидуальных особенностей и с обобщением образов. Эйкен Г, пишет, что созданный в средневековой литературе некий религиозный тип, одинаковый для всех (будь то воин, король, мужчина, женщина...), одинаковый в проявлении эфирной нежности» религиозного чувства [3, с. 612]. Этот религиозный тип используется в качестве кода для утверждения традиции христианского искусства в киноязыке. «Иуда» Роберта Карнера, «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, «Евангелие от Иоанна» Филипа Савилла, - примеры подобной репрезентации, другими словами, визуализации текста Библии, сюда можно отнести фильм М. Гиббсона «Страсти Христовы». Несмотря на выделение аспекта страдания, показывающего в произведении нехарактерный пример авторской субъективности, и некоторые исторические искаже-

ния, все произведения этого ряда отличает определенное единообразие формальных приемов, соответственно некое стилистическое единство, берущее свое начало от жанра «Страсти Христовы», зародившего ещё в момент возникновения самого кинематографа.

Второй вариант кинематографической интерпретации религиозной темы включает очень широкий жанровый и стилистический спектры, свободный выбор средств выразительности. Художественное решение репрезентации в данном случае не разрушает и не подвергает сомнению христианские моральные ценности, но вместе с тем вносит существенные правки. Репрезентация характеризуется стилистической дифференциаций, отсутствием нормы в отображении религиозного сюжета. В зависимости от специфики кинематографического направления, в рамках которого создается произведение, применяются разнообразные монтажные практики, устанавливается мера индивидуализации героев, характер актерской игры и т.д.

Отличительной характеристикой данных картин является «постановка вопроса», полагающая не просто принятие за истину христианское вероучение, но его осмысление. В определенном смысле подобные произведения демонстрируют попытки адаптации современного мышления к религиозной структуре. К данному типологическому ряду можно отнести фильмы, в которых отсутствует прямое обращение к религиозной теме, но используются коды религиозного христианского мышления, косвенно эксплуатируются его образы. Например, фильм «Я прихожу с дождем» - это психоделическиий детектив с попыткой перенесения христианских образов на современных героев. В фильме Мессия предстает воскресшим бродягой Шитао, исцеляющим прокаженных и больных, он «впитывает в свое сердце, в свое тело их мучения и боль», Мария Магдалина - наркоманкой, Понтий Пилат - корейским гангстером, а Иосиф Аримафейский - психически нездоровым детективом. Целью режиссера Чан Ань Хунга было сделать современное прочтение Нового Завета и переосмысление жанровых клише. Режиссер писал, что «тема моего фильма - агония плоти, чувства, которые человек испытывает при этом. Я всего лишь хочу, чтобы люди поняли боль, которую испытал Христос» [4].

Новые выразительные средства для представления религиозной картины мира, адаптация религиозной тематики к жанровым конструкциям пребывают в состоянии развития и получают широкое распространение в современном кино. Кинематограф критикуют за хаос религиозного мышления, отсутствие чистоты решения религиозной темы. Темы религиозного синкретизма, смешения христианских идей, ярко представляют фильмы о проблемах веры и непонимания Брюно Дюмона. Религиозный аспект первых фильмов Дюмона был в символическом сравнении человека с Иисусом Христом, сначала через название, как в «Жизни Исуса», или через поведение, как в «Человечности», последовательно раскрывая тему индивидуального духовного поиска. В фильме «Вне Сатаны» раскрывается идея пантеизма, пей-

зажи одушевлены и являются эквивалентом ментальной реальности героев. Главный персонаж живет на болотах, которые как будто наделяют его жизненной силой, в некоторой степени, его можно назвать «Святым», помогающим местным людям. В фильмах Дюмона отсутствуют настойчивые евангельские мотивы, христианская тема раскрывается через героев, их возможности к жертвенности, ощущению вины или раскаяния. В его работе «Хаде-вейх», фильме о мистическом религиозном опыте и терроре, тема религии была актуализирована, героиня фильма фанатично любила бога и нуждалась в самой сильной форме выражения верования. В этот раз вера становилась личным делом героини, чем-то недоступным нашему пониманию [5, с. 12].

Кинодраматург и теоретик один из основателей неореализма Чезаре Дза-ваттини, писал о том, что жизни человека стоит придать значение исторического события, то же самое можно сказать о религии [6, с. 15]. Но стоит понимать, что документальность экранизации бывает не только внешней событийной, но и внутренне психологической, которая может быть более действенной.

Третья модель экранизации религиозной традиции представляет собой противостоящую позицию, в которой присутствует отрицательное представление христианства. Соответственно, в большинстве случаев, в основании противоречия лежит то, что частным мотивом многих фильмов становится профанация священных предметов и культовых зданий, символов христианства. Сюда же можно отнести и неподобающее с религиозной точки зрения обращение с текстами Писания, когда они вставляются в несоответствующий контекст.

Кроме того, показательна тенденция изображения отрицательно не только священнослужителей, но и самого чувства веры. Так в фильме «Цена страсти» режиссера Мэтью Чемпена верующие и их вера не столько показываются негативными, сколько сам факт веры и религии ставится и утверждается как отрицательное явление само по себе. В процессе фильма любые проявления религиозных чувств, любые религиозные действия показываются как негативные. Автор убедительно показывает свою «точку зрения», и у зрителя не возникает возможности посмотреть на это с другой стороны. Таким образом, выходит, что религиозный человек в том и тогда оказывается положительным, когда перестаёт быть религиозным.

В истории киноискусства всегда были и будут примеры негативного отображения христианства, исходя из этого, но не стоит относить кино к одному принципу, к какому-то одному восприятию. Наконец то, что режиссеры обращаются к религиозным темам поиска веры, духовных исканий, говорит о важности данных вопросов для современного мира. Более того, мы можем говорить о волне «нового религиозного кино» (Дюмон, Кавасе, Рейгадас, Серра), режиссеры которой, продолжают традиции Дрейрера, Брессона, Пазолини.

Итак, в современном мире религия, стала великолепным поставщиком клише для кино. Но, с другой стороны, кинематограф делает то, чего другие

виды искусств лишь требуют, он вбирает в себя сущность прочих искусств, становится их наследником, использует образы другого рода в собственном режиме, наделяет мощью то, что было лишь до этого возможностью. Представленные в кино образы, символы имеют непосредственное отношение к состоянию общества. Это связано с тем, что кинематографисты представляют свой взгляд на жизнь и мир, через производство кино. Именно поэтому они автоматически вводятся в поле, связанное с развитием религиозных, семейных или других ценностей. Кинематографические картины заново предлагают переосмыслить культурно-исторические этапы, в частности жизни Иисуса Христа. И в ответ на вызовы времени кинематографисты обращались и обращаются в современно культуре к библейским темам. Ресурс кинематографа не исчерпан, и это искусство имеет огромные возможности для распространения и привлечения людей к христианских ценностям в современном мире. Возврат веры в мир - в этом сила современного кино.

Список литературы:

1. Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве [Электронный ресурс]. - М.: Смысл, 2006. - Режим доступа: http://krotov.info/ lib_sec/17_r/ryzh/ov_04. htm/

2. Ямпольский М.Б. Кино как художественная археология // Сеанс. -2010. - № 33/34.

3. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. - СПб., 1907. - 729 с.

4. Дёшин С. Я прихожу с дождем [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Cineticle. - № 4. - Режим доступа: http://www.cineticle.com.

5. Майзель Е «Хадевейх» // Искусство кино. - 2009. - № 12.

6. Делёз Ж. Кино: Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время / Пер. с фр. Б. Скуратова. - М.: Ad Marginem, 2004. - 622 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.