Научная статья на тему 'Христианские мученики в Армении: три портрета, три судьбы'

Христианские мученики в Армении: три портрета, три судьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
671
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЧЕНИК / ВЕЛИКАЯ АРМЕНИЯ / ХРИСТИАНСТВО / СУКИАС / САНДУХТ / РИПСИМЭ / MARTYR / GREAT ARMENIA / CHRISTIANITY / SANDUKHT / SUKIAS / HRIPSIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Софян Анна Борисовна

В статье рассказываются истории трех христианских мучеников, пострадавших в языческой Великой Армении в I-III вв. св. Саандухт, св. Сукиасе и св. Рипсимэ, а также анализируются сообщения о них в текстах армянских историков (Мовсеса Хоренаци, Ованнеса Драсханакертци, Агафангела). Св. Сукиас и св. Рипсимэ с ее подругами и наставницей являются общехристианскими святыми, тогда как св. Саандухт неизвестна другим церквам. Автор приводит содержание рассматриваемых преданий и поднимает вопрос об историчности персонажей. Образу св. Рипсимэ исследовательница уделяет особое внимание, рассматривая его в сравнении с образами таких целомудренных дев, как св. Ирина и св. Агния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Christian martyrs in Armenia: three portraits, three fates

The article describes hagiographical stories about three Christian martyrs, who were killed in Great Armenia under pagan rule during first three centuries St. Sandukht, St. Sukias and St. Hripsime. The author focuses on the reports about them in the texts of Armenian historians Moses Khorenatsi, Hovhannes Draskhanakertsi and Agathangelos. According to the legend of the Armenian Apostolic Church, the holy virgin-princess Sandukht was christianized by Apostle Thaddeus and executed by the order of her father, after many attempts to persuade her to renounce new faith. Holy Sukias with his companions had been killed for the Christian faith by Alani warlord king after years of reclusion in the mountains of Armenia, and the holy martyr Hripsime, who did not want to lose her chastity, with her friends and mentor Gayane were killed by the servants of the king Tiridates the Great at the beginning of the 4th century shortly before the adoption of Christianity as the national religion. While martyrs Sukias and Hripsime with their friends are the general Christian saints, St. Sandukht isn't known in Orthodox and Catholic Churches. The author retells and analyses content of the considered legends, and raises the question of the historicity of the characters. The researcher focuses on the St. Hripsime image, studying it in comparison with the images of such chaste virgins as St. Irina and St. Agnes.

Текст научной работы на тему «Христианские мученики в Армении: три портрета, три судьбы»

УДК 27-9

А. Б. Софян Христианские мученики в Армении:

ТРИ ПОРТРЕТА, ТРи СУДЬБЫ

Традиционной датой принятия Арменией христианства считается 301 г., первая половина царствования Трдата III Великого (287-330). При всей условности датировки погрешность находится лишь в пределах десятилетия: в Церковной истории Евсевия Кесарийского упоминается о войне Максимина Дазы с армянами, которые к этому времени уже приняли христианство (Euseb. HE, IX, 8, 2).

Однако, и до принятия христианства в качестве государственной религии в Армении уже существовали христианские общины, доказательством чего служит упоминание в книге Евсевия о письме александрийского епископа Дионисия (190265) «о покаянии к братьям в Армении, где епископом был Мерузан» (Eus, HE, 6.45.2). Происходили в Армении и гонения на христиан. Патриарх Армянской церкви в Константинополе Магакия (Орманян) указывает на гонения при царях Арташе-се (начало II в.), Хосрове (первая половина III в.) и Трдате III1; существует также предание о мученичестве апостола Фаддея при царе Санатруке в I в. Большинство мучеников, пострадавших в Армении до 301 г., являются общехристианскими святыми, однако многие из них неизвестны широкому кругу верующих. Кроме того, существуют также предания о неизвестных в других церквах мучениках, одной из которых является почитаемая Армянской Апостольской Церковью дева Саандухт, или Сандухт.

1 Орманян М. Армянская церковь: История. Учение. Уклад. Внутренний строй. Настоящее. Литература. Литургия. Б. м., 2006. С. 15.

га Она происходила из знатного рода. Армянская традиция

н

а делает Саандухт дочерью царя Армении Санатрука, родствен-

tj ника Эдесского царя Абгара, который, по преданию, был исце-

О лен апостолом Фаддеем и обратился в христианство (Moses

л Choren. II, 34). Предание повествует, что, когда в резиденцию

CQ

о ее отца Шаваршаван прибыл святой апостол Фаддей, Саан-g духт, услышав его проповедь, обратилась в христианство. ^ Узнав об этом, отец употребил все способы, чтобы отвра-2 тить ее от христианства, даже заключил в тюрьму, но девуш-^ ка не уступила ни мольбам, ни угрозам, тем более, что она ч не оставалась без поддержки: в тюрьме ее навещал сам Фад-^ дей, укреплявший ее веру. Так и не преуспев ни в уговорах, ни в угрозах, отец казнил дочь2.

В истории Саандухт присутствуют некоторые хронологические противоречия, связанные, прежде всего, со временем жизни девицы и других действующих лиц. Так, уже само родство Саандухт с царем Санатруком вызывает вопрос, какой из них — Санатрук I или Санатрук II — был ее отцом, и была ли она царевной? В комментариях к тексту Иованнеса Драсхана-кертци М. О. Дарбинян-Меликян указывает на царя Санатрука II (88-109)3, но в таком случае дева едва ли могла видеть св. Фаддея, чья смерть произошла не позднее 66 г.4, как не мог казнить Фаддея и сам ее отец. Если же год смерти Саандухт — 66 г., как указывает в своем «Словаре» Г. Хомизури5, то она не могла быть дочерью Санатрука, известия о котором так же противоречивы: в историографии Санатрук — сын Трдата I. Вероятно, вследствие этих и других несовпадений возникло мнение, что мученичество Саандухт — не более чем красивая легенда или предание. О ней нет сведений и в православных сборниках житий, однако это не говорит о ее абсолютной неисторичности: о Саандухт упоминают Иованнес Драсханакертци

2 Календарь праздников и памятных дат Армянской Апостольской Церкви на 2014 год / Сост. А. Меружанян. СПб., 2013. С. 99.

3 Иованнес Драсханакертци. История Армении. Ереван, 1986. С. 258, прим. 11.

4 Хомизури Г. Армянская церковь. Святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры. Словарь. М., 2007. С. 43.

5 Хомизури Г. Армянская церковь. С. 37.

девушка либо была дочерью некоего вельможи по имени Сана- к

>

либо пострадала в более позднее время. Можно также допу- к стить существование царя Санатрука I, известий о котором е

(Hovhan. Draskhanakert. Hist., 7), Мовсес Хоренаци; существует описание мученичества св. Фаддея и св.Саандухт6. Возможно, девушка либо была дочерью некоего вельможи по имени Сана-трук (имя распространенное, хотя и более редкое, чем другие),

не сохранилось. Между IV и V вв. останки св. Саандухт были обретены близ поля Шаваршаван, а в X в. там был построен

и

ныне разрушенный Нарекский монастырь7. и

В отличие от св. Саандухт, два следующих мученика, к

к

6 Мученичество св. апостола Фаддея и девы Сандухт // Полное собрание житий и мученичеств святых: В 12 т. / Сост. М. Авгерян. Т. 4. Венеция, 1810-1815. С. 14-62.

7 Календарь праздников... С. 99.

8 Существует два варианта происхождения святого Сукиаса и его сподвижников. Наиболее распространенной является версия о его аланском-осетинском происхождении, указанная Ованнесом Драсханакертци, Мовсесом Хоренаци (он называет царицу Сатеник аланской царевной, а Сукиас был ее родственником), а из ученых — Р. А. Габриелян (История Осетии по армянским источникам V-XVIII вв. Автореферат дисс. на соискание уч. степ. д.и.н. Владикавказ, 2004. С. 26; 31). В житии святого Сухия Сукиас прибывает в Армению не из аланской, а из албанской страны (имеется в виду Кавказская Албания). О царице Сатеник см.: Мовсес Хоренаци (Moses Choren. II, 50) и Ованнес Драсханакертци (Hovhan. Draskhanakert. Hist., 7) называют мужа Сатеник Арташесом. М. О. Дарбинян-Меликян в комментариях к седьмой главе «Истории» Драсханакертци указывает, что в действительности это был Трдат I (История Осетии. С. 258, прим. 4); также об отождествлении Трдата I с Арташесом упоминает и Р. А. Габриелян (История Осетии. С. 27).

о которых пойдет речь ниже, — св. Сукиас (Сухий в русской традиции) и св. Рипсимэ — упоминаются как в Армянской Р Апостольской, так и в Русской Православной церкви, усвоив- е шей греческую агиографическую традицию. Житие св. Суки- и аса в сокращенном виде (оригинальный текст на армянском . языке был опубликован в Полном собрании житий и муче-ничеств в Венеции) включил в свою «Историю Армении» Иованнес Драсханакертци (Hovhan. Draskhanakert. Hist., 7).

Св. Сукиас прибыл из аланской страны вместе со своими товарищами как родственник царицы Сатеник, жены царя Трдата I (66-88 гг.)8. В это время там уже находился другой проповедник — грек Хризос (в армянском переводе Воски),

га от которого и крестился Сукиас с товарищами. Но вскоре и Хризоса из зависти, как утверждает Драсханакертци, убива-tj ют сыновья Сатеник, а Сукиас, придя в ужас от такого злоде-О яния, бежит и скрывается на горе Джрабашх (Кёсе-даг, Сука-л вет), где в течение многих лет вместе со своими товарищами о вел крайне суровую аскетическую жизнь, питаясь травой g и водой из родника. Через много лет новый правитель ала-^ нов9 (в житии св. Сухия он назван Датианос) поручил своему 2 военачальнику Барлаху (в «Житии» Барнапасу) разыскать их ^ и убедить вернуться ко двору и прежней вере. Однако Сукиас, ч как и его товарищи, не согласился отречься от христианства, ^ и все они были убиты (Hovhan. Draskhanakert. Hist., 7).

В истории жизни и мученичества Сукиаса есть некоторые противоречия.

Прежде всего, гора Сукавет, названная так в честь мученика, находится в Турции, в провинции Алашкерт, и от «страны аланов» (а ученые видят в ней Осетию) до Сукавети большое расстояние, поэтому трудно представить, что царь отправил в такое далекое путешествие своего приближенного лишь ради того, чтобы переубедить горстку подданных, пусть даже и знатных вельмож. Во-вторых, вероятно, имеет место и хронологическая неточность, особенно в житии, где назван даже год смерти св. Сукиаса и его сподвижников — 123 или 100 (в рукописи Иверского монастыря) при том, что он отправился на гору Джрабашх при Трдате I, следовательно, не позднее 88 года, т. е. прожил он на горе не менее 12 лет. Есть основания предполагать, что в промежуток со времени крещения Сукиаса и его товарищей до их гибели смены царей не происходило, а времени прошло не так много, хотя достаточно, чтобы царь встревожился из-за отсутствия своих подданных и послал разыскать их. Военачальник же, прибыв ко двору Трдата (или, если тот уже умер к этому времени, его преемника), узнал историю Хризоса и его вельмож и уже из армянской столицы отправился дальше на поиски Сукиаса. С другой стороны, если принять, что монархи сменились, и прошло больше десяти лет, можно предположить

9 Житие святого Сухия и 16-ти его сподвижников (память 15/28 апреля) // Жития русских святых / Под ред. Н. М. Петрусенко. М., 2011. С. 204.

10 Агатангелос. История Армении. Житие и история святого Григора / Пер. с древнеармянского, вступительная статья и комментарии К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван, 2004. Имя автора в переводе с древнегреческого означает «добрый вестник», поэтому вполне возможно, что в действительности это был псевдоним, под которым скрывался человек, носивший другое имя, или группа людей (Тер-Саркисянц А. Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. М., 2008. С. 210).

11 Агафангел пишет о Диоклетиане, который искал себе жену (Agath. Passio Greg., 137-140) однако это маловероятно, поскольку тот был давно женат, и жена его Приска была жива.

12 Орманян М. Армянская церковь. С.17

|Jh

и к к

следующий вариант событий: слухи о странных людях, живу- р щих крайне суровой жизнью, случайно достигли царя аланов, С и, движимый первоначально любопытством, он поручил разы- к скать их, чтобы увидеть своими глазами и больше узнать о них, Д а упорство святых во главе с Сукиасом пробудило в военачаль- к нике гнев, который привел к убийству. и

Св. Сукиас и его товарищи особенно почитаются в Армянской Апостольской, Осетинской и Грузинской церквах, существуют иконописные изображения спутников св. Сукиаса и его самого; имя святого сохранилось в армянской фамилии Сукиасянц. и

Наиболее же известна святая дева Рипсимэ, погибшая неза- а долго до принятия Арменией христианства. Ее мученичество Р было подробно описано современником Трдата III Великого И Агафангелом10. ®

Рипсимэ была дочерью знатного человека. При всей сво- . ей необычайной красоте, которую отмечали многие, кто ее знал, девушка не пожелала жить в мире, а выбрала путь целомудрия и удалилась в горы, где жила вместе с другими такими же девами и с наставницей Гаянэ. Бежать из предместий Рима вместе со своими подругами ее вынудили преследования влюбленного в нее правителя11. После многих скитаний девы достигают столицы Армении Вагаршапата и поселяются в виноградной давильне. Патриарх Магакия предполагал, что Рипсимэ и ее подруги прибыли не из Рима через Месопотамию и Палестину, как принято считать, а прямо из смежных с Арменией провинций12. Жили они за счет продажи своего имущества и изделий одной из сестер, умевшей делать стекло. Здесь, однако, Рипсимэ тоже не удалось укрыться надолго. Убежище

га было раскрыто слугами царя Трдата, который, увидев, как пре-и красна Рипсимэ, пожелал добиться ее любви, но дева отказала tj ему и оказала отчаянное сопротивление, сражаясь, по выра-Q жению Агафангела, словно дикий зверь. Надежда царя на то, что наставница Гаянэ сможет уговорить отважную девушку, о также не сбылась: согласившись поговорить с Рипсимэ, та, л вместо того, чтобы убедить покориться, воодушевляла ее ^ не сдаваться и оставаться верной обетам, говоря на латыни, « чтобы не поняли присутствующие. Обман раскрылся, среди ^ свиты царя было несколько человек, знавших латынь, и Гаянэ ч выбили зубы и сломали челюсть камнями. л Победив царя, который, как рассказывают, был весьма силь-

ным человеком, Рипсимэ убежала из дворца и скрылась за городом, но служители царя нашли ее и убили с крайней жестокостью (Agath. Passio Greg.,, 197-198), как вскоре и ее подруг. Гаянэ также была предана смерти за то, что воспитала Рипсимэ в христианской вере. Казнь Рипсимэ, вероятнее всего, не была связана в первую очередь с верой и являлась результатом минутной прихоти оскорбленного и униженного царя или чрезмерной услужливости его придворных: в книге Агафангела нет упоминания о приказе царя казнить деву (Agath. Passio Greg., 190197). В то же время в 204 главе автор пишет: «А он, ... услышав об этом, не вспомнил о смерти св. Рипсимэ, вообразив, что она жива». Возможны два вывода: либо Агафангел забыл о том, что не упомянул о приказе Трдата казнить деву, либо вместо «не вспомнил» должно было быть написано «не знал».

Образ Рипсимэ отличается от других образов целомудренных дев, полных кротости и спасавших свое целомудрие хитростью и мольбами, либо благодаря вмешательству ангелов, как св. Ирина и св. Агния13. Девушка-борец и девушка-воин, сочетавшая с истинно женским милосердием и нежностью решительность и смелость, на наш взгляд, стали весьма важными образами для государства и народа, которому на протяжении

13 The Martyrdom of Agapê, Irenê, Chionê, and Companions // The Acts of the Christian Martyrs / Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. P. 280-293; Житие и страдание святой мученицы Агнии девы // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: В 12 кн. Кн. 5. Козельск; М., 1991-1993. С. 245-254.

всей своей истории приходилось защищать свою веру с ору- р

жием в руках. С

н

Итак, христианство проникло в Великую Армению уже к

>

в первом веке и очень скоро на территории данного государ- щ

о

ства пролилась кровь первых христианских мучеников, мно- к гие из которых стали всеобщими христианскими святыми. е

м

Информация о статье и

Автор: Софян Анна Борисовна, к. и. н., Некрасовский > педагогический колледж № 1 Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) м

Электронная почта: sofyannushka@gmail.com. Щ

Заголовок: Христианские мученики в Армении: три портрета, 8 три судьбы .

Аннотация: В статье рассказываются истории трех христианских мучеников, пострадавших в языческой Великой Армении в 1-111 вв. — св. Саандухт, св. Сукиасе и св. Рипсимэ, а также анализируются сообщения о них в текстах армянских историков (Мовсеса Хоренаци, Ованнеса Драсханакертци, Агафангела). Св. Сукиас и св. Рипсимэ с ее подругами и наставницей являются общехристианскими святыми, тогда как св. Саандухт неизвестна другим церквам. Автор приводит содержание рассматриваемых преданий и поднимает вопрос об историчности персонажей. Образу св. Рипсимэ исследовательница уделяет особое внимание, рассматривая его в сравнении с образами таких целомудренных дев, как св. Ирина и св. Агния.

Ключевые слова: мученик, Великая Армения, христианство, Сукиас, Сандухт, Рипсимэ

Источники и литература

1. Агатангелос. История Армении. Житие и история святого Григора / Пер. с древнеармянского, вступ. ст. и комм. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. — Ереван: Наири, 2004. — 336 с.

2. Габриелян Р. А. История Осетии по армянским источникам У-ХУШ вв.: Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д. и. н. — Владикавказ: Северо-осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2004. — 35 с.

3. Житие святого Сухия и 16-ти его сподвижников (память 15/28 апреля) // Жития русских святых: В 2-х т. / Под ред. Н. В. Петрусенко. Т. 1. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 204.

и 4. Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер.

и с древнеарм., вступ. статья и коммент. М. О. Дарбинян-Меликян. — & Ереван: Советакан грох, 1986. — 395 с.

§ 5. Календарь праздников и памятных дат Армянской

Апостольской Церкви на 2014 год / Сост. А. Меружанян. — СПб.: ^ Роза ветров, 2013. — 224 с.

о 6. Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с древнеарм. яз.,

л введ. и примеч. Г. Саркисяна. — Ереван: Айастан, 1990. — 291 с. ^ 7. Орманян М. Армянская церковь (История. Учение. Уклад.

^ Внутренний строй. Настоящее. Литература. Литургия). — Б. м.: 8 Арман Джилавян, Армен Джилавян, 2006. — 207 с. К 8. Тер-Саркисянц А. Е. История и культура армянского народа

^ с древнейших времен до начала XIX в. — М.: Восточная литература ^ РАН, 2008. — 686 с.

9. Хомизури Г. Армянская церковь. Святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры. Словарь. — М.: Гуманитарий, 2007. — 47 с.

Data on the article

Author: Anna Borisovna Sofyan, PhD, Nekrasov pedagogical college № 1 (Saint-Petersburg, Russia)

E-mail: sofyannushka@gmail.com

Title: The Christian martyrs in Armenia: three portraits, three fates Abstract: The article describes hagiographical stories about three Christian martyrs, who were killed in Great Armenia under pagan rule during first three centuries — St. Sandukht, St. Sukias and St. Hripsime. The author focuses on the reports about them in the texts of Armenian historians — Moses Khorenatsi, Hovhannes Draskhanakertsi and Agath-angelos. According to the legend of the Armenian Apostolic Church, the holy virgin-princess Sandukht was christianized by Apostle Thaddeus and executed by the order of her father, after many attempts to persuade her to renounce new faith. Holy Sukias with his companions had been killed for the Christian faith by Alani warlord king after years of reclusion in the mountains of Armenia, and the holy martyr Hripsime, who did not want to lose her chastity, with her friends and mentor Gayane were killed by the servants of the king Tiridates the Great at the beginning of the 4th century shortly before the adoption of Christianity as the national religion. While martyrs Sukias and Hripsime with their friends are the general Christian saints, St. Sandukht isn't known in Orthodox and Catholic Churches. The author retells and analyses content of the considered legends, and raises

the question of the historicity of the characters. The researcher focuses on p

the St. Hripsime image, studying it in comparison with the images of such C

chaste virgins as St. Irina and St. Agnes. u

Key words: martyr, Great Armenia, Christianity, Sandukht, Sukias, >

Hripsime C

References

s

H

1. Agathangelos (2004) Istoria Armenii. Jitie i istoria svyatogo Grig- y ora [The history of Armenia. Life and story of Saint Gregorius], Yerevan: e Nairi, 336 p. (in Russian) H

2. Hovhannes Draskhanakertsi (1986) Istoria Armenii [The history K of Armenia], Yerevan: Sovetakan groh, 395 p. (in Russian) S

3. Gabrielyan R. A. (2004) Istoria Osetiipo armyanskim istochnikam V-XVIIIvekov [The history of Ossetia on the Armenian sources the 5-18th p centuries], Vladikavkaz: Severo-osetinskiy gosudarstvennyiy universitet e im. K. L. Hetagurova, 35 p. (in Russian) H

4. Khomizury, G. (2007) Armyanskaya Tserkov. Svyatie, muche- ^ niki, vidnie sviaschennosluzhiteli, bogoslovi, christianskie deyateli kulturi. Slovar [The Armenian Church. Saints, martyrs, famous clergy, theologians, Christian cultural persons. Dictionary], Moscow: Humanitary, 47 p.

(in Russian)

5. Moses Khorenatsi (1990) Istoria Armenii [The history of Armenia], Yerevan: Hayastan, 291 p. (in Russian)

6. Ormanyan M. (2006) Armyanskaya Tserkov (Istoria. Uchenie. Uklad. Vnutrenniy stroi. Nastoyaschee. Literatura. Liturgia) [The Armenian Church. The history, teaching, way, internal structure, present, literature, Liturgy], s. l.: Arman Dzhilavyan, Armen Dzhilavyan. 207 p. (in Russian)

7. Rosa Vetrov (2013) Kalendarprazdnikov i pamyatnikh dat Army-anskoi Apostolskoi Tserkvi na 2014 god [The Kalendar of holidays and anniversaries of the Armenian Apostolic Church] (Ed. A. Meruzhanyan), Saint-Petersburg: Rosa Vetrov, 224 p. (in Russian)

8. Sibirskaya Blagozvonnitsa (2011) Jitie svyatogo Suhia I 16-ti ego spodvizhnikov (pamiat' 15/28 aprelya) [The life of Saint Sukias and of 16 his companions], Jitia russkikh svyatikh [The life of the Russian Saints] (ed. N. V. Petrusenko), Moscow: Sibirskaya Blagozvonnitsa, vol. 1, p. 204 (in Russian).

9. Ter-Sarkisyants A. E. (2008) Istoria i kultura armyanskogo naroda s drevneyshikh vremen do nachala XIX veka [The history and culture of Armenian people from the ancient times to the beginning of 19th century], Moscow: Vostochnaya literature, 686 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.