Научная статья на тему 'Христианские идеи в современной эстрадной музыке'

Христианские идеи в современной эстрадной музыке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
880
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовная музыка / текст / ритм / мелодия / spiritual music / a text / a rhythm / a melody

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергий Митрофанович Дергалев

Статья посвящена следующим темам: Священное Писание о назначении музыки; святоотеческие мысли о назначении музыки; важнейшие компоненты эстрадной музыки: текст, мелодия и ритм; основные направления современной эстрадной музыки; содержательный анализ современной поп-музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Christian ideas in contemporary pop music

Тhe article is devoted to the following topics: Holy Scripture about the purpose of music; patristic thoughts about the purpose of music; the most important components of pop music: text, melody and rhythm; the main directions of modern pop music; meaningful analysis of modern pop music.

Текст научной работы на тему «Христианские идеи в современной эстрадной музыке»

УДК 246.8

Протоиерей Сергий Митрофанович Дергалев, кандидат философских наук, проректор по учебной работе Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии НИУ "БелГУ",

Россия, г. Белгород, pmmc@mail.ru

Христианские идеи в современной эстрадной музыке

Аннотация. Статья посвящена следующим темам: Священное Писание о назначении музыки; святоотеческие мысли о назначении музыки; важнейшие компоненты эстрадной музыки: текст, мелодия и ритм; основные направления современной эстрадной музыки; содержательный анализ современной поп-музыки.

Ключевые слова: духовная музыка, текст, ритм, мелодия.

Archpriest Sergey M. Dergalev,

PhD,

vice-rector for academic affairs of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), associate professor of philosophy and theology department of NRU

BelSU" Russia, Belgorod, pmmc@mail.ru

Christian ideas in contemporary pop music

Abstract. The article is devoted to the following topics: Holy Scripture about the purpose of music; patristic thoughts about the purpose of music; the most important components of pop music: text, melody and rhythm; the main directions of modern pop music; meaningful analysis of modern pop music.

Key words: spiritual music, a text, a rhythm, a melody.

Чтобы правильно оценить феномен музыки, необходимо обратиться к Библии. Божественное Откровение может помочь определить истинное назначение музыки.

Уже на первых страницах Библии встречается упоминание о музыке: "Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели" (Быт. 4:21).

Ветхий Завет часто говорит о музыке. Приведем несколько цитат.

В книге Ветхого Завета "Исход" читаем: "И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море" (Исх. 14:31-15:1).

В этой же книге Ветхого Завета "Исход" читаем о песне пророчицы Мариам: "И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море" (Исх.15:20-21).

В другой книге Ветхого Завета читаем о том, как израильский царь Давид установил пение, прославляющее Господа: "И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. ... Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах, а Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея - на псалтирях, тонким голосом, Маттафия же, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия - на цитрах, чтобы делать начало. А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нем" (1 Пар. 15:16-22).

В этой же книге Ветхого Завета читаем о том, как израильский царь Давид дал наставление о содержании пения: "В этот день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его: славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его; хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа; взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его; поминайте чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его." (1 Пар. 16:7-12).

Все эти тексты говорят об одном: певцы и музыканты служили Господу. Музыка не была направлена на развлечение публики, на получение удовольствия и эстетических наслаждений, но исполнялась для прославления Всемогущего Бога.

Обратимся к текстам Нового Завета. Мы видим Христа с учениками, которые поют псалмы: "Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И, воспев, пошли на гору Елеонскую" (Мар. 14:25-27).

В Деяниях святых апостолов также находим упоминание о пении: "Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их" (Деян.16:25).

Святой апостол Павел пишет, давая наставления христианам из Ефеса, о пении псалмов и духовных песен: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа

нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием" (Еф. 5:1822).

О пении читаем у святого апостола Иакова: "Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы" (Иак. 5:13).

Удивительно, что пение должно сопровождать христианина не только в земной жизни, но и в жизни небесной. Об этом говорит книга Откровение: "И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Откр. 5:8-11).

Все вышеприведенные тексты Нового Завета рассматривают пение и музыку как способ прославления Господа, с одной стороны, и как наставление и назидание для самих верующих, с другой.

Святая Церковь с момента своего возникновения включила в богослужение пение. Большое количество Святых Отцов являлись гимнотворцами Церкви.

Наш современник, греческий священник Иоанн Фатопулос, рассуждает по этому поводу так: "Святые отцы понимали как и всю силу музыки, и все очарование, которое производит она на душу человека, так и необходимость человека выразить свои чувства в молитве с Богом не только словами, но и при посредстве музыки" [12].

В творениях святителя Василия Великого встречается следующий текст: "Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути. Итак, что же Он делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове" [1].

Святитель Григорий Нисский вторит святителю Василию: "Великий Давид примешал к нравственному учению мелодию и как бы оросил возвышенные догматы медовой сладостью, доставляющей нашей природе возможность некоторым образом созерцать и врачевать саму себя. Это врачевание состоит в гармонической соразмерности образа жизни, к которой, как мне представляется, без слов, и прибегая к загадкам, зовет нас мелодия. Быть может, музыка есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни

неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности" [3].

Музыка вполне сочетается с человеческой природой, и приятная мелодия, соединенная с духовным песнопением, способствует тому, чтобы мы могли уврачевать поврежденную грехом нашу природу. Гармония в музыке показывает нам, что наш курс лечения - нравственная и упорядоченная жизнь, и что внутреннее устроение наше не должно быть фальшивым, напротив, мы должны стремиться к обузданию страстей и пребывать в умеренности, свойственной добродетели.

Выше приведенные цитаты и размышления были посвящены происхождению музыки и ее истинному назначению. Но для научного исследования интерес представляет и современное музыкальное пространство. Многие тексты светских песен говорят не только о добре и зле, но и пробуждают интерес к вопросам веры, смысла жизни, отношения к Богу. Таким образом, современная музыка может нести более глубокую смысловую нагрузку, чем кажется на первый взгляд. Ведь как пишет учитель Церкви Тертуллиан: "Душа по природе христианка" [11].

Для того чтобы анализировать современную песенную музыку, необходимо обратить внимание на следующие критерии.

Как правило, любая песня состоит из текста, мелодии и ритма [10]. Каждый из этих компонентов несет свою нагрузку и воздействует на определенные стороны человеческой природы. Можно еще отметить, что внутреннее духовное устроение исполнителя неминуемо отражается в манере исполнения и воздействии на слушателей.

Текст чаще всего влияет на дух человека, мелодия - на душу, ритм -на тело. Хотя, если мы говорим о светских песнях, текст редко касается духа, в лучшем случае, он касается души человека.

Учтем в классификации и мнение уже вышеупомянутого греческого священника Иоанна Фатопулоса: "Во-первых, церковная музыка вокальна -это означает, что из православной службы исключены музыкальные инструменты - элемент, который вносит в музыку мирской дух и вызывает парение ума молящегося. "Те, кто празднуют, должны праздновать духовно., - говорит святитель Григорий Богослов и поэтому побуждает, -.давайте петь гимны вместо ударов в тимпан и петь песнопения вместо мелодий и песенок.". Подобным же образом учат и другие святые отцы. Использование инструментов указывает на духовное младенчество" [12].

Исходя из предложенной концепции, попытаемся классифицировать современное российское песенное творчество, содержащее христианские мотивы.

Условно можно предложить следующую классификацию:

1) эстрадные песни, в которых затрагиваются христианские мотивы;

2) рок-музыка, имеющая христианские мотивы;

3) песенное творчество, имеющее христианские мотивы душевного характера;

4) песенное творчество, имеющее христианские мотивы духовного характера.

Данная классификация не имеет универсального характера, но позволяет ориентироваться в достаточно большом пространстве современной музыки, имеющей христианские мотивы.

Для того чтобы эта классификация была понятна, приведу конкретные примеры.

1. Эстрадные песни, затрагивающие христианские мотивы: группа "Любе" - песня "Помилуй, Господи, нас грешных", Н. Носков - песня "Не осуждай меня, Господь", А.Пугачева - песня "Исчезнет грусть", С. Трофимов - песня "Родина" и др.

2. Рок-музыка, имеющая христианские мотивы: Б. Гребенщиков -песня "Город золотой"; группа "Алиса" - альбом "Сейчас позднее, чем ты думаешь"; Ю. Шевчук - песня "Господь нас уважает", "На небе вороны", а также другие песни; группа "Черный кофе" - альбом "Они бесы", альбом "Честь и верность"; группа "Наутилус Помпилиус" - песня "Апостол Андрей", "А мне снилось"; группа "Воскресение" - песня "Музыкант".

Данный список можно продолжить, но к некоторым песням, приведенным в этом списке, надо дать комментарий, чтобы можно было увидеть их духовную составляющую.

В песне, которую исполняет Б. Гребенщиков "Город золотой" (слова А. Г. Волохонского) поется о рае, в тексте можно увидеть много пересечений с книгой Откровение, хотя сам Гребенщиков принизил и исказил содержание песни, изменив слова "над небом голубым" на слова "под небом голубым". Приведем пару куплетов песни:

"Под небом голубым есть город золотой,

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, все травы да цветы;

Гуляют там животные невиданной красы.

Одно - как желтый огнегривый лев,

Другое - вол, исполненный очей;

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый" [2].

В книге Откровение в 21 главе пишется и о золотом городе, и о Христе, Который является "яркой звездой", в 4 главе той же книги: о льве, воле и орле.

Песня группы "Наутилуса Помпилиуса" "Апостол Андрей" выражает суть христианства - без несения креста спасение невозможно.

К. Никольский из группы "Воскресение" в песне "Музыкант" поет:

"О несчастных и счастливых, о добре и зле

О лютой ненависти и святой любви...".

"О несчастных и счастливых" - о неверующих и верующих, о "добре и зле" - только Евангелие позволяет нам отделить добро от зла, "о лютой

ненависти" - дьяволе, и "святой любви" - Христе, "если ты еще не слишком пьян" - погруженности в греховные страсти.

Здесь нужно сказать и о том, что многие считают рок-музыку не совсем подходящим средством для рассказа о Христе и Евангелии. С этим мнением многие согласятся, т.к. на первое место в рок-музыке выходит ритм. Но при этом уместно помнить слова протодьякона Андрея Кураева: "Через мегафоны культуры мы лучше слышим друг друга. Через ее трансформаторы мы яснее познаем мир; и репродукторы культуры порой впервые доносят до человека весть о действительном Творце. Эта техника порой страшно "фонит". Но лишь очень немногие могут лучше слышать вообще без нее" [7, с. 57]. Сам отец Андрей Кураев отрицательно относится к тяжелой рок-музыке: "Тяжелый рок находится за пределами моих вкусов. С Кинчевым -понимание между его музыкой и моим разумом моей душой пока не достигнуто" [6, с.14]. Однако Андрей Кураев считает, что Кинчев ведет настоящую миссионерскую работу среди любителей рока [6, с.15].

3. Песенное творчество, имеющее христианские мотивы душевного характера: большое количество песен О. Арефьевой, множество песен Ж. Бичевской, все творчество С. Копыловой [5], песни Ю.Славянской [9], песни протоиерея Олега Скобли [8] и др.

У музыкантов, попавших в эту группу, большое внимание уделяется мелодичности и красоте звучания песен, а также их инструментальному сопровождению.

4. Песенное творчество духовного характера: песни иерея Сергея Киселева [4], песни, исполняемые иеромонахом Романом (Матюшиным).

У исполнителей последней группы акцент в первую очередь делается на тексты, которые часто затрагивают аспекты учения о спасении и даже касаются православной аскетики. Несомненно, в данной группе необходимо выделить песенное творчество иеромонаха Романа (Матюшина), т.к. манера исполнения его столь духовна, что вызывает у многих его слушателей покаянное чувство.

Как мы видим, имеется множество христианских мотивов в современном российском песенном творчестве. На стези православного песенного творчества сегодня находится большое количество исполнителей, и каждый из нас может выбирать того, кто больше приходиться ему по душе, не забывая о том, что надо "исполняться Духа, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными" (Еф. 5:19).

Библиография:

1. Василий Великий свят. Беседы на псалмы. Беседа на первую часть первого псалма. - Режим доступа: http://krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/1_094.html

2. Волохонского А. Г. Город золотой - Режим доступа: http://songspro.ru/15/Pod-nebom-golubym-est-gorod-zolotoy/tekst-pesni-

S -prozrachnymi -vorotami-i -yarkoyu-zvezdoy

3. Григорий Нисский свят. Толкование к надписаниям псалмов. - Режим доступа: http://www.frateroleg.name/library/gregniss.htm

4. Киселев Сергий, иерей Архив песен. - Режим доступа: http://predanie.ru/muz/pesni-kanty/ierrei-sergii-kiselev/

5. Копылова С. Архив песен. - Режим доступа: http://azbyka.ru/audio/muzyka-i -pesni/svetlana-kopylova-pritchi.html

6. Кураев А. дьяк. Рок и миссионерство. - М.: Эксмо, 2004. -384 с.

7. Кураев А. дьяк. Школьное богословие. - М.: Благовест, 1997.- 312 с.

8. Скобля Олег, прот. Архив песен. - Режим доступа: http://predanie.ru/muz/avtorskaya_pesnya/oleg_skoblia/

9. Славянская Ю. Архив песен. - Режим доступа: http://predanie.ru/muz/estradnaya_pesnia/yulia_slavianskaya/

10. Трахзель-Паули Э. Духовная музыка. - Режим доступа: http://www.pukhovachurch.org.ua/library/Library/Collection/Duhovnaja% 20muzyka.htm

11. Тертуллиан К.С. Апология. - Режим доступа: http://www.biblestudy.ru/lib/patrologia/27383-apologiya-tertullian

12. Фатопулос Иоанн, свящ. Византийское пение сегодня. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/1870.htm

Колесников Сергей Александрович, доктор филологических наук, проректор по научной работе Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), профессор Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина

Россия, г. Белгород skolesnikov2015@yandex.ru

Современная теология: быть или не быть... (аспекты богословской миссии в диалектической парадоксологии Карла Барта)

Аннотация. В статье рассматривается проблема теологического существования на материале философско-богословских исследований Карла Барта. В контексте заявленной проблематики выявляется параметрический комплекс теологического исследования, который являлся ведущим для профессиональной деятельности К. Барта. Органическое слияние теологии и экзистенции, которое осуществил в своей профессиональной деятельности К. Барт, определило систему ценностей "теологического существования":

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.