ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2017 Философия. Психология. Социология Выпуск 1
УДК 281:2:316.32
DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-115-122
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ЕЕ СУЩНОСТЬ, ТРАДИЦИЯ АНДРОЦЕНТРИЗМА И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Семенова Вера Эдуардовна
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Семенова Лидия Эдуардовна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
(Мининский университет)
В статье рассматривается специфика и сущность христианской церкви как одного из знаковых и весьма востребованных социальных институтов современного, западного и российского общества. В ходе изложения материала авторы анализируют ее главные функции, основные характеристики и роль христианской церкви в мире, которую она играла в истории и играет в настоящее время в связи с противоположными по своей сути процессами сакрализации и секуляризации. Также предпринимается попытка осмыслить отдельные неоднозначные по своему содержанию и выводам философские позиции по данному теоретическому вопросу. В статье излагается точка зрения на церковь, получившая всеобъемлющую разработку в рамках теоретических изысканий феминизма, постфеминизма и тендерной теории, согласно которой данный социальный институт традиционно является андроцентристким, позиционирующим женщину и женское в качестве вторичного, подчиненного мужскому. Авторы приводят различные доводы как ярых противников, так и сторонников решения «женского вопроса» в христианской церкви и факты, свидетельствующие о наметившихся в последнее время реальных позитивных изменениях в решении данной актуальной проблемы. Делается вывод о противоречивой, неоднозначной роли христианской церкви в жизни современного общества и необходимости обновления ее позиции по вопросам тендерного равенства.
Ключевые слова: христианская церковь, современное общество, социальный институт, тендерное неравенство, андроцентризм, женское священство.
CHRISTIAN CHURCH IN THE MODERN WORLD: ITS NATURE, TRADITION OF ANDROCENTRISM AND NEW TRENDS
Vera E. Semenova
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
Lidya E. Semenova
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
The article deals with the specificity of the Church as one of the social institutions of modern intensively developing Western and Russian society. The authors analyze its main functions, the main characteristics and the role of the Church in the world, which it played in the history and plays in our days in connection with the processes of sacralization and secularization. Individual represents a summary of ambiguous philosophical positions on this issue. Article Sets out a point of view on the Church, which was developed in the feminist discourse, post-feminist and gender theory. According to this theory social institution of a Church is traditionally androcentric, and puts woman to the second place, after man. Authors give arguments both of opponents and supporters of the decisions of the «women's question» in the space of the Church and evidence of emerging positive changes in this relevant issue. The conclusion is the contradictory role of the Church in modern society and the necessity to update the androcentric position on gender equality.
Keywords: Christian church, modern society, a social institution, gender inequality, androcentrism, female priesthood.
© Семенова В.Э., Семенова Л.Э., 2017
Современная модель развития западноевропейского и российского общества вступила в период глубоких кризисных процессов, обусловливающих подчас радикальные трансформации, осознание неизбежности которых вынуждает политические элиты Запада и России осуществлять поиск точек опоры, позволяющих сделать эти процессы менее разрушительными для сложившегося мироустройства. При этом в поиске спасительных рецептов взоры политиков и государственных деятелей часто обращаются к историческому наследию как носителю зарекомендовавших себя институций, которые могут эффективно сработать и в настоящем, позволив сэкономить время, интеллектуальные усилия и материальные затраты на поиски неиспробованных, а потому сомнительных ресурсов.
Одним из таких традиционных социальных институтов, ассоциирующихся со стабильностью и выступающих в качестве оплота существующего миропорядка, является церковь. И именно эта особенность церкви делает ее чрезвычайно востребованной в современной России, нуждающейся в сохранении едва созданного общественного уклада, претендующего на преемственность с дореволюционным прошлым, когда христианская церковь действительно играла ключевую роль в социальной структуре.
Чтобы решить вопрос о правомерности возлагаемых на церковь ожиданий в плане ее способности решить возникающие в наши дни общественные проблемы, необходимо осуществить социально-философский анализ этого социального института, вскрыть его сущностные составляющие и специфику бытия в современном мире.
Сегодня церковь часто осмысляется в виде сложной централизованной и иерархической системы религиозных организаций, деятельность которых предполагает сохранение, воспроизведение и распространение религии, являющейся составным элементом духовной культуры общества. В то же время, принимая во внимание предлагаемую современной гуманитарной наукой трактовку понятия социального института, вполне правомочно отнести церковь к одному из таковых. Напомним, что под социальным институтом принято понимать те элементы организованной структуры общества, которые управляют процессами социальной жизни людей, обеспечивая тем самым стабильность общественной системы и ее дальнейшее развитие [1]. Считается, что в социальных институтах кристаллизована совокупность различных социальных норм и ценностей, которые выступают своеобразными трансляторами культурного опыта, играющими ключевую роль в конструировании социального мира [2]. И в этом смысле церковь, регламентирующая жизнедеятель-
ность людей и структурирующая общество на группы верующих и не верующих в Бога, наделяемых неравными статусами и ролями [3], выступает одним из социальных институтов.
Что же касается религии, то ее принято считать одним из типов мировоззрения и формой общественного сознания, особенностью которой является вера в сверхъестественное. При этом важно подчеркнуть, что религия зародилась задолго до появления церкви. Это, в частности, подтверждает структура самой религии, в которой наряду с религиозным сознанием и религиозной деятельностью, составным элементом в качестве религиозной организации выступает церковь.
Как социальный институт церковь характеризуется рядом признаков, наиболее знаковыми из которых являются профессиональное духовенство, формируемое на основе принципа иерархии, а также наличие разработанного догматического учения и канонического культа. Кроме того, церковь представляет собой и юридическое лицо, обладающее собственностью [4].
Осмысление сущности церкви предполагает анализ ее структуры, имеющей весьма сложный характер. В частности, внутри церкви структурируются различные взаимодействующие подсистемы, существующие на основе деятельности разнообразных учреждений и организаций, тоже имеющих статус социальных институтов, а именно духовенство, как управляющее образование, и паства, четко вписывающаяся в сконструированное церковными иерархами на основе догматических религиозных норм и санкций бытийное пространство. К тому же эти подсистемы характеризуются собственной внутренней структурой, не свободной от иерархии и регламентации.
История христианской церкви показывает, что ею пройден долгий путь развития — от отдельных общин и объединений до социального института, оформление которого началось в 1-П вв. н.э. на территории Римской империи в связи с закреплением социальных функций в отношении общей собственности духовенства и мирян, приведшего к возникновению строгой дифференциации их прав и обязанностей. Завершился же он примерно в V в. н.э. Такая длительность указывает на факт сложности данного процесса, осуществлявшегося в тесной взаимосвязи с оформлением общественного и государственного устройства Древнего Рима.
Заинтересованность государства в христианской церкви связана с теми социальными функциями, которые она осуществляет в качестве социального института. При этом данные функции структурируются в целостную систему, цель которой — отстаива-
ние приоритетной роли церкви в обществе, противодействие секуляризации и атеизму. Рассмотрим наиболее знаковые для общества функции церкви.
В первую очередь к ним относится социально-политическая. Она реализуется на основе разработки, совершенствования и распространения собственной социальной доктрины, посредством чего церковь занимает в обществе не только социальную, но и, в отличие от религии, политическую позицию. В соответствии с религиозными моральными нормами церковь пытается регулировать социальное поведение верующих [5]. Подобная миссия имеет скрытый политический подтекст, поскольку вполне востребована государством, призванным обеспечить порядок, отвечающий собственным интересам, которые могут расходиться с приоритетами общества и личности. На наш взгляд, деятельность церкви делает паству более терпимой к существующей стратификации и социальным проблемам. Политическая составляющая деятельности церкви, как правило, обнаруживается в поддержке существующего строя и экономического курса государства.
Церковь реализует и мировоззренческую функцию, возможность осуществления которой во многом обусловлена лояльностью государства. Основная цель этой функции — возвышение авторитета религиозной идеологии в обществе, обращение в религиозную веру инакомыслящих. Посредством религиозно-пропагандистской, информационной и учебно-воспитательной деятельности церковь убеждает верующих и колеблющихся в том, что религия — это единственно верное мировоззрение [6]. Для носителя такого мировоззрения мир предстает неизменным, что делает картину реальности достаточно консервативной, а мышление человека ригидным. В этой связи не случайно, что церковь является одним из главных поборников традиций вне зависимости от их содержания и роли в жизни людей, поддерживающим установленный социальный порядок и структуру, что свидетельствует о тесной связи с ее социально-политической функцией.
Принятие верующим мира таким, каким он создан Богом, церковь пытается компенсировать за счет формирования у них уверенности в загробном воздаянии. За терпение и страдание, следование божественным заповедям обещается вечная райская жизнь души. Поэтому уверенный в том, что Бог его не оставит и отблагодарит за все мучения, верующий с большей долей смирения и радостью готов переносить социальную несправедливость («Бог терпел и нам велел»). В этом состоит компенсаторная функция церкви как социального института [6].
Заслугой церкви является осуществление интегрирующей функции, реализующейся посредством объединения своих приверженцев под эгидой общих
религиозных идей, святынь, ритуалов [5]. Такое единение способствует укреплению структуры общества, ибо создает незыблемые основы социального бытия.
Церковь выполняет и морально-этическую функцию, направленную на распространение религиозной морали, как обобщенной версии общечеловеческих норм и ценностей. В этом контексте можно говорить о позитивном влиянии церкви на общество.
Важной для общества является также и миротворческая функция христианской церкви. Она основана на теологии мира, истоки которой обнаруживаются в Библии, призывающей к миру между народами [6].
Выполняет церковь и культуротранслирующую функцию, внося существенный вклад в развитие цивилизации. История свидетельствует об участии христианской церкви в продвижении многих знаковых открытий и культурных явлений, определивших специфику бытия современного общества (достаточно вспомнить хотя бы монахов Кирилла и Мефо-дия — создателей старославянской азбуки и языка).
Однако в настоящее время при повсеместном распространении прагматических ценностей отношение у наших соотечественников к христианской церкви становится неоднозначным. Так, с одной стороны, российская молодежь характеризуется наличием преимущественно аморфных религиозных представлений и отсутствием ярко выраженного интереса к церковной жизни [7]. Более того, некоторые молодые люди весьма скептически настроены относительно своих верующих современников и даже в случае признания себя истинно верующими большей частью оказываются псевдорелигиозными [8]. Но вместе с тем обращает на себя внимание факт отсутствия даже в подростковой среде, обычно известной своей нетерпимостью ко всем, кто не вписывается в ее стандарты, негативного отношения к сверстникам — носителям христианского мировоззрения [9].
Итак, выполняемые христианской церковью функции определяют ту роль, которую она играет в современном обществе. С нашей точки зрения, к анализу специфики этой роли необходимо подходить диалектически, что, в частности, предполагает ее осмысление в качестве противоречивой, неоднозначной, определяемой в контексте неравномерных и тесно связанных друг с другом процессов сакрализации и секуляризации, приводящих как к положительным, так и к отрицательным последствиям для общества.
Резюмируя, подчеркнем, что христианская церковь пребывает в системе сложных, противоречивых отношений с государством и обществом, поскольку одновременно выступает как фактор стабилизации
существующей властной структуры, и вместе с тем способна заявить о себе как о преобразующем факторе, побуждающем общество двигаться в направлении достижения более высоких нравственных стандартов. Именно баланс консервативного и прогрессивного и определяет ту роль, которую церковь на протяжении всего своего существования играет в мире.
Осознание данного факта приводит нас к пониманию причин возникновения неизбежного научно-философского интереса к христианской церкви и религии, а также появления подчас шокирующих и одиозных позиций на сей счет. Среди таковых выделяются идеи Ф. Ницше о смерти Бога, призванные помочь осознать бесплодность созданного церковью христианского учения («Бог задохнулся в богословии, нравственность — в морали» [10, с. 321]), а также ставшие идеологией для советского государства и определившие на 70 лет активную или же латентную борьбу с религией и церковью мысли К. Маркса об истинной миссии религии, которая состоит в «компенсации» страха человека перед неконтролируемыми природными и общественными силами и сокрытии несправедливости эксплуатации классового общества [5].
В XX в., особенно во второй его половине, церковь сталкивается еще с одним серьезным вызовом, каковым явилось женское движение и возникший на его основе феминизм с альтернативным подходом к осмыслению социальной реальности [11], который трансформировался в наши дни в постфеминизм и тендерную теорию. Множество критических замечаний в адрес церкви, как, впрочем, и других андро-центричных социальных институтов (например армии [12]), начали высказываться в связи с поддерживаемой и распространяемой дискриминационной политикой в отношении женщин, основанной на признании женщины.
На наш взгляд, анализ содержания христианства и других известных религий позволяет убедиться в том, что по своей сути они являются патриархатны-ми и андроцентристскими [13]; таким образом, как утверждала К. Миллетт, «патриархат всегда имел на своей стороне Бога» [14, с. 167].
Особенно четко это прослеживается в христианском мифе о грехопадении. С точки зрения К. Миллетт, приговор, вынесенный Еве, является политическим и представляет собой удачное «объяснение» зависимого положения женщин, становясь самым веским аргументом патриархатной традиции на Западе, согласно которой мужчина господствует над женщиной и в семейной, и в общественной жизни [14]. Другими словами, этот миф знаменует собой историческую победу патриархата, после которой женщина в лице Евы, по образному выражению М. Лютера, становится «блудницей чертовой» [13],
а при определенных обстоятельствах объявляется ведьмой, на которую открывается охота и чье убийство провозглашается богоугодным делом [15].
Феминистская ревизия теологии показала, что традиционные религии разных стран сыграли немаловажную роль в формировании тендерных стереотипов, дискриминирующих женское на фоне мужского вне зависимости от их расы, этноса и религиозной принадлежности. Культ Девы Марии с этой точки зрения возник из необходимости мужского духовенства реинтерпретировать древние образы «матерей-воительниц», праславянских «дев-богатырок», подавляя тем самым активное женское начало [16].
Огромную роль в закреплении этих канонов сыграл христианский идеал непорочного зачатия и рождения. Так происходило божественное освящение нерушимости бинарной оппозиции ментального, логического, мужского творческого рождения как идеального культуросоздающего и физиологического, природного, женского реального рождения как греховного, порочного [16].
Подтверждением относительного постоянства следования церковью укорененной традиции и в наши дни могут служить слова священника РПЦ Сергия Свешникова о том, что «в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций или сословий в рамках земной истории», церковь провозглашает «Христову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться и мужеский пол, и женский, и раб, и свободный, и белокожий, и чернокожий христианин» [17].
Однако следует подчеркнуть, что дискриминационные христианские практики в отношении женщин были канонизированы не сразу. До момента становления церкви в качестве социального института, воспроизводящего патриархатную идеологию, женщины занимали видную позицию в жизни первых христианских общин. В частности, об этом свидетельствует Священное писание, обозначающее Марию Магдалину в качестве одной из самых преданных последовательниц Христа, которой он первой явился после своего воскрешения. К Марии — матери Иоанна — после спасения из заточения приходит Петр и застает в ее доме людей, молящихся о нем, что является описанием одного из первых молитвенных собраний, зафиксированных в Писании. Еще одна известная из Библии женщина — Лидия, богатая предпринимательница, самостоятельно ведущая торговые дела после смерти мужа, которая принимает крещение от Павла и становится во главе одной из первых в Европе христианских общин. Именно эти и подобные им примеры из священных текстов вызывают вопросы относительно исключения женщин из активной церковной жизни в каче-
стве знаковых субъектов [16]. Все чаще раздаются голоса уже не только феминистских теоретиков в области альтернативной теологии, но и обычных женщин о необходимости пересмотра существующей традиции определения представительниц их пола лишь в виде вспомогательных, обслуживающих потребности мужского духовенства, о желании иметь возможность напрямую говорить с Богом и быть им услышанными.
Подобная тенденция, с нашей точки зрения, не случайна. Дело в том, что христианская церковь, всю историю своего существования идущая рука об руку с государственной институцией, воздействовала на государство и в то же время испытывала обратное влияние с его стороны. В этой связи демократические и гуманистические тенденции, характерные для общества конца XX - начала XXI в., неизбежно отразились и на христианской церкви, разные ветви которой в силу своих особенностей вынуждены действовать в той или иной степени созвучности с вызовами современности, не имея возможности их полного игнорирования.
Один из злободневных вопросов, который все чаще общественность ставит перед христианской церковью, — это вопрос о женском священстве.
Обычно против женского священства выдвигается несколько аргументов. Во-первых, согласно А. Кураеву, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя... Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа.... Поэтому священнический архетип (первообраз) — мужской, а не женский» [18].
Вторым приводимым церковью аргументом выступает тот факт, что священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.
Еще одним важным основанием при отказе женщинам в статусе священника является отсутствие идеи женского священства в церковном предании. Вот как об этом говорит профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов: «Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов... <...> В этот век мы видим ... другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария
Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства... <...> Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства» [18].
Однако, несмотря на отсутствие в знаковых христианских источниках прямых указаний на женское священство, к последнему десятилетию XX в. оно было введено в большинстве англиканских церквей, которые отступают от апостольских установлений и по другим вопросам. Некоторые подвижки в этом плане намечаются сегодня и в католической церкви. Так, Папа Римский Франциск, выступая перед участницами совещания руководительниц женских католических организаций, состоявшегося 12.05.2016 в ватиканском Зале аудиенций имени Павла VI, объявил о планах создания комиссии по изучению вопроса о возможности посвящения женщин в сан дьякона. «Церковь нуждается в том, чтобы женщины принимали более активное участие в процессе принятия решений. Они даже могут возглавлять ведомство в Ватикане... И этот рост роли женщин в жизни церкви — это не феминизм, а право всех крещеных людей, мужчин и женщин», — отметил понтифик [19]. Еще ранее, в феврале 2015 г., на пленарной сессии папского совета по культуре, проходящей в Ватикане на тему «Женские культуры: равенство и разница», Папа Франциск говорил о необходимости преодоления стереотипов, согласно которым мужчина и женщина противостоят друг другу, и принять модель, основанную на взаимности в равноправии и в различиях. По мнению понтифика, женщинам пора почувствовать себя не гостьями, а полноправными участницами в различных сферах общественной и церковной жизни. При этом глава католической церкви подчеркнул, что этот вопрос безотлагателен, а к теме равенства и различий не следует подходить с точки зрения идеологии, поскольку она мешает адекватно воспринимать реальность [19].
Стоит отметить, что идея значительной модернизации католической церкви, инициируемая понтификом, продиктована соответствующей оценкой ситуации, сложившейся в христианской церкви и мире. Дело в том, что в последнее время католический мир столкнулся с нехваткой кадров священнослужителей-мужчин, и именно «кадровый голод» заставляет церковь прибегнуть к резервной силе — женщинам. Кроме того, такой шаг не противоречит церковной традиции, ибо в раннем христианстве до VIII в. существовали дьякониссы — женщины-дьяконы. И хотя историки пока не могут прийти к однозначному мнению относительно их статуса и
роли, данный низший священный сан может позволить женщинам помогать в ходе богослужений священникам и епископам, а по поручению священника совершать и некоторые обряды, такие как крещение и заключение церковного брака [19].
В то время когда католическая церковь обсуждает возможность активного участия женщин в церковной жизни, а во многих протестантских церквях уже разрешено посвящение женщин не только в дьяконский, но и в священнический и епископский сан, РПЦ придерживается иной позиции, объясняя ее необходимостью сохранения чистоты религиозных традиции. Игнорируя объективные факты общественной динамики, приведшие к изменению поляризации «мужского» и «женского» с четким разграничением данных сфер, православная церковь пытается сохранить стереотипы взаимодействия женщин и мужчин как в церковной, так и в светской жизни. Именно с этой целью РПЦ использует различные СМИ, например журнал «Фома», где нередко ссылается на мнение популярных и авторитетных женщин, чья риторика так или иначе поддерживает патриархатные нормы: «Женщина должна петь славу своему мужчине и должна быть под его властью, и это ее нисколько не принижает. Это — нормально. К сожалению, только приходя в Церковь, женщины начинают без комплексов воспринимать свою "вто-ростепенность" и перестают пытаться занять главенствующее место. В жизни женщины зачем-то все время стараются быть умнее, сильнее мужчин. Но женщине это тяжело, она перестает быть женщиной, если начинает соперничать с мужчиной. К счастью, есть такие места, как Церковь, где сохранился правильный порядок вещей» (Анна Ковальчук, актриса театра Ленсовета) [20].
Резюмируя изложенное выше, отметим, что, выступая в качестве социального института, отделенного от государства, христианская церковь продолжает играть достаточно активную роль в жизни общества; значение ее противоречиво и неоднозначно. Мы полагаем, что только переосмысление женской субъектности в церковной и светской культуре и внедрение идей тендерного равенства в практику социального бытия будет способствовать решению ряда насущных общественных проблем и позволит предотвратить появление новых опасных язв на теле современного общества. Полагаем, что немалую роль в содействии этим позитивным процессам может сыграть именно христианская церковь, объявляющая себя оплотом нравственности и общечеловеческих ценностей и сохраняющая весомый авторитет у значительной части населения.
Список литературы
1. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 13-19.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
3. Основы религиоведения / под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994. 368 с.
4. Самыгин СИ., Нечипуренко В.И., Полонская ИИ. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 672 с.
5. СмелзерН. Социология. Ростов-н/Д.: Феникс, 1994. 688 с.
6. Добрускин МЕ. Осоциальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) // Библиотека Гумер - православие. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Articl e/Dobr_SocFunk.php (дата обращения: 01.06.2016).
7. Клинецкая Н.В. Религия и политическое сознание учащейся молодежи (по результатам социологического исследования студентов Санкт-Петербурга) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 3(23).
С. 116-121.
8. Семенова Л.Э., Чевачина A.B., Семенова В.Э. Тендерная специфика представлений современной российской молодежи о религии и мотивах обращения к ней // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. Ч. 3. URL: http://www.science-education.ru/131-23343 (дата обращения: 30.06.2016).
9. Гапонова CA., СивковаМ.Б. Особенности положения в классном коллективе подростков-переселенцев, воспитывающихся в семьях с христианскими традициями // Вестник Мининского университета. 2013. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/osobennost i-polozheniya-v-klassnom-kollektive-podr/ (дата обращения: 11.06.2016).
10. ХайдеггерМ. Ницше. Т. 1. СПб.: Владимир Даль, 2006. 608 с.
11. Семенова В.Э., Семенова Л.Э. Социальная утопия и феминизм: мы рождены, чтоб сказку сделать былью? // Женщина в российском обществе. 2013.
№ 1. С. 45-52.
12. Семенова В.Э., Семенова Л.Э. Армия и маскулинность в контексте патриархатной системы современного общества // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 1(25). С. 38-45. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-1-38-45.
13. Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Образ женщины в религиях мира // Сборник научных трудов: соци-ально-психологические проблемы / под ред. Л.Э. Семеновой. Н. Новгород: НФМРЭП, 2002. С. 239-250.
14. Миллетт К. Сексуальная политика // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147-172.
15. Семенова В.Э. Философско-теологические основания средневековой охоты на ведьм: тендерный ракурс проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1.4. 1. URL:
http ://www. science-education.ru/ru/article/ view?id=18997 (дата обращения: 24.06.2016).
16. Суковатая В А. Феминистская теология и тендерные исследования в религии: перспективы новой духовности // Общественные науки и современность. 2002. №4. С. 183-192.
17. Свешников С. О роли женщины в Церкви // Образовательный портал «Слово». 2010. 29 ноября. URL: http://www.portal-slovo.ru/theology/43702.php (дата обращения: 01.06.2016).
18. Данилова Ю. Почему? О женщине в Церкви // Нескучный сад. 2006. № 5. URL: http://www.pravmir.ru/pochemu-o-zhenshhine-v-cerkvi/ (дата обращения: 01.06.2016).
19. Папа Франциск намерен изучить вопрос о женщинах-дьяконах в Католической церкви // NEWSru.com: Религия и общество. 2016. 13 мая. URL: http://www.newsru.com/religy/13may2016/ diakonissenfrage.html (дата обращения: 11.06.2016).
20. Роль женщины в церкви // Фома. 2007. № 4(48). С. 4-7. URL: http://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html (дата обращения: 01.07.2016).
Получено 28.07.2016
References
1. GlotovM.B. [Social Institution: Definition, Structure, Classification], Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Research], 2003, no. 10, pp. 13-19. (In Russian).
2. Andreeva G.M. Psihologiya sotsialnogopoznaniya [Psychology of Social Cognition]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2000, 288 p. (In Russian).
3. Osnovy religiovedeniya [The Basics of Religion], Moscow, Vyshaya shkola Publ., 1994, 368 p. (In Russian).
4. Samyigin S.I, Nechipurenko V.I., Polonskaya I.N. Religiovedenie: sotsiologiya i psihologiya religii [Religious Studies: Sociology and Psychology of Religion], Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996, 672 p. (In Russian).
5. SmelzerN. Sotsiologiya [Sociology], Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1994, 688 p. (In Russian).
6. Dobruskin M.E. [About the Social Functions of the Church (on Materials of the Russian Orthodox Church)]. Biblioteka Gumer -pravoslavie [Library of Gumer - Orthodox Christian], Available at: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Articl e/Dobr_SocFunk.php (accessed 01.06.2016). (In Russian).
7. KlinetskayaN.V. [Religion and Political Consciousness of Students]. Vestnik Permskogo universiteta.
Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology»]. 2015, no. 3(23), pp. 116-121. (In Russian).
8. Semenova L.E., Chevachina A.V., Semenova V.E. [The Gender Specificity of the Views of Russian Modern Youth about the Religion and Motives of the Appeal to Her], Sovremennyeproblemynaukii obra-zovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 2, part 3. Available at: http://www.science-education.ru/l 31-23343 (accessed: 30.06.2016). (In Russian).
9. Gaponova S.A., Sivkova M.B. [The Particular Position in a Class of Teenagers-Migrants Living in Families with Christian Tradition]. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Minin University], 2013, no. 2. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/ reader/search/osobennosti-polozheniya-v-klassnom-kollektive-podr/ (accessed 11.06.2016). (In Russian).
10. Heidegger M. Nitshe. T. 1 [Nietzsche. Vol. 1]. Saint Petersburg, Vladimir Dal' Publ., 608 p. (In Russian).
11. Semenova V.E., Semenova L.E. [Social Utopia and Feminism: Were We Born to Make a Fairy-tale Come True?]. Zhenschina vrossiyskom obschestve [Woman in Russian Society], 2013, no. 1, pp. 45-52. (In Russian).
12. Semenova V.E., Semenova L.E. [The Army and Masculinity in the Context of the Patriarchal System of Modern Society]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sotsiologiya [Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology»]. 2015, no. 1(25), pp. 38-45. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-1-38-45. (In Russian).
13. Semenova V.E., Semenova L.E. [The Image of Women in World Religions]. Sbornik nauchnyh trudov: sot-sialno-psihologicgeskie problem [Collection of Scientific Papers: Socio-psychological Problems], Nizhniy Novgorod, NBMHEU Publ., 2002, pp. 239-250. (In Russian).
14. MillettK. [Sexual Politics], Voprosy filisofii [Questions of Philosophy], 1994, no. 9, pp. 147-172. (In Russian).
15. Semenova V.E. [Philosophical-theological Grounds of a Medieval Witch Hunt: a Gender Perspective of the Problem]. Sovremennye problemy nauki i obrazovani-ya [Modern Problems of Science and Education]. 2015, no. 1, part 1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=l 8997 (accessed 24.06.2016). (In Russian).
16. Sukovataya V.A. [Feminist Theology and Gender Studies in Religion: Perspectives of the New Spirituality], Obshestvennye nauki i sovremennost [ Social Sciences and Modernity], 2002, no. 4, pp. 183-192. (In Russian).
17. Sveshnikov S. [On the Role of Women in the Church]. Obrazovatelnyyportal Slovo [Educational Portal «the Word»]. 2010, 29 November. Available at: http://www.portal-slovo.ru/theology/43702.php (accessed 01.06.2016). (In Russian).
18. Danilova Yu. Pochemu? [Why? The Woman in the Church], Neskuchnyi sad [Not boring Garden]. 2006, no. 5. Available at: http://www.pravmir.ru/pochemu-o-zhenshhine-v-cerkvi/ (accessed 01.06.2016). (In Russian).
19. [Pope Francis Intends to Explore the Issue of Women Deacons in the Catholic Church], NEWSru.com: Religiya i obschestvo [NEWSru.com: Religion and Society], 2016. 13 May. Available at:
http ://www.newsru.com/religy/13may2016/diakonisse nfrage.html (accessed 11.06.2016) (In Russian).
20. [The Role of Women in the Church]. Foma [Foma]. 2007, no. 4(48), pp. 4-7. Available at: http ://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html (accessed 01.06.2016). (In Russian).
The date of the manuscript receipt 28.07.2016
Об авторах
Семенова Вера Эдуардовна
кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии, педагогики и психологии
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65; e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5841-5354
Семенова Лидия Эдуардовна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры классической и практической психологии
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1; e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5077-394Х
About the authors
Semenova Vera Eduardovna
Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of the Department of History, Philosophy, Pedagogy and Psychology
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, 65, Ilyinskaya str., Nizhny Novgorod, 603950, Russia; e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5841-5354
Semenova Lidya Eduardovna
Doctor of Psychology, Docent, Professor of the Department of Classical and Practical Psychology
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),
1, Ulyanov str., Nizhny Novgorod, 603005, Russia; e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5077-394X
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Семенова В.Э., Семенова Л.Э. Христианская церковь в современном мире: ее сущность, традиция андроцен-тризма и новые тенденции // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 1. С. 115-122. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-115-122
Please cite this article in English as:
Semenova V.E., Semenova L.E. Christian church in the modern world: its nature, tradition of androcentrism and new trends//Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2017. Iss. 1. P. 115-122. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-115-122