Научная статья на тему 'Христианская самоидентификация формы государства и правовой системы средневековой Сербии'

Христианская самоидентификация формы государства и правовой системы средневековой Сербии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CHRISTIANITY / SLAVS / LAW / STATE / SERBIA / MIDDLE AGES / CATHOLICISM / CHURCH / EMPIRE / FORM OF GOVERNMENT / ХРИСТИАНСТВО / СЛАВЯНЕ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / СЕРБИЯ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / КАТОЛИЧЕСТВО / ЦЕРКОВЬ / ИМПЕРИЯ / ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегин Андрей Викторович

В статье анализируются религиозно-правовые проблемы, связанные с самоидентификацией сербским народом в средневековую эпоху формы государства и правовой системы своей державы. Особое внимание автор уделяет процессам христианизации, обретению священной православной династии Неманичей, а также созданию святым Саввой сербского автокефального архиепископства, перевода Номоканона на церковно-славянский язык и соборном принятии при Стефане Душане Сильном Законника 1349 года. Кроме того, доказывается, что идейной формулой сербского средневекового правосознания является: «Царь, Церковь, Царство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRISTIAN SELF-IDENTIFICATION OF THE FORM OF THE STATE AND THE LEGAL SYSTEM OF MEDIEVAL SERBIA

The article analyzes the religious and legal problems associated with the self-identification of the Serbian people in the medieval era of the form of the state and the legal system of its power. Special attention is paid to the processes of Christianization, the attainment of the Holy Orthodox of the dynasty Nemanjic, and the establishment of the Holy Sava Serbian Autocephalous Archbishopric, translation of the Nomocanon in Church Slavonic language, and conciliar acceptance under Stefan Dusan the Strong Lawman 1349 in addition, it is proved that the ideological formula of the Serbian medieval legal consciousness is «the King, the Church, the Kingdom».

Текст научной работы на тему «Христианская самоидентификация формы государства и правовой системы средневековой Сербии»

УДК 34 (091) (100) ББК 67.3

Серегин Андрей Викторович Seregin Andrey Viktorovich

доцент кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета кандидат юридических наук, доцент.

Associate Professor of the Department of theory and history of state and law of the Southern Federal University, PhD in Law, Associate Professor. Тел.: 8 (904) 345-28-07.

ХРИСТИАНСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СЕРБИИ

Christian self-identification of the form of the state and the legal system

of medieval Serbia

В статье анализируются религиозно-правовые проблемы, связанные с самоидентификацией сербским народом в средневековую эпоху формы государства и правовой системы своей державы. Особое внимание автор уделяет процессам христианизации, обретению священной православной династии Неманичей, а также созданию святым Саввой сербского автокефального архиепископства, перевода Номоканона на церковно-славянский язык и соборном принятии при Стефане Душане Сильном Законника 1349 года. Кроме того, доказывается, что идейной формулой сербского средневекового правосознания является: «Царь, Церковь, Царство».

Ключевые слова: христианство, славяне, право, государство, Сербия, средневековье, католичество, церковь, империя, форма правления.

Самоидентификация народов как носителей наилучшей формы государства и наиболее справедливой правовой системы в первую очередь связана с самосознанием конкретного человека, которое в средневековый период носило преимущественно религиозный, символически-иррациональный и трансцендентный характер.

Сербский народ, принявший крещение около 870 года, не только оказался в новой системе нравственно этических, сакральных и политических координат, но был включен в библейскую парадигму человеческой цивилизации. То, что еще вчера осуждалось, вдруг стало поощряться, и, наоборот, то за что воевали, было признано порочным и противозаконным.

В первую очередь, подверглись разрушению языческие святилища и капища, славянские божества демонизировались, а служение им счи-

The article analyzes the religious and legal problems associated with the self-identification of the Serbian people in the medieval era of the form of the state and the legal system of its power. Special attention is paid to the processes of Christianization, the attainment of the Holy Orthodox of the dynasty Nemanjic, and the establishment of the Holy Sava Serbian Auto-cephalous Archbishopric, translation of the Nomocan-on in Church Slavonic language, and conciliar acceptance under Stefan Dusan the Strong Lawman 1349 in addition, it is proved that the ideological formula of the Serbian medieval legal consciousness is «the King, the Church, the Kingdom».

Keywords: christianity, slavs, law, state, Serbia, middle ages, catholicism, church, empire, form of government.

талось тягчайшим преступлением (ст. 131 Законника Стефана Душана 1349 года) [5].

Во вторую очередь, геополитический и идеологический соперник славянства - Византия - объявлялась «светочем божественного мироустройства», поэтому сербские правители признавались ее вассалами в ранге деспотов или князей (дуксов).

В третью очередь, монархическая форма правления, встроенная в средневековую международную иерархию христианских правителей, безусловно, вступила в антагонистическую борьбу с языческими пережитками вечевого самоуправления славянских племен, поэтому сербские государи запретили «сербо-вы сборы» (ст. 69 Законника Стефана Душана 1349 года) [5].

В четвертую очередь, самым важным критерием государственно-правовой самоидентификации явился религиозный фактор, гради-

руемый в христианском мире на католичество (латинство), православие (греко-восточное вероисповедание) [1, с. 16-19], протестантство и различного рода еретические движения (арианство, альбигойство, богомильство и другие) [7, с. 353-366]. В процессе культурно-исторического самоопределения сербский народ еще в период средневековья осознал себя в качестве народа православного, поэтому переход в латинство, а тем более в ислам, автоматически означал утрату сербской идентичности.

Становление сербской православной государственности в эпоху средневековья в концептуальном плане связано с обретением священной династии Неманичей, среди которой особое место занимает ее основатель Стефан Неманя, в монашестве Симеон (1166-1196), его сыновья Растко, первый сербский архиепископ Савва (1175-1236) и Стефан II Не-манич (1196-1217) - первый король Сербии [10, с. XXV].

Вместе с тем религиозный идеал святых правителей не всегда совпадал с реальной действительностью, особенно с борьбой за власть. Стараясь утвердить державный суверенитет от Венгрии, Стефан II Неманич благодаря ходатайству своего брата Саввы был коронован папой римским в 1217 году [10, с. 51].

Неманичи постоянно воевали друг с другом. Стефан Неманя (Святой Симеон) воевал со своими братьями за господство над сербскими землями. Дети Стефана Первовенчан-ного Драгутин и Милуши вели многолетнюю междоусобную войну за сербскую корону. После неудачного восстания против своего царствующего отца Стефан Урош III (12761331) был ослеплен и сослан королем Стефаном Урошем II Милутином (1253-1321) в Константинополь. В цареградском изгнании провел Стефан Урош IV Душан Сильный (1308-1355) [10, с. 77-82].

Несмотря на политические противоречия между представителями правящей сербской династии Неманичей, сербское государство достигло наивысшего расцвета во времена правления Стефана Душана (1331-1355), присвоившего себе пышный титул «краля Сербия, Дукли, Хума, Зеты, Албании и Приморья, владетеля немалой части Болгарского царства и господина почти всей Византийской империи» (последнее напоминало о том, что у Ви-

зантии были отняты Южная Македония, Фессалия и Эпир) [6, с. 32]. В 1346 году Стефан Душан Сильный венчался на царствие. В церемонии участвовало не только сербское духовенство, но и болгарский патриарх, архиепископ Охридский и Святогорские (Афонские) монахи.

Таким образом, у Византии (Второго Рима), вселенской христианской империи, которая должна была существовать до второго пришествия Христа, наряду с возрожденным в XII веке Вторым Болгарским царством, появился еще один равноправный, самодержавный (в понимании средневековья это означало суверенный) политический сосед - Сербское царство. Сербский государь стал «царем сербов и греков», то есть фактически христианским императором.

В греческих документах Стефан Душан титуловался как «царь Сербии и Романии», но не царь ромеев, как константинопольские императоры [10, с. 84].

Имперская форма государственно-территориального устройства также содержала элементы древнеримского, а следовательно, и византийского администрирования подвластных земель. Если Византия делилась на две большие префект претории Востока и Иллирии (за исключением столичной префектории - Константинополя), то Великая Сербия состояла из Королевской земли, управляемой «молодым королем» - царским наследником, и «Царскими землями», ранее подчинявшимися Цареграду [10, с. 87-91].

Форма правления нового православного царства организовывалась согласно принципу симфонии духовной и светской властей. Важнейшие государственные решения принимались царем совместно с собором, состоявшим из высших представителей сербского православного священства и феодальной знати (властелей). Соборы избирали и венчали на престол новых правителей Сербии, избирали и посвящали в сан архиепископа Сербской православной церкви, давали согласие государю на пожалование земель и издание хрисовулов, разбирали церковные вопросы и издавали законы. Например, в 1349 году на соборе в городе Скопле был принят один из наиболее значительных памятников средневекового славянского права - Законник Стефана Душана [9, с. 125].

В церковных судах Сербии применялась инквизиционная форма судопроизводства, в то время как в царском суде рассмотрение дел велось на началах обвинительного процесса, как правило, устно и гласно с обязательным ведением протокола судебного заседания и письменной фиксацией судебного решения. По делам государственных и религиозных преступлений уголовное преследование осуществлялось от лица государства. Признание ответчиком своей вины означало завершение процесса. Если признания не было, суд оценивал доказательства. Обвинитель мог представить свидетелей и другие улики.

Наряду со свидетельскими показаниями широко применялись ордалии - «суд божий»: испытание раскаленным железом или котелком. Обвиняемого заставляли брать руками раскаленное железо и переносить его на определенное расстояние. Согласно ст. 152 При-зренского списка рукописи «Законника Стефана Душана» расстояние совершаемого процессуального действия равнялось длинне дороги от церковных ворот до церковного алтаря. Если при этом испытании сторона процессуального действия не получала больших ожогов, а полученные вследствие этого раны заживали быстро, то предполагалась ее невиновность [2, с. 125-137].

Поединок как доказательство признавался для одного случая: когда двое спорят во время военного похода, они должны биться один на один, и никто под страхом отсечения руки не должен был вступаться.

Исполнение постановлений суда было возложено на специальных должностных лиц -приставов, которые также обеспечивали явку сторон на судебное заседание [3, с. 67].

По-мнению В. И. Ермоловича, древнее сербское право «представляло собой не только типичную, но и одну из наиболее передовых правовых систем средневековой Европы» [4, с. 100].

Сильное самостоятельное средневековое сербское государство не могло существовать без самоуправляющейся (автокефальной) церкви. Проблема состояла в том, что за каноническую территорию сербских земель боролся католический Рим с православным Константинополем. Поэтому древние епископства в городах Рас, Липлян и Призрен входили в состав автокефального Охридского архиепископ-

ства, находившегося под канонической юрисдикцией Константинопольской вселенской патриархии, а приморские области подчинялись папскому престолу.

Сербский историк Сима Чиркович неслучайно отмечает, что родоначальник династии Немоничей был крещен в городе Рибница (у современной Подгорицы в Черногории) латинскими иереями, а затем заново перекрещивался в Расе. Его сын Вукан Неманич (около 1165-1207 гг.) - король Дукли и Далмации называл себя «верным сыном римской церкви» [10, с. 53, 55].

Ослабление православного влияния на Балканах в начале XIII века было связано с захватом крестоносцами в 1204 году Константинополя и упразднения ими Византийской империи. Греческие священники, не признавшие власть папы римского, вынуждены были сгруппироваться вокруг никейской резиденции вселенского (византийского) патриарха, который вместе со своими епископами рукоположил Савву в сан архиепископа сербских и поморских земель, с правом последующей привилегии на избрание сербских епископов на местном соборе.

С Афона Савва привел своих учеников и назначил их на разные церковные должности. Центром сербского архиепископства стал монастырь Жича, недалеко от современного города Кралево.

К епархиям выделенных из состава Охрид-ского архиепископства Савва добавил семь новых епископств: Дабарское, Будимлянское, Моравическое, Топлицкое, Хвостанское, Зет-ское и Хумское.

Против сербского церковного администрирования выступил архиепископ Охридский Дмитрий Хомастииана, так как у него были отторгнуты два диоцеза. Он обвинял Савву в отступничестве от служения Богу и излишней любви к отечеству, но его требование не были поддержаны в Никеи. По мнению Симы Чир-ковича, «гнев на Савву имел в своей основе и лич враждебное отношение Хоматина к патриарху Никейскому и императору, поскольку сюзереном архиепископа Охридского был Феодор I Ангел, правитель Эпира, которого впоследствии короновал императором Хома-тин» [10, с. 58].

Несмотря на внешние церковные интриги, Савва организовал строительство по всей Сер-

бии «малых церквей» для венчания супружеских пар, заключивших брак, вне церкви по древнему народному обычаю, выступал с проповедями, обличающими ересь и прославляющими чистоту православной веры. Благодаря его способности к учету местных традиций возникла традиция сербской Славы - праздника, посвященного почитанию святого покровителя рода. Сербы по сей день считают Славу важнее именин и дня рождения, что отличает их от болгар и русских. В мае 2018 года в сербском городе Ниш автору статьи довелось лично наблюдать за обрядами этого праздника. Во время Славы старшина (глава рода) организует общеродовое празднество. Рано утром он отправляется в церковь, где освящает праздничный каравай и вино. Священник и старшина вместе держат хлеб, вращают его по кругу и читают молитву «Отче Наш». Затем священник надрезает низ каравая крест на крест и поливает его вином, произнося хвалу в честь святого, например, для рода Джоржие-

и и т-| и XX

вичей это святой 1еоргий, для рода Николи-чей - Святой Николай и так далее. Затем семья празднует весь день свою Славу за большим праздничным столом, за который может пожаловать любой носитель общей фамилии. Данный обычай является христианизированной версией почитания родовых богов и предков древними славянскими племенами.

Государственно-правовыми последствиями создания сербской церкви явились:

Литература

1. Андрейченко А. С., Овчинников А. И., Овчинникова С. П. Православное вероучение и консервативная философия права. Часть 1 // Философия права. 2007. № 1.

2. Ермолович В. И. Судоустройство и судопроизводство в средневековой Сербии // Право и демократия: сборник научных трудов. Мн., 2003. Вып. 14.

3. Ермолович В. И. Право средневековой Сербии (ХП-Х1У вв.). М., 2003.

4. Ермолович В. И. Эволюция консенсуаль-ного договора в праве средневековой Сербии и Великого княжества литовского // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2011. № 3.

5. Законник Стефана Душана 1349 г. // Хрестоматия памятников феодального государст-

1) победа православия над католичеством в землях сербского средневекового государства;

2) формирование единого сербского извода (редакции) церковно-славянского языка;

3) издание на церковно-славянском языке Саввой греческого Номоканона (названного им Законоправило, а после него Свето-савской Кормчей) единого церковно-светско-го свода юридических норм, имевших также хождение в православных Болгарии и Руси [8, с. 139-145];

4) создание сербского народа как хранителя христианского православного учения.

Благодаря духовно-нравственному фундаменту сербской политической и культурной идентичности, заложенной Саввой сербским и после 1459 года, когда турки завоевали Сербию, сербскому народу удалось сохраниться и возродить свою государственность в XIX столетии. Во многом этому способствовала возрожденная в 1557 году Печская патриархия, так как «будущее ... сербы представляли себе в виде возрожденного, реконструированного прошлого» [10, с. XIX].

Следовательно, средневековая самоидентификация сербского народа связана с монархической формой правления, олицетворяемой со святой династией Неманичей, самодержавно и соборно управляющей православным народом в единстве с церковным собором, что соответствует идейной формуле: «Царь, Церковь, Царство».

Bibliography

1. Andreychenko A. S., Ovchinnikov A. I., Ovchinnikova S. P. Orthodox doctrine and conservative philosophy of law. Part 1 // Philosophy of law. 2007. № 1.

2. Ermolovich V. I. Judicial system and legal proceedings in medieval Serbia. // Law and democracy: collection of scientific works. Minsk, 2003. Vol. 14.

3. Ermolovich V. I. The right of medieval Serbia (XII-XIV centuries). Moscow, 2003.

4. Yermolovich V. I. Evolution of the consensual treaty in the law of medieval Serbia and the Grand Duchy of Lithuania // Bulletin of the Be-larusian State economic University. 2011. № 3.

5. Lawyer Stefan Dusan 1349 // Reader of monuments of feudal state and law of Europe / ed. by V. M. Koretsky. Moscow, 1961.

ва и права стран Европы / под ред. В. М. Ко-рецкого. М., 1961.

6. Зигель в. Законникъ Стефана Душана. Санктпетербургъ, 1872.

7. НиколиЬ Д. Истори)а права: стари и средши век. Ниш, 2014.

8. Серегин А. В. О необходимости изучения канонического права для устранения пробелов юридического знания о форме государства и правовой системе Древней Руси // Философия права. 2017. № 4 (83).

9. Серегин А. В. Эволюция древнеславян-ского права (эпоха Средневековья: от общинно-вечевых истоков к крепостничеству): монография. М., 2018.

10. Чиркович С. М. История сербов: пер. с сербскохорв. М., 2009.

6. Siegel Oh. Stefan Dusan's Lawyer. St. Petersburg, 1872.

7. Nicole D. History of law: old and middle ades. Nish, 2014.

8. Seregin A. V. On the need to study the canonical law to eliminate gaps in legal knowledge of the state and the legal system of Ancient Russia // Philosophy of law. 2017. № 4 (83).

9. The evolution of the ancient Slavic law (the middle ages: from the community of Veche origins to the serfdom): monograph. Moscow, 2018.

10. Cirkovic S. M. History of the Serbs: translated from Serbo-Croatian. Moscow, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.