Научная статья на тему 'Христианская ойконимия Вологодской области (опыт информационно-географического исследования)'

Христианская ойконимия Вологодской области (опыт информационно-географического исследования) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
374
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианская ойконимия Вологодской области (опыт информационно-географического исследования)»

31. Седов В. В. Топоним Изборск // Археология и история Пскова и Псковской земли. Тезисы докладов научно-практической конференции / Под ред. В. В. Седова. - Псков, 1990. - С. 24-26.

32. Седов В. В. Толова // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы семинара. Под ред. В. В. Седова. - Псков, 1994. - С. 36-40.

33. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. - М., 1995.

34. Седов В. В. Топоним Псков // Археология и история Пскова и Псковской земли: Материалы семинара. - Псков, 1996. - С. 64-68.

35. Седов В. В. Жальники: ареал и общая характеристика // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 1996-1999. Псков, 2000. - С. 183-190.

36. Седов В. В. Ранний этап славянского расселения в лесной зоне Восточной Европы // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 1996-1999. - Псков, 2000. - С. 200-202.

37. Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование / Ин-т археологии РАН. - М.: Языки славянской культуры, 2002.

38. Сейбутис А. А. Палеогеография, топонимика и этногенез // Известия АН СССР. Серия географическая, 1974, № 6. - С. 40-53.

39. Смолицкая Г. П. Топонимический словарь Центральной России. - М.: Армада-пресс, 2002.

40. Топоров В. Н. Некоторые задачи изучения балтийской топонимии русских территорий // Вопро-

сы географии, № 58. Географические названия. - М.: Географгиз, МФ ГО СССР, 1962. - С. 41-49.

41. Топоров В. Н. Прусский язык: Словарь: A-D. - М.: Наука, 1975.

42. Топоров В. Н. Прусский язык. - М.: Наука. Т. 4, 1984.

43. Улуханов И. С. Происхождение названия В о л г а // Вопросы географии. Сб. 70. Изучение географических названий / Отв. ред. Э. М. Мурзаев, В. А. Никонов. - М.: Мысль, 1966. - С. 105-107.

44. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. - М.: Прогресс, 1986.

45. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. - М.: Прогресс, 1987.

46. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. - М.: Прогресс, 1987.

47. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. - М.: Рус. яз., 1999. Т. 1.

48. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. - М.: Рус. яз., 1999. Т. 2.

49. Шадыро В. И., Овчинникова Р. И. О финно-угорском субстрате на севере Белоруссии (гидрони-мия и археология) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы семинара. Под ред. В. В. Седова. - Псков, 1992. - С. 60-62.

50. Шур В. В. Из истории имён собственных (на бел. яз.). - Мн., 1993.

51. Tabula Livonia. Toni Raid. - Tallinn, 2002.

А. А. Соколова

ХРИСТИАНСКАЯ ОЙКОНИМИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ОПЫТ ИНФОРМАЦИОННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Обращение к информации как базовому понятию закономерно в обществе, вступившем в постиндустриальную (информационную) стадию развития. В географической науке постмодернистская концепция глобального информационного пространства -информосферы - нашла широкое применение и способствовала становлению нового информационного направления. В задачи информационной географии входит пространственный анализ содержания, структуры и объема пространственной информации са-

мого разного типа. Основу геоинформосферы составляют топонимические и понятийно-терминологические системы, на разной основе упорядочивающие образы географической реальности. Сама же геоинформосфера представляет собой колоссальный массив в той или иной степени структурированного теоретического и прикладного знания, справочных и случайных сведений, при этом содержание информации не исчерпывается географией и включает большой объем знания, накопленного в смежных науках, т. е. имеет межпред-

метный характер. Для определения объемов сугубо географического знания Э. Б. Алаев ввел понятие единица географической информации [1, с. 121]. Изучение геоинформосфе-ры через языковые образы позволяет рассматривать в качестве единиц информации термины и топонимы. Очевидно, что понятия, обозначенные разными терминами, равно как и многозначные термины, содержат более одной единицы информации.

Региональная топонимия - наиболее востребованный обществом пласт географической информации и важнейший компонент базиса геоинформосферы. Появление информативных топонимов (см. [12]) закономерно, они образуют топонимические системы регионального и локального уровня и в этом плане являются знанием - информацией структурированной, связанной причинно-следственными и иными отношениями [3, с. 394]. В наибольшей степени закономерна и упорядочена гидро- и оронимия, локативные и квалитативные ойконимы (по терминологии М. В. Витова [4]). Названия этого типа и их территориальные сочетания с разной степенью достоверности отражают особенности ландшафтов, расселение, коммуникации, характер землепользования и т. д. В количественном отношении информативные ойконимамы уступают отантропонимическим. В Вологодской области, по подсчетам Ю. И. Чайкиной, последние составляют 70-80% от общего числа названий [16, с. 4]. Соответственно, на информативные ойконимы приходится 20-30%.

Особое место в геоинформосфере занимают названия поселений, происходящие от храмоименований, исследованиями которых занимается также сакральная география и краеведение [14; 6 и др.]. Эта группа ойко-нимов квалитативного типа несет общекультурную и географическую информацию, которая не исчерпывается смыслом, «... который человек приписывает данным на основании известных ему правил предоставления в них фактов, идей, сообщений» [3, с. 394]. Помимо смысла, вкладываемого в название верующими, сакрализованным объектам присущ особый географический смысл, не сводимый к месту поселения в религиозной и повседневной картине мира. Он не выводится из субъективного опыта индивида (языковой лич-

ности), а определяется положением номинируемого объекта в системе причинно-следственных связей, в географическом пространстве-времени, на сетке географического районирования. Эта информация поддается количественной обработке, получение ее составляет суть информационно-географического анализа-синтеза. Применительно к христианской топонимии методика сводится к такой последовательности действий:

1) составление региональной карты существующих и утраченных христианских ой-конимов;

2) построение карты пространственной неоднородности христианской ойконимии с помощью метода изолиний (см. [12]);

3) выявление территориальных ареалов христианской ойконимии, группировка ареалов с использованием картометрических показателей;

4) выделение территориальных сочетаний ареалов (информационных зон);

5) определение факторов формирования поселенческой структуры, лежащей в основе христианских топонимиконов и пространственной дифференциации ойконимов;

6) анализ христианской ойконимии в динамическом аспекте, выявление ареалов сакрализации и десакрализации;

7) рассмотрение прикладных вопросов, связанных с оценкой современного состояния региональной христианской ойконимии, определение ее места в системах разного пространственного уровня, в т. ч. в структуре культурных ландшафтов.

В целом, информационно-географическое исследование основано на сочетании картографического метода с качественным и количественным анализом. Хорологический подход в данном случае более чем уместен. Информационные ареалы и зоны проявляются вследствие действия качественно разнородных процессов, зачастую разнесенных во времени. Это своеобразная «информационная результирующая», картографическая проекция большого массива историко-культурной и историко-географической информации, эписистема (от греч. ерг «на»), для описания которой может быть использован стандартный набор географических показателей, а также ряд специальных характеристик.

Использование Вологодской области в качестве полигона для отработки методики информационных исследований подобного рода представляется вполне оправданным. Здесь хорошо сохранился пласт христианской ойконимии, по объему значительно превосходящий аналогичные пласты в топономиконах соседних регионов. По данным региональных атласов [9; 8; 10] в Вологодской области одно название поселения рассматриваемого типа приходится на 1200 км2, в Новгородской - на 2200 км2, в Псковской - более чем на 2500 км2. При этом по площади Вологодская область почти в три раза крупнее, чем одинаковые по размерам Псковская и Новгородская (соответственно 145,8 и 55,3 тыс. км2).

Основным источником топонимических данных служат региональные атласы, изданные в конце 1990-х - начале 2000-х гг., в данной работе - атлас «Вологодская область» масштаба 1:200 000 [9]. В качестве рабочей ячейки использованы листы атласа, размер которых равен 53 х 30 км (1590 км2). Систематизация христианских ойконимов осуществлена на основании принятой системы хра-моименований (Господские, Богородские, апостольские, пророческие, святительские), а также по особенностям местоположения поселения (рис. 1, табл. 1).

Географической подосновой для формирования вологодской христианской ойкони-мии являются ландшафты областей четвертичного и московского оледенения - озерно-ледниковые и моренные равнины, ложбины стока ледниковых вод, краевые ледниковые образования. Непосредственно характер локализации определяют элементы природного каркаса территории - речная и озерная сеть, уступы рельефа различного происхождения. А сам пространственный рисунок задан особенностями сельского расселения и, таким образом, обусловлен как физико-географическими, так и историко- и социально-географическими факторами. Наибольшее разнообразие и высокая концентрация ойконимов (5-7 названий на стандартный лист) наблюдается центральных районах, где сложилась густая сеть мелких селений - вокруг Вологды и Ку-бенского озера, к югу от Череповца. Эта часть области расположена в пределах Вологодской

возвышенности, холмистый рельеф которой расчленен многочисленными долинами средних и малых рек и отличается относительно низкой заболоченностью, что позволяло осваивать водоразделы. Обратная зависимость между числом христианских ойконимов и густотой сети поселений сложилась в районах поздней колонизации на востоке региона в бассейне Северной Двины. В долинах Юга, Шарденьги, Лузы, несмотря на сплошное заселение, концентрация ойконимов не превышает одного на стандартный лист. Отметим, что часть ойконимов утрачена, например, в XIX в. д. Орлова именовалась Троицко-Ор-ловский погост [16]. На юго-востоке области малочисленность христианских ойконимов соответствует низкой густоте сети приречных селений. Названия редки и разбросаны по большим пространствам.

Поселения, составляющие поселенческую основу ойконимии, по топографической ситуации относятся к трем основным типам, которые с помощью народной географической терминологии могут быть определены следующим образом:

1) приречные, в т. ч. верховские, находящиеся в истоке и верхнем течении реки;

2) придорожные, в т. ч. притрактовые и проселочные, а также расположенные на развилке дорог - крестовые и в дорожном тупике - конечные;

3) нагорные иугорные, расположенные на склонах (угорах) и вершинах возвышенностей, гряд, междуречий.

Эти типы чаще представлены не в чистом виде, а в разнообразных сочетаниях, что позволило выделить два основных (приречный и придорожный) и двенадцать разновидностей местоположений (табл. 1). Общую картину связи христианских ойконимов с топографической ситуацией показывают также векторные диаграммы (рис. 2).

Преобладание смешанных типов поселений объясняется тем, что названия по храмам давались по большей части центрам приходов, которые располагались на трактах и проселочных дорогах, а дороги прокладывались в хорошо дренированных местностях -вдоль уступов рельефа, по центральным осям гряд, вершинам возвышенностей. Придорожный склоновый (угорный) тип характерен для

Типы 5 Ро/Кдественские

хрШЬименований

«городские

оот^кты

объекты

йайвания

(Золота

оиконимии

и

Господские : 15

Рис Господс!кие: 1

Щрятоввйввивсенские; 7 Архангельские; 8 Никольские; 9 Ильинские - Ю

Троицкие

святой'. 13- святые горы ; 14 -

топонимия Г(

2 -1МИЯ

осподские

Креки

оЗера

болота

другие . 11 -

географичес

Богородские

Таблица 1

Географическая подоснова христианской ойконимии Вологодской области

Типикин иестопошжеюй иске лепзй

В ное тне рас« чекия

Нп периферии10[ты ройоеленгте'

1 ггпы Л|КШОИМСЛО-вЛншг и л IV ГЛ - 1 11 к 5 | у- и. ^ 5 5 — о. о. ^ = с = ■Л и а 3 | 11^1 *| II ■£ " Оч Ч §■ I £ ^ с с ^ В* Й 1 1 ас 1т £ х « Я 3 ^ 5 5 X ^1. - Г % 1 н ^ а X. с" и и Иг £ д (Е а В 1 1 5Г ^ . е" и - 1 Е 1 I 3 > я II Т | 0 ■ <> И Г 1 Щ 2, 0 ГII р ас с

Тронт[К(те 1 1 3

Спасские 2 1 5 1 1 2 1 □

Гссря п.с крк 2 2 1 5 10

&Г|'17П!НК?СГГ- С КИЕ 1 1 1 4

Роадг^гвен- С1ИЕ 1 2 3

Г*тэ 1»д н11 нт.те 3 5 3» 3 1 ■1 2 25

Архачгегть- |"|1 2 4

Нггсо-ттьсктге 1 5 2 5 1 4 3 2 ■1 2 2 29

ТТщинсиссте 2 1 Э 1 к £. 1 1 14

Другие 1 .1 2 Ъ 3 1 1 1 ! 17

итого 1 21 2 7 5П 4 20 Я - 4 -« 122

м

густо расчлененных речными долинами - в бассейнах Шексны и Кубенского озера, на Вологодской возвышенности. «Чистый» приреч -ный тип более характерен для поселений, расположенных вне основных селитебных зон, на периферии, где основную роль в размещении населенных пунктов играла гидросеть. К нагорному и верховскому подтипам принадлежат изолированные деревни и гнезда поселений, появление которых в прошлом отражало начальный этап заселения междуречий или позднюю стадию освоения речного бассейна. В вологодских говорах (Кичменгско-Городецкий район) есть словосочетание, передающее эту изолированность в пространстве: к небу дыра ‘захолустье, населенный пункт в глухом лесу’: «Не глянулось мне там. Глухое место... К небу дыра» [11, с. 69]. Христианское название могло отчасти компенсировать населению оторванность от жилых мест, создать чувство защищенности - Богородица или св. Николай воспринимались как небесные покровители селений. Вероятно, такие деревни могли занимать особое место в картине крестьянского мира, где удаленность, заповедность нередко

несли сакральное начало.

Пласт христианской ойконимии Вологодской области неоднороден не только в отношении пространственного распределения информации, но в отношении ее содержания. Наиболее существенную роль играют основные типы храмоименований: Господские, Богородские, Никольские и Ильинские. Существует определенная взаимосвязь между типом храмоименования и местоположением поселения, топографической ситуацией. Господские храмоименования закреплены в названиях поселений, расположенных в центральных частях внутрирегиональных систем расселения. Исключение составляет ойкони-мы Спасское (Спасский Погост и др.), встречающееся в значительном удалении от центров. Отметим также, что на северно-западной периферии области на оз. Воже находится остров Спасский и болото Спасское. Здесь же встречается топоним Троицкий - озеро на междуречье Андомы и Сойды и болото у слияния Вотчи и Кубены. Внутри систем расселения ойконим Спасский связан с линейными группировками поселений, тяготеющим к

Рис. 2. Типы местоположений поселений Все типы поселений (а); поселения, расположенные в основной зоне расселения (б); поселения, расположенные на границе ареалов расселения (в)

трактам и проселочным дорогам, проложенным вдоль уступов рельефа. Похожим образом привязан к местности ойконим Ильинс-кое, маркирующий перегибы рельефа и возвышенности около рек и дорог.

Села с названием Воскресенское обычно расположены на перекрестках сухопутных (водных и сухопутных) путей, гипсометрически выше других поселений. На Вологодско-Грязовецкой гряде и отрогах Галичской возвышенности ойконим Воскресенское маркирует прилегающие к долинам склоны холмов, на Средне-Шекснинской низменности - Над-порожскую гряду. Отмечено данное название на водоразделе между р. Вологдой и Кубенс-ким озером. Подобная топографическая ситуация характерна и для соседних регионов. В Ленинградской области н. п. Воскресенское расположен на пологом скате, отделяющем моренную равнину от озерно-ледниковой низменности, в Новгородской - на водоразделе рек Кать и Молога, в Псковской области (Пустое Воскресенье) - на гряде посреди забо-

лоченной низины.

Более равномерно размещены в Вологодской области ойконимы, происхождящие от Богородских и Никольских храмоименова-ний, нередко образующие парные территориальные сочетания. Они многочисленны в центральных районах, а на юго-востоке составляют основу христианской ойконимии. В северной части области кроме Богородских и Никольских многочисленны Ильинские и Спасские.

Менее отчетливо связаны с топографической ситуацией названия, происходящие от храмов, освященных во имя архангелов, апостолов, различных святых и святынь, в т. ч. во имя Животворящего Креста. Следует отметить, что в данной работе учтен ойконим Архангельское, но практически не рассмотрены многочисленные названия типа Михайловское, Петровское, Андреевское, Федоровская. Часть названий данного типа относится к посессивным. Для точной идентификации христианских ойконимов необходима карта при-

ходов Вологодской области, которая в настоящее время готовится к изданию. В виде исключения на рис. 1 показаны населенные пункты с названием Андреевское, находящиеся в Вашкинском и Бабушкинском районах. Они отмечены храмами, что снимает вопрос о происхождении названия.

Особое место в вологодском топоними-коне занимают утраченные христианские ой-конимы, многочисленные на западной и северной периферии области. Их появление в ХУІІІ-ХІХ вв. связано с изменением системы административных единиц и появлением у слова погост значения «кладбище». Замена происходила и в том случает, если термин погост использовался в значении «селение с церковью». Обычно квалитативные ойкони-мы со словом погост заменялись посессивными или локативными с утратой сакрального смысла: Рождественский погост > Поповка (по социальному положению жителей), Ош-тинский Никольский погост > Оштинский Погост (по расположению на берегу р. Ошты). В небольшой по объему работе, посвященной вологодской ойконимии, Ю. И. Чайкина приводит 27 таких названий [16]. Характерно, что церковные постройки в ряде поселений сохранились. Имеются примеры устойчивости христианского содержания ой-конима, например, Спас-Нурма, в прошлом -Спас-Яронурский погост, а Спас-Ямщики -Ильинский Спасо-Ямщицкий погост [16, с. 212]. Одновременно с десакрализацией названий происходил процесс появления новых христианских ойконимов: Мусора > Воскресенское, Городище > Воздвиженье.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующий этап информационно-географического исследования заключался в выделении территориальных ареалов христианской ойконимии, качественном и картометрическом анализе выделенных контуров с использованием следующих показателей:

■ качественная структура ойконимии

- количественное соотношение основных групп христианских ойконимов;

■ «сомкнутость» христианской ойко-нимии - среднее расстояние между поселениями - звеньями поселенческого каркаса ареала;

■ степень христианизации ойкони-

мии - число названий поселений всех типов (локативных, квалитативных, посессивных), приходящихся на один христианский ойко-ним.

В качестве показателей может использоваться также площадь топонимического ареала и плотность христианской ойконимии -число названий на единицу площади ареала (региона и т. д.). Отметим, что перечисленные показатели могут иметь разные величины в пределах одного контура. Так, сомкнутость ойконимии бывает равномерной и неравномерной, когда расстояния между поселениями существенно различаются. Эта «информационная неоднородность» характерна для ареалов с низкой густотой поселений рассматриваемого типа. Она может служить основанием для дробления предварительно выделенных контуров.

На основании данных регионального атласа в Вологодской области выделено 17 ареалов христианской ойконимии и один ареал, охватывающий область десакрализации (табл. 2, рис. 3). Эти ареалы группируются в зоны, весьма отчетливо тяготеющие к трассам новгородской и низовской колонизации, а также путям христианизации края (см., например, статью Р. Ф. Туровского, посвященную географическим аспектам распространения русского православного подвижничества [15]).

По площади выделенные ареалы неодинаковы и могут быть определены как простые и сложные. Первые приурочены к долинам рек, возвышенностям, уступам и террасам разного происхождения. Сложные ареалы обычно объединяют несколько соседних простых. По системообразующему географическому фактору выделяются ареалы: а) пореч-ные, в которых роль связующего звена играет долинно-речная сеть; б) междуречные, где поселения связаны сетью дорог; в) угорные, привязанные к геоморфологическим рубежам, задающим рисунок системы расселения и транспортной сети (рис. 2).

К поречным условно отнесен Уфтюго-Вожезерский ареал, охватывающий северную часть Воже-Кубенской низменности. Названия ареалов отражают географическую и историко-географическую локализацию контура. Поречные ареалы названы по гидрониму с учетом местоположения в бассейне реки

1 -

С0^ШЙСТЬЮ

ойконимии

ции

. шэеалы ? высокой

ФИНЫе

рализованнои

сомкнутостью

Рис . 3.

Ареалы

христианскои

границы

Ареалы христианской ойконимии Вологодской области

* Данные по поселениям рассматриваемого типа

(Лежский, Среднесудский, Верхнесухонский), ареалы, охватывающие бассейны рек, принад-

междуречные - по возвышенностям (Авнигс- лежащие Кубенскому, Белому, Онежскому озе-

кий, Вологодско-Грязовецкий) и основным рам.

речным системам (Шексна-Андогский, Унжа- Для поречных ареалов характерен пре-

Югский). Использованы также исторически- имущественно дендритный или линейный

еназвания территории (Пошехонский, Устю- поселенческий каркас, заданный рисунком

женский). По озерам названы междуречные гидросети. Междуречные ареалы могут иметь

вид сетей, «угорные» обычно линейны. Существуют также смешанные типы (междуречные и угорные), например, Пошехонский ареал, охватывающий левобережье Шексны и бассейн Большого Юга. Линейный контур имеет междуречный Кубено-Важский ареал, пересекающий Верхневажскую возвышенность и объединяющий поселения, расположенные на Кубене, Ваге и их притоках. Сами поселения, формирующие каркас ареала, могут располагаться в различных топографических ситуациях (табл. 3).

По сочетанию двух признаков - степени христианизации и сомкнутости ойконимии

- выделены группы ареалов, показанные на рис. 3. Шкала расстояний, позволяющая различать ареалы по степени сомкнутости христианских названий, основана на определенных А. В. Камкиным размерах приходского пространства [5]. Среднее расстояние от центра до границ прихода составляло в Вологодской области 5-7 км, т. е. в идеальной модели центры соседних приходов располагаются не далее 10-14 км друг от друга.

Таблица 3

Поселенческий каркас ойконимических ареалов

№ Ойконимические ареалы Типы местоположения поселений

Приречные Приречные придорожные Приозерные придорожные Угорные придорожные Нагорные Нагорные придорожные Приречные Верховские Приречные придорожные Угорные придорожные Нагорные Нагорные

Ареалы доречного типа

2 Среднесудский 1 1 2

7 Лежский 1 3

9 Верхнесухонский 2 1 2 1

11 Уфтюго- Вожезерский 1 2 1 1

12 Толшменский 3

Ареалы междуречного типа

1 Устюженский 1 2

4 Шексна- Андогский 3 1 2 1 1

5 Прибелозерский 2 7 1 1

8 Авнигский 1 2 1

14 Среднекубенский 2 1 1 1

15 Кубено-Важский 3 1 1 1

16 Унжа-Югский 1 1 3 2 1 1

17 Сухоно-Двинский 1 1 1 1

Ареалы угорного типа

10 Кубеноозерский 1 6 2

13 Харовский 1 3

А эеалы смешанного типа

3 Пошехонский 1 5 1 1 1

6 Вологодско-Г рязовецкий 3 5 8 1 3 1 1 1 2

Поселения вне ареалов 3

Итого 12 22 7 30 4 20 8 5 3 4 4 3

95 27

Группировка ареалов с помощью веерной матрицы и анализ положения контуров на карте показывает существование в центре Вологодской области компактных ареалов с плотной структурой и высокой концентрацией христианской ойконимии, на востоке -ареалов «рыхлых» и крупноплощадных, в которых христианская ойконимия растворена среди названий другого типа. Состав называний в центральных и периферийных ареалах также различается (табл. 5). В центральных ареалах представлен полный набор храмои-менований. Значительная доля приходится на Господские- в Вологодско-Грязовецком ареале ойконимы этого типа составляют 20% от общего числа. Здесь отмечены поселения с названием Троицкое. По мнению А. В. Кам-кина, церкви, освященные во имя Животворящей Троицы, редко возводились на второстепенном месте. Они ставились в больших селах и приходах, а также были форпостами христианской веры [5, с. 16-17]. На карте вологодской ойконимии названия узловых центров чаще связаны с храмами, освященными в честь Воскресения Господня, а не Святой Троицы, как следовало ожидать.

Территориальные сочетания ареалов образуют ойконимические зоны (рис. 3), которые имеют субмеридиональное простирание и в целом совпадают с направлением трасс освоения Русского Севера и, что существенно важно, с трассами монастырской колонизации. Эти пути, намеченные еще В. О. Ключевским, связывают Троицкий Сергиев монастырь с бассейнами Костромы и Вычегды (первая линия Ключевского), Шексной и Бе-лозером (вторая линия). Наиболее отчетливо выделяются контуры Шексна-Белозерской (II) и Вологодско-Кубеноозерской зон христианской ойконимии (III), практически смыкающиеся у озера Воже. Западную границу Шексна-Белозерской зоны маркирует Среднесудский ареал (2), объединяющий поселения Белозерского уезда, часть которых принадлежала в прошлом Троице-Сергееву монастырю. По данным переписи 1645-1646 гг. на этих землях располагался погост волости Танища с церковью Зачатие Иоанна Предтечи (на современной карте не показан). Рядом в XVII в. находились земли волости Доброва «А в ней погост на государевой земле, а на погосте

церковь Преображение Спасово да церковь Ильи Пророка» (ссылка по: Описание волостей ... [2, с. 199]. По Спасо-Преображенской церкви получил название н. п. Преображен-ское.

Внутренняя граница между зонами тяготеет к междуречью Шексны и Сухоны, по сути, к главному водоразделу Восточно-Европейской равнины, где сходились пути новгородцев и выходцев из Ростовско-Суздальских земель. Территории зон связаны сухопутными путями и волоками - Ухтомским, между озерами Белое и Воже, и Словенским, соединившим Шексну с Кубенским озером. Волоки располагаются в пределах Прибелозерско-го ойконимического ареала (5), который почти полностью включает территорию национального парка «Русский Север» с крупнейшими сакральными центрами региона - монастырями Ферапонтовым и Кирилло-Бело-зерским. Из подмонастырских слобод выросли города Ферапонтово и Кириллов. Общая плотность поселений в южной части ареала высока - около 120 на лист, на севере уменьшается до 90. Христианские ойконимы дополнятся названиями озер (Никольское, Покров-ское, Святое).

Южнее располагается Шексна-Андогс-кий ареал (5), на территории которого находится крупное поселение - с. Воскресенское. Оно занимает крестовое местоположение в точке, где расходятся пути из Череповца в Кириллов и Белозерск. Периферию ареала маркируют поселения с названиями, происходящие от Богородичных и Никольских храмо-именований. В поречье р. Шухтовки (приток Андоги) они образуют парное сочетание - н. п. Никольское на левом и Покров на правом коренном берегу.

Пошехонский ареал (3) охватывает западную часть Вологодской возвышенности, дренируемую реками Угла, Большой Юг и другими более мелкими притоками Шексны. Это густо заселенные территории с высокой плотностью христианской ойконимии. Границы ареала проведены по грядам, сложенные водно-ледниковыми отложениями, которые маркируют ойконимы Никольское и Покров-ское (Оларевская гряда) и Ильинское (Чуров-ская гряда). Два названия Ильинское отмечены вдоль уступа древнего приледникового

водоема, существовавшего в осташковское время ( современная граница Молого-Шексни-наской низменности). Ойконимы Воскресенское, Архангельское, Покровское отчетливо связаны с узлами транспортной сети, название Спас-Лом отмечает границу ареала земледельческого освоения в бассейне р. Большой Юг. В пределах ареала встречаются неучтенные названия Петровское, Михайловское - можно предположить, что дополнительные изыскания приведут к незначительному увеличению показателей сомкнутости и христианизации ойконимии. По данным Т. А. Листовой, в 1840 г. число престолов, освященных в честь Михаила Архангела, составляло в четырех уездах (Вологодском, Великоустюг-ском, Кадниковском и Усть-Сысольском) 19 из 736 (2,6%). Для сравнения Ильинских было в два раза больше - 4,9% [7, с. 754].

Региональный центр концентрации христианских ойконимии располагается в пределах Вологодско-Кубеноозерской зоны на территории Вологодско-Грязовецкого ареала (6). Этот контур может быть рассмотрен как довольно сложная пространственная система, переходная от региональной к локальной, с отчетливо выраженным центром и периферией и несколькими локальными группировками ойконимов - ойконимическими узлами. Ядро ареала (Привологодский ойконими-ческий узел) отличает густая сеть средних и малых рек и чрезвычайно плотная сеть мелких населенных пунктов. Поселения, названные по храмам, расположены в речных долинах, на склонах и вершинах второстепенных междуречий (табл. 3). Концентрация христианской ойконимии особенно высока в радиусе 10-35 км от Вологды, где отмечено шесть названий, в т. ч. характерные для центральных местоположений Господские - Воскресенское, Троицкое, Вознесенье. Основные типы храмоименований дополнены в ареале более редкими названиями поселений и гидронимами (р. Спасская, малый приток Вологды). Два раза упоминается Богослово, один раз - Борис и Глеб (исчезнувшее поселение с сохранившейся церковью в долине р. Масляной). На периферии ареала отмечены названия, происходящие от Никольских, Ильинских и Богородичных храмоименований. В изолированных гнездах деревень они встречаются

вместе с локативными и квалитативными ой-конимами, характеризующими время и характер освоения. Ойконим Ильинское сочетается с названиями Круглица, Круголка, Починок (водораздел Сегжи и Ухтомы, возвышенность среди обширного лесного массива), а также Раменье и Большой Дор (восточная окраина Вологодской возвышенности). Отмечена также связка Дорки - Никола. В качестве отдельного узла можно рассматривать Комё-ловскую низину с Никольским озером. В борту низины на угоре расположены н. пп. По-кровское и Воздвиженское. Названия на противоположной стороне понижения носят посессивный характер (Владычное, Попово). Из-за чрезвычайно высокой густоты сети поселений сельского типа (общее число ойко-нимов на лист составляет более 200) степень христианизации ареала определяется как средняя.

Сакральные центры Кубенского узла (10) организуют не только ментальное пространство, но и визуально воспринимаемый пейзаж. Культовые здания сохранились на открытых площадках террас, примыкающих к Кубенс-кому озеру в н. пп. Покровское, Горка-По-кровская и на водоразделе Кубенского озера и р. Вологды (с. Воскресенское), на Бохтюге (с. Архангельское), Пельшме (Погост Ильинский).

Крупные и сложно устроенные Пошехонский и Вологодско-Грязовецкий ареалы окружены более мелкими поречными и междуречными. В малонаселенной Лежской низменности деревни располагаются в долине р. Лежи и приустьевых участках ее притоков -Комёлы и Великой. На юге Лежский ареал (7) имеет линейную форму, а в северной части практически смыкается с Вологодско-Грязо-вецким. В зоне соприкосновения отмечен ой-коним Воскресенское, маркирующий локальный транспортный узел. Верхнесухонский ареал (9) приурочен к Присухонской низине

- к древним озерным террасам и отдельным невысоким поднятиям. Для него характерно типичное сочетание Богородичных, Спасских и Ильинских храмоименований. Авнигский ареал (6) на возвышенности Авнига также имеет типичный набор названий (Никольское, Спас-Ямщики, урочище Покровский Починок). Одну из наиболее высоких точек возвы-

шенности отмечает ойконим Святогорье. Поселение с этим названием находится на изолированном холме у перекрестка путей. Со строительством храма связано предание о явлении иконы Казанской Божией Матери [7]. На севере Вологодско-Кубеноозерской зоны выделен Уфтюго-Вожезерский ареал (11), расположенный в пределах Кубено-Воже-Лачс-кой низменности. Борт впадины оз. Воже, маркируют ойконимы Покровское, Никольское и Воскресенское, долину Уфтюги - Никольское и Богородское.

За пределами центральных зон ареалы христианской ойконимии располагаются в удалении друг от друга. Два изолированных ареала - Устюженский (1) и Прионежский (18) относятся к территории новгородского освоения и охватывают земли, принадлежащие в Средние века Бежецкой и Обонежской пятинам. В Устюженском ареале сакральные ой-конимы маркируют островные земельные наделы на вершинах плоских моренных холмов (н. пп. Спасское, Никола). Последнее название дано поселению, расположенному на трассе Устюжна - Бежецк, связывавшей бывшие центры Новгородской земли. Прионежский ареал выделен условно - это область десак-рализованной ойконимии.

Заозерско-Заволочская (IV) и Унжа-Двинская зоны (V) охватывают восточную часть Вологодской области, которая носит историческое название Заволочье. Заозерьем было принято называть земли к востоку от Кубенского озера и, если следовать этой традиции, в состав Заозерья необходимо включить восточную часть Кубеноозерского ареала. Роль Заволочья в освоении Русского Севера, Поморья чрезвычайно велика. Здесь проходили пути с Костромы и Унжи на Сухону и далее на Вагу и Северную Двину. Сухопутный путь шел вдоль абразионного уступа - Харов-ской гряды, где сложилось закономерное сочетание христианских ойконимов. Харовский узел (13) маркируют ойконимы Преображен-ское, Спасское, Покровское, Никольское, причем последний ойконим отмечает границу освоенной территории и крупного лесного массивы.

К северу от уступа выделены Среднеку-бенский (14) Кубено-Важский (15) ойконими-ческие ареалы с приречным и верховским рас-

положением поселений. Ойконимы маркируют ядра и границы локальных систем расселения. Среднее течение Кубены представляется собой равнину с редко встречающимися христианскими ойконимами. В долине Кубе-ны находятся дд. Спасская и Ильинская, на Вондожи, притоке Сити - пос. Никольский. Южную границу ареала определяют ойкони-мы Спасское (опустевшая деревня на холме посреди лесных пространств) и придорожное селение Никольское в верховьях р. Малый Пунгул. Кубено-Важский ареал (15) имеет линейный, вытянутый в широтном направлении контур, пересекающий Верхневажскую возвышенность и второстепенные водоразделы. Поселения связаны реками и водораздельными путями с притоками Северной Двины -Велью, Пежмой, Вагой, Кокшеньгой. Христианские ойконимы немногочисленны: Покровское на Кубене, Никольская в верховьях Пеж-мы, Погост Ильинский на Сивчуге, урочище Петропавловское на Коленьге, Спасский Погост и Ильинская на Кокшеньге.

На юго-востоке региона выделяется ком -пактный Толшменский ареал (12), в котором помимо традиционных ойконимов (Никольское, Успенье) отмечено редкое храмоимено-вание Предтеча - в честь Иоанна Предтечи. В верховьях Толшмы на пути в бассейн р. Костромы в XVI в. существовал небольшой монастырь - пустыня Алексеевская, Игошев-ская тоже, а расположенное поблизости село Алексеевское носило название по церкви, освященной во имя Алексея, Божия человека (сейчас Игошево) [16, с. 101]. О раннем сельскохозяйственном освоении территории свидетельствуют названия расположенных рядом деревень - Дор, Лом, Чертовское.

Унжа-Югский ареал (16) охватывает обширные пространства Северных Увалов. В его центральной части выделяются притрак-товые селения (приречные и склоновые) с названиями Никольск и Никольское (по Юге и Шарженьге), Воскресенское и Андреевское (на Юзе, притоке Унже). На южной периферии преобладают названия, производные от Богородичных храмоименований урочище: Покровское в верховьях Лудонги, Новопок-ровский на водоразделе Юга и Ветлуги. Севернее выделен Сухоно-Двинский ареал (17), приуроченный к Сухоно-Двинской низменно-

сти. На границе ареала в верховьях Кичмень-ги (Кичменьгская равнина) находится нежилая деревня Покровка. В целом, в нижнем течении Юга, по Сухоне и Северной Двине христианские названия редки, несмотря на высокую концентрацию информативных ой-конимов. Еще реже они встречаются на современной карте в среднем и нижнем течении Сухоны (д. Знаменское, урочище Архангельское Болото, д. Сергиевская). Отмечено церковью урочище Пятницкий Погост на Ям-же,левом притоке Северной Двины.

Христианизация пространства отражена не только в ойконимии, но и в названиях природных объектов. Святые реки, озера маркируют сухопутные и водные пути и нередко связаны с геоморфологическими узлами. Так, оз. Святое расположено у самой высокой точки на дороге, идущей от Ухотомкого волока на северо-запад - к Роксомскому озеру и далее в Прионежье (Прибелозерский ареал). Скопления топонимов данного типа за пределами селитебных зон выделены как ареалы христианской топонимии (рис. 2). Кема-Во-жезерский ареал (19) охватывает северо-западную окраину региона и территориально связан с путями, ведущими из Прионежья на Вепсовскую возвышенность и из Белозерья на север к озеру Лача. Здесь отмечены озера Троицкое (Андомская возвышенность), болото Спасское (междуречье Кемы и Индоматки), озеро Иван-Постный (северная оконечность Кирилловской гряды) и другие гидронимы (см. рис. 1). Контур Верхнеунженского ареала (20) охватывает две реки Святицы и болото Свято в бассейне Унжи на Унженской равнине.

* * *

Христианская ойконимия образует основной пласт сакральных названий, связанных с распространение православия и организацией системы приходов. В пределах ойкони-мических ареалов она маркирует ядра и границы локальных систем расселения. Оппозиция центр-периферия наиболее отчетливо проявляется в противопоставлен ойконимов «центрального типа» (Воскресенское) «окраинным» (Никольское, Покровское, Ильинс-кое), в т. ч. отмечающим границы ареала подсеки (Спас-Лом). Эта оппозиция проявляется на всех уровнях - региональном, в пределах

всей Вологодской области, локальном - на уровне ойконимических ареалов и даже в пределах отдельных гнезд поселений. Христианские названия закономерно распределены по типам и разновидностям населенных пунктов. В центре преобладают притрактовые (пореч-ные, угорные и нагорные), а на периферии -приречные, в т. ч. верховские. Объективно существует связь Ильинских храмоименований с притрактовыми поселениями - нагорными и склоновыми.

Опосредованно ареалы и узлы христианской ойконимии связаны с физико-географическими границами, прежде всего с орографическими ступенями - уступами рельефа различного происхождения, возвышенностями и грядами, к которым приурочены локальные системы расселения и транспортная сеть. Типичный пример - линейная связка ойкони-мов Воскресенское-Троицкое-Никольское, маркирующая осевую зону Надпорожской гряды (Средне-Шекснинская низменность). Поселения Харовского ареала с руинами православных церквей приурочены к трассе, проложенной вдоль уступа Харовской гряды, и ответвлениям от нее.

Количественные показатели дифференциации ойконимической информации отражают характерную для Русского Севера многовариантность приходских масштабов (см. [5]). Районам с преобладанием крупных, средних или малых приходов соответствуют совершенно определенные типы ойконимических ареалов (табл. 4). Доминирование крупных приходов со множеством деревень, расположенных не далее 5-7 верст от храма, коррелирует с высокими показателями сомкнутости и высокой (средней) степенью христианизация ойконимии (табл. 6). В тех случаях, когда поселения разбросаны на большие пространства, показатель сомкнутости ойконимии уменьшается. Это характерно для Унжа-Югс-кого ойконимического ареала, территория которого частично совпадает с контурами Никольского уезда. Единичные христианские названия на границах ойконимических ареалов маркируют центры малых приходов, образованных на путях миграционных потоков и в местах нового заселения.

По составу христианская ойконимия близка к системе храмоименований, отража-

Количественные характеристики ареалов христианской ойконимии

С іеіійн'ь 'чриопшшпіииші оіікошімііп С омкн>тость Число ніиеаніііт по селешіі ке\ тппов. ’фігстсан- 1111 її\і'і д я щ 11 на один хрн.Й пшнчжш! ОІіконнм

ской о НИМ ■ Ш □ ¡Г <11 — Е с и ЩІ II Й ~ й. ҐЦ ги Ї Е с. И КО- 10-3 и 311 <15 1 УсіложснскиЙ 2. Срелнесудскнй 3 1 Іотттекотгсгатїг Я. АввигСкнй 1 УфцКип^Вижеїер^іп^іи 12. Толііт^ійнскіій 13. ХарОБСКЗІЇ 31-50 6, ВсіЛОГОЛСІ'О-Г риЗОЯЙЦКИЙ 9 В^реттесучогтский' ІП. Кубеноезерскіш М-100

7, ТІежсі-гий зо 5. Прнбелозярский 17. Приопежскші 4. ІІІекснд-Лдаогскни

--30 16. Уівйіі-Югскии 1?. Вл'Саїїо-Еажуній ! Т.Сплрп-Дбинідсни 14 ( 'р^ДТ1ЄГЛ<>ЄГГ- СЦЕЙ

ющей церковный порядок и крестьянские приоритеты в выборе наиболее почитаемых святых и святынь. Подобный вывод можно сделать на основании сопоставления ойконими-ческих данных с расчетами А. В. Камкина (см. [5]) и Т. А. Листовой [7, с. 754].

Согласно исследованиям А. В. Камкина, в приходах, исторически тяготевших друг к другу, присутствовали все типы православных храмоименований [5]. Этот вывод согласуется с результатами топонимического картографирования и применим к ареалам с высокой сомкнутостью ойконимии, расположенным в центральной части региона. Сравнивая данные табл. 6 и учитывая, что площадь современной Вологодской области значительно меньше, чем в XIX в., можно предположить, что как минимум каждый пятый-четвертый престол давал название поселению. В поречье р. Толшмы этот показатель составляет два к одному. Из восьми приходов храмоимено-вания как минимум четырех были закреплены в названиях поселений. В настоящее время это н. п. Никольское, Успенье, нежилая деревня Предтеча, а также н. п. Игошево, в прошлом Алексеевское. Окончательный ответ на вопрос о количественном соотношении пре-

столонаименований и христианских ойкони-мов требует дальнейших изысканий с использованием соответствующей исторической базы.

Христианская ойконимия довольно активна на уровне муниципальных образований низового и районного уровня (Никольский район). В Пошехонском ареале узлами системы расселения и транспортной сети выступают н. пп. Воскресенское и Архангельское, в Вологодско-Грязовецком - с. Спасское, расположенное на малом притоке р. Шаграш. В Великоустюгском районе в верхнем течении Кичменьги существовали деревни, объединенные в Покровский сельсовет (в Атласе деревни показаны как нежилые). Центром самого большого по количеству населенных пунктов муниципального образования Кадуйского района является с. Никольское, объединяющее 53 населенных пункта [13, с. 9]. Близкий состав храмоименований определял содержание городской микротопонимии. В описании поселения, существовавшего в XII в. на месте Вологды, указан средний посад Воскресения, а в XVII в. в городе имелись улицы Покровская, Рождественская, Пятницкая, Троицкая, Фроловская, Изосимовская [16, с. 53].

Сакральный каркас ойконимических ареалов

№ Ареалы христианской оиконимии Типы храмоименований

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Господские Рождественские Богородские Архангельские Никольские Ильинские Воздвиженские и є £ Итого

Господские Спасские Троицкие

1 Устюженский 1 1 1 3

2 Среднесудский 1 1 1 1 4

3 Пошехонский 1 2 1 2 3 9

4 Шексна-Андогский 1 1 2 4 8

5 Прибелозерский 1 1 3 1 1 4 11

6 Вологодско-Грязовецкий 2 2 1 3 5 1 3 4 1 3 25

7 Лежский 1 2 1 4

8 Авнигский 1 1 1 1 4

9 Верхнесухонский 2 1 1 1 1 6

10 Кубеноозерский 1 2 3 1 1 1 9

11 У фтюго-Вожезерский 1 2 2 5

12 Толшменский 1 1 1 3

13 Харовский 1 1 1 1 4

14 Среднекубенский 2 2 1 5

15 Кубено-Важский 1 1 1 2 1 6

16 Унжа-Югский 1 2 4 9

17 Сухоно - Двинский 2 1 1 4

Ойконимы вне ареалов 1 3

Итого 10 13 3 3 25 4 29 14 4 17 122

Аналогичная ситуация складывалась в Бело- лений отражают систему православных цен-

зере, Устюжне Железопольской и Череповце. ностей и церковный календарь с чередой преВ целом, христианские названия посе- стольных праздников и постов. Система хри-

Таблица 6

Храмоименования и посвящения престолов на Русском Севере

Пространственная система Посвящения престолов и храмоименования, определившие названия поселений

Господские Рождественские Богородские Архангельские Никольские Ильинские Воздвиженские е и г у р « Итого

Христианская ойконимия Вологодской области (по данным Атласа [9]) 21,3 2,4 20,5 3,3 23,8 11,4 3,3 14,0 122

Престолы на территории Вологодского, Великоустюгского, Кадниковского и Усть-Сысольского уездов (по Т. А. Листовой [7]) 18,0 21,4 2,6 15,2 4,9 нет данных 736

стианской ойконимии оказалась настолько стабильной, что сумела устоять в ХХ в. и по-прежнему сохраняет свое месте в структуре информационного пространства региона. В реальном мире православное начало оказалось менее устойчивым. В советское время, когда храмовую организацию сменила клуб -ная, церкви, кроме наиболее выдающихся памятников архитектуры, были перепланированы или разрушены. Значительная часть указанных в атласе [9] построек представлена руинами соборов и церквей - храмы, маркировавшие путь, служившие защитой для путника, утратили свою сакральную функцию. В определенной степени этот процесс коснулся и христианской ойконимии. Современные трассы Вологодской области проходят за пределами поселений (что следует всячески приветствовать) и не обеспечены информацией о

православных центрах. Исключение составляет Спасо-Прилуцкий и другие крупнейшие монастыри. Сам регион позиционируется как родина Деда-Мороза, а утраченная традиция установки придорожных крестов возродилась самопроизвольно и в своеобразной форме: родственники погибших в дорожно-транспортных происшествиях размещают в местах ДТП венки, кресты и даже подобия небольших часовен. Вместе с тем, сохранившийся ойконимический каркас может служить основой для определения площадок под строительство новых церковных зданий, основанием для восстановления разрушенных храмов или устройства часовен на месте бывших алтарей, что в дореволюционном прошлом предписывалось церковными правилами.

Литература

1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М.: Мысль, 1993.

2. Алексеева С. А. Описание волостей Танищи, Дуброва и Сухоч в переписной книге Белозерского уезда 1645-1646 годов // Кадуй: Краеведческий альманах. - Вологда: ВГПУ, 2005. - С. 195-211.

3. Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Туров И. С., Черный А. И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. - М.: ВИНИТИ, 1996.

4. Витов М. В., Власова И. В. География сельского расселения Западного Поморья в XVI-XVIII веках. - М.: Наука, 1974.

5. Камкин А. В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. -

Вологда, 1992.

6. Кузнецов А. В. Русские топонимы Тотемского края (Из названий деревень)

http ://www. booksite.ru/fulltext/two/tot/ma/4. htm_

7. Листова Т. А. Религиозно-общественная жизнь: представления и практика // Русский Север: Этническая история и народная культура XVII-XX века. - М.: Наука, 2001. - С. 706-755.

8. Новгородская область. Топографическая карта. Масштаб 1:200 000. - М., 1997.

9. Общегеографический региональный атлас «Вологодская область». - М., 2001.

10. Псковская область. Топографическая карта. Масштаб 1:200 000. - М., 1997.

11. Словарь вологодских говоров. - Вологда, 1985.

12. Соколова А. А. Ойконимия и культурные ландшафты Вологодской области // Проблемы этнической географии и культурного районирования. - Псков: Издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. - С. 109-117.

13. Судаков Г. В. Кадуйский район сегодня // Кадуй: Краеведческий альманах. -

Вологда: ВГПУ, 2005. - С. 3-10.

14. Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1993.

15. Туровский Р Ф. Русское православное подвижничество как географический процесс // Проблемы этнической географии и культурного районирования. - Псков: Издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. - С. 62-82.

16. Чайкина Ю. И. Географические названия Вологодской области: Топонимический словарь. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.