11. Иоанн (Снычев), митр. Русский узел / Митр. Иоанн (Снычев). -СПб.: Изд-во «Царское дело», 2008. - 408 с.
12. Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания / Митр. Иоанн (Снычев). - СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. -352 с.
13. Мраморнов А. Просветов Р. 1917-1918: годы излома // Журнал Московской Патриархии. - 2017. - № 1. - С 66-69.
14. Назаров М.И. Апокалипсис и Россия - вождю Третьего Рима / М. Назаров. - М.: Алгоритм, 2012. - 240 с.
15. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. Т. 3 / Сост. Б.Н. Тарасов. - М.: Издательский Центр «Классика», 2003. - 528 с.
16. Христианство: век за веком. Очерки по истории Христианской Церкви / Под общ. ред. архиепископа Егорьевского Марка (Головкова). - М.: Даръ, 2011. - 640 с.
17. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / М.В. Шкаровский. - М.: Вече, 2010. - 480 с.
18. Яковлев А.И. Путь истины. Очерки о людях Церкви Х1Х-ХХ веков / А.И. Яковлев. - М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. - 672 с.
УДК 930.85
Христианская община Рима и первые гонения при Нероне
Исаева Екатерина Олеговна воспитанница 4 курса Пензенской Духовной семинарии, Россия, г.Пенза Isaeva. Katarina@yandex. ги
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы относительно первых гонений на христиан при Нероне. Каков был социальный состав первых христианских общин, их численность? Обзор различных источников позволяет сделать следующие выводы: причина первых гонений на христиан при Нероне была независимой от произошедшего бедствия.
Ключевые слова: Древний Рим; христианская община; правление Нерона; первые гонения на христиан; мученичество.
A christian community of Rome and the first persecution of Christians by Nero
Isaeva Ekaterina O. student of the 4 course of the Penza Theological seminary, Russia, Penza Isaeva. Katarina@yandex. ru
Abstract: In the article problems of the first known persecution of Christians performed by emperor Nero are examined. The author reviews a social structure of the first Christian communities, their size. Examining different sources makes it possible to conclude that the reason of the persecution did not depend on the catastrophe happened.
Key words: ancient Rome; Christian community; reign of Nero; persecution of Christians; martyrdom.
Почему начались гонения на христиан в первом веке? По некоторым данным известно, что Римская империя не была ни кровожадной, ни фанатичной - напротив, она была чрезвычайно терпима даже к самым странным культам. Почему же она не смогла стерпеть христианство?
В Деяниях святых апостолов находим, что впервые христиан стали так называть в Антиохии. Проповедники новой религии публично отделялись от синагог и собирали вокруг себя, в частных домах, своих последователей [2]. Число последних сделалось настолько велико, что имя Христово стало общеизвестным. Истинные обстоятельства, при которых появилось христианство в Риме, остаются неизвестными. Деяния святых апостолов нам говорят, что, вероятно, оно было занесено туда после Пятидесятницы кем-нибудь из римских прозелитов, слышавших в Иерусалиме апостольскую проповедь, которая была так плодотворна обращена. Иудейский элемент в первой христианской общине был многочислен; вероятно также и то, что первоначально развилась в частях города, по преимуществу населенных евреями [4].
Христианство в Древнем Риме развивалось стихийно. К общинам примыкали рабы или вольноотпущенные, беднота. В новой религии они стремились обрести утешение и возможность после смерти получить награду за страдания в этом мире.
Христианство распространялось практически среди всех народов, населявших Древний Рим. Вначале общину составляли иудеи диаспоры, но вскоре к ним присоединились и христиане из язычников. Идеи были универсальными и общечеловеческими. Постепенно расширяются и его
социальные рамки: во II-III веках нашей эры к общинам примыкают уже небедные люди.
В 64 году в городе было уже «огромное множество верующих» [7].
В религии Рима не было никакого догматического учения. Это было собрание частей разнородного происхождения. Римский пантеон постоянно пополнялся новыми божествами от побежденных племен.
«Молиться чужим богам было дозволено; но исповедовать, что они одни только имело право на почитание, только они одни существовали и одни были, безусловно, истинны, - это считалось подрывом и оскорблением римского могущества» [7]. Верили, что прочность язычества неотделима от крепости самого Рима, поэтому всеми силами старались остановить проповедь новой религии.
Христианство существовало задолго до того времени, как Римская империя обратила на него внимание. По выражению Тертуллиана, христианство возросло в тени этой дозволенной религии [8].
Вначале римская власть не отличала христиан от иудеев, которые к тому времени уже завоевали себе статус законной религии «под покровом иудейства» [8]. Церковь встала на ноги, распространилась по всей Империи и укрепилась. Но уже в этот ранний период христиане часто сталкиваются с неприязнью, а часто и ненавистью к ним со стороны толпы. Отсутствие храмов, ночные собрания, таинственные обряды, общие трапезы мужчин и женщин - все это не могло не возбудить всяких слухов, сплетен, подозрений.
Это не могло стать их причиной - римское государство было правовым и не допускало самоуправства толпы. Следовательно, причину гонений следует искать в сущности римской государственности.
16 июля 64 г. в Риме разразился невиданный по своей силе пожар, от которого выгорела большая часть города. Подозрения в поджоге пали на императора Нерона, который к тому времени утратил большую часть своей первоначальной популярности и был известен самыми сумасбродными выходками. Чтобы снять подозрения с себя, Нерон объявил о вине христиан. Следовательно, к тому времени они были уже достаточно известны.
Историк Тацит, писавший об этом эпизоде через пятьдесят лет, не верил, что «зловредная секта христиан» была виновна в пожаре, хотя и не видел ничего плохого в казни представителей отвратительной антисоциальной группы, повсеместно ненавидимой за свои пороки. Но, как подчеркивал Тацит, эта казнь все же должна была бы быть законной: «Сначала были схвачены те, которые признавали себя христианами, а затем, по их указанию, захвачено было множество лиц, которых и уличали не столько в поджоге, сколько в ненависти к человеческому роду. И хотя эти люди и были виновны, но они возбуждали к себе жалость и сострадание, потому что гибли не для общего блага, а для удовлетворения жестокого каприза одного» [7].
Гонение Нерона при всей его жестокости и кровопролитности было ограничено пределами Рима и не было вызвано идеологическим конфликтом между Церковью и Государством: просто Нерону нужно было обвинить кого-нибудь в пожаре. Тем не менее, это создало прецедент: магистраты приговаривали христиан к смерти лишь за то, что они были христианами, а не по какой-либо иной причине. Христиане, одетые в кожи, были преследуемы собаками как дичь, христианки в мифологических костюмах были отдаваемы зверям, распятые - облиты смолой и зажжены, как факелы.
Светоний же пишет, что гонение представляется независимо от бедствия (пожара). Он опускает этот случай и дает только представление об общей меры преследования. «Христиане», - говорит он, - «люди с новым и вредным суеверием, были подвергнуты различным наказаниям» [4].
Историческую важность для нас представляет первое послание апостола Петра, в котором встречаем: «А если кто пострадает, как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» [2]. Следовательно, христиан этих провинций казнили, и одна их религия, помимо каких-либо обвинений по общим законам, могла быть для них причиною осуждения. Есть мнения, что время написания послания непосредственно после событий 64-го года, когда преследования достигает провинций. Апостол дает советы, наставления ввиду нового бедствия.
Гонение прошло довольно быстро, и внешне положение успокоилось. Однако, скорее всего, давление на Церковь продолжилось, и, без сомнения, некоторые христиане заколебались. Появились первые отпавшие. Наверняка, многие иудеи и язычники, ранее спокойно исповедовавшие легальный иудаизм и затем присоединившиеся к Церкви, начали испытывать сомнения в своем решении. Именно к таким людям обращено «Послание к евреям». Его анонимный автор, который, по всей видимости, принадлежал к кругу апостола Павла, призывает колеблющуюся римскую общину помнить о незавершенности иудаизма и об исполнении его в христианстве на основании того, что Христос является единственным Сыном Божиим. Автор призывает римских христиан не забывать примера своих прежних наставников и сохранять верность наставникам нынешним, не прекращать заботу о заключенных братьях и ободряться тем, что в казнях христиан наступило затишье [2].
Библиография
1. Аллар, П. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия / П. Аллар. - СПб., 1895.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: «Российское Библейское общество», 2003. - 927 с.
3. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. II. Лекции по истории древней церкви. Введение в церковную историю. - М., 2000.
4. Дворкин А.П. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005.
5. Евсевий Памфил. Церковная история. - М., 2001.
6. Тацит Корнелий. Сочинения в двух томах. Т. 1. Анналы. Малые произведения. - Л., 1969.
7. Тертуллиан. Апология // Отцы и учители церкви III в. Антология / Сост. иером. Иларион (Алфеев). - М., 1996. - Т. 1. - С. 317-378.
УДК 27-75
Современная икона: возвращение к канону и ответственности
(заметки иконописца)
Данилов Андрей Николаевич студент 3 курса заочного отделения Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), член Творческого Союза художников РФ, иконописец Иконописной школы-мастерской «София»,
Россия, г. Москва - г. Белгород wodnik@yandex. ги
Аннотация: В статье рассматривается вопрос об отношении современных русских иконописцев к канону при написании икон и об ответственности авторов за уровень работы не только перед собой, но перед Создателем. Хотелось бы в сознании читателя закрепить мысль о том, что икона - это не живописная картина, но совершенно другое явление. Через неё мы прикасаемся к Невидимому, которое, по словам Апостола Павла, вечно; хотелось бы также донести мысли о том, что массовое «иконнное производство», тиражирование образов ведёт к безусловному снижению творческой планки иконописцев. Вывод видится в поиске творческой гармонии художника-иконописца и богословского Канона, а также в более тесной связи признанных мастеров церковного искусства и молодого поколения иконописцев. Новое - это всегда хорошо забытое старое. Существовавшая в прошлом обучающая практика «наставник-ученик» обязательно даст положительные результаты и в наши дни.
Ключевые слова: иконопись, канон, ответственность, Андрей Рублёв, Феофан Грек, иконология, светская культура, тиражность образов.